Миф о ниобе краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Ниоба, счастливая мать четырнадцати детей (семь девочек и семь мальчиков), любимая и любящая жена. Было все. И казалось, что это навечно. Но она не заметила, как утратила скромность. Она возгордилась и во всеуслышание заявила, что она по происхождению не хуже Лето — возлюбленной Юпитера, матери Артемиды и Аполлона.

Не научило ее наказанье землячки Арахны
Высшим богам уступать и быть в выраженьях скромнее.

У Ниобы была особая гордость — ее дети. Но вот в какой-то момент дочь слепого прорицателя Тиресия, у которой тоже был дар предвидения, позвала жителей города Фивы воздать почести богине Лето (Латоне) и ее детям, богам Олимпа — Артемиде и Аполлону.

И горожане несут на алтарь ладан, творят молитвы. В это время появляется Ниоба, царица Фив. На ней — расшитая золотом одежда, ее окружает толпа приближенных. Она видит преклонение толпы и громко возмущается тем, что каким-то пришлым богам отдают такие почести, а не ей — и перечисляет своих ближайших родственников:

Родитель мой — Тантал,
Матерь — Плеядам сестра; мне дед Атлант величайший,
Сам Юпитер мне дед.

Вслед за этим она превозносит свой дом, полный богатства и добавляет:

Она провозглашает, что она счастлива, что она такой и останется:

Счастлива я: кто бы стал отрицать? И счастливой останусь.
Кто усомнится? Меня обеспечило чад изобилье.
195 Так я могуча, что мне повредить не в силах Фортуна.

Она готова поступиться жизнями нескольких своих детей,

но до двоих я не снижусь, — а двое —
200 Вся у Латоны толпа; не почти ли бездетна Латона?

Она велит подданным прекратить молиться, снять венки с голов и разойтись.

Латона оскорблена, возмущена, призывает своих детей Артемиду и Аполлона наказать ту, которая отнимает у Латоны почести и алтари.

Артемида и Аполлон появляются возле Фив, где на поле должно было начаться какое-то состязание. Сыновья Ниобы — на конях, скачут по полю. Они падают один за другим, пораженные выпущенными с неба стрелами.

Еще два брата приготовились к борцовской схватке, сплелись

как вдруг, с натянутой пущена жилы,
Братьев пронзила стрела сплетенных, так, как стояли.
245 И застонали зараз и зараз согбенные мукой
Наземь сложили тела; зараз и последние взоры
Вскинули, лежа уже, и вместе дух испустили.

Погибли все семеро. Узнав о смерти сыновей, их отец Амфион покончил с собой. А Ниоба

К хладным припала телам; без порядка она расточала Всем семерым сыновьям на прощанье свои поцелуи.

Вслед за братьями идут сестры: пронзенные стрелами, они умирают одна за другой.

От горя Ниоба превратилась в статую, которая

вихрем могучим, Унесена в свой отеческий край. На горной вершине Плачет: поныне еще источаются мрамором слезы.

На рисунке Питера Пауля Рубенса Ниоба молит небеса о сохранении жизни ее младшей дочери. Вокруг — тела детей: 7 мальчиков и 7 девочек. Возможно, что этюд не превратился в картину из-за груды мертвых тел: рука художника не поднялась изобразить этот ужас.

Ниоба

Не давали себя в обиду гордые Аполлон и Артемида, не щадили они и тех, кто осмеливался обидеть их любимую мать, великую богиню Лето. Так случилось однажды с гордой Ниобой, когда она забыла об этом.
У Ниобы, жены фиванского царя Амфиона, было семь сыновей и семь дочерей. Прекрасны, как юные боги, были ее дети, и Ниоба больше всего на свете гордилась своими детьми. Как-то вещая Манто, дочь слепого прорицателя Тиресея, позвала всех фиванок принести жертву богине Лето и ее детям – златокудрому Аполлону и вечно юной Артемиде. Позвала она и Ниобу, но заносчивая царица гордо ответила:
– С какой стати я буду кланяться Лето, которой для родов даже было отказано место на земле? Кто считает ее великой богиней, тот пусть и приносит ей жертвы. Почему меня так не почитают люди? Я богаче ее и счастливей. У меня 14 прекрасных детей, а у нее всего двое. И хотя мои дети не боги, они нисколько не хуже ее детей, богов. Я так могуча, что судьба не в силах навредить мне; если и возьмет она что-то, то еще больше останется.Испугались фиванки, что великая Лето услышит нескромные речи царицы Ниобы и покарает весь город. Они принесли богине богатые жертвы и молили ее не гневаться на них. Но великая богиня не могла смириться с таким оскорблением. Она позвала к себе Аполлона и Артемиду и пожаловалась им:
– Тяжело оскорбила меня гордая Ниоба. Она не верит, что я великая богиня и что только самой Гере уступаю я в своем могуществе. Неужели вы, мои дети, не отомстите за меня? Ведь если вы этого не сделаете, люди перестанут почитать меня и разрушат все мои алтари. Она и вас оскорбила тоже. Вас, бессмертных богов, она посмела равнять со своими смертными детьми.
Богиня еще продолжала свои жалобы, но стреловержец Аполлон нетерпеливо прервал ее:
– О, кончай скорее говорить! Ведь своими словами ты отдаляешь наказание.
– Хватит, не говори больше, – воскликнула в гневе и Артемида.
Разъяренные брат и сестра быстро понеслись в Фивы. Суровы были их лица, зловеще звенели в их колчанах золотые стрелы.
Невидимый Аполлон остановился неподалеку от городских ворот, где фиванские юноши упражнялись на поле в военных играх. Здесь были и все сыновья Ниобы. Двое из них, Исмен и Сипил, одетые в пурпурные плащи, неслись впереди всех на горячих конях. Вдруг Исмен вскрикнул и схватился за сердце. Золотая стрела Аполлона пронзила ему грудь. Выпустил он поводья из ослабевших рук и мертвым упал на землю. Услышал и Сипил грозный звон тетивы лука Аполлона, он хотел спастись на своем быстроногом коне от грозящей опасности, но и его настигла смертоносная стрела. Перелетел он через крутую конскую шею, и его горячая кровь алой струей хлынула на землю. И других сыновей Ниобы, Файдима и Тантала, настигли стрелы. Они так и свалились, как боролись, обхватив друг друга руками. Увидел Альпенор, что его братья упали, и поспешил поднять их. Обхватил он руками их уже холодеющие тела, но и сам свалился, пронзенный безжалостной рукой Аполлона. В колено впилась стрела их шестому брату, Дамасихтону, он хочет выдернуть ее, но вдруг другая стрела со свистом вонзается в его горло. Остался последний из сыновей Ниобы, юный Илионей. Он поднял к небу руки и взмолился:
– О олимпийские боги! Пощадите, пощадите!
Жалко стало грозному Аполлону несчастного юношу, но было поздно. Уже слетела стрела с его лука и пронзила сердце последнего сына гордой Ниобы.
Когда дошла страшная весть до царя Амфиона, не выдержал он такого горя и заколол себя острым мечом. Совсем обезумела от горя и несчастная Ниоба. Как раненая волчица, завыла она, склонилась над дорогими телами, пытается поднять их, целует в похолодевшие уста. В отчаянии простирает Ниоба к небу руки. Но не мольба срывается с ее губ, а крик. Безумный крик гнева и гордыни:
– Радуйся, жестокая Лето, горем питайся моим и слезами моими зверское сердце насыти. Думаешь, ты победила меня, соперница? Но нет, все равно победила я. У меня, несчастной, все же больше осталось детей, чем у тебя, счастливой!
Только успела она прокричать эти безумные слова, как опять раздался грозный звон тетивы на натянутом луке, и вот первая дочь Ниобы, сраженная насмерть, падает на тела своих братьев. У всех, кто был рядом, от ужаса зашевелились волосы на голове. Еще страшнее было то, что невидимы были боги и неизвестно откуда летели их карающие стрелы. Одна только Ниоба стояла спокойно, как будто ее это и не касалось, от горя совсем потеряла она рассудок. Опять звенит тетива, и падает другая ее дочь. Потом еще и еще… Шесть золотых смертоносных стрел выпустила безжалостная Артемида, и шесть прекрасных юных дочерей Ниобы бездыханными упали на землю. Осталась лишь самая младшая дочь, она бросилась к матери и укрылась в ее коленях. Только тогда не выдержала гордая Ниоба и взмолилась наконец:
– Оставь мне хоть младшую, великая и всемогущая Лето, ну, пожалуйста, оставь мне хоть одну!
Но великая богиня не простила Ниобу и не сжалилась над ней. Еще одна стрела слетела с лука Артемиды и пронзила последнюю дочь гордой Ниобы. Окаменела от горя непокорная Ниоба. Потускнели ее глаза, перестало биться сердце. Могучие ветры подхватили ее и перенесли на родину, в Лидию, где до сих пор стоит ее окаменевшее тело, и вечные слезы скорби непрерывной струей катятся из ее безжизненных глаз.

Нет ничего страшнее для матери, чем смерть ее детей. А если она сама является виновницей их гибели? История Ниобы, супруги фиванского царя Амфиона, до сих пор заставляет содрогаться от ужаса всех, кто услышит эту историю.

Ниоба, дочь Тантала, сына Зевса, была счастлива в браке. Все у нее было: и любящий муж, и уважение, и богатство, и прекрасные дети - семь сыновей и семь дочерей.

И так Ниоба этим возгордилась, что начала насмехаться над Лето, своей близкой подругой, что у той всего лишь два ребенка - мальчик и девочка.

А надо напомнить, что Лето была возлюбленной Зевса. От него она родила своих детей - сына Аполлона и дочь Артемиду.

Оскорбленная Лето не смогла стерпеть насмешек подруги (понятно, что уже бывшей). Она обратилась к своим детям с требованием отомстить за оскорбление.

Аполлон и Артемида отомстили жестоко. Артемида своими стрелами убила дочерей Ниобы, а Аполлон расстрелял сыновей.

Трагедии Эсхила и Софокла на этот сюжет не сохранились.

Дочь Тиресил, пророчица Манто, объявляет фиванцам, что Латона требует себе поклонения. Возмущенная Ниоба запрещает своим подданным почитать Латону, говоря, что она ничуть не меньше заслуживает поклонения, и перечисляет свои достоинства: род (она дочь Тантала, что делает — по мнению Латоны — ее нечестие наследственным), царская власть, богатство, красота. Главный же довод — семеро сыновей и семь дочерей. Ниоба говорит, что счастлива и что ее счастье гарантировано числом детей — если кто из них и умрет, все равно останется больше, чем у Латоны (мотив роковой уверенности в своем счастье, — ср. Поликрат, Крез).

«У несчастной больше осталось,

Взаимоотношения богов и людей очень часто приводят к гибели последних. Причины могут быть самые разные. Далеко не всегда рассказчик знает, что явилось причиной гибели современников, а тем более если речь идёт о далёком прошлом. Ведь мифы длительное время существовали в устной традиции, а, будучи записанными, затем многократно корректировались редакторами. Тантал, сын Зевса, был приговорён к голодной смерти за то, что рассказывал тайны богов смертным. Постоянный участник застольных трапез и пиров на своём печальном опыте постиг, что значит быть лишённым самого необходимого. Месть богов настигла утратившего доверие бессмертных. Трагической участи не избежали и его внуки. Семь сыновей и семь дочерей Ниобы, дочери Тантала, были расстреляны из лука Аполлоном и Артемидой. Почти все мифографы согласно говорят, что внуки Тантала погибли вследствие гнева богини Лето, вызванного словами Ниобы, что она родила четырнадцать детей в то время как Лето всего лишь двоих. От стрел близнецов погиб и Амфион, муж Ниобы. Несчастная мать от горя превратилась в камень. Почему месть по столь незначительному поводу приводит к таким трагическим последствиям? Почему Аполлон и Артемида, сын и дочь Зевса, убивают правнуков Зевса, а сам владыка богов равнодушно взирает на вражду и гибель своих потомков? Античные авторы называют разное количество детей, рождённых Ниобой, некоторые мифографы говорят о том, что Аполлон и Артемида оставили в живых одну девочку и одного мальчика, но суть от этого не меняется: невинные дети гибнут от неосторожных слов своей матери. Но может ли быть поводом для убийства обида одной матери, вызванной словами другой матери, гордящейся своими детьми? Статус богини Лето намного выше статуса смертной женщины, почему же богиню ранят эти слова? В чём тут дело? Рассмотрим дело об убийстве детей Ниобы.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга III:
"Зет женил­ся на Фиве, по име­ни кото­рой и сам город стал назы­вать­ся Фива­ми. Его брат Амфи­он женил­ся на Нио­бе, доче­ри Тан­та­ла, кото­рая роди­ла ему семь сыно­вей — Сипи­ла, Эвпи­ни­та, Исме­на, Дама­сих­то­на, Аге­но­ра, Феди­ма и Тан­та­ла и столь­ко же доче­рей — Это­дайю (дру­гие назы­ва­ют ее Неэрой), Кле­одок­су, Астио­ху, Фтию, Пело­пию, Асти­кра­тию и Оги­гию. Геси­од же гово­рит о деся­ти сыно­вьях и деся­ти доче­рях, а Геро­дор — о двух детях муж­ско­го пола и трех жен­ско­го. Гомер же сооб­ща­ет, что у них роди­лись шесть сыно­вей и шесть доче­рей. Будучи мно­го­дет­ной мате­рью, Нио­ба ста­ла гово­рить, что она пло­до­ви­тее боги­ни Лето, и та, вос­пы­лав гне­вом, напра­ви­ла Апол­ло­на и Арте­ми­ду про­тив детей Нио­бы. Арте­ми­да выстре­ла­ми из лука умерт­ви­ла всех доче­рей Нио­бы в ее соб­ствен­ном доме; сыно­вей же, кото­рые охо­ти­лись на скло­нах горы Кифе­ро­на, убил Апол­лон. Из юно­шей спас­ся толь­ко Амфи­он, а из деву­шек — стар­шая Хло­ри­да, кото­рая потом ста­ла женой Нелея. Но соглас­но Теле­сил­ле, спас­лись Ами­кл и Мели­бея. От стрел богов пал и сам Амфи­он. Нио­ба же, оста­вив Фивы, при­шла к сво­е­му отцу Тан­та­лу в Сипил и там, взмо­лив­шись богам, пре­вра­ти­лась в камень: и камень этот стру­ит сле­зы днем и ночью".

Если понимать миф прямо без иносказаний, то убийство детей Ниобы Аполлоном и Артемидой за обиду своей матери поражает прежде всего несоответствием размером нанесённого ущерба. И действительно, как бы ни были болезненны душевные терзания Лето, нанесённые ей неосторожными словами Ниобы, их ни в коей мере нельзя сравнить с лишением жизни несчастных детей многодетной матери. Дети в любом случае невиновны. Да и как может богиня обижаться на слова смертной женщины! Она могла бы просто не услышать слов Ниобы. Дети Лето - вечные боги, питающиеся нектаром и амброзией, как гласят мифы, они живут в мире, недоступном пониманию земных людей, что для них дети Ниобы - смертные люди пусть даже и знатного рода. Боги, обижающиеся на людей? Что это за боги! Но боги, мстящие людям, вовсе даже не боги, а завистливые, мстительные и мелочные существа. Именно поэтому обида не может быть причиной мести Лето. Если она богиня.


Мужем Ниобы был Амфион, сын Антиопы. И вот краткая история его жизни по Аполлодору. "У Ник­тея была дочь Антио­па, с кото­рой сошел­ся Зевс. Когда она забе­ре­ме­не­ла, отец стал ей угро­жать нака­за­ни­ем. Тогда Антио­па бежа­ла в Сики­он к Эпо­пею и вышла за него замуж. Ник­тей, охва­чен­ный тос­кой по доче­ри, покон­чил с собой, пору­чив перед смер­тью Лику, чтобы тот нака­зал Антио­пу и Эпо­пея. Лик отпра­вил­ся похо­дом на Сики­он и поко­рил его. Эпо­пея он убил, а Антио­пу захва­тил в плен и увел. В пути Антио­па роди­ла двух сыно­вей — это про­изо­шло в Элев­те­рах в Бео­тии. Дети были бро­ше­ны, и их нашел пас­тух, кото­рый стал их вос­пи­ты­вать, назвав одно­го Зетом, дру­го­го Амфи­о­ном". Лик держал Антиопу в заточении и жестоко обращался с ней, как и его жена Дирка. Когда близнецы выросли, они изгнали из Фив Лаия и, захватив власть в городе, укрепили его стены.

Если не принимать на веру слова мифографа обо отцовстве Зевса, то можно допустить, что отцом мальчика был Эпопей. Ведь именно к нему бежит беременная Антиопа. А после убийства мужа "дети были брошены". И трудно понять, кто совершил это преступление - сама Антиопа или Лик? Даже они знали, что Зевс к зачатию близнецов не имел никакого отношения. "Отцовство" Зевса - это миф, сочинённый наивными людьми. В любом случае воспитание детей не входит в его должностные обязанности. Легко быть богом, но трудно быть отцом. Если бы Зевс был отцом, то Никтею следовало бы гордиться внуками, а не угрожать своей дочери. Брошенные близнецы - это незаконнорождённые дети. Кажется, дедушка и богом Зевса не считает. Наивным Никтей точно не был и кем называют мужчин, не желающих нести ответственность за воспитание своих детей, он знал.


Уже став правителем Фив, Амфион женился на Ниобе, которая и родила ему четырнадцать (!) детей. Столь многочисленное потомство объясняется, видимо, тем, что Ниоба рождала близнецов. Разумеется многодетная мать имеет полное право гордиться своими детьми. По мнению мифографа это и вызвало гнев Лето. Но настоящей причиной гибели детей Ниобы являются вовсе не обида, зависть или гнев Лето. Как ни банально это звучит, но настоящей причиной убийства во все времена чаще всего являются стремление к наживе, корысть и жадность. Если внимательно прочесть всех авторов на эту тему, то эта версия несомненно подтвердится.
Конфликт между Амфионом и Аполлоном - это спор между Дельфами (Фокида) и Фивами (Беотия): должны ли жители последней совершать жертвоприношения в Дельфийском храме. В этом заинтересованы Лето, Аполлон, Артемида и жрецы храма, но не желают Амфион и Ниоба - правители Фив. Свершая жертвоприношения в этом храме, жители Фив обязаны делать подношения жрецам. Вот что можно прочесть у Публия Овидия Назона в "Метаморфозах", книга шестая, 155-164:


О чём здесь идёт речь? Дельфы расположены на границе Фокиды и Беотии. Жрецы Дельфийского храма решают увеличить свои доходы (расширить налогооблагаемую базу) за счёт жителей соседней области. Дочь фиванского прорицателя Тиресия предлагает фиванцам совершать жертвоприношения не в своём городе (что было бы естественно), а в чужом (что явно выдаёт её заинтересованность в этом деле). Жрецы Дельфийского храма действуют через своих доверенных лиц - Тиресия и его дочь Манто ("Ибо Латона сама моими глаголет устами!"). Такой корыстный интерес не может понравиться жене правителя Фив Амфиона Ниобе:

"«Что за безумье? — кри­чит, — пред­по­честь пона­слыш­ке извест­ных —
Зри­мым воочью богам? Поче­му алта­ря­ми Лато­ну
Чтут, а мое боже­ство — без куре­ний?".
("Метаморфозы", книга шестая, 170-172)
И далее она с гордостью перечисляет свой знаменитый род - от деда Зевса, отца Тантала до всех своих детей и заканчивает обращением к гражданам Фив:
"Не пони­маю, как вы порож­ден­ную Кеем-тита­ном
Сме­е­те мне пред­по­честь — Лато­ну, кото­рой для ро́дов
Даже вели­кой зем­лей в ничтож­ном отка­за­но месте.
Небо, зем­ля и вода — все вашу отверг­ло боги­ню".
("Метаморфозы", книга шестая, 185-188)

"Двое сии у гор­див­шей­ся мате­ри всех погу­би­ли.
Девять дней валя­ли­ся тру­пы; и не было мужа
Гро­бу пре­дать их: в камень людей пре­вра­тил гро­мо­вер­жец.
Мерт­вых в деся­тый день погреб­ли мило­сер­дые боги".
(Пер. Гнедича)

Страх и ужас (φόβος) внушает Лучезарный (Φοῖβος) Аполлон людям. По городу распространялся трупный запах, жителям Фив был вынесен ультиматум: хоронить детей горожане смогут только после жертвоприношения в Дельфах. После гибели Амфиона они не могут рассчитывать на его защиту. На милосердие богов фиванцы могут надеяться только после того как принесут жертвы служителям Дельфийского оракула.

Читайте также: