Модель ученического самоуправления в школе 2021

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Самоуправление - это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом.

Самоуправление в школе создано в 2005 году. Со временем форма организации органа ученического самоуправления (далее - ОУСУ) дополнялась и повышала эффективность своей работы. За 11 лет из школы выпустились достойные лидеры, активисты различных направлений социально значимой и общественной деятельности, которые сейчас учатся в престижных ВУЗах и ССУЗах. Данная форма организации ОУСУ применима к любой школе.

Способствовать поиску гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности участников школьного сообщества; защита прав учащихся; реализация интересов и потребностей учащихся в школе; повышение гражданской и социальной активности учащихся.

- создать благоприятные условия протекания совместной деятельности детей и взрослых, на основе толерантности и партнёрства;

- развивать проектную деятельность;

- дать возможность самореализоваться среди сверстников каждому ученику школы;

- создать благоприятные условия для развития организаторских способностей и лидерских качеств.

Принципы ученического самоуправления

Орган ученического самоуправления (классный и школьный) в процессе своей деятельности руководствуется следующими принципами:

Принцип равноправия: все участники ученического самоуправления имеют равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своём коллективе.

Принцип выборности: орган самоуправления приобретает свои полномочия в результате выборов.

Принцип обновляемости и преемственности: состав органов самоуправления и их руководителей периодически обновляется. Между предыдущим и последующим составом органов самоуправления осуществляется преемственность.

Принцип открытости: работа органов самоуправления является открытой для каждого члена коллектива, который может своевременно получить полную, оперативную и достоверную информацию о работе органов самоуправления.

Принцип законности: орган самоуправления в процессе своей деятельности следует положениям Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка и других государственных правовых актов, Устава школы и ее локальных нормативных документов.

Принцип целесообразности: содержание, организация, структура, формы и методы работы органа самоуправления направлены на реализацию интересов и удовлетворение потребностей учащихся.

Принцип коллегиальности и персональности: все решения принимаются коллегиально, но в, то же время, каждый член органа самоуправления несёт персональную ответственность за выполнение решений.

Принцип совета и согласия: следует непременно посоветоваться, выслушать мнение каждого и принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления.

Принцип свободы и самодеятельности: каждый член органа самоуправления свободно выбирает формы и методы для реализации какого-либо коллегиально разработанного решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность, самодеятельность.

Принцип критики и самокритики: каждый субъект органа самоуправления может свободно высказывать замечания, не допуская при этом унижения достоинства других людей.

Принцип распределения полномочий: властные полномочия и ответственность чётко распределяются между всеми субъектами органа самоуправления и их руководителями.

Принцип отчётности: все избранные органы ученического самоуправления и их члены регулярно отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и её результатах.

Принцип гуманности: органы ученического самоуправления действуют на основе нравственных ценностей, принимают и реализуют решения, исходя из интересов учеников. Принимаемые меры ответственности и наказания гуманны и не унижают достоинство учащихся.

hello_html_6f61b8bc.jpg

- интеллектуальное,

Общешкольная ученическая конференция является высшим органом ученического самоуправления школы (далее УСУ).

Мэры и вице-мэры 5 - 11-х классов, избираемые на классном собрании большинством голосов. Срок полномочий 1 год.

Учащиеся, желающие участвовать в конференции (самовыдвижение), не менее одного человек от класса. Срок полномочий 1 год.

Представители Управляющего совета.

Представители родительской общественности.

Выпускники (экс-президент, экс-министры).

Проводится не реже 1 раза в год.

Рассматривает и утверждает план на предстоящий период.

Вырабатывает и формулирует предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе.

Рассматривает и утверждает правила, памятки, положения и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность ученического самоуправления.

Заслушивает отчёты и информацию по результатам деятельности органов ученического самоуправления.

Депутаты - представители классов, избираемые учащимися 5-х - 11-х классов, большинством голосов на классном собрании сроком на один год (не менее2-х человек).

Мэры и (или) вице-мэры классов, избираемые учащимися 5-х - 11-х классов, большинством голосов на классном собрании сроком на один год.

Президент школы, избираемый учащимися 5-11 кл. тайным голосованием. Срок полномочий 2-3 года до окончания 11 класса.

Министры, избираемые на классных собраниях 5-11 классов открытым голосованием, сроком от 1 до 3-х лет.

Учащиеся, желающие быть членами совета (самовыдвижение).

Утверждает новые положения и законы УСУ.

Вносит и утверждает дополнения в уже существующие законы и в Устав школы.

Разрабатывает программу общешкольных дел и организует ее выполнение.

Для выполнения программы общешкольных дел, создает, либо реорганизует, министерства.

Утверждает министров и их помощников.

Утверждает состав и руководителя школьной службы медиации.

Накладывает вето на решение президента УСУ.

Выдвигает импичмент президенту УСУ.

Организует создание, работу и развитие кружков, клубов, секций, групп по интересам и т.п.

Направляет возможности родительской общественности в помощь школе, оказывает помощь родителям в воспитании детей.

Избирается тайным голосованием учащимися 5 -11-х классов, сроком от 2-х до трёх лет.

Защищает интересы школьников и УСУ.

Осуществляет совместную работу со школьной администрацией, педагогическим советом и родительской общественностью.

Контролирует выполнение программы общешкольных дел.

Обращается в различные инстанции для оказания помощи школе и УСУ.

Вносит законопроекты УСУ в Законодательное собрание.

Подписывает новые законы и дополнения, в уже существующие законы УСУ.

Выносит порицание, объявляет выговор за нарушения правил поведения и Устава школы.

Вице-президенты помогают президенту и в случае его болезни или отсутствия исполняют обязанности президента УСУ школы.

Вице-президенты курируют работу министерств и оказывают всяческое содействие в реализации планов.

Формирование Министерств

Для реализации планов работы УСУ школы создаётся исполнительная структура - школьное правительство, которое формируется на выборной основе сроком на 1 год.

Правительство является исполнительным органом власти и состоит из числа учащихся-министров 5-11 классов.

В каждом классном коллективе (5-11 класс) учащиеся делятся на отделы по направлениям деятельности: образование, культура, спорт, информация, дисциплина и порядок.

В каждом отделе выбирается министр, который делегируется в состав школьного министерства (таким образом, в каждом школьном министерстве есть представитель от каждого класса).

Заседания правительства проводятся по секторам (министерствам).

Компетенция Министерств

Министерство информации - выпуск школьной газеты; своевременное информирование школьной общественности о событиях в школе, районе, области; проведение конкурсов газет и пресс-игр; помощь в организации работы классных газет и газеты начальной школы.

Министерство культуры - организация коллективных творческих дел; организация досуговых мероприятий (Конкурсы, КВН, фестивали, деловые игры, выставки, праздники, ток-шоу и т.д.); привлечение учащихся к занятиям в кружках.

Министерство спорта и здравоохранения - организация спортивных соревнований; организация волонтёрского движения по пропаганде здорового образа жизни.

Положение о Законодательном собрании

Состав Законодательного собрания:

Председатель Законодательного собрания (учащийся 9-11 кл.), избирается учащимися 5-х - 11-х классов на ученической конференции, тайным или открытым голосованием. Срок полномочий от 1 до 3-х лет (до окончания 11 класса).

Учащиеся 9-11 классов не более двух человек (самовыдвижение).

Функции Законодательного собрания:

Осуществляет контроль за соблюдением законов УСУ и Устава школы.

Разрабатывает новые законы и положения УСУ.

Вносит изменения и дополнения в существующие законы УСУ и Устав школы.

Участвует и организует мероприятия, формирующие правовое сознание и правовую культуру.

Оказывает содействие в деятельности избирательной комиссии.

Основные положения:

- разрешение конфликтов и защита прав всех участников образовательного процесса;

- в случаях, предусмотренных ч. 3 п. 1 настоящего Положения обращение в соответствующие инстанции;

- проведение диалогов, в т. ч. воспитательных и профилактических, с участниками образовательного процесса, разработка и реализация проектов, планов, программ, инструкций, направленных на профилактику и уменьшение количества конфликтных ситуаций в школьной среде;

- мониторинг конфликтных ситуаций в образовательном учреждении;

- правовое образование участников образовательного процесса;

- сотрудничество с общественными организациями и организациями, проводящими государственную молодёжную политику в Александровском районе.

1.2. Школьная служба медиации является независимым органом ученического самоуправления, деятельность ШСМ носит статус рекомендательной, решения не имеют юридической силы, однако могут быть использованы соответствующими инстанциями по их запросам.

1.3. Школьная служба медиации обращается за помощью по реализации целей и задач, описанных в п. 1.1. ч. 1 настоящего Положения, к школьному психологу, заместителю директора по воспитательной работе, школьному инспектору и другим должностным лицам.

1.5. Школьная служба медиации осуществляет свою деятельность круглогодично.

2. Правовая основа.

3. Состав школьной Службы медиации.

3.4. При конкурсном отборе предпочтение отдаётся участникам, представляющими интересы своих классов.

3.5. Прямым открытым голосованием из числа волонтёров-медиаторов избирается Председатель ШСМ, право голоса имеют члены ШСМ.

4. Ограничение ответственности:

4.1. В случаях, когда проступки или конфликты участников образовательного процесса квалифицируются как преступление, предусмотренное УК РФ, являются крупными имущественными спорами, или когда по этим действиям ведётся судебное разбирательство, предварительное следствие и/или поданы иски, или когда в силу обстоятельств, причин, в т. ч. этических, конфликты не могут быть рассмотрены подростками, школьная Служба медиации передаёт сведения в инстанции, в соответствии с Законодательством Российской Федерации и не имеет права продолжать разбирательство по данному вопросу.

4.2. ШСМ не оказывает физического и психологического давления на участников образовательного процесса, не несёт ответственность за проступки, совершенные участниками образовательного процесса.

5.1. ШСМ выдаёт сертификаты волонтёрам-медиаторам, прошедшим курс обучения примирительным технологиям.

5.3. ШСМ составляет характеристики, организовывает встречи с психологами и другими специалистами, способствует созданию в школе комфортной образовательной среды.

6. Термины, использованные в настоящем положении.

6.1. Волонтёры-медиаторы - учащиеся, владеющие навыками разрешения конфликтов.

6.2. Примирительные технологии - методики разрешения конфликтов.

6.3. Примирительная практика - практическое использование методик по разрешению конфликтов.


Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Воспитание - это организация образа жизни детей, а не мероприятий, основная форма воспитания жизнью - самоуправление, благодаря которому ребенок учится самостоятельности, деловому общению с людьми, готовности принимать решения и отвечать за свои поступки. Важным условием нормального функционирования поступательного развитие ученического самоуправления является включение в общешкольную жизнь каждого класса, обеспечение работы органов самоуправления классных коллективов по единому направлению, централизованному руководству.

Основная задача, которую решают общешкольные органы самоуправления, состоит в объединении усилий классных коллективов в различных видах деятельности: общественной, учебной, культурно-массовой. Развитие ученического самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Участие школьников в управлении делами школы - это способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в демократическом обществе. А так же хороший шанс для учеников получить начальные навыки менеджмента.

Структура органов самоуправления должна быть гибкой и вариативной, учитывать периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфику, возможности и традиции школы. Органом ученического самоуправления школы является Ученический совет, в который входят творческие, инициативные ребята 5-11 классов. Советы сформированы на выборной основе, вместе они образуют Совет активистов ГБОУ Школы № 1231 – Ученический Совет.

Цели работы:

1.Обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями;
2.Приобретение детьми знаний, умений и навыков самоуправления; демократического стиля взаимоотношений между учащимися, родителями, учителями.

Задачи работы:

1.Формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и деятельности;
2.Оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление каждого возможно только в коллективе.

Принципы работы Ученического совета:

  • добровольности
  • демократизма и гуманизма
  • творчества
  • коллективного принятия решения

Для достижения данных принципов необходимо реализовать ряд конкретных задач:

Читайте также: