Модуль взаимодействие с обучающимися с овз в доу

Обновлено: 05.07.2024

Инклюзия на этапе дошкольного образования – это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ОВЗ, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми.

Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Сегодня многие страны и Россия в том числе, признают интегрированное образование наиболее перспективной организационной формой.

1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью;

2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;

3) подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

Задача наших педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем субъектам, которые будут взаимодействовать с ребенком с ОВЗ. В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы :

• включать в работу всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;

• при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;

• создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;

• корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:беседа с родителями;изучение медицинской карты ребенка;обследование физического развития;обследование психического развития; характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством педагога-психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

• организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности.

В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Особое внимание при работе с детьми с ОВЗ следует уделить таким направлениям их развития, как:

- физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);

- познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);

- социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);

- художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация - это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Из практики работы нашего ДОУ рекомендуем реализовать следующий алгоритм взаимодействия педагогов с семьей ребенка с ОВЗ:

- 1-й этап. Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ДОО по обеспечению прав ребенка с ОВЗ;

- 2-й этап. Составление списка документов и договоров с родителями по проведению с ребенком с ОВЗ специфической воспитательно-образовательной работы.

- 3-й этап. Определение запросов и позитивных ресурсов семьи, выявление зон ответственности каждого родителя, степени заинтересованности семьи в составлении индивидуального плана развития ребенка.

- 4-й этап. Изучение психофизических особенностей ребенка и определение зоны ближайшего развития для создания адаптированной образовательной программы.

- 5-й этап. Составление плана работы с воспитанниками с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации данного контингента детей.

- 6-й этап. Мониторинг взаимодействия педагогов с семьей ребенка с ОВЗ. Определить: цели и задачи мониторинга; сроки; критерии; диагностический инструментарий; субъектов мониторинга; способы обработки результатов, информации о полученных данных.

- 7-й этап. Согласование результатов работы с семьей ребенка с ОВЗ, получение обратной связи. Определение уровня понимания родителями проблем, успехов и достижений их ребенка, а также формы, методы, виды оценки результатов.

Таким образом, структурирование педагогической деятельности в виде алгоритма профессионального взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ позволит значительно оптимизировать работу педагогического коллектива, повысит качество воспитательно-образовательного процесса в работе с воспитанниками с ОВЗ и создаст условия для оптимального социального партнерства с семьей каждого ребенка.

Также в направлении работы с семьей ребенка с ОВЗ методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленными на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.

Таким образом, только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи получается положительный результат.

В работе использовали такие формы :

• Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

• Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

• Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.

Итак, доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. - № 4 (9)

2 Головей Л. А., Василенко В. Е., Савенышева С. С. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. - №2.

3 Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Науковедение. Интернет-журнал. 2014. - №6 (25)

4 Петрова Е. А., Козьяков Р. В., Поташова И. И. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста. 2016. - №5.

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по конструктивно-модельной деятельности Открытый показ для воспитателей подготовительных к школе групп НОД по конструктивно-модельной деятельности с воспитанниками подготовительной.

Организация работы в ДОУ для полноценного физического развития дошкольников в условиях перехода на ФГОС Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельной жизненной энергии. Толстой Л. Н. Актуальность темы:.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ Я не боюсь еще и еще раз повторить: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями Особенности развития детей младшего дошкольного возраста: быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. При таком.

Если у ребенка диагностировали ограниченные возможности здоровья, при прохождении специальной комиссии с участием психологов, педагогов, логопедов, его направляют в соответствующую группу. На ранних стадиях нарушений есть возможность провести их коррекцию, позволяющую устранить ОВЗ навсегда. В данной статье указаны основные аспекты данных отклонений у ребенка, и как они корректируются. Итак, какая же работа проводится с детьми с ОВЗ в ДОУ, читайте в этой статье.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница


Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Ребёнок считается инвалидом, если он не достиг совершеннолетнего возраста и имеет устойчивые нарушения одной или нескольких функций организма. Согласно семейному кодексу Российской Федерации, определённая группа инвалидности есть у человека с дефектами, патологиями либо последствиями от травмирования, по причине которых он не способен выполнять все без исключения процессы жизнедеятельности и утратил осознанность собственного положения в социуме.

  • дети, потерявшие способность движения, не контролирующие своё поведение, не имеют возможности обучаться;
  • полностью либо частично не выполняющие функции по самообслуживанию.

Медицинская справка, подтверждающая инвалидность предоставляется, на основе заключения здравоохранительными государственными учреждениями областного либо городского направления.

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в отличие от инвалидов, имеют определенные нарушения физического, а также психического и эмоционального развития. Подобные нарушения создают больному препятствия по изучению образовательных программ и сложности выполнения функций, если отсутствуют соответствующие условия. ОВЗ считается более простой формой нарушений. Дети с данным диагнозом могут совершать жизнеспособные действия, но для них необходимо соблюдение специальных требований.

Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:

  • охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
  • представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому малышу в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
  • обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
  • оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей, согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ — индивидуальных специальных требований.

Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. К необходимым для занятий с малышами, имеющих ОВЗ условиям, согласно ФГОС, относится: наличие соответствующих специалистов, соответствие потребностям материально-технической базы, организация инклюзивных групп в ДОУ

Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО

Наличие соответствующих специалистов

Это работа педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физическим занятиям. Специалисты и родители малыша должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях.

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Материально-технологические условия

Поскольку сопровождение воспитания, развития и обучение детей с ОВЗ в ДОУ требует особого оснащения, должны быть предусмотрены и особые технологические условия для создания безбарьерной среды.

Чтобы реализовать положения федеральных государственных образовательных стандартов в ДОУ для малышей с ограниченными возможностями здоровья и Концепцию ФГОС для обучающихся с ОВЗ, необходимо задействовать финансовые средства, которые предоставлены государством для осуществления специальной программы, при условии соответствия бюджетной смете.

Реализация программ дошкольного образования

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Программы по дошкольному образованию, методы, приёмы и формы педагогической деятельности, которые способствуют поэтапному развитию малыша дошкольного возраста в разных направлениях, если требуются, должны быть организованы особенные образовательные потребности. Данные методики направлены на сохранение и укрепление психофизического состояния ребёнка.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Для этого необходимо:

  • создать и использовать целевые дидактические материалы, учебные пособия;
  • применить актуальные средства получения образования и воспитывать, соответствующие физиологические возможности детей с ОВЗ. Хороший пример — карточки, на которых знаками обозначены буквы. Для их оформления используют шрифт Брайля, который подходит для малышей со слабым или полностью лишённых зрения;
  • привлекать ассистентов, оказывающих технические услуги, помогая дошкольникам, при необходимости.
  • — проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом и психологом.
  • проектировать и создавать безопасную, доступную среду, которая обеспечивает всем детям одинаковый доступ на территорию, помещения, учебные материалы, игрушки.
  • сократить группу малышей дошкольного возраста, равномерно распределяя педагогическую нагрузку и максимально создать возможность индивидуального воспитания.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Инклюзия

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Создание воспитательно-образовательных мероприятий для групп комбинированных направлений, которые занимаются инклюзивным образованием включает в себя:

  • образовательные процессы в рамках учебной программы дошкольного учреждения и индивидуальные занятия с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Они составляются в соответствии с типовыми, специальными, коррекционными, адаптированными либо авторскими методиками, учитывая возраст, сложность, выраженность и характер состояния здоровья ребёнка;
  • разработку специалистами технологий, методов и форм занятий с малышами, имеющих ОВЗ, учитывая психическое и физическое развитие, индивидуальные возможности, характер нарушений. В согласовании данных методик обязательно участие психолого-медико-педагогического консилиума;
  • направление ребёнка с ОВЗ на ПМПК, если родители дают свое согласие и обязательное консультирование со специалистами соответствующего профиля.

Инклюзивное образование должно соблюдать стандарты образовательных областей ФГОС ДО.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Данная программа, согласно ФГОС реализует проведение обучения и воспитания малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии с их развитием, особенностям, индивидуальным возможностям. Кроме этого она корректирует, если требуется, проблемы с адаптацией ребёнка в социальном обществе.

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Общие методики по дошкольному образованию подходят не для всех обучающихся. Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе, другим, наоборот, недостаточно знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех малышей в отдельности. Они представлены в виде индивидуального образовательного маршрута детям с нарушениями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Его разрабатывают специалисты, поэтапно расставляя цели, задачи, используя педагогические ресурсы, методические приёмы и результаты занятий индивидуальных образовательных методик.

Индивидуальная карта развития ребенка

Воспитатель должен вести контроль интеллектуального и эмоционального развития каждого ребёнка, с помощью индивидуальной карты развития. В карту заносят все наблюдения за воспитанником воспитатели, психологи, логопеды и прочие специалисты, изучающие его поведение, особенности, знания, навыки и достижения с начала поступления в дошкольное учреждение и до момента выпуска. Карта помогает отслеживать динамику, в нужное время отмечать изменения в индивидуальном развивающем плане, рассчитанном на каждого воспитанника и разработанном его педагогом.

Индивидуальная карта развития ребенка

Работа с семьей ребенка с ОВЗ

Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства.

Работа с семьей ребенка с ОВЗ

Дети с ОВЗ нуждаются в помощи не только наставников, но и родителей. В этих целях предусматривается обязательное участие близких родных ребёнка в коррекционно-воспитательную программу.


Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ

Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия:

  • проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы;
  • развивать моторику пальчиков;
  • прививать культурные и гигиенические навыки;
  • организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов;
  • создать благоприятную атмосферу в группе;
  • консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья.

Работа няни с ребенком с ОВЗ

Няня в дошкольном учреждении для детишек с нарушениями здоровья помогает одевать, кормить малыша, если необходимо, грамотно общаться с ним, знать, как оказывается первая медицинская помощь. В том числе она должна сопровождать малышей на прогулке, присматривать за ними на занятиях, организовывать им полноценный отдых.

Работа няни с ребенком с ОВЗ

Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие задачи:

  • организует взаимодействие учителей;
  • работает с малышами по психопрофилактическим и психодиагностическим особенностям;
  • корректирует работу с каждым ребёнком, находящимся в группе риска;
  • разрабатывает коррекционные программы по индивидуальному развитию малыша;
  • повышает уровень психологических знаний воспитательского состава;
  • консультирует родителей малыша.

Работа логопеда с ребенком с ОВЗ

  • диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв;
  • разрабатывать индивидуальные планы обучения;
  • проводить индивидуальные занятия;
  • консультировать педагогический состав, включая родителей.

Работа логопеда с ребенком с ОВЗ

Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ

Он проводит мероприятия, позволяющие укрепить здоровье ребёнка и улучшить психомоторные навыки детей.

Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ

Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ

  • занимается развитием у детей музыкальных и эстетических навыков;
  • подбирает материал, позволяющий проводить занятия, согласно физическим, речевым, психологическим способностям детей;
  • использует инструменты музыкальной терапии.

Работа медицинского персонала ДОУ с ребенком с ОВЗ

  • проводят оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
  • осматривают детей;
  • контролируют выполнения правил по санитарным и эпидемиологическим нормам. СанПиН для детских садов(читайте ЗДЕСЬ)

Предоставление детям, имеющим ограниченные возможности здоровья возможность развиваться, общаться со сверстниками — это основное и неотъемлемое условие ответственного участия в общественном благополучии. Это позволяет эффективно самореализоваться в профессиональных и социальных областях. Следовательно, осуществление прав малышей с нарушениями здоровья — это наиболее важная задача государства по вопросам образования и социально — экономической политики.

Наталья Белокопытова,

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы организации коррекционно - образовательного процесса в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида. Представлена система взаимосвязи специалистов дошкольной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие специалистов

дошкольной образовательной организации в работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Г.А. Баранова,

кандидат педагогических наук, доцент

А.Н. Борисова,

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации коррекционно - образовательного процесса в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида. Представлена система взаимосвязи специалистов дошкольной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из актуальных проблем системы дошкольного образования является организация образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Организация данного процесса обязательно должна носить комплексный характер, с участием специалистов различного профиля: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, учителей-логопедов и других педагогов образовательной организации.

Успешное преодоление различных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в специальных (коррекционных) группах возможно при тесного взаимодействия всех специалистов дошкольной организации на интегративной основе. Это означает, что совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда[1].

Следует отметить, что организация системы методической работы с кадрами в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) одна из важных задач. Методист ДОО – координатор взаимодействия всех участников образовательного процесса. Он принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом, с учетом возрастных особенностей детей. За специалистами сопровождения закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться специфика взаимодействия разных специалистов ДОО, содержание и сроки выполнения ими конкретных видов работ.

Особое значение в условиях дошкольной организации уделяется особенностям взаимодействия узких специалистов и воспитателей. Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Реализация данной модели взаимодействия специалистов ДОО предполагает[2]:

- снятие противоречий, возникающих в решении педагогических проблем разными специалистами;

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- обучение родителей новым формам общения и поддержки ребенка;

- организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, предполагающую организацию воспитательно-образовательной деятельности ДОО, как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Модель представляет собой систему взаимосвязи всех участников образовательного процесса в дошкольной организации: дети с ОВЗ, родители, специалисты сопровождения: воспитатели, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский персонал. Все специалисты дошкольной организации работают в тесном контакте друг с другом.

Организация образовательного процесса с детьми с ОВЗ должна осуществляться в индивидуальной и подгрупповой форме. Сетка занятий составляется так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

В первую половину дня проводятся занятия, как с воспитателями, так и со специалистами сопровождения: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом. Во вторую половину дня проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. В то же время учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы[3].

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех специалистов дошкольной организации с детьми с ОВЗ должна быть разработана следующая система деятельности:

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают особенности развития детей. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в других видах деятельности детей – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждают и анализируют всем педагогическим коллективом. Намечают пути коррекции.

2. Специалистами ДОО изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим миром, продуктивная и игровая деятельность и т.д.).

Следует отметить, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но разделов, реализуемых воспитателем в образовательном процессе. В свою очередь воспитатели также должны знать содержание видов работ, которые проводит учитель-дефектолог. Целенаправленное планирование видов работ в процессе взаимодействия специалистов обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Совместно готовятся тематические и интегрированные занятия, праздники, конкурсы и др. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ за определенный период.

Нужно подчеркнуть, что особая роль в раскрытии возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в организации проведении обозначенных выше видов занятий принадлежит музыкальному руководителю и его взаимодействию с другими специалистами. Вместе они планируют и реализуют данные виды занятий в образовательном процессе ДОО.

4. Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог, учитель-логопед и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Коррекционно-развивающая работа с дошкольной организации многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Список литературы и источников

1.Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (ограниченный аспект) /Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина.- М.: Секачев, ИОН.-2004.

2. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.-М.: 2003.

3. Маркова Л.С. Образовательная программа дошкольного учреждения: практическое пособие /Л.С.Маркова.- М.: АРКТИ, 2005.

4. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: справочное пособие / О.А.Степанова. - М., 2008.

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих их дальнейшую успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению Разработка алгоритма взаимодействия специалистов ДОУ Разработка совместного тематического плана на основе единых лексических тем Организация предметно – пространственной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. Внедрение в образовательный процесс современных коррекционных и образовательных технологий Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО. учитель – логопед : Луночкина Л.П., Саморукова Т.В

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Единая коррекционно- развивающая среда Педагог- психолог . Музыкаль руководи н т. Учитель- логопед Ребё -нок Воспитате ль по физич. культуре Воспита- тель Мед.сестр а И др. специали сты

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Цель взаимодействия: Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих их дальнейшую успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Задачи взаимодействия : • Разработка алгоритма взаимодействия специалистов ДОУ • Разработка совместного тематического плана на основе единых лексических тем • Организация предметно – пространственной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. • Внедрение в образовательный процесс современных коррекционных и образовательных технологий • Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

• - Работа ПМПк (консилиум) • ­ тематические педагогические советы • ­ мини – педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы • ­ семинары – практикумы, круглый стол, мастер­ классы ,тренинги • ­ совместные родительские собрания • ­ посещение занятий, игр, других видов детской деятельности, интегрированные занятия их последующий анализ • ­ индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке. • ­памятки, буклеты, анкетирование • ­ консультации /индивидуальные, по запросу, общие/ • ­ беседы с педагогами /запрос, аналитика. рекомендации/ • ­ пед.пятиминутки • ­ наблюдения за динамикой в коррекционной работе • ­рекомендации по работе с детьми • ­ выполнение воспитателем заданий логопеда • ­Совместное оформление картотек • ­ оформление и подбор материала в родительский уголок

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

алгоритм взаимодействия по следующим направлениям: •­ диагностико – проектировочному •­ коррекционно – воспитательному •­ оценочно – аналитическому

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Диагностическая работа Воспитатель Проводит пед.диагностику общего развития в соответствии с возрастом и требованиями ОП. -Определяет уровень сформированности и развития познавательной деятельности. -Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания. -Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных Учитель-логопед Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей. -определяет речевое расстройство -делает заключение -Выбор методик и технологий обучения с учетом структуры и интеллектуального расстройства

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Коррекционная работа Воспитатель Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики. Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры. Проводит необходимую Учитель-логопед Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Профилактическая работа Логопед Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. Воспитатель Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Функционал логопеда: • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально- типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. • Работа по коррекции звукопроизношения. • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. • Работа по коррекции слоговой. • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. • Предупреждение нарушений письма и чтения. • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно- логическое мышление, память, внимание, воображение.

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Функционал воспитателя: • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). • Закрепление навыков чтения и пропечатывания, проведение элементов профилактики дисграфии и дислексии. • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда по работе над звукопроизношением /по М.Фомичевой/ Воспитатель 1 Подготовительный этап Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. 2. Этап появления звука Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Воспитатель использует способность ребенка к подражанию. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет Логопед Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Постановка звука Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука.

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Воспитатель 3.Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи) Уточнение правильного произношения звука. Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя. Логопед Автоматизация звука Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Рефлексия. Совместная коррекционная работа в группе компенсирующей направленности предусматривает решение следующих задач: • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Учитель-логопед воспитатель по физической культуре • Нормализация мышечного тонуса • Исправление неправильных поз • Развитие статической выносливости, равновесия • Упорядочения темпа движений • Запоминание серии двигательных актов • Воспитание быстроты реакции на словесные инструкции • Развитие тонкой двигательной координации •Развитие общей моторики

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Учитель –логопед музыкальный руководитель  Развитие всех компонентов речи  Развитие слуховых функций  Развитие речевой функциональной системы  Двигательной сферы  Ручной и артикуляционной моторики  Высших психических функций  Творческих способностей детей

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Учитель-логопед и педагог-психолог • Работа с педагогами •Планирование и организация интеграции детей с отклонениями в группе Оказание помощи детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля детей на занятиях • Подбор материала для закрепления в разных видах деятельности полученных логопедических знаний • Консультирование и направление родителей к междисциплинарным специалистам • Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентации • Повышение речевой и психологической культуры родителей • Активизация отработанной лексики • Участие в интегративной образовательно-воспитательной деятельности •Создание положительного эмоционального настроя у всех участников процесса •Тренинги уверенного поведения

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Учитель-логопед мед. работник o Проведение регулярных проф. осмотров o Осуществление консультаций o Работа, направленная на укрепление общего здоровья детей o Разработка здоровье сберегающих технологий o Взаимопосещение семинаров по проблемам преодоления речевых нарушений в свете современных тенденций медицины и педагогики

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Читайте также: