Мониторинг по шахматам в доу

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :

-Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;

-создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

а) образовательные :

-формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

способствовать освоению детьми основных шахматных понятий : шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д. ;

-познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;

-учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;

-обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

-содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

-учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

-приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

-формировать мотивацию к познанию и творчеству;

-создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

-поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:

-наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Оборудование для реализации программы в группе :

дидактические игры для обучения игре в шахматы;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

настольные шахматы разных видов;

шахматные часы;

обучающие видеоуроки по шахматам;

Технические средства обучения : автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор, принтер).

Программа обучения рассчитана для детей 5-6 лет, наполненность группы 5-10 человек, поскольку работа в основном ведется индивидуально.

В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещения, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Перерывы между занятиями не менее 10 минут. Формой подведения итогов являются выставки работ детей.

Продолжительность 1 занятия Периодичность в неделю Количество занятий в неделю Количество занятий в год

25 минут 1 раза 4 занятий 36 занятий

№ п/п Тема занятия Количество занятий

Всего Теоретические Практические

1 В стране шахматного королевства 1 1 -

2 Волшебная доска 5 2 3

3 Шахматные фигуры 2 1 1

4 Начальное положение 2 1 1

7. Ладья против слона. 2 - 2

13. Шах и мат. 1 1 -

14 Мат в один ход. 1 - 1

15 Ничья и пат. 2 1 1

16 Рокировка. 1 - 1

17 Шахматная партия 1 - 1

18 Развлечение. Шахматный карнавал. 1 - 1

Итого 36 занятий 17 занятий 19 занятий

№ ТЕМА ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ/МАТЕРИАЛ

3 Волшебная доска. Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий. Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация, заготовка на листе шахматной доски.

7 Шахматные фигуры. Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Набор шахмат, интерактивная презентация, волшебный мешочек.

8 Шахматные фигуры. Продолжение. Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий. Набор шахмат, интерактивная презентация, волшебный мешочек.

10 Начальное положение. Продолжение. Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Набор шахмат, интерактивная презентация, карточки, карандаши.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

36 Развлечение. Шахматный карнавал

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики

К концу первого года обучения ребенок должны знать:

- историю возникновения шахматной игры;

- шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

- названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- решать элементарные шахматные задачи.

- правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры

0 (Низкий) : ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

Инновационные подходы к организации дополнительного музыкального образования детей старшего дошкольного возраста " Инновационные подходы к организации дополнительного музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ". На современном.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:

- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.

Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.

Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.

Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны:

а) образовательные:

Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий

Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.

Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии.

Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

б) развивающие:

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

Формировать мотивацию к познанию и творчеству

в) воспитывающие:

Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Объем программы: программа рассчитана на два года обучения.

Режим образовательной деятельности обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной программы, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут. Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:

- в первом году обучения 36 часов;

- во втором году обучения 36 часов.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

- дидактические игры для обучения игре в шахматы;

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

- настольные шахматы разных видов;

- обучающие видеоуроки по шахматам;

Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).

Планируемые результаты освоения программы:

- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).

Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта. Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

К концу первого года обучения дети должны:

• правила и цель игры;

• основные шахматные термины;

• ходы и взятие фигур;

• три защиты от шаха;

• простейшие способы матования;

• первичные знания по началу партии;

• общие сведения из истории возникновения и развития шахматной

• читать шахматную нотацию;

• предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;

• правильно защищать короля от угроз;

• составлять простейший план действий в игре;

• ставить мат в один ход.

К концу второго года обучения дети должны:

• простейшие тактические удары (двойной удар, связка);

• в каких случаях партия заканчивается вничью;

• основные правила игры в дебюте.

• правильно делать рокировку;

• ставить "вилки" и связки;

• ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);

• ставить мат в один ход;

• защищаться от "детского мата";

• атаковать слабый пункт f7 (f2);

• видеть и наносить простейшие тактические удары;

• решать 1-2- ходовые задачи;

• от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.

Мониторинг уровня освоения шахматной игры детьми 5-6 лет. Задание № 1 (Знания. История шахматной игры).

Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?

Высокий - рассказывает об истории шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 2-3 чемпиона мира по шахматам. Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1 чемпиона мира по шахматам.

Задание № 2. (Знания. Правильное расположение шахматной доски). Инструкция:

Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол.

Высокий - правильно выполняет задание. Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 3. (Знания. Название шахматных фигур). Инструкция:

Высокий - правильно выполняет задание.

Средний - выполняет задание, допуская 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 4. (Расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске).

Посади своих учеников каждого на свое место.

Высокий - правильно выполняет задание.

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 5. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1:

Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Высокий - правильно выполняет задание

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно.

Мониторинг уровня освоения детьми 6-7 лет шахматной игры.

Задание № 1. (Знания. История шахматной игры). Инструкция:

Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?

Высокий - знает историю возникновения шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 7-8 чемпионов мира по шахматам.

Средний - рассказывает об истории шахмат с дополнительными вопросами педагога. Называет 4-5 чемпионов мира по шахматам.

Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1-2 чемпионов мира по шахматам.

Задание № 2. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1:

Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Высокий - правильно выполняет задание

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно.

Высокий - выполняет задание правильно.

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает 1- 2 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 4. (Знания. Мат на шахматной доске). Инструкция:

Высокий - выполняет задание правильно.

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 5. (Умения. Разыгрывание шахматных положений). Инструкция 1:

Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы перекрыть ход черной пешке? (схема расстановки шахматных фигур№11).

Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю? (схема расстановки шахматных фигур №12).

Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть на ладью? (схема расстановки шахматных фигур №13).

Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать тупик коню? (схема расстановки шахматных фигур №14).

Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью? (схема расстановки шахматных фигур №15).

Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.

Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки.

Низкий - ребенок выполняет задания не правильно.

Задание № 6. (Умения. Ставим шах). Инструкция:

(схема расстановки шахматных фигур №16,17,18,19,20).

Высокий - правильно выполняет задание.

Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 7. (Умения. Ставим мат). Инструкция:

Высокий - правильно выполняет задание.

Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого, или допускает 1-2 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно.

Уровни освоения программы:

Высокий уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.

Средний уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными. Низкий уровень - ребенок не может вести игру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Рассмотрено и утверждено Утверждено:

на педсовете Заведующий МБДОУ «Центр развития

протокол № ______ ______________Гаргаполова О.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

2015-2016 учебный год

Шкред Натальи Сергеевны

По дополнительной образовательной услуге

Пояснительная записка 3

Календарно-тематическое планирование 1 год обучения 5

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения 19

Методика обследования уровня развития умений и навыков детей 31

Список литературы 34

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.

Педагогические задачи, стоящие перед игрой в шахматы, довольно широки и разнообразны:

Образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.;

Воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;

Эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Категория детей, занимающаяся шахматами – это старшие и подготовительные группы детей дошкольного возраста.

Непосредственно образовательная деятельность по игре в шахматы проводится 2 раза в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность - 30 минут.

Сроки реализации программы: 2 года.

Учебный план охватывает 5 блоков: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка фигур, ходы и взятие фигур, тактические приемы. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.

дидактические игры для обучения игре в шахматы;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

Две девочки сидят за шахматными досками

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы.

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

  • Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
  • Развивают память и пространственное воображение.
  • Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
  • Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
  • Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
  • При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
  • Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
  • Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Два мальчика играют в шахматы на полу и размышляют

Игры в шашхматы и шашки учат размышлять, анализировать и прогнозировать действия

Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Некоторые школы раннего развития предлагают обучать малышей играм в шашки и шахматы с трёх, а то и с двух лет. Однако на деле такие занятия представляют с собой просто манипуляции с фигурами (они используются не по прямому назначению). Подобные задания дети раннего возраста могут выполнять и с другими предметами.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.

Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.

Мальчик и девочка играют в шахматы, а другой мальчик наблюдает

Сначала лучше вовлечь в игру наиболее активных детей, лидеров, а глядя на них, и другие ребята включатся в процесс

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур.

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или шахматами в дальнейшем.

Две пары детей играют в шахматы

Каждый ребёнок периодически должен играть и с более сильным соперником, и с более слабым

Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Наоборот, нужно приободрить малыша, научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. Педагог должен убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться.

После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек и шахмат на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.

Оформление стены в шахматном уголке в группе

Желательно оформить в группе специальный уголок шашек и шахмат

В шахматном уголке можно разместить игровых персонажей, которые всегда будут присутствовать на детских играх. Например, это могут быть шахматный король и королева. Или можно изготовить из картона короны чёрного и белого цвета и предлагать ребятам перевоплощаться в ту или иную фигуру во время игры.

Куклы, изображающие шахматного короля и королеву

Куклы воспитатель может сделать своими руками, для изготовления головы можно использовать обычные капроновые колготки

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.

Девочка играет с магнитной доской, к которой крепятся шахматы

Благодаря магнитной доске сразу все воспитанники могут увидеть расположение игровых фигур

Методика проведения занятий по шахматной игре в детском саду

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.

В. А. Сухомлинский

Педагогические приёмы обучения дошкольников игре в шахматы

Дети расставляют фигуры на шахматных досках

Можно предложить дошкольникам соревнование: кто быстрее правильно выстроит все фигуры на шахматной доске

Усилить интерес к шахматам поможет использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.

На занятиях следует активно использовать художественное слово, например, загадки про шахматные фигуры:

  • Стою на краю, путь откроют — я пойду. Только прямо хожу, как зовут не скажу. (Ладья).
  • Маленькая, удаленькая, много полей вперёд прошла и фигуру нашла. (Пешка).
  • Два братца в одной армии служат, а на одной дороге встретиться не могут. (Слоны).

С помощью шахмат можно разыгрывать с детьми небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием воинов-фигур, которые защищают короля с королевой, или про одинокую пешку, которая искала себе друзей. Всё зависит от креативности воспитателя.

  1. Взять в правую руку любую понравившуюся фигуру.
  2. Поднять руки вверх и переложить фигуру в левую руку.
  3. Опустить руки, наклониться вперёд и переложить фигуру обратно в правую руку.
  4. Присесть, руки завести назад и переложить фигуру в левую руку.

Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности дошкольников. Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.

Конкурс рисунков и поделок на тему шахмат

Тему шахмат можно успешно обыгрывать и на занятиях по изобразительному творчеству

Фотогалерея: дидактические игры и оборудование для обучения шахматной игре

Тема шахмат может обыгрываться в различных настольно-печатных играх Дошкольникам наверняка понравятся напольные шахматы Играть в шахматы будет ещё интереснее, если предложить ребятам фигуры в виде реалистичных воинов Ребята с удовольствием соберут шахматное поле из пазлов, а потом уже будут играть с фигурами

  • На ковре-самолёте
    Отправляемся мы в путь!
    Знания, смекалку, ловкость
    Взять с собой не позабудь.

В.: Садитесь и в путь! А что это случилось? Почему это мы не летим? Ребята, давайте посчитаем! 1, 2, 3…, 10 полетели… Ура! (Звучит музыка).

  • Так, вокруг все оглядимся.
    Разноцветия тут нет,
    Только чёрно-белый цвет.
    Клетки тут везде, квадраты,
    Почему же так, ребята?

Царь Мудрец: Правильно отгадали загадки, я очень рад. Рады встречи с вами и шахматные фигуры, они правильно встали на шахматную доску. (Показ слайда).
В.: Царь Мудрец, ребята немного устали с дороги и хотят провести физминутку.
Царь Мудрец: Хорошо!
В.: А сейчас мы с вами превратимся в пешек.

  • Ну-ка, пешки, поиграем.
    Головой мы повращаем
    Вправо — влево, а потом (Вращают головой)
    3, 4, приседаем.
    Наши ножки разомнём. (Приседают)
    1, 2, 3 — на месте шаг.
    Встали пешки дружно в ряд.
    Мы размялись от души,
    За столы мы вновь спешим. (Садятся за столы)

Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

Игра в шашки только на первый взгляд кажется не столь сложной, как шахматы. Здесь также есть свои тонкости, их освоение требует систематических занятий, где присутствует и теория, и практика.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также проводится по принципу от простого к сложному. Вначале ребятам демонстрируется доска и фишки двух цветов. Затем они учатся правильно расставлять фигуры только на чёрных клеточках. Самое же основное для педагога — чётко сформулировать саму суть игры: она в том, чтобы продвигая свои шашки, перекрыть противнику все ходы и уничтожить его фигуры. Усвоить эти правила поможет такое стихотворение:

Ключевая цель обучения заключается в том, чтобы дошкольники научились видеть из множества ходов наиболее целесообразный в данной ситуации, а также предвидеть ходы противника. Чтобы воспитанники поняли суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим числом клеточек и, соответственно, с меньшим числом шашек. А уже потом можно приступать к игре на стандартной доске.

Мальчик и девочка играют в импровизированные шашки

В самом начале обучения игре в шашки клеточек на поле может быть меньше, как и самих фигур

Объясняя правила шашечной игры, педагог также может использовать образность. Например, он сообщает ребятам, что среди фигур бывают герои, настоящие бойцы — простые шашки, которые добравшись до противоположного края поля, превращаются в дамки (перевёрнутые фишки). Эта самая сильная фигура, которая может ходить по всей диагонали, побеждая шашки противника.

Усилить интерес к игре также поможет необычное оборудование. Это могут быть большие напольные шашки с надувным полем (прекрасный вариант для летнего времяпрепровождения на улице), а также различные креативные наборы с необычными фигурами и доской.

На занятиях воспитатель обязательно расширяет кругозор дошкольников — сообщает им занимательные сведения из истории шашек, к примеру, такие:

Ребятам будет интересно послушать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

Используя шашки, педагог может предложить воспитанникам эстафету. Это повысит интерес к изучению игры, внесёт оживление и создаст замечательный эмоциональный настрой. Ребята делятся на 2 команды, перед каждой лежит доска, а рядом — шашки. Каждый игрок берёт в руки шашки. По сигналу педагога каждая пара бежит к полю и ставит фигуру на клетку, которую называет воспитатель. Победителем становится команда, которая быстрее справилась с заданием и не сделала ошибок в расстановке фишек.

Соревноваться можно и в обратной последовательности — снимать фишки одну за другой согласно указанию педагога.

Фотогалерея: необычные шашки для воспитанников ДОУ

Чтобы игра проходила веселее, вместо привычных шашечных фигур можно использвать объёмных божьих коровок из картона двух цветов Замечательно, если в группе есть напольный набор шашек, с ним хорошо играть на улице в тёплое время года Интересная идея — шашки из пуговиц (у одного игрока — кружочки, у другого — сердечки) Используя подобное оборудование, игру в шашки педагог может превратить в сказочное действие

Читайте также: