Многорукий бог далайна краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

И-и-и, я даже не знаю, что сказать. Хотя нет, есть одна известная цитата, которая способна описать все мои эмоции:

Серьёзно, я не могу судить эту книгу, так как все минусы, которые всплывали в начале, заставляли мои извилины шевелиться. Всё настолько запутано, что даже очаровательно. И сложно говорить про уйму незнакомых и непонятных слов, когда это одно из самых оригинальных произведений, что я встречал. То есть сперва понимаю, что ничего не понимаю (уж простите за тавтологию), но потом привыкаешь, втягиваешься, и начинаешь додумывать сам.

С одной стороны, это плохо, когда автор не даёт чётких описаний, с другой, почему бы и нет? Ведь тогда читатель напрягается, его фантазия буйствует, и, как по мне, это отлично.

Книга была написана в 1992 году, если верить Википедии, выпущена в 1995, опять же, всё из Вики. То есть по факту, роману почти тридцать лет. Чёрт возьми, да мы ровесники. И да, вынужден признать, что для того времени она могла показаться грандиозной . Нет, я не говорю и не намекаю, что со временем она утратила силу, просто мир изменился. Перенасыщение контентом заставляет авторов искать что-то новое и в то же время простенькое, чтобы сильно не напрягать своих зрителей. Многие пишут про брутальных мужиков с автоматами и бластерами на плечах или с мальчиками-попаданцами с огромными мечами (да, этим грешу и я), и всё же читают. Решится ли современный зритель окунуться с головой в ядовитые волны далайна? Со всем уважением к автору, я сомневаюсь. Мои слова могут оспаривать, кричать, что готовы перечитывать книгу чуть ли не каждый месяц, но… это будут те, кому определённо за двадцать и намного больше.

Я не намекаю, что роман плохой. Даже язык не повернётся, тем более у него несколько весомых премий, сотни тысяч или даже миллионов читателей (немудрено, прошло почти три десятилетия), но сейчас книга вряд ли будет актуальной. Хотя… поправьте меня, если я неправ.

А теперь я расскажу о своих первых впечатлениях и о том, как они изменились после того, как я всё сильнее погружался в нойт повествования.

Во-первых, как писал выше, главным плюсом для меня оказалась оригинальность сеттинга. Огромный бассейн, заполненный жидкой гадостью, в которой обитают такие же мерзкие твари, основной же является тот самый многорукий бог Ёроол-Гуй. Как я понял, огромное существо со множеством щупалец и ртами.

Это первое, что меня смутило, и всё же в дальнейшем я разобрался что к чему. Пускай и не до конца, но смог ориентироваться в мире созданным эгоистичным ублюдком Тэнгэром. Ну а как ещё назвать творца, который поселил людей на крошечных островах лишь для того, чтобы подводный бог мог лакомиться ими? Вот и я не могу найти ему названия.

Чувствуете связь с религиями? Хотя в это лучше не вдаваться, а то меня ещё забросают тухлыми яйцами.

Так вот, оригинальный сюжет. Далайн – практически океан, по крайней мере, так его представляют живущие там люди, для которых создали лишь крест Тэнгэра – несколько оройхонов (квадраты земли) стоящих друг рядом с другом. И чтобы как-то жилось проще, появился илбэч – человек, способный создавать новые клочки суши, тем самым мучая Ёроол-Гуя.

Зараза, если б озвучивал рецензию, то сломал бы язык.

В этом мире нет ничего знакомого нам, ни животных, ни богов, ни даже толковых сравнений с земным. Всё авторское, лишь люди, да редкие описания того или иного феномена. Ну а нойт, мягмар, пархи, оройхоны и прочее, прочее, это прописано с нуля.

То есть, когда вы читаете, то видите (если не слепцы), насколько проработан мир, созданный автором. Далайн и всё, что в нём, живёт своей жизнью, о которой мы ничего не знаем, и потому изначально путаемся. Но об этом позже. Уверен, когда Святослав описывал путешествия Шоорона, он прорисовывал карту вручную, ведь именно только так можно проследить за извилистой дорогой илбэча.

Во-вторых, раз уж заговорил за главного героя, отмечу, что автор смог качественно прописать и жителей этих земель.

Сразу вспоминается моя работа в общепите, где мы называли нелицеприятных посетителей - люди-ублюди (а таких было большинство, теперь вот я сам один из них, почти).

Пожалуй, именно это сравнение я увидел в книге. Чтобы не делала Шооран, всегда находились те, кто знает, как лучше или хуже. Были довольные, но преследовали свои корыстные цели. Были и обозлённые на старания илбэча, считая его виновным во всех своих грехах. Не буду спорить, он оказался виновен во многом, но всё же… люди-ублюди. И здесь это показано во всей своей красе.

Что касается самого илбэча и тех, с кем он общался, то мы можем увидеть, насколько они разные. У каждого свои идеалы, зачастую эгоистичные, каждый о чём-то мечтает, вот только исполнить эти желания не всегда удаётся, так как служба, поле… Ероол-Гуй. В этом мире множество опасностей, подстерегающие чуть ли не на каждом шагу.

Хотя, как сказал ранее, главная опасность – люди. Для самих себя и окружающих.

Однако хотелось бы отметить одного из них. Этот человек не играл особой роли в жизни главного героя. Помогал, но не настолько плодотворно, чтобы выделять его, и всё же… Маканый. Именно тот, кто поступил по совести, наверное, единственный герой, сделавший решительный шаг. Увы, в шавар, то есть к верной гибели.

В-третьих, качество текста. За оригинальность сказал, за героев тоже, а вот за сам стиль и подачу не успел. Вы же понимаете, что за стеной неизвестных и непонятных словечек кроется глубинный смысл? Его остаётся только правильно подать. Выстроить предложения так, чтобы они читались на одном дыхании. Грамотно и красиво.

Справился ли с этим автор? Естественно, ведь у книг несколько наград и множество поклонников. Ну да, ну да, об этом я тоже говорил.

Хорошо, основные плюсы вы поняли, теперь же перейдём к самому интересному – минусам.


Содержание

О, юный господин! Пришли послушать болтовню старого сказителя? Ничего не поделаешь, если кто хочет меня послушать — ему придется замочить ноги. Не стоит так смотреть на других мои гостей. Да, это изгои и выглядят они ровно как изгои, но вы пришли послушать меня, так что уйдете целым и невредимым. Ну, куда же вы, нельзя на мокром оройхоне садиться прямо на камень, подстелите кожу. Да-да, этот белёсый налёт — это тот самый нойт. Он в минуту проест вашу тонкую одежду и, боюсь, вашу нежную кожу. Никогда не бывали на мокром? Мокрый оройхон такой же, как и всякий иной, квадратный, сто, да еще сорок с небольшим дюжин шагов по любой стороне, восемь суурь-тэсэгов, на которые опирается всякий оройхон, да множество тэсэгов поменьше. А вон там, видите? У подножия суурь-тэсэга входы в шавар. Не в сухой алдан-шавар, к которому вы привычны, в мокрый, затопленный нойтом. Не стоит туда спускаться, хотя там водятся и тукка, и жирх, из которого добывают чёрную краску, и парх, и крепкоспинный гвааранз. Спуститься туда и вернуться живым и с добычей под силу только самому сильному охотнику, которым вы непременно станете.

Ну а теперь начнём наш рассказ:


Действие происходит в странном замкнутом мире, со всех сторон ограниченном уходящей в низкие тучи стеной Тэнгэра. Впрочем, для местных жителей его устройство является чем-то самим собой разумеющимся. Они непринуждённо употребляют названия странных существ и явлений. Этот мир — прямоугольник, твёрдая поверхность которого состоит из квадратных участков суши — оройхонов, размером примерно полтора на полтора километра. Размеры мира — 45 оройхонов с востока на запад и 36 с севера на юг. Небо здесь всё время затянуто мутной белесой пеленой туч, а в воздухе висит туманная дымка, не позволяющая разглядеть что-то дальше пары оройхонов.

Почти все оройхоны одинаковы. Это плоские участки суши с небольшими, от кочки до нескольких человеческих ростов, каменистыми возвышенностями — тэсэгами. У подножия восьми больших суурь-тэсэгов есть входы в систему пещер, шавар. Всё не занятое оройхонами пространство далайна заполнено холодным морем едкой слизистой жидкости, оно тоже называется далайном. Вся обитающая в нём живность хищная и ядовитая, есть её нельзя [3] . Зато из прочных панцирей и костей этих тварей можно изготовить много полезного, ведь металла этот мир не знает. Еще в далайне живёт многорукий бог — Ёроол-Гуй бесформенный вечно голодный монстр размером с оройхон, обладающий тысячами щупалец, пастей и глаз.

Откуда берутся новые оройхоны, если изначально Тэнгэр создал их лишь пять? Раз в поколение среди людей рождается илбэч — человек, наделённый даром поднимать из далайна новые оройхоны. Вернее, это происходит сразу после смерти предыдущего. Появление илбэча раз в поколение — распространённое среди жителей далайна ошибочное верование. Просто илбэч как правило не знает и никогда не узнает о своём даре. Если в результате один из старых оройхонов перестает граничить с далайном, то на нем открываются источники чистой воды, смывающей нойт, высыхает почва и заводятся все вышеописанные блага. Неудивительно, что все правители, когда появляется илбэч, стремятся заставить его строить оройхоны в своих границах. Считается, что над илбэчем тяготеет проклятие Ёроол-Гуя: если кто-то узнает, кто же конкретно наделён волшебным даром, то илбэч не проживет и суток.

На момент начала действия романа в далайне есть три крупные области-государства:

  • Знать — сиятельный Ван и его наместники-одонты со своей бесчисленной родней. Старейшины и их потомство с приближёнными. Старшие Братья и их подручные. Им не нужно утруждать себя работой или выходить к далайну. Многие из них никогда и не видели ни далайна, ни жуткого шавара, а провели всю жизнь на сухом, в дворцах сиятельного Вана или на Кресте Тэнгэра, наслаждаясь изысканными блюдами и придворными развлечениями. Но у знатного человека на сухом оройхоне есть иные опасности.
  • Цэрэги — вооружённые бойцы на службе у знати. Набираются из числа детей самих цэрэгов, младших детей мелких аристократов или из сильных простолюдинов. Иногда в цэрэги может наняться и крепкий изгой, если есть места, а изгой выдержит вступительное испытание. Это и армия, и полиция, и телохранители знати. Цэрэги живут на сухом, хорошо питаются и одеваются за счет хозяина, но и погибнуть на службе шансов немало.
  • Баргэды — чиновники, сборщики налогов, счетоводы и надсмотрщики. Ни одного персонажа-баргэда в романе так и не появляется, потому неясно, из кого их набирают, но к сборщикам налогов особой любви не испытывает никто и нигде.
  • Простолюдины — земледельцы, возделывающие каждый свое крошечное поле на сухом оройхоне, отдавая большую часть урожая. Ремесленники, чьё положение зависит от искусства и нужде в их навыках. Могут быть как обычными простолюдинами, так и представителями династии мастеров, не уступающей богатством знати.
  • Изгои — все, кому не нашлось места на сухом. Калеки, сумасшедшие, преступники, вдовы умерших простолюдинов, не успевшие или не сумевшие родить и вырастить наследников либо найти нового мужа, просто обладатели неуживчивого характера. Они кормятся, выкапывая в грязи съедобные клубни чавги, умываются её терпким соком, собирают мокрый харвах — рыжую плесень, растущую на траве хохиур, для продажи властям сухих оройхонов. Охотятся на выбравшуюся из шавара живность и собирают на обмен кость, чешую и другие материалы в выброшенном далайном мусоре, рискуя стать добычей обитателей далайна или шавара. Изредка среди изгоев встречаются охотники, сказители и ремесленники, которые могут жить достаточно прилично, даже по меркам жителей сухих оройхонов.
  • Бандиты — грань между изгоем и бандитом тонка, если вообще есть. По сути, бандит — тот же изгой, только достаточно сильный и оттого предпочитающий не копать чавгу, а отобрать у другого. Или напасть на земледельца и отнять урожай, воспользовавшись промашкой цэрэгов. Это не значит, что бандит побрезгует выкопать чавгу или загнать колючую тукку, а изгой не посмеет отнять добычу у того, кто послабей. Просто бандит предпочитает второе, а обычный изгой — первое, как правило не из человеколюбия, а из слабости и трусости. Изредка бандиты объединяются в большие шайки и начинают всерьёз угрожать сухим землям. Тогда против них собирается поход хорошо вооружённых цэрэгов и на некоторое время количество бандитов сокращается. Или его сократит выбросившийся на мокрый оройхон Ёроол-Гуй, а цэрэги проследят, чтобы никто не сбежал от бога глубин.

Здесь только несколько основных персонажей, более обширный список см. здесь (внимание — по ссылке спойлеры!).

Энжин — первый наставник и в каком-то смысле друг Шоорана, отшельник с неизвестного большинству сухого оройхона, скрытого за почти непроходимым огненным болотом. Он же безумный илбэч, сам и создавший огненное болото и поставивший за ним сухой оройхон для себя лично, когда решил удалиться от опостылевшего ему мира. Неясно, родился Шооран илбэчем или действительно получил дар от Энжина, текст можно понимать и так, и этак.

Действие происходит через тридцать с лишним лет после окончания действия основного романа. Большинство его главных героев умерло или состарилось и действие разворачивается вокруг мальчика Ёортона, которому как раз на днях должно исполниться двенадцать лет, после чего его назовут взрослым охотником. Вот только самому Ёортону начинают сниться странные и страшные сны о каком-то диковинном мире, где земля разделена на ровные квадраты, простор со всех сторон ограничен непреодолимой стеной, а из глубины бескрайнего моря, когда он попытался в нее заглянуть, на него посмотрела бездна со множеством пастей, глаз и жадных рук. Отец, услышав о подобном, пришел в ярость и, отвесив затрещину, запрещает Ёортону даже заикаться об этом. Лишь бабка Яавдай выслушивает его, а потом рассказывает, что Ёортон приходится колдуну-илбэчу внучатым племянником, а может и внуком, и во сне он видел далайн, который они когда-то покинули. Мальчик, впрочем, не желает в это верить, ведь всякому известно, что илбэч — это злой дух-колдун, который питается отвратительной рыбой и насылает на людей зиму.

Тем временем, правитель Ээтгон тоже состарился и задумался о том, так и не обзавелся наследником. Конечно, дети у него были, и немало, но его никогда не интересовали ни они, ни жизнь их матерей. Тогда он приказывает найти Яавдай, с которой когда-то расстался из-за своей гордости, и её детей и внуков, а затем является в селение Ёортона.

Потенциально мир далайна — рай. Опасные животные водятся только в шаваре или в далайне. Даже на мокрых оройхонах без большого труда удаётся прокормиться населению небольшой деревушки, это на площади-то в пару квадратных километров, представляющей из себя кусок перекопанной грязи, покрытой ядовитой дрянью! Здесь не бывает холодно или слишком жарко, материал для одежды, инструментов и оружия достаётся без большого труда и, похоже, не требует долгой выделки, в отличие от нашей реальности. Ничего не слышно о заразных болезнях и эпидемиях, которые легко опустошили бы столь крошечный мирок. Опасности шавара или далайна не столь уж велики, если с толком организовать работу. На сухих же оройхонах рай во всей красе: хлеб растёт сам по себе, только собирай, на деревьях полно сладких плодов, а в пещерах — съедобных грибов, нет никакой опасной или ядовитой живности, а захочется мяса — можно заколоть бовэра в ручье, благо и они растут сами по себе, не требуя труда. Живи да радуйся. Со временем, конечно, человеку опостылеет жизнь на клочке в несколько десятков километров в поперечнике, но не всякому и не скоро. Да и то, надо хотя бы знать, что этот клочок — далеко не вся вселенная. Увы, перенаселение превратило это место в ад. Да еще и особенности мира усугубляют: девочек рождается вдвое больше чем мальчиков. Было бы наоборот, перенаселение не было бы таким жутким, да и женщин бы уважали куда больше.

Подумав же еще раз, можно задаться вопросом, а стоит ли человеку жить в клетке, сколь бы удобной и сытной не была бы жизнь в ней?

Начал читать, но слог автора не зашёл и злят монголизмы, да и вообще писательский слог не мой, хоть тресни. Но содержание интересно, интересно как там метаться и понимать, как расти парнишка будет.
Кто нибудь читавший, изложи пожалуйста умеренно подробный пересказ. Не сжато в пять строк, а скажем в страницу хотя бы. Не поленись человече. :) Заранее благодарю.


Книжная лига

13.3K постов 60.3K подписчиков

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:

Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.

Кончится дело тем, что он застроит весь далайн, стенки рухнут, а там ебический большой мир. Тут-то все и охуеют)

В своё время, проглотил в один присест. Монголизмы в тему. А вообще, если читал Волшебник Изумрудного города, то, считай, всё фентези уже прочитал ))

А я от этих монголизмов балдел. Потому что экзотика. Только годы спустя случайно узнал, что "далай" значит "море" :)

Наверное, понимающему монгольский они будут выглядеть нелепо.

В романе описан вымышленный мир, который состоит из гигантского прямоугольного бассейна — далайна[3], размером в сотни квадратных километров, который заполнен ядовитой слизью. В этой слизи обитает практически бессмертный монстр, Ёроол-Гуй[4]. Люди живут на квадратных участках суши, оройхонах (с длиной стороны 1728 шагов), которые создаются илбэчами[5] — изредка появляющимися в мире созидателями новой суши. При создании нового оройхона сокращается жизненное пространство Ёроол-Гуя, поэтому илбэчи являются его заклятыми врагами. Размер далайна — 45 оройхонов с востока на запад и 36 — с севера на юг. Далайном называется также пространство, не занятое оройхонами, то есть собственно океан. Границы мира ограждены непроходимыми раскалёнными областями.

Ёроол-Гуй периодически выбрасывается на берег, пожирая всё живое, но он неспособен продвинуться вглубь, его атака всегда ограничена пределами одного оройхона, граничащего с далайном. Таким образом, прибрежная зона является самым опасным местом для жизни. Там живут люди, которым не нашлось места в лучших условиях. Сухие оройхоны, отделенные от океана хотя бы одним оройхоном, представляют собой довольно комфортное для жизни место.

Общественное устройство напоминает собой раннефеодальный строй. Мир поделён между несколькими государствами, с разным строем, но одинаково жестокими к простому человеку. Все они заинтересованы в расширении своей территории, поэтому пытаются создать условия, при которых илбэч будет создавать сушу в пределах их границ. Они, главным образом, заключаются в перекрытии границ и создании заговора молчания (ибо по легенде раскрытый людьми илбэч живёт не более суток).

В конце повествования становится ясно, что далайн построен в мире, очень похожем на наш. В нём обитателям далайна приходится учиться жить после разрушения привычной им картины мира. Однако их далайн — не единственный. Существует как минимум ещё один такой же, возможно их ещё больше. Главный герой, илбэч, посвятивший всю жизнь борьбе с Ёроол-Гуем, сам занимает его место в этом новом далайне, заполняя внутреннюю пустоту после гибели своего единственного, самого главного врага.

Рецензия на книгу Многорукий бог далайна

Эта книга - о возникновении и разрушении далайна - мира, который создал Творец, старик Тэнгэр, уставший от вековой борьбы с многоруким порождением бездны Ероол-Гуем, ненавидящим все живое. Он решил сотворить мир специально для Многорукого - просто для того, чтоб тот не мешал ему думать о вечном. В этом мире, созданном по меркам дьявола и для обитания дьявола, человек, созданный по образу и подобию Божьему, изначально дьяволу в жертву обречен. Но по воле Тэнгара раз в поколение в далайне рождается человек,который в силах изменить его так, что в нем не будет места самому Многорукому. Никому это не удавалось, пока не появился Шооран. Показать

Сокровища далайна

Жил-был в Питере один мальчик – самый обычный, тихий, ничем не выделяющийся среди своих одноклассников. Ему было скучно в школе на уроках, и он придумал игру: на простом листе в клеточку рисовал неведомую страну, каждая клеточка в которой была особенной и обладала некоторыми свойствами. Он изрисовывал так целые тетрадки, фантазируя о жителях этой страны – о людях и о чудовищах… Мальчик вырос, а из детской игры родилась книга - удивительная книга. Странная книга. Сложная книга. Спорная книга. Неординарная книга. В ней переплелись детская непосредственность, знание человеческой природы, буйная фантазия, смелость заглянуть в неведомое, неудержимость и глубина понимания смысла жизни. Поэтому ее трудно отнести к какому-то жанру, как-то классифицировать и с чем-то сравнить. Да это и не нужно. Нужно ее просто читать!

Но сразу должна предупредить: эта книга – еще и преодоление. К ней не так-то просто подступиться. Для того, чтобы получить сокровища, нужно сначала потрудиться, чтобы найти и вскрыть сундук, в котором они хранятся. Да и в мире далайна людям ничего не дается просто так, поэтому мне кажется закономерным, что читателю тоже придется поработать, чтобы что-то получить от этой книги. А сокровищ в романе много. Он бездонен, как далайн, в нем есть все, что ты ищешь, стоит лишь внимательно присмотреться. Поэтому эту книгу нельзя читать быстро, она требует неспешного, вдумчивого чтения.

Повторюсь, книга сложная, но условно в ней можно выделить три плана:
она дает простор для фантазии, пищу для размышлений и вызывает яркие эмоции
Фантазия здесь практически не ограничена никакими рамками. Мир далайна необычен, уникален, он не похож на наш мир, более того, он намеренно абстрагирован автором от нашей действительности и он замкнут. Другая мифология, другие внешние условия, другие явления обрисованы четко, но не детально. И именно это дает возможность развернуться воображению, представить, каков этот мир, самому. Несмотря на странность и непривычность мира, на непонятность названий, заимствованных их монгольского языка, представляется мир далайна легко и живо, один только животный мир чего стоит, - есть, где разыграться воображению, представляя себе внешний вид гвааранза или тайзы.

Эмоциональная составляющая также хороша. Ужасный, враждебный человеку мир, тяжелые условия жизни с самого начала книги тревожат и волнуют. Главный герой, который предстает перед читателем еще совсем ребенком, вызывает приязнь и привязанность. Его взросление, становление личности и трудный путь усиливают чувства по отношению к Шоорану, за него уже не просто переживаешь, а воспринимаешь его как частицу себя. То, как несправедливы к нему люди, какие сложные решения ему приходится принимать, его неразделенная любовь и его потери, его одиночество, его ненависть, - все это вызывает просто бурю самых разных эмоций. Финал романа, такой закономерный и такой неоднозначный, также крайне эмоционален, пробирает до мурашек!

Наверное, при желании в романе можно отыскать и недостатки (например, некоторая затянутость и путанность описаний, куда ходил и что строил Шооран – хотя, на мой взгляд, это как раз оправдано тем, что автору было важно показать не только ЧТО строил герой, но и ПОЧЕМУ), но у меня такого желания нет. Книга наполнена образами и символами, смыслами и значениями. Вот об этом и хочется думать…

Читайте также: