Меры методической поддержки изучения учебного предмета в школе

Обновлено: 05.07.2024

Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в школе, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.

ВложениеРазмер
vremya_est_velichayshiy_iz_novatorov.docx 25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС

Роль методических служб заключается в организации компетентного методического сопровождения учителя в тех направлениях, которые являются ключевыми в ФГОС.

Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в школе, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.

"Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.

Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.

В соответствии с приказом директора школы была создана рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения.
В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:

  1. изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
  2. разработка основной образовательной программы начального общего образования;
  3. разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
  4. разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
  5. ознакомление с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) будущих первоклассников; обсуждение ФГОС с родителями (законными представителями);
  6. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
  7. разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
  8. создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность педагогов;
  9. обеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога

По карте самооценки готовности ОУ к введению ФГОС определен высокий уровень готовности.

Главная роль в реализации основных требований стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Для того, чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Мы предлагаем использовать лист самооценки.

Самооценка готовности учителя к работе по новым образовательным стандартам

1. Я знакома с концепцией ФГОС и основными требованиями к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не знакома с концепцией ФГОС и требованиями к образовательному процессу.

2. Я владею требованиями к результатам освоения ООП НОО (метапредметным, личностным, предметным; имею опыт работы по формированию УУД).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не владею требованиями к результатам освоения ООП НОО.

3. Я имею опыт работы в рамках развивающей системы обучения.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не имею опыта работы в рамках развивающей системы обучения.

4. Я хорошо владею технологиями деятельностного обучения.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не владею технологиями деятельностного обучения.

5. Я хорошо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я плохо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения.

6. Я имею опыт дифференцированного обучения, опыт индивидуальной работы с одарёнными детьми, детьми с низкой мотивацией к учению.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не имею опыта дифференцированного обучения, опыта индивидуальной работы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

8. Я владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Постоянно веду работу по сохранению здоровья обучающихся.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Не имею опыта работы по сохранению здоровья обучающихся.

9. Я имею опыт разработки учебной или воспитательной программы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не имею опыта разработки учебной или воспитательной программы.

10. Я имею опыт инновационной деятельности (работа над инновационным проектом, в составе ОМЦ, базовой площадки).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не имею опыта инновационной деятельности.

11. Всё дидактическое оснащение моего кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию, рационально использовать время и пространство учителя и ученика.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дидактическое оснащение кабинета требует серьёзной доработки по содержанию, по форме, по количеству.

Все учителя, работающие в 1 и 2 классах, прошли курсовую подготовку:

Все учителя имеют сертификат Соответствия квалификационным требованиям в области ИКТ

В течение 2010 – 2011 учебного года проделана большая работа по подготовке ОУ к введению ФГОС НОО. На заседаниях МО учителей начальных классов были рассмотрены такие вопросы:

  • Новые подходы к преподаванию в начальной школе на основе ФГОС НОО
  • Изучение опыта школ России по введению ФГОС НОО
  • Формирование и развитие УУД обучающихся начальной школы
  • Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
  • Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО

В ОУ прошли методические семинары:

На протяжении подготовки и введения ФГОС учителя посещают и работают в районных проблемных группах

На текущий учебный год разработаны и проводятся:

На протяжении внедрения и реализации ФГОС проводится внутришкольный контроль, целью которого является:

  • сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
  • обеспечение обратной связи по реализации всех управленческих решений;
  • коррекция деятельности;
  • дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности обучающихся,
  • их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья;
  • выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся;
  • отслеживание динамики развития обучающихся, создание при этом эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого ученика.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

1. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по информатике и ИКТ показал, что выпускники 9 классов хорошо усвоили следующие умения и знания элементов содержания предмета:

– умение определять значение логического выражения;

– умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов;

– умение представлять формульную зависимость в графическом виде;

– умение кодировать и декодировать информацию;

– умение исполнять линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке;

– умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя;

– умение использовать информационно-коммуникационные технологии;

2. Нельзя считать достаточным усвоение следующих элементов содержания/умений и видов деятельности:

– умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке;

– умение определять скорость передачи информации;

– умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки;

– умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

– умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или на языке программирования.

3. Следует отметить очень низкий процент решаемости заданий высокого уровня сложности 19 и 20. Это может означать, что при подготовке к ОГЭ в образовательных учреждениях основной упор делается на письменную часть экзамена.

4. Необходимо усилить подготовку в области алгоритмизации и программирования, в частности, уделить больше внимания циклам, ветвлениям и массивам.

5. Частые ошибки при записи отчетов в бланк актуализирует проведение инструктажа учащихся во время подготовки к ОГЭ, а также проведение проверочных работ с использованием типовых бланков ОГЭ. Учитель должен акцентировать внимание, в каких заданиях и как необходимо записывать ответ: номер варианта с правильным ответом или ответ полностью. Также важно понимание допустимых значений в каждом ответе, что позволит исключить ряд ошибок, допущенных учащимися.

6. Необходимо сделать более качественной работу организаторов в ППЭ по проверке файлов, отметке о выполнении части 2 в бланке №2, а также полном копировании файлов для последующей отправки в РЦОИ.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Приводятся рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в субъекте РФ (кроме общих рекомендаций приводятся рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, предлагаются возможные направления повышения квалификации, как в системе дополнительного профессионального образования, так и через самообразование). Следует формулировать рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся, а также по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки.

Целесообразно привести рекомендации по использованию учебно-методических комплектов, обоснованные результатами анализа соответствия учебных программ и УМК требованиям подготовки к ОГЭ.

Задания, входящие в контрольные измерительные материалы, по контролируемым в них элементам содержания не выходят за рамки образовательного стандарта. Успешное прохождение государственной итоговой аттестации всецело зависит от полноценного и глубокого изучения всего программного материала. Таким образом, подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике в новой форме должна быть обеспечена качественным изучением нового материала, продуманным текущим повторением, и обязательным обобщением, систематизацией знаний из различных разделов курса информатики и ИКТ.

Результаты проверки работ ОГЭ по предмету показали низкий уровень знаний у 35,55% учащихся (освоивших до 50% содержания КИМ). Данный факт актуализирует необходимость изменения подходов к подготовке учащихся в данной области.

Основные недостатки в подготовке выпускников по информатике и ИКТ, выявленные по результатам ОГЭ, требуют внесения определённых корректив в образовательный процесс в целом и в деятельность учителей.

Рекомендуются следующие меры по совершенствованию преподавания информатике и ИКТ в школах области:

Методистам муниципальных методических служб:

1. Проанализировать результаты ОГЭ по информатике и ИКТ, определить актуальные проблемы повышения качества преподавания учебного предмета

2. Обобщить и распространить успешные педагогические практики системы подготовки учащихся к ОГЭ.

3. Инициировать деятельность педагогов по расширению тематики предлагаемых элективных или факультативных курсов для учащихся по информатике и ИКТ с целью углубленного изучения предмета.

4. Проводить на уровне муниципалитета мониторинговые работы, взяв под особый контроль образовательные организации, которые на протяжении последних лет показывают результаты ниже средне муниципальных и имеющих выпускников 9 классов, не преодолевших минимальный порог баллов.

Руководителям образовательных организаций:

1. Разработать систему внутришкольного мониторинга по предмету, с целью выявления пробелов знаний и затруднений учащихся.

2. Провести качественный анализ кадрового и ресурсного обеспечения и принять меры по повышению качества профессионального мастерства педагогов с низкими результатами на уровне муниципалитета и имеющими учащихся не преодолевшими минимальный порог.

Учителям и преподавателям информатики и ИКТ:

1. При планировании уроков выделять резерв времени для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета.

2. При организации повторения акцентировать внимание на отработке базовых умений и навыков по информатике и ИКТ, формируемых в 7-9 классах:

– разработка технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

– разработка алгоритма для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий,

– исполнение алгоритма для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд для всех частных случаев.

– четко определить разницу использования двух важных конструкций ветвления и цикла.

3. На занятиях использовать тестовые задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов (разных уровней сложности, отличающихся формой представления ответа, соотносящихся с различными видами деятельности обучающихся), с чёткими формулировками и понятной терминологией. Желательно, чтобы КИМ включали небольшой процент заданий, выходящих за рамки экзаменационной работы по итогам основной школы, с целью дальнейшей успешной подготовки к ЕГЭ.

4. Обеспечить дифференцированный подход к учащимся, следить за усвоением всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне. Формировать индивидуальные и групповые образовательные маршруты при изучении тем курса информатики.

5. С целью своевременного контроля усвоения учащимися учебной программы, уровня овладения умениями и навыками, а также формирования умения выполнять тестовые задания, проводить текущие мониторинги и другие виды контроля качества знаний. В течение учебного года следует оценивать работы учащихся, следуя критериям ОГЭ.

7. При изучении исполнителя Робот необходимо рассматривать задачи с неопределенной длиной препятствий, которые необходимо обойти Роботу. Предпочтение отдается циклическим алгоритмам. Обратить внимание на систему команд в разных средах.

9. Особое внимание необходимо уделить линии программирования и алгоритмизации, предлагать учащимся больше задач на программирование.

Председатель предметной комиссии о по информатике и ИКТ О.К. Мясникова

[1] Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 27.02.2019 г. №10-151 «Рекомендации по определению минимального количества первичных баллов основного государственного экзамена (ОГЭ), подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в соответствии с требования федерального государственного стандарта основного общего образования.

[2]Заполняется в случае изменения значений по сравнению со шкалой РОН.

[3] % - процент участников, получивших соответствующую отметку, от общего числа участников по предмету

[4]При отсутствии участников ГВЭ-9 в субъекте Российской Федерации указывается, что ГИА в данной форме не проводилась.

[5]% - Процент от общего числа участников по предмету

[6] Максимально возможный балл по предмету - 22

[7] Участники, не справившиеся с экзаменационной работой

[8] Рекомендуемый балл: 15-22

[9]% - Процент от общего числа участников по предмету

[10]Указывается доля обучающихся от общего числа участников по предмету.

[11]Для политомических заданий (максимальный первичный балл за выполнение которых превышает 1 балл), средний процент выполнения задания вычисляется как сумма первичных баллов, полученных всеми участниками, выполнявшими данное задание, отнесенная к количеству этих участников.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Т.В. Крохмаль

На формирование содержания обучения по каждой профессии влияет большое число факторов: педагогическое мастерство преподавателя/мастера производственного обучения, их квалификация и энтузиазм, материальная база образовательного учреждения , развитие научно-технического прогресса, требования работодателей и самого учреждения. Важнейшую роль играет наличие учебно-методической (программной) документации и комплексного обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение является инструментом организации и поддержки учебного процесса, оно дает достаточно полное представление как об объеме содержания обучения, подлежащего усвоению, так и о способах построения учебного процесса.

В учебных заведениях должна создаваться система комплексного методического обеспечения (КМО) предметов, дисциплин, профессий.

Поэтому в статье мы попытались обратить внимание на необходимость комплексного и системного подхода при создании КМО и возможности использования компьютерных технологий при работе с КМО (электронный паспорт КМО).

Ключевые слова: комплексно-методическое обеспечение (КМО), средства обучения, учебно – методический комплекс (УМК).

Актуальность проблемы. Любой, даже начинающий, преподаватель должен понимать значимость учебно - методической документации. Поэтому важное место в методической работе отводится вопросам комплексного методического обеспечения образовательного процесса, которые предусматривают разработку учебно-методических комплексов предмета, дисциплины, профессии, освоение технологий обучения и внедрение инновационных педагогических технологий.

Цель статьи. Обратить внимание на необходимость единого подхода и системность при создании КМО предмета, дисциплины, профессии.

Изложение основного материала.

Характерными чертами реформирования и модернизации образования являются стремление к повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности, роли самостоятельной работы обучающихся и технологизации процесса обучения. Целью информатизации является создание условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На достижение этой цели и направлен образовательный процесс в учебном заведении.

Комплексно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности учащихся и самое главное отличаться комплексностью.

Требования к содержанию отдельных компонентов комплексно- методического обеспечения зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что КМО профессии, предмета, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который по форме должен: отражать содержание подготовки по профессии, дисциплине или раздела, модуля; содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий учащимся достигать требуемого уровня усвоения; представлять учащимся возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность; максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.

Под комплексным учебно-методическим обеспечением образовательного процесса по учебным дисциплинам , предметам, профессии следует понимать разработку и создание системы нормативной, учебно-методической документации, документации работы кабинета (мастерской) и внеурочной деятельности учащихся, средств обучения и средств контроля, необходимых (достаточных) для проектирования качественной реализации образовательного процесса в рамках времени, отведенного учебными планами и программами на изучение дисциплин и освоение специальностей.

Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации – это составная часть создания оптимального комплексно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно, чтобы вся эта документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса.

Хотелось бы отдельно обратить внимание на средства обучения.

Можно выделить 3 группы средств обучения:

- учебно-методическая литература: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания;

- учебно-наглядные пособия: плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, разрезы. При классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач;

- электронные дидактические средства обучения: презентации, слайд-шоу, видеоролики, использование Интернет - ресурсов, электронные книги, тесты (выполненные в тестовой программе My Test Setup ).

В последнее время в образовательный процесс активно внедряются компьютерные средства обучения. Особенно следует отметить мультимедиа-систему и Интернет. Они умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации, кардинально меняют технологии информационного методического обеспечения. Возникает необходимость создания электронных банков данных учебно-методической информации, информационно-методического обеспечения учебного процесса и создания базы для внедрения элементов дистанционного обеспечения.

Данные уровни являются основой для системы контроля за ходом и качеством усвоения учащимися учебного материала.

В педагогической практике традиционно сложились и применяются следующие виды контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый.

Средства контроля бывают на бумажном носителе (контрольные вопросы, работы, тесты, кроссворды, зачетные задачи и задания к курсовым работам, экзаменационные билеты и т.п.) и технические средства контроля (особо следует выделить компьютерные контролирующие программы).

Разрабатывая методические материалы по контролю качества обучения учащихся, следует обратить внимание на:

- разнообразие форм, методов и приемов контроля;

- вариативность контрольных заданий, как для аудиторных заданий, так и для выполнения домашних работ (в том числе с учетом уровня подготовленности учащихся)

- учебно-методическое обеспечение контроля, акцентируя внимание на необходимости и целесообразности использования конкретных наглядных (иллюстративных) материалов, в том числе изготовленных учащимися;

- критерии оценки для всех видов самостоятельных работ.

Практика обучения учащихся в колледже показывает, что за последние годы образовательный процесс обогатился ценными дидактическими средствами, которые способствуют повышению познавательной активности учащихся на занятиях. Каждый педагог решает эту задачу по - своему.

Одни строят занятия так, что все учащиеся вовлекаются в интересную творческую деятельность, другие добиваются развития познавательной активности системой дифференцированных заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Третьи уделяют внимание домашним заданиям, организации самостоятельной работы учащихся.

Со значительным увеличением количества часов, отведенных на самостоятельную работу, возникает проблема обеспечения учащихся необходимой учебной литературой. Поэтому требованием времени и перспективным путем решения данной проблемы является разработка учебно-методического комплекса для учащихся, в состав которого должны входить: курс лекций теоретического материала, проблемные ситуации; комплект методических рекомендаций по выполнению практических, лабораторных работ; комплект методических рекомендаций по самостоятельному изучению основных тем учебной дисциплины, предмета; мастер - класс, семинарские занятия.

Итак, в учебном процессе основной формой обучения было и остается классно-урочная система. С появлением компьютеров и компьютерных информационных технологий эту систему можно сделать более эффективной, интересной и практичной.

В связи с этим преподаватель тоже должен совершенствоваться, обновлять свои знания, разрабатывать новые учебно – дидактические материалы. Педагог концентрируясь на тех сведениях, которые потребуются учащимся в реальной жизни, и, используя методически правильные приемы обучения, должен найти правильное соотношение между огромными ресурсами информации и ограниченным количеством учебных часов.

Обеспечение учащихся учебно-методическим комплексом поможет усвоить новый материал, дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит, повысить эффективность учебного процесса.

Практика показывает, что создание комплексно-методического обеспечения образовательного процесса весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеются различные подходы к разработке комплексно-методического обеспечения учебных дисциплин, предметов, профессии. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания комплексно-методического обеспечения.

Однако тщательно составленные компоненты комплексно-методического обеспечения дают возможность повысить эффективность преподавания учебного предмета. А сам процесс разработки комплексно-методического обеспечения преподавателем позволяет ему более глубоко и отчетливо осмыслить собственную педагогическую деятельность.


Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись. Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

учебно методическое обеспечение

Определение

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.

Ключевые признаки

Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:

  • отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
  • включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающемуся достичь необходимого уровня освоения материала;
  • предоставлять учащимся возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
  • включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и администрации учебного заведения.

Обеспечение дисциплины, модуля, специальности, предмета, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего узлового вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.

Цели и задачи

Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.

Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.

В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.

учебно методическое обеспечение учебного процесса

Средства обучения

Их разделяют на следующие группы:

  1. Учебно-методическая литература. К ней относят учебные пособия, учебники, справочники, каталоги, конспекты лекций, задачники, частные методики, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.
  2. Учебно-наглядные пособия. В эту группу можно включить схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.
  3. Натуральные средства: механизмы, приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним, например, можно отнести карточки-задания, дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов и пр.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Неотъемлемыми его элементами являются:

  1. Нормативно-правовая документация.
  2. Учебная программа, план.
  3. Учебно-методические документы.
  4. Программное, материально-техническое, информационное обеспечение.

Нормативно-правовые документы

В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:

  1. Выписка из ФГОС с указанием требований к навыкам, знаниям, умениям и практическому опыту по соответствующей дисциплине.
  2. Ведомственные стандарты, рекомендации по организации учебного процесса.
  3. Методические указания, рекомендации по планированию и организации обучения.

Учебно-программные, планирующие документы

В этом разделе должны присутствовать:

  • календарно-тематический план (КТП);
  • индивидуальный план педагога;
  • комплект планов всех учебных занятий, технологических, инструкционных карт;
  • программа.

Учебно-методическое обеспечение формируется из:

  • конспектов лекций;
  • учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
  • альбомов, каталогов, справочников;
  • методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, практических заданий;
  • указаний по изучению предмета, разделов, тем и отдельных элементов;
  • авторских разработок;
  • методических рекомендаций по организации внеаудиторной работы учащихся;
  • тем рефератов, курсовых и других исследовательских работ, рекомендаций по их выполнению;
  • тематических разработок и рекомендаций по подготовке к семинарам, выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
  • тематических "копилок" – комплектов технологических задач и ситуаций;
  • положений, методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, олимпиад, ролевых игр;
  • комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
  • методического комплекта "входного" контроля знаний;
  • системы контроля уровня знаний по предмету;
  • критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
  • документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.

учебно методическое обеспечение дисциплины

Программное, информационное, материально-техническое обеспечение

В этом разделе должны присутствовать перечни:

  • оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в мастерской, лаборатории, кабинете;
  • основной и дополнительной методической и учебной литературы по предмету;
  • технических средств, используемых в обучении;
  • информационных и программных ресурсов.

Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:

  1. Мультимедийные презентации.
  2. Интерактивные и видеоматериалы.
  3. Плакаты, таблицы, схемы, муляжи, макеты, чертежи и другие наглядные пособия.

Особенности разработки

При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.

Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание. Материалы, включенные в его состав, подлежат обсуждению на заседании предметной комиссии. Контрольно-оценочные документы, рабочие программы должны быть утверждены замдиректора по учебной работе, а программы по промежуточной аттестации (в форме экзамена, в т. ч. комплексного), комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств утверждаются замдиректора по учебно-производственной работе. Рабочие программы учебно-производственной практики, комплекты оценочных средств для квалификационных экзаменов по профессиональным модулям согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.

Сопровождение производственной деятельности

Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:

  1. Программы производственной, учебной и преддипломной практики по профессии (специальности).
  2. Календарные планы.
  3. Критерии оценок.
  4. Сборники заданий, рекомендации по их выполнению.

учебно методическое обеспечение программы

Раздел "Курсовое проектирование и курсовые работы"

Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.

Речь, в частности, о:

  1. Тематике курсовых проектов и работ. Она разрабатывается преподавателями соответствующих дисциплин и обсуждается на заседаниях предметной комиссии.
  2. Методических рекомендациях по выполнению, оформлению, защите.
  3. Критериях оценки.
  4. Образцах оформления курсовой, рецензий на нее.

Сборник "Итоговая аттестация"

Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект "Дипломное проектирование или дипломные работы". Он включает в себя:

  1. Программу итоговой аттестации.
  2. Критерии оценки дипломного проекта и выпускной работы, их защиты.
  3. Квалификационные требования к выпускникам по специальности.
  4. Тематику работ, методические указания по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа обучающихся

Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.

Комплект "Самостоятельная работа обучающихся" – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:

  1. Сборники тестов, задач, упражнений для самостоятельной работы.
  2. Тематики рефератов, докладов, творческих работ, методические указания по их оформлению.
  3. Сборники заданий и тем для самостоятельного изучения.
  4. Сценарии олимпиад, диспутов, конкурсов.

информационно методическое обеспечение учебного процесса

Учебные материалы

В этот комплект входят:

В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.

Дополнительно

Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:

  1. Целей образовательного процесса. При работе с материалами обучающийся должен четко понимать, что все шаги, которые он выполняет при освоении темы либо раздела, в комплексе приведут к конкретному результату.
  2. Обратной связи. Речь идет о заданиях, выполняя которые обучающийся демонстрирует уровень освоения учебного материала.

Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?

Разработку целесообразно осуществлять для:

  1. Восполнения пробелов в навыках и знаниях.
  2. Рассмотрения материала, являющегося не обязательным, а, скорее, полезным. Речь о материалах, предназначенных для углубленного изучения какой-либо темы или исследования сложной проблемы. Их можно выдавать обучающимся, не тратя время непосредственного общения.
  3. Получения учащимися индивидуальной обратной связи о прогрессе в изучении темы. В материалы для самостоятельного освоения можно включить, к примеру, ключи к тестам, ответы на задания и пр.
  4. Многократного просмотра материала, который сложно понять при первом ознакомлении. Обучающийся получает возможность изучать тему столько, сколько ему нужно, выполнять задания в удобном темпе.

учебно методическое и информационное обеспечение

Заключение

Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и администрации учебного заведения, направленных на достижение поставленных в программе целей, - это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах.

Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.

Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.

Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:

  1. Компетентности педагогов и руководства образовательного учреждения.
  2. Уровне обучаемости и обученности студентов.
  3. Дидактических, организационно-педагогических условиях обучения.

учебно методическое обеспечение определение

Существует ряд формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов, - это целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость и пр.

Читайте также: