Меры поддержки школьного самоуправления

Обновлено: 07.07.2024

Организация открытых уроков и учебных занятий как средство решения проблем формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, выявленных при входной диагностике обучающихся в Иркутской области

Создание инфраструктуры сетевого взаимодействия региональных методистов, муниципальных и школьных координаторов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности педагогов и обучающихся в Иркутской области

Нормативно-правовые и организационно-методические аспекты разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

от 2 августа 2017 года N ТС-512/09

О направлении методических рекомендаций

Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) направляет для использования в работе методические рекомендации по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания и по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления, а также рекомендации по расчету качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии.

Методические рекомендации по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления

Введение

Целью создания детских общественных движений и ученического самоуправления является развитие ценностных личностных качеств ребенка, формирующих внутреннюю позицию несовершеннолетнего, направленную на его социальную активность.

Детские общественные движения и органы ученического самоуправления это формы общественной самоорганизации детей, позволяющие им реализовать право на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, свободно выражать свои взгляды и участвовать в деятельности по реализации принятых решений. Кроме этого участие в деятельности детских общественных движений позволяет детям приобрести опыт коллективной деятельности и в значительной мере способствует развитию их личности.

Предлагаемые методические рекомендации дают возможность педагогам, руководителям образовательных организаций и специалистам органов управления образованием сориентироваться в новой ситуации, возникшей в отечественном детском движении, обратить внимание на возможности новых подходов к развитию актуальной социальной инфраструктуры современного детства.

Основные понятия

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.9);

Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.5);

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.8);

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. (Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст.19);

К таким объединениям относится Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников", созданная по Указу Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года N 536.

Ученическое самоуправление - это форма реализации обучающимися права на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Данное право закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.34.

Законодательная и нормативная правовая база

Законодательная и нормативная правовая база обеспечения деятельности детских общественных движений и органов ученического самоуправления представлена следующими документами:

Конвенцией ООН о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 N 1559-I;

ведомственными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме того, в 76 субъектах РФ действуют законодательные акты, касающиеся поддержки молодежных и детских общественных объединений.

Организационно-методическая поддержка деятельности детских общественных объединений

Детское движение в современной России является многообразным по содержанию деятельности и своей структуре и представлено разноуровневыми и многопрофильными детскими объединениями, классифицирующиvbся следующим образом (классификация условная): по территориальной сфере деятельности - общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, городские, районные, местные детские общественные объединения;

по юридическому статусу - имеющие государственную регистрацию (юридические лица) и функционирующие в соответствии с законодательством без оформления государственной регистрации;

по организационно-правовым формам - детские общественные движения, детские общественные организации, детские объединения клубного типа, и др., кроме этого в 2015 году Указом Президента Российской Федерации создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российского движения школьников";

по доминирующему возрасту участников - разновозрастные детские объединения (от 8 до 18 лет и старше) и детские объединения, объединяющие детей примерно одного возраста;

по численности - от нескольких десятков до сотен детей (в организациях областного, краевого, республиканского уровня - до нескольких тысяч человек);

по профилю (видам) деятельности - патриотические, поисковые, экологические, информационно-журналистские творческие и другие, а также многопрофильные детские объединения (клубы, команды, отряды, патрули и др.).

К полномочиям образовательных организаций, относится "содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации" (Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации", п.19).

Практически во всех регионах детское движение представляет собой многообразие организаций. Российское движение школьников призвано объединить все лучшие практики в области воспитания подрастающего поколения, которые на сегодняшний день существуют в России. А также обобщить опыт лучших детских общественных организаций. Созданная общероссийская детско-юношеская организация, в первую очередь, консолидирует в себе уже существующие детские общественные движения в школе, унифицирует их программы воспитания и позволяет вывести всю работу в целом на новый общероссийский уровень.

Основные задачи и механизмы поддержки детских общественных объединений:

1. Создание и ведение реестра, формирование банка данных детских общественных объединений региона;

2. Систематизация нормативно-правового сопровождения деятельности детских общественных объединений;

3. Научно-методическое сопровождение развития детского движения региона:

- создание и систематизация научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по работе детских общественных объединений;

- разработка методических пособий и рекомендаций

- оказание консультационных и методических услуг;

- создание единого методического центра поддержки деятельности детского движения региона.

4. Укрепление и развитие материальной базы детских общественных объединений:

- развитие системы финансовой поддержки перспективных программ и проектов детских общественных объединений (гранты, конкурсы и так далее);

- развитие системы передачи услуг социально ориентированных некоммерческих организаций из числа детских общественных объединений;

- предоставление помещений на льготной основе для текущей, проектной деятельности и консолидации детских общественных объединений региона.

5. Развитие межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных, частных организаций по поддержке детского движения региона;

6. Развитие системы информационной поддержки различных форм детских общественных объединений региона:

- проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития детского движения;

- создание единого регионального информационного поля для детских общественных объединений;

- проведение специализированных мероприятий для СМИ региона по тематике детских общественных объединений;

- развитие разнообразных форм социальной рекламы деятельности детских общественных объединений;

7. Развитие системы подготовки кадров, мотивации лидеров и участников детских общественных объединений:

- проведение конкурсов лидеров и активистов детских общественных объединений;

- проведение кадровых школ для руководителей, специалистов, актива и потенциальных участников детских общественных объединений по различным направлениям.

- популяризация достижений детских общественных объединений на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях;

- создание и ведение кадрового реестра специалистов детских общественных объединений, развитие системы стажировок.

Организационно-методическая поддержка деятельности органов ученического самоуправления

Принципы ученического самоуправления: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей.

Основные задачи и механизмы поддержки ученического самоуправления

1. Формирование открытого банка данных органов ученического самоуправления;

2. Научно-методическое сопровождение развития системы ученического самоуправления:

- создание и систематизация научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по развитию ученического самоуправления в образовательных организациях региона;

- популяризация существующих и разработка новых методических пособий и рекомендаций$

- оказание консалтинговых методических услуг;

- создание единого методического центра поддержки деятельности органов ученического самоуправления.

3. Развитие системы информационной поддержки деятельности органов ученического самоуправления:

- проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития ученического самоуправления;


Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Меры, мероприятия

Наличие мер поддержки детского самоуправления в образовательной организации

Наличие мер по развитию детских общественных объединений

Проведение мероприятий, направленных на повышение уровня мотивации обучающихся к участию в волонтерской деятельности

Принятие мер, направленных на профилактику безопасного поведения детей в сети "Интернет"

Принятие мер по профилактике девиантного и делинквентного поведения обучающихся

Принятие мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся

Проведение мероприятий, направленных на повышение престижа профессий, связанных с воспитанием

Принятие мер, направленных на популяризацию лучшего педагогического опыта

Наличие мер по стимулированию эффективности работы педагогических работников по классному руководству

Принятие мер, направленных на развитие сотрудничества субъектов системы воспитания

Осуществление межведомственного взаимодействия по актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения

Организация каникулярного отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья

Наличие мер поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.

Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.

В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.

Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи школьного самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
  4. Учить защищать права учащихся.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

  • открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
  • равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
  • добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
  • непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.

Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:

  • в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
  • в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и т. п.;
  • в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Детям можно поручать следующие области школьной жизни:

  • в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
  • в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
  • в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
  • в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
  • в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

Для создания органов самоуправления необходимо:

  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
  3. Представить педагогическую поддержку и помощь.

Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Наша воспитательная программа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.

Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.

В начале учебного года проходит предвыборная кампания. На классном собрании тайным голосованием выбирается лидер классного коллектива. Затем классный руководитель пишет слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, спортивный зал, редколлегия, праздники, корреспондент, труд, помощь, учёба и т. д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы иметь:

  1. Дежурная служба класса.
  2. Библиотечная служба класса
  3. Учебная служба класса.
  4. Пресс-центр и корреспондентская служба класса.
  5. Хозяйственная служба класса.
  6. Шефская служба класса.
  7. Сценарная служба класса.

Классный руководитель должен хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого ученика. Необходимо, чтобы все дети входили в ту или иную службу. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 7 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.

Читайте также: