Модель образовательной среды школы

Обновлено: 07.07.2024

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • планирование образовательного процесса;
  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
  • фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
  • взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Определим различия между образовательным стандартами первого и второго поколения в контексте формирования ИОС:

Стандарты нового поколения

Планирование образовательного процесса

Не используется автоматизированная обработка содержания образования

Создание информационной модели стандарта нового поколения, реализация связей между ее элементами, автоматизированная обработка содержания образования

Размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов

Информационный ресурс учреждения, сайт учреждения, личные архивы

Информационный ресурс учреждения, общие банки данных педагогов района, региона, сайт учреждения, личные сайты педагогов.

Фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Использование офисных приложений для ведения мониторинга

Ведение электронных дневников,

внедрение автоматизированных информационных образовательных систем педагогического мониторинга

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью

Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, обмен информацией

Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, сетевые сообщества, on-line уроки, проекты, дистанционное обучение, обмен информацией

Контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся)

Контентная фильтрация, регламенты работы в сети

Контентная фильтрация, регламенты работы в сети

Взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями

Электронный документооборот, обмен информацией

Электронный документооборот, обмен информацией, использование информационно – аналитических систем

Основная идея разработки модели ИОС школы состоит в том, что формирование компетентностей учащихся осуществляется через деятельностное освоение учениками на каждом этапе обучения соответствующего объема знаний средствами коммуникационных технологий. Мера участия каждого учащегося в общей работе определит уровень его личных данных достижений, а состав и структура сформированного объема и качества знаний дадут возможность оценить уровень результатов обученности.

ИОС может быть определена через совокупность взаимосвязанных блоков деятельности, характеризующих течение информационных процессов внутри школы, а именно:

1) информационные ресурсы школы :

  • приобретенные информационные ресурсы (книги, диски, файлы);
  • создаваемые ресурсы (методические разработки учителей, работы учащихся, научные публикации и результаты исследований)
  1. базы данных ОУ , которые включают в себя:
  • базы персональных данных всех субъектов образовательного процесса;
  • базы результатов деятельности школы;
  • базы помещений и технологического оборудования и т.д.
  1. система дистанционного обучения , которая призвана использовать все типы информационных ресурсов, передавать результаты обучения в систему автоматизированного контроля знаний и обеспечивать:
  • поддержку реализуемой образовательной программы;
  • обучение детей по различным причинам не посещающим школу;
  • индивидуальное обучение, в т.ч. одаренных детей;
  • обучение по программам профильного обучения.
  1. система автоматизированного контроля знаний обеспечивает организацию проведения рубежного и тематического контроля, промежуточную и итоговую аттестацию, в т.ч. программы дистанционного и профильного обучения. Результаты обучения должны накапливаться в системе и обрабатываться ею. Накопление результатов деятельности учащихся может происходить по технологии портфолио.
  2. система управления образовательным учреждением , которая обеспечивает использование баз данных и функционально состоит из следующих подсистем:
  • планирования образовательного процесса;
  • планирования деятельности всех субъектов образовательного процесса, включая контроль исполнения заданий;
  • анализа результатов деятельности;
  • электронного документооборота.
  1. средства массовой информации : сегодня школа должна активно участвовать в информационном обмене, т.е. публично предъявлять результаты своей деятельности обществу, вовлекать представителей общества в школьную жизнь. Это можно реализовать через сайт, электронную газету или журнал.
  2. электронные услуги : предоставление достоверной информации о ходе и содержании образовательного процесса, результатах обучения, зачисления детей в школу и т.д.

4. Организационно-управленческое сопровождение образовательного процесса в информационно-образовательной среде

Одной из основных целей информатизации образования на современном этапе является обеспечение эффективного использования во всех видах учебно-воспитательной и административной деятельности образовательных учреждений существующих и постоянно развивающихся образовательных интернет-ресурсов и организация оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса в повседневной жизни учреждений образования. Отдельные решения в этом направлении уже стали достоянием многих школ, однако все они носят разрозненный характер и совместное их использование вызывает большие трудности. В этой связи только создание реальной информационной образовательной среды школы и интеграция ее в информационное образовательное пространство города и региона позволит решить эти задачи в полном объеме.

В рамках федеральных программ модернизации отечественного образования и развития единой информационной образовательной среды в МБОУ СОШ № 75 уже сделано многое. Так, существенно улучшилось обеспечение компьютерной техникой, многие учителя повысили квалификацию в области ИКТ и большинство педагогов уже готовы активно использовать информационный ресурс образования в школе. Осуществляется создание цифровых образовательных ресурсов, администрация школы получила в свое распоряжение те или иные компьютерные инструменты, позволяющие автоматизировать отдельные виды управленческой деятельности. Но, несмотря на это, говорить о функционировании полномасштабной информационной образовательной среды в учреждении образования пока не приходится.

Одна из причин такого положения – отсутствие отвечающего потребностям современной школы разностороннего электронного образовательного ресурса и эффективных способов доставки и оптимальных механизмов использования его в учреждения образования. Попытки решить эту проблему путем поставки в учреждения образования мультимедиа-изданий на компакт-дисках не могут охватить все потребности школ, так как эти продукты быстро устаревают, практически не поддерживаются их производителями, не позволяют сформировать единый комплект в реальных школьных компьютерных сетях и, в основном, ориентированы на самостоятельную работу учащихся/педагогов, а не на плановое встраивание на регулярной основе в классно-урочную систему обучения. Кроме того, обучение работе с этими продуктами ложится целиком и полностью на плечи пользователей – учителей и учащихся, что требует дополнительного обучения по каждому новому продукту для активного использования их в своей профессиональной деятельности.

Для достижения требуемых педагогических результатов ФГОС второго поколения установлены принципиально новые требования к информационно-методическим условиям реализации образовательной деятельности школы:

  • информационное обеспечение субъектов образовательного процесса (создание системы широкого доступа учителя, учащихся и родителей к содержательной учебной информации, а так же к информации по организации образовательной деятельности и результатам образовательных достижений учащихся);
  • формирование информационно-образовательной среды, которая включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих организацию образовательного процесса.

Информационно-образовательная среда школы представляет собой системно-организованную совокупность информационного, учебно-методического и программно-технического обеспечения интеграции информационных технологий в образовательную деятельности школы. Все участники учебного процесса активно взаимодействуют между собой с использованием средств и методов информационных технологий.

Таким образом, при организации образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы возникает необходимость разработки технологий управления ходом и результатами образовательной деятельности со стороны всех участников образовательного процесса.

В статье представлена модель развивающей образовательной среды, способствующая успешной социализации учащихся. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как обусловлена социальным заказом общества на развитие личности учащихся, формирование их творческого потенциала, позволяющего осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности и генерировать новые идеи, создание условий для их успешной социализации. В статье представлена роль развивающей образовательной среды с позиции ее функций и принципов построения: организующей, воспитывающей, развивающей. Описаны цели, функции и принципы построения развивающей образовательной среды. Особое внимание в исследовании уделено подробному описанию характеристик развивающей образовательной среды. По мнению автора, развивающая образовательная среда должна быть вариативной, насыщенной, психологически безопасной, социально комфортной. В статье перечислены ее базовые компоненты: демократизация школы, социальное партнерство школы и сообщества, добровольчество. Рассмотрены главные принципы развивающей образовательной среды – социальное партнерство, центр которого – индивидуальное развитие каждого ребенка. Выделены критерии, необходимые для формирования развивающей образовательной среды: социальная активность, возможность выбора, осознанность выбора, личностные смыслы, насыщенность, мобильность. Описана организационно-содержательная основа развивающей образовательной среды, представленная компонентами-модулями: аксиологическим, инновационно-управленческим, профессионально-компетентностным, социально-педагогическим, мониторинговым, интеграционным. Представлены критерии эффективности развивающей образовательной среды: социальная комфортность, вариативность, насыщенность, психологическая безопасность, удовлетворенность средой, каждый из которых подтверждает эффективность внедренной модели развивающей образовательной среды на практике.


2. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М.: Изд-во ПГСТУ, 2013. 432 с.

3. Алешин В.Н., Думчева А.Г. Школа как пространство встреч. Инновационные психолого-педагогические подходы к организации образовательного процес¬са: учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, переработанное. СПб.: СПб АППО, 2014. 138 с.

5. Кочетова А.А. К вопросу о формировании культуры школы // Педагогические исследования и современная культура: сб. научн. статей Всероссийской интернет-конференции с международным участием / Ред совет: Т.Б. Алексеева, И.В. Гладкая, Е.Н. Глубокова и др. (Санкт-Петербург, 22-25 апреля 2014 г.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. С. 291-296.

Цель нашего исследования – в качестве модели развивающей образовательной среды представить целенаправленно сформированную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений в образовательной организации, обеспечивающих решение разнообразных задач развития обучающихся основной школы, которые реализуются в следующих «…практических подходах:

– переход от предметного к спóсобному освоению материала;

– конструирование надпредметного содержания по значимым видам деятельности;

– создание событийного ряда смыслообразующих видов деятельности;

– расширение пространства социальной деятельности уча­щихся;

– организация мотивированной, самостоятельной, практи­ко-ориентированной учебы;

– изменения в структуре деятельности и на ее основе фор­мирование личностных свойств, установок, ценностей;

– множественность видов деятельности и множественность пространств деятельности;

– использование деятельности в качестве сдерживающего ме­ханизма разрушающих воздействий;

– передача учащимся технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях;

– становление способностей к самоопределению, самоорга­низации;

Роль развивающей образовательной среды раскрывается с позиций ее функций и принципов построения:

– организующая функция, цель которой – создать образовательное пространство для продуктивного взаимодействия ученика со сверстниками, педагогами, включая его в разнообразную личностно значимую для него деятельность на основе его выбора, общения, осмысления происходящего, для полного проживания тех смыслов, к которым он уже готов;

– воспитывающая функция ориентирована на создание педагогических условий, воспитывающих ситуаций, которые будут значимы для учащихся, будут создавать ситуацию успеха для каждого ученика, мотивировать его к социально значимой деятельности, побуждать к субъективной позиции и как следствие – получить свой социальный опыт.

Мы считаем, что развивающая образовательная среда должна быть вариативной, насыщенной, психологически безопасной, социально комфортной, удовлетворяющей потребности учащихся основной школы.

Такой способ организации среды определил сущность и смысл модели развивающей образовательной среды, обеспечивающей успешную социализацию учащихся основной школы в нашем исследовании.

Нами определены следующие составляющие развивающей образовательной среды: пространственно-предметный, содержательный, межличностный, субъектный.

На основании анализа существующих материалов по конструированию образовательных сред нами выделены следующие критерии, необходимые для формирования развивающей образовательной среды в нашем исследовании: социальная активность, возможность выбора, осознанность выбора, личностные смыслы, насыщенность, мобильность.

Главным ориентиром в разработке модели в нашем исследовании служила идея развития социальной активности, включающая переосмысление традиционных подходов к образованию, преодоление репродуктивности образовательного процесса, ориентацию учителя на личность ученика, его потребности и на создание условий воспитания с учетом разносторонних способностей учащихся.

Модель развивающей образовательной среды включает в себя базовые и содержательные компоненты [4].

Базовые компоненты: демократизация школы, социальное партнерство школы и сообщества, добровольчество.

Главным принципом развивающей образовательной среды является социальное партнерство, центр которого – индивидуальное развитие каждого ребенка. Образование в ней понимается как жизнь, а не как подготовка детей к жизни. Главным принципом процесса обучения становится жизнь детей и взрослых, которая реализуется и формируется в разных формах. Все вопросы, возникающие в процессе формирования успешной социализации учащихся основной школы, решаются в условиях сотворчества, сотрудничества, сопереживания; имеется возможность для ученика и учителя самореализоваться в сфере обучения.

Относительно педагога это создание возможности выбора профессионально-нравственного, дающего свободу в решении личных целостных подходов и новых идей, и профессионально-технологического, возможного при свободном владении всей широты средств, возможностей, техник в процессе развития и образования.


На рисунке представлена модель развивающей образовательной среды как условия успешной социализации учащихся основной школы.

Модель развивающей образовательной среды

Организационно-содержательную основу деятельности развивающей образовательной среды школы как свободного, развивающегося сообщества в логике разработанной модели составляют следующие компоненты – модули [4]: аксиологический, инновационно-управленческий, профессионально-компетентностный, социально-педагогический, мониторинговый, интеграционный.

Аксиологический модуль направлен на осуществление деятельности ценностно-смыслового согласования, на выявление и удовлетворение интересов и потребностей всех участников образовательного процесса, на уточнение базовых ценностных оснований взаимодействия в связи с новой концепцией развития.

Инновационно-управленческий модуль организует своевременное информационное обеспечение всех участников образовательного процесса информацией об осуществляемых новшествах, обеспечивает расширение полномочий общественно-государственного управления и ученического самоуправления в создании развивающей среды.

Профессионально-компетентностный модуль направлен на реализацию проектов инновационной деятельности методобъединений, курсов повышения квалификации, творческих внешних и внутришкольных конкурсов, недели педагогического мастерства, ориентированных на освоение требований ФГОС.

Социально-педагогический модуль осуществляет создание системы социально-педагогического партнерства (внешнего и внутреннего), внеучебной деятельности гимназистов как ресурса их самореализации, детских научно-практических конференций, социально значимых проектов и их реализацию как основу освоения гимназистами разных социальных практик, а также организацию взаимодействия семьи и школы как фактора поддержки развития ОУ.

Мониторинговый модуль – система оценки качества: разработка и реализация мониторинговых процедур, своевременная корректировка результатов, планов, программ, действий.

Интеграционный модуль осуществляет интеграцию учебной и внеучебной образовательной деятельности. Научно-практические конференции, социально значимые проекты, моделирование, исследовательские работы – основа освоения учащимися социально значимой деятельности, приобретение собственного социального опыта, который будет залогом их успешной социализации.

В процессе исследования нами были разработаны критерии эффективности развивающей образовательной среды: социальная комфортность, вариативность, насыщенность, психологическая безопасность, удовлетворенность средой, каждый из которых подтверждает эффективность внедренной модели развивающей образовательной среды на практике. Использовались методы: анкетирование, тестирование, интервьюирование.

Критерий социальной комфортности подтверждается результатами методик:

– изучение социализированности личности учащегося (М.И. Рожков) направлено на выявление уровня социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся;

– оценка и самооценка школьниками нравственных качеств личности, по З.И. Васильевой, позволяет определить свои нравственные ценности и ценности своих одноклассников в обучении и общении.

Критерии удовлетворенность средой подтвержден результатами методик:

– изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (автор А.А. Андреев);

– МЫ-концепции педагогического коллектива (автор А.А. Кочетова) [5];

– изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым, направлена на выявление уровня удовлетворенности работой гимназии, готовности к сотрудничеству, возможности участия в образовательном процессе).

Эффективность модели развивающей образовательной среды зависит от того, как она:

– воспитывает личность, способную и готовую жить в ситуации социальных изменений, требующих принятия самостоятельных решений;

– формирует умение реализоваться в различных жизненных областях;

– соответствует потребностям социокультурной сферы.

В результате проведенного нами исследования мы сделали следующие выводы: модель развивающей образовательной среды, разработанная и внедренная в образовательный процесс, вариативна, насыщена, психологически безопасна, социально комфортна, удовлетворяет потребности учащихся, т.е. эффективна и способствует успешной социализации учащихся основной школы.


В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями. Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних родителей выбор школы является трудной проблемой, и каждый старается подобрать для своего ребенка лучшую, на его взгляд, школу. Чем же объясняется, что в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую — нет? Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники. Но это не единственный фактор, делающий школу привлекательной. На выбор школы влияют и такие факторы, как инновационные педагогические технологии, авторские программы, уровневое содержание образования, формы организации учебного процесса.

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.

Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии является подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой выделяет ее истоки в предметности культуры общества [4; 181].

Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования. Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его особенностей и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик. Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]. В структуре образовательной развивающей среды акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:

- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,

- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),

- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.

Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики [6]:

- активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;

- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

- интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;

- когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

- мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;

- обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;

- осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;

- устойчивость отражает стабильность среды во времени;

- широта показывает,какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;

- эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.

Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Хотя деятельность всех педагогов может быть направлена на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов детей, но нет общей стратегии и тактики, слаженности, взаимодействия и как следствие, не сформирована образовательная среда [5].

При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик. организации взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования; создании условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

Выделенные нами мероприятия представлены в таблице 1.

Характеристика среды

Мероприятия, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики

- Обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня

- Организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов района, округа

- Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня

- Информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований

- Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности

- Организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей

- Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.

- Обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности

- Усиление экскурсионной работы

- Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности

- Установление и поддержание связей с ВУЗами (МГПУ, МПГУ, МАИ), ССУЗами (Педагогический колледж № 18)

- Установление и поддержание связей с организациями повышения квалификации: ФГАОУ АПК и ППРО, МИОО, ГБОУ Центр педагогического мастерства, Институт имени Гете и др.

- Организация и проведение межшкольных конференций защиты проектных работ учащихся

- Овладение педагогами школы современными образовательными технологиями, методами и приемами, направленными на личностно-ориентированное обучение

- Обеспечение библиотек школы современной учебно-методической и художественной литературой и доступа учащихся и педагогов к необходимым Интернет-ресурсам

- Повышение квалификации педагогов

- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в органы школьного самоуправления

- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела

- Регулярное обновление информации на сайте школы

- Проведение мастер-классов для родителей

- Проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей

- Проведение родительских конференций

- Удовлетворение профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.

- Удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей

- Обеспечение индивидуального подхода к учащимся

- Организация и проведение программ международного и межрегионального обмена

- Организация и проведение городских, межрегиональных, международных экскурсий

- Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, центров детского творчества

- Организация сотрудничества с клубом ЮНЕСКО, спортивными детско-юношескими организациями, психологическими центрами и др.

- Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе

- Внедрение программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии

- Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

- Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся

Целенаправленное построение образовательной среды позволяетя избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

1. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.

2. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. Инноватор. М., 1996. С. 99–105.

3. Пилиповский В. Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1. С. 104–111.

4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 1997. С. 177–184.

5. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии 1998. № 6. С. 12–14

6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, родитель, воспитательное пространство, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, школа, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение, педагогический коллектив.

Похожие статьи

Педагогические условия создания образовательной среды.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Опыт создания развивающей образовательной среды.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных.

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды. Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Деловая игра в воспитательном пространстве. | Молодой ученый

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Проектирование современной информационной образовательной.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Роль образовательной среды школы в создании.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной.

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Проектирование развивающей образовательной среды.

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.

Развивающая творческая среда и грамотное педагогическое руководство способны раскрыть во всей полноте творческий потенциал ребёнка.

Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале.

социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка. Создание условий для развития нравственных.

Похожие статьи

Педагогические условия создания образовательной среды.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Опыт создания развивающей образовательной среды.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных.

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды. Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Деловая игра в воспитательном пространстве. | Молодой ученый

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Проектирование современной информационной образовательной.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Роль образовательной среды школы в создании.

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, воспитательное пространство, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной.

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Проектирование развивающей образовательной среды.

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.

Развивающая творческая среда и грамотное педагогическое руководство способны раскрыть во всей полноте творческий потенциал ребёнка.

Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале.

социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка. Создание условий для развития нравственных.

Индивидуализированное обучение предполагает большой удельный вес самостоятельной работы ученика, как в школе, так и вне её. Зоны для индивидуального обучения должны предоставлять выбор формы приобретения и усвоения новых знаний, например:


  • Рабочие столы и другие поверхности (например, подоконники) — для письменных заданий, работы за ноутбуком и пр.
  • Места за школьными персональными компьютерами;
  • Мягкие кресла, диваны, лежаки — для чтения, повторения, короткого отдыха.


Под этой формой обучения подразумеваются уроки в классе, лекции, работа над командными проектами, семинары и другие занятия, где ученик должен коммуницировать с другими обучающимися и/или педагогами. Физическая среда в большой степени будет диктовать поведенческую модель и педагогам, и ученикам, что в свою очередь влияет на образовательную среду как форму общения.

Проведение урока в потоковой аудитории подразумевает доминирующую роль преподавателя, в то время как на занятии с круговой или свободной рассадкой активность учеников возрастает

Общение учеников друг с другом также имеет различные формы в зависимости от обстановки: соревновательная форма в спортивном уголке, дружественная — в уютной лаунж-зоне, партнёрская — в библиотеке, рабочая — в специализированной лаборатории и т. п.




Подводя итоги, можно сделать вывод, что образовательная среда — это совокупность множества факторов, включая физические и психологические компоненты. Физическое пространство влияет на взаимодействие педагога и ученика, показывая доступные формы общения и подталкивая к использованию их во всём многообразии. Однако образовательную среду также формируют и педагогические процессы, и взаимодействие с другими учениками, и возможности для развития и реализации личных талантов и предрасположенностей.

Для формирования комфортной образовательной среды мы рекомендуем отталкиваться от желаемого результата : каким должен быть выпускник учебного заведения? какие навыки у него развиты? насколько он социально адаптирован? насколько независим в своих суждениях?

Исходя из желаемого результата, дизайнеры образовательной среды подбирают средства для достижения обозначенных целей — только после этого начинается работа над созданием проекта школы. Такой подход к проектированию детских садов и школ позволяет формировать комфортную для развития образовательную среду, которая ориентирована на общую направленность деятельности учреждения, его миссию и перспективы развития.

Читайте также: