Методическая разработка по пдд в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Обучение детей правилам дорожного движения занимает особое место в основах безопасности жизнедеятельности. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

• снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
• развитие психофизиологических качеств ребенка;
• формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако, дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

При построении системы работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
— ребенок – пешеход;
— ребенок – пассажир городского транспорта;
— ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки,
снегокат, ролики).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения.

Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревнования и стимулировать познавательные мотивы. Это возможно при соблюдении следующих условий:
— эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
— положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
— формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.

Эффективными являются целевые прогулки, направленные на закрепление дошкольниками знаний по ПДД. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность поведения.

Обучение и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются именно в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, групповые, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.

Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

• Познакомить детей с правилами дорожного движения;
• Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
• Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
• Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили воспитатели, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил дорожного движения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительную работу и среди родителей. Работа с родителями может принимать разнообразные формы:

Вывод: Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Интересной и эффективной формой работы является организация сюжетно-ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения.

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах;о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)
Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам.
Создание проблемной ситуации — Дети отправились на экскурсию по городу.
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения. — Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков.

Информационная часть. Рассказать детям: — о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; — о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; — правилах поведения в легковом автомобиле; — познакомить с профессией кондуктора.
Атрибуты: шапочка кондуктора, таблички остановок Создание проблемной ситуации — Детей пригласили в музей.
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Информационная часть: Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах;погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы).
Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходные дорожки; накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта
Создание проблемной ситуации— На вызов едет пожарная машина.
Задача детей: организовать движение других транспортных.

Обучающие игры.

Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения.
Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные знаки.

Игра может проводиться в двух вариантах.

1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

Подготовка к игре: Все знаки расставляют на расстоянии друг от друга.
Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

Примерная тематика занятий с дошкольниками:

Ответы на кроссворд:

1.Опасность; 2. Тормоз; 3. Каток; 4. Светофор; 5. Инспектор; 6. Троллейбус; 7. Ограждение; 8. Тротуар; 9. Перекресток; 10. Катофоты; 11. Пассажир; 12. Знак; 13. Шоссе; 14. Обгон; 15. Мопед; 16. Автобус; 17. Мотоцикл; 18. Желтый; 19. Зебра; 20. Остановка; 21. Кемпинг; 22. Стоянка.

Автор: Кондратьева Ирина Петровна,
воспитатель,
ГБОУ СОШ № 141, г. Москва, Россия

-Воспитание законопослушных участников дорожного движения.

- Закрепление и совершенствования знаний правил дорожного движения, умений и навыков юных участников дорожного движения.

- Закрепление навыков безопасного поведения на дорогах.

-Воспитание безопасного поведения на дорогах.

- обобщить знания детей о транспорте, о Правилах дорожного движения, правилах поведения на улице;

- довести до сознания детей, к чему может привести нарушение Правил дорожного движения;

- развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление,

- воспитывать грамотного пешехода;

-вызвать интерес у детей к совместной игровой деятельности и доброму отношению друг к другу;

- формировать умение работать в коллективе.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно - транспортных происшествий является именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения

1. Заучивание стихов, поговорок и пословиц о ПДД.

2. Беседы о правилах дорожного движения, обсуждение ситуаций.

Участники и условия проведения.

В КВНе принимают участие 2 команды, состоящие из детей старшей, подготовительной группы и группы компенсирующей направленности. детского сада. Каждая команда имеет свое название и отличительный элемент, соответствующий тематике досуга. КВН проводится в течение 40 минут. Члены жюри оценивают работу команды баллами. После прохождения всех заданий подводятся итоги, объявляется победитель.

-иллюстрации дорожных знаков,

-макеты дорожных знаков.

Сроки и место проведения.

КВН проводится 28 ноября в музыкальном зале МБДОУ №1.

Команда - победитель за I место награждаются грамотами и сладкими призами.

Ход мероприятия

Мы живем в большом красивом городе с зелеными, широкими улицами и по ним движется много легковых и грузовых автомашин, едут, троллейбусы, автобусы… И никто никому не мешает. Это потому, что есть такие четкие и строгие правила для водителей машин и для пешеходов. Мы должны соблюдать установленные правила движения, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь. А для того, чтобы быстрей запомнить и повторить их, мы и проведем веселую игру – КВН

На дорогах трудностей так много,

Но их бояться нет у нас причин.

Потому что правила движенья

Есть у пешеходов и машин.

А кто немного подзабыл,

Мы правила напомним им.

Такой совет мы вам дадим:

Чтоб у всех было хорошее настроение,

Соблюдайте, люди, правила движения.

Итак, мы начинаем наш весёлый, любимый всеми КВН.

Внимание, наши участники! Давайте их поприветствуем. (фоновая музыка КВН)

Ведущая: Сегодня нам предстоит посоревноваться, определить победителя между командами, а поможет нам уважаемое жюри (представить) .За каждый правильный ответ и правильное выполнение задания команда получит от 1 до 3 баллов в свою копилку, выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Команды готовы? Но для начала давайте поприветствуем друг друга.

1. Команда- Зеленый цвет, капитан - Влад.

Шлём свой пламенный привет

И от всей души желаем

Дать им правильный ответ.

Знать правила движения –

2. Команда- Красый цвет, капитан - Настя.

Вот какой дадим ответ:

Мы с вами сразимся

Но просто не сдадимся

Будем правила движенья

Выполнять без возраженья

Пусть вам и нам сопутствует удача

Стать грамотными пешеходами

Вот наша задача!

1 конкурс “Разминка”.

Командам задают вопросы. В конце разминки за правильные ответы, команда получает 1 балл.

1. Где можно переходить проезжую часть (На перекрёстке со светофором или на пешеходном переходе).

2. В каком порядке расположены цвета светофора? (сверху вниз) .

3. Что означает жёлтый сигнал светофора? (внимание) .

4. Как обозначен пешеходный переход? (зебра) .

5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (зелёный).

1. Что означает красный сигнал светофора? (стоп) .

2. Что такое перекрёсток (пересечение улиц) .

3. Где могут ездить велосипедисты? (по специально отведённой дорожке) .

4. Когда надо начинать переход улицы, если на перекрестке есть светофор?

5. Можно ли переходить на красный сигнал, если по близости нет машин (нельзя).

Наши команды отлично справились с первым заданием. Жюри посовещайтесь. Конкурс оценивается 1-3 баллов.

Ну а теперь второе задание

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что это за знак и что он обозначает? (СТОП).

Наш конкурс заключается в следующем:

Детям предлагается добежать до отметки и вернуться назад, передав эстафету.

Пока наши игроки отыхают, жюри подсчитывает очки по итогам 2 х конкурсов, предлагаю поиграть зрителям.

Нужно назвать виды транспорта, на которых путешествовали сказочные герои.

А) На чем ехал Емеля к царю во дворец (печка)

Б) Любимый вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)

В) Чем смазывал моторчик Карлсон? (вареньем)

Г) Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину (велосипед)

А) Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (карету)

Б) На чем летал Алладин? (ковер-самолет)

В) На чем катался Кай из сказки снежная королева? (санки)

Г) Личный транспорт Бабы Яги (ступа).

Ведущий: Ребята давайте вспомним, а что же такое зебра (ответы детей). Правильно, это разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход. А как же она выглядит? (ответы детей). Я предлагаю вам сделать зебру и показать всем ребятам.

Жюри совещается. Подводит итоги.

Каждой команде нужно спеть 3 частушки на тему

Капитанам предлагается нарисовать светофор на листе формата А4 и правильно расположить сигналы.

Ведущий: Ребята, а что кроме светофоров помогает пешеходам и водителям ориентироваться на дорогах и улицах? (дорожные знаки)

Ведущий. Правильно! Задание такое: прочитав стихотворение об одном из знаков, ввам нужно выбрать этот знак среди остальных.

Знак "Дорожные работы"'.

Знак "дорожные работы" чинит здесь дорогу кто-то.

Скорость сбавить нужно будет,

там ведь на дороге люди.

Знак "Въезд запрещен. "

Знак водителей стращает,

въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча ехать мимо кирпича!

Знак "Пешеходный переход ".

Здесь наземный переход,

ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Знак "Движение пешеходов запрещено ".

В дождь и в ясную погоду

здесь не ходят пешеходы

говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено! "

Знак "Место остановки автобуса''.

В этом месте пешеход

терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

хочет пассажиром стать.

Знак "Движение на велосипедах запрещено "

Знак запомните, друзья,

и родители, и дети.

Там, где он висит,

нельзя ездить на велосипеде!

Если нужно вам лечиться,

знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов

там вам скажут: "Будь здоров! "

Знак "Осторожно, дети".

Посреди дороги дети,

мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

будь внимательней, водитель!

Ведущий: Молодцы ребята! Вы показали отличные знания!

Не оставили без внимания

Эти правила, самые важные!

Путь домой не будет страшен вам,

Если точно и без сомненья

Соблюдать правила дорожного движения!

Ведущий: На этом наш веселый КВН закончен. Желаю вам быть послушными пешеходами и соблюдать ПДД.

Прикреплённые файлы:

Правила дорожные малышам знать положено

Правила дорожные малышам знать положено Актуальность проблемы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге в настоящее время становится особенно ощутимой,определяется.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Характеристика методической разработки……………………………….4

Принципы и фомы работы………………………………………………. 10

Список используемых источников………………………………………….12

В соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников, является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.

Детский дорожно -транспортный травматизм - одна из самых острых проблем современного общества. Ведь так часто совершаются дорожно -транспортных происшествий с участием детей и подростков .

Ознакомление дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важных направлений работы педагогов дошкольников образовательных учреждений и родителей. Это связано с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку , которая свойственна взрослым. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов - детей. Поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече различными сложными жизненными ситуациями. С дошкольного возраста надо целенаправленно формировать и закреплять знания детей в правилах безопасного поведения.

Безопасность движения обеспечивается тогда, когда все – и водители, и пешеходы, и пассажиры соблюдают правила.

Д анная методическая разработка, посвящена актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах. Ведь дошкольный возраст –важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Характеристика методической разработки:

Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.

Продолжать знакомить с дорожными знаками

Продолжить работу по обогащению словаря, и активизации диалогической речи.

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Расширять представления детей о работе ДПС.

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Необходимо целенаправленно формировать и закреплять знания детей в правилах безопасного поведения на дороге, поэтому педагогическая деятельность была направлена на приобщение детей к дорожной грамоте.

Главная задача состояла в том, чтобы научить дошкольников ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения .

Создание предметно — развивающей среды — одно из важных условий способствующее формированию знаний правил дорожной безопасности у дошкольников, и одной из основных задач является обогащение игровой среды элементами, стимулирующую познавательную активность детей.

Был оформлен уголок безопасности;

подобрана художественная литература; дидактические и настольные игры по ПДД;

Для организация образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге был разработан перспективный план. Он был составлен с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей.

Работа осуществляется как в ходе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности, так и в ходе режимных моментов.

Одной из интересных форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.

Они направлены на закрепление дошкольниками знаний по ПДД.

Проводились наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Продолжали закреплять назначение дорожных знаков и их начертания.

В ходе обучения дошкольников ПДД , мы активно использовали средства художественной литературы . Так же был организован просмотр обучающих и развивающих мультфильмов . Данные формы работы помогают образно объяснить поведение героев на улице, в ситуациях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, тем самым расширяя жизненный опыт ребёнка.

Были организованы встречи с инспекторами по пропаганде детского дорожно-транспортного травматизма для ребят были показаны циклы обучающих мультфильмов по правилам перехода улицы в положенном месте, рассмотрены основные правила дорожного движения для пешеходов. Воспитанники активно принимали участие в обсуждении мультфильма и показали свои знания правил дорожного движения.

Знакомство с сотрудником отделения произвело на детей незабываемое впечатление. На улице детей ждал сюрприз – настоящая машина ДПС . Ребята внимательно слушали рассказ инспектора о комплектации автомобиля, и роли инспектора ДПС в жизни города.

Подобные мероприятия способствуют сознательному формированию у детей правил поведения в дорожной обстановке, помогают предостеречь от опасных ситуаций на дорогах.

Значительное место в обучении дошкольников уделялось игровым технологиям, которые позволяют организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения.

В работе с детьми мы использовали также дидактические и настольно-печатные игры. Цель которых, не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями.

Именно были созданы условия для активного участия родителей по вопросам приобщения детей к этике дорожно-транспортного поведения.

- Изготовлены папки – передвижки по ПДД

Составление родителями маршрут ребенка от дома до детского сада.

В ДОУ в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма оформлены информационные "Уголки безопасности". (Приложение 1)

Планируемый результат

Активизировать познавательный интерес, сформировать эмоционально положительное отношение к безопасному поведению на дороге, способствовать повышению эффективности обучения дошкольников ПДД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста. Учащиеся знакомятся с основными правилами дорожного движения, через игровые проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Работа организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в заданиях, проявляя инициативу.

Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, а также родителям, для ознакомления детей с правилами дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.

Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста. Учащиеся знакомятся с основными правилами дорожного движения, через игровые проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Работа организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в заданиях, проявляя инициативу.

Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, а также родителям, для ознакомления детей с правилами дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.

Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста. Учащиеся знакомятся с основными правилами дорожного движения, через игровые проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Работа организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в заданиях, проявляя инициативу.

Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, а также родителям, для ознакомления детей с правилами дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА

Методическая разработка занятия

для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста

Продолжительность – 25 минут

Возраст обучающихся – 4 – 6 лет

педагог дополнительного образования

Диогенова Инна Николаевна

г. Липецк, 2019 год.

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста. Учащиеся знакомятся с основными правилами дорожного движения, через игровые проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Работа организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в заданиях, проявляя инициативу.

Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, а также родителям, для ознакомления детей с правилами дорожного движения и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.

Пояснительная записка

В.Д.Одоевский.

для детей дошкольного возраста.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: учащиеся дошкольного возраста 4 – 6 лет.

Используемые материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозаписи, картинки с изображением автобуса, автомобиля, колеса, велосипеда, остановки, регулировщика, дорожных знаков, детей, пешеходного перехода; макет светофора, 3 круга – красный, желтый, зеленый; мяч.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Используемые методы: словесный, наглядный, игровой, практико – ориентированный, метод проблемного обучения.

Образовательная область: формирование представления о правилах дорожного движения.

Актуальность: детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Методические рекомендации по использованию мультимедийного материала: групповое занятие. Использование мультимедийной презентации позволяет задействовать весь наглядный информационный канал, способствование лучшему усвоению информации и экономии времени на внедрении знании дошкольникам. Презентация является дополнением к конспекту. Ее эффективность характеризуется уровнем усвоения знаний по теме.

Цель: Формирование первичных знаний о правилах дорожного поведения у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций.

Обучающие:

Познакомить дошкольников с правилами поведения на дороге, улице, с сигналами светофора и пешеходным переходом;

Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

Формировать здоровый образ жизни, профилактику дорожно-транспортного травматизма.

Развивающие:

Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;

Развивать память, внимание, любознательность, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление;

Активизировать словарный запас учащихся.
Воспитательные:

Вырабатывать у учащихся привычку правильно вести себя на дорогах;

Воспитывать грамотных пешеходов.

Предполагаемый результат:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на дорогах и улицах города.


Рекомендации по организации и проведению занятия:

1. Подготовка к любому занятию обязательно должна начинаться с продумывания конспекта. Интересный и содержательный конспект сделает занятие незабываемым. Содержание должно включать элементы новизны, занимательности, необычности.

2. Необходимо тщательно продумать оснащение и оформление кабинета, музыкальное сопровождение. Игровые атрибуты следует расположить вне поля зрения учащихся: это создаст элемент неожиданности и праздничного настроения.

3. Занятие необходимо проводить в просторном кабинете, где найдется достаточно места для подвижных игр детей.

4. Задания и игры должны отвечать интересам учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

5. Эффективность педагогической работы во многом зависит от анализа качества проведенного занятия. Необходимо выяснить причины негативных моментов и отметить удачные игровые находки.

План занятия:

Организационный момент – 3 мин.

Практическая часть – 19 мин.

Игра с мячом - 3 мин.

Подведение итогов занятия – 2 мин.

Рефлексия – 1 мин.

Ход занятия:

( В кабинете стоят в два ряда стульчики, имитирующие автобус. На каждом стульчике наклеены кружки, треугольники, квадратики, овалы, прямоугольники разных цветов).

Организационный момент – 3 мин.

Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Каждый берет билет, проходит в автобус и находит свое место. (Учащиеся рассаживаются по своим местам).

Педагог: Я, буду шофером, а вы пассажиры. А чтобы наш автобус поехал надо произнести волшебные слова:

Автобус, автобус идет, гудит,

В автобусе, в автобусе шофер сидит.

В автобусе, в автобусе детей полно,

Поехали дети, глядите в окно!

(Учащиеся повторяют слова за педагогом, звучит запись звука работающей машины).

Педагог: Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали дети, машина стой!

Практическая часть – 19 мин.

Педагог: Страна Светофория (читает на вывеске). Ребята, что это за страна? Вы, когда - нибудь бывали в этой стране? (Ответы учащихся).

Педагог: В стране Светофория живет разный народ

И автомобили, и шофер и пешеход.

Делаю вам предостережение –

Выучить срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулем водители!

Хотите побывать в этой стране? (Ответы учащихся).

Педагог: Это страна, где все люди, даже дети знают правила дорожного движения и постоянно ими пользуются, поэтому в этой стране никогда не происходит дорожных происшествий. А почему в Светофории никогда не бывает дорожных происшествий? (Ответы учащихся). Потому что, в этой стране все соблюдают правила дорожного движения.

Педагог: Какие правила дорожного движения вы знаете? (Ответы учащихся.) Ребята, так просто в страну Светофория не войдешь. Посмотрите, на воротах висят зашифрованные знаки и их надо отгадать и открыть. Если у вас получится, тогда ворота откроются. (На дверцах шкафа висят перевернутые картинки. При правильных ответах учащихся картинки переворачиваются).

Педагог: Давайте попробуем открыть дорожные знаки. Если вы правильно ответите, то знаки откроются. Готовы? (Ответы учащихся).

Педагог: Первое задание.

(приложение №1)

Что за чудо этот дом,

Окна светятся кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

Он по улице идет

На работу всех везет.

Учащиеся: Автобус.

Педагог: Чтобы я тебя повез,

Не давай ты мне овес.

Напои меня бензином

И проверь мотор и шины.

Вот тогда вздымая пыль,

Учащиеся: Автомобиль.

Педагог: По наезженной дороге

Они бегут быстрей, чем ноги.

Учащиеся: Колеса.

Педагог: Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

Крутят ноги вдоль дороги

Два веселых колеса,

У загадки есть ответ

Учащиеся: Велосипед.

Педагог: В этом месте, как не странно.

Ждут чего-то постоянно.

Кто-то сидя, кто-то стоя…

Что за место здесь такое?

Учащиеся: Остановка.

Педагог: Кто стоит на переходе?

Почему он нужен тут?

Знаешь, как его зовут?

Учащиеся: Регулировщик.

Педагог: Сами не видят, а другим указывают.

Учащиеся: Дорожные знаки.

Педагог: Затихают все моторы!

И внимательней шоферы,

Если знаки говорят:

Учащиеся: Дети.

Педагог: Чтоб приучить пешехода к порядку,

Разлиновали асфальт, как тетрадку.

Через дорогу полоски идут,

За собой пешехода ведут.

Учащиеся: Пешеходный переход.

Педагог: Молодцы, ребята, с заданием справились и все картинки открыли. Мы в стране Светофория! Посмотрите, кто нас встречает? Отгадайте загадку!

Педагог: Мчался транспорт, торопился,

А потом остановился,

Приглушил слегка мотор.

Учащиеся: Светофор. (Педагог показывает макет светофора).

Педагог: Ребята, вы знаете, для чего нужен светофор? Где вы видели светофор? Заметили ли вы, как слушаются светофора и машины и люди? (Ответы учащихся). Светофор нужен для безопасного движения машин и людей. Давайте вспомним правила перехода по светофору.

Педагог: Красный глаз глядит на нас.

Что гласит его приказ?

Учащиеся: Стоять.

Педагог: Желтый глаз глядит на нас.

Что гласит его приказ?

Учащиеся: Внимание.

Педагог: А зеленый глаз для нас.

Что гласит его приказ?

Учащиеся: Можно идти.

Педагог: Ребята, как расположены знаки светофора?

Учащиеся: Красный вверху, желтый посередине, зеленый внизу.

Педагог: Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем.

Цель игры: обобщение знаний о назначении светофора и его сигналов.

- развивать внимание, ловкость, сообразительность, зрительное восприятие;

- воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Игровые атрибуты: 3 круга - красный, зеленый, желтый.

Условия игры:

Педагог: Выполняй закон простой:

Красный свет зажегся – стой! (Дети замирают)

Желтый вспыхнул – подожди! (Дети приседают)

А зеленый свет – иди! (Дети бегают).

(Темп игры может увеличиваться. В конце игры педагог называет самых внимательных участников).

Педагог: Все жители страны Светофории очень любят играть. Особенно они любят играть в мяч. Ребята, а вы любите играть с мячом? (Ответы учащихся). Можно играть на проезжей части дороги? (Ответы учащихся). Это опасно, может задавить машина, мяч попадет под машину и лопнет. А где можно играть детям? (Ответы учащихся). Верно, детям нужно играть на детской площадке под присмотром взрослых. Давайте и мы поиграем с мячом.

Цель игры: закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения, дорожных знаках.

- развивать внимание, наблюдательность, память, ловкость, сообразительность.

- развивать умение работать в коллективе.

Игровые атрибуты: мяч.

Условия игры: Педагог с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч,

одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч педагогу. Игра

проводится со всеми детьми по очереди.

Педагог: По дороге кто идет?

Учащийся 1: Пешеход.

Педагог: Кто машину ведет?

Учащийся 2: Водитель.

Учащийся 3: Три глаза.

Учащийся 4: Стой и жди.

Учащийся 5: Подожди.

Учащийся 6: Можете идти.

Педагог: Идут наши ножки по пешеходной…

Учащийся 7: Дорожке.

Педагог: Где мы автобус ждем?

Учащийся 8: На остановке.

Педагог: Где играем в прятки?

Учащийся 9: На детской площадке.

Педагог: А еще в стране Светофории любят смотреть мультфильмы. Вы, любите мультики? А какие? (Ответы учащихся). Во многих мультфильмах герои передвигаются на различных видах транспорта. Давайте проверим, какие виды транспорта вы знаете и как вы помните сюжеты мультфильмов.

Цель игры: научить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства.

- правильно называть виды транспортного средства;

- развивать память, мышление, сообразительность.

Условия игры: Учащимся предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства:

1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) – слайд №2.

2. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) – слайд №3.

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем) – слайд№4.

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед) – слайд №5.

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету) – слайд №6.

6. На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете) – слайд №7.

7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) – слайд №8.

8. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде) – слайд №9.

9. Ехали медведи на велосипеде,

А за ним комарики.

На чем летали комарики? (На воздушном шарике) – слайд №10.

10. На чем катался Кай? (На санках) – слайд №11.

11. На чем летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре) – слайд №12.

3. Подведение итогов занятия – 2 мин.

Педагог: Вот мы и побывали в стране Светофории! Было трудно, но вы справились и теперь являетесь почетными гостями Светофории. Но, к сожалению, нам пора возвращаться. Запомните ребята: правила движения должны все соблюдать без возражения.

Надо: ходить по тротуарам, переходить улицу по пешеходному переходу; смотреть внимательно на светофор; если оказался в потоке машин, то стоять нужно спокойно, не метаться.

Нельзя: кататься на велосипеде по проезжей части.

Никогда не торопись!

У дороги осмотрись.

За другими не спеши.

Маму за руку держи.

Нужно правила все знать!

Возле трассы не играть

И животных без присмотра

На дорогу не пускать.

Педагог: Молодцы, вы все хорошо потрудились. Ребята, вы все запомнили как вести себя на улице? На какой свет переходить дорогу? (Ответы учащихся). Об этом расскажите своим родителям и друзьям. До свидания!

Читайте также: