Модель взаимодействия специалистов в коррекционно образовательном пространстве доу

Обновлено: 05.07.2024

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей.

Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Это понятие употребляется по отношению к детям с выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками ее функциональной незрелости. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих дошкольных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Таких детей, которые отстают по психофизическому развитию от своих сверстников, в настоящее время называют дети с особыми образовательными потребностями.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду.

Методист как координатор взаимодействия

Организация системы методической работы с кадрами в детском саду – одна из важных задач дошкольного образования. Иногда в педагогических коллективах роль воспитателя – главного человека, находящегося ближе всего к ребенку, при наличии в детском саду разных специалистов, занижается. Проблема организации взаимодействия воспитателя со специалистами по созданию условий для личностно-ориентированного развития ребенка является актуальной.

Почему эта проблема актуальна? Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и энергии, поэтому главной целью становится создание группы единомышленников. Возникают проблемы организации взаимодействия специалистов в управленческом аспекте:

четкое определение того, кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи в воспитании и развитии детей; с кем он взаимодействует; какова доля участия всех остальных.

Методист принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.

Роль методиста в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации научно-методической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.

Узкие специалисты, профессионально занимаясь одним из направлений дошкольного воспитания, экспериментируя, находя и внедряя новые технологии обучения, имеют большую, чем воспитатель, возможность обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы:

задача методиста – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в педагогическом коллективе. В связи с этим изменяется содержание функций методического сопровождения, они получают соответствующее наполнение:

информационно-нормативная – предполагает информирование педагогов о документах, связанных с охраной прав ребенка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов, новых достижениях в области педагогики и психологии дошкольного воспитания, а также коррекционной педагогики и психологии;

аналитическая – определяет творческий потенциал узкого специалиста и его индивидуальный стиль деятельности; предусматривает обучение коллективной релаксации, самоанализ деятельности;

координационная – определение близких, средних и дальних перспектив реализации плана ДОУ (координация годового и месячного перспективных планов ДОУ и личных планов узких специалистов);

инновационная – обусловливает разработку и поиск совместно с узкими специалистами новых прогрессивных технологий, методов и приемов воспитания детей и внедрение их в практику;

контролирующая – позволяет отслеживать качество работы, обеспечивающее выполнение государственных стандартов в обучении, воспитании и коррекции нарушений дошкольников, исключая перегрузку.

Исходя из функций, можно выделить основные направления работы методиста:

образовательное – создание системы управления работой узких специалистов, осуществление личностно-ориентированного подхода в повышении их квалификации через определение индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;

научно-исследовательское – определение направления научно-исследовательской работы в соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ; расширение исследований по различным образовательным проблемам;

диагностическое – мониторинг результативности процессов обучения и воспитания, позволяющий определить качество образовательных услуг;

информационное – оказание методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций в педагогическом коллективе и других образовательных учреждениях.

Направления методической работы с узкими специалистами позволяют обеспечить следующие компоненты ее структуры:

компетентные кадры; систему образования и воспитания; планирование воспитательно-образовательного процесса; координацию инновационной экспериментальной творческой деятельности; создание предметно-развивающей среды.

Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях.

Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

Модель взаимодействия специалистов представлена графически:

Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация «Модель взаимодействия специалистов в коррекционно - образовател.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Консультация «Модель взаимодействия специалистов в коррекционно - образовател.

Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу для да.

Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу для дальнейшего успешного обучения, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Коррекционно-образовательная работа в группе для детей с ТНР нашего дошкольн.

Коррекционно-образовательная работа в группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения осуществляется совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями. Каждому специалисту, работающему с данной категорией детей, важно понимать, что неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасте приведет к стойким нарушениям письма и чтения, что создаст трудности при обучении детей в школе, а также спровоцирует развитие вторичных отклонений (снижение уровня познавательной деятельности, задержку психического развития, нарушения коммуникации и др.).

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленнос.

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Логопедизация в ДОУ определяется взаимодействием учителя-логопеда и специали.

Логопедизация в ДОУ определяется взаимодействием учителя-логопеда и специалистов. Педагоги группы компенсирующей направленности строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты работают совместно с учителем-логопедом, который составляет.

Все специалисты работают совместно с учителем-логопедом, который составляет с коллегами календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и организованной образовательной деятельности дошкольников.

Учитель – логопед: способствует созданию в учреждении образования коррекционн.

Учитель – логопед: способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с ТНР, что требует взаимодействия в работе педагогических работников, законных представителей с целью организации целенаправленной работы по максимально возможной социализации детей с особенностями психофизического развития; несет ответственность за правильную организацию и содержание учебно-воспитательной работы и работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей с ТНР; проводит занятия с детьми группы компенсирующей направленности; создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья детей; консультирует педагогических работников группы по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с ТНР.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДОУ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД педагог-психолог м.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДОУ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД педагог-психолог музыкальный руководитель инструктор по физической культуре воспитатели

Формы взаимодействия специалистов: педсоветы; консультации; тренинги; семинар.

Формы взаимодействия специалистов: педсоветы; консультации; тренинги; семинары-практикумы; анкетирование; анализы открытых занятий.

Комплексная разработка: 1. Перспективное планирование фронтальной и индивидуа.

Комплексная разработка: 1. Перспективное планирование фронтальной и индивидуальной работы с детьми. 2. Тетради взаимосвязи с воспитателями. 3. Консультации, рекомендации по коррекционной работе.

Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип корре.

Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности ООД и свободной деятельности детей. Воспитание у детей интереса к ООД, познавательной активности и самостоятельности. Достижение успеха на каждой ООД как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов. Основные идеи, определяющие взаимодействия педагогов Использование различных видов продуктивной и игровой деятельности, осуществление коррекционного воздействия в интересной и увлекательной форме. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих коррекционных целях.

Как правило, у детей с ТНР, кроме специфических речевых расстройств, отмечаю.

Как правило, у детей с ТНР, кроме специфических речевых расстройств, отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой; низкий уровень понимания словесных инструкций; недостаточность регулирующей функции речи; низкий уровень контроля за собственной деятельностью; нарушение познавательной деятельности; низкая умственная работоспособность. Психическое состояние данной категории дошкольников неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется.

Педагог-психолог Деятельность педагога – психолога направлена на содержание п.

Педагог-психолог Деятельность педагога – психолога направлена на содержание психического здоровья каждого воспитанника логопедической группы. Она включает в себя: психологическое обследование воспитанников; участие в составлении индивидуальных планов развития воспитанника; проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками; динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников; проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье; осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи; консультирование персонала группы; заполнение отчетной документации.

У части детей с ТНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное разв.

У части детей с ТНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкц.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда, музыкального руко.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физическ.

Взаимодействие логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре осуществляется по трем направлениям: диагностическое; коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.

Формы совместной деятельности Взаимообмен данными диагностики Координированно.

Формы совместной деятельности Взаимообмен данными диагностики Координированное планирование совместной деятельности Взаимопосещение логопедических, музыкальных и физкультурных занятий Совместное проведение тематических, интегрированных занятий Участие в педагогических советах ДОУ Подготовка досугов, развлечений, праздников Формы совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя и инструктора по физической культуре

Музыкальный руководитель: Осуществляет музыкально - эстетическое воспитание д.

Музыкальный руководитель: Осуществляет музыкально - эстетическое воспитание детей; учитывает психоречевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара; использует в ООД элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики, пластических этюдов и двигательных импровизаций детей; развивает дыхание, чувство ритма, интонационную выразительность; развивает мелкую моторику и координацию движений.

Инструктор по физической культуре: Развивает и формирует: слуховое, зрительно.

Инструктор по физической культуре: Развивает и формирует: слуховое, зрительное, пространственное восприятие; координацию движений; общую и мелкую моторику; закрепляет поставленные учителем-логопедом звуки в свободной речи; речевое и физиологическое дыхания; темп, ритм и интонационную выразительность речи.

Работа воспитателя по развитию речи теснейшим образом связана с деятельность.

Работа воспитателя по развитию речи теснейшим образом связана с деятельностью логопеда и педагога-психолога. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется первичное представление о названиях основных цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными.

Воспитатели группы компенсирующей направленности: организуют учебно-воспитате.

Воспитатели группы компенсирующей направленности: организуют учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития детей с ТНР; согласовывают свою образовательную деятельность в отношении детей с ТНР с учителем-логопедом и педагогом-психологом; соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с ТНР; создают атмосферу эмоционального комфорта на занятиях и другой деятельности c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей.

Все специалисты ДОУ предъявляют единые требования к проведению интегрированны.

Все специалисты ДОУ предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми с ТНР, руководствуясь следующими принципами: ООД строится на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками; ООД проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы; принцип всестороннего воздействия; принцип доступности и индивидуального подхода (содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений); принцип наглядности; принцип постепенного усложнения предлагаемого материала.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления бол.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре и воспитателя дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Таким образом, успех коррекционно-образовательной работы в группе для детей.

Таким образом, успех коррекционно-образовательной работы в группе для детей с ТНР определяется последовательностью и систематичностью взаимосвязи всех специалистов ДОУ. Учитывая особенности речевого развития, а также развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников с ТНР, в руках педагогов будущее дошкольников, поэтому необходимо создать наиболее оптимальные условия для преодоления всех имеющихся нарушений.

Успешное формирование личностной готовности детей к школьному обучению, соци.

Успешное формирование личностной готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе возможно только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Краткое описание документа:

Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу для дальнейшего успешного обучения, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Коррекционно-образовательная работа в группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения осуществляется совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями.

Каждому специалисту, работающему с данной категорией детей, важно понимать, что неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасте приведет к стойким нарушениям письма и чтения, что создаст трудности при обучении детей в школе, а также спровоцирует развитие вторичных отклонений (снижение уровня познавательной деятельности, задержку психического развития, нарушения коммуникации и др.).

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальную адаптацию и оказание помощи этой категории воспитанникам дошкольных учреждений.

В нашем дошкольном учреждении (ДОУ) модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, где старший воспитатель, являясь координатором взаимодействия, осуществляет методическое сопровождение как через учителя-дефектолога – ведущего специалиста группы для детей с задержкой психического развития, так и непосредственно взаимодействуя с педагогами.

Цель модели коррекционно-развивающей деятельности состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Работа учителя-дефектолога включает в себя психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения; планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности; анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности; консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий (утренники, праздники). Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми дефектологической группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности) других педагогов, а также в режимные моменты.

Немаловажна роль учителя-логопеда. Содержание его деятельности направлено на постановку диафрагмального речевого дыхания; коррекцию дефектных звуков; автоматизацию правильных звуков; практическое овладение навыками словообразования и словоизменения. Им также проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

Работа воспитателя заключается в проведении специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности, организации совместной и самостоятельной деятельности детей; воспитании культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой и общей моторики рук; в организации индивидуальной работы с детьми, выполнении рекомендаций специалистов; в применении здоровьесберегающих технологий, в создании благоприятного климата в группе; в консультировании родителей.

В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо. В его функции входит психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми; повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания ребенка с ЗПР.

Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей, учитывая психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара; использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.

Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей. Инструктор по физической культуре совершенствует психомоторные способности дошкольников; развивает двигательную сферу воспитанников с ЗПР, общую и мелкую моторику.

Медицинская сестра осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, а также тесное взаимодействие дошкольного учреждения с детской поликлиникой.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

Рабочая программа учителя-логопеда Пояснительная записка Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы организации коррекционно - образовательного процесса в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида. Представлена система взаимосвязи специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и родителей в условиях дошкольной образовательной организации.

Система взаимодействия специалистов дошкольной

образовательной организации компенсирующего вида

по организации коррекционно-педагогической работы с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

Г.А. Баранова,

кандидат педагогических наук, доцент,

А.Н. Борисова,

заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей

г. Щекино, Тульская область

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации коррекционно - образовательного процесса в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида. Представлена система взаимосвязи специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и родителей в условиях дошкольной образовательной организации.

Одной из актуальных проблем системы дошкольного образования является организация образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Организация данного процесса обязательно должна носить комплексный характер, с участием специалистов различного профиля: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, учителей-логопедов и других педагогов образовательной организации.

Успешное преодоление различных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в специальных (коррекционных) группах возможно при тесного взаимодействия всех специалистов дошкольной организации на интегративной основе. Это означает, что совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда[1].

Следует отметить, что организация системы методической работы с кадрами в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) одна из важных задач. Методист ДОО – координатор взаимодействия всех участников образовательного процесса. Он принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом, с учетом возрастных особенностей детей. За специалистами сопровождения закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться специфика взаимодействия разных специалистов ДОО, содержание и сроки выполнения ими конкретных видов работ.

Особое значение в условиях дошкольной организации уделяется особенностям взаимодействия узких специалистов и воспитателей. Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Реализация данной модели взаимодействия специалистов ДОО предполагает[2]:

- снятие противоречий, возникающих в решении педагогических проблем разными специалистами;

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- обучение родителей новым формам общения и поддержки ребенка;

- организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, предполагающую организацию воспитательно-образовательной деятельности ДОО, как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Модель представляет собой систему взаимосвязи всех участников образовательного процесса в дошкольной организации: дети с ОВЗ, родители, специалисты сопровождения: воспитатели, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский персонал. Все специалисты дошкольной организации работают в тесном контакте друг с другом.

Организация образовательного процесса с детьми с ОВЗ должна осуществляться в индивидуальной и подгрупповой форме. Сетка занятий составляется так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

В первую половину дня проводятся занятия, как с воспитателями, так и со специалистами сопровождения: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом. Во вторую половину дня проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. В то же время учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы[3].

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех специалистов дошкольной организации с детьми с ОВЗ должна быть разработана следующая система деятельности:

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают особенности развития детей. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в других видах деятельности детей – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждают и анализируют всем педагогическим коллективом. Намечают пути коррекции.

2. Специалистами ДОО изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим миром, продуктивная и игровая деятельность и т.д.).

Следует отметить, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но разделов, реализуемых воспитателем в образовательном процессе. В свою очередь воспитатели также должны знать содержание видов работ, которые проводит учитель-дефектолог. Целенаправленное планирование видов работ в процессе взаимодействия специалистов обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Совместно готовятся тематические и интегрированные занятия, праздники, конкурсы и др. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ за определенный период.

Нужно подчеркнуть, что особая роль в раскрытии возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в организации проведении обозначенных выше видов занятий принадлежит музыкальному руководителю и его взаимодействию с другими специалистами. Вместе они планируют и реализуют данные виды занятий в образовательном процессе ДОО.

4. Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог, учитель-логопед и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Коррекционно-развивающая работа с дошкольной организации многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Список литературы и источников:

1. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (ограниченный аспект).- М.: Секачев, ИОН.-2004.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта.- М.: 2003.

3. Маркова Л.С. Образовательная программа дошкольного учреждения: практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.

Читайте также: