Микляева инновации в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

1)Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, социально-экономических условий в России, процесс модернизации российского образования, развитие научных исследований в области образования, вариативности дошкольного образования резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образования по сравнению со сложившимися традициями и практикой. Это предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования вообще и дошкольного в частности.

2)Инновации в образовании можно условно разделить на:

- общие (глобальные концепции современного образования);

- частные (авторские нововведения, которые разрабатываются и внедряются непосредственно в ОУ).

В системе образования можно выделить следующие классификации инноваций по типам нововведений:

- на уровне образовательного учреждения.

по педагогической значимости :

- обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.);

- модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций);

- комбинированные (присоединение к известному нового компонента);

3)Основными признаками инновационной деятельности воспитателя является формирование необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Важным условием успешной реализации инновационной деятельности воспитателя являются умение принимать инновационное решение, идти на определенный риск, снимать инновационные барьеры.

Инновационная деятельность-содержание, технологии, формы, методы которые использует воспитатель в своей работе. Инновация – это не просто факт, это целая система в работе воспитателя, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

4)Инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные .

-В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежит реализация той или иной образовательной технологии и методики, например:

- применение современных информационных технологий;

- применение принципа интеграции содержания образования;

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства воспитателя должны стать такие подходы к современной организации обучения как: личностно - ориентированный подход; профессионально-ориентированный подход; креативно - развивающийся подход; сущностный подход.

Проблемно ориентированные инновационные процессы , как это и определено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.

5)Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях

Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

1.ИКТ в работе современного педагога:

а) Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

б) Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

в) Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

г) Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

д) Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

2.ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Компьютер в детском саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно- образовательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада.

В воспитательно-образовательном процессе используются программы:

- Развитие воображения, мышления, памяти

- Простейшие графические редакторы

- Обучение чтению, математике

- Использование мультимедийных презентаций

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения :

а) Высокая самостоятельность детей;

б) Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;

в) Развитие мыслительных способностей детей.

3. Технология проектного обучения — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

4. Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.) Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

5. Личностно – ориентированные технологии - ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии . Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

7. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, т.е целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.

2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

5. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.

6. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с.

9.Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004. – С. 43.

10. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тркбования к организации инновационной деятельности в ДОУ

Тркбования к организации инновационной деятельности в ДОУ.


Тркбования к организации инновационной деятельности в ДОУ

Тркбования к организации инновационной деятельности в ДОУ.

Инновационная деятельность в дошкольной организации как фактор достижения качественного образования

Специфическими особенностями инновационного обучения является его открытость будущему, способность к предвидению на основе постоянной переоценки ценностей, настроенность на конструктивные действия в о.

Инновационная деятельность в образовательных организациях с реализацией инклюзивного образования

в статье описаны инновационые формы работы по физическому развитию дошкольников в дошкольной организации, реализующей инклюзивное образование сдетьми с ОВЗ.

Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС.


Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт пер-спективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приори-тетным осу.

Инновационная деятельность Игровые технологии в организации сотрудничества с родителями в процессе художественной деятельности детей в ДОУ

Возрастание роли семейного и общественного воспитания в новых со- циально-экономических условиях привело к необходимости активного вклю- чения родителей в единое образовательное пространство, к .

Микляева Н.В. Инновации в детском саду

В пособии представлены методики диагностики инновационных потенциалов каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Предложены модели обучения педагогов на рабочем месте, алгоритм создания авторских программ, методик и технологий.
В книгу вошел разнообразный практический материал: анкеты, таблицы, образцы заполнения документов. Приведен пример разработки документов для участия в конкурсе для получения гранта из фондов поддержки образования, в том числе образец паспорта инновационного проекта.

Микляева Н.В. Инновации в детском саду

В пособии представлены методики диагностики инновационных потенциалов каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Предложены модели обучения педагогов на рабочем месте, алгоритм создания авторских программ, методик и технологий.
В книгу вошел разнообразный практический материал: анкеты, таблицы, образцы заполнения документов. Приведен пример разработки документов для участия в конкурсе для получения гранта из фондов поддержки образования, в том числе образец паспорта инновационного проекта.

Смотри также

8 вариантов - Планирование на летнее время в ДОУ

Архив содержит 8 документов по организации работы ДОУ в летний период: План на летний оздоровительный период (16 страниц); Приложение к Плану летней оздоровительной работы; Перспективный план работы на лето для младшего и среднего возраста (20 страниц); План летней оздоровительной работы на 2010 год (7 страниц); План работы дошкольного учреждения на лето (5 страниц); План работы.

  • 155,51 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.04.2016 01:46

Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы

Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 192 с. — (Дошкольное воспитание и развитие). В пособии раскрывается сущность организации методической работы в современном детском саду. Подробно изложены традиционные и нетрадиционные формы и методы работы, приведены практические примеры. Особое внимание уделено такой форме работы, как семинар-практикум. Даны конкретные технологии.

  • 74,03 МБ
  • добавлен 21.03.2013 01:15
  • изменен 08.01.2020 02:17

Домашние задания для выдачи родителям

В пособии представлены методики диагностики инновационных потенциалов каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Предложены модели обучения педагогов на рабочем месте, алгоритм создания авторских программ, методик и технологий.

Праздник в детском саду. Осень
Сборник "Праздник в детском саду - Осень" – это сценарии для детей младшего и старшего дошкольного возраста на осеннюю тематику. Рекомендуется как.

Выпускной вечер в детском саду
Разработка выпускного праздника в детском саду. Песни и стихи о школе, поздравления от детей младшей группы, воспитателей и родителей. Особенности про.

Организация методической работы в детском саду
Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направле.

Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты
Представленные в пособии тематические дни и недели, проводимые во время каникул и в течение года, помогут сделать жизнь детей в детском саду более инт.

Наталья Микляева - Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей обложка книги

Аннотация к книге "Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей"

В пособии представлены методики диагностики инновационных потенциалов каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Предложены модели обучения педагогов на рабочем месте, алгоритм создания авторских программ, методик и технологий. В книгу вошел разнообразный практический материал: анкеты, таблицы, образцы заполнения документов. Приведен пример разработки документов для участия в конкурсе на получение гранта из фондов поддержки образования, в том числе образец паспорта инновационного проекта. Пособие адресовано административным и педагогическим работникам детского сада, студентам педагогических вузов.

Иллюстрации к книге Наталья Микляева - Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей

Вы можете стать одним из первых, кто оставил отзыв. Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Читайте также: