Мне грустно я лежу больной краткое содержание для читательского дневника

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Замечательный автор для чутких детей-

Ирина Петровна Токмакова

(Библиотечный час для начальной школы)

Библиотекарь:

Для стихов Ирины Петровны характерно уподобление природы детству и наоборот, ведь и те и другие нуждаются в защите, внимании, любви, бережном отношении; для ее лирического героя характерно чувство родства с каждым деревцем и живым существом.

1 чтец:

Ходит солнышко по кругу,

Спит в лесу лосиха.

Мы идем с тобой по лугу

Тихо, очень тихо.

Мы походим по опушке,

Мы найдем тропинку.

Вон сорока на верхушке Клювом чистит спинку.

Вон на камне придорожном,

Словно вросшем в землю,-

Слышишь, звякнул колокольчик

На лесной лужайке.

Есть у нас магнитофончик,

Он на тоненькую пленку

Что сказал комар зайчонку,

Целый день он с нами ходит,

А настанет вечер,

В звуки нашей речи.

Библиотекарь:

Совсем как для человека звучит Колыбельная лосенку :

2 чтец:

Спи, Лосёнок тонконогий,

Ночь уже пришла.

На пригорке у дороги дрёма расцвела.

От гнилушек – слабый свет,

На траве – медвежий след.

Сонно сосны повторяют

Звезды с облака ныряют

Прямо в глубину.

Сено сметано в стога.

У тебя растут рога.

Месяц прятки затевает,

Здесь зверей не убивают,

Завтра утром рано-рано

Встанешь - и иди.

Ни ловушек, ни капканов

Будет так, как повелось.

Спи, мой мальчик.

Библиотекарь:

Сострадание к любому живому существу, пусть это даже обыкновенная кошка

3 чтец:

Это ничья кошка,

Имени нет у нее.

У выбитого окошка

Какое ей тут житье.

Холодно ей и сыро.

У кошки лапа болит,

А взять её в квартиру

Соседка мне не велит.

Библиотекарь:

Герой Т. – маленький поэт, воспринимающий мир по законам справедливости и красоты, готовый бороться за свои взгляды, защищать всех, кто нуждается в помощи и покровительстве. Вот почему малыш осознано произносит:

4 чтец:

Я ненавижу Тарасова:

Он застрелил лосиху.

Я слышал, как он рассказывал,

Хоть он говорил тихо.

Теперь лосенка губастого

Кто же в лесу накормит?

Я НЕНАВИЖУ Тарасова,

Пусть он домой уходит!

Библиотекарь:

По- взрослому оскорбляется ложным подозрением:

5 чтец:

Я могу и в углу постоять,

Час могу, два могу или пять.

Я не брал эту запонку красную,

Ну, зачем говорите напрасно вы!

Я могу и в углу постоять,

День могу, два или пять

Я не брал эту запонку красную,

Ну, зачем говорите напрасно вы!

Библиотекарь:

1 чтец:

Как пятница долго тянется

Друг мне сказал: В пятницу

Я непременно приду.

И вот уже очень поздно,

И мама велела спать.

Но он же совсем взрослый-

Не мог он неправду сказать!

Библиотекарь:

Проникновенным лиризмом и скрытым упреком в адрес взрослых звучит стихотворение:

2чтец:

Мне грустно - я лежу больной.

Вот новый катер заводной.

А в деревне- лошади.

Папа мне купил тягач,

Кран игрушечный и мяч.

А в деревне- лошади.

Мне грустно- я лежу больной.

Вот вертолётик жестяной.

А в деревне – лошади.

А я в деревне летом был,

Я лошадь серую кормил,

Она сухарь жевала

И головой кивала.

Библиотекарь:

Много у Ирины Петровны небольших игровых произведений, где точная рифма и склонность к словесной игре. А еще в шутливой форме - совет!

3 чтец:

К нам по утрам приходит гном.

В Москве приходит, прямо в дом!

И говорит все об одном:

-Почаще мойте уши!

А мы кричим ему в ответ:

-Мы точно знаем, гномов нет!-

Смеется он : - Ну, нет так нет,

Вы только мойте уши!

4 чтец:

Крокодилы

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Библиотекарь:

А еще есть стихотворения-загадки. Дайте название этому стихотворению.

5 чтец:

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь? ( Туман )

Библиотекарь:

А сейчас поиграем. Я зачитываю первую половину строки, а вы заканчиваете словами – снег, снег. А концовку придумайте сами. И мы ее сравним с авторской.

Медведь.

Как на горке – (снег, снег,)

И под горкой – (снег, снег,)

И на елке – (снег, снег,)

И под елкой – (снег, снег.)

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… ( Не шуметь .)

А теперь попробуем проговорить скороговорку:

Был кашеваром кашалот,

Но простудился кашалот,

Стал сильно кашлять он, и вот –

Стал кашеедом кашалот, а кашеваром – кит.

( дети повторяют скороговорку)

Библиотекарь:

Много в творчестве Ирины Петровны кратких по размеру, но очень эмоционально насыщенных произведений, где великолепно воспроизведен стиль детской речи и мысли.

1 чтец: А у меня есть ящерка!

Живет она в старом ящике,

И я ее утром кормлю.

И я ее очень люблю.

2 чтец:

Ты меня заобижала,

Леденец в руке зажала.

Я ведь весь не съем.

Я просил совсем чуточек,

Острожно уголочек я бы откусил.

Библиотекарь:

Ирина Токмакова разносторонне одаренный человек, творящий в разных жанрах и формах, ее книги читаемы и любимы не только нашими русскими ребятишками, но ее творчество пользуется большой международной известностью, ее книги переводятся на разные языки.

г. Новокузнецка Кемеровской области

Давыдовой Натальей Васильевной

Имя Ирины Петровны Токмаковой широко известно не только у нас в России, но и пользуется большой международной известностью. Ее книги переводятся на разные языки. Токмакова разносторонне одаренный человек, творящий в разных жанрах и формах, но ее художественная манера всегда безошибочно узнаваема цельностью и последовательностью мировоззрения, взглядов при колоссальном разнообразии и богатстве интонаций и форм выражения этих взглядов.

Читательский адрес всех ее произведений определен однажды и навсегда – малыши дошкольного и раннего школьного возраста. Не случайно поэтому любимый жанр Токмаковой – поэтическая и прозаическая литературная сказка, хотя надо отметить широту жанрового диапазона писательницы. Среди используемых ею поэтических форм – колыбельные, считалки, подписи к картинкам; игровые, лирические и публицистические стихи, сказки, поэмы. В прозаической форме – повести, очерки, пьесы.

Познакомить с творчеством этой замечательной поэтессы и писательницы и предназначена данная разработка библиотечного часа.


Главные герои

  • Пётр — рассказчик, поведавший свою историю пребывания в больнице.

Другие персонажи

  • Фельдшер — медицинский работник, бесчувственный и эгоистичный.
  • Медсестра — разговорчивая, равнодушная девушка.

Краткое содержание

Заключение

На примере одной больницы автор описал главные проблемы современного общества: равнодушие друг к другу, чёрствость, нежелание идти на компромисс. Попытки отдельных людей изменить существующее положение вещей натыкаются на стену непонимания, и в результате они опускают руки и отказываются от борьбы.

Мне грустно-я лежу больной.
вот новый катер заводной.
а в деревне -лошади.
папа мне купил тягач,
кран игрушечный и мяч.
мне грустно-я лежу больной.
вот вертолетик жестяной.
а в деревне-лошади.
я в деревнелетом был,
Я лошадь серую кормил
она сухарь жевала
и головой кивала.

С именами существительными (не с теми у которых есть прилагательное) составьте словосочетания, добавив к ним подходящие по смыслу имена прилагательные в том же роде, числе и падеже.

nikita petrich Знаток (446) Есть 2 решения первый слушать учителя (что я не делаю) а второй просить помочь родителей

Грациозные лошади, любимый папа, дорогой тягач, футбольный мяч, в глухой деревне, старый сухарь, седой головой.

Чехов Антон Павлович

Произведение написано в 1884 году. Время, в котором происходят события рассказа – 2-я половина XIX века. Действие разворачивается в русской глубинке, в кабинете земской больницы.

Курятин — фельдшер. Он – глупый, хвастливый, безответственный, некомпетентный. Заменяя отсутствующего врача, фельдшер берется за сложные хирургические манипуляции – пытается вырвать зуб.
Вонмигласов — дьячок, пациент, пришедший с больным зубом в больницу. Он – старик, ограниченный, богобоязненный, льстивый, не умеющий критически мыслить. Дьячок полностью доверяется фельдшеру, и уходит только после двух неудачных попыток вырвать зуб.

Дьячок, у которого болел зуб, пришел в земскую больницу. Доктор отсутствовал по уважительной причине. Его заменял фельдшер, решивший вырвать зуб, хотя даже не знал, каким инструментом следует пользоваться. В результате дьячок поплелся домой с надломленным зубом, который так и остался во рту. И такой неудачный случай был у фельдшера уже не первым.

Произведение учит, что не стоит браться за дело, в котором не разбираешься. Рассказ предостерегает человека от излишнего доверия к медицинским работникам, находящимся не на своем месте.

Чехов описывает ситуацию, произошедшую в земской больнице. Фельдшер Курятин рвет зуб дьячку, самонадеянно решив, что сможет сделать эту работу вместо врача. Автор описывает ситуацию, которая в те времена в медицине была не такой уж редкой. Писатель негативно относится ко всей системе здравоохранения, и этим рассказом призывает к ее изменению.

Он описывает дьячка – недалекого и малограмотного человека, не умеющего критически мыслить, разобраться в ситуации. Такими же были и другие селяне – необразованные и забитые. Скорее всего, не все из пациентов знали, в чем разница между фельдшером и врачом. С такими людьми можно делать все, что угодно. Дьячок без раздумий доверяется фельдшеру, не может вовремя защитить себя.

Писатель высмеивает негативные черты каждого из персонажей. Курятин хвастлив, самодоволен, относится к серьезным вещам слишком легко, не видит свои возможности в реальном свете. Дьячок представляется нам забитым, беспомощным с отталкивающей внешностью.

Для меня этот рассказ и смешной, и грустный одновременно. Читаешь диалоги - смеешься, думаешь о бедном дьячке – грустишь. Жаль, что похожее событие может произойти и в наши дни. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно работать над собой, над своим характером, чтобы не быть похожим ни на одного из этих персонажей. Важно брать ответственность за свои поступки, быть компетентным в своей работе, выбирать ее по душе, не лезть в ту область, которую не знаешь, уметь защитить себя, разбираться в ситуации и в жизни. Конечно, список большой, но для человека ничего невозможного нет.

В произведении мы видим только два образа – это Курятин, работающий фельдшером и дьячок Вонмигласов, ставший его пациентом. Фамилии этих персонажей отражают их состояние, подчеркивая характерные черты. Образ и разговор дьячка выражает страх, богобоязненность и убогость. Чехов рисует образ фельдшера, представляя его неопрятным, даже зловонным. Чувствуется, что Курятин без интереса относится к делу, которым занимается.

В этих образах автор выражает собственное негодование по отношению к системе здравоохранения, существовавшей в те времена. Писатель-врач сам негодует по поводу беспечного и безнаказанного отношения медработников к своим пациентам.

Просфора — небольшой хлебец, используемый для богослужения.
Дьячок или диакон — служитель церкви, находящийся на низшей ступени церковной иерархии.
Фельдшер — медицинский работник, квалификация которого выше, чем у медсестры, но ниже, чем у врача.
Карболовая кислота — сильный и едкий раствор, применяемый в медицине с целью дезинфекции.
Земская больница — медицинское учреждение царской России, обслуживающее сельских жителей.
Ряса — верхняя свободная и длинная одежда темного цвета, предназначенная для лиц духовного звания.

На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние.

Хирургия — пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки.

Отец диакон велели водку с хреном прикладывать – не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать.

В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал.

Человек почище тебя, а не хватал руками.

Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

Читайте также: