Мини музеи в детском саду оформление
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Давыдова Лариса Валентиновна
Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.
Задачи:
- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).
Оборудование: проектор, ноутбук, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры.
Ход семинара
И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования.
Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.
Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.
Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Тема моего семинара - «Организация мини-музея как одна из форм освоения
Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.
Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.
А сейчас нам нужно понять, целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Ваши предположения коллеги.
Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:
- Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
- Формирование у дошкольников представлений о музее;
- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- Расширение кругозора дошкольников;
- Социализация ребёнка;
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- Развитие творческого мышления и воображения;
- Формирование активной жизненной позиции.
Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;
- небольшие размеры экспозиции;
- определенная ограниченность тематики;
- участие в их создании детей и родителей;
- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы организации детской деятельности в мини-музее:
-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
-Беседы, чтение художественной литературы
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.
Принцип доступности : дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;
Принцип интеграции . Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.
Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять
ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу
Принцип природосообразности — при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.
Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.
Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и
Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:
Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.
Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:
1.Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;
разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,
разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
3. Заключительный этап
подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.
Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.
Исходя из определённых условий, хочется определить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т.е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.
В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.
Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.
Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите!
(Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев)
(Представление мини-музеев, созданных педагогами.)
Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду.
Детсадовские музеи начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети той группы, в которой она находится, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детсаду. При которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Ценный опыт, накопленный педагогами в музейной педагогике, обобщён на страницах данного раздела. Здесь представлены иллюстрированные фотографиями подробные материалы о мини-музеях самой разной направленности.
Музеи в детском саду от А до Я.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Мини-музеи в детском саду - Мини-музей кукол в ДОУ
Мини-музей Воинской Славы России в детском саду Одной из самых актуальных проблем нашего общества и нашей страны – воспитать человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Вместе с ребенком растет и сам педагог, и как человек, и как профессионал. Самый важный.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Помочь в это может молодая отрасль педагогической науки - музейная педагогика , которая помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Да и как в рамках детского сада можно вызвать интерес к музею? Для этого можно использовать мини – музей.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?
Во-вторых , он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В третьих , мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Педагогические функции мини-музея:
- образовательная ( развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации);
- развивающая ( активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства );
-просветительская (формирование умений и навыков );
- воспитательная ( формирование личностных качеств );
Главная задача мини – музея – образовательно-просветительская, поэтому в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях.
Цели и задачи мини-музея:
1. Обогащение предметно-развивающей среды.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8. Воспитание активной жизненной позиции.
Виды мини – музеев в ДОУ.
1. Мини – музеи природы.
- экологические мини – музеи ( мини – музей моря, подводного мира, леса );
- палеонтологические мини – музеи ( мини – музей истории планеты и природы);
- мини – музеи астрономии ( мини – музей космоса );
2. Мини – музеи народной культуры.
3. Исторические мини – музеи.
- мини – музей, посвященный истории страны;
- мини – музей, посвященный определенному историческому событию;
- мини – музей, посвященный истории родного края;
- мини – музей, посвященный истории детского сада;
- мини – музей государственной символики.
4. Литературные мини – музеи.
- мини – музей любимой сказки;
- мини – музей писателя (поэта);
- мини – музей книги;
- мини – музей сказочных персонажей;
- мини – музей научной книги;
- мини – музей букваря ( азбуки );
- мини – музей букв и цифр.
5. Мини – музеи искусства.
- мини – музеи художественного творчества;
- мини – музей декоративно – прикладного искусства;
- музыкальный мини – музей ( музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов );
- мини – музей театрального искусства ( мини – музей театра; театрального костюма; театральных кукол ).
Мини – музей декоративно – прикладного искусства.
Задачи мини – музея ДПИ:
- ознакомление детей с историей и культурой своего и других народов;
- эстетическое воспитание, развитие эмоциональной сферы;
- формирование представлений о взаимосвязи культуры народа и окружающей его природы;
- развитие творческих способностей, воображения.
Основой для мини – музея ДПИ является коллекция игрушек народного промысла ( гжель, дымка, городец, хохлома и т.д.).
Этот мини – музей как никакой другой предназначен для самостоятельной детской деятельности. Здесь дети любого возраста могут почувствовать себя авторами и создателями художественных шедевров. Следовательно, в мини – музее должны быть бумага, глина, краски, кисточки, образцы изображений, узоров, иллюстрированные книги, и т.д.
Как оформить мини-музей
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно точно сформировано. Оно отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребёнка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, основная задача которых – показать объект с разных сторон.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
• размещение материала на настенных полочках;
Метод системного подхода (системного оператора) в работе мини-музея
Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использованию метода системного подхода. Несмотря на сложную терминологию данный метод вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.
Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек.
4. Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была ёлочка? (прошлое системы, первая ячейка слева во втором ряду.
5. Будущее системы рассматривается в 5-ой ячейке справа во втором ряду. Что произойдет с этим объектом?
С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях.
6. Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у неё есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть гнездо с другими яйцами. (6) – надсистема системы в прошлом, слева в первом ряду.
7. Любая система в прошлом так же имела свои составляющие. Яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка, слева в третьем ряду.
8. Точно так же рассматривается система в будущем – её надсистема и подсистема (8 справа в первом ряду и 9 справа в третьем ряду). Кем станет цыпленок?
М.С. Гафитулин так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:
Если мы рассмотрим Что – то,
Это Что – то – для чего – то ,
Это Что – то из чего – то ,
Это Что – то – часть чего – то .
Чем – то было раньше Что – то,
Чем – то будет это Что – то.
Есть противники у Что – то,
Много есть друзей у Что – то.
Всё нейтральное у Что – то
Делает свое чего – то . Приложение 1
Принципы организации мини – музея
1. Принцип интеграции.
Мини – музей создается с учетом содержания образовательной программы ДОУ и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Содержание мини – музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Мини – музей способствует реализации интегрированного подхода в образовательной деятельности.
2. Принцип деятельности и интерактивности.
При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини – музей должен предоставлять возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини – музее.
3. Принцип научности.
Экспонаты мини – музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне.
4. Принцип природосообразности.
При организации мини – музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, создавать условия для раскрытия их личностного потенциала.
5. Принцип культуросообразности.
Мини – музей приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
6. Принцип гуманизации.
Мини – музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, на индивидуально – ориентированный подход в образовании.
7. Принципы динамичности и вариативности.
Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини – музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности.
8. Принцип разнообразия.
Независимо от темы мини – музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам. Экспонаты мини – музея отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.
9. Принцип экологичности .
В экспозиции мини – музея должны преобладать экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Весь материал должен быть чистым (даже если он бросовый).
10. Принцип безопасности.
Оформление мини – музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини - музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны знать, что заниматься самостоятельно в мини – музее они могут только с доступными для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.д.
11. Принципы глобализма и регионализма.
Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.
12. Принцип креативности.
Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини – музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
13. Принцип непрерывности.
Мини - музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.
14. Принцип партнерства.
Мини – музей – это результат сотрудничества взрослых и детей.
Этапы создания мини – музея.
1. Подготовительный этап.
Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.
Мини – музей должен содержать разделы:
2) настоящее темы,
3) результаты детского творчества по теме,
4)уголок самостоятельной деятельности детей (материалы для самостоятельной творческой деятельности; раскраски по теме; дидактические игры; загадки; ребусы; головоломки и др.).
- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;
- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;
Когда тема мини – музея определена необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.
2. Практический этап.
Главная задача второго этапа – совместная ( педагоги, дети, родители ) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.
Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.).
По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми). Приложение 2
Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).
Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее. Приложение 3
3. Заключительный (обобщающий) этап.
Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:
- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;
- чтение и обсуждение произведений;
- продуктивная деятельность ( рисование, конструирование, лепка, аппликация );
-упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;
- экскурсии по мини – музею;
- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;
- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;
- музыкальная деятельность ( игра на детских музыкальных инструментах );
-занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;
- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.
Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Это позволяет всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.
Как работает системный оператор с детьми?
Допустим, в группе решено создать мини – музей чашки .
2. Надсистема. Чашка – часть сервиза. Значит, в мини – музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный сервиз. Здесь же могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы – в гостиной комнате, на полках красивого серванта. Уникальные, редкие чашки хранятся в музейных витринах за стеклом).
3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит чашка. Этот раздел может быть представлен коллекцией чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек, округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т.д.
4, 5, 6. Система в прошлом. В этом разделе можно рассмотреть прошлое чашки по двум позициям.
- Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть представлены в прозрачных пластиковых емкостях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.
- История возникновения чашки: иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды. Первобытно – общинный – глиняная посуда, древние славяне – деревянные кубки. Племена других народностей – раковины, рога животных и т.д.
7, 8, 9. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты.
- Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора о правилах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том, каких мер предосторожности требуют чашки, изготовленные из разных материалов, показать способы починки испорченной вещи либо варианты ее вторичного использования. Например, треснутые глиняные чашки могут служить вазой для сухих цветочных композиций, а из осколков толстых фарфоровых чашек нередко составляют мозаичную композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.
- В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки.
Таким образом, при создании мини – музея очень удобно применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини – музей и есть видоизмененная , объемная таблица системного оператора.
Схема описания экспоната
- Рисунок (фотография) экспоната.
- Название экспоната (указывается научное, бытовое, народное название. Можно дать краткую информацию, почему так называется).
- Где собран (указывается место сбора, его особенности, страна, среда) / Как изготовлен (материал)
- Краткая информация об экспонате (где встречается, почему такое название, особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), как используется человеком, проблемы охраны, связи с другими компонентами природы (например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано).
- Как использовать в работе с детьми: при изучении каких тем используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
- Дополнительная литература: перечисляется литература, в которой имеются сведения об экспонате, иллюстрации с его изображением и др.
Название экспоната . Осиное гнездо.
Где собран . На балконе в городе.
Кем собран . Семья Петровых.
Обязательно детей необходимо познакомить с правилами поведения в мини – музее. Примерный вариант правил :
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Музейная технология в ДОУ
(из опыта работы)
г. Подольск 2020
От старины до наших дней хранит реликвии музей,
А кто музей сей посещает, тот, несомненно, много знает.
Музей - не просто дом, где вещи дышат,
Музей - хранитель тайн, всего святого,
Биенье сердца каждого услышит,
Он - мост в долину самого родного.
В соответствии с ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях происходят серьезные преобразования, дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении и характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов,
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.)
Цель музейной педагогики :
Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии необходимо учитывать следующие принципы:
1 Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка
2 Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).
3 Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей. Принцип, позволяющий ребенку почувствовать свою внутреннюю связь с миром.
4 Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. Данный принцип предполагает учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры - путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название,
Создание мини музея происходит в несколько этапов:
Первый этап, подготовительный – планирование.
- Разработка тематического планирования мини-музеев и музейных экспозиций в соответствии с тематикой занятий образовательной программы.
- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини- музеев провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ.. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.
- Определить перспективы создания мини-музеев и разработать алгоритм по созданию мини-музеев в группах:
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор экспонатов,
6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея,
10)планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
Второй этап, практический - создание мини-музеев.
(Сбор экспонатов, и регистрация их в каталоге. Оформление мини-музея.) Месторасположение мини-музеев определять с учетом принципов интерактивности и функциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.
Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея. К подбору экспонатов привлекаются родители.
Необходимо также выбрать разнообразные формы работы с экспозициями мини-музеев. Это могут быть: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Необходимо разработать конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделать подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.
Третий этап, презентационный – представление мини-музеев.
На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.
Четвертый этап, деятельностный. (функционирование мини-музеев).
Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения.
В ходе бесед с детьми было выяснено, что не все дети были в музее, По результатам анкетирования родителей мы узнали, что не все родители считают нужным водить детей в музеи.
Мы решили, что создание мини музеев в группе, поможет детям сориентироваться в мире культуры, расширить их представления и знания об окружающем мире. Экскурсия по мини музею обогащает образовательный процесс, служит дополнительным средством передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики,
Профиль музея : этнография и русское народное творчество.
Виды экспонатов: предметы русского деревенского быта, утварь, мебель, постельные принадлежности, деревянные поделки, посуда, предметы декоративного творчества.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.
Знакомство детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
Привитие интереса к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал: русская печка, деревянные лавки, стол, самовар, посуда, утварь; изделия народных промыслов; прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца; лоскутные одеяла, половики, куклы.
Формы работы с детьми :
Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений;
III. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов консультации.
Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.
1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музеев в ДОУ.
2. Помочь в определении тематики мини-музеев.
Предварительная работа: разработка лекции.
Методы: лекция, обсуждение.
I. Теоретическая часть
1.1. Актуальность
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
1.2. Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
- Наглядность.
- Доступность.
- Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
1.3.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.
Заключается в следующем:
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
1.4. Организация мини-музея в детском саду
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
1.5. Принципы создания мини-музея
1.6. Особенности месторасположения мини-музеев
Положительные стороны расположения мини-музея
Отрицательные стороны расположения мини-музея
Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.
Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.
Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.
Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.
Родители не имеют полного представления о работе детского сада.
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.
Общение детей с родителями по темам музея
Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы
Помещения для дополнительных занятий
Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.
Музей сливается с общим фоном данного помещения.
Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.
Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.
Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.
Мини-музей дает стимул для общения.
Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
1.7. Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- Размещение материала на настенных полочках;
- Использование ширм;
- Использование стендов;
- Использование мобиле;
- Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
1.8. Тематика мини-музеев.
Может быть разнообразной:
Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному предмету объекту природы или явлению способствует использованию системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.
Читайте также: