Мониторинг детей с овз в доу

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Мониторинг развития ребенка с ОВЗ как основа составления и реализации индивидуальной образовательной программы Мониторинг развития ребенка с ОВЗ как основа." — Транскрипт:

3 Условия реализации проекта: детский сад компенсирующего вида (11 групп)

4 В детском саду 11 групп для детей с нарушениями: ОДА; зрения; задержкой психи- ческого развития; умственной отсталостью; группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья (сложные нарушения в развитии).

5 Актуальность реализации инновационного проекта: Необходимость разработки мониторинга образовательных потребностей ребенка как основы грамотного обоснованного индивидуального проектирования и своевременной помощи ребенку с ОВЗ уч. год - 42 ИОП из 115 воспитанников д/сада Необходимость разработки мониторинга образовательных потребностей ребенка как основы грамотного обоснованного индивидуального проектирования и своевременной помощи ребенку с ОВЗ уч. год - 42 ИОП из 115 воспитанников д/сада

6 Рабочая группа: 10 чел. педагоги- психологи (2 чел.) педагоги- психологи (2 чел.) музыкальный руководитель (1 чел.) музыкальный руководитель (1 чел.) учителя-дефектологи (7 чел.) учителя-дефектологи (7 чел.)

7 Результаты 1 полугодия 2013 г. 1.Создание банка данных об имеющемся диагностическом обеспечении, анализ предлагаемых методик с позиции возможности использования для определения уровня актуального развития и ЗБР детей с разными видами нарушений (аннотированный каталог диагностических методик). 2.Разработка системы критериев и показателей развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. 1.Создание банка данных об имеющемся диагностическом обеспечении, анализ предлагаемых методик с позиции возможности использования для определения уровня актуального развития и ЗБР детей с разными видами нарушений (аннотированный каталог диагностических методик). 2.Разработка системы критериев и показателей развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

8 Результаты 1 полугодия 2013 г. 3.Разработка пакета диагностического инструментария (Карта развития ребенка) для определения уровня актуального развития ребенка и его потенциальных возможностей: -система диагностических заданий и тестов по изучению состояния ВПФ (психических процессов), общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы, характеристики деятельности – дети с ЗПР, УО, ОДА, нарушениями зрения и др. -единые диагностические материалы. 3.Разработка пакета диагностического инструментария (Карта развития ребенка) для определения уровня актуального развития ребенка и его потенциальных возможностей: -система диагностических заданий и тестов по изучению состояния ВПФ (психических процессов), общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы, характеристики деятельности – дети с ЗПР, УО, ОДА, нарушениями зрения и др. -единые диагностические материалы.

9 Результаты 1 полугодия 2013 г. 4) Составление методических рекомендаций по проведению и оформлению результатов комплексного исследования развития ребенка (виды помощи и критерии оценивания). 5) Подбор единого стимульного материала. 6) Составление графика, отражающего профиль развития ребенка. 4) Составление методических рекомендаций по проведению и оформлению результатов комплексного исследования развития ребенка (виды помощи и критерии оценивания). 5) Подбор единого стимульного материала. 6) Составление графика, отражающего профиль развития ребенка.

12 Перспективы продолжения работы по проекту на 2 полугодие 2013 г.: 4. Разработка концепции, механизма составления, примерного содержания ИОП с учетом критериев мониторинга для детей с разным уровнем актуального развития, разными видами нарушений. 5. Анализ, обобщение и представление опыта работы базовой площадки на различных форумах и в печатных изданиях, в том числе – с использованием Интернет-ресурсов. 4. Разработка концепции, механизма составления, примерного содержания ИОП с учетом критериев мониторинга для детей с разным уровнем актуального развития, разными видами нарушений. 5. Анализ, обобщение и представление опыта работы базовой площадки на различных форумах и в печатных изданиях, в том числе – с использованием Интернет-ресурсов.

13 Ожидаемые конечные результаты: Ожидаемые конечные результаты: 1. Наличие технологии мониторинга развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, позволяющей определить структуру нарушений, направление и содержание ИОП и т.д. 2. Устойчивая положительная динамика в развитии каждого ребенка, являющаяся предпосылкой для формирования и дальнейшего развития интегративных качеств личности. 3. Распространение использования технологии в работе с детьми с ОВЗ, интегрированными в образовательную среду детских садов общеразвивающей направленности. 4. Структурно-функциональная модель организации деятельности команды специалистов по реализации диагностических мероприятий.

14 Ожидаемый результат взаимодействия : Сопровождение инновационной деятельности: 1) Информационное: возможность получения и представления информации и опыта. 2) Организационное: планирование и структурирование деятельности, корректировка задач. 3) Методическое: консультирование научных руководителей, экспертиза материалов и т.д. 4) Обеспечение статуса инновационной площадки как мотивационная составляющая деятельности.

Дата поступления в образовательную организацию:

- разновозрастная группа от 5 до 7;

Заключение и рекомендации ПМПК Рекомендации для реализации права на образование:

• нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста;

• адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;

Конкретизация категории ОВЗ:

• Пр АООП ДО для детей с РАС

Психолого-педагогическая характеристика • Внешний вид ребё нка: опрятный

Исследование движений и действий: недоразвитие мелкой моторики.

Состояние эмоционально-волевой сферы: аутоагрессия, нестабильность эмоционально – волевой сферы.

Состояние психических процессов и познавательной деятельности: сформированность познавательных процессов не соответствует возрастной норме.

• Изучение представлений о ближайшем окружении, окружающем мире: низкий уровень сформированности учебно – познавательной деятельности.

Особенности речевой деятельности: не соответствует возрастной норме, словарный запас беден.

Состояние игровой деятельности: преобладает мотивация к взаимодействию со взрослыми в игровой деятельности.

Состояние продуктивной деятельности: темп деятельности неравномерный, характерны спады во время выполнения заданий.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка Цель данного маршрута помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему, максимально возможному его развитию.

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП - воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении;

- формировать коммуникативные умения и навыки;

- формировать сенсорное развитие;

- повышать двигательную активность ребенка;

- стимулировать звуковую и речевую активности.

Организационный раздел АОП

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Архитектурная среда и учебное пространство

Для визуализации предметно-пространственной развивающей образовательной среды используют: Иллюстрируемые правила поведения

• Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ Неполный день

Соматическое состояние • Третья группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля • ЛФК,массаж

Противопоказания • аллергическая реакция на глютен

Взаимодействие специалистов ОУ Рекомендованы:

• занятия с учителем-логопедом

• занятия с педагогом-психологом

• занятия с музыкальным работником

• занятия с хореографом

• занятия с физкультурным работником

Содержательный раздел АОП

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.2. Выбор среди примерных АООП для детей с ОВЗ:

• Пр АООП ДО для детей с РАС.

3.1.3. Выбор среди вариативных адаптированных АОП для детей с ОВЗ:

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:

• Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом/сост. И. В. Ковалец. Мн. 1998.3

Перспективный план коррекционно-развивающей работы на год

мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной

гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи и фразовой речи.

Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью взрослых.

Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с

предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч, укрепляющим мышцы рук.

Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки, укрепление мышц пальцев рук.

Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.).

4. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной).

(Музыкальный руководитель; ПДО).

- Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое восприятие.

- Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения.

- Знакомство с музыкальными инструментами.

- Работа над дыханием.

- Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами.

- Обучать использовать предметы, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формирование соответствующих движений руки, вызывающих эти звуки;

- Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка).

5 ОО «Физическое развитие

(Воспитатель по физической культуре)

- Прыжки: на двух ногах, на месте разными способами, на одной ноге, подпрыгивание на двух ногах продвигаясь вперед.

- Бросание, ловля, метание, перебрасывание мяча друг другу, бросание мяча вверх, в стороны, метание в цель.

- Учить выполнять общеразвивающие упражнения : поднимать руки вверх, вперед, в стороны; опускать и поворачивать голову в сторону; наклоняться вперед, приседать.

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы, соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях разновозрастной дошкольной группы от 5 до 7.

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Методические приемы и используемые технологии

1. Стимулирование звуковой и речевой активности

- формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него

(движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

- расширять словарный запас, развитие фразовой речи;

- развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных);

- формировать способность к подражанию движений и звуков;

2. Формирование коммуникативные умений и навыков

- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание,

восприятие, мышление, память, произвольное поведения;

- привлечение внимания ребенка к определенному виду деятельности (лепка, рисование, формирование простейших математических представлений с помощью взрослого);

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать способность к подражанию движений и звуков;

- развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с

использованием звуковых эффектов;

4. Управление эмоциональной сферой и двигательной активностью ОО «Физическое развитие

- развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики.

- развитие речи посредством движения.

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.

- развивать слуховое внимание;

- формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку;

- подражать простым движениям под музыку, способность приобщаться к ритмически организованным действиям.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы Кол-во занятий в неделю Количество занятий (часов) в год Форма проведения Ф. И. О. специалиста

Педагогическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Индивидуальные занятия

• Совместная образовательная деятельность с родителями Воспитатели:

Развивающая-педагогическая помощь • 3 раз в неделю • 103занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия Тьютор:

Психологическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Индивидуальные занятия Педагог -психолог:

Логопедическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия

• Индивидуальные занятия Учитель -логопед:

Музыкальные занятия • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Групповые занятия

• Индивидуально-совместные занятия (в паре) Музыкальный руководитель:

ПДО • 1 раз в неделю • 36 занятия (учебных часов) в год • Индивидуально-совместные занятия (в паре) ПДО:

Физкультурные занятия • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Групповые занятия

• Индивидуальные занятия Воспитатель по физической культуре:

Коррекционно- педагогическая помощь 1 раз в неделю 36 занятия (учебных часов) в год Индивидуальные занятия Тьютор :

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи Мероприятия Срок проведения и ответственный

Проведение консультаций по освоению АОП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми • Родительские собрания

• Индивидуальные консультации В течение года

Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре.

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников • Организация совместных праздников и досугов Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра.

Проведение консультаций по освоению адаптированной АОП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми • Индивидуальные консультации

• Родительские собрания В течение года

Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра.

Обеспечение условий при подготовке детей к школе • Индивидуальные занятия со специалистами В середине и в конце учебного года

Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра.

ПМПК • 2 раза В начале и в конце учебного года.

Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра.

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей Оценка родителями Оценка воспитателями Оценка специалистами коррекционного профиля

5.2. Итоговый контроль

Специалист коррекционного профиля (логопед) :

С результатами работы за год ознакомлен.

Игры и задания для развития речи ребенка

Игры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенка

Игры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Воспитанники с ОВЗ включены во все виды образовательной деятельности. Посещают индивидуальные коррекционные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, а также все мероприятия, обеспечивающие вовлечение в общественную жизнь МБДОУ.

Оказание психологической и другой консультативной помощи лицам с ОВЗ:

Детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям) оказывается психологическая поддержка педагогом-психологом учреждения, а также консультативная помощь другими специалистами ДОУ по запросу родителей.

Комментарии

Администраторы сайта

"Если ваш план на год - сажайте рис, если ваш план на десятилетие - сажайте деревья, если ваш план на всю жизнь - учите детей!" Конфуций

Нажмите, чтобы узнать подробности

тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Доклад на РМО педагогов обучающих детей с ОВЗ (умственной отсталостью)

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной,

тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Таким образом, Цель оценочной деятельности:

- Установление достижений возможных личностных, предметных результатов в развитии обучающегося, в освоении адаптированной программы (СИПР) по окончанию обучения.

- Определение динамики (или отсутствие таковой) в развитии по итогам учебного года, всего процесса обучения.

Система оценки достижений осуществляется посредством мониторинга результатов реализации (АООП-адаптированная основная общеобразовательная программа) и направлен на:

диагностику уровня достижения обучающимся возможных планируемых предметных результатов;

диагностику уровня достижения сформированности базовых учебных действий;

диагностику уровня достижения обучающимся личностных результатов.

Оценка динамики обучения включает в себя

Текущую аттестацию (оценивание возможных планируемых результатов по окончанию изучения темы или в конце четверти, полугодия).

Промежуточную (годовая) аттестацию (оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций по итогам учебного года).

Итоговые результаты развития, обучения за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год.

Индивидуальная программа развития включает в себя (Видите на слайде):

общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи; организацию реализации потребности в уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ.

Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).



Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся 2 варианта направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:


Оценка производится по следующей балльной системе:


Обучающийся оценивается на начало года, по итогам 1 и 2 полугодий


Личностные результаты

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающегося.

Они могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Источники сбора информации

- со слов родителей, педагогов, других людей контактирующих с ребенком

- предъявление индивидуализированных заданий

В случае затруднений в оценке сформированности действий, умений, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Система оценивания обеспечивает:

• охват всех планируемых результатов освоения АООП на уровне образовательной организации;

• учет специфических особенностей формирования планируемых результатов в каждой жизненной компетенции;

• объективность текущего оценивания обучающегося;

• индивидуальный характер оценивания;

• возможность оценки и контроля на каждом этапе обучения;

• построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

• принятие педагогических решений по результатам оценивания для каждого обучающегося.

Итогом образования обучающихся с ТМНР(тяжелыми нарушениями) является нормализация его жизни, т.е. набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать жизненные задачи, использовать сформированные социальные навыки.

Читайте также: