Мир природы и человека 2 класс школа 8 вида по фгос

Обновлено: 07.07.2024

уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

сформировать знания учащихся о природе своего края;

сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

Предметные результаты

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Личностные результаты

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Нормативная база

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017

Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание курса

1. Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.

2. Растения и животные в разные времена года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.

Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.

Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.

Появление весной грачей, скворцов.

Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.

3. Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).

Уход за комнатными растениями.

Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов своей местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).

Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

о растениях сада и огорода, их отличии;

о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;

о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.

Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте природы; способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки.

- уточнить и расширить представления о погоде;

-формировать представления о влиянии солнца на смену времен года;

- формировать умение составлять предложения из слов, короткий рассказ, отвечать на вопросы полными предложениями; способствовать обогащению словарного запаса детей;

- развивать память, мышление через игры и упражнения; понимание обращенной речи;

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте природы; способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки.

Организационный момент.

Психологический настрой.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Постановка учебной задачи.

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
(Ветер)

Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор. (Дождь)

Град она крупой бросает,

И грохочет, и гремит,

Снопы молний выпускает,

Словно в небе динамит. (Гроза)

- Посмотрите в окно и скажите, какая сейчас погода?

- Сегодня мы поговорим с вами о погоде.

Изучение нового материала.

Беседа

- Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) – картинки на доске

-А как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

- Какая бывает погода, когда идет дождь? - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

-Вы правильно говорите, о погоде.

-Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

- Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень.

-. Назовите месяцы осени. Что происходит с погодой осенью?

- Осенью погода ясная, солнечная и теплая. Правильно?

- Когда бывает такая погода: ранней осенью или поздней осенью?

- Скажите, какое из двух предложений правильное: Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии. Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги.

- Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях?

Закрепление.

Загадки о месяцах.

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

- Расскажите о погоде в сентябре? (Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи)

Все мрачней лицо природы:

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? ( Октябрь)

- Какая погода в октябре?

( Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко).

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи? (Ноябрь)

- Что вы можете сказать о ноябрьской природе? (опорные слова: пасмурная, холодная, ветреная, дождливая, снег, заморозки)

Физкультминутка

Ветер северный подул:

С липы сдул…( пошевелить пальцами)

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать: (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (постучать кулаками по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперед, назад)

Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижать к столу)

Работа с календарем погоды: обсуждение условных обозначений погоды, ясно, пасмурно, ветрено, дождливо, снег.

Итог урока. Рефлексия.

-Урок подошел к концу, скажите, о чем мы говорили на уроке? (о погоде). Какая бывает погода?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основу всей программы составляет раздел "Сезонные изменения", так как и ракрывает наиболее важные причинно-следственные зависимости, существующие в мире природы, и способствует уяснению существенных особенностей жизни растений, животных, человека.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

на заседании методического объединения

Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

Адаптированная рабочая программа

Предмет: Мир природы и человека

Учитель: Москвитина Ольга Семёновна

Квалификационная категория: первая

Пояснительная записка

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Основная цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

1.Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.

3.Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.

4.Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5.Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.

Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Содержание программного материала предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).

Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общая характеристика учебного предмета

Особенностями предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире.

Во 2 классе продолжается работа, начатая в 1 классе.

Задачи этого периода:

- развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

- закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни растений, смене времен года;

- формирование представлений о роли воды в жизни живой природы;

- расширение словарного запаса;

- воспитание бережного отношения к природе.

Обучение носит практический характер. В каждой теме предмета представлены задания на развитие базовых учебных действий (жизненных компетенций) в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях. При изучении многих тем проводятся практические работы, опыты, в процессе которых обучающиеся получают навыки ухода за растениями, навыки работы в саду и огороде, правила обработки овощей и фруктов перед употреблением в пищу, правила приготовления пищи и правила предотвращения пищевых отравлений.

Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи. Умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, ручного труда и физической культуры используются и подкрепляются в процессе изучения естествоведческих понятий.

Основной формой организации процесса обучения является урок.

Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

по источнику знаний:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – практические работы; игры.

по характеру познавательной деятельности обучающихся:

Ведущими на уроках являются наблюдения, рассказ, беседа, проблемные, частично – поисковые методы, практические работы.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- развёрнутая словесная оценка;

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Формы уроков:

а) ведущие формы:

б) другие формы уроков:

уроки с элементами исследования.

Виды и формы организации работы на уроке:

Элементы образовательных технологий:

технология исследовательской направленности;

технология игрового обучения;

технология проблемного обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации;

– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Обучающиеся усвоят следующие представления:

- о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

- о растениях сада и огорода, их отличии;

- о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;

- о роли питания в жизни человека;

- о гигиенических правилах;

- о сезонных изменениях в живой и неживой природе и жизни растений, животных, человека;

- о значении тепла, света в жизни растений и животных.

Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют умениями:

• называть изученные объекты и явления;

• различать 2–3 вида комнатных растений, называть их части;

• ухаживать за комнатными растениями;

• различать наиболее распространенные овощи и фрукты;

• различать изученных домашних и диких животных, рыб;

• выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи;

• различать признаки времен года.

Получат возможность овладеть умениями:

• правильно называть изученные объекты и явления;

• различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

• различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

• различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

• выполнять элементарные гигиенические правила;

• различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться,сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.

Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа. Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.

Живая природа. Животные.

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Живая природа. Человек.

Безопасное поведение Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по ФГОС. Также прилагается календарно - тематическое планирование.

Рабочая программа по миру природы и человека составлена на основе:

 Федерального государственного образовательного стандарта образования

 Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год

 Учебного плана КГКОУ ШИ № 14на 2017/2018 учебный год

В учебном плане по предмету мир природы и человека 34 часа, в неделю 1 час. Программа ориентирована на использование учебника Окружающий мир: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, С. В. Кудрина. – М.; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

1) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

11) Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

Познавательные УД:

Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов

Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;

Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;

Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.

Использовать знако-символические средства с помощью учителя.

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях

Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

Участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

Составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;

Использовать предлоги и некоторые наречия;

Названия и свойства изученных предметов и их частей;

Обобщающие названия изученных групп предметов.

Коммуникативные УД:

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)

Обращаться за помощью и принимать помощь

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

Оформлять свои мысли в устной речи;

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

Развитие жизненной компетенции:

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Овладение навыками коммуникации;

Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Основные направления коррекционной работы:

Развитие зрительного восприятия и узнавания;

Развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие основных мыслительных операций;

Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;

Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Содержание учебного предмета

Сезонные изменения

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года.

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло –холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –заморозки).

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, Игры детей в разные сезоны года.

Неживая природа

Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.

Живая природа

Растения культурные. Овощи. Фрукты.Ягоды. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Животные домашние. Звери.Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные Животные дикие. Звери. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы,уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод.

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).

Безопасное поведение

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

Читайте также: