Методические рекомендации по робототехнике в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Образовательная робототехника – Методические рекомендации.

Данное пособие является методической помощью специалистам и педагогам образовательных учреждений, ведущим практическую деятельность по реализации образовательных программ в области образовательной робототехники.

В пособии рассматривается круг вопросов, связанных с использованием образовательной робототехники на уроках в начальной школе, основной и старшей школе в условиях введения ФГОС. Пособие содержит апробированные материалы, обобщающие опыт внедрения образовательной робототехники учебными заведениями.

Содержание материала, изложенного в методическом пособии, сопровождается календарно-тематическим планом, конспектами занятий, иллюстрациями, схемами, таблицами.

Методическое пособие рекомендуется педагогическим работникам, реализующим программы общего образования в условиях введения ФГОС в образовательном учреждении, методистам, курирующим реализацию направления робототехники, слушателям курсов повышения квалификации, руководителям образовательных учреждений.

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendatsii_po_vnedreniyu_lego.doc 565 КБ
konstruirovanie_i_programmirovanie_na_baze_lego_68ch.doc 136.5 КБ
lektsiya_1.doc 2.33 МБ
lektsiya_2.pdf 1.9 МБ
lektsiya_3.pdf 1.98 МБ
lektsiya_4.pdf 1.83 МБ
lektsiya_5.pdf 1.38 МБ
lektsiya_6.pdf 1002.41 КБ
lektsiya_7.pdf 1.43 МБ
lektsiya_8.pdf 1.35 МБ
lektsiya_9.pdf 578.47 КБ
lektsiya_10.pdf 685.89 КБ
lektsiya_11.pdf 645.75 КБ
lektsiya12.pdf 500.16 КБ
lektsiya_13.pdf 544.69 КБ
lektsiya_14.pdf 613.3 КБ
lektsiya_15.pdf 818.01 КБ
lektsiya_16.pdf 738.59 КБ
lektsiya_17.pdf 1023.14 КБ

Предварительный просмотр:

Алисейко Наталья Николаевна

Методист ГБОУ СОШ №430, ЮВАО

Методические рекомендации по внедрению ЛЕГО-конструирования в рамках межпредметной связи в учебную деятельность начальной школы:

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.

( Великая дидактика, гл. XIII)

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Необходим переход к деятельностной парадигме, к реализации системно-деятельностного подхода, к формированию универсальных учебных действий .

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Стандарт устанавливает требования к:

личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия.

Интегрированный подход к обучению, применяемый в свете нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время.

Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, психологически лучше присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи.

Компания LEGO EDUCATION предоставляет возможность учителям организовывать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, отработку систему межпредметного взаимодействия и межпредметных связей в урочной и внеурочной деятельности.

Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе образовательного конструктора LEGO открывает новые возможности учителям для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов учащихся.

При интеграции занятий технология и развитие речи , одной из очень важных задач начальной школы - создание собственных проектов, создавая естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить не о чем-то абстрактном - это ребенку трудно - а о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. И материал, из которого ребёнок может своими руками вместе с друзьями строить модель мира, является очень важной частью образовательной среды. (п.12.6 ФГОС)

Работа с этим конструктором дарит возможность создавать яркие "умные" модели, наделять их интеллектом, освоить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и сенсорами. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение.

ФГОС НОО должны давать ученикам возможность не только приобретать знания, но и применять их при этом работая в группах, решая коллективно задачи. Такое образование мотивирует учеников, так как, общаясь и в то же время, работая над какой-либо задачей со сверстниками, они могут находить ответы на вопросы любой сложности. Новые технологии, электронные приспособления, виртуальное общение - все это на сегодняшний день дает возможность углублять и расширять методы обучения, прокладывая тем самым новый прочный путь к получению и применению знаний.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта мы считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП начального общего образования должно быть достижение предметных и мерапредметных результатов освоения ООП начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Для того чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать с образовательной средой LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты, тщательно продуманные системы заданий.

Специфика обучения учеников начальной школы состоит в том, что учитель является лишь связующим звеном между всеми предметами и активными помощниками в этом являются образовательные решения ЛЕГО, т.к. они помогают в освоении не только учебных предметов, но и могут быть использованы при работе с одаренными учащимися в организации проектно-исследовательской деятельности, в игровых моментах на переменах, ГПД. Что позволяет развивать и преумножать полученные знания в действии.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов. Усиливая системность знаний учащихся, с помощью образовательных решений Лего, позволяет формировать мотивацию школьников к познанию окружающего мира, что отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и активизирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Выводы и методические рекомендации, содержащиеся в статье, будут интересны для педагогических работников образовательных учреждений, для их руководителей, могут быть использованы в образовательном процессе других образовательных организаций.

Внедрение основ образовательной робототехники в начальной школе.

Из опыта работы.

Гейнц Д.А. учитель информатики,

Особую актуальность приобретает внедрение инженерно-технического образования в систему школьного воспитания. Оно позволяет начинать продуктивную подготовку конкурентоспособных инженерно-технических кадров уже со школьной скамьи.

По состоянию на 2017 год российским школьникам доступно два направления робототехники: в качестве общего и дополнительного образования.

Образовательная робототехника – это, в первую очередь, процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций. Поэтому она занимает важное место в учебном процессе и пробуждает живой интерес даже самых маленьких творцов – учеников младших классов. Безусловно, основы инженерных знаний, заложенные в столь раннем возрасте, а также полученные навыки – это мощное преимущество для будущих специалистов инженерного дела.

В начальной школе на занятиях по робототехнике дети знакомятся с основами физики, законами реального мира, учатся на практике применять полученные знания, развивают мышление, наблюдательность, творческий подход. Такие навыки можно назвать общеучебными, они будут полезны не только будущим инженерам и технологам, но и всем школьникам для приобретения опыта работать в группе, развития моторики, внимания, для их общего интеллектуального развития.

Педагоги, преподающие образовательную робототехнику в нашей гимназии, используют деятельно-ориентированный подход. Это значит, ученики развивают способность самим ставить учебные цели, продумывать и контролировать пути их достижения, самостоятельно искать оптимальные решения проблем. Школьники работают над решением следующих задач: строят действующие модели реальных механизмов, живых организмов и машин, проводят естественнонаучные эксперименты, закрепляют основы алгоритмизации, также укрепляя свои знания по математике и физике и приобретая навыки работы в творческом коллективе. Для решения этих задач не предоставляется готовых алгоритмов. Ученики проявляют самостоятельность – сами ищут необходимую информацию и проводят эксперименты.

По итогам двухлетней практики юные проектировщики нашей гимназии добились высоких результатов в области образовательной робототехники, что подтверждают свидетельства, дипломы и грамоты городских и областных соревнований.

В системе основного общего образования робототехника может быть выделена как факультативный, предпрофильный, элективный курс в начальном образовании. Существует реальная возможность внедрения данного направления технического образования учащихся в единую образовательную среду для учеников всех классов.

Список использованной литературы.

Методическое пособие для учителя: ПервоРобот LEGO ® WeDoWeDo 8+ ProjectsCurriculumPack .

Методическое пособие для учителя: Перворобот LEGO® WeDo™ (LEGO EducationWeDo).

ПервоРобот LEGOWeDo . Комплект интерактивных заданий и книга для учителя ( CD ).


Полный текст материала Статья "Внедрение основ образовательной робототехники в начальной школе. Из опыта работы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование. [1]

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. На современном этапе в школе рассматриваются проблемы робототехники. Lego роботы встраиваются в учебный процесс. Проводятся соревнования по робототехнике, учащиеся участвуют в различных конкурсах в основе которых использование новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями.


В современном обществе идет внедрение роботов в нашу жизнь, очень многие процессы заменяются роботами. Сферы применения роботов различны: медицина, строительство, геодезия, метеорология и т.д. Очень многие процессы в жизни, человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов): робот для всевозможных детских и взрослых игрушек, робот – сиделка, робот – нянечка, робота – домработница и т.д. Специалисты обладающие знаниями в этой области сильно востребованы. И вопрос внедрения робототехники в учебный процесс начиная с начальной школы актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя столько интересного. Поэтому, внедрение робототехники в учебный процесс и внеурочное время приобретают все большую значимость и актуальность. Основное оборудование используемое при обучении детей робототехнике в школах - это ЛЕГО конструкторы Mindstorm. В нашей области разработаны методические рекомендации по встраиванию робототехники в учебный процесс.

LEGO Mindstorms — это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота. Впервые представлен компанией LEGO в 1998 году.

Конструктор ПервоРобот NXT позволяют учителю самосовершенствоваться, брать новые идеи которые позволяют привлечь и удержать внимание учащихся, организовать учебную деятельность применяя различные предметы и проводить интегрированные занятия. Дополнительные элементы, содержащиеся в каждом наборе конструкторов, позволяют учащимся создавать модели собственного изобретения, конструировать роботов которые используются в жизни.

Данные конструкторы показывают учащимся взаимосвязь между различными областями знаний. На уроках информатики решать задачи физики, математики и т.д. Модели Конструктора ПервоРобота NXT дают представление о работе механических конструкций, о силе, движении и скорости, производить математические вычисления. Данные наборы помогают изучить разделы информатики – это моделирование и программирование.

Цель использования Лего - конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развития мелкой моторики, изучение понятий конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), навык взаимодействия в группе. В распоряжение детей предоставлены конструкторы, оснащенные микропроцессором, и наборами датчиков. С их помощью школьник может запрограммировать робота - умную машинку на выполнение определенных функций.

Новые стандарты обучения обладают отличительной особенностью ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода. Такую стратегию обучения помогает реализовать образовательная среда Лего.

Фронтальные лабораторные работы и опыты;

Объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),

Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

И все-таки, главный метод, который используется при изучении робототехники это метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.[4]

Проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

Обозначение темы проекта.

Цель и задачи представляемого проекта. Гипотеза.

Разработка механизма на основе конструктора Лего модели NXT (RCX).

Составление программы для работы механизма в среде Lego Mindstorms (RoboLab).


При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников. Таким образом, можно убедиться в том, что Лего, являясь дополнительным средством при изучении курса информатики, позволяет учащимся принимать решение самостоятельно, применимо к данной ситуации, учитывая окружающие особенности и наличие вспомогательных материалов. И, что немаловажно, – умение согласовывать свои действия с окружающими, т.е. – работать в команде.

Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды и, в перспективе, участие в городских, региональных, общероссийских и международных олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию учеников к получению знаний. Основная цель использования робототехники – это социальный заказ общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть формирование ключевых компетентностей учащихся.

Компетентностный подход в общем и среднем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причём в качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Главная задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

Для эффективного формирования информационной компетентности на занятиях по робототехнике, нужна система учебных задач.

I место в своей возрастной категории открытого турнира по Лего – конструированию города.

Выступления на научно-практических конференциях

2009-2010 уч.год. "Исследование в Lego-конструировании", 9 класс.

Юревич, Е. И. Основы робототехники — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 416 с.

Василенко, Н.В. Никитан, КД. Пономарёв, В.П. Смолин, А.Ю. Основы робототехники Томск МГП "РАСКО" 1993. 470с.

Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2001

Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.– М., 2009

Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, NXT, III, учебный процесс, RCX, внедрение робототехники, возрастная категория, Международное состязание роботов, муниципальный этап, робот.

Похожие статьи

Обзор программируемого комплекта робототехники Lego

Ключевые слова: робототехника, микроконтроллеры, программирование, LEGO.

В связи с развитием роботов актуализировались проблемы обучения робототехнике на различных уровнях образования и различных возрастных категорий обучающихся.

Робототехника: конструирование и программирование

Знакомство с регламентом международных соревнований по робототехнике “WRO”. Знакомство с различными требованиями к разным возрастным категориям. Рассмотрение слабых и сильных сторон каждого вида соревнований. Разработка робота.

Развитие робототехники в школе | Статья в сборнике. Lego роботы встраиваются в учебный процесс. Проводятся соревнования по робототехнике, учащиеся. человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов).

Роль робототехники в образовательном процессе

LEGO, учебный процесс, образовательная робототехника, NXT, робототехника, физик, робот, преподавание физики, учебное пособие, работа. Реализация курса робототехники в общеобразовательной школе.

Особенности внедрения образовательной робототехники.

Робототехника, как прикладная наука, может быть интегрирована в учебный процесс средней школы.

3. Разработка механизма на основе конструктора Лего модели NXT (RCX). 4. Составление программы для работы механизма в среде Lego Mindstorms.

Lego роботы встраиваются в учебный процесс. Проводятся соревнования по робототехнике, учащиеся участвуют в. Разработка механизма на основе конструктора Лего модели NXT (RCX).

Классификация роботов по использованию, передвижению.

Ключевые слова: робототехника, классификация роботов, обзор компонентов. Введение.

Одним из первоначальных этапов в составлении классификации является конкретизация основных терминов.

Возможности использования образовательной робототехники.

LEGO, учебный процесс, образовательная робототехника, NXT, робототехника, физик, робот, преподавание физики, учебное пособие, работа.

LEGO, робототехника, учебный процесс, набор.

Lego роботы встраиваются в учебный процесс.

Внедрение образовательной робототехники в учебный процесс позволяет повысить эффективность образовательных.

Похожие статьи

Обзор программируемого комплекта робототехники Lego

Ключевые слова: робототехника, микроконтроллеры, программирование, LEGO.

В связи с развитием роботов актуализировались проблемы обучения робототехнике на различных уровнях образования и различных возрастных категорий обучающихся.

Робототехника: конструирование и программирование

Знакомство с регламентом международных соревнований по робототехнике “WRO”. Знакомство с различными требованиями к разным возрастным категориям. Рассмотрение слабых и сильных сторон каждого вида соревнований. Разработка робота.

Развитие робототехники в школе | Статья в сборнике. Lego роботы встраиваются в учебный процесс. Проводятся соревнования по робототехнике, учащиеся. человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов).

Роль робототехники в образовательном процессе

LEGO, учебный процесс, образовательная робототехника, NXT, робототехника, физик, робот, преподавание физики, учебное пособие, работа. Реализация курса робототехники в общеобразовательной школе.

Особенности внедрения образовательной робототехники.

Робототехника, как прикладная наука, может быть интегрирована в учебный процесс средней школы.

3. Разработка механизма на основе конструктора Лего модели NXT (RCX). 4. Составление программы для работы механизма в среде Lego Mindstorms.

Lego роботы встраиваются в учебный процесс. Проводятся соревнования по робототехнике, учащиеся участвуют в. Разработка механизма на основе конструктора Лего модели NXT (RCX).

Классификация роботов по использованию, передвижению.

Ключевые слова: робототехника, классификация роботов, обзор компонентов. Введение.

Одним из первоначальных этапов в составлении классификации является конкретизация основных терминов.

Возможности использования образовательной робототехники.

LEGO, учебный процесс, образовательная робототехника, NXT, робототехника, физик, робот, преподавание физики, учебное пособие, работа.

LEGO, робототехника, учебный процесс, набор.

Lego роботы встраиваются в учебный процесс.

Внедрение образовательной робототехники в учебный процесс позволяет повысить эффективность образовательных.

Читайте также: