Мелкий бес краткое содержание виктюк
Обновлено: 06.07.2024
Фото: Полина Королёва.
Слухи были беспочвенными, Сологуб действительно ушел в отставку, но за выслугу 25 лет, что он проработал как учитель и инспектор. Тем не менее, поскольку в романе и пьесе на фоне тусклой и бессмысленной жизни провинциального городка изображался зловещий учитель-садист Ардальон Борисович Передонов, ходили слухи, что эти произведения писатель сочинил о себе самом.
Фото: Полина Королёва.
Совершенно обнаженный, не прикрывающийся даже руками, актер Игорь Неведров появляется из темноты, высвеченный прожекторами, совершенно неожиданно. Он стоит лицом к публике со спущенными штанами и задранной рубашкой, в намеренно грубо-неэстетичной позе… Он кричит от страха и стыда. За этим без всякого перехода идет уже описанная выше сцена обольщения гимназиста перезревшей девицей.
Светлой и по-детски беззащитной фигуре Саши Пыльникова, которого с таким мастерством, абсолютно перевоплощаясь в 15-летнего подростка, играет 35-летний актер Игорь Неведров, в спектакле противопоставлен Передонов Дмитрия Бозина. Перед нами два лучших артиста труппы. Артисты для эстетики Виктюка (во всех ее изводах) абсолютно незаменимые, и в пределах этой эстетики по-настоящему значительные…
Фото: Полина Королёва.
— В случае моего героя Передонов исследует Лихо, которое пробирается, владеет и захватывает его, — рассказывает мне после спектакля о том, как он понимает создаваемый им образ учителя-садиста, Дмитрий Бозин.
— Ты думаешь, он исследует?
— Не слишком ли провокационна сцена медосмотра, как ты считаешь?
— А что делать? В романе так написано! Мальчика осматривают. Как говорится, из песни слов не выкинешь… Пацана проверяли — мальчик он или девочка, и для Передонова, который и распространял такие слухи по городу, это была катастрофа, крах. Он же хотел, разоблачив это, добиться продвижения в карьере, стать инспектором. И на это сделал такую бешеную ставку в своем воображении, что дальше все остальное рухнуло.
— И артисты легко на это соглашаются?
— Слушай, мы артисты театра. Оглянитесь вокруг: большинство актеров раздеваются сейчас на сцене догола без всякой на то оправданности. В данном случае это реальный сюжет Сологуба.
— У Виктюка всегда через пластику идет выражение чувств героев, их психофизического состояния…
— Когда я работал над спектаклем, я внимательно следил за танцовщиками такого замечательного хореографа, как Марко Гёкке. Конечно, я не делал того, что делают они вчистую, потому что к тому не было серьезных оснований на сцене. Но внутренние импульсы я старался исследовать, имея в виду пластику этого замечательного хореографа. Я много его смотрел, и мне показалось, что его внутренние импульсы ближе всего к моему персонажу.
Эти 13 человек кордебалетной массы изображают то гимназистов, то гостей Передонова и Варвары, а то и вовсе тараканов, копошащихся под расстеленными рулонами обоев. А вместо лиц у них маски, позаимствованные с картины знаменитого супрематиста. Маски эти разделены на половинки, одна из которых окрашена синим или красным цветом, а другая белым.
Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, Людмила Погорелова, Екатерина Карпушина, Константин Авдеев, Анна Подсвирова, Михаил Урянский, Павел Новиков, Игорь Тенсин, Антон Даниленко
фотографии
обсуждение >>
Сегодня умер Мастер. Я в первый раз смотрела "В начале и в конце времен" в 2016. Тогда, первый раз меня поразило, что люди встают и выходят из зала. "Неужели они не понимают!?". читать далее>>
Только вчера вернулась из Москвы. Театр Романа Виктюка, Стромынка, 6 . метро Сокольники. Мой адрес, куда из Питера приезжаю как в дом родной. Встреча с любимыми актерами, с великим Режиссером, заряд энергии. читать далее>>
Любой театр как и любое произведение искусства - своего рода эксперимент. В начале 20 века Мейерхольдовские новшества в театре также не понимала огромная часть публики. Кто против нового в искусстве, для. читать далее>>
Не встречала в своей жизни ничего более пошлого и срамного -чистейшей воды садомит ! Лучше бы он не осквернял сцены Великого Российского Театра ! Допустим,что один человек может быть безумец ,но. читать далее>>
- Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно.
- Доставка по Москве в пределах МКАД — от 500 р.
- 100% гарантия подлинности официальных билетов.
- В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.
У нас вы сможете купить билеты на спектакль Мелкий бес в театр Романа Виктюка даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!
Краткое содержание спектакля Мелкий бес
Третье обращение великого мастера режиссуры к великому тексту несет совершенно новые смыслы, новую эстетику – то, что актуально именно сейчас, в веке технологическом, веке прогресса, зачастую уничтожающем духовное в людях. Нашему миру сейчас отчаянно не хватает познания себя и стремления к гармонии, поэтому и возникнет на сцене Театра Романа Виктюка новый, особый, колдовской мир – мир Недотыкомки, того самого беса, который, существуя лишь в воображении главного героя и будучи мелким, способен при этом управлять вселенной. И это зрители увидят собственными глазами.
Дмитрий Бозин в главной роли Передонова покажет глубь души нечеловеческого, слитого с Бесом, существа так, как умеет только он. Ничтожный, обычный человек, школьный учитель Ардальон Борисович переродится на глазах у публики в полное собрание всех грехов и слабостей человеческих, в воплощение самой темной из сторон людского племени. Что за этим последует? Предсказать развитие сюжета вряд ли смогут даже те, кто читал роман Сологуба. Потому, что в Театре Романа Виктюка возможна любая неожиданность – особенно, когда на сцену выходит ведущий актерский состав театра.
Понравился спектакль Мелкий бес? Расскажите друзьям!
Отзывы зрителей о спектакле Мелкий бес
10 ноября 2019 г.
Полная неудача мэтра. От Сологуба - только название и фамилии действующих лиц. Главная мысль шоу:"Мы все умрем." Глубоко, да?! Жаль, мог бы получиться блестящий спектакль.Один плюс - перечитала "Мелког беса" Сологуба. Очень злободневная вещь.
08 ноября 2019 г.
Мне давно хотелось познакомиться с театром Виктюка. Мелкий бес - необычный спектакль. Консервативному зрителю наверное сложно воспринимать подобные художественные формы. Мне было очень интересно. Актеры играли прекрасно. Спасибо.
08 ноября 2019 г.
При всей любви к театру Виктюка (многое посмотрели из репертуара и всегда были в восторге) этот спектакль впечатлил не на 100%. Может быть, не хватило прочтения литературного источника.
05 ноября 2019 г.
Прежде чем смотреть спектакль "Мелкий бес" рекомендую прочитать одноименную пьесу Ф. Сологуба, неподготовленному зрителю будет сложно понять его эстетику, а спектакль великолепный.Дмитрий Бозин в главной роли Передонова -просто шаровая молния на сцене. Но если вы никогда не были в театре Р. Виктюка этот спектаклю будет смотреть трудно, спектакль для думающего зрителя.
03 ноября 2019 г.
Современная трактовка классического произведения. Игра актеров захватывает зрителя. Не понравилось отсутствие декораций
В воскресенье сбылась мечта идиота попали мы таки на "Мелкого беса". Я так долго ждала этого момента, что и прочесть роман успела, что оказалось весьма на руку.
Постановки у Виктюка всегда, кажется, очень своеобразные, узнаваемые в смысле режиссерского почерка и глубокомысленные как матрешки: на первый взгляд всего-то яркая забава, а начнешь разбираться - там столько слоев, столько скрытых смыслов и зашифрованных посланий, что не оторваться. Так я к чему - "Мелкий бес" даже для виктюковского театра ого-го какой своеобразный. Собственно, это уже не первая редакция, первый раз Роман Григорьевич "Мелкого Беса" поставил еще в 1983 году, если не ошибаюсь. но те постановки я не видела, так что нынче было мое первое знакомство с прекрасным.
Вначале все было весьма многообещающе и узнаваемо: обои в оформлении сцены как весьма узнавамая тема произведения, которые, однако, создают образ некоего воздушного древнегреческого театра. театра Романа Виктюка. И велосипеды - в книге тоже присутствали, правда, не столь массово, но все же явно сценография "по мотивам романа".
А вот дальше начался спектакль, одновременно захватив полностью внимание и обескуражив. Вообще у меня осталось твердое убеждение, что не прочитав произведение, понять ход сюжета тут нереально. Кажется, основные силы ушли на создание фона и атмосферы, и это удалось на славу. Вот эти весьма многофункциональные обои, совершенно адская невероятная музыкальная подборка, обалденно работающая "массовка", в которую, впрочем, входят практически все актеры кроме самых заглавных и из которой, как из пены морской, в нужный момент выплывают и Володин (Павел Новиков), и Рутилов (Иван Никульча), и другие - чтобы через несколько мгновений снова слиться с остальными в едином порыве. А что касается собственно произведения. Да, в программке не зря использована тема картины "КриК" Мунка - вспектакле кричат много и выразительно.
Фото из группы театра в ВК
"Крик" - не единственное обращение к великим полотнам. Массовка выходит в костюмах, позаимствованных у "Спортсменов" Малевича.
Фото из группы театра в ВК
Кажется, что после постановки фона режиссер просто наобум открывал роман и ставил страницу-две. Затем дальше, наугад - еще страницу. И так, в режиме азбуки Морзе, за два часа мы проскакиваем насквозь весь немаленький роман. Вот Передонов (Дмитрий Бозин) хочет жениться и перед ним четыре молодые девушки: Людмила (Анна Подсвирова), Дарья (Мария Матто), Валерия (Анна Могуева) и Марта (Светлана Гусенкова). А вот уже Ардальон Борисович беспокоится за обещанное ему место инспектора. И вот расстроен, что Варвара его (Екатерина Погорелова) - старая! А вот - жалуется невидимому директору гимназии на Пыльникова (Игорь Неведров), который наверное переодетая девчонка! А вот Грушина (Людмила Погорелова) соглашается писать подложное письмо. И так далее, далее - короткими, но яркими, пронзительными вспышками перед нами предстает история Ардальона Борисовича Передонова. И Недотыкомка - как же без нее! Вернее, "него" - здесь Недотыкомку (ожидаемо, впрочем) играет юноша (Михаил Урянский). И недотыкомка серая у Виктюка вовсе не серая, зато достаточно странное, непонятное и неопределенное существо. Самое главное - Недотыкомка даже и не сказать, чтобы страшная или отталкивающая, она всюду сопровождает Передонова и тот, кажется, вполне уже привык к присутствию этого непонятного, шепчущего, подсказывающего, дразнящего, подталкивающего его поминутно существа.
Фото из группы театра в ВК
Самое для меня необъяснимое и завораживающее - как в этом рваном повествовании удалось столь полно выразить образы героев. Да, сцены достаточно коротки и "без начала и конца", но в каждой из них все участники абсолютно "в роли", такая концентрация чувств, выразительности, такой накал, что и зрители поддаются этому очарованию, успевая испытать всю гамму чувств вместе с героями.
Совершенно, невыносимо прекрасен гимназист Пыльников. Как достаточно взрослому уже Игорю Неведрову удается так блестяще изображать юность, невинность и свет - непонятно, но удается. Линия Пыльников-Людмила проходит как луч света в темном царстве, спасая самого Пыльникова от враждебного ему, благодаря Передонову, мира, - и толкая одновременно прочь с пути благовоспитанного мальчика.
Да, и именно Пыльникову достается самый провокационный эпизод в спектакле - тут Виктюк превзошел сам себя, сцена получилась весьма шокирующая и жесткая, надо сказать, весьма. Хоть и соответствует первоисточнику всего лишь. Но читать - одно, а смотреть, знаете ли. Одним словом, 18+ здесь стопроцентные, просто имейте в виду.
Фото из группы театра в ВК
Самым неожиданным для меня сочетанием актера с ролью оказался, конечно, Дмитрий Бозин в роли Передонова. В книге Передонов омерзителен, гадок и злобен, так беспросветно слеплен из отрицательных качеств, что зацепиться совершенно не за что - ни обаяния, ни ума, ни красоты, ни-че-го-шеньки у бедного Передонова нет, как нет шанса ни на симпатию читателя, ни на жалость, ни на толику хотя бы понимания. Как в эту концепцию умудрились впихнуть великолепного, обаятельного и безумно харизматичного Бозина, мне неведомо. Но перевоплощение удалось - насколько это вообще возможно. Передонов был жалок, отвратителен, как таракан, ползающий за обоями, был пугающий как истинный сумасшедший.
Фото из группы театра в ВК
Кажется, все изменилось - пластика, тембр, манера речи, даже внешность. Бывает в математике доказательство "от противного", а здесь, кажется, была игра "от противного", вся - на преодоление. Вот на самом деле, стоило это смотреть даже ради одного Передонова.
Однако же в нашем конкретном случае как раз Передонов/Бозин нечаянно здорово сбил (нам, по крайней мере) впечатление от спектакля в целом. Дмитрий уже некоторое (не одну неделю!) время назад получил травму, но выступать, кажется, не переставал. И в Мелком Бесе играл с полной отдачей, со всеми продиктованными ролью движениями, гимнастическими экзерсисами, прыжками и т.д. И в какой-то момент, весьма далекий от конца постановки, стало очевидно, что рана на ноге открылась. А Передонов со сцены не уходит и играет босиком. Я не знаю, каким образом ему удалось доиграть - блестяще, как всегда! - спектакль. В какой-то момент все же Ардальон Передонов оказался в сапогах (даже не знаю, стало ли легче в них Дмитрию, но зрителям - однозначно). Это я все к чему - мы имели честь наблюдать актерский подвиг. Однако результатом этого стало то, что мне лично безумно жаль Передонова. и я вовсе не уверена, что это продиктовано спектаклем, а не переносом на персонажа волнения за исполнителя. Теперь хоть еще раз иди и смотри - когда Дмитрий уж наверняка поправится, конечно.
Адская, все же, профессия - ни тебе больничных, ни тебе каких поблажек, перерывов, отгулов. Этот самоотверженный человек еще после спектакля вышел, по обыкновению, в буфет и общался со зрителями нет чтоб послать всех и эвакуироваться в травмпункт уже.
Вот тебе и "Мелкий Бес".
Ну и "наши" поклоны:
И главные герои крупнее:
Читайте также: