Мир природы и человека 1 класс школа 8 вида по фгос задания
Обновлено: 05.07.2024
Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.
Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин.
Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;
- закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
- постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
- конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
- вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению обще учебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
- умением вступать в контакт и работать в группах;
- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
- Использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.
Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Работа состоит из 8 заданий. Задания 1-5 базового уровня, 6-8 среднего уровня.
Убедись, что ничего не отвлекает тебя от работы.
Если сомневаешься в ответе, пропусти задание и выполняй следующее. К пропущенному заданию можешь вернуться в оставшееся время.
Обдумывай каждое задание.
После выполнения всех заданий не забудь проверить.
Отсканируй или сфотографируй выполненные задания и вышли учителю.
Базовый уровень.
Какое сейчас время года?
Какой сейчас месяц?
Выбери только слова, которые относятся к живой природе. Закрась кружок.
Пронумеруй картинки в соответствии с распорядком дня.
Зимнюю одежду обведи в кружок, а летнюю - закрась.
Средний уровень.
Какая из этих ягод является несъедобной. Раскрась кружок.
Какие картинки подходят к каждому из времен года? Соедини линиями.
Внимательно рассмотри картинки. Что происходит раньше, а что позже. Проведи линии к картинке от соответствующей надписи. Попробуй по этим картинкам составить рассказ.
Зимняя - шуба, шарф, куртка, варежки. Летняя- шорты, юбка, сарафан, футболка.
Зима – скворечник, снеговик, елка. Весна – птенцы, кораблик. Лето – цветы, бабочка. Осень – грибы, груша.
Утро – мальчик делает зарядку, день – занимается, вечером - рисует, ночью – спит. Учитель записывает за учеником составленный текст.
В 1 подготовительном классе используется только словесная оценка.
За каждое задание предусмотрен 1 балл. Максимальный балл за выполнение всей работы – 8 баллов (задания базового уровня сложности – 5 баллов, средней уровень – 3 балла).
Если ученик получает от 4 до 8 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
-75%
Инструкция: как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? Сколько тебе лет?
2. Называет имена и отчества учителей, воспитателей; ближайших родственников Инструкция: как зовут маму? И т.д.
3. Называет изучаемые объекты и явления живой и неживой природы
Инструкция. Рассмотри картинки. Назови объекты живой и неживой природы.
4. Знает и называет времена года, их отличительные признаки
Инструкция: назови времена года на каждой картинке. Почему ты так думаешь? ( назвать несколько признаков времени года ). Какое время года сейчас?
5. Знает части суток.
Инструкция: посмотри на картинки. Здесь нарисованы утро, день, вечер и ночь - это части суток. На какой картинке нарисовано утро, день, вечер и ночь? Почему ты так думаешь? (назвать несколько признаков). Какое время суток сейчас?
6. Знает сигналы светофора. На какой сигнал можно переходить дорогу?
7. Ориентируется в схеме тела человека на картинке и на себе.
Инструкция: Покажи правую руку, положи ее на правую ногу. Покажи левую руку, возьмись за левое ухо и т.д..
8. Знает правила личной гигиены.
- Что надо делать по утрам, чтобы быть здоровым?
- Как чистить зубы?
-Что надо делать перед сном?
9. Узнает и называет конкретные предметы из ближайшего окружения и на предметных картинках. Владеет обобщающими понятиями (по лексическим темам).
- Что это? Назови, одним словом.
- Что здесь лишнее?
- Почему? Назови отличие.
- Назови, одним словом три оставшихся предмета.
11*. Выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники и травы
Инструкция: что это? Какие части есть у дерева? Покажи. Сложи дерево из частей.
Инструкция: что это? Чем отличаются?
12*. Называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности
Инструкция: назови домашних животных нашего края, назови диких животных нашего края.
Адаптированная образовательная программа по курсу "Мир природы и человека" для ученика 1 класса с умственной отсталостью. Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися.
Пояснительная записка
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
6. Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Цель: создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах,
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды,
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные,
формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края,
формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционной работы:
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Адаптированная образовательная программа предназначена для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа составлена на 1 год
1 класс – 66 часов, что соответствует 2 часам в неделю при 33 неделях
Принципы, положенные в основу раздела учебной программы
Принцип доступности сообщаемых знаний.
Принцип коррекционной направленности
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
Принцип интеграции содержания образовательных областей.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика программы
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.
В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
наблюдения обучающихся за погодой;
наблюдения обучающимися окружающего мира,
составление предложений, рассказов по картинке;
сравнение наблюдений с опытом детей;
диалог обучающихся с учителем;
составление рассказов по теме с помощью учителя.
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: урок, экскурсия, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; технологии индивидуального обучения, технологии дифференцированного обучения.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
называть и показывать органы чувств человека;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
кормление зимующих птиц;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях.
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение
знание правил гигиены органов чувств;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и индивидуальной работе.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению вприроде и обществе.
Регулятивные БУД:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные БУД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях.
Читайте также: