Методические рекомендации начальная школа 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО: Фролова Анна Александровна

Цель: создание условий для формирования у родителей представлений о внимательности и видах внимания.

1. Познакомить с видами внимания

2. Найти пути решения проблемы.

Послушайте ситуацию. Мама с сыном который учится во 2 классе выполняют домашнее задание по русскому языку, мальчик отвлекается, забывает, какое упражнение нужно выполнять. Какую проблему вы видите в данной ситуации. (отсутствие внимания, нарушения внимания у младших школьников).

Проблема, в которой мы должны сегодня разобраться: нарушения внимания у младших школьников. (Слайд)

Исходя из проблемы, какая будет цель? (Ответы волонтеров)

Цель: узнать, что такое внимание и внимательность, и как развивать внимание у ребёнка. (Слайд)

Как вы думаете актуальна ли проблема в нашем классе. (да)

Я согласная с Вами, данная проблема актуальна не только в нашем классе, но и для всех младших школьников.

Недавно психологи школы провели тестирование, и выяснили, уровень развития внимания. Диаграмма лежит у вас на столах, можете ознакомится с результатами. (критерий достоверности информации )

Дети такие же люди, как и мы с вами. Им тоже тяжело учиться, они устают. Но самая большая разница между нами, взрослыми, и детьми в том, что им нужно приложить большое количество усилий, чтобы сосредоточиться при выполнении заданий.

Вы на слайде видите определения внимания и внимательности, которые даны в словаре Ожегова, ознакомьтесь. Внимание - психический процесс, означает избирательную направленность психики на какой-либо объект или явление. Внимательность — это качество личности, человеческая черта, способность сосредоточивать, удерживать внимание на выбранном объекте или явлении. (Слайд)

Психологи, Журавлев и Волкова выделяют виды внимания.

Внимание бывает произвольное и непроизвольное . Для того чтобы ребенок проявил непроизвольное внимание к чему-либо, в первую очередь нужно пробудить его любопытство. Что-то новое, яркое, необычное обязательно привлечет внимание ребёнка.

Непроизвольное внимание преобладает у детей семи лет. Характеризуется зависимостью от внешней привлекательности объекта. В зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия ребенок сосредотачивается на объекте, и это сосредоточение сохраняется до тех пор, пока есть интерес к воспринимаемому объекту. Часто такое поведение носит характер игры. Непроизвольное внимание редко возникает под влиянием поставленной цели.

Произвольное же внимание возникает только в целенаправленной деятельности. Человек ориентируется на конечный результат своей работы, проявляет волю, сознательно удерживает свое внимание на выполнении этой работы. Возникновение произвольного внимания обязательно предполагает целеполагание.

Психолог Л.С.Выготский писал, что при произвольном внимании взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя, словом, ребенок отвечает на этот сигнал, схватывая предмет. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Психолог Лурия писал, что речь способствует организации внимания, которое благодаря ней становится опосредованным актом и произвольным вниманием в полном смысле этого слова.

Нейрофизиолог Николай Александрович Бернштейн выделял свойства внимания.

Объем внимания – количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает 3 – 4 символа, а у некоторых и еще меньше. Объем внимания возрастает вместе с развитием мозга ребенка к окончанию подросткового возраста.

Устойчивость внимания – время сохранения концентрации сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Для учителей это, прежде всего, означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут.

Переключаемость внимания – возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства.

Распределяемость внимания – наличие двух фокусов внимания одновременно, т.е. концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно проверять правильность его написания), при проведении арифметических диктантов и т.д.

Таким образом, развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. В этой непростой работе могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.

Предлагаю вам в парах выполнить одно из упражнений , которое способствует развитию внимания у детей. Перед вами лежат картинки, необходимо найти на них отличия.

Спасибо за ваше мнение. Давайте сделаем вот такой вывод.

Вывод: чтобы развивать внимание у детей необходимо использовать упражнения и игры.

Я приготовила для вас рекомендации , где указаны игры и упражнения для развития внимания. Они есть у вас на столах, посмотрите.

Мы с вами также узнали, что такое невнимательность.

Психиатр Борис Дмитриевич Карвасарский выделял причины невнимательности.

Отвлекаемость; Рассеянность; Чрезмерная подвижность; Инертность.

Отвлекаемость (отвлечение) внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Рассеянность — неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Чрезмерная подвижность — постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность внимания — малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Сейчас я вам предлагаю поработать в группах (Ирина Александровна, пересядьте, пожалуйста, к родителям, которые сидят по левую руку от меня, а Алёна Игоревна пересядьте, пожалуйста, к родителям, которые сидят по правую руку от меня)

Мне бы хотелось, чтоб вы составили памятку, написав, свои предложения по развитию внимания у ребенка. (Волонтеры передают лист по кругу и каждый пишет)

Эту памятку мы повесим на стенд. Вы можете к ней обращаться, когда приходите в класс.

В какой проблеме нам предстояло разобраться в начале собрания: нарушения внимания у младших школьников. Мы решили эту проблему? (Да) Мы нашли пути решения проблемы? (Да)

Цель была: узнать, что такое внимание и внимательность, и как развивать внимание у ребёнка . Мы достигли цель? (Да)

А сейчас я предлагаю написать вам небольшой отзыв, что было полезно, что интересно.

Для игры разложите перед ребенком игрушки от 3 до 5 штук. Дайте малышу время запомнить предметы, для этого будет достаточно минуты. Проговорите вслух название предметов и их порядок. После чего попросите малыша отвернуться или закрыть глаза (чур не подглядывать!) и внесите изменения: можно поменять предметы местами, убрать или заменить игрушки. Перед ребенком будет стоять задача определить, что изменилось и рассказать первоначальную последовательность. Важно помнить, что это в первую очередь игра на внимание, а не просто тренировка кратковременной памяти. Для того, чтобы сделать игру более захватывающей вы можете придумать какую-то историю с опорой на предметы. Это не только научит малыша концентрировать свое внимание, но и покажет, как находить креативный подход и развивать фантазию.

В таблице 5x5 в произвольном порядке раскидываются числа от 1 до 25. Задача ребенка - как можно быстрее отыскать все числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Важно, что один вид таблицы можно использовать только для одной попытки.

В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка. • Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями. • Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность. • Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи. • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей. • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания. • Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов. • Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребенку достичь успехов.

https://lh5.googleusercontent.com/h-HULiyu7rbmTxdWPWLtqO-8QY8C4d_UoLGPiYIEX2LZGoAxiUr6oBFIr6BdS6TSfTGjhFcQkO5b2DbFTC_5mqITZKpRPYp0tdhV_qHNGqYW4hYZp3KvVUO0qNMyWrqqzo3miKG1

http://u10.plpstatic.ru/a74655ab1b9a703a4c53c38e2b2b4b90/580be1fae210b41732b22ea28ff30a9c.jpg

Книга Для смарта

Читайте также: