Медицинское оборудование для оздоровления детей в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.

Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях" и предполагают следующее:

1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.

4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.

6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.

При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:

1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:

- медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

- информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

- организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,

- работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

- работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация "дней здоровья", игр, викторин и другие);

- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

- контроль за пищеблоком и питанием детей;

- ведение медицинской документации.

2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.

2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.

2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.

2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

- ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;

- провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;

- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;

- в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;

- следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).

2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:

1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;

2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;

3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;

5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;

6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;

7. проводить работу по профилактике травматизма;

8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;

9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.

Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:

1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;

2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;

3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;

4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;

5. проводит работу по профилактике травматизма;

6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;

7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.

Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.

Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.

При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.

Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).

Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.

Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.

“Берегите здоровье смолоду” - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений,, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста ценны тем. что создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, побуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности.

При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект - отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как “быстрее, скорее, поторопись” или “живее, не туда” и т.д. т.к. дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

В данном курсе представлена система спортивных праздников, досугов, развлечений, которые разделены по временным отрезкам: зима; весна; лето; осень.

Динамика здоровья детей

Методы отслеживания: медицинская диагностика - адаптация выпускников ДОУ к школе и профилактические осмотры бригадами медиков.

Методы отслеживания: наблюдение педагогов, психологов и школы в адаптационный период, анкетирование родителей.

В целом динамика здоровья воспитанников положительна, о чем свидетельствуют:

Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корректирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, досуги помогают решению оздоровления детей. В течение дня дети имеют возможность несколько раз позаниматься на спортивных комплексах.

Большое внимание коллектив ДОУ уделяет закаливающим процедурам, т.к. закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Состояние здоровья детей

Группы здоровья
количество детей
2004-2005 2005-2006 2006-2007
I гр
(здоровые дети)
25 28 37
II гр
(имеющие отклонения по состоянию здоровья)
51 50 46
III гр
(имеющие хронические заболевания)
2 2 4
Дети-инвалиды - 1 -

Формы и методы оздоровления детей

-подвижные и динамичные игры;

(дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

-сон при открытых фрамугах;

-прогулки на свежем воздухе (в том числе “комнатные”);

- музоформление фона занятий;

-игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;

Использование отраженных лучей (в тени).

Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды.


Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение кровообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Медицинское обслуживание детей в нашем ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. В ДОУ имеется медицинский кабинет, изолятор. Используется для оздоровления детей ингалятор, аппарат “Геска”, бактерицидные облучатели для очищения воздуха, фитотерапия, проводятся закаливающие процедуры, коррекционная гимнастика.

Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Госсанэпидемнадзора: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.

Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Коллектив совершенствует оздоровительно-физкультурные мероприятия в системе работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей.


Используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников

  1. Точечный массаж по методу Уманской
  2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  3. Гимнастика с элементами хатха-йога
  4. Комплексы по профилактике плоскостопия
  5. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  6. Дыхательная гимнастика
  7. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  8. Прогулки + динамический час
  9. Закаливание:
  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Чистка зубов и полоскание полости рта
  • Обширное умывание
  • Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)

10. Оптимальный двигательный режим

Упражнения на коррекцию плоскостопия

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

  1. Луковый напиток
  2. Лук, чеснок
  3. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.

Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.

Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Комплекс оздоровительных мероприятий

по возрастным группам

Группы раннего возраста

2 младшая группа

Старший дошкольный возраст

Рижский метод закаливания

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

  • Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы)

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
  • В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
  • В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • Занятия по традиционной схеме
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
  • Занятия-тренировки в основных видах движений
  • Ритмическая гимнастика
  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
  • Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
  • Сюжетно-игровые занятия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание и другие методы оздоровления детей в детском саду

В статье представлен опыт работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников пятого года жизни. Подробно описана организация оздоровительного процесса в режиме дня.


Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста.


Инновационные технологии физического оздоровления детей в детском саду

В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен ве.


В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. .


Игровой самомассаж - как одна из форм оздоровления детей в детском саду

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

воспитатель Реснянская В.В.

Пояснительная записка

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

В последние десятилетия не только в России, но и во всем мире существует тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Наблюдаемая воспитателями заболеваемость детей, имеющая тенденцию к увеличению, а также использование педагогами занятий, связанных с длительным нахождением ребенка в статичном положении, привели нас к поискам новых форм и методов оздоровительной работы в ДОУ.

Одной из главных задач дошкольной организации является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Именно для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа , как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Для позитивного выполнения данной цели я поставила следующие задачи :

Создание условий для благотворного физического развития детей;

Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;

Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

Удовлетворение природной потребности детей в движении;

Формирование разумного отношения к своему здоровью;

Активизация познавательных интересов;

Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;

Развитие индивидуальности ребенка (не запрограммированность, а содействие развитию личности).

Обеспечить чувство психологической защищенности, доверие ребенка к миру; радости существования (психологическое здоровье);

В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.

Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям..

В двигательный центр подобраны такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей. Один из путей повышения подвижности детей самостоятельной деятельности это различные способы использования сюжета в оформлении и пособиях. Используем сюжетные подвижные игры с масками – шапочками. Игра как ведущий вид деятельности детей для нас остается приоритетом и в опросе организации двигательной среды.

Оборудование предназначается для развития разных движений различных групп мышц.

Часто (после активной двигательной деятельности и перед прогулкой) используем минутки покоя :

- посидим в тишине;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку (релаксация).

В своей работе используем элементы закаливания и коррегирующей гимнастики.

Все имеющиеся в группе игрушки и материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям в группе комфортно и интересно.

Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить), искать необыкновенное в обыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности.

Самостоятельно использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности, за их использование и хранение; дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудование: убрать на место и бережно к ним относится.

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

Регулярные прогулки на свежем воздухе;

Солнечные и воздушные ванны;

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее четырех часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе.

Мы, знаем что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе обращаем внимание на:

Личную гигиену (с использованием худ. cлова);

Правильное мытье рук;

Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;

Полоскание ротовой полости после еды;

Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

При создании предметно – пространственной среды учитываем, что воздействие на ребенка заключается в востребованности детского опыта, приобретаемого в процессе образовательной деятельности.

В образовательной деятельности даем понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.

Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения очищают воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнают, какие растения дают оздоравляющий эффект – это фикус, герань, хлорофитум.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.

Предлагаем папки – передвижки;

Рекомендуем ходить с детьми в походы, на экскурсии;

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать и приобщить к здоровому образу жизни детей. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровья детей.

Созданные условия позволили нам обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы в группе.

Предметно – пространственная среда способствует:

Обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни;

Воспитанию и развитию ребенка в коллективе;

Развитию опорно – двигательного аппарата;

Развитию у детей организованности, инициативности;

Умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками;

Самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр;

Наполняемости нравственно – эстетическими ценностями;

Развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости; гибкости, ловкости.

Предметно – развивающая среда – это мощный обогащающий фактор детского развития.

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Система физкультурно-оздоровительной работы определяется в соответствии с уровнем здоровья, развития и двигательной подготовленности детей. Своей главной задачей я считаю – не только дать знания детям, а главное воспитать у них желание быть здоровыми и научит умению, при необходимости помогать себе и другим детям.

В своей работе я использую следующие методики оздоровления:

Методики, направленные на развитие органов дыхания

Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой направлена на лечение и восстановление голоса. Суть методики - в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.

Методики, направленные на повышение резистентности организма

Массаж пальцев . По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Методики, направленные на коррекцию зрения

Метод коррекции зрения В.Ф. Базарного заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения).

Методики, направленные на профилактику ОРЗ

Само массаж биологически активных зон (по А.А. Уманской) рекомендуется педиатрами при реабилитации ослабленных и часто болеющих детей. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон).

Аэрофитотерапия (по Ю.В. Акимову и И.Ф. Остапчук) основана на использовании фитонцидов эфиромасличных растений, обладающих биологической активностью и способностью проникать через органы дыхания в организм человека и оказывать на него целительное действие .

Закаливание водой, воздухом и солнцем — один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ.

Методики, направленные на развитие речевого аппарата

Логоритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.

Методы, направленные на коррекцию психического состояния

Психогимнастика - невербальный метод групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной и эмоционально-личностной). Психогимнастические этюды М.И. Чистяковой, адаптированные к дошкольному возрасту, направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработке уверенности в себе посредством игровых вариантов психотерапии.

Коммуникативные игры (по К. Орфу, В.А. Жилину, Т.Э. Тютюнниковой и Е.В. Рыбак) способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе, развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей.

Музыкотерапия (по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову, О.А. Машкову) — эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов — мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.

Мои наблюдения за детьми позволили мне сделать вывод: что во время физических упражнений у дошкольника формируются такие личностные качества как, выносливость, смелость, ловкость, сила, физическая красота. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.

Приемы самомассажа, разработанные еще древними врачами, является одним из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон, к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

В своей работе использую самомассаж лица, шеи и массаж рук.

Массаж лица.

Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Движения производить:

От переносицы к ушам;

От желобка под носом к ушам;

От околоушной области лица к подбородку и обратно;

Вибрационный массаж лица.

Повторить вышеуказанные движения, но только способом постукивания пальцами.

Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;

В области горла гладить попеременно то левой то правой руками;

От околоушной области лица, делать движения по боковой части шеи, близкой к затылку.

Поглаживание – воздействия на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Он расслабляет, поэтому движения очень нежные. Поглаживать нужно всей ладонью.

Растирание – более интенсивное и глубокое поглаживание, способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости. Растирание производится одним, двумя или тремя пальцами.

Вибрация – ритмичные надавливающие движения пальцев рук. Слабая вибрация повышает тонус, а сильная – оказывает болеутоляющее действие, активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение и регенерацию кожи.

К лечебно-профилактическим мероприятиям можно отнести и упражнения направленные на профилактику развития плоскостопия.

Ходьба по палочке

Ходьба по ребристой доске

Ходьба по обручу

Ходьба по камушкам

Собирание пальчиками мелких предметов

используемая литература

Читайте также: