Медис диагностика готовности к школе

Обновлено: 05.07.2024

Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей детей 6 – 7 лет (МЭДИС). Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н.

Методика состоит из 4-х субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.

Iсубтест направлен на выявление общей осведомлённости учащихся, их словарного запаса;

IIсубтест - на понимание количественных и качественных соотношений;

IIIсубтест - исключение лишнего – выявляет уровень логического мышления;

IVсубтест направлен на выявление математических способностей.

Область применения: исследование интеллектуальных особенностей, разработка рекомендаций.

Описание методики. МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5 – 10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору необходима помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьёзной без излишней напряжённости. Во время проведения теста экспериментатор должен быть уверен, что ни один учащийся не смотрит в тетрадь соседа. У каждого тестируемого учащегося должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя.

Задания выполняются без ограничения времени. Экспериментатор должен читать каждое задание вслух. Темп прочтения зависит от скорости выполнения заданий учащимися, он будет различным в различных группах учащихся. При этом не следует принуждать детей к выполнению задания в каком-то определённом темпе. Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания достаточно 15 секунд. Детям же, работающим медленно, может понадобиться 20 – 25 секунд.

Скорость прочтения заданий не должна оставаться постоянной при переходе от одного задания к другому в различных тестовых частях. Так, например, задания субтеста Iможно прочесть быстрее, чем задания субтестаIIилиIV. При очень ярко выраженных различиях в способностях и темпах работы детей эффективнее проводить тест в 2-х группах. В этом случае один учитель может проводить тест в группе детей, работающих медленно, а другой – в группе, где дети работают быстро.

При планировании тестирования необходимо учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей части методики, но и то время, которое требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных примеров данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20 минут.

Перед каждым субтестом даётся два тренировочных задания. В то время, когда дети выполняют тренировочные задания, необходимо тщательно наблюдать за ними. При возникновении трудностей необходимо проделать тренировочные задания ещё раз. Тестирование можно начинать лишь в том случае, если дети поняли, что они должны делать. Так же следует поступать и при переходе от одного субтеста к другому, т.е. сначала должны быть отработаны новые тренировочные задания, и лишь при полном понимании инструкции можно приступать к самостоятельному выполнению заданий детьми.

Во время выполнения теста детьми экспериментатор (и/или его помощник) должен ходить по рядам в классе и следить, чтобы дети работали на той странице и в том месте, где нужно, а так же чтобы они чётко зачёркивали крестиком овалы.

МЭДИС имеет две эквивалентные формы А и В, которые могут чередоваться при повторном тестировании.

Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.3, 1.20.

Инструкция к заданиям формы А.

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением грызуна (повторить!).

Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением акробата (повторить!).

В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением того, что съедобно (повторить!).

В задании 4 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением рубанка (повторить!).

В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением бицепса (повторить!).

Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.

В задании 4 зачеркните овал под картинкой того термометра, который показывает температуру выше, чем самая низкая, но ниже, чем другие (повторить).

В задании 5 зачеркните овал под картинкой, где мальчик бежит быстро, но не быстрее всех (повторить).

Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на выполнение этого задания и переходите к следующему лишь тогда, когда дети закончат предыдущее.

Инструкция к заданиям формы В.

Указание на способ исправления ошибок важно ещё и потому, что постановка двух и более крестиков в одном и том же задании расценивается как неправильный ответ даже в том случае, если среди этих крестиков есть правильно поставленный.

С этого момента начинается тест. Отведите достаточно времени на выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети закончили предыдущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением мальчика (повторить).

Посмотрите на задание 2. Зачеркните овал под картинкой с изображением общественного транспорта (повторить).

В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением машины на гусеницах (повторить).

В задании 4 зачеркните овал под картинкой того, кто активен (повторить).

В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой, где нарисована статуя (повторить).

Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задание 2. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой спелой кукурузы (повторить).

«Посмотрите на задание 3. (Пауза). Посмотрите картинки в том ряду, где изображены мальчики. Потом посмотрите на картинку, где изображены забор и ящики. (Пауза). Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возможность заглянуть за забор одновременно. Найдите ящик, на который должен встать самый высокий мальчик. (Повторить). Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением этого ящика.

В задании 4 зачеркните овал под картинкой мяча средней величины (повторить).

В задании 5 зачеркните овал под картинкой электропровода, который провисает меньше, чем самый провисший, но больше, чем все остальные (повторить).

«Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки – это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков. (Пауза. Повторить).

Проследите, чтобы все дети зачеркнули нужный овал.

Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком нужный овал.

В этом субтесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что учащиеся ясно понимают, что им нужно делать.

Проследите, чтобы каждый ребёнок зачеркнул нужный овал.

Проследите, чтобы каждый ученик правильно выполнил это задание. Ответьте на все возникающие вопросы. После того, как вы убедитесь, что ученики правильно поняли, что нужно делать, переходите к тестовым заданиям.








Обработка и интерпретация данных.

При интерпретации результатов данной методики следует учесть, что, как и любой другой тест, МЭДИС не может служить единственным критерием для принятия решения об уровне интеллектуального развития ребёнка, об отборе его для обучения по специальным программам, о профиле его способностей.

Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими показателями: данными собеседования с ребёнком, сведениями от родителей, показателями интересов ребёнка и т.д.

    Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно рассматривать как основание для программы его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

в дошкольных образовательных учреждениях

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения; 10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний. При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых. Список литературы 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991. 2. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998. 3. Богатырёва Л.М. Развитие личности ребёнка в творческой образовательной среде учреждения дополнительного образования // Федеральные и региональные аспекты проблемы поддержки одарённых детей в России. Сургут, 2001. 4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005. 5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 7. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М., 2001.8. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003.9. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М., 1995.10. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.11. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.12. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4. 13. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.14. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.15. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. 16. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010. 17. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-отиентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. М., 2001.18. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997. 19. Хромова Т.В. Панов В.И., Колосова М.А. Образовательная среда для обучения и развития детей с разными видами одарённости // Работа с одарёнными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск №2 / Отв. ред. Л.Е. Курнешёва. М., 2004.20. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., 1998.21. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 34-43.

Опросник Майерс-Бриггс (MBTI)

Опросник разработан в США в конце 50-х годов Катариной Бриггс и Изабель Майерс (матерью и дочерью) на основе идей известного швейцарского психолога Карла Юнга.

В своей работе "Психологические типы" Юнг выделил различные психологические типы людей в соответствии с разными индивидуальными способами восприятия и оценки информации. Он выдвигает три пары оппозиций, описывающих психические процессы восприятия и переработки информации (экстраверсия - интроверсия, сенсорика - интуиция, мышление - эмоции), к которым И.Майерс и К.Бриггс добавили еще одну шкалу – восприятие - оценка.

Опросник MBTI основан на выявлении двух различных способов пополнения запаса энергии (шкала экстраверсия-интроверсия), двух противоположных способов сбора информации (шкала сенсорность-интуиция), двух различных способов принятия решений (шкала мышление-чувствование) и двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (решение-восприятие). Таким образом, существуют четыре основных шкалы предрасположенностей. Каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, выбирает тот или иной полюс в каждой паре оппозиций. Комбинация предпочтений по каждой паре оппозиций дает один из шестнадцати типов поведения, составляя индивидуальный профиль человека.

Основные положения типологии, отраженные в опроснике MBTI:

с помощью опросника определяются индивидуальные различия в восприятии информации и принятии решений;

с помощью опросника выявляются интересные и важные поведенческие стереотипы, знание которых полезно для понимания людей и их взаимодействия;

шкалы MBTI не являются независимыми, между ними существуют специфические динамические отношения;

как теория, так и описания типов основаны на модели, которая рассматривает развитие личности как процесс, продолжающийся всю жизнь;

тип – это удобный способ описания различных психических процессов (восприятия и оценки информации);

нет "хороших" или "плохих" типов – у каждого из них есть свои достоинства и свои слабости;

существуют четыре процесса (S, N, T, F) и четыре установки (E, I, J, P), они составляют четыре пары оппозиций: S-N, T-F, E-I, J-P;

каждый респондент использует все процессы и установки, но больше любит или предпочитает один из полюсов в каждой паре;

в интерпретации результатов приводятся конкретные примеры проявления каждого из элементов;

шкалы MBTI относятся к базовым психическим функциям – восприятию и оценке информации, которые реализуются в любом поведении, – поэтому сфера практического применения опросника очень широка.

Области применения опросника MBTI:

В консультировании по проблемам карьеры и профориентации:

MBTI помогает направлять личность в выборе той или иной ориентации школьного образования, профессии, рабочего места;

MBTI позволяет принимать во внимание и сопоставлять возможности, которые дает работа для использования предпочитаемых способов восприятия и оценки информации, с одной стороны, и те требования, которые предъявляет трудовая деятельность – с другой;

MBTI помогает при ведении деловых переговоров (как рабочий инструмент отслеживания особенностей разных людей и подбора "ключа" к ним);

MBTI помогает более эффективно распределять задания между сотрудниками;

MBTI помогает устанавливать оптимальные отношения с коллегами по работе.

В индивидуальном и семейном консультировании:

MBTI помогает клиенту понять преимущества и сильные стороны различных предпочтений;

MBTI помогает подобрать практический ключ к развитию собственной индивидуальности и совершенствованию своего общения с окружающими;

консультант может показать клиенту, как превратить его "проблему" в "лабораторию” по развитию способов восприятия и оценки и на этой основе научиться оптимальным образом направлять свою жизнь;

MBTI помогает супружеским парам и семьям увидеть и понять ценность сходства и различий людей; родителям – научиться принимать детей такими, какие они есть (это особенно важно, когда родители и дети относятся к разным типам); детям – следовать избранному пути, невзирая на внешнее неодобрение и не испытывая чувства вины.

1.2. Шкалы MBTI (типологические индикаторы)

Согласно Юнгу, каждый человек очень рано проявляет свои предрасположения. И чем больше он их сознательно или бессознательно в себе культивирует, тем больше он им доверяет и на них опирается. Вместе с тем, временами могут проявляться качества, не свойственные данному человеку. С возрастом поведение людей становится все более сложным и неоднозначным, однако предрасположения всегда остаются как бы центральным коммутаторным пунктом.

Задача профконсультанта состоит в определении того, какие из предрасположений являются стержнем поведения человека.

Согласно теории Юнга, важнейшими функциями являются сбор информации о внешнем мире и принятие решения, основанного на полученной информации.

Шкала S-N: сбор информации

S - Сенсорный тип, N - Интуитивный тип

Согласно Юнгу, существуют два разных способа восприятия информации: путь ощущений – S (sensation) и путь интуиции – N (intuition).

S (путь ощущений)

Стремление максимально использовать данные пять органов чувств для того, чтобы понять, что на самом деле происходит вокруг, особенно для точной оценки ситуации. Человек больше поглощен реальным миром вокруг себя, так что образы и идеи, которые он не может "потрогать", не привлекают его внимания. В первую очередь его интересуют практический опыт и происходящее "здесь и теперь".

N (путь интуиции)

Восприятие окружающего мира происходит не непосредственно, а путем своих осознаваемых или неосознаваемых ассоциаций и представлений. Стремление выйти за пределы непосредственно данного и известного – понять значения, смыслы, связи и отношения, используя для этого свою интуицию. Предпочтение отдается общей схеме и целостному взгляду на вещи.

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.
ПРОГНОЗ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Методическое руководство
Автор: Л.Я. Ясюкова

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (МЭДИС 6-7 ЛЕТ)
Методическое руководство
Авторы: Аверина И.С., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н.

АННОТАЦИЯ
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития 6 - 7-летних детей. МЭДИС представляет собой оригинальную авторскую разработку на основе всемирно известных зарубежных тестов интеллекта. Тест полностью адаптирован на детях 6-7 -летнего возраста г. Москвы. Задания представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. МЭДИС включает задания на осведомленность и словарный запас, логическое мышление и математические способности. Разнообразие заданий позволяет охватить многие стороны интеллектуальной деятельности в минимальные промежутки времени. Тест дает хорошую ориентировочную информацию о способности к обучению в начальной школе и об индивидуальной структуре интеллекта ребенка, поэтому может использоваться в качестве основной части батареи методик для определения готовности детей к обучению в школе.
В методическом руководстве представлены общие указания по применению методики, тестовые материалы (2 варианта - форма А и форма В), инструкции к проведению тестирования, ключи к тестам для обработки данных и интерпретации полученных результатов.
Методическое руководство рассчитано на профессиональных психологов, но может использоваться учителями и другими специалистами, получившими подготовку по психодиагностике.

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (7-9 лет)
Разработана: Э.Ф. Замбацявичене

ПОДРОБНЕЕ - В ПРИКРЕПЛЁННЫХ ФАЙЛАХ!

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Источник: Р.С. Немов "Психология"

Подборка подростковых тестов включает тесты для подростков направленные на психодиагностику познавательных процессов, оценку мышления, изучение межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте.

К подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые — необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Что же касается личности и межперсональных отношений, то здесь еще существуют и должны учитываться многие ограничения, которые мы обсудим далее.

Имея в виду то, что подростки — это еще наполовину дети, к ним необходимо применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка. Вряд ли подросток станет с большим желанием и усердием работать над тестом, который для него малоинтересен, даже если участие в тестировании мотивировано далеко идущими жизненными интересами, например выбором профессии.

Подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности в тестировании, чем это можно позволить детям младшего школьного возраста. Вполне допустимо, например, дать возможность подростку отойти от точной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям и результатам тестирования, например, каким-либо оригинальным способом, отличным от нормативного, решить предложенную задачу.

Вообще, нетривиальность мышления в этом возрасте служит одним из важных признаков интеллектуальной развитости даже в том случае, если подросток не до конца справляется с заданием. Напомним в этой связи, что многие тесты для подростков, направленные на определение уровня интеллектуального развития, имеют стандартизированные решения задач, но в то же время допускают и отклонения от них. По отношению к подросткам можно значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности. Кроме того, подчеркиваемое одобрение и позитивная оценка со стороны взрослых людей именно нестандартных решений подростка позволяют получать данные, полностью отражающие его уровень интеллектуального развития. В противном случае отсутствие интереса и нежелание решать тестовые задачи может быть ошибочно принято за низкий уровень умственного развития.

Повышенное, внимание подростка к самопознанию создает благоприятные условия для применения в процессе подросткового тестирования методик, позволяющих получать интересные и полезные сведения о себе. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям. При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себе малоинтересные тесты, но только в том случае, если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими. Правда, следует признать, что в силу субъективности личностного подросткового восприятия и достаточно сильного желания видеть у себя некоторые положительные качества, не замечая наличия отрицательных, подростковые тесты, должны сводить к возможному минимуму влияние субъективных установок на результаты проводимого тестирования.

✅

СОДЕРЖАНИЕ ПОДБОРКИ:
Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста

✅

Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте:
Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц
Методика оценки переключения и концен

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)

Е. И. ЩЕБЛАНОВА, И. С. АВЕРИНА, Е. Н. ЗАДОРИНА

В настоящее время появилось большое количество школ, в которых обучение ведется по ускоренным программам, с углубленным изучением каких-либо предметов, по специальным программам для одаренных детей и т. д. В связи с этим возникла проблема отбора учащихся, способных к такому обучению. К сожалению, решение этой проблемы часто бывает произвольным, без какого-либо психолого-педагогического обоснования.

Как правило, опытный учитель может вполне квалифицированно определить готовность ребенка к поступлению в I класс школы и отличить нормально развитых детей от детей с той или иной задержкой развития. Вопрос готовности детей к школьному обучению достаточно подробно освещен в литературе [2], [3], [4].

Проблема отбора способных и одаренных детей требует для своего решения совершенно иного подхода. Этот подход должен в первую очередь учитывать сложность и многосторонность самого феномена одаренности, включающего как когнитивные (интеллектуальные и творческие способности), так и некогнитивные (мотивационноличностные особенности) факторы развития [5], [6], [7].

Поэтому в первую очередь необходимо четко сформулировать задачи той программы обучения, для которой проводится отбор детей, и те требования, которые предъявляются к детям в рамках этой программы. При осуществлении такого отбора главное внимание следует уделить интересам ребенка: будет ли обучение в данной школе оптимальным для его развития. Для решения этого вопроса среди многих других факторов большое значение имеет определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Диагностика уровня интеллектуального развития детей требует тщательного и всестороннего анализа квалифицированного специалиста - психолога. Однако практическое осуществление такого индивидуального обследования каждого ребенка при поступлении его в школу не представляется возможным. В то же время даже для ориентировочного суждения об интеллекте детей необходимо иметь методику, которая позволила бы соблюсти ряд обязательных для диагностики интеллекта условий.

Среди них в первую очередь следует указать стандартизацию испытаний, позволяющую в определенной мере избежать субъективности в подборе заданий и обеспечить всем детям равные возможности. Задания в методике должны быть подобраны таким образом, чтобы можно было оценить разные стороны интеллекта ребенка и при этом уменьшить влияние его обученности ("натасканности "). Кроме того, методика должна быть достаточно надежной и валидной при сравнительной простоте применения и небольших затратах времени.

Разработка указанной методики осуществлялась на основе известных зарубежных тестов познавательных способностей - KFT 1-3 К. Хеллера с сотрудниками [8]. Тесты KFT 1-3, разработанные в Мюнхенском университете и предназначенные для одаренных первоклассников.

Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное выполнение двух заданий, аналогичных тестовым. Во время этой тренировки, выполняя задания вместе с экспериментатором, ребенок должен понять, что он должен делать, и выяснить все, что ему непонятно. Тренировочные задания могут при необходимости повторяться.

Задания МЭДИС, как и в зарубежных тестах, представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. При выполнении заданий от ребенка требуется лишь выбрать правильный ответ (зачеркнуть под ним овал) из нескольких предложенных. Перед предъявлением заданий ребенку демонстрируется изображение овала, зачеркнутого овала под выбранным рисунком и проводится тренировочное упражнение в зачеркивании овала по команде. Все инструкции и объяснения даются устно экспериментатором.

Первый субтест направлен на выявление общей осведомленности учащихся , их словарного запаса. Среди пяти - шести изображений предметов требуется отметить названный экспериментатором. Первые задания включают наиболее распространенные и знакомые предметы, например "ботинок ", а последние - более редкие и малоизвестные, например "статуя ".

Второй субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше - меньше, выше - ниже, старше - моложе и т. д. В первых заданиях эти соотношения однозначны - самый большой, самый дальний, тогда как в последних заданиях ребенку необходимо, например, выбрать картинку, где один предмет больше другого, но меньше третьего.

Третий субтест выявляет уровень логического мышления , аналитикосинтетической деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнего используются как изображения конкретных предметов, так и фигуры с различным количеством элементов.

Четвертый субтест направлен на диагностику математических способностей . В него включены математические задания на сообразительность, в которых использован различный материал: арифметические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей и т. д. Для выполнения этих заданий ребенок должен уметь считать до десяти и производить простейшие арифметические действия (сложение и вычитание).

Таким образом, разнообразие заданий в МЭДИС позволяет охватить разные стороны интеллектуальной деятельности ребенка в минимальные промежутки времени и получить информацию как о его способности к обучению в начальной школе, так и об индивидуальной структуре его интеллекта. Это дает основание для использования МЭДИС в качестве основной части батареи методик для определения готовности детей к обучению в школах с программами обучения повышенной трудности.

МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору необходима помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьезной, без излишней напряженности. У каждого тестируемого должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя. Во время проведения тестирования большое значение имеет наблюдение за детьми. Эта задача при групповом тестировании выполняется главным образом ассистентом экспериментатора. Это наблюдение позволяет избежать случаев непонимания ребенком инструкций и в то же время получить дополнительную информацию о готовности детей к обучению в школе и индивидуальных особенностях их поведения.

Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться крайне неблагоприятной для некоторых детей: с повышенной тревожностью, растерявшихся от новой обстановки и т. д. В таких случаях рекомендуется повторить тестирование с помощью другой формы теста или дополнить его индивидуальным психологопедагогическим обследованием.

Все задания МЭДИС выполняются без ограничения времени. Темп чтения заданий экспериментатором должен зависеть от скорости выполнения заданий детьми, он может отличаться в различных группах. При этом не следует принуждать детей к выполнению задания в каком-то определенном темпе. Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания достаточно 15 секунд. Детям же, работающим медленно, может понадобиться 20 25 секунд. Скорость прочтения заданий не должна оставаться постоянной при переходе от одного задания к другому в различных тестовых частях.

При планировании тестирования важно учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей части методики, но и то время, которое требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных примеров, данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20-30 минут.

При интерпретации результатов данной методики следует учесть, что, как и любой другой тест, МЭДИС не может служить единственным критерием для принятия решения об уровне интеллектуального развития ребенка, об отборе его для обучения по специальным программам, о профиле его способностей. Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими показателями: данными собеседования с ребенком, сведениями от родителей, показателями интересов ребенка и т. д.

Инструкция: все тестовые задания проговариваются не больше 2-х раз!

Задание 1- на осведомленность.

1- покажи грызуна ( правильный ответ на 5-ой картинке),

Задание 2- математические способности.

1- покажи грядку, на которой цветы посадили раньше всех остальных (3),

2- картинку, на которой девочка стоит к дереву ближе, чем мальчик и собака (4),

3- картинку, на которой утка летит ниже всех, но быстрее всех (2),

4- градусник, на котором температура выше, чем самая нижняя, но ниже, чем все остальные (4),

5- картинку, где мальчик бежит быстро, но не быстрее всех остальных (1).

Задание 3- на логическое мышление.

( правильные ответы - 3, 4, 2, 2, 5).

Задание 4- количественные и качественные отношения.

1- найти прямоугольник, в котором палочек больше 6, но меньше 12 (3),

2- рисовали ряд домино, а одну забыли нарисовать. Какое нужно взять домино справа, чтобы продолжить этот ряд? (2),

3- выбери кубик, в котором на одну точку больше, чем в этом кубике слева (4),

4- посчитай палочки в кубиках слева. В котором кубике палочек больше? Покажи, насколько больше (1),

5- покажи тарелку, на которой торта съедено меньше всего (3).

1. Аверина И. С., Щебланова Е. И., Перлет К. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопр. психол. 1991. № 5. С. 173 178.

2. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методическая разработка для школьных психологов / Авт.сост. Венгер А.Л. М., 1989.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. M., 1991.

5. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. 1989. № 6. С. 29 33.

6. Хеллер К. А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопр. психол. 1991. № 2. С . 120-127.

7. Renzulli J. S. The multiple menu model for developing differentiated curriculum for the gifted and talented // Gifted child Quart. 1987. 32(3). P. 298 309.

8. Heller К . A., Geisler H. J. Kognitiver Pahigkeits Test far 1. bis 3. klassen (KFT 1-3). 1983. Weinheim: Belts.



Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Социально-психологическое тестирование обучающихся


Горячая линия


по вопросам организации

обучения в режиме

(881744) 2-14-09 89215328922

Экспресс – диагностика интеллектуальных способностей. МЭДИС. Методика "МЭДИС"

Экспресс – диагностика интеллектуальных способностей. МЭДИС. Методика "МЭДИС"

Зачисление в школу

Мы ВКонтакте


Сетевичок



Горячая линия по вопросам организации питания школьников

Телефон горячей линии Общероссийского народного фронта 8 800 200 34 11

Читайте также: