Мини музеи в детском саду оформление

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Давыдова Лариса Валентиновна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

Задачи:

- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

Оборудование: проектор, ноутбук, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры.

Ход семинара

И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования.

Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.

Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.

Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Тема моего семинара - «Организация мини-музея как одна из форм освоения

Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.

Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

А сейчас нам нужно понять, целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Ваши предположения коллеги.

Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

  • Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции.

Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;

- небольшие размеры экспозиции;

- определенная ограниченность тематики;

- участие в их создании детей и родителей;

- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы организации детской деятельности в мини-музее:

-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)

-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)

-Беседы, чтение художественной литературы

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.

И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности : дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции . Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять

ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности — при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.

Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:

1.Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап.

непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;

разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,

разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;

3. Заключительный этап

подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.

Исходя из определённых условий, хочется определить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т.е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите!

(Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев)

(Представление мини-музеев, созданных педагогами.)

Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду.

Детсадовские музеи начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети той группы, в которой она находится, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детсаду. При которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Ценный опыт, накопленный педагогами в музейной педагогике, обобщён на страницах данного раздела. Здесь представлены иллюстрированные фотографиями подробные материалы о мини-музеях самой разной направленности.

Музеи в детском саду от А до Я.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Мини-музеи в детском саду - Мини-музей кукол в ДОУ

Мини-музей Воинской Славы России в детском саду

Мини-музей Воинской Славы России в детском саду Одной из самых актуальных проблем нашего общества и нашей страны – воспитать человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Вместе с ребенком растет и сам педагог, и как человек, и как профессионал. Самый важный.

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Помочь в это может молодая отрасль педагогической науки - музейная педагогика , которая помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Да и как в рамках детского сада можно вызвать интерес к музею? Для этого можно использовать мини – музей.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-вторых , он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В третьих , мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

Педагогические функции мини-музея:

- образовательная ( развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации);

- развивающая ( активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства );

-просветительская (формирование умений и навыков );

- воспитательная ( формирование личностных качеств );

Главная задача мини – музея – образовательно-просветительская, поэтому в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях.

Цели и задачи мини-музея:

1. Обогащение предметно-развивающей среды.

2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8. Воспитание активной жизненной позиции.

Виды мини – музеев в ДОУ.

1. Мини – музеи природы.

- экологические мини – музеи ( мини – музей моря, подводного мира, леса );

- палеонтологические мини – музеи ( мини – музей истории планеты и природы);

- мини – музеи астрономии ( мини – музей космоса );

2. Мини – музеи народной культуры.

3. Исторические мини – музеи.

- мини – музей, посвященный истории страны;

- мини – музей, посвященный определенному историческому событию;

- мини – музей, посвященный истории родного края;

- мини – музей, посвященный истории детского сада;

- мини – музей государственной символики.

4. Литературные мини – музеи.

- мини – музей любимой сказки;

- мини – музей писателя (поэта);

- мини – музей книги;

- мини – музей сказочных персонажей;

- мини – музей научной книги;

- мини – музей букваря ( азбуки );

- мини – музей букв и цифр.

5. Мини – музеи искусства.

- мини – музеи художественного творчества;

- мини – музей декоративно – прикладного искусства;

- музыкальный мини – музей ( музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов );

- мини – музей театрального искусства ( мини – музей театра; театрального костюма; театральных кукол ).

Мини – музей декоративно – прикладного искусства.

Задачи мини – музея ДПИ:

- ознакомление детей с историей и культурой своего и других народов;

- эстетическое воспитание, развитие эмоциональной сферы;

- формирование представлений о взаимосвязи культуры народа и окружающей его природы;

- развитие творческих способностей, воображения.

Основой для мини – музея ДПИ является коллекция игрушек народного промысла ( гжель, дымка, городец, хохлома и т.д.).

Этот мини – музей как никакой другой предназначен для самостоятельной детской деятельности. Здесь дети любого возраста могут почувствовать себя авторами и создателями художественных шедевров. Следовательно, в мини – музее должны быть бумага, глина, краски, кисточки, образцы изображений, узоров, иллюстрированные книги, и т.д.

Как оформить мини-музей

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно точно сформировано. Оно отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребёнка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, основная задача которых – показать объект с разных сторон.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

• размещение материала на настенных полочках;

Метод системного подхода (системного оператора) в работе мини-музея

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использованию метода системного подхода. Несмотря на сложную терминологию данный метод вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек.

4. Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была ёлочка? (прошлое системы, первая ячейка слева во втором ряду.

5. Будущее системы рассматривается в 5-ой ячейке справа во втором ряду. Что произойдет с этим объектом?

С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях.

6. Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у неё есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть гнездо с другими яйцами. (6) – надсистема системы в прошлом, слева в первом ряду.

7. Любая система в прошлом так же имела свои составляющие. Яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка, слева в третьем ряду.

8. Точно так же рассматривается система в будущем – её надсистема и подсистема (8 справа в первом ряду и 9 справа в третьем ряду). Кем станет цыпленок?

М.С. Гафитулин так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим Что – то,

Это Что – то – для чего – то ,

Это Что – то из чего – то ,

Это Что – то – часть чего – то .

Чем – то было раньше Что – то,

Чем – то будет это Что – то.

Есть противники у Что – то,

Много есть друзей у Что – то.

Всё нейтральное у Что – то

Делает свое чего – то . Приложение 1

Принципы организации мини – музея

1. Принцип интеграции.

Мини – музей создается с учетом содержания образовательной программы ДОУ и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Содержание мини – музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Мини – музей способствует реализации интегрированного подхода в образовательной деятельности.

2. Принцип деятельности и интерактивности.

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини – музей должен предоставлять возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини – музее.

3. Принцип научности.

Экспонаты мини – музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне.

4. Принцип природосообразности.

При организации мини – музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, создавать условия для раскрытия их личностного потенциала.

5. Принцип культуросообразности.

Мини – музей приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

6. Принцип гуманизации.

Мини – музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, на индивидуально – ориентированный подход в образовании.

7. Принципы динамичности и вариативности.

Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини – музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности.

8. Принцип разнообразия.

Независимо от темы мини – музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам. Экспонаты мини – музея отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

9. Принцип экологичности .

В экспозиции мини – музея должны преобладать экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Весь материал должен быть чистым (даже если он бросовый).

10. Принцип безопасности.

Оформление мини – музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини - музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны знать, что заниматься самостоятельно в мини – музее они могут только с доступными для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.д.

11. Принципы глобализма и регионализма.

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.

12. Принцип креативности.

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини – музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

13. Принцип непрерывности.

Мини - музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.

14. Принцип партнерства.

Мини – музей – это результат сотрудничества взрослых и детей.

Этапы создания мини – музея.

1. Подготовительный этап.

Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.

Мини – музей должен содержать разделы:

2) настоящее темы,

3) результаты детского творчества по теме,

4)уголок самостоятельной деятельности детей (материалы для самостоятельной творческой деятельности; раскраски по теме; дидактические игры; загадки; ребусы; головоломки и др.).

- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;

- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;

Когда тема мини – музея определена необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.

2. Практический этап.

Главная задача второго этапа – совместная ( педагоги, дети, родители ) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.

Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.).

По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми). Приложение 2

Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).

Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее. Приложение 3

3. Заключительный (обобщающий) этап.

Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:

- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;

- чтение и обсуждение произведений;

- продуктивная деятельность ( рисование, конструирование, лепка, аппликация );

-упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;

- экскурсии по мини – музею;

- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;

- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;

- музыкальная деятельность ( игра на детских музыкальных инструментах );

-занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;

- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Это позволяет всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.

Как работает системный оператор с детьми?

Допустим, в группе решено создать мини – музей чашки .

2. Надсистема. Чашка – часть сервиза. Значит, в мини – музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный сервиз. Здесь же могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы – в гостиной комнате, на полках красивого серванта. Уникальные, редкие чашки хранятся в музейных витринах за стеклом).

3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит чашка. Этот раздел может быть представлен коллекцией чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек, округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т.д.

4, 5, 6. Система в прошлом. В этом разделе можно рассмотреть прошлое чашки по двум позициям.

  • Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть представлены в прозрачных пластиковых емкостях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.
  • История возникновения чашки: иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды. Первобытно – общинный – глиняная посуда, древние славяне – деревянные кубки. Племена других народностей – раковины, рога животных и т.д.

7, 8, 9. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты.

  • Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора о правилах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том, каких мер предосторожности требуют чашки, изготовленные из разных материалов, показать способы починки испорченной вещи либо варианты ее вторичного использования. Например, треснутые глиняные чашки могут служить вазой для сухих цветочных композиций, а из осколков толстых фарфоровых чашек нередко составляют мозаичную композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.
  • В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки.

Таким образом, при создании мини – музея очень удобно применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини – музей и есть видоизмененная , объемная таблица системного оператора.

Схема описания экспоната

- Рисунок (фотография) экспоната.

- Название экспоната (указывается научное, бытовое, народное название. Можно дать краткую информацию, почему так называется).

- Где собран (указывается место сбора, его особенности, страна, среда) / Как изготовлен (материал)

- Краткая информация об экспонате (где встречается, почему такое название, особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), как используется человеком, проблемы охраны, связи с другими компонентами природы (например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано).

- Как использовать в работе с детьми: при изучении каких тем используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).

- Дополнительная литература: перечисляется литература, в которой имеются сведения об экспонате, иллюстрации с его изображением и др.

Название экспоната . Осиное гнездо.

Где собран . На балконе в городе.

Кем собран . Семья Петровых.

Обязательно детей необходимо познакомить с правилами поведения в мини – музее. Примерный вариант правил :

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музейная технология в ДОУ

(из опыта работы)

г. Подольск 2020

От старины до наших дней хранит реликвии музей,

А кто музей сей посещает, тот, несомненно, много знает.

Музей - не просто дом, где вещи дышат,

Музей - хранитель тайн, всего святого,

Биенье сердца каждого услышит,

Он - мост в долину самого родного.

В соответствии с ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях происходят серьезные преобразования, дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении и характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов,

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.)

Цель музейной педагогики :

Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Формирование у дошкольников представления о музее.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии необходимо учитывать следующие принципы:

1 Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка

2 Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3 Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей. Принцип, позволяющий ребенку почувствовать свою внутреннюю связь с миром.

4 Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. Данный принцип предполагает учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры - путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название,

Создание мини музея происходит в несколько этапов:

Первый этап, подготовительный – планирование.

- Разработка тематического планирования мини-музеев и музейных экспозиций в соответствии с тематикой занятий образовательной программы.

- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини- музеев провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ.. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.

- Определить перспективы создания мини-музеев и разработать алгоритм по созданию мини-музеев в группах:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов,

6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,

7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,

8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,

9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея,

10)планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.

Второй этап, практический - создание мини-музеев.

(Сбор экспонатов, и регистрация их в каталоге. Оформление мини-музея.) Месторасположение мини-музеев определять с учетом принципов интерактивности и функциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.

Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея. К подбору экспонатов привлекаются родители.

Необходимо также выбрать разнообразные формы работы с экспозициями мини-музеев. Это могут быть: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Необходимо разработать конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделать подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.

Третий этап, презентационный – представление мини-музеев.

На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.

Четвертый этап, деятельностный. (функционирование мини-музеев).

Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения.

В ходе бесед с детьми было выяснено, что не все дети были в музее, По результатам анкетирования родителей мы узнали, что не все родители считают нужным водить детей в музеи.

Мы решили, что создание мини музеев в группе, поможет детям сориентироваться в мире культуры, расширить их представления и знания об окружающем мире. Экскурсия по мини музею обогащает образовательный процесс, служит дополнительным средством передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики,

Профиль музея : этнография и русское народное творчество.

Виды экспонатов: предметы русского деревенского быта, утварь, мебель, постельные принадлежности, деревянные поделки, посуда, предметы декоративного творчества.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.

Знакомство детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

Привитие интереса к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал: русская печка, деревянные лавки, стол, самовар, посуда, утварь; изделия народных промыслов; прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца; лоскутные одеяла, половики, куклы.

hello_html_madb3866.jpg

Формы работы с детьми :

Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений;

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.

Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.

1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музеев в ДОУ.

2. Помочь в определении тематики мини-музеев.

Предварительная работа: разработка лекции.

Методы: лекция, обсуждение.

I. Теоретическая часть

1.1. Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

1.2. Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

1.3.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.

Заключается в следующем:

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

1.4. Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

1.5. Принципы создания мини-музея

1.6. Особенности месторасположения мини-музеев

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.

Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.

Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.

Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

1.7. Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

1.8. Тематика мини-музеев.

Может быть разнообразной:

Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному предмету объекту природы или явлению способствует использованию системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.

Читайте также: