Молодой путешественник николай новиков краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Некрасова Л. И.

Цели урока: Формирование у детей правильного типа читательской деятельности

Познакомить со статьями Н. И. Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”.

Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию, иллюстрации; умение находить в тексте ключевые слова.

Учить детей определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения.

Оборудование урока:

Учебник “ В океане света”

Рабочая тетрадь к учебнику.

Презентация к уроку.

Ход урока

Организационный момент.

- Урок литературного чтения я начну с небольшого стихотворения.

Вот книга на столе, а вот тетрадь,
Не хочется сегодня нам играть.
И недосуг в окне ворон считать,

И самолетик запускать бумажный.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

- Какое настроение появилось у вас после прослушивания этого стихотворения?

- Приступим к работе.

1.Традиционное вводное упражнение: Расскажи о книге, которую ты сейчас читаешь (2 человека).

2. Решение логической задачи (тетрадь, стр. 31, зад. № 1).

Проверка домашнего задания

Тетрадь, стр. 30, задание № 4

Актуализация знаний

- В каком веке мы путешествуем? (в 18)

- Как зовут мальчика, с которым мы познакомились в путешествии? (Сергей Аксаков)

- О чем эта повесть? (О жизни автора)

- Как называется повесть, рассказывающая о жизни автора? (автобиографическая)

-Чем библиографическая книга отличается от мемуарной?

- О какой книге с особым удовольствием рассказывал Сережа Аксаков?

- Ответив на этот вопрос, вы сформулируете тему сегодняшнего урока

- Прочитайте тему нашего урока. НА ДОСКЕ!

Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

- Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями.

Стадия - этап вызова.

- Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове?

- А хотели бы вы узнать биографию этого писателя? (Знакомство с биографией писателя)

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

- По названию определите, о чём писали в этих журналах. (Ответы учеников)

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Стадия - этап осмысления.

- Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е.архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас.

Первый текст – “Молодой путешественник”.

- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

гофмейстер (читают сноску)

- Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Я буду читать текст, а вы будете слушателями. По ходу моего чтения составьте и запишите вопросы автору на уточнение (в индивидуальный лист).

Слушание текста.

Групповая работа.

- Обсудите вопросы в группах, выберите самый важный, озвучьте его. Вместе попытаемся найти на него ответ.

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

- Чему учит этот рассказ?

- Для сердца он или для разума?

- Найдите мораль и зачитайте её ещё раз.

- Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Физминутка. Упражнения для глаз.

Второй текст – “Начало только трудно”.

- Прочитайте название второго текста.

- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

сие (намерение) -

исступление -

- Этот текст вы будете читать самостоятельно. По ходу чтения заполните сюжетную таблицу ключевыми словами. Смотри прием в приложение 1. Обсудите данные таблицы в паре.

Что же последовало? Скоробег, возвратившись домой, не знал ничего о тех местах, чрез которые проезжал, кроме их имени. Тогда-то усмотрел он свою глупость и снова должен был начать путешествовать.

1 Во всех статьях сохранена авторская пунктуация.

2 Гофмейстер - один из придворных чинов.

То же случается с детьми, которые не хотят замечать того, что учитель с ними проходит, не всегда спрашивают о том, что следует, и, таким образом, наконец, ничему не выучиваются. Кто хочет основательно чему-нибудь научиться, тот должен прилежно замечать всё, что ему говорят или что он читает, и не спешить к концу какой-нибудь книги, не выразумевши начала.

Начало только трудно

Маленький Фёдор весьма не любил рано вставать. Хотя он и усматривал, сколько теряет он времени, просыпая долго, и хотя часто принимал намерение отстать от худой своей привычки, однако ему никогда не удавалось исполнить сиее намеерение для того, что он не имел довольно бодрости, чтобы одолеть отвращение от раннего вставания.

Однажды летом случилось ему проснуться в пять часов поутру. Вспомнив своё намерение, подумал он, что ему необходимо надобно когда-нибудь начать исполнять его, вскочил поскорее с постели и оделся. Одеваясь, приходил он в исступлеение опять лечь и заснуть, однако ж он принудил себя и, одевшись совсем, принялся за свой урок.


Он приметил с удовольствием, что тогда выучил урок гораздо легче и скорее, нежели прежде выучивал.

Во весь тот день учитель его был им весьма доволен и поступил с ним ласково. Сам он также был весел и спокоен; ему казалось, что он начал новую жизнь.

— Мне стоило небольшого только принуждения встать сегодня рано, — так рассуждал он сам с собой, — и это принесло мне столько удовольствия. Не глуп ли бы я был, если бы не стал стараться всякий день рано вставать?

Он исполнил своё намерение. День ото дня становилось это для него легче и, наконец, сделалось привычкою, так что не мог уже спать долго, хотя бы и желал.

Равным образом и всё, что сперва кажется нам очень трудно, наконец может сделаться привычкой. Надобно только сначала принудить себя раза два; потом уже будет оно гораздо легче, а напоследок и приятным сделается.

Памфил, старый крестьянин, имел нужду до Феденькина отца. Пришеедши в его дом, встретился он с Феденькою, который спросил у него, зачем он пришёл. Памфил отвечал ему, что он имеет нужду поговорить с его отцом. Феденька пошёл наперёд к отцу и сказал ему об этом.

Отец не заставил старого Памфила долго ждать, позвал его тотчас к себе, обошёлся с ним ласково и переговорил, о чём надобно было; после чего крестьянин ушёл домой.

Когда сели обедать, то отец приказал подать себе хлеб и разделил его так, что Феденьке ничего не досталось.

После обеда отец взял Феденьку с собой на поле. Это было во время жатвы. Феденька с удивлением смотрел на жнецов, которые работали на солнечном жару и были притом веселы, хотя работа их была очень трудна.


Отец часто показывал Феденьке крестьянские труды. Он узнал, сколь полезны сии люди, и научился уважать их состояние.

Памфил, старый крестьянин, имел нужду до Феденькина отца. Пришедши в его дом, встретился он с Феденькою, который спросил у него, зачем он пришел. Памфил отвечал ему, что он имеет нужду поговорить с его отцом. Феденька пошел наперед к отцу и сказал ему об этом.

– Для чего ж ты тотчас не впустил его ко мне? – спросил отец.

– Батюшка, – отвечал Феденька, – он простой мужик.

Отец не заставил старого Памфила долго ждать, позвал его тотчас к себе, обошелся с ним ласково, и переговорил, о чем надобно было. После чего крестьянин ушел домой. Когда сели обедать, то отец приказал подать себе хлеб и разделил его так, что Феденьке ничего не досталось.

– Батюшка, у меня хлеба нет, – сказал Феденька.

Отец: Ты должен сегодня без хлеба обедать.

Феденька: А для чего?

Отец: У нас не осталось уже хлеба. Старый Памфил не привез муки и от того хлеб испечь было не из чего.

Феденька: Разве мы от старого Памфила хлеб получаем?

Отец: Конечно. Кто же пашет землю, сеет, жнет и молотит рожь из которой мы хлеб делаем?

Феденька: Это все крестьяне делают.

Отец: Ну, если б крестьяне не захотели этого делать, что бы с нами тогда было? Нам надобно бы было самим приняться за их работу или терпеть голод. Добрые эти люди живут в бедности и отправляют тяжкую работу для того, чтобы мы спокойно питались их трудами.

Феденька: Ах, батюшка, я поступил сегодня со старым Памфилом очень презрительно. Простите меня в этом.

Отец: Я хотел только показать тебе, сколь дурно ты поступил. Кто презирает крестьянина, тот недостоин питаться хлебом. Но мне очень приятно, что ты одумался. Я дам теперь и тебе хлеба.

После этого отец взял Феденьку с собой на поле. Это было во время жатвы. Феденька с удивлением смотрел на жнецов, которые работали на солнечной жаре и были притом веселы, хотя работа их была очень трудна. Увидевши старого Памфила, подбежал он к нему, взял его за руку и говорил ему:

– Прости меня, друг мой, в том, что я сегодня дурно с тобой поступил.

– Для меня все равно, как бы ты со мной ни поступил, – отвечал старик, – но для тебя же лучше, что ты стал поумнее.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Новиков, в духе идей Просвещения, предлагал детям от шести до двенадцати широкий спектр материалов для внешкольного чтения. Тексты были написаны легким, доступным детям языком. Научные знания популяризированы и изложены в большинстве случаев в форме диалогов. Добрый друг издателя по имени Добросерд собирает детишек для разговора, отец с сыном ведут беседы об естественнонаучных феноменах, таких как солнце, вода и снег, или о более сложных вопросах, например об устройстве Вселенной. История чаще всего оказывается историей древних народов, а география преимущественно изучает дальние страны, например Индию и Китай, а не собственно Россию.

Наиболее популярными детскими книгами к концу века оставались неизменно произведения иностранных авторов, из них самыми читаемыми были Беркен, Дюкре-Дюминиль и мадам де Жанлис.

Читайте также: