Мифы о школьной медиации

Обновлено: 05.07.2024

В школе каждый педагог или классный руководитель часто имеет дело с конфликтами (с назревающими или со свершившимся фактом). Медиация является наиболее эффективным способом разрешения конфликтов в школьной среде.

История возникновения медиации

Прообразом будущей медиации стало третейское разбирательство, которое осуществлялось посредством привлечения к разрешению споров нейтральной третьей стороны – арбитра. Считается, что центрами возникновения третейского разбирательства были государства Европы – Англия и Франция XVII–XVIII вв. Именно в это время сложилась ситуация, когда устаревшее право не соответствовало общественным реалиям, не отвечало духу капиталистических отношений, и стороны охотнее обращались к третейскому разбирательству как более скорому, дешевому и компетентному.

Медиация в современном ее понимании возникла только во второй половине XX в. Сначала она обосновалась в США, а чуть позже стала появляться в странах Европы – Англии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии.

В России посредничество как способ урегулирования споров также известен издавна. К нему обращались для улаживания конфликтов как внутри крестьянской общины, так и в высшем обществе, например, для разрешения княжеских ссор и междоусобиц.

Медиация как прогрессивное направление мирных стратегий разрешения конфликта стала зарождаться в современной России только после распада Советского Союза, с середины 90-х гг., когда зарубежные медиаторы стали делиться своими наработками, опытом нескольких десятилетий применения медиации в США и Европе, проводить обучение специалистов.

3.Виды медиации

1. Семейно - ориентированная , медиация . Данная техника медиации хорошо подходит для урегулирования семейных конфликтов потому, что основной задачей в ходе разрешения подобных конфликтов является помощь семьям в преодолении грядущих перемен и сохранении нормальных отношений с детьми. Этот подход также применим к межкультурным конфликтам и спорам между людьми разных поколений.

3 . Школьная медиация – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

4. Медиация как технология урегулирования школьных конфликтов.

В работе педагога или классного руководителя можно урегулировать конфликт не только с помощью проведения медиации как таковой (на профессиональной основе), но и разрешать конфликты и споры с помощью средств медиации, бесед, имеющих целью восстановление нарушенных взаимоотношений.

Конфли́кт ( лат. conflictus — столкнувшийся ) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях , взглядах , возникающих в процессе социального взаимодействия , заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями , выходящий за рамки правил и норм .

Причины и типы школьных конфликтов.

борьба за авторитет

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

5.Преимущества медиативных технологий.

Применение медиативных технологий имеет ряд преимуществ.Медиация гарантирует отсутствие публичности, снимает психологическую и эмоциональную нагрузку, позволяет участникам самостоятельно контролировать процесс переговоров, а также способствует вынесению справедливого решения основанного на интересах сторон.

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой агрессии. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.

6.Участники процедуры медиации.

Участниками процедуры медиации являются стороны и медиатор.

Стороны. В роли сторон в процедуре медиации выступают лица, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации. Медиатор – это профессиональный посредник, выступающий третьей стороной при разрешении спора и помогающий оппонентам достигнуть соглашения.

7. Этапы разрешения конфликтов с помощью медиативных техник

Этапы (фазы) урегулирования конфликта:

Фаза 2. Совместная беседа со сторонами конфликта.

Порядок и особенности проведении индивидуальных встреч. Фаза 1.

Фаза №1 (индивидуальная встреча с каждой стороной)

Дать сторонам возможность сформулировать претензии друг к другу, понять и осмыслить истинную причину конфликта

Мотивировать на совместную встречу

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Представиться (ВЫ не только учитель, но и человек, который может помочь договориться о разрешении спора в интересах обеих сторон, ВЫ не будете судить, разглашать информацию о споре, наказывать, навязывать способ решения спора, Ваша цель помочь договориться о том, как урегулировать конфликт в интересах обеих сторон)

Цели, порядок действий

Цель – показать, что Вы не только учитель в привычной для учеников роли, но и человек, обладающий особыми умениями. Тот, кто может помочь быстро, без огласки решить проблему здесь и сейчас. Расположить к себе.

Примерные варианты фраз:

Я помогу вам договориться, как разрешить спор (неприятную ситуацию) в интересах каждого из вас. Я не буду и не вправе осуждать вас,выяснять, кто первый начать, выносить решения, наказывать вас. Моя цель – помочь вам договориться,…. Все, что мы друг другу скажем останется конфиденциальной информацией.

Сначала поговорим индивидуально, а потом встретимся втроем. Наш разговор позволит решить проблему быстро, без огласки и решение устроит вас обоих.

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Сказать вступительное слово (причину встречи, цель встречи)

Цели, порядок действий

Примерные варианты фраз:

Мы встретились, потому что между тобой и Сашей вчера произошла драка (конфликт, ссора). Моя цель – помочь вам договориться, как быть в будущем, чтобы подобное не повторилось и вы смогли бы дальше общаться без обид и претензий. Я не буду принимать решение за вас, навязывать свое мнение, я могу вам помочь договориться, как быть дальше, и если есть взаимные претензии, то как их разрешить без огласки, быстро.

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Дать выговориться и прояснить позицию

Цели, порядок действий

Примерные варианты фраз:

Что случилось? (и активное слушание в процессе рассказа – А дальше? А потом? Как ты к этому отнесся? Что тебя особенно разозлило, обидело, возмутило? Как думаешь, он (она тоже) обижен(а)? Ты хочешь, чтобы неприятная ситуация скорее разрешилась? Как думаешь, что можно сделать, чтобы подобное не повторилось?)

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Задать дополнительные вопросы (если человек не прав, дать понять это, задав вопросы)

Цели, порядок действий

Цель – дать сторонам понять истинную причину конфликта:

- без присутствия второй стороны показать, что человек не прав и в этом причина конфликта (иногда стороны только в разговоре с медиатором понимают это)

- помочь сторонам увидеть перспективы решения проблемы

- медиатору понять истинное положение дел (если информации было не достаточно), это позволит медиатору направлять разговор в русло решения проблемы.

Примерные варианты фраз:

Как думаешь, это законно? Ты сказал, что сделал запись тайно, а мы вправе это делать?Предположим…, а это не спровоцирует новый конфликт? А Вам, умному человеку, это человеку, это зачем?А имеет смысл договориться и не придавать огласке неприятные подробности?

Действия медиатора (классного руководителя, педагога)

Мотивировать на встречу со второй стороной (показать преимущества разрешения спора договорившись)

Цели, порядок действий

Алгоритм эффективного убеждения

Предложить встретиться со второй стороной. Показать преимущества предлагаемого Вами пути перед другими способами решения

Спросить, чем выгодно оставить ситуацию как есть, не решенной.

Примерные варианты фраз:

1. Я предлагаю Вам встретиться с…. и мы вместе решить , как быть дальше, чтоб спор не повторился в будущем и решение устроило вас обоих

2. А чем лично Вам выгодно оставить проблему как есть, не решенной

3. Вы хотите, чтобы конфликт разрешился быстро и без огласки? Вы хотите, чтобы …., Вы хотите, чтобы….

1. Первая фаза разговора – встреча сторон наедине с Вами. Вам важно помнить о целях встречи. Как только цели достигнуты, можно завершать встречу. Если хоть одна цель не достигнута – встречу необходимо либо продолжать, либо переносить на другое время, либо назначить дополнительную индивидуальную встречу. Не достигнув цели в 1й фазе, начинать 2ю опасно (например, если эмоции не выговорены, возможен новый конфликт) или бессмысленно, (например, если у сторон нет понимания об истинных причинах спора, найти решение не удастся).

2. Дополнительные вопросы – факультативны. Если причина проблемы понятна и Вам и спорщику, если претензии сторон оправданы, дополнительные вопросы не нужны.

3. Мотивирование на встречу – обязательно. Сторона может общаться с Вами и быть категорически против совместной встречи со второй стороной.

4. При мотивировании на встречу соблюдать правило 3х ДА и 3х НЕТ. Это значит. Задавать вопросы таким образом, чтобы человек ответил ДА 3 раза подряд, ответил НЕТ тоже 3 раза подряд. Это важно. Это влияет на результат.

Порядок и особенности проведения совместной встречи. Фаза 2.

Фаза №2 (открытый диалог обеих сторон при Вашем участии)

1. Представиться (ВЫ не только учитель, но и, человек, который может помочь договориться о разрешении спора в интересах обеих сторон, ВЫ не будете судить, разглашать информацию о споре, наказывать, навязывать способ решения спора, Ваша цель помочь договориться о том, как урегулировать конфликт в интересах обеих сторон)

2. Сказать вступительное слово (цель встречи, ход встречи, правила поведения на встрече)

3. Помочь проговорить претензии сторон друг к другу (дать возможность сторонам по очереди сказать друг другу, что их обижает, раздражает, вызывает недовольство) Из-за чего ты обижен на ….? Что Вас рассердило?

5. Помочь сторонам сформировать договоренность (проговорить с каждой стороной сомнения, договориться, как действовать в случае нарушения договоренностей одной из сторон) Итак, вы пришли к соглашению о том, что ….. (проговорить все, о чем стороны договорились)

Заключение соглашения. Фаза 3.

Фаза №3 (определение и утверждение договоренностей)

1. Записать или устно обозначить договоренности (если стороны считают необходимым письменное, однако, устного также достаточно) Ваши договоренности можно оформить письменно

2. Устно прояснить вопросы (эти шаги нужно предпринять вне зависимости от того, нуждаются спорщики в письменном оформлении договоренностей или нет)

Обязательно задайте сторонам вопросы: действительно ли будут решены все проблемы, если стороны выполнять свои обещания? насколько выполнимы пункты соглашения в реальности? как именно поступит каждая из сторон в случае нарушения другой стороной своих обязательств по соглашению

3. Четко определить сроки выполнения. Мы договорились, что Данил (делает то-то к … числу), а Саша ….. к такому-то числу

4. Сформулировать конкретно, что, когда делает каждая сторона. Вы решили, что Данил…. Саша ….

5. Определить срок контрольной встречи. (Возможно, некоторые пункты нужно скорректировать или узнать, что контрольные встречи больше не нужны). Когда мы сможем встретиться еще раз, чтобы убедиться, что проблемы уже нет?

8.Рекомендации педагогам, разрешающих конфликт с помощью медиативных техник.

Чтобы беседа прошла эффективно и не было угрозы нового конфликта в процессе договоренностей, важно в процессе беседы быть максимально непредвзятым и беспристрастным (не выражать своих чувств и эмоций, не высказывать своих соображений по поводу произошедшего), а также:

Не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон участников конфликта, сохраняйте беспристрастность и независимость

Контролируйте процесс, но не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон-участников конфликта

Разъясните сторонам, что уже после разговора проблема разрешится, Вы поможете договориться. Покажите преимущества разрешения проблемы в процессе простого разговора с Вашим участием, перед разбирательствами у директора, в суде, в департаменте и т.д.

Помните, что использование медиативных технологий поможет при урегулировании конфликта между детьми, возможно между ребенком и родителем (конфликта, не осложненного участием множества сторон, наличием множества проблем и претензий). В противном случае, правильнее обратиться за помощью к медиатору, который изучал технологию медиации и владеет навыками поведения в сложных ситуациях, большим арсеналом приемов, несет ответственность.

9.Ситуция. Работа с аудиторией.

Суть конфликта:

 Родители (группа детей из класса постоянно обижают ребёнка, прячут портфель, не выпускают из школы, обзываются, из этого у него двойки и т.д.)

(15 мин. на организационные вопросы и обратная связь, 10 м. на медиацию)

Группа делится на три подгруппы: родители (1); родители (2) и медиатор с помощниками. Рассаживаются конфликтующие стороны напротив друг друга, между ними медиатор.

Медиатор имеет право консультироваться с помощниками, в любой момент, когда имеет затруднение. Перед медиатором лежит лист с Этапами медиации.

Начинается медиация – игра

Подведение итогов (Обратная связь) Работа медиатора (классного руководителя, куратора-медиатора)

Вам понравилось участвовать в игре? Что вы чувствуете в данный момент?

1. Что было самым сложным для вас?

2. Что свидетельствовало, по-вашему, что медиация сможет разрешить данный спор?

1. Шамликашвили Ц.А. Азбука медиации. Москва. Пресс, 2012 г.

2. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Москва, 2011г.

3. Восстановительная модель социально-психологической помощи подросткам: Методическое пособие./ Под ред.Тихомировой В.А– М., 2007. – 131 с.

В Международном арбитражном исследовании 2015: Улучшение и инновации в международном арбитраже отмечается, что недостаток понимания преимуществ медиации приводит к ограниченному ее использованию, при этом демистификация медиации помогла бы увеличить ее популярность. В целом указанное исследование показывает насколько недостаток знаний и понимания процессов медиации мешает использовать данный инструмент для эффективного решения споров.

Несмотря на то, что медиация, как способ разрешения конфликтов при участии третей независимой стороны, появилась достаточно давно, для украинского бизнеса - это все еще новый способ решения споров. При этом, как все новое, часто медиация воспринимается скептически и через призму других знаний и убеждений. Поэтому о медиации, как о достаточно новом инструменте решения конфликтов в бизнес среде, сформировалось много различных мифов и заблуждений. Чтобы разобраться в сути медиации, предлагается рассмотреть следующие основные мифы о медиации.

МИФ №1. МЕДИАЦИЯ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ В УКРАИНЕ

Услуги медиации в Украине предоставляются сертифицированными медиаторами, которые прошли обучение по учебным программам Великобритании, США, Германии. Обучение навыкам медиации также предоставляется УЦМ. Услуги медиации также оказываются на базе Торгово-промышленных палат Киева и Львова.

МИФ №2. ОТСУТСТВИЕ ЗАКОНА О МЕДИАЦИИ ПРЕПЯТСТВУЕТ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ

Несмотря на то, что проекты законов о медиации неоднократно регистрировались в Верховной Раде Украины в 2015 г. закон так и не был принят парламентом. Но отсутствие специального законодательства не препятствует применению медиации.

Необходимо отметить, что медиация - это, прежде всего, добровольный способ решения конфликтов. По своей сути во многих аспектах медиация представляет собой переговоры сторон при участии третей независимой стороны. Если посмотреть на медиацию с этой стороны, то очевидно, что если для проведения переговоров никогда не требовалось специальное законодательство, то и для применения медиации закон тоже не требуется. При этом процесс проведения медиации достаточно гибкий и определяется с учетом пожеланий сторон, поэтому правовое регулирование процесса медиации также не требуется. Решения, принятые сторонами в процессе медиации, оформляются в форме определенной по договоренности сторон. При этом, отсутствие специальных требований и строгой регламентации процесса законом позволяет участникам конфликта исключить дополнительные организационные споры и сосредоточиться на решении конфликта.

Исследование правового регулирования медиации в зарубежных странах показывает, что в законодательных актах большинства стран содержится ограниченное количество норм и главный акцент делается на саморегулировании медиации организациями медиаторов. Но в тоже время, это не значит, что закон о медиации совершенно не нужен. Наличие закона о медиации также может позволить развивать институт медиации в Украине. При этом важно понимать, что отсутствие закона - это не препятствие для применения медиации.

МИФ №3. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ МЕДИАЦИИ НЕ ОПРЕДЕЛЕНО ЗАКОНОМ

Основным аргументом приверженцев данного мифа является отсутствие гарантий исполнения решений. При этом данная аргументация не учитывает, что в рамках медиации исполняются именно, те решения, которые приняли сами стороны, а не судья или арбитр. Стоит понимать, что при решении споров в медиации стороны мотивированы не наступлением негативных событий от неисполнения, а исполнением своих решений. Достигнутые сторонами договоренности оформляются в виде договора между сторонами, исполнение которого регулируется законодательством Украины.

Конечно, есть и исключения, когда сторонам не удается выполнить принятые в процессе медиации решения. Но, несмотря на это, выполняемость решений в рамках медиации в несколько раз выше, чем по судебным решениям. Так, опыт УЦМ показывает, что 80% хорошо организованных медиаций успешны для сторон. При этом кроме желания сторон исполнить решение, процесс медиации обязательно включает в себя проверку медиатором выполнимости предложенных сторонами решений. В процессе медиации не допускаются к рассмотрению сторонами варианты решений, которые заведомо не исполнимы.

Поэтому несмотря ни на какие-либо препятствия или исключения, главное преимущество медиации - это исполнение принятых сторонами решений.

МИФ №4. СУД НАДЕЖНЕЕ МЕДИАЦИИ

Обращение к данному аргументу противниками медиации основано на мнении, что суды - это проверенный и традиционный механизм решения споров. Но следует учитывать, что в отличие от гибкого процесса медиации, порядок разрешение споров в суде всегда строго регламентирован и ограничен определенными временными рамками. При этом решение суда принимается в соответствии с законом без учета интересов обеих сторон.

Необходимо понимать, что суд никогда не будет разбираться несколько часов подряд в истинных интересах сторон, а просто примет решение на основании фактически предоставленных доказательств. В лучшем случае решением суда остается довольна одна из сторон конфликта, но часто обе стороны не получают полного удовлетворения от результатов судебных разбирательств. В отличие от суда, медиация - это всегда гибкий процесс, направленный на поиск сторонами удовлетворяющего их решения. Основным принципом медиации является принятие решения именно сторонами, а не медиатором.

Кроме строгой регламентации судебного процесса, стороны судебного процесса лишаются конфиденциальности. Присутствовать на судебном процессе могут третьи лица, а все решения вносятся в Единый государственный реестр судебных решений, информация из которого доступна всем. Медиация же позволяет обеспечить полную конфиденциальность и избежать публичности в рассмотрении спора.

Необходимо также понимать, что зачастую судебное решение - это еще не решение конфликта. После получения судебного решения стороны продолжают оставаться в состоянии конфликта и бороться с его негативными последствиями. Медиация, по сути, - процесс, направленный на решение конфликта и, главное, сохранение отношений сторон. От судебного решения не выигрывает ни одна из сторон, при этом стороны теряют время, которое может быть более ценным, чем сам предмет конфликта.

МИФ №5. МЕДИАЦИЯ - НЕНАДЕЖНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

Главным аргументом скептиков в данном случае выступает сомнения относительно добросовестности использования информации, полученной в ходе медиации сторонами. Но нужно учитывать, что медиация - это тоже процесс, основанный на определенных правилах и принципах. Одним из основных принципов медиации является конфиденциальность. Прежде чем вступить в процесс медиации стороны подписывают соглашения о конфиденциальности.

Процесс ведет медиатор только при строгом соблюдении всех принципов конфиденциальности, вплоть до применения необходимых средств и способов защиты от неправомерного получения информации. Вся информация, полученная медиатором при личных встречах со сторонами, разглашается второй стороне только в том объеме и форме, которые были предварительно согласованы первой стороной. Стороны полностью контролируют информацию, которую получает другая сторона конфликта.

Основными принципами медиации являются также независимость и непредвзятость медиатора. Поэтому ни одна из сторон медиации не может иметь приоритета или поддержки со стороны медиатора в процессе. Это также дополнительная гарантия надежности процесса медиации.

МИФ №6. ОБЩЕСТВО НЕ ГОТОВО К РАЗРЕШЕНИЮ СПОРОВ ЧЕРЕЗ МЕДИАЦИЮ

Скептики медиации часто указывают на низкое правосознание общества для применения медиации. Но если посмотреть на общество более широко, то очевидно, что наше общество состоит из различных социальных групп с разным уровнем правосознания.

Если же брать медиацию в бизнесе, то в целом средний и крупный бизнес Украины уже готов к альтернативным способам решения конфликтов. За годы независимости Украины, бизнес вырос и стал намного профессиональнее, чем был раньше. Сейчас ценятся эффективные решения и время. А медиация позволяет экономить время и деньги.

Необходимо также понимать, что украинским бизнесом руководит много топ-менеджеров, которые получили образование в США - стране, где взяло начало развитие альтернативных способов решения споров, в Великобритании и других европейских странах, где активно применяется медиация. Поэтому общество и бизнес в целом готов к разрешению споров через медиацию.

Кроме того, учитывая то, что медиация достаточно широко применяется в США, Великобритании, Германии и других странах ЕС, все чаще при заключении контрактов с нерезидентами украинский бизнес соглашается включать в контракты оговорки о применении медиации в случае возникновения споров.

МИФ №7. ОБИЖЕННАЯ СТОРОНА ДАЖЕ ПОСЛЕ МЕДИАЦИИ НЕ ИСПОЛНИТ ДОГОВОРЕННОСТИ

Медиация - это урегулирование конфликта. Если у сторон остались обиды - конфликт не урегулирован. В процессе медиации главной задачей перед медиатором стоит построение доверительных отношений между сторонами и выяснение основных интересов и потребностей сторон.

Через выявление и обсуждение основных интересов стороны определяют приемлемые для них варианты решения спора. При этом процесс медиации направлен на то, чтобы убрать из отношений сторон негативные эмоции и удовлетворение важных для сторон потребностей.

Таким образом, до тех пор, пока стороны не найдут оптимальные для них решения, которые уберут все противоречивые и негативные эмоции, процесс медиации закончится не может.

МИФ №8. МЕДИАЦИЯ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТЕКУЩЕМУ ПОДХОДУ РЕШЕНИЯ СПОРОВ В БИЗНЕСЕ

Если посмотреть внимательно на медиацию - то это идеальный вариант решения спора для бизнеса. Во все времена бизнес был заинтересован решать споры с учетом своих интересов. Но ни один суд или арбитраж никогда не будет учитывать интересы всех сторон спора. А в медиации решения принимаются сторонами исходя из их интересов.

Сейчас сложный период в Украине, и экономическая ситуация в государстве достаточно сложная. Поэтому текущий подход бизнеса в решении споров должен быть основан как минимум на стремлении экономить на расходах. При этом все знают, что арбитраж и суды с новыми размерами судебных сборов - это достаточно дорогое удовольствие.

Сравнение судебных расходов и расходов на медиацию показывает, что расходы на медиацию на 80% меньше судебных. К этому важно также добавить, что услуги медиации обычно оплачиваются почасово и в равных размерах сторонами спора, что дополнительно стимулирует стороны к быстрому разрешению конфликта.

Если учесть, что кроме экономии денежных средств, медиация помогает также существенно экономить время для решения спора, то преимущества медиации для бизнеса в текущей ситуации очевидны каждому. Но главное преимущество медиации - это возможность сохранить хорошие отношения с другой стороной.

МИФ №9. МЕДИАЦИЯ НЕ РАБОТАЕТ, ЕСЛИ СТОРОНА ЖЕЛАЕТ УЙТИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Медиация - это процесс разрешения конфликта, а не наказания сторон. В процессе медиации стороны ищут приемлемые для них решения, а не приемлемые наказания.

Даже при нарушении договорных обязательств, в решении проблемы всегда есть место консенсусу и достижению договоренностей.

Если смотреть на данный процесс со стороны бизнеса, то медиация в коммерческих спорах, по сути, позволяет урегулировать конфликт, путем достижения консенсуса с учетом интересов обеих сторон.

МИФ №10. МЕДИАЦИЯ - ПУСТАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ

Главным аргументом данного мифа является убежденность в невозможности урегулировать конфликт в рамках медиации. При этом практика показывает, что большинство конфликтов возможно урегулировать с помощью медиации. Так, согласно исследованиям в 2013 году 90% коммерческих медиаций закончилось успешным результатом.

Стоит также отметить, что зачастую медиация помогает сторонам экономить время. Если просто сравнить имеющуюся статистику по срокам рассмотрения споров в медиации и судах, то получается следующее: согласно ежегодному исследованию Международного Банка для рассмотрения спора в судах Украины требуется порядка 378 дней. В то время как по статистике ICC - срок рассмотрения дела в медиации не превышает 4 месяцев с момента передачи материалов дела медиатору. При этом коммерческие медиации в странах ЕС проводятся наиболее часто в течение одного дня. Поэтому если сравнивать время необходимое для проведения медиации с фактическими сроками рассмотрения дела в суде, становится очевидным преимущество медиации.

Важно понимать, что бывают исключения, когда стороны не могут прийти к приемлемому решению по конфликту. Но даже в этом случае медиация помогает сторонам лучше понять истинные причины конфликта, интересы и потребности сторон конфликта. В процессе медиации стороны понимают возможные альтернативы в решении конфликта, и, как минимум, могут начать вести диалог о решении спора.

Главное, не стоит бояться медиации. Важно понять, что урегулированный конфликт в медиации - это всегда лучше, чем длящийся конфликт в судах и исполнительном производстве.

Конечно, медиация не гарантирует позитивный результат по всем спорам, но попытка урегулировать конфликт данным способом позволяет убедиться в возможности или безнадежности решения конфликта другими способами. В тоже время, все стороны конфликта часто руководствуются эмоциями. Поэтому, как бы вам не хотелось решить конфликт, в свою пользу в суде, прежде чем пойти в суд, желательно подумать несколько раз, что вы получите от суда и стоит ли это потраченных усилий.

В данной работе раскрывается основной принцип работы медиации в школе и ее результативность по итогу.

ВложениеРазмер
mediatsiya.zip 12.81 КБ

Предварительный просмотр:

Медиация – это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам в конфликте найти взаимовыгодное решение. Медиация как технология окончательно оформилась относительно недавно – в середине XX века. Но ранее существовали и иные формы посредничества в конфликтах, уже содержавшие в себе принципиальные черты медиации. Если говорить о медиации как о технологии, то очень важно обозначить четыре основных принципа ее реализации.: нейтральность, добровольность, конфиденциальность, равноправие.

Очевидно, что у современной школы в настоящее время появилась возможность для реализации и другой формы разрешения конфликтов – медиации. Технология медиации в школе позволяет взрослым разрешать свои конфликты и конфликты детей более конструктивно, а детям учиться, выступая медиаторами в конфликтах своих сверстников.

Данная практика воспитывает чувство ответственности за собственные решения, поскольку в медиации бремя принятия и исполнения решения лежит на самих сторонах. Участие в медиациях детей, таким образом, делает их более самостоятельными и приспособленными к окружающему миру, где качество договор о способности начинает цениться все выше. Это важно как для грамотной ориентации будущих профессионалов в деловой сфере, так и для построения крепких семейных отношений.

  • на формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности;
  • на формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • на формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

А также на достижение метапредметных результатов, таких как:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирование и регуляция своей деятельности;
  • владение устной речью.

Таким образом, медиация как процесс переговоров, имеющий своей целью максимально выгодно разрешить конфликт при содействии нейтрального посредника, решает сразу несколько важных социальных задач, в том числе касающихся воспитания нового успешного поколения граждан нашей страны. И, несмотря на множество нюансов, связанных с внедрением этой технологии в школах, есть основания полагать, что появление служб медиации в образовательных учреждениях принесет весомые педагогические и социальные плоды уже в ближайшем будущем.

Работа выполнена Гаджимагомедовой К.С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


1)Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.2) Необходимо фиксировать.


Классный час "Современные гаджеты: за и против"
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока

Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС.

Современная реклама.За и против.

Данная работа "Современная реклама.За и против" може использоваться во внеурочной деятельности по русскому языку.Она поможет учащимся изучить возникновение рекламы,показать особенности современной рек.


Современные гаджеты - за и против.

Классный час "Современные гаджеты - за и против".


Урок-дискуссия "Gadgets in the modern world. Pros and cons". (Гаджеты в современном мире. За и против). 7 класс.

Конспект урока-дискуссии "Gadgets in the modern world. Pros and cons". (Гаджеты в современном мире. За и против). 7 класс. УМК: Spotlight.


хотелось поделиться о наболевшем, знаю, что не одна размышляю на данную тему.


Что такое медиация? Что за новое явление, которое хотят внедрить в российских школах? Кто такие психологи-медиаторы?

"Вместо возрождения воспитательной работы в школе готовится судебно-правовая реформа, в ходе которой учителя будут окончательно отстранены от возможности формировать нормальные, дружные, нравственно-ориентированные отношения, как в отдельных классах, так и в школьных коллективах в целом. Вместо этого отношения между учениками, а также детско-родительские отношения будут регулировать детские психологи-медиаторы, которые должны выстроить свою работу, как систему взаимодействия не только с органами опеки, но и с другими организациями по защите прав и интересов детей. Это и комиссия по делам несовершеннолетних, но и всевозможные общественные фонды, ассоциации и другие сомнительные гранто-получатели. Опять мы видим те же ювенальные технологии: выделение прав детей, как особо значимых в противовес правам взрослых, родителей и педагогов. И полное отсутствие каких-либо обязанностей со стороны детей по выполнению дисциплинарных и этических норм поведения.

И это не случайно. Создающиеся конфликтные комиссии служб медиации заточены именно для умножения и размножения деструктивных отношений, как в детской среде, так и в среде взрослых. История такова: сначала нам доказывали необходимость изгнания всякого воспитания из стен школы, потому как советское. Потом спровоцировали хаос отношений, т.к. правил поведения учеников и их обязанностей в уставах школ нет. А затем развернули широкомасштабную ювенальную борьбу за права неуправляемых детей и подростков. Как в русской народной сказке: лиса съела тайком курочку, а теперь давайте мне за курочку – девочку.

Однажды мы это все остановили и не позволили ювенальной юстиции состояться в России через создание ювенальных судов. И вот теперь она, с помощью внутренних врагов страны и народа решила самореализоваться через школьные службы медиации. А это вопрос уже национальной безопасности. Это свидетельствует о том, что кощеево жало ювенальной юстиции живет в недрах государственной власти. Ведь не сами собой организуется в школах служба медиации. Их кто-то продвигает, обеспечивает деньгами, инструкциями, литературой, активистами-агитаторами. То есть, среди чиновников министерства образования есть ярые адепты ювенальной юстиции. И нам необходимо провести серьезное политическое расследование этой психолого-педагогической диверсии. Для чего насаждаются конфликтные комиссии и службы медиации в школах? Нужны имена всех адептов ювенальной юстиции, как в министерстве образования, так и в других министерствах и ведомствах."

Считаю доклад Н.Г.Храмовой очень интересным и хорошо раскрывающим коварство новой задумки адептов ювенальной юстиции. Поэтому привожу его почти полностью.

А вот как рассматривает медиацию в школах Высшая школа экономики:
"Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80 - 90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.
Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия "ребенок-семья-школа (образовательная организация)". Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом."
http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407
Уже по одному этому признаку "наших либеральных друзей" можно быть уверенным, что медиация в школах - это очередная диверсия против страны.

На первый взгляд, все логично. Но под благовидной формулировкой скрывается коварная подмена понятий. Разрушают взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик, родитель-ученик. Дети будут бояться своих же одноклассников, их научат "стукачеству" и доносительству. О какой дисциплине в классе можно тогда говорить, когда ученик-хулиган станет жаловаться медиатору на учителя. Авторитет учителя будет разрушен окончательно. Да и на родителей найдется управа. Ведь часто в таких случаях подключают органы опеки, которые будут контролировать семью, выявят, соблюдают ли родители права своих собственных детей в семье. Медиаторы смогут за закрытыми дверями влиять на еще не окрепшие детские души, получать информацию о родителях, семье и передавать ее потом в службу опеки. Нам это надо. Спросите себя, хотели бы вы ходить в школу, которая погрязла в постоянных конфликтах и их решениях. Которая занимается не нравственным воспитанием, а полицейским урегулированием жизни в школе. Как-будто в детях нет уже больше человеческого, а только звериное. Кто вырастет из этих детей?

Читайте также: