Методические рекомендации по обж в доу

Обновлено: 21.07.2024

образ жизни, п рочно останется у него навсегда и бу дет зак репляться дальше.

В современном мире никто не застрахован ни от техногенны х катастроф,

ни от сти хийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных

маленьких граждан - дошк олят. Естес твенная люб ознатель ность ребён ка в

познании о кружающего мира мо жет стать небезопасной для него. Ребён ок при

неумелом пове дении в поме щениях дет ского сада, на игровой ил и спортив ной

площадке может нанести вред своему здоровью. Да и з - за воротами детей

ждут опасности, которые можно и збежать лишь путём целенаправленного

обучениям самог о раннего детства ос новам безопасного пов едения.

Но пре жде чем знаком ить дете й с основа ми безо пасности, педагогу

необходимо хорошо разбираться с основными понятиям и предмета изучения.

Перед педагогом стоит зада ча сформировать у ребёнка сознательное и

ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих,

воспитывать готовность к эффективным, обоснованн ым действиям в

неадекватных ситуациях. Опасность - это явление, процесс или объект,

способный в опред елённых у словиях н епосредстве нно ил и косвенн о наносить

ущерб здоровью человека. Выделяют ся следующие опасности - природные,

Безопасность жизнедеятель ности представляет серьёзную п роблему и

по мнению учёных включает в себ я решение следующих задач :

идентифика цию опасностей, то ес ть распознание опасностей и их

источников; раз работка превентив ных, или преду предительны х мер;

Реализация первоначальных основ безопасности осуществляется с

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении

- доступность (у сложнение мате риала происхо дит с учётом возрастных

- включение в деятельность (игровую, познавательную , поисковую и

- нагля дность (техника безопас ности лу чше всего вос принимается через

- динамичность (ин теграция задач в ра зные виды деят ельности) ;

- психологиче ская комф ортность (снятие стресс овых фактов) .

Возникает во прос с чего начать ? Для этого можно выдел ить сл едующие

1 этап - заинте ресовать детей, актуализировать , у точнить и

систематизировать их з нания о правила х безопасности.

а) беседы - как избежать не приятности дома, на у лице, в лесу и др.

б) различ ные ви ды игров ой деятель ности - сюжетно - ролевые,

дидактическ ие, развивающие, настольно - печатные, подвижные, игры -

в) тренинги - "Я потерялся. ", "Разговор по телефону. ", "Незнакомец за

дверью. ", "Новы й приятель. ", "За брошенный дом. ", "Од ин дома. " и др.

г) разбор проблемных ситуаций - "Какую ошибку совершила Красная

Шапочка. " ,"Что ты будешь делать если постучались в дверь, зазвонил

телефон, тебя п риглашают покататьс я на маши не?" и др.

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообрази е их

проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти

Для создания условий выполнения 2 этапа необходимо организовать

1. уголок без опасности, кото рый содержит материалы :

+ практический: щит безопасности с различными вид ами р озеток,

включателей, замков; макет улиц с дорожными знакам и, разметкой для

транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно - ролевых игр

крепыши", Как избежать н еприятност и", " Если малыш поранился", "Не игра й

с огнём"; план - схема микро района, в котором находится детский сад, с

отметкой опасных у частков, мест, благоприят ных для разнообразных детски х

игр; плакаты по ОБЖ по теме: "Если ты потерялся на улице", "Внимание!

Терроризм!", "П ожарная без опасность для дошкольников" и др.

+ дид актические игры: "Опасно - не опасно", "Продолжи ряд",

"Четвертый лиш ний", "Назови о дним словом ", "Так - не так" и др.

+ развивающие настоль но - печатные игры: "Азбу ка безопасности",

Чрезвычайные ситуации в доме", " Внимание! Дорога!", "Природа здоровья",

"Дорожные знак и", "Лото ост орожностей", "Ча с пик", "Л ото пешеход" и д р.

3. би блиотек, в которо й имеются познаватель ная и художеств енная

литература, фотоальбомы, и ллюстрации для рассматривания и обсуждения

3 этап - на основе усвоенных знан ий и умени й помочь

осознанно овладеть реальными п рактическими д ействиями.

Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следующие форм ы

- специально организованная д еятельно сть детей - занятия, экскурсии .

развлечения, где дети получают новые теоретические знания по и зучению

правил пове дения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на у лице,

- совместная деятельность воспитателя и детей - беседы, тренинги ,

чтение художеств енной литературы, заучивание правил безопасного

поведения, обыгрыв ание ситуаций правильного и не правильного п оведения,

игры, в кото рых закрепляются зна ния, полу ченные на занят иях.

Обучение пр оводится в форме занимат ельной, увлекатель ной игры с

использованием игр овых перс онажей, что дела ет п роцесс у своения материала

живым и лёгким. Игра даёт в озможность быть ребёнку самостоятельным ,

углу блять свои знания и умения, прививает прочные н авыки "Азбу ки

безопасности". При обу чении у детей возникает желание заниматься разными,

не похожими друг на дру га видами деятельности, пробовать себ я в разных

её видах: рисование, театрализованн ой, художественно - речевой. Так, после

драматизации произведения "Кошкин дом" дети с удовольствием зарисовали

интересные моменты; после чтения произведения "Умный свет офор"

выполнили аппл икацию "Светоф ор" и так далее. С помощью таких заняти й

воспитанники лучше и быстрее воспринимают и усваивают информацию: у

них развиваются познавательная активность, коммуникативные навык и. На

интегрирова нных занятиях достигается главное - дети не только знают на

практике основные правила безопасности, но и умеют формировать ,

объяснять необ ходимость и х применени я в экстремаль ных ситу ациях.

Изучаемый матери ал должен быть понятным, плакаты по ОБЖ

более современн ые: они всегда перед глазами детей, их легко запом нить,

неоднократн о рассматривая и повторяя из ображённые на них правила.

Поможет в обучении и знакомств о со сказ очными п ерсонажам и, кото рые

попадают в оп асные си туации ("Волк семеро козлят ", Красная Шапочка",

Работа с родителями - так же важна в обучении основ безопасн ости.

Ведь круг проблем, связанный с безопасность ю ребёнка, невозможно решить

только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с

родителями, ведь они заинтересованные партнёры, активные помощник и

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность

проблемы безопасн ости детей, повысить образовательны й уровень родителей

Урок ОБЖ

Безопасность жизнедеятельности — одна из главных проблем человечества в современном мире. Наиболее уязвимы перед вызовами современной цивилизации дети, особенно дошкольники. Дети доверчивы, открыты и любознательны, не умеют оценивать последствия своих действий, степень грозящей им опасности. Следовательно, взрослые должны помочь детям преодолеть сложности их взросления и вхождения в окружающий мир. Погружение в проблематику безопасного поведения в окружающем мире важное и нужное направление подготовки в современном российском образовании. В соответствии с ФГОС ДО освоение правил безопасного поведения в разных жизненных ситуациях начинается уже с младшей группы ДОУ.

Основные аспекты организации НОД по ОБЖ в ДОУ

Любая обучающая деятельность начинается с целеполагания и детализации этапов достижения цели через постановку задач.

Цель и задачи занятий по ОБЖ

Общая цель занятий по ОБЖ с дошкольниками заключается в формировании у них знаний, умений и навыков безопасного и здорового образа жизни, и, главное, воспитание способности и готовности детей к соблюдению усвоенных правил. Достигая эту цель, воспитатель решает целый комплекс задач: воспитательных (воспитывает уверенность, дружелюбие, эмпатию и др.), образовательных (даёт знания в предметной области, обучает критически оценивать ситуации, обучает правилам поведения и др.), развивающих (развивает коммуникативные навыки, познавательные способности и др.), оздоровительных (обеспечивает психофизиологическое благополучие ребёнка, контролирует его самочувствие и др.). Воспитатель должен понимать также, что задачи будут дифференцироваться в зависимости от возраста детей, их индивидуальных потребностей и особенностей, темы занятия и иных переменных. В качестве общих задач занятий по ОБЖ в ДОУ можно назвать следующие:

  1. Формировать у ребёнка понятие о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком и т. п.
  2. Обучать ребёнка безопасному поведению сообразно сложившейся ситуации, активизировать осознанное умение избегать опасностей либо выходить из проблемных ситуаций без причинения вреда себе и окружающим.
  3. Формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков.
  4. Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.
  5. Научить ребёнка предвидению, по возможности, уклонению, при необходимости осознанному правильному действию в опасной ситуации.

Рекомендации по разработке программы по ОБЖ

  1. Программа может быть самостоятельной или являться частью комплексной программы, т. е. интегрированной. Обычно занятия по ОБЖ объединяются с занятиями по физическому, экологическому воспитанию и др. Если программа по ОБЖ реализуется как часть интегрированной, то стремитесь избегать по­второв, соблюдать последовательность тем, координировать тематику и содержание занятий с тематическими планами других педагогов. Такой подход, с одной стороны, усложняет задачу разработчиков программы, но, с другой стороны, способствует более полному её освоению детьми.
  2. Важно наполнять содержание обучения и использовать формы проведения занятий, соответствующие психофизиологическим особенностям детей.
  3. Работа по реализации программы должна проводиться систематически в течение всего учебного года. Планомерно распределяйте со­держание программы по месяцам, неделям, дням. Неплохо иметь альтернативный план на случай непредвиденных ситуаций.
  4. Обязательно делайте упор на природно-климатические особенности своей местности, территориальные условия проживания детей, поскольку значительная часть про­граммы основана на знакомстве детей с природой родного края и условиями проживания в конкретной (городской либо сельской) местности. При этом не исключайте из программы экзотические для своей местности ситуации.
  5. Помните, про сотрудничество с родителями детей. Максимальный эффект достигается когда работа осуществляется совместно. Ознакомьте родителей с основ­ными разделами программы, возможно, родители предложат интересные идеи, которые можно будет использовать при реализации программы. А также родители смогут продолжить работу с ребёнком на предложенные темы вне ДОУ.

Разрабатывая свою программу по ОБЖ для дошкольников, воспитатель может использовать многочисленные уже готовые разработки.

Перспективный план по ОБЖ

Программа находит своё конкретное воплощение в перспективном плане занятий. Форма написания плана может быть различной. Традиционно в перспективном плане по ОБЖ прописываются программные задачи по конкретным видам занятий; разделы и тематика занятий; формы проведения; сроки; ответственные лица и исполнители; методическое обеспечение.

перспективный план по ОБЖ для младшей группы

этот план может быть использован в качестве опорного образца при разработке перспективного плана по ОБЖ для младшей группы

На представленных примерах мы видим, что перспективный план для старшей группы содержит те же разделы, что и для младшей, однако количество запланированных занятий увеличивается, усложняется материал, расширяется тематика, ставятся более сложные педагогические задачи.

перспективный план по ОБЖ для старшей группы

этот план может быть использован в качестве опорного образца при разработке перспективного плана по ОБЖ для старшей группы

перспективный план кружка

этот план может быть использован в качестве опорного образца при организации кружка безопасности с углубленным изучением ПДД

Проектная деятельность в ДОУ

В настоящее время в образовательную среду ДОУ активно вводится проектная деятельность. Под проектом понимают совместную творческую познавательно-исследовательскую деятельность участников, направленную на достижение определённого результата. По продолжительности проекты, реализуемые в ДОУ, в том числе проекты по ОБЖ, могут быть: во-первых, краткосрочными, когда реализация и оценка проекта занимает 1–3 занятия, и, во-вторых, длительными (средне- и долгосрочными) — продолжительностью более месяца, или осуществляться в течение года.

Занятие по ОБЖ в ДОУ

После определения цели, задач и составления плана перед воспитателем встают вопросы, большинство из которых связано с проблемами подготовки, реализации и оценки НОД.

Основные требования СанПиН к НОД

Как известно, занятие — форма обучения в детском саду. Воспитатель должен проводить НОД с детьми в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.3049–13), которыми определяется её продолжительность для детей разных возрастов. Так, для малышей в возрасте от трёх до четырёх лет НОД может длиться не более чем пятнадцать минут. Дети постарше, в возрасте от четырёх до пяти лет могут быть вовлечены в НОД не более двадцати минут, от пяти до шести лет — не более двадцати пяти минут, от шести до семи лет — не более получаса. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает тридцати и сорока минут соответственно, а в старшей и подготовительной — сорока пяти минут и полутора часов соответственно. Воспитатели обязательно должны провести физкультурные минутки в середине занятия, сделать перерыв между занятиями не менее десяти минут. С детьми старшей и подготовительной групп допускается проводить занятия после дневного сна, их продолжительность не более двадцати пяти — тридцати минут в день.

Структура занятия по ОБЖ

Структурно занятие состоит из трёх частей (этапов): первая — организационная часть, самое начало занятия, его первые минуты, включает проверку готовности детей к занятию (все ли собрались, внешний вид, правильность расположения в группе или на игровой площадке) и создание интереса к занятию (мотивационный этап); вторая — основная часть занятия (содержательный этап), на которую отводится примерно 80% всего времени; третья — окончание занятия (рефлексивный этап). Все этапы занятия важны, однако, если воспитателю не удастся заинтересовать детей с самого начала, задачи занятия могут быть не достигнуты либо придётся приложить для этого больше усилий. Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия по ОБЖ? Общие рекомендации таковы — это интригующие приёмы, в их основе заложена загадочность, таинственность, которую очень любят дети либо сюрпризность, неожиданность.

Подробнее об особенностях проведения игр по ОБЖ можно узнать и нашей статьи — Проведение игр по ОБЖ в детском саду.

Пример мотивирующего начала занятия по ОБЖ для детей старшей группы

Воспитатели современных ДОУ должны работать с детьми на основе индивидуального подхода, создавать условия для активной познавательной деятельности ребёнка, учитывать специфические черты развития каждого воспитанника (этот подход становится все более актуальным в свете внедрения в практику ДОУ инклюзивного образования). Так, отстающему ребёнку либо ребёнку, плохо воспринимающему информацию на слух, вместо загадки можно показать картинку, иллюстрацию и т. п.

Виды занятий по ОБЖ

Что касается видов занятий, то в арсенале воспитателя довольно широкий их спектр:

— во-первых, занятия, отличающиеся по дидактическим задачам (например, может происходить усвоение новых знаний либо могут закрепляться знания, ранее приобретённые; основой занятия может быть процесс творческой трансформации ранее усвоенных знаний и навыков);

— во-вторых, по содержанию занятия могут быть однотемные; интегрированные; комплексные;

— в-третьих, по форме реализации занятия различаются на традиционные и нетрадиционные (различные виды игр — развивающие, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные и другие, тренинги, разбор проблемных ситуаций, театрализованные занятия и др.). Как отмечают практики, игра является наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности.

Примеры игровых занятий по ОБЖ

Примеры тем игровых тренингов по ОБЖ для дошкольников

Основные разделы по ОБЖ

Картотека тем по ОБЖ: таблица

Конспект занятия по ОБЖ

Прежде чем проводить занятие воспитатель должен подготовить его конспект. Примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности (НОД) представлен ниже.

Правила составления конспекта: таблица

  1. Вводная часть: пропишите приём, цель которого, стимулировать интерес детей и побуждать на включение в деятельность.
  2. Основная часть: пропишите все разработанные образовательные ситуации.
  3. Заключительная часть: пропишите вопросы для обратной связи, они помогут оценить степень усвоения материала. Вопросы также используются с целью закрепления полученных детьми новых знаний.

Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия по ОБЖ

Для воспитателей детского сада, особенно начинающих, является актуальным вопрос о том, как провести открытое занятие. Открытые занятия обычно посещают родители детей, коллеги-воспитатели, руководство детского учреждения, представители контролирующих органов. Присутствие гостей, критически оценивающих происходящее создаёт стрессовую ситуацию для воспитателя, влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому открытые занятия, как, впрочем, и большинство НОД, не проводятся спонтанно. Использовать готовый конспект можно, но при этом не забывайте применять самостоятельные творческие решения. Естественно, что проведение открытого занятия требует ещё более тщательной предварительной подготовки. Хорошей помощью в планировании открытого занятия будут следующие рекомендации:

Анализ занятия по ОБЖ

Проведя определённую работу, будь то десятиминутное занятие или долгосрочный проект, воспитатель задаётся вопросами: а была ли продуктивной проделанная работа? стоит ли её масштабировать? каковы проблемные области, ошибки и недоработки? можно ли улучшить результат? и др. Получить ответы на эти вопросы позволяет диагностический анализ проведённого занятия. Анализ занятия в ДОУ предполагает оценку по количественным и качественным критериям. Например, использовались ли методы привлечения внимания на мотивационном этапе занятия? (да/нет — количественный критерий); насколько эффективны использованные методы (качественный критерий). В целом методология оценки предполагает ответы на вопросы определённого характера. Чем более детализирована оценка, тем больше вопросов нужно задать. Оформляя документально результаты диагностики занятия, не забывайте указать: Ф.И.О. того, кто проводит занятие; тема, дата, возраст детей и группа, поставленные задачи и способы их достижения, основные выводы, включающие в себя оценку действий воспитателя, обоснование как положительных, так и отрицательных моментов, а также изучение мнения детей. Проводя анализ, обязательно заполните все пункты приведённого ниже шаблона, по необходимости эти пункты могут быть дополнены.

Шаблон для оценивания занятия: таблица

Критерии оценки 0–10 баллов
Подбор демонстрационного и раздаточного материала, рациональность его расположения и использования
Доступность подачи материала
соответствие формы занятия применяемым образовательным технологиям
Предварительная работа с детьми
Соблюдение требований к проведению НОД по СанПиН
Использование игровых приёмов
Приёмы привлечения и сосредоточение внимания на мотивирующем этапе
Приёмы активизации детей на деятельностном этапе
Подача нового материала с опорой на имеющиеся знания детей
Стимулирование активности детей на занятии
Степень усвоения материала занятия детьми
Психоэмоциональное состояние детей
Творческая активность детей

Оформление уголка по ОБЖ в ДОУ

Красочно оформленный уголок является постоянным предметом внимания детей, подспудно выполняя обучающую и воспитательную функции. Занятия по ОБЖ имеют свою периодичность в соответствии с планом, уголок же постоянно на глазах у детей и родителей. Оформляя информационный уголок, воспитатель акцентирует внимание на наиболее серьёзных ситуациях, которые чаще всего приводят к трагедии. Общих требований к оформлению уголка нет, он может быть оформлен как единый стенд (не менее 30*65 см) либо как набор составных частей, каждая из которых предназначена для определённой тематики. Подходы к организации такого уголка определяются наличием свободной площади и количеством размещаемой информации, т. е. определяются условиями конкретного ДОУ.

Коллаж

Иллюстративные материалы могут быть выполнены типографским способом либо вручную воспитателями. В оформлении уголка могут принимать участие и дети.

Плакат

Уголок, как правило, посвящён определённой тематике.

Стенд

Стенд даёт представление детям о необходимом оборудовании для тушения пожара

Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем является сохранение жизни и здоровья детей. Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, знакомить с правилами дорожного движения, правилами пожарной безопасности, с правилами поведения на воде, в лесу, лифте, готовить ребенка к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Дошкольник любознателен в своих разнообразных играх, он повторяет поступки и действия взрослого, и чтобы сохранить жизнь и здоровье ребенка для взрослого важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте правильно действовать в различных жизненных ситуациях. Подобранный материал будет полезен для использования воспитателями в детском саду, а так же родителями.

Тема 1: “Виды опасностей для детей дошкольного возраста”

1.Освоение знаний по ОБЖ. Развитие качеств личности необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.

2.Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, овладение умениями предвидеть потенциальную опасность и правильно действовать в случаях их наступления.

3.Использовать средства индивидуальной защиты. Расширить и систематизировать знания о правилах поведения на улице, на дороге, в транспорте, в природе, дома. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка-дошкольника.

Используемый материал: методическая литература - Стеркина Р.Б. “Основы безопасности детей”, Шорыгина Т.А. “Правила пожарной безопасности”, Храмцова Т. В. “Воспитание бережного поведения в быту”.

Чтение художественной литературы: Чуковский К. И. “Путаница” , Маршак С. Я. “Пожар”.

Рассматривание иллюстраций по картине.

Инсценировка сказок: “Кошкин дом”, “Три медведя”, “Волк и семеро козлят”.

Дидактические игры: “ Основы безопасности в доме”, “ Опасные предметы”, “Чужой”.

Экскурсии: На кухню, в прачечную.

Художественная деятельность: рисование “Ядовитые растения”, “Дорожные знаки”.

Конструктивно-модельная деятельность: “Наша улица”, “Светофор”

Тема 2: “Единые телефоны службы спасения”

1. Познакомить детей с телефонами экстренных служб (101-пожарная, 102-полиция,103-скорая помощь,104-служба газа,112-служба спасения).

2.Развивать умение ориентироваться в незнакомой обстановке, не растеряться в различных жизненных ситуациях.

3.Вызвать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.

Используемый материал: просмотр видео роликов с телефонами экстренных служб, просмотр детских познавательных мультфильмов по теме. Картинки с изображениями номеров телефонов спасения, элементы спецодежды и инструменты для служб спасения.

Сюжетно-ролевые игры: “Спасатели”, “Служба спасения”.

Дидактические игры: “Напиши телефон спасения”, “Собери опасный предмет”, “Цепочка безопасностей”.

Художественная деятельность: Рисование спецтехники, бытовых приборов, экологических карточек, что можно в лесу, что нельзя.

Конструктивно-модельная деятельность: “Улицы города”, “Дорожные знаки”.

Тема 3: “Безопасность детей в детском саду”

1.Создание условий для психологического комфорта, чтобы пребывание в группе не стало источником стресса.

2.Профилактика и устранение причин детского травматизма. Обеспечение физического здоровья детей.

Используемый материал: Чтение художественной и познавательной литературы. Просмотр видеофильмов. Подборка картинок по данной теме.

Сюжетно-ролевые игры: “Спасатели”, “Пожарные”, “Детский сад”, “Больница”.

Дидактические игры: “Опасные предметы”, “Найди лишнее”.

Художественная деятельность: рисование схемы-маршрута с опасностями на территории детского сада.

Познавательно исследовательская деятельность: опыты с песком, водой, снегом, сосульками.

Тема 4: “Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста”

1. Закреплять и систематизировать знания о правилах дорожного движения. Вырабатывать у детей привычку правильно вести себя на дороге. Воспитывать в детях правильных пешеходов.

2. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей.

Используемый материал: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений. Рассматривание иллюстраций и карточек с дорожными знаками. Подборка видеофильмов и мультфильмов для детей.

Сюжетно-ролевые игры: “Шоферы”, “Лучший пешеход”.

Дидактические игры: “Дети и дорога”, “Найди такой же”.

Художественная деятельность: рисование “Наши друзья - дорожные знаки”, “Транспорт”. Аппликация: “Светофор”, “Улицы нашего города”.

Конструктивно модельная деятельность: “ Машины”, “Мосты”, “Переходы”.

Тема 5: “Как вести себя на улице и во дворе”

1. Закрепить знания о том, что передвигаться необходимо по тротуару, играть на детской площадке под присмотром взрослых; небезопасно близко подходить к качелям; необходимо соблюдать осторожность на горке.

2. Напомнить о том, что опасно гулять “под окнами” (возможно падение различных предметов из окна или с крыши дома); нельзя поднимать незнакомые предметы (опасность взрыва); подходить к люкам, местам проведения строительных и ремонтных работ.

3. Не разрешается лазить на крыши гаражей и иных строений; не подходить близко к припаркованным машинам.

4. Закрепить знания о том, что нельзя ходить с незнакомыми людьми, нельзя брать у них угощение или игрушки.

Используемый материал: видеоряд с изображениями “Опасность во дворе, на детской площадке и т.п.”, знак “Въезд/выезд во двор”.

Игры: “ Мы – веселые ребята”, футбол, вышибалы, игры со скакалкой.

Тема 6: “Безопасность на дороге”

1. Закрепить понимание того, что передвигаться необходимо только по тротуару, пешеходным дорожкам, не мешая прохожим, идущим позади или навстречу; опасно идти у самого края дороги.

2. Воспитывать привычку переходить улицу только в специально отведенных местах: на светофоре, пешеходный переход, подземный переход.

3. Знать, что необходимо пропускать машины со спецсигналами.

4. Во время движения необходимо держать взрослого за руку, опасно ездить на велосипеде, самокате (возможность съезда на проезжую часть дороги, сбить или наехать на других пешеходов).

5. Учить ребенка помогать пожилым, малышам и людям с ограниченными возможностями.

Используемый материал: иллюстрации или видеоряд по теме; макет улицы. Просмотр мультипликационных фильмов по теме.

Игры: “Светофор”, “Воробышки и автомобиль”.

Художественная деятельность: тема “Правильно - неправильно” (одни дети рисуют как необходимо себя вести на дороге, другие – последствия неправильного поведения: авария, травма и т.п.).

Тема 7: “Безопасность на транспорте”

1.Совершенствовать знания детей о том, что, ожидая транспортное средство на остановке нельзя стоять близко к дороге, необходимо входить и выходить только из полностью остановившегося транспорта.

2. Закрепить правила поведения в общественном транспорте ( крепко держаться, не пачкать окружающих, громко не разговаривать, не выбрасывать мусор в окно, не отвлекать водителя, не общаться с незнакомцами и т.д.)

3. Дать понятие о том, как необходимо обходить общественный транспорт при переходе улицы.

4. Познакомить с правилами поведения в метро и на железно-дорожном транспорте (не стоять у края платформы, не заходить за ограничительную линию; заходя в вагон смотреть под ноги; не бегать, не прыгать по эскалатору.

Используемый материал: иллюстрации по данной теме.

  • дидактические – “Умные машины”, “Автомобиль – целое и его части”;
  • подвижная – “Птицы и автомобиль”.

Художественная деятельность: тема: “Транспорт”, “Безопасность на транспорте”.

Конструктивно - модельная деятельность: тема: “Транспорт”.

Тема 8: “Безопасность зимой”

1. Совершенствовать знания детей, что катание на санках, снегокате, коньках, лыжах, игра в снежки опасны.

2. Напомнить, что нельзя есть сосульки, снег (микробы, переохлаждение).

3.Закрепить знания, что нельзя ходить по льду на водоемах (опасность провалиться под лед). Необходимо соблюдать осторожность в гололед (опасность получения травмы).

4. Учить детей одеваться по погоде. Объяснить, что нельзя долго находиться на улице в сильный мороз (переохлаждение и обморожение).

5. Познакомить с правилами первой помощи при первых признаках переохлаждения.

Используемый материал: иллюстрации или видеоряд с изображением зимних видов спорта, зимних забав и развлечений; опасности зимой.

  • дидактическая – “Когда это бывает?”;
  • подвижные – “Два Мороза”, “Снежные круги”, “Отважные туристы”.

Художественная деятельность: по теме: “Зимние забавы”.

Тема 9: “Один дома”

1.Научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребенок остается один дома.

2.Познакомить с правилами обращения с бытовыми приборами, острыми предметами, лекарствами.

3.Развитие самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности за свое поведение у детей старшего дошкольного возраста.

Используемый материал: коробка с иголками, кружевами, тесьмой, булавками, ткань, кукла, кукольная одежда, утюг ,замки из картона, коробка с разноцветными таблетками.

Игры: дидактические - “Найди лишнее”, “Закрой все замки”, “Разговор по телефону с незнакомым человеком”.

Тема 10: “Пожар”

1. Довести до понимания детей, что небрежное обращение с огнеопасными предметами, несоблюдение пожарной безопасности может довести до беды.

2. Воспитывать чувство ответственности за свои действия.

Используемый материал: карточки для игры, картинки – персонажи сказок, мольберт.

  • дидактические - “Чем украсим елку”, “Опасны ли эти предметы?”.
  • Инсценировка сказки “Как звери елку наряжали”.

Тема 11: “Безопасность на улице” (животные)

1. Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми животными.

Используемый материал: иллюстрации животных.

Игры и развлечения: Загадки о животных; чтение стихотворения Ю. Мориц “Огромный собачий секрет”; составление правил поведения при встрече бездомных животных.

Художественная деятельность: рисование запрещающих плакатов.

Тема 12: “Массовое скопление людей”

1. Научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тревожных ситуаций, с которыми ребенок может встретиться в жизни.

Используемый материал: телефон, иллюстрации: ребенок на катке, ребенок в кинотеатре, ребенок в общественном транспорте.

  • сюжетно-ролевая игра “Служба 111”;
  • чтение стихотворений А. Барто “Вовка - добрая душа”;
  • беседа об опасности петард, бенгальских огней, выставка плакатов и рисунков.

Тема 13: “Безопасность дошкольника” (похищение)

1. Демонстрация различных форм общения между людьми, сохранение доброго отношения к людям при наличии навыков бдительного и безопасного поведения, воспитание доверия к окружающему миру.

Используемый материал: иллюстрации по теме.

Игры и развлечения: дидактические игры - “Что если. ”, “Незнакомец”, “Дорога домой”, “Вымогательство”, сюжетно-ролевая игра “Моя безопасность!”.

Тема 14: “Если ты потерялся”

1.Научить детей правильно вести себя, если потерялись; научить детей вести себя в людных местах, так чтобы не потеряться; подвести детей к пониманию того, для чего нужно знать домашний адрес, закрепить знание домашнего адреса.

2. Развивать умение ориентироваться в сложной ситуации; воспитывать желание не попадать в сложные ситуации; подвести детей к пониманию , что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

Используемый материал: картинки с изображением ситуаций; атрибуты для обыгрывания этих ситуаций (форма полицейского, военного, продавца).

Дидактическая игра: “Можно - нельзя”

Тема 15: “Безопасность в лесу”

1. Закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу.

2. Уметь ориентироваться в чрезвычайной ситуации; развивать внимание, мышление, память при решении проблемных ситуаций; инстинкт самосохранения.

3. Воспитывать бережное отношение к природе и ответственность за окружающую среду; познакомить детей со съедобными и не съедобными грибами и ягодами; научить различать и правильно их называть.

4 . Воспитывать чувство коллективизма.

Используемый материал: картинки с изображением грибов и ягод; карандаши, бумага, звуки леса.

Игры: “Съедобное – не съедобное”, “Четвертый лишний”.

Тема 16: “Безопасность на воде”

1. Сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на воде; вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми во время летнего отдыха у водоема и для действия в экстремальных ситуациях.

2. Закрепить знания детей о лете, об играх детей летом; воспитывать чувство осторожности и ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

Используемый материал: иллюстрации, осколки, коряги и прочий мусор.

Тема 17: “Гроза – молния”

1. Дать детям элементарные знания о том, что такое гром, молния, радуга; а главное познакомить с правилами поведения во время грозы.

2. Продолжать учить детей анализировать, делать выводы и умозаключения.

Беседа, чтение стихотворения А. Барто “Гроза”, заучивание пословиц и народных примет о грозе, лепка на пластине “радуги”.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знанияоснов безопасности.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Работая долгое время в детском саду, заметила, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель:формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.

Задачи:

  • формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность
  • воспитание у детей принятие правил и норм безопасного поведения для приобретения социального опыта.
  • систематизация методов и приемов для формирования основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.
    • организация взаимодействия педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.
    • проверка эффективности использования познавательной проектной деятельности

    Участники:

    • дети старшего дошкольного возраста;
    • родители;
    • воспитатели.

    ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование использования познавательной проектной деятельности для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

    Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

    1. Конвенция о правах ребенка.

    Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

    Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

    В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе "Социально-нравственное воспитание" в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе "Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду" с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми.

    Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

    Рассмотрим метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ. Проект-это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

    Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.

    Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

    Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

    ГЛАВА 2. Содержание системы работы.

    Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, работаю в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, используя в работе следующие формы:

    - консультации для педагогов ДОУ;

    Использование метода проекта по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

    Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ используются различные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика,зрительная гимнастика, релаксация, мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, сказкотерапия, артикуляционная гимнастика.


    и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.

    Использование метода проекта меня привлекло потому, что:

    во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

    в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

    в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

    2.1.Создание предметно-развивающей среды.

    В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. Только при наличии полноценной материально – технической базы возможно внедрение работы по проекту.

    - картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;

    - детские рассказы по данной тематике;

    - наглядный дидактический материал;


    Важным в работе по данному направлению является разработка и использование методического материала:

    -викторин, кроссвордов, подборка проблемных ситуаций и заданий;

    -разработка и использование электронных презентаций (соответствии с темой недели);

    - планов виртуальных экскурсий по безопасным и опасным местам в городе , в пожарную часть, больницу, парк, детские игровые площадки ;

    Использование материально-технического оснащения позволяет эффективнее решать поставленные задачи. Широко используется: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, цифровой фотоаппарат, камера, электронные носители, диски,

    Использование цифровой камеры и фотоаппарата помогает в течение работы с детьми зафиксировать работу, дает возможность проанализировать ее, сделать выводы, наметить дальнейшие пути работы.

    Правильно организованная развивающая предметно-развивающая среда в группе, будет способствовать успешной реализации данной темы. Она должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям.

    Большая роль отводится методическому сопровождению.

    В методическом кабинете в достаточной количестве имеется наглядный материал по основам безопасности. В наличии методическая литература по данной теме.

    2.2. Методы и приемы работы.

    Для реализации задачпо формированию основ безопасности жизнедеятельности через познавательную проектную деятельностьиспользуются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.

    Методы работы в частности:

    • Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
    • Демонстрационный материал;
    • Наблюдение;
    • Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;
    • Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок..
    • Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.
    • Исследование предметов, материалов, способов изготовления.
    • Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
    • Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
    • Моделирование – направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
    • Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.

    Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..

    Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Задания типа "Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками". Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

    Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

    Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: "Почему нельзя украшать елку свечами?" Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

    Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: "Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?".

    "К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома". Игровое "как будто…" раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: "Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?" Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

    Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку "Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…". Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения "Кошкин дом", при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка

    2.3. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

    Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

    В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь личный опыт каждого ребенка индивидуален. В ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, происходит формирование основ безопасности жизнедеятельности.

    Используемые формы работы в процессе реализации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

    Читайте также: