Модели для пересказа в детском саду

Обновлено: 16.05.2024

Автор: Васильева Светлана Ивановна

Организация: МКДОУ детский сад №1

Населенный пункт: Воронежская область, г. Острогожск

Связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как один из важнейших показателей подготовленности ребенка к школьному обучению, что имеет отражение в ФГОС.

В практике повседневного речевого общения с окружающими дети приобретают лишь некоторые умения рассказывать, но в этих условиях рассказ ребенка зачастую не имеет качеств, которые необходимы при пересказе литературных произведений. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определить главных героев, основное действие, место и время происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответ на него. Его речь становится эпизодической, неполной, несогласованной.

Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования. Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Существует три вида моделирования сказки:

  • сериационный
  • двигательный
  • временно-пространственный

Работа в этих направлениях должна быть поэтапной и проходить через всё дошкольное детство.

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.

  • использую как в воспитательно- образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.

При всём многообразии принципов дошкольной дидактики, используемой в работе, ведущим по-прежнему остаётся принцип наглядности, выдвинутый ещё Я. А. Каменским. В полной мере реализовать данный принцип можно с помощью моделирования.

Таким образом, обучая детей рассказыванию посредством моделирования сказок, решаю следующие задачи:

  • научить детей замещать персонажи и главные атрибуты произведения заместителем;
  • обучить двигательному моделированию, т.е. перемещению заместителей в соответствие с сюжетом произведения;
  • обучить полному предметному моделированию, т.е. составлению блоков.

На моделях дети наглядно видят всех действующих лиц сказки в их взаимосвязях, поэтому при рассказывании они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, которые характерны для данного литературного текста.

Работа со сказкой ведётся по 3 направлениям:

Работая со сказкой, использую предметно-схематические, графические, пространственные модели.

Процесс запоминания с использованием модели делится на четыре этапа:

  1. Кодирование элементов информации в зрительные образы.
  2. Собственно сам процесс запоминания,
  3. Запоминание последовательности информации.
  4. Закрепление информации в памяти.

Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления. Вся система запоминания основывается на визуальном мышлении, где зрительные образы являются инструментом для запоминания. Таким образом, метод моделирования можно использовать при различных видах обучения детей рассказыванию в зависимости от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности при этом материалы и оборудование весьма разнообразны: настольный и кукольный театр, фланелеграф с разными наборами заместителей, иллюстрации, мнемотаблицы и мнемодорожки и т.д.

Итогом работы со сказкой является умение дошкольников не только рассказывать, но и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев. Стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развивать творческий потенциал маленьких артистов.

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям . Сказка развивает речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, обогащает активный словарь ребёнка, развивает такие качества как восприимчивость и эмоциональную отзывчивость, воспитывает интерес и любовь к русскому народному творчеству, побуждает использовать сказочные сюжеты в самостоятельной игровой и творческой деятельности. Использование моделирования сказки заметно облегчает детям овладение связной речью, построение диалога. Помогает выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служит основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.

Литература:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций

старший воспитатель Подольская Елена Евгеньевна

(высшая квалификационная категория,

стаж педагогической деятельности 32 года)

воспитатель Суховатая Ирина Николаевна

(высшая квалификационная категория,

стаж педагогической деятельности 23 года)

Проанализировав методическую, педагогическую, лингвистическую литературу, мы пришли к выводу, что проблемой моделирования широко стали заниматься в последние десятилетия.

Сенсорное, умственное и речевое развитие происходит в тесном единстве. Наглядное моделирование содействует формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствует точному мышлению, возникновению и упрощению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. В умении использовать средства моделирования отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринятое и правильно выразить его.

Проанализировав психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу, мы пришли к выводу, что проблемами обучения детей рассказыванию и использованию наглядных пособий занимались такие авторы, как: Л.А.Домова, Н.Е.Короткова, А.А.Леонтьев, Н.Кондратьева, Л.А.Венгер, А.Е.Агаева.

Более подробно нами рассмотрены методики Н.Кондратьевой, А.А.Венгера, Л.А.Венгера, А.Е.Агаевой.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, оставлять рассказ.

Научное обоснование

Исследование влияния обучения на умственное развитие ребенка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогики. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от её содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Пояснительная записка

Уставом МАДОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности серия 11ЛО1 № 0002156, регистрационный № 570-у от 09 октября 2019 г.

Современное общество предъявляет серьёзные требования к подготовке выпускников в соответствии с новыми ФГОС по начальной школе по основным линиям развития дошкольника:

Содержательный процесс ДОУ направлен на познавательно-речевое развитие дошкольника.

В связи с этим проблема обучения детей рассказыванию, владение связной речью становится наиболее значимой.

За основу содержания методических рекомендаций выбраны методики:

1. Методика Н. Кондратьевой

2. Л.А. Венгер, А.А. Венгер.

Методические рекомендации разработаны на основе основных принципов отбора содержания:

-учёт возрастных особенностей детей;

-учёт дидактических принципов;

- принцип преемственности во всём (логике, задачах, результатах);

-принцип цикличности, соблюдения временных промежутков;

-принцип ориентации на чёткий результат;

-культуросообразности-учёт национальных ценностей и традиций.

При разработке методических рекомендаций использовались частные принципы отбора содержания:

-принцип слияния – комплексный и интегральный;

-принцип ориентирования на толерантность, проявления своих чувств, воспитание будущего гражданина;

- принцип направленности на осознанно- правильное отношение к природным явлениям и объектам;

- принцип интегративности – внедрение этнокультурного компонента в другие программы.

Методические рекомендации предназначены для педагогов, родителей.

Основные прогнозируемые результаты реализации данных методических рекомендаций заключаются в овладении детьми разными формами связной речи, умении составлять логически выстроенное высказывание, умение составлять рассказ на заданную или свободную тему соблюдая следующие показатели:

▪ Соблюдение структуры повествования;

Данное содержание реализуется в организованных формах обучения, индивидуальной работе.

Для реализации содержания имеется необходимое обеспечение.

Цель : поиск эффективных педагогических условий, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию средствами моделирования.

Формирование связной речи детей, умение четко, последовательно излагать свои мысли.

Для реализации цели поставлены Задачи:

1. Расширять представления об окружающем мире, явлениях

2. Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части

3. Формировать умение связно рассказывать об увиденном, находить нужные слова, выражения, использовать точное название предметов, действий, качеств.

4. Развивать умение рассказывать последовательно с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, используя в качестве плана модели.

5. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое

мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение;

рассказывать выразительно, эмоционально, образно.

У чить ребенка рассказывать − значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний − сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Программа детского сада ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь, помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения − все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня овладения связной речью. Ребенок, владеющий свободой высказывания, успешно овладевает школьной программой и формируется как цельная личность.

Составление разного вида рассказов − наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Задача воспитателя − научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у детей затруднения; ребенок еще нечетко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет сосредоточить свою мысль на главном, и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев.

Моделирование как средство обучения рассказыванию

детей старшего дошкольного возраста

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой, предполагает построение и использование нагмодели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях при обучении дошкольников.

Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников (Н.М.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста (Л.И.Цеханская).

Предлагаем рассмотреть методики с использованием средств моделирования при обучении рассказыванию.

а) Методика Н.Кондратьевой

Основу описательного рассказа, по мнению Н.Кондратьевой, составляют конкретные представления. Эти представления дети накапливают в процессе рассматривания предметов на занятиях, в повседневной жизни. Но чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям: во-первых, учить самостоятельно и осознанно обследовать объект (внимательно рассматривать, поглаживать, ощупывать, нюхать, дуть) с тем, чтобы получить разнообразную сенсорную информацию; во-вторых, использовать эти сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение и т.д.); в-третьих, анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между строением органа его функцией, между особенностями его внешнего вида и условиями обитания.

Особая сложность, по мнению исследователя, заключается в том, что ребенку трудно определить последовательность (план) воспроизведения описания, который воплощает в себя название объекта, описание его особенностей, поведения, обращения с объектом. Н.Кондратьева выделяет следующие виды моделей: предметную, предметно-схематическую, схематическую.

Предметная модель характеризуется набором картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Например, чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; мишка, собака, аквариум с рыбками, человек. Детям предлагается отобрать соответствующие картинки на предложенную тему. При помощи предметных моделей формируется умение воспроизвести представление об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляются их взаимосвязи.

После выполнения задания может быть предложена предметно-схематическая модель, при использовании которой предоставляется большая возможность для творчества. Предметно-схематическая модель имеет более обобщенное значение. Предметно-схематическая модель помогает детям определить последовательность изложения. Ребенок сам должен в предметно-схематической модели выстроить цепочку, связывающую различные объекты. После этого на основе набора детьми составляются различные рассказы.

Схематическая модель представляет собой набор картинок со схематическим (условным) рисунком или обозначением. Этот вид модели дает различные мотивы для творчества.

Методика Н.Кондратьевой предполагает поэтапное использование моделей по принципу от простого к сложному, т.е. от знакомства с предметной моделью постепенно переходим к схематическим моделям.


б) Методика Л.А.Венгер, А.А.Венгер.

Под моделированием Л.А.Венгер и Л.А.Венгер понимают замещение одних объектов другими (реальных − условными). Если обратиться к художественной литературе, то заменяемыми объектами будут герои детских сказок (люди, звери, гномы). В качестве заместителей исследователями предлагается использовать бумажные кружочки, квадратики, различающиеся по цвету и по величине.

Первую задачу, которую необходимо реализовать − научить ребенка правильно использовать заместители, основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (крокодил − зеленый кружочек, солнце − желтый). На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов, причем их всего должно быть два-три. В дальнейшем следует вводить еще кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные.

В четырехлетнем возрасте необходимо использовать предметы, замещающие персонажей. Например, лоскуток красной ткани будет ассоциироваться с Красной Шапочкой.

В старшем дошкольном возрасте развитие целенаправленно на различные формы наглядного моделирования. Используются при разыгрывании сказок схемы, зачастую содержащие 2-3 кружка, обозначающих персонажей, которые будут участвовать в игре. Соотношение кружков по величине отражает отношение ответственности и подчинения между персонажами: основной персонаж (главная роль) обозначается большим кружком, а остальные меньшими кружками в зависимости от степени значимости. В этом возрасте можно перейти к рисованию схем вместе с ребенком. Главное, чтобы составление схем не было просто упражнениями в рисовании. В его ходе должна идти живая беседа о том, что делает каждый из персонажей, как они относятся друг к другу.

В шестилетнем возрасте, с точки зрения Л.А.Венгера, можно пользоваться символами (условными обозначениями), относящимися к функциям (назначению) предметов, связанными с ними по смыслу. Многие виды символов широко используются в разных видах деятельности людей. Например, буханка хлеба будет означать булочную, а самолет − аэропорт. Кроме того, символами будут обозначаться, например, явления природы. Обозначая эти явления, ребенку предлагается или рассказать о них, или описать.

Итак, методика Л.А.Венгера и А.А.Венгера в основном используется при чтении и пересказе литературных произведений. Сначала дети учатся видеть внешние различия между героями произведений и соотносить их с условными изображениями (кружками), а затем научаются выделять главного героя произведения, видеть его взаимосвязи с другими героями и соотносить роль не с размерами героя, а с его значимостью в произведении, использовать символы, относящиеся к функциям предметов.


в) Методика А.Е.Агаевой.

А.Е.Агаева считает, что моделирование помогает развитию основ логического мышления. Необходимо учить детей отличать видовое (менее общее) и родовое (более общее) понятия.

Такая модель должна передавать одновременно и то, что род всегда имеет больший объем (то есть охватывает большее количество объектов), чем входящие в него виды, и то, что один род может включать много отдельных видов, и то, что каждый вид имеет особые признаки, отличающие его от других видов того же рода.

В связи с тем, что дети в этом возрасте еще не владеют грамотой, наименование видов необходимо обозначать условными обозначениями. Например, в круге поместить больших, взрослых людей и детей и предложить ребенку расклассифицировать.

Размещение картинок − только первый шаг к моделированию, потом ребенку будет предлагаться по фигуркам, находящимся в одном круге, составить рассказ. Если ребенок к животному, помещенному в круге, добавляет дом или кость, можно предположить, что это домашнее животное, скорее всего собака.

После того как ребенок в достаточной мере поймет смысл схематических изображений между понятиями, их можно употреблять для упорядочивания знаний о самых различных областях действительности (животных, растениях, профессиях людей, предметах обихода и т.д.). Не надо забывать, отмечает Е.А.Агаева, что схема сама по себе новых знаний не дает, а служит для организации тех, которые уже имеются. Поэтому содержание отображаемых в схемах понятий может изменяться и усложняться лишь по мере того, как ребенок знакомится с новыми видами предметов, явлений, областей деятельности. Виды занятий по логическим схемам могут состоять в дополнении ребенком составленной взрослым схемы (подбор родового или видового понятия) и составлении схемы самим ребенком.

Итак, методика Е.А.Агаевой используется в старшем дошкольном возрасте. Она направлена на обучение и закрепление видовых и родовых понятий. Целесообразней использовать эту методику на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца. Пересказ сказки доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на ого чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное

Методика организации пересказа народных сказок с использованием метода моделирования

Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца. Пересказ сказки доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на ого чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

- Знакомство с графическим способом представления информации.

- Формирование навыка дешифровки модели.

- Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.

В процессе работы над умением составлять рассказ по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых “ключевых” словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

-самостоятельного анализа ситуации или объекта;

-развития децентрации (умения менять точку отсчета);

-развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

-составление рассказов по картине и серии картин;

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

-символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

-планы и условные обозначения, используемые в них;

-контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

-усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

-формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

-передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.


Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Презентация на тему: " Моделирование сказок. ЦЕЛИ Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов. Развивать у." — Транскрипт:

2 ЦЕЛИ Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов. Развивать у детей речь посредством художественной литературы.

3 ЗАДАЧИ Развитие словаря Формирование грамматического строя речи Развитие звуковой стороны речи Формирование диалогической речи Обучение рассказыванию Развитие мышления, воображения, памяти при отборе заместителей

4 Методы и приемы наглядные практические словесные

5 Наглядные Рассматривание иллюстраций Использование наглядных пособий Использование картинок-символов Использование знаковой символики Использование графической аналогии

6 Практические Игры с геометрическими фигурами Картинный план Творческие задания Экспериментирование Творческие задания с применением образца

7 Словесные Вопросы Объяснения Словесные дидактические игры Чтение художественной литературы Беседа Совместное составление рассказа

8 Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области. Примеры моделей: Развитие культурно - гигиенических навыков Уход за комнатными растениями Рассказывание о времени года Рассказывание о растительном, животном и предметном мире

9 Отгадывание, загадывание и придумывание загадок Заучивание стихотворений придумывание загадок Заучивание стихотворений

13 Сериационный ряд Цель: развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели

14 Двигательное моделирование Цель: развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку, учить строить двигательную модель

15 Временно- пространственная модель Цель: учить детей выделять основную сюжетную линию сказки; развивать умение составлять временно-пространственную модель, как наглядный план для рассказывания.

16 Этапы работы со сказкой

17 Чтение сказок, беседа,рассматривание иллюстраций

20 Работа с моделями

21 Рассказывание сказки при помощи моделей

22 Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Читайте также: