Мир природы и человека 1 класс школа 8 вида по фгос задания

Обновлено: 05.07.2024

Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.

Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин.

Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;
  • практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;
  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;
  • закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
  • постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
  • конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
  • вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению обще учебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

  • умением вступать в контакт и работать в группах;
  • умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
  • умение обращаться за помощью и принимать помощь;
  • умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
  • входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
  • самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
  • использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
  • самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
  • принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
  • характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
  • находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
  • Использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  • знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
  • знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
  • называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

  • овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
  • узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
  • знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.

Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.


Работа состоит из 8 заданий. Задания 1-5 базового уровня, 6-8 среднего уровня.

Убедись, что ничего не отвлекает тебя от работы.

Если сомневаешься в ответе, пропусти задание и выполняй следующее. К пропущенному заданию можешь вернуться в оставшееся время.

Обдумывай каждое задание.

После выполнения всех заданий не забудь проверить.

Отсканируй или сфотографируй выполненные задания и вышли учителю.

Базовый уровень.

Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Выбери только слова, которые относятся к живой природе. Закрась кружок.

Пронумеруй картинки в соответствии с распорядком дня.


Зимнюю одежду обведи в кружок, а летнюю - закрась.


Средний уровень.

Какая из этих ягод является несъедобной. Раскрась кружок.

Какие картинки подходят к каждому из времен года? Соедини линиями.


Внимательно рассмотри картинки. Что происходит раньше, а что позже. Проведи линии к картинке от соответствующей надписи. Попробуй по этим картинкам составить рассказ.


Зимняя - шуба, шарф, куртка, варежки. Летняя- шорты, юбка, сарафан, футболка.

Зима – скворечник, снеговик, елка. Весна – птенцы, кораблик. Лето – цветы, бабочка. Осень – грибы, груша.

Утро – мальчик делает зарядку, день – занимается, вечером - рисует, ночью – спит. Учитель записывает за учеником составленный текст.

В 1 подготовительном классе используется только словесная оценка.

За каждое задание предусмотрен 1 балл. Максимальный балл за выполнение всей работы – 8 баллов (задания базового уровня сложности – 5 баллов, средней уровень – 3 балла).

Если ученик получает от 4 до 8 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.


-75%

Инструкция: как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? Сколько тебе лет?

2. Называет имена и отчества учителей, воспитателей; ближайших родственников Инструкция: как зовут маму? И т.д.

3. Называет изучаемые объекты и явления живой и неживой природы

Инструкция. Рассмотри картинки. Назови объекты живой и неживой природы.





4. Знает и называет времена года, их отличительные признаки





Инструкция: назови времена года на каждой картинке. Почему ты так думаешь? ( назвать несколько признаков времени года ). Какое время года сейчас?

5. Знает части суток.


Инструкция: посмотри на картинки. Здесь нарисованы утро, день, вечер и ночь - это части суток. На какой картинке нарисовано утро, день, вечер и ночь? Почему ты так думаешь? (назвать несколько признаков). Какое время суток сейчас?

6. Знает сигналы светофора. На какой сигнал можно переходить дорогу?


7. Ориентируется в схеме тела человека на картинке и на себе.

Инструкция: Покажи правую руку, положи ее на правую ногу. Покажи левую руку, возьмись за левое ухо и т.д..


8. Знает правила личной гигиены.

- Что надо делать по утрам, чтобы быть здоровым?

- Как чистить зубы?

-Что надо делать перед сном?

9. Узнает и называет конкретные предметы из ближайшего окружения и на предметных картинках. Владеет обобщающими понятиями (по лексическим темам).

- Что это? Назови, одним словом.






















- Что здесь лишнее?

- Почему? Назови отличие.

- Назови, одним словом три оставшихся предмета.













11*. Выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники и травы

Инструкция: что это? Какие части есть у дерева? Покажи. Сложи дерево из частей.


Инструкция: что это? Чем отличаются?




12*. Называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности

Инструкция: назови домашних животных нашего края, назови диких животных нашего края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по курсу "Мир природы и человека" для ученика 1 класса с умственной отсталостью. Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися.

Пояснительная записка

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

6. Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Цель: создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах,

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды,

выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные,

формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края,

формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.

Основные направления коррекционной работы:

развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

развитие артикуляционной моторики;

формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

расширение представлений об окружающем мире;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Адаптированная образовательная программа предназначена для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа составлена на 1 год

1 класс – 66 часов, что соответствует 2 часам в неделю при 33 неделях

Принципы, положенные в основу раздела учебной программы

Принцип доступности сообщаемых знаний.

Принцип коррекционной направленности

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения

Принцип интеграции содержания образовательных областей.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика программы

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

―полисенсорности восприятия объектов;

―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;

―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.

Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.

В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

наблюдения обучающихся за погодой;

наблюдения обучающимися окружающего мира,

составление предложений, рассказов по картинке;

сравнение наблюдений с опытом детей;

диалог обучающихся с учителем;

составление рассказов по теме с помощью учителя.

Основные виды организации учебного процесса

Формы работы: урок, экскурсия, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; технологии индивидуального обучения, технологии дифференцированного обучения.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

называть своё имя, фамилию, возраст, пол;

называть и показывать органы чувств человека;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

кормление зимующих птиц;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях.

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение

знание правил гигиены органов чувств;

ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

проявление активности в организации совместной деятельности и индивидуальной работе.

Состав базовых учебных действий:

Личностные БУД:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению вприроде и обществе.

Регулятивные БУД:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные БУД:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные БУД:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях.

Читайте также: