Методические рекомендации к разработке индивидуальных образовательных маршрутов детей в доу

Обновлено: 07.07.2024

Управление образования администрации г. Хабаровска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Доклад на методическом объединении

для педагогов ДОУ

«Разработка индивидуального

Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности, применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной деятельности, на консультирование родителей. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи по социально – личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Сущность ИОМ заключается в следующем:

  1. ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как

его индивидуальная образовательная программа;

  1. в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

– как субъекты выбора дифференцированного образования,

предлагаемого дошкольным образовательным учреждением;

образовательному учреждению образовательные потребности и

индивидуальные особенности ребенка;

  1. на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления

обучения, воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

  1. государственным заказом;
  2. потребностями и запросами родителей;
  3. индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
  4. возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

– для одарённых детей;

– для детей из социально неблагополучных семей;

– для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся – лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг в работе позволяет не просто фиксировать уровень развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и педагогической коррекции. Мониторинг – это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Одна из главных задач совершенствования системы дошкольного образования является выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей.

Не редко в группе выявляются дети, опережающие в развитии своих сверстников, проявляющие таланты в различных областях. Одаренный ребёнок обладает одним или несколькими качествами: хорошей памятью, особенно долговременной; хорошим словарным запасом; способностью сосредоточится на долгое время; лёгким усвоением информации; наблюдательностью и любознательностью; устойчивым интересом к широкому кругу вопросов;раним проявлением способности сопереживать другим; любовью к книгам; энергичностью; предпочтением играть с детьми старшего возраста; нетрадиционными способами использования привычных предметов; задатками лидера и социальными навыками.

Для выявления одаренности воспитанников провожу диагностику, используя методы: наблюдения, беседы, анкетирования родителей. Главным условием для мониторинга является, конечно, личный контакт с ребёнком. Это позволяет узнать увлечения и интересы детей, что в дальнейшем помогает стимулировать ребенка и направлять его развитие.

МОНИТОРИНГ, НАБЛЮДЕНИЯ, БЕСЕДЫ
Б
Наблюдение за ребенком на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности
Беседы с родителями
Выявление видов одаренности
Интеллектуальная
Творческая
Коммуникативная
Спортивная

После того, как выявила вид одарённости с помощью диагностики, разрабатываю индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения одарённых воспитанников. Результатом работы является: активное участие ребёнка в жизни группы и детского сада, участие в конкурсах, выставках разного уровня.

Наблюдая за девочкой, обратила внимание, что Андросюк Настя опережает в развитии своих сверстников в продуктивной деятельности, с удовольствием выполняет поделки в нетрадиционной технике, все время что-то рисует, лепит, вырезает, выполняет аппликации. Работы Насти демонстрировались на выставках и участвовали в конкурсах, организованных в детском саду. Проведённая с родителями беседа и анкетирование подтвердили наличие у ребёнка творческих способностей и изобразительной одарённости. Данные наблюдений позволили мне сделать вывод, что у Насти творческая (изобразительная) одарённость.

Внутренняя познавательная мотивация- это естественное стремление ребенка к познанию: любознательность, активность, любопытство, познавательная деятельность, творчество. И большинство дошкольников ею обладают: это возраст почемучек, активных исследователей, любознаек. Наблюдая за деятельностью своих детей второй младшей группы в начале 2013-2014 учебного года,увидела, что в группе есть дети – Шапин Никита и Ясевич Софья, которые малоактивны на занятиях, не проявляют познавательного интереса, не усваивают программный материал, плохо мыслят, испытывают трудности в восприятие цвета, формы и величины предметов. Причина затруднений в обучении и развитии этих детей в том, что оничасто болеют и пропускают детский сад или просто не ходят, а родителям некогда уделять ребенку внимание. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, спроектировала индивидуальный маршрут по усвоению сенсорных эталонов.

Материал подаю по принципу – от простого к сложному, с опорой на активность и самостоятельность ребенка. Использую объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный методы. Образовательный процесс строю на педагогических технологиях: личностно-ориентированного подхода, развивающего, игрового обучения.

Спрогнозировала результаты освоения ребенком образовательного материала: он научится определять форму предметов, сравнивать предметы по высоте и длине, ориентироваться на плоскости.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька в социализации и самосознании личности. Здесь ребёнок приобретает умения и навыки в общении и человеческих взаимоотношениях, здесь закладываются нравственный облик и профессиональное самоопределение. Семья становится важнейшей составляющей социальной ситуации развития ребёнка. В сентябре 2014 года в среднюю группу поступил мальчик Парамонов Максим, которого взяла под опеку его бабушка. Мальчик из неблагополучной семьи – ранее воспитывался в неполной семье мамой с алкогольной зависимостью, часто были семейные конфликты. В августе бабушка оформила опеку над Максимом и привела его в детский сад.

Определила главные цели и задачи взаимодействия с данной семьёй:

– оказание помощи семье в воспитании детей;

– психолого-педагогическое просвещение бабушки.

Основные направления деятельности:

– изучение семьи и условий семейного воспитания;

– коррекция детско-родительских отношений;

– дифференцированная и индивидуальная помощь бабушке.

Ожидаю, что к концу учебного года Максим научится говорить о своих недостатках в поведении, страхах, замкнутости, научится контролировать себя, станет более организованным, дисциплинированным, научится слушать другого, стать более выдержанным.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития;

создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников,

медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется :

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :

для детей, не усваивающих ООП МБДОУ № 132;

для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

развитие общей и мелкой моторики;

развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, трудовой, продуктивной, к которой относятся - лепка, аппликация, рисование);

речевое развитие (формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи, приобщение к художественной литературе);

формирование представлений об окружающем (предметном окружении, социальном мире и мире природы);

формирование элементарных математических представлений (количество, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени).

Формы, используемые в работе:

игры и игры-упражнения,

чтение художественной литературы,

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

принцип опоры на обучаемость ребенка,

принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при обследовании уровня развития ребенка.

принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Рекомендации по составлению рабочей программы для воспитателей Рекомендации по составлению рабочей программы для воспитателей. 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 1. Название дошкольного образовательного учреждения. 2.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Автор: Толкачева Вероника Александровна

Организация: МБУ КМЦ БМР

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Белово

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

В официальных документах:

подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Таким образом, назрела необходимость создания методической системы по данной проблеме - по разработке ИОМ.

Цель которого: создание благоприятных условий, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка.

- обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания, форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка;

- оказать дошкольнику поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;

- способствовать развитию профессиональной компетентности педагогов по данному вопросу.

1.Теоретическое обоснование реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника

Индивидуальное сопровождение – это система, взаимоувязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а также направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью индивидуального образовательного маршрута заключаются: в открытости обязательных результатов обучения; целесообразности сочетания различных форм организации образовательной деятельности; организации дифференцированной помощи со стороны педагога; создание психологического комфорта воспитанника, учет его индивидуальных особенностей.

Применительно к дошкольному образованию точное определение индивидуального образовательного маршрута ребенка не описано, но практические работники дошкольных образовательных учреждений используют этот термин для разработки образовательной программы, направленной на развитие индивидуальных способностей, реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (А.Н Малышкина, И.Ю.Аршинова, Н.А.Рошаль).

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. И он составляется на основе базовой программы с учетом актуального уровня развития ребенка.

Анализ опыта работы педагогов-практиков позволяет нам определить структуру индивидуального образовательного маршрута развития ребенка дошкольного возраста. Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста могут быть представлены как:

- определение потребностей и мотивов ребенка;

- определение условий, обеспечивающих достижение цели;

- определение технологического инструментария;

- определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;

- разработка содержания индивидуального образовательного маршрута;

- обсуждение результатов и корректировка образовательного маршрута.

Следовательно, мы думаем, что индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка дошкольного возраста должен включать в себя сочетание разных видов деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования его собственного опыта. Воспитатель должен обеспечить ребенку преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия проблемной ситуации и творческой деятельности, атмосферу благожелательности, принятия ребенка.

Опираясь на исследования А.И. Савенкова, Л.Пасечника, Е.Л.Солдатовой мы выделяем правила для воспитателя сопровождающего ребенка дошкольного возраста в совместной деятельности (в рамках индивидуального образовательного маршрута).

- Укреплять в себе позиции не противопоставления себя детям.

- Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия воспитанника, не задевая его личность.

- Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий педагога истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться.

- От воспитателя требуется замечать даже небольшие успехи и достижения воспитанников с низкой мотивацией к деятельности, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

- Основная задача педагога – предложить ребенку весь спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Под выбором мы понимаем создание специальных педагогических условий.

Таким образом, опираясь на научный опыт, мы пришли к выводу, что совместная деятельность воспитанника и педагога, направленная на успешную реализацию индивидуального образовательного маршрута, позволит добиться положительной динамики в личностном росте ребёнка. Такая работа потребует от воспитателя высокого уровня профессиональной компетентности и работоспособности, а также личной заинтересованности в получении хорошего результата.

2. Структура и содержание индивидуального образовательного маршрута

Структура индивидуального образовательного маршрута представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Содержание разделов индивидуального маршрута группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.

Индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников могут иметь различный вид и форму. Индивидуальный образовательный маршрут относиться к комплексному обучению и воспитанию ребенка, позволяет обеспечить коррекционно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста по различным направлениям.

Структура и содержание ИОМ будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. При проектировании, как структуры, так и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления педагогической работы в рамках индивидуальной программы.

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги должны руководствоваться рядом принципов:

Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

На наш взгляд, обязательными компонентами ИОМ являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуального образовательного маршрута на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.

Начинать работу необходимо со сбора первичной информации, изучение данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. Далее следует выявление особенностей физического развития, личностной и познавательной сферы ребенка, в этом помогает педагогическая диагностика, выявляются трудности в обучении; определяется уровень актуального развития; фиксируются отклонений в развитии. По данным заключений в результате углубленной диагностики составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. Фиксируются и проводятся индивидуальные занятия с воспитателем, со специалистами, а также вовлекаются родители в образовательный процесс. Происходит максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. Следующий этап- анализ результатов после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Проходит оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут. Фиксируется анализ результатов образовательного процесса и составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка.

Структура индивидуального образовательного маршрута для воспитанника у нас представлена в следующем виде:

1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение, адресность (фамилия, имя, отчество воспитанника), дата поступления в ДОО.

2. Общие сведения о ребенке (дата рождения, домашний адрес, ласковое имя ребенка, вредные привычки, любимые игрушки, индивидуальные особенности)

3. Семейный портрет. В нем фигурируют близкие члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка и др.). Графы: ФИО, образование, место работы, должность, статус семьи (многодетная), тип семьи (благополучная - неблагополучная), кто занимается воспитанием ребенка, характер взаимоотношений с ребенком (опека, диктат, попустительство, чрезмерная опека, сотрудничество).

4. Лист здоровья включает индивидуальные особенности и параметры (рост, вес, группа здоровья, хронические заболевания, аллергические реакции, противопоказания). Лист заполняется на начало года и конец.

5. Показатели развития. Указывается группа, критерии распределены в соответствии со стандартом по пяти образовательным областям и видам деятельности. Шкала результатов заполняется на начало и конец учебного года. Можно указать уровень развития в соответствии с педагогической диагностикой (низкий, средний, высокий).

6. План реализации индивидуального образовательного маршрута. Он включает дату (месяц), образовательные области, направления работы по видам деятельности, содержание работы (формы и методы), взаимодействие со специалистами и родителями по проблемам, далее фиксируются реальные достижения ребенка и последняя графа – примечание.

7. И последнее - Анализ результатов образовательного процесса, где записывается анализ результатов и составляется прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка.

Таким образом, мы представили один из подходов к проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута для воспитанника дошкольной образовательной организации. Проектирование подобного рода позволит создать условия для качественной индивидуализации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

3. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

Общие сведения о ребенке

Дата рождения ________________________________________________________________

Домашний адрес ______________________________________________________________

Ласковое имя ребенка ______________________________________________________________

Вредные привычки ребенка _____________________________________________________________

Любимые игрушки _____________________________________________________________

Индивидуальные особенности (в поведении) _______________________________________________________________

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута - важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.

В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие выбор того иного образовательного маршрута, описаны этапы его построения, приводится перечень примерных методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута для ребенка-дошкольника.

Представленные материалы помогут педагогическим работникам ДОУ разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников ……

Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора …………………………………………..

Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………….

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка ……………………………….

Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………

Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ ………………….

Список рекомендуемой литературы …………………………….

Пояснительная записка

"Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только помочь ему открыть это в себе".

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.

Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ).

Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации.

Материалы сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ, описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута , перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута, рекомендации к составлению примерного варианта индивидуального маршрута для ребенка с ОВЗ.

1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников

1.1. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:

- достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;

- результаты освоения дополнительной образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;

- на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Усилия педагогов ДОУ в рамках реализации ИОМ направлены на решение следующих задач:

- определение уровня возможностей дошкольника;

- выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей;

- создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:

1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;

2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

- как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;

3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

- состоянием его здоровья;

- уровнем готовности к освоению образовательной программы;

- интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом специалистов образовательных учреждений;

- возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;

- возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома;

- наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных образовательных учреждений.

ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

1.2. Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.

Мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Задачи мониторинга:

- организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой);

- оценка эффективности использования ИОМ;

- выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.

Этапы мониторинга:

- сбор медико-педагогической информации о ребенке;

- анализ и оценка полученных данных;

- выстраивание ИОМ ребенка;

- интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка;

- отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.

Технологические аспекты данной проблемы:

- сводные информационные таблицы по диагностике;

- аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.

Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.

1.3. Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом:

1) Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения, использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями).

2) Этап планирования коррекционно-развивающей работы:

- предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной или развивающей работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики);

- выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и методик);

- отбор содержания коррекционных и развивающих занятий (предполагает отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание);

- продумывание организационных условий и путей достижения коррекционно-развивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.)

- планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий);

3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями).

4) Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы).

Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

1.4. Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность педагогического воздействия на ребенка. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зо ны его ближайшего развития, а именно:

- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);

- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

- приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

Читайте также: