Мои странные мысли орхан памук краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024


Рассказ о семье Мевлюта Караташа начинается с 1960-х годов, когда отец Мевлюта отправился в Стамбул торговать йогуртом. Через несколько лет Мевлют присоединился к отцу. Отец построил на одном из пригородных холмов лачугу гедже-конду, какие строили все переселенцы, массово прибывшие из Анатолии. Это были однокомнатные постройки, в лучшем случае из дешевого саманного кирпича. Мевлют в Стамбуле посещал лицей имени Ататюрка, но доучиться и тем более поступить в университет ему было не суждено. Вместо этого уже с юности ему пришлось работать с отцом уличным разносчиком сначала йогурта, потом плова с нутом, а также бузы — очень легкого алкогольного напитка. Однажды на свадьбе двоюродного брата он увидел девушку и влюбился в нее. Он начал писать ей письма, а потом решил украсть ее — так часто поступали в провинциальной Турции. Мевлют осуществил задуманное, однако похищенная невеста оказалась сестрой той девушки, которую он видел. Значит, все это время он писал другой? Тем не менее Мевлют нашел счастье с ней. Он женился (жену звали Райиха), а потом, некоторое время спустя, получил благословление тестя. У них родилось две дочери.

Для Мевлюта хождение по улицам — это что-то вроде религиозного ритуала. Воздухом Стамбула пропитана вся его жизнь. Да и бузу он считает священной. Хотя даже родственники Мевлюта считают, что буза — просто способ узаконить алкоголизм в мусульманском мире, сам он тоже считает, что алкоголя в бузе нет. Это, конечно, уловка, в каком-то смысле даже попытка обмануть бога, запрещающего пьянство, впрочем, довольно миролюбивая. В общем, буза — это особое изобретение восточного гения, пытающегося примирить религиозный закон и человеческие слабости.

История переселенцев из Анатолии, к коим принадлежит и Мевлют, полна драматических эпизодов. Многим в 1960-е и 1970-е удалось подняться, начав с обычной бакалейной лавки, но многие остались ни с чем, как Мевлют. Переселенцы приезжали в Стамбул, не имея за душой ни гроша, и обосновывались на пригородных холмах, которые через сорок лет станут частью Стамбула. Все их постройки были незаконны. Местный чиновник-мухтар выдавал бумаги на землю, но они не имели государственной силы. Однако позже, когда кое-кому удалось подняться, начался процесс узаконивания земель и недвижимости. Бесполезные бумаги мухтара, выданные десять—двадцать лет назад, превращались в официальные документы. Так Мевлют, получив права собственности, продал за солидную компенсацию однокомнатную лачугу отца, когда на холмах стали строить высотки. Он впервые получил собственную крышу над головой. Как видно, не торговля бузой принесла ему капитал на жилье, а, по сути, наследство.


Странные мысли Мевлюта Караташа.Мир души, отраженный в тенях города

-Ваш самый любимый мужской персонаж?

-Герой моей предыдущей книги, Мевлют Караташ.

(Ответ Орхана Памука в турецкой телевизионной передаче "25 вопросов")

Едва узнав о выходе этой книги, я уже понимала, что меня ждет: очередное путешествие по улицам Стамбула и завораживающая манера письма Памука.



С первых страниц автор сходу бросает нас в историю простого уличного торговца бузой, Мевлюта Караташа- динамичный сюжет - похищение возлюбленной из дома отца, побег.. И вдруг ритм романа резко меняется, он становится более размеренным, и понимаешь - какую "ловушку" подстроил, в самом лучшем смысле этого слова, Орхан Памук. Это не просто размеренная семейная сага, каких в литературе достаточно: именно ему, Мевлюту Караташу, деревенскому пареньку, предстоит стать свидетелем более чем сорокалетней истории не только своей семьи, но и Стамбула, и своего отечества.

В историю семьи Памук настолько органично вплел нити истории Турции, судьбы и образы десятков людей, что к середине повествования просто перестаешь замечать время и погружаешься в мир, где на старых улочках Стамбула торгуют бузой- сладким напитком, известным еще со времен Османской империи, пловом, мороженым, все это описано автором так, будто та самая буза, посыпанная корицей, которой ты никогда не видела и не знала, тает на твоем языке.


Повесть о жизни Мевлюта Караташа начинается с самого его детства и до старости. Главы о детстве героя мне показались самыми ностальгическими и самыми .. вкусными - ну кто из нас не смотрел в детстве, как булькает вода в супе, не старался запомнить каждую улицу? В турецких школах, точно так же, как и в русских, в учителя летят комки жеванной бумаги,а на задних партах отсиживается самая хулиганистая часть класса.



Это лишь мое мнение, но я уверена, что эту "детскую" часть Мевлюта Памук списал с самого себя.

Весь текст романа буквально пронизан "странными мыслями" героя о том, как постепенно уходит в прошлое профессия уличного торговца, меняются улицы Стамбула, возводятся мечети, как бедные лачуги жителей, приехавших из деревень, превращаются в многоэтажные высотные дома, как мусульманское общество постепенно приобретает черты европейского- как турецкое кино соседствует с подпольной эротикой, женщины приобретают большую свободу, как йогурт с улиц заменяет бутылочный, а торговцев бузой и мороженым заменяют кафе и фургончики. А ведь Ататюрк сказал однажды, что торговцы - это душа Стамбула.


И видится в повествовании образ самой Турции - одной ногой стоящей в мусульманском мире, а другой - в Европе, и бережно хранящей наследие Ататюрка, приблизившего Турцию к европейским ценностям, и тем не менее, в стране то и дело вспыхивают конфликты - коммунисты, курды, передел земли и их самозахват.

Эта книга, помимо истории семьи, еще и один большой проводник в мир мусульманских традиций, обычаев, менталитета, не всегда нам понятного и иногда даже чуждого, но очень интересного.

Есть здесь место и любви, любви стыдливой, не показной, прикосновениям рук и губ,объятиям, юмору, иронии, предательству, обману и унижению, рождению и смерти.



И как всегда, великолепный язык Памука: то динамичный, то размеренный и завораживающий, то грозный и воинственный, то вдруг уводящий в ностальгию, зовущий в путешествие по Стамбулу, столь точно топографически точно описанному, что если бы вдруг город был разрушен до основания, его можно было бы восстановить по книгам Орхана Памука. Только теперь к этому повествованию добавились еще и голоса!

Памук мастерски имитирует разговорную простонародную речь,придавая каждому герою различные оттенки, превращая их рассказы в монологи -мы слышим голос мечтательного Мевлюта, грозного Мустафы- эфенди, гордого Сулеймана и по-матерински заботливой тетушки Сафийе, нестройный хор девичьих голосов, превращающйся в голоса жен и матерей, бойкого сочинителя любовных писем Ферхата. Вот они, сидят перед тобой в своих нехитрых нарядах..

Ну и как всегда, любовь к предметам, вещам, хранящим дух прошлого, преданность своей профессии, чего стоит история о сломанной тележке для плова..

В романе видна многолетняя работа с фактами, да и сама форма повествования - с таким множеством героев - говорит о мастерстве писателя, удержать такие "вожжи" в своих руках способен не каждый.

Для кого эта книга написана? В чем только писателя не обвиняют: и что пишет он "путеводители" для людей, жаждущих узнать о Турции и "погрузиться" в нее, и что пишет он о том, что люди "на Западе" хотели бы услышать. Что ж.. Мне всегда важно, что говорит о своем творчестве сам писатель- он и дает подсказку в самом начале своего романа обмолвившись, что о таком напитке, как буза, через тридцать лет, возможно, никто из современных жителей Турции уже и не вспомнит.

Думаю, эта книга обращена не только к нам, многого не знающим о турках и Турции, но и к соотечественникам Памука, моим сверстникам, которые не помнят Стамбул таким, каким помнит его Памук, Стамбул его детства. Это одно большое эпическое полотно -способ оставить запахи, вкусы, образы старого Стамбула своим потомкам на бумаге.

Вот такая книга о "странных мыслях" наивного, мечтательного и доброго Мевлюта Караташа, преданного своей "священной бузе" уличного торговца.



Рекомендую.Ностальгическое, теплое, мечтательное и красивое произведение о родной стране. Отличная работа большого мастера.


Странные мысли Мевлюта Караташа.Мир души, отраженный в тенях города

-Ваш самый любимый мужской персонаж?

-Герой моей предыдущей книги, Мевлют Караташ.

(Ответ Орхана Памука в турецкой телевизионной передаче "25 вопросов")

Едва узнав о выходе этой книги, я уже понимала, что меня ждет: очередное путешествие по улицам Стамбула и завораживающая манера письма Памука.



С первых страниц автор сходу бросает нас в историю простого уличного торговца бузой, Мевлюта Караташа- динамичный сюжет - похищение возлюбленной из дома отца, побег.. И вдруг ритм романа резко меняется, он становится более размеренным, и понимаешь - какую "ловушку" подстроил, в самом лучшем смысле этого слова, Орхан Памук. Это не просто размеренная семейная сага, каких в литературе достаточно: именно ему, Мевлюту Караташу, деревенскому пареньку, предстоит стать свидетелем более чем сорокалетней истории не только своей семьи, но и Стамбула, и своего отечества.

В историю семьи Памук настолько органично вплел нити истории Турции, судьбы и образы десятков людей, что к середине повествования просто перестаешь замечать время и погружаешься в мир, где на старых улочках Стамбула торгуют бузой- сладким напитком, известным еще со времен Османской империи, пловом, мороженым, все это описано автором так, будто та самая буза, посыпанная корицей, которой ты никогда не видела и не знала, тает на твоем языке.


Повесть о жизни Мевлюта Караташа начинается с самого его детства и до старости. Главы о детстве героя мне показались самыми ностальгическими и самыми .. вкусными - ну кто из нас не смотрел в детстве, как булькает вода в супе, не старался запомнить каждую улицу? В турецких школах, точно так же, как и в русских, в учителя летят комки жеванной бумаги,а на задних партах отсиживается самая хулиганистая часть класса.



Это лишь мое мнение, но я уверена, что эту "детскую" часть Мевлюта Памук списал с самого себя.

Весь текст романа буквально пронизан "странными мыслями" героя о том, как постепенно уходит в прошлое профессия уличного торговца, меняются улицы Стамбула, возводятся мечети, как бедные лачуги жителей, приехавших из деревень, превращаются в многоэтажные высотные дома, как мусульманское общество постепенно приобретает черты европейского- как турецкое кино соседствует с подпольной эротикой, женщины приобретают большую свободу, как йогурт с улиц заменяет бутылочный, а торговцев бузой и мороженым заменяют кафе и фургончики. А ведь Ататюрк сказал однажды, что торговцы - это душа Стамбула.


И видится в повествовании образ самой Турции - одной ногой стоящей в мусульманском мире, а другой - в Европе, и бережно хранящей наследие Ататюрка, приблизившего Турцию к европейским ценностям, и тем не менее, в стране то и дело вспыхивают конфликты - коммунисты, курды, передел земли и их самозахват.

Эта книга, помимо истории семьи, еще и один большой проводник в мир мусульманских традиций, обычаев, менталитета, не всегда нам понятного и иногда даже чуждого, но очень интересного.

Есть здесь место и любви, любви стыдливой, не показной, прикосновениям рук и губ,объятиям, юмору, иронии, предательству, обману и унижению, рождению и смерти.



И как всегда, великолепный язык Памука: то динамичный, то размеренный и завораживающий, то грозный и воинственный, то вдруг уводящий в ностальгию, зовущий в путешествие по Стамбулу, столь точно топографически точно описанному, что если бы вдруг город был разрушен до основания, его можно было бы восстановить по книгам Орхана Памука. Только теперь к этому повествованию добавились еще и голоса!

Памук мастерски имитирует разговорную простонародную речь,придавая каждому герою различные оттенки, превращая их рассказы в монологи -мы слышим голос мечтательного Мевлюта, грозного Мустафы- эфенди, гордого Сулеймана и по-матерински заботливой тетушки Сафийе, нестройный хор девичьих голосов, превращающйся в голоса жен и матерей, бойкого сочинителя любовных писем Ферхата. Вот они, сидят перед тобой в своих нехитрых нарядах..

Ну и как всегда, любовь к предметам, вещам, хранящим дух прошлого, преданность своей профессии, чего стоит история о сломанной тележке для плова..

В романе видна многолетняя работа с фактами, да и сама форма повествования - с таким множеством героев - говорит о мастерстве писателя, удержать такие "вожжи" в своих руках способен не каждый.

Для кого эта книга написана? В чем только писателя не обвиняют: и что пишет он "путеводители" для людей, жаждущих узнать о Турции и "погрузиться" в нее, и что пишет он о том, что люди "на Западе" хотели бы услышать. Что ж.. Мне всегда важно, что говорит о своем творчестве сам писатель- он и дает подсказку в самом начале своего романа обмолвившись, что о таком напитке, как буза, через тридцать лет, возможно, никто из современных жителей Турции уже и не вспомнит.

Думаю, эта книга обращена не только к нам, многого не знающим о турках и Турции, но и к соотечественникам Памука, моим сверстникам, которые не помнят Стамбул таким, каким помнит его Памук, Стамбул его детства. Это одно большое эпическое полотно -способ оставить запахи, вкусы, образы старого Стамбула своим потомкам на бумаге.

Вот такая книга о "странных мыслях" наивного, мечтательного и доброго Мевлюта Караташа, преданного своей "священной бузе" уличного торговца.



Рекомендую.Ностальгическое, теплое, мечтательное и красивое произведение о родной стране. Отличная работа большого мастера.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 650 стр. 3 иллюстрации
  • Жанр:с овременная зарубежная литература
  • Теги:л ауреаты Нобелевской премии, п роза жизни, С тамбул, т урецкая литература, ф илософская прозаРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Отзывы 29


Книгу купила из любопытства к Нобелевскому лауреату. Прочитала с большим удовольствием. История Турции все же была больше закрыта, по крайней мере для меня, чем открыта. Поэтому много для себя открыла. И конечно же еще раз напомнила себе, что доброта и прощение подобно Богу: всегда помогут в непростой жизни.


Книгу купила из любопытства к Нобелевскому лауреату. Прочитала с большим удовольствием. История Турции все же была больше закрыта, по крайней мере для меня, чем открыта. Поэтому много для себя открыла. И конечно же еще раз напомнила себе, что доброта и прощение подобно Богу: всегда помогут в непростой жизни.

Прекрасная книга! Отличные описания Стамбула, его истории и его духа в динамике. Жизнь города дана через призму жизни главного героя. Его странные мысли, неразрывно связанные с ночным городом.

Книга была куплена перед поездкой в Стамбул, и ее прочтение очень хорошо помогло почувствовать дух Стамбула. Сама книга читается на одном дыхании, сюжет легкий и интересный. Рекомендую!

Прекрасная книга! Отличные описания Стамбула, его истории и его духа в динамике. Жизнь города дана через призму жизни главного героя. Его странные мысли, неразрывно связанные с ночным городом.

Книга была куплена перед поездкой в Стамбул, и ее прочтение очень хорошо помогло почувствовать дух Стамбула. Сама книга читается на одном дыхании, сюжет легкий и интересный. Рекомендую!

В конце книги есть хронологическая таблица, в которой можно проследить, как события книги накладывались на другие, мировые события. Война с Грецией, развал СССР, катастрофа 11 сентября… а у героев Памука – рождение детей, переезд, свадьба или ограбление. Это заставляет задуматься о масштабе нашей жизни.

В конце книги есть хронологическая таблица, в которой можно проследить, как события книги накладывались на другие, мировые события. Война с Грецией, развал СССР, катастрофа 11 сентября… а у героев Памука – рождение детей, переезд, свадьба или ограбление. Это заставляет задуматься о масштабе нашей жизни.

Можно ли всю жизнь прожить счастливо, со всеми в ладу, ни во что не вмешиваясь и никому не делая зла? Можно ли остаться самим собой в большом городе, не заблудившись в нем, найти в нем свое, особое место? Когда можно солгать и через что нельзя переступить? Что важнее: слова или намерения? Все эти вопросы всплывают со страниц романа Памука, подобного Босфору – притягивающему к себе, неспешному и глубокому, – пока его герой ищет свой ответ на вопрос о смысле жизни и находит его: ты прожил не зря, если сделал кого-то счастливым.

Можно ли всю жизнь прожить счастливо, со всеми в ладу, ни во что не вмешиваясь и никому не делая зла? Можно ли остаться самим собой в большом городе, не заблудившись в нем, найти в нем свое, особое место? Когда можно солгать и через что нельзя переступить? Что важнее: слова или намерения? Все эти вопросы всплывают со страниц романа Памука, подобного Босфору – притягивающему к себе, неспешному и глубокому, – пока его герой ищет свой ответ на вопрос о смысле жизни и находит его: ты прожил не зря, если сделал кого-то счастливым.

Турция – как она есть)

В Турции удивительным образом перемешаны традиции и попытки стать современной. Самобытность борется с наступающим прогрессом. В это время растёт обычный мальчик. Растёт он со своими проблемами: родители, школа, первая любовь. А вот в любви Орхан Памук знает толк! Он умеет красиво написать о любви, избегая стандартных фраз и делает это так, что читатель сам начинает испытывать это чувство, сам подсказывает слова героям.

Первая треть книг (детство Мевлюта) немного скучна, если честно, на время бросала читать. Может быть, по возрасту были не интересны мальчишеские переживания по поводу школы. Далее, когда герой повзрослел, стало гораздо интереснее. Помимо главного героя, прослеживается жизненный путь его родственников, друзей. Вместе с ними растёт и развивается сам Стамбул, превращаясь в современный мегаполис, что радует одних жителей и угнетает других. Догоняя Запад и идя в ногу со временем, город теряет свои традиции, свою атмосферу, свои загадки, своё очарование. Более взрослое поколение не понимает новых веяний, которые с удовольствием подхватывает молодёжь.

Особенно понравилась вторая половина книги – Семейная жизнь), с которой сталкиваются, наверно, все устоявшиеся пары. Розовый туман влюблённости улетучился, быт навалился, расходы против доходов, и т.д, и т.п. так знакомое многим людям. Как пронести любовь и трепетное отношение к своей половинки сквозь года и быт? Как не забыть, что свело вместе людей под одной крышей?

На протяжении всей книги Мевлют размышляет о своих чувствах, о своей семье, о личностном развитии и развитии своего города, скрепя сердце, соглашается с модернизацией, но хранит верность самому себе и остаётся собой.

Читайте также: