Мелкий бес краткое содержание виктюк

Обновлено: 06.07.2024

В Москве прошла премьера нового спектакля знаменитого режиссера

Фото: Полина Королёва.


Слухи были беспочвенными, Сологуб действительно ушел в отставку, но за выслугу 25 лет, что он проработал как учитель и инспектор. Тем не менее, поскольку в романе и пьесе на фоне тусклой и бессмысленной жизни провинциального городка изображался зловещий учитель-садист Ардальон Борисович Передонов, ходили слухи, что эти произведения писатель сочинил о себе самом.


Фото: Полина Королёва.

Совершенно обнаженный, не прикрывающийся даже руками, актер Игорь Неведров появляется из темноты, высвеченный прожекторами, совершенно неожиданно. Он стоит лицом к публике со спущенными штанами и задранной рубашкой, в намеренно грубо-неэстетичной позе… Он кричит от страха и стыда. За этим без всякого перехода идет уже описанная выше сцена обольщения гимназиста перезревшей девицей.

Светлой и по-детски беззащитной фигуре Саши Пыльникова, которого с таким мастерством, абсолютно перевоплощаясь в 15-летнего подростка, играет 35-летний актер Игорь Неведров, в спектакле противопоставлен Передонов Дмитрия Бозина. Перед нами два лучших артиста труппы. Артисты для эстетики Виктюка (во всех ее изводах) абсолютно незаменимые, и в пределах этой эстетики по-настоящему значительные…


Фото: Полина Королёва.

— В случае моего героя Передонов исследует Лихо, которое пробирается, владеет и захватывает его, — рассказывает мне после спектакля о том, как он понимает создаваемый им образ учителя-садиста, Дмитрий Бозин.

— Ты думаешь, он исследует?

— Не слишком ли провокационна сцена медосмотра, как ты считаешь?

— А что делать? В романе так написано! Мальчика осматривают. Как говорится, из песни слов не выкинешь… Пацана проверяли — мальчик он или девочка, и для Передонова, который и распространял такие слухи по городу, это была катастрофа, крах. Он же хотел, разоблачив это, добиться продвижения в карьере, стать инспектором. И на это сделал такую бешеную ставку в своем воображении, что дальше все остальное рухнуло.

— И артисты легко на это соглашаются?

— Слушай, мы артисты театра. Оглянитесь вокруг: большинство актеров раздеваются сейчас на сцене догола без всякой на то оправданности. В данном случае это реальный сюжет Сологуба.

— У Виктюка всегда через пластику идет выражение чувств героев, их психофизического состояния…

— Когда я работал над спектаклем, я внимательно следил за танцовщиками такого замечательного хореографа, как Марко Гёкке. Конечно, я не делал того, что делают они вчистую, потому что к тому не было серьезных оснований на сцене. Но внутренние импульсы я старался исследовать, имея в виду пластику этого замечательного хореографа. Я много его смотрел, и мне показалось, что его внутренние импульсы ближе всего к моему персонажу.

Эти 13 человек кордебалетной массы изображают то гимназистов, то гостей Передонова и Варвары, а то и вовсе тараканов, копошащихся под расстеленными рулонами обоев. А вместо лиц у них маски, позаимствованные с картины знаменитого супрематиста. Маски эти разделены на половинки, одна из которых окрашена синим или красным цветом, а другая белым.

Мелкий бес

Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, Людмила Погорелова, Екатерина Карпушина, Константин Авдеев, Анна Подсвирова, Михаил Урянский, Павел Новиков, Игорь Тенсин, Антон Даниленко

фотографии

Мелкий бес

Мелкий бес

Мелкий бес

Мелкий бес

Мелкий бес

Мелкий бес

Мелкий бес

Мелкий бес

обсуждение >>

Сегодня умер Мастер. Я в первый раз смотрела "В начале и в конце времен" в 2016. Тогда, первый раз меня поразило, что люди встают и выходят из зала. "Неужели они не понимают!?". читать далее>>

Только вчера вернулась из Москвы. Театр Романа Виктюка, Стромынка, 6 . метро Сокольники. Мой адрес, куда из Питера приезжаю как в дом родной. Встреча с любимыми актерами, с великим Режиссером, заряд энергии. читать далее>>

Любой театр как и любое произведение искусства - своего рода эксперимент. В начале 20 века Мейерхольдовские новшества в театре также не понимала огромная часть публики. Кто против нового в искусстве, для. читать далее>>

Не встречала в своей жизни ничего более пошлого и срамного -чистейшей воды садомит ! Лучше бы он не осквернял сцены Великого Российского Театра ! Допустим,что один человек может быть безумец ,но. читать далее>>

Фото - Спектакль Мелкий бес

- Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно.
- Доставка по Москве в пределах МКАД — от 500 р.
- 100% гарантия подлинности официальных билетов.
- В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.

У нас вы сможете купить билеты на спектакль Мелкий бес в театр Романа Виктюка даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!

Краткое содержание спектакля Мелкий бес

Третье обращение великого мастера режиссуры к великому тексту несет совершенно новые смыслы, новую эстетику – то, что актуально именно сейчас, в веке технологическом, веке прогресса, зачастую уничтожающем духовное в людях. Нашему миру сейчас отчаянно не хватает познания себя и стремления к гармонии, поэтому и возникнет на сцене Театра Романа Виктюка новый, особый, колдовской мир – мир Недотыкомки, того самого беса, который, существуя лишь в воображении главного героя и будучи мелким, способен при этом управлять вселенной. И это зрители увидят собственными глазами.

Дмитрий Бозин в главной роли Передонова покажет глубь души нечеловеческого, слитого с Бесом, существа так, как умеет только он. Ничтожный, обычный человек, школьный учитель Ардальон Борисович переродится на глазах у публики в полное собрание всех грехов и слабостей человеческих, в воплощение самой темной из сторон людского племени. Что за этим последует? Предсказать развитие сюжета вряд ли смогут даже те, кто читал роман Сологуба. Потому, что в Театре Романа Виктюка возможна любая неожиданность – особенно, когда на сцену выходит ведущий актерский состав театра.

Понравился спектакль Мелкий бес? Расскажите друзьям!

Отзывы зрителей о спектакле Мелкий бес

10 ноября 2019 г.

Полная неудача мэтра. От Сологуба - только название и фамилии действующих лиц. Главная мысль шоу:"Мы все умрем." Глубоко, да?! Жаль, мог бы получиться блестящий спектакль.Один плюс - перечитала "Мелког беса" Сологуба. Очень злободневная вещь.

08 ноября 2019 г.

Мне давно хотелось познакомиться с театром Виктюка. Мелкий бес - необычный спектакль. Консервативному зрителю наверное сложно воспринимать подобные художественные формы. Мне было очень интересно. Актеры играли прекрасно. Спасибо.

08 ноября 2019 г.

При всей любви к театру Виктюка (многое посмотрели из репертуара и всегда были в восторге) этот спектакль впечатлил не на 100%. Может быть, не хватило прочтения литературного источника.

05 ноября 2019 г.

Прежде чем смотреть спектакль "Мелкий бес" рекомендую прочитать одноименную пьесу Ф. Сологуба, неподготовленному зрителю будет сложно понять его эстетику, а спектакль великолепный.Дмитрий Бозин в главной роли Передонова -просто шаровая молния на сцене. Но если вы никогда не были в театре Р. Виктюка этот спектаклю будет смотреть трудно, спектакль для думающего зрителя.

03 ноября 2019 г.

Современная трактовка классического произведения. Игра актеров захватывает зрителя. Не понравилось отсутствие декораций

В воскресенье сбылась мечта идиота попали мы таки на "Мелкого беса". Я так долго ждала этого момента, что и прочесть роман успела, что оказалось весьма на руку.

IMG_20190512_182011

Постановки у Виктюка всегда, кажется, очень своеобразные, узнаваемые в смысле режиссерского почерка и глубокомысленные как матрешки: на первый взгляд всего-то яркая забава, а начнешь разбираться - там столько слоев, столько скрытых смыслов и зашифрованных посланий, что не оторваться. Так я к чему - "Мелкий бес" даже для виктюковского театра ого-го какой своеобразный. Собственно, это уже не первая редакция, первый раз Роман Григорьевич "Мелкого Беса" поставил еще в 1983 году, если не ошибаюсь. но те постановки я не видела, так что нынче было мое первое знакомство с прекрасным.

Вначале все было весьма многообещающе и узнаваемо: обои в оформлении сцены как весьма узнавамая тема произведения, которые, однако, создают образ некоего воздушного древнегреческого театра. театра Романа Виктюка. И велосипеды - в книге тоже присутствали, правда, не столь массово, но все же явно сценография "по мотивам романа".

IMG_20190512_185959

А вот дальше начался спектакль, одновременно захватив полностью внимание и обескуражив. Вообще у меня осталось твердое убеждение, что не прочитав произведение, понять ход сюжета тут нереально. Кажется, основные силы ушли на создание фона и атмосферы, и это удалось на славу. Вот эти весьма многофункциональные обои, совершенно адская невероятная музыкальная подборка, обалденно работающая "массовка", в которую, впрочем, входят практически все актеры кроме самых заглавных и из которой, как из пены морской, в нужный момент выплывают и Володин (Павел Новиков), и Рутилов (Иван Никульча), и другие - чтобы через несколько мгновений снова слиться с остальными в едином порыве. А что касается собственно произведения. Да, в программке не зря использована тема картины "КриК" Мунка - вспектакле кричат много и выразительно.



Фото из группы театра в ВК

"Крик" - не единственное обращение к великим полотнам. Массовка выходит в костюмах, позаимствованных у "Спортсменов" Малевича.



Фото из группы театра в ВК

Кажется, что после постановки фона режиссер просто наобум открывал роман и ставил страницу-две. Затем дальше, наугад - еще страницу. И так, в режиме азбуки Морзе, за два часа мы проскакиваем насквозь весь немаленький роман. Вот Передонов (Дмитрий Бозин) хочет жениться и перед ним четыре молодые девушки: Людмила (Анна Подсвирова), Дарья (Мария Матто), Валерия (Анна Могуева) и Марта (Светлана Гусенкова). А вот уже Ардальон Борисович беспокоится за обещанное ему место инспектора. И вот расстроен, что Варвара его (Екатерина Погорелова) - старая! А вот - жалуется невидимому директору гимназии на Пыльникова (Игорь Неведров), который наверное переодетая девчонка! А вот Грушина (Людмила Погорелова) соглашается писать подложное письмо. И так далее, далее - короткими, но яркими, пронзительными вспышками перед нами предстает история Ардальона Борисовича Передонова. И Недотыкомка - как же без нее! Вернее, "него" - здесь Недотыкомку (ожидаемо, впрочем) играет юноша (Михаил Урянский). И недотыкомка серая у Виктюка вовсе не серая, зато достаточно странное, непонятное и неопределенное существо. Самое главное - Недотыкомка даже и не сказать, чтобы страшная или отталкивающая, она всюду сопровождает Передонова и тот, кажется, вполне уже привык к присутствию этого непонятного, шепчущего, подсказывающего, дразнящего, подталкивающего его поминутно существа.



Фото из группы театра в ВК

Самое для меня необъяснимое и завораживающее - как в этом рваном повествовании удалось столь полно выразить образы героев. Да, сцены достаточно коротки и "без начала и конца", но в каждой из них все участники абсолютно "в роли", такая концентрация чувств, выразительности, такой накал, что и зрители поддаются этому очарованию, успевая испытать всю гамму чувств вместе с героями.
Совершенно, невыносимо прекрасен гимназист Пыльников. Как достаточно взрослому уже Игорю Неведрову удается так блестяще изображать юность, невинность и свет - непонятно, но удается. Линия Пыльников-Людмила проходит как луч света в темном царстве, спасая самого Пыльникова от враждебного ему, благодаря Передонову, мира, - и толкая одновременно прочь с пути благовоспитанного мальчика.
Да, и именно Пыльникову достается самый провокационный эпизод в спектакле - тут Виктюк превзошел сам себя, сцена получилась весьма шокирующая и жесткая, надо сказать, весьма. Хоть и соответствует первоисточнику всего лишь. Но читать - одно, а смотреть, знаете ли. Одним словом, 18+ здесь стопроцентные, просто имейте в виду.



Фото из группы театра в ВК

Самым неожиданным для меня сочетанием актера с ролью оказался, конечно, Дмитрий Бозин в роли Передонова. В книге Передонов омерзителен, гадок и злобен, так беспросветно слеплен из отрицательных качеств, что зацепиться совершенно не за что - ни обаяния, ни ума, ни красоты, ни-че-го-шеньки у бедного Передонова нет, как нет шанса ни на симпатию читателя, ни на жалость, ни на толику хотя бы понимания. Как в эту концепцию умудрились впихнуть великолепного, обаятельного и безумно харизматичного Бозина, мне неведомо. Но перевоплощение удалось - насколько это вообще возможно. Передонов был жалок, отвратителен, как таракан, ползающий за обоями, был пугающий как истинный сумасшедший.



Фото из группы театра в ВК

Кажется, все изменилось - пластика, тембр, манера речи, даже внешность. Бывает в математике доказательство "от противного", а здесь, кажется, была игра "от противного", вся - на преодоление. Вот на самом деле, стоило это смотреть даже ради одного Передонова.

Однако же в нашем конкретном случае как раз Передонов/Бозин нечаянно здорово сбил (нам, по крайней мере) впечатление от спектакля в целом. Дмитрий уже некоторое (не одну неделю!) время назад получил травму, но выступать, кажется, не переставал. И в Мелком Бесе играл с полной отдачей, со всеми продиктованными ролью движениями, гимнастическими экзерсисами, прыжками и т.д. И в какой-то момент, весьма далекий от конца постановки, стало очевидно, что рана на ноге открылась. А Передонов со сцены не уходит и играет босиком. Я не знаю, каким образом ему удалось доиграть - блестяще, как всегда! - спектакль. В какой-то момент все же Ардальон Передонов оказался в сапогах (даже не знаю, стало ли легче в них Дмитрию, но зрителям - однозначно). Это я все к чему - мы имели честь наблюдать актерский подвиг. Однако результатом этого стало то, что мне лично безумно жаль Передонова. и я вовсе не уверена, что это продиктовано спектаклем, а не переносом на персонажа волнения за исполнителя. Теперь хоть еще раз иди и смотри - когда Дмитрий уж наверняка поправится, конечно.
Адская, все же, профессия - ни тебе больничных, ни тебе каких поблажек, перерывов, отгулов. Этот самоотверженный человек еще после спектакля вышел, по обыкновению, в буфет и общался со зрителями нет чтоб послать всех и эвакуироваться в травмпункт уже.

Вот тебе и "Мелкий Бес".

IMG_20190512_205217

Ну и "наши" поклоны:

IMG_20190512_205232

И главные герои крупнее:

Читайте также: