Межвозрастное взаимодействие детей в доу

Обновлено: 07.07.2024

Социальная природа общения такова, что оно не только увеличивает возможности ребенка в познании ок­ружающего мира, но и является важнейшим условием его личностного развития.

В структуре общения подрастающего человека важное место зани­мает межвозрастное общение, так как в нем реализуется значительное ко­личество социальных ролей. Ребенок, участвуя в общении со взрослы­ми, со старшими и младшими детьми, попадая то в позицию "старшего", то "младшего", приобретает различный жизненный опыт. Этот опыт во многом зависит от характера общения. Межвозрастное общение может быть стихийным или организованным педагогами, вне дошкольного учреждения, по месту жительства.

В настоящее время в педагогической практике преобладает обще­ние в одновозрастных группах. Организованное межвозрастное общение встречается значительно реже.

Важность исследования проблемы межвозрастного общения опреде­ляется тем, что если ребенок не удовлетворяет естествен­ную потребность в эмоционально-комфортном общении со старшими и младшими в семье, в детском саду, в компаниях, то обнаруживаются такие негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими и т.п. Между тем межвозрастное общение, в силу неравномерности развития его участников, может обогатить их опытом через разноплановое взаимо­действие, способствовать познанию себя и других, создать дополни­тельные сферы самореализации.

Таким образом, возникает необходимость углубленной разработки педагогических представлений о межвозрастном общении, о путях его эффективной организации.

Цель: повышение своего педагогического и профессионального уровня при выявления возможностей и ус­ловий эффективности межвозрастного общения старших дошкольников в процессе их личностного развития.

Задачи:

1. Совершенствовать теоретические знания и педагогическое мастерство.2. Овладеть формами, методами и приемами при организации межвозрастного общения.3. Выявить показатели педагогической эффективности межвозраст­ного общения.4. Формировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений.5. Обобщить опыт по теме саморазвития.

Предполагаемый результат:

Владение формами, методами и приемами организации межвозрастного общения;

Повышению интереса к работе;

Обобщение педагогического опыта по данной теме в рамках проведения семинаров и на страницах педагогических сайтов в сети интернет.

Название этапа

Содержание этапа

Сроки

Изучение методической литературы

Арушанова, А.Г. Проблемы межвозрастного общения детей, 2003. - №2.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте, 2008 г.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу - М., 2000.

Доронова Т.Н., Щур В.Г. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе. Дошкольное воспитание – 1987г, №10.

Михайленко Н.Я. разновозрастные объединения детей. Дошкольное воспитание – 1987г, №10.

Приходько Ю.А. Формирование положительтеного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности. Киев, 1980

Работа с детьми

Совместная прогулка с детьми младшей группы

Совместная прогулка с детьми подготовительной группы

Концерт для детей младшей группы

Совместные хороводные игры с младшей группой

Совместные подвижные игры с детьми подготовительной группы

Помощь в режимных моментах детям младшей группы

Совместные игры с детьми подготовительной группы

Физминутка с детьми младшей группы

Совместные игры с детьми подготовительной группы

Концерт для детей младшей группы

Пальчиковая игра с детьми младшей группы

Помощь в режимных моментах детям младшей группы

Сюжетно-ролевая игра совместно с детьми подготовительной группы

Дидактическая игра совместно с детьми подготовительной группы

Музыкальная игра с детьми младшей группы

Спектакль для детей младшей группы

Пешие прогулки, игры с детьми младшей группы

Подвижные игры с детьми подготовительной группы

Совместная экскурсия с детьми подготовительной группы

Подарки для детей младшей группы

Транслирование опыта работы, обобще­ние результатов, выводы.

Публикация в СМИ.

Профессиональное направление:

Знакомиться с новинками педагогической литературы.

Делиться опытом с коллегами.

Психолого-педагогическое направление: совершенствовать знания в области психологии и педагогики.

Информационно-коммуникативные технологии: активно пользоваться сайтами на педагогическую тематику.

Методическое направление:

Изучение научно-методической и учебной литературы.

Знакомитво с методиками межвозрастного общения в ДОУ.

Эстетическое направление: проведение экскурсий, участие в конкурсах.

Охрана здоровья: участие в подвижных играх.

Дошкольная группа филиала Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Старокуктово муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан основная общеобразовательная школа с.Исанбаево

МЕЖВОЗРАСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Меж возрастные отношения охватывают практически весь диапазон существования современного человека на протяжении жизни, проявляются в многообразии сфер человеческого бытия. Они имеют огромное значение для личностного и гражданского становления личности, для формирования идентичности, системы ценностных ориентаций, толерантности и коммуникативной культуры. В меж возрастных отношениях заключен большой потенциал развития самостоятельности и творчества. Использовать этот ресурс в системе образования – актуальная задача педагогической теории и практики.

До настоящего времени вопрос организации разновозрастного общения детей дошкольного возраста остается недостаточно разработанным. В детских дошкольных образовательных учреждениях преобладает взаимодействие в одновозрастных группах. Организованное взаимодействие старших и младших дошкольников встречается значительно реже.

С психологической точки зрения общение включает в себя:

- интеракцию (взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга)

- коммуникацию (процесс обмена информацией)

- перцепцию (синоним слова восприятия - оценка и понимание социальных объектов (самих себя, других людей) в социальном контексте)

Общение включает в себя взаимодействие (А.А. Бодалев, М.И. Лисина)

Существование множества определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. [1]

По мнению Б.Д. Парыгина, общение и деятельность соотносятся как два круга, в результате чего общение выступает как условие любой деятельности или в виде специфической коммуникативной деятельности.

Говоря об общении, мы можем сделать вывод о том, это процесс взаимодействия людей, направленный на установление отношений и объединения усилий для достижения общего результата и обеспечивающий социализацию личности.

Меж возрастное общение – мы рассматриваем как процесс установления контактов детей разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.

К исследованию проблемы меж возрастного обращались Е.Н. Герасимова и Г.А. Урунтаева. Полученные Г.А. Урунтаевой данные показали, что даже при периодическом общении старших дошкольников с малышами обеспечивается высокий уровень положительного взаимовлияния контактов на социальное развитие детей. Отмечено, что младшие дети, если к ним проявляется интерес, охотно идут на взаимодействие со старшими дошкольниками, более того, они очень дорожат и гордятся их вниманием. [2]

Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих становление личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни. ( Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, Д.И. Фельдштейн, Р. Гарольд, С.С. Фролов) [3].

В отношениях старших детей к младшим реализуется важная потребность для социального развития ребёнка:

- потребность во взаимопонимании и сопереживании (М.И. Лисина, Ш.А. Амонашвили, Д.В. Менджерицкая),

- стремление сделать что-либо полезное для близких (Я.З. Неверович),

- развивается умение оценивать эмоциональное состояние другого ребенка и корректировать своё поведение (А.М.Виноградова). [4]

Критерии эффективности разновозрастного взаимодействия включают две группы:

- критерии социализации (социальная адаптация, социальная автономизация, социальная интеграция, социальная активность)

- критерии взаимодействия (взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, взаимопознание).

В плане изучения меж возрастных контактов детей разного возраста особого внимания заслуживает исследование Е. В. Киселевой. [1] Она установила, что в меж возрастных контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и пр. В результате чего детьми отрабатываются ролевые позиции, активно идет процесс социализации, развития самостоятельности и творческих проявлений детей.

меж возрастное общение может быть стихийным и специально организованным педагогами в школе, в детских садах, внешкольных, спортивных обществах, по месту жительства и пр.

Организация меж возрастного общения требует учета ряда общих условий:

Анализ исследований Е.Н. Герасимовой показывает, что большинство детей среднего и старшего возраста готовы к взаимодействию с младшими детьми даже в ущерб собственным предпочтениям. Младшие дети в большинстве своём ведут себя менее инициативно, охотно подчиняясь действиям и указаниям, что также свидетельствует об их готовности к взаимодействиям с более старшими партнёрами. [5]

Обобщенный анализ полученных в экспериментах Е.Н. Герасимовой позволяет определить педагогические условия эффективного построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. В качестве таковых выступили:

- педагогическое взаимодействие воспитателя с взаимодействующими детьми разного возраста;

- согласование в педагогических взаимодействиях возрастной сензитивности детей;

- учет в педагогическом руководстве особенностей проявления индивидуальности детей в меж возрастных взаимодействиях.

Цель педагогического руководства разновозрастными взаимодействиями детей заключается в актуализации образовательного потенциала разновозрастных групп, позволяющего обогатить двуединый процесс социализации-индивидуализации, обеспечивающий развитие каждого ребенка как целостности.

В трудах Е.Н. Герасимовой были заложены важные идеи о компетентности воспитателя в педагогическом взаимодействии с взаимодействующими детьми разного возраста.

Е.Н. Герасимова отмечает, компетентность воспитателя проявляется в ориентированности его в различных ситуациях меж возрастного взаимодействия, основанной на знаниях, опыте, интуиции. Способность эффективно взаимодействовать с детьми, благодаря пониманию каждого из взаимодействующих при постоянном видоизменении психических состояний детей, их отношений между собой и содержания их деятельности - также важнейший показатель компетентности воспитателя. [5]

Но компетентен ли педагог в вопросах меж возрастного общения в современных условиях дошкольного учреждения? Для решения этого вопроса нами было проведено исследование весной 2011 года в детском саду № 64 Калининского района, в котором использовалось: беседа с воспитателем о меж возрастном общении, анализ планов работы воспитателя.

Таким образом, наблюдается недооценка воспитателями значения меж возрастного общения, а также в содержании образовательного процесса детского сада не выявлено целенаправленной деятельности педагогов по обогащению социальных представлений старших дошкольников о малышах и отсутствует организация контактов старших и младших дошкольников.

Мы предполагаем, что организация общения старших дошкольников с малышами в детском саду возможна при условиях

Автор: Фазлыахметова Лина Вильдановна
Должность: заместитель заведующей по воспитательно-методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14" структурное подразделение "Родничок"
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Межвозрастное общение дошкольников на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования "Миры детства: конструирование возможностей"
Раздел: дошкольное образование

Межвозрастное общение детей в условиях ДОУ на основе Примерной основной

образовательной программы дошкольного образования

г. Урай ХМАО-Югра

Проблема воспитания личности в XXI веке является актуальной для современного

общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в его отношениях с

людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Первый опыт таких отношений во

многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие.

Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В дошкольной педагогике

социальной ситуации, когда многие семьи неполные, или имеют одного ребенка, а в детских

садах нашего города, да и многих других, разновозрастные группы большая редкость.

комфортном общении со старшими и младшими в семье,

могут проявляться негативные

как повышение личностной агрессии, неумении строить отношения, создается

атмосфера изолированности и незащищенности. Между тем, межвозрастное общение может

помочь обогатить детей опытом через разноплановые взаимодействия, поможет познанию

себя и других и снять многие проблемы возникающие в дошкольном детстве.

В плане межвозрастных контактов детей разного возраста интересное исследование

провела Е. В. Киселева. Она установила, что в межвозрастных контактах детей реализуется

большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в

общение является существенным фактором развития личности ребенка.

По мнению Татьяны Николаевны Дороновой и Софьи Густавовны Якобсон, польза от

для младших в том, что они имеют более близкий и

понятный образец действий,

а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению

действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности. Для старшего

– показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания,

контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется

чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру

социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать

новые социальные позиции, навыки социального поведения.

Разновозрастное окружение в условиях дошкольного образовательного учреждения

обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального

Оценить 1093 0

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Управление образования Кушвинского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

624300 Свердловская область город Кушва Тел. 8 (34344)6-25-51

ул. Красноармейская,17

Организация работы по межвозрастному взаимодействию детей раннего и старшего дошкольного возраста

Опыт работы: Ивчик З.Б

воспитателя 1 квалификационной категории

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

В.А. Сухомлинский

Социальное развитие также необходимо личности, как и развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир таков, что одним из условий успеха является способность работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания и бесконфликтного общения с людьми.

При поступлении в детский сад, дети ведут себя по разному: одни приходят в группу уверенно, и начинают самостоятельно играть, а другие много и громко плачут. Причинами такого поведения могут быть: отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми, отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада, несформированность культурно-гигиенических навыков, наличие отрицательных привычек, неумение занять себя игрушкой и др. Очень часто перемены, которые происходят с ребенком (новые помещения, новые взрослые и дети, другой стиль общения), создают для ребенка стрессовую ситуацию, которая может привести к таким реакциям, как капризы, отказ от еды.

Решение данной проблемы мы видим в том, чтобы познакомить детей раннего возраста с условиями новой среды, новыми людьми постепенно.

Преемственность – связь между смежными звеньями, которые базируются на приобретенных ребенком в предыдущем звене знаниях, умениях, навыках, социально-психологической эмоциональной компетентности, продолжает его дальнейшее развитие.

Мы знаем, что основной вид деятельности детей раннего возраста – игра, а ее развитие в большей степени происходит у младших дошкольников не через взрослого, а через старших дошкольников. Играя и общаясь друг с другом, дети учатся пониманию эмоций, развивается чувство эмпатии, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям. Обретя эти знания и умения, малыш будет чувствовать себя уверенным в новой окружающей обстановке. Это поможет ему избежать новых стрессов при переходе из одной возрастной группы в другую.

Поэтому мы поставили перед собой цель: адаптировать детей раннего возраста к переходу на другую ступеньку дошкольного детства через взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста.

Мы предположили, что привлечение старших дошкольников к адаптации и социализации малышей в различных видах деятельности будет эффективно. Для малышей старшие дети несут детскую игровую культуру и являются привлекательными объектами для подражания, а кроме этого, присутствие рядом старшего брата или сестры из старших групп детского сада окажет положительное влияние на эмоциональное настроение малыша, снизит уровень тревожности.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собойследующие задачи:

Обогащать эмоциональную сферу ребенка;

Способствовать формированию положительных черт характера;

Развивать коммуникативные способности детей;

Формировать чувство уверенности в общении с новыми детьми и взрослыми детского сада.

Для эффективной работы по взаимодействию мы создали необходимые условия:

Заинтересованность воспитателей обеих групп.

Создание положительно эмоциональных отношений, так как малыши легко заражаются чужими эмоциями. Увидев, как играют другие, ребенок сам включается в игру.

Добровольное участие детей.

Создание атмосферы доброжелательности, в которой развивается доверие, самостоятельность, инициатива и готовность помочь.

6. Повышение интереса к игре путем многократного повторения.

7 Использование нового наглядного материала.

В общении с малышами стараемся доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявления добрых чувств и отношений. строим взаимодействие так, чтобы малыш приобрел ценный опыт общения. Такие минуты эмоционального игрового общения сближают детей и воспитателей. Для развития контактов между детьми помогаем им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга. Готовим детей к встрече заранее, чтобы общение с новыми детьми и взрослыми было доброжелательным.

Всю работу мы поделили на этапы:

На первом этапе провели встречу педагогов двух групп на которой обсудили особенности детей раннего возраста.

Составили план на год с учетом первичной адаптации детей группы раннего возраста, которая заканчивается к ноябрю. В план работы включили разные мероприятия это и помощь в проведении праздников, изготовлении подарков детьми старшей группы малышам, показ кукольных театров, проведение экскурсий по детскому саду.

Соотнесли циклограммы групп раннего и старшего дошкольного возраста, т.е. определили временные промежутки и виды деятельности для совместного общения детей и взрослых. Это встречи на прогулках и общение в утренние и вечерние отрезки времени.

П ровели работу с родителями (анкетирование, родительские собрания) чтобы узнать особенности поведения и деятельности детей вне детского сада

Основной этап по взаимодействию старших дошкольников и детей раннего возраста мы организовали по нескольким направлениям:

Игровая деятельность, являясь основой межвозрастного общения проводилась в несколько этапов:

При первом знакомстве старшие дети принесли малышам свои игрушки, познакомили с ними, показали игровые действия с ними

Н аблюдая за свободной игровой деятельностью, мы сделали выводы и о значимости авторитета старшего для младшего, и о том, насколько старшие дети готовы общаться, делиться чем-то, заботиться. Больше инициативы и желания помочь малышам проявили девочки, что и не удивительно. Опираясь на трехлетний опыт работы по межвозрастному общению детей мы знаем, что девочки больше склонны к попечительской деятельности и более терпеливы, чем мальчики, поэтому мы не настаивали на помощи мальчиков, зная, что позже они обязательно присоединятся к девочкам, увидев значимость и результативность этой деятельности.

Следующим этапом в нашей работе стала театрализованная деятельность потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д.

К огда малыши в процессе игры уже немного привыкли к старшим ребятам, и могли концентрировать на них внимание, мы привлекли старших детей к постановке небольших театрализованных представлений, с использованием костюмов и атрибутов

Т еатрализованная деятельность является эмоционально яркой, способствует выражению чувств, переживаний, привлекает, удерживает и переключает внимание.

Здесь мы включаем такие виды деятельности, как:

– Костюмированные танцы-развлечения. Когда старшие дети показывают малышам концерты из номеров, которые они выучили для праздников.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу, активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

– Проигрывание элементов театральных действий с применением атрибутов под руководством сказочного героя (ребенок старшего возраста) вызывают у детей радость и восторг.

П осле того, как у малышей уже возникла определенная степень доверия к старшим ребятам, мы начинаем привлекать дошкольников к процессу формирования культурно-гигиенических навыков. Доверяем старшим ребятам оказывать малышам помощь при одевании на прогулку, т.к. малыши в большинстве готовы слушать старших и следовать их инструкциям. Старшие дети дублируют индивидуальные инструкции воспитателя и помогают их выполнять, называя одежду и проговаривая порядок одевания.

На данном этапе используем опыт двух предыдущих этапов – игрового и театрального. К сожалению, привлекать детей старшей группы именно для этой помощи мы могли только в период каникул и в летнее время.

С участием детей старшего возраста мы организовывали дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков. Также на этом этапе осуществляется привлечение героев сказки (ребенок старшего возраста в костюме) для создания эмоционально привлекательного образа для подражания при выполнении режимных моментов. Доктор Айболит пришел проверить чистоту рук. А Незнайку надо самого научить мыть руки.

С ледующий этап - экскурсионная деятельность. К этому этапу маленькие дети уже довольно хорошо привыкают к старшим детям и к группе, появляются привязанности, доверие сформировано, поэтому можно расширить представление малышей о дошкольном учреждении и, познакомив с основными, эмоционально значимыми помещениями ДОУ. Мы считаем, что экскурсии – один из важных моментов социализации детей раннего возраста, расширяющий представления об окружающем мире. Все экскурсии проводим в мини-подгруппах по 3-4 ребенка.

П римерный план экскурсий: экскурсия в группу детей старшего возраста, – экскурсия в прачечную, на кухню, в кабинет ИЗО, где творят будущие художники, в кабинет логопеда.

Малыши впервые отправились на экскурсию по детскому саду со старшими детьми и в кабинет логопеда. Экскурсия вызвала массу положительных эмоций. Дети играли в песочнице с машинками и совочками. Смотрели, как старшие дети лепят из кинетического песка, рассматривали и слушали звуковые кубики с буквами, познакомились с картинками в букваре и магнитной доской.

В о время экскурсии в кабинет медика, старшие дети своим примером показали, что они не боятся прививок.

Больше всего малышам понравилось ходить в гости. Там много новых игрушек и дети сразу находят себе друга, готового с ними поиграть.

Заключением такой работы со старшими и младшими детьми в течение года служит поздравление малышей на балу выпускников детского сада, где они перенимают эстафету без страха и слез, видя знакомые лица и поддержку своих старших друзей.

Как показала практика, такой опыт взаимодействия ребенка раннего возраста со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, снимает тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности

По итогам нашей деятельности можно сделать следующий вывод: с помощью развлечений и совместной деятельности дети двух возрастов сблизились друг с другом, подружились, а так же многому научились, способствуя, таким образом, их развитию и уверенности в отношениях с другими людьми. Ведь детям важно учиться быть внимательными, наблюдать за окружающими и учиться у них сотрудничать с другими, доверять, быть самостоятельными.

З а время работы были реализованы проекты:

Мы рады, что на этом встречи детей не заканчиваются. Спустя летние месяцы они продолжаются в сентябре, когда малыши уже перешли во вторую младшую группу, а первоклассники встречаются со своими любимыми воспитателями и старыми друзьями. Дошкольники и первоклассники рады друг другу и продолжают с удовольствием общаться. Это имеет огромное положительное значение для эмоционального комфорта младших детей в группе.

Читайте также: