Медицинские школы древней греции актуальность

Обновлено: 08.07.2024

Каждая эпоха в истории человечества имеет свое лицо, отраженное в зеркале врачебного искусства. Корни самых ранних медицинских представлений указывают на многовековое параллельное развитие знаний в странах Востока и Запада. Это относится, например, к учениям о стихиях-первоначалах, из которых состоит тело человека. Условие здоровья — их гармония и равновесия.

Медицина в истории Древней Греции

История древней Греции представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений. Она делится на пять периодов:

1) крито-микенский, или эгейский (III—II тысячелетия до н. э.),

2) предполисный (XI—IX вв.до н. э.),

3) полисный (VIII—VI вв. до н. э.),

4) классический (V—IV вв. до н. э.),

5) эллинистический (вторая половина IV в. до н. э.— середина I в. н. э.).

В каждый из этих периодов развитие врачевания и медицинских знаний имело свои отличительные черты.

ВРАЧЕВАНИЕ КРИТО-МИКЕНСКОГО ПЕРИОДА (III—II тысячелетия до н. э.)

Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской и других.

Центром древнейшей греческой цивилизации был о. Крит. Наивысший расцвет его царств (Кносс, Малия, Феста, Закро) приходится на конец Ш — начало II тысячелетия до н. э. и связан с развитием раннего рабовладельческого общества. Во II тысячелетии до н. э. могущественный Крит имел прекрасно развитые ремесла, искусство, поддерживал внешние связи с Троянским царством и материковой Грецией, Кипром, Сирией, Вавилонией и особенно с Египтом, что имело большое значение для обеих стран.

На территории Кносского дворца на о. Крит в результате археологических раскопок, начатых в 1900 г. под руководством А. Эванса, были обнаружены санитарно-технические сооружения: система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводные каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения, вентиляция.

К сожалению, письменных медицинских источников крито-микенского периода (так же, как и хараппского) пока не имеется: возможно, расшифровка крито-микенского линейного письма позволит в будущем восполнить этот пробел в наших знаниях о. врачевании самого раннего периода истории древней Греции.

ВРАЧЕВАНИЕ ПРЕДПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (XI—IX вв. до н. э.)

В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей (поверхностные и проникающие ранения, ушибленные раны и нагноения, возникающие в результате укусов ядовитых змей, и т. д.). Лечение ран состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки.

В поэмах Гомера упоминается также об эпидемии чумы, сумасшествии друзей Улисса, меланхолии Беллерозона, о рождении жизнеспособного младенца в конце седьмого месяца беременности; говорится об употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использонии серы как лекарственного средства, а также о заимствовании некоторых знаний о лечебных средствах у древних египтян .

ВРАЧЕВАНИЕ ПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (VIII—VI вв. до н. э.)

Полисный период истории древней Греции отмечен двумя важными для истории медицины явлениями: 1) формирование материалистической древнегреческой философии, которая сложилась в VII в. до н. э., главным образом в Ионии, и окончательно оформилась к IV в. до н. э.

2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в древней Греции, усилением позиций религии и, как следствие, становлением храмов. Храмовое врачевание в древней Греции развивалось на фоне эмпирического врачевания (которое существовало издавна).

Как уже упоминалось, святилища Асклепия в древней Греции не были больницами в нашем понимании.

Врачевание в асклепейонах сочетало эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения.

Храмовое врачевание унаследовало многие положительные приемы и гигиенические традиции эмпирического врачевания, которое возникло несравненно раньше религий.

МЕДИЦИНА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (V—IV вв. до н. э.)

Асклепий

Закутанная в шаль Коронида изображена на медной монете Пергама, города в Миссии с храмом Асклепия, выбитой в 138 году н.э. по приказу жены императора Адриана Сабины. В память Корониды названа деревня близ Эпидавра. О рождении Асклепия существует несколько версий. По одной из них Коронида родила и оставила маленького Асклепия в тайне от своего отца на склонах горы Тицион. Голодного ребенка накормила своим молоком пасущаяся там коза, а собака, охранявшая стадо, оберегала его до тех пор, пока Асклепия не нашел пастух Арестан.

И не только исцелял болезни, но даже возвращал умерших к жизни, чем прогневал властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса (своего деда), нарушив установленный им порядок на Земле. Разгневанный Зевс своей молнией поразил Асклепия. Асклепий не только возвращал людям молодость с помощью крови Медузы Горгоны, убитой Персеем, но и жизнь. В одном из греческих мифов рассказывается, как однажды Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтобы воскресить его мертвого сына Главка. На своем посохе он увидел змею и убил ее. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой, и умерший Главк воскрес.

Опыт весьма пригодился Асклепию, и многих людей избавил он от хвори. Асклепий воскресил Ипполита, Капанея и др. За этот ли подвиг или за что-то другое, неизвестно, но змея принята эмблемой медицины. В глубокой древности змея была символом египетского бога Тота, патрона врачей. Священная змея культивировалась в египетских храмах. Египетская богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими вечную жизнь. Это же согласуется с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость.

По данным многих ученых, окончательно оформленный культ змеи, как олицетворение всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе, можно отметить в Фессалии. Среди носителей знаний вообще в особую группу раньше других выделялись лекари, так как в них повседневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их эмблемой и осталась змея, первоначально бывшая эмблемой недифференцированного знания. Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии — афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в четвертый день Елевсинских мистерий. В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском острове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отправлялся по греческому образцу, жрецами были преимущественно греки. Это было заметным новшеством в римской религиозной жизни, и храм стал весьма популярен. На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога врачевания и назывались асклепиадами.

Эмпедокл (ок. 490 — ок. 430 гг. до н.э.)

Эмпедокл — основатель сицилийской медицинской школы — родился в Акригенте на острове Сицилия в богатой аристократической семье. Эмпедокл был в соответствии с уровнем медицины того времени чудотворцем шаманско-знахарского типа. По преданию Эмпедокл обладал волшебством. Иногда он пытался показать себя перед народом магом, творя на глазах людей чудеса.

Для большей убедительности в таких случаях он облачался в пурпурные одеяния жреца, на голову надевал дельфийскую корону и в сопровождении солидной свиты представал перед собравшимися. Эмпедокл вел себя чрезвычайно экстравагантно: волос не стриг; на голове носил венок, выражение лица его никогда не менялось, повадка была царственная, даже на Олимпийских играх он требовал (и добивался!) исключительного внимания к своей особе.

В области анатомии Эмпедоклу принадлежит открытие лабиринта внутреннего уха, исследование о дыхании, деятельности сердца, кровообращении, зрении обонянии. Он был вегетарианцем и настолько строго придерживался своих принципов, что даже сандалии носил не из кожи, а из меди или серебра. Одним из первых Эмпедокл обратился к музыке как к средству лечения душевнобольных. Пифагор — врач основатель храмовой медицинской школы в Южной Италии, также использовал лечебное воздействие музыки, особенно для лечения происходящих от страстей и хронических болезней. С успехом употреблялись для лечения речитативы из песен Гомера и Гезиода. Эти средства были рассчитаны на целительную силу души. Благодаря хорошему знанию анатомии, а также наблюдательности, Эмпедокл заметил, что у животных различных групп имеются аналогичные органы.

Вечный антагонизм между Любовью и Враждой, изложенный Эмпедоклом, был первым гимном диалектики. Любовь является вечным источником созидания, соединяя разрозненное во что-то цельное, а Вражда все это делит на части, образуя отдельные тела. Последняя стадия, или эпоха, по Эмпедоклу, является зоогонической фазой и в свою очередь распадается на четыре ступени.

Ромен Роллан назвал Эмпедокла самым гуманным из древних, самым близким среди них к нашим современникам. По Гераклиду, Эмпедокл был живым взят на небо, причем у апофеоза были свидетели; а кто в этом сомневался, те рассказывали, будто он бросился в кратер Этны — такое самосожжение сопоставлялось с самосожжением Геракла, хотя чаще рассматривалось не как апофеоз, а как претензия на апофеоз.

Гиппократ (ок.460-377 гг. до н.э.)

Именно в этом возрасте Гиппократ получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача, и выехал в Египет для пополнения знаний и усовершенствования в искусстве врачевания. Через несколько лет вернулся на родной остров, долгие годы занимался там врачебной практикой и основал свою медицинскую школу, называемую Косской. Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там и учился медицине у Геродина.

Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел. А если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует. Гиппократ — один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению.

теплому, сухому и влажному.

Подобно многим врачам древности, Гиппократ занимался практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, недостаточны для определения и лечения болезней. Рекомендуя тщательное обследование пациента, он указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна, частоту пульса и температуру тела.

Он придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли, и их силе, появлению лихорадочной дрожи. По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду.

Красный и сухой язык есть признак тифа, когда язык в начале болезни точечный, а затем переходит в красноватый и багровый, то жди беды. Если язык покрывается черноватым налетом, то это указывает на кризис, наступающий на 14 день. Пальпация, выслушивание и выстукивание как методы исследования были известны и использовались Гиппократом. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток.

Герофил

Таким образом, он разграничивал спинной мозг от костного, показав, что первый является продолжением головного мозга. Герофил подробно описал части головного мозга (особенно мозговые оболочки и желудочки), а также описал срединную борозду мозга. Герофил не относил обонятельные нервы к черепным, а считал их частью мозговой субстанции.

Он связывал происхождение движений с нервами, а параличи, по его мнению, выявляются в результате потери чувствительности или произвольных движений, либо тех и других. Вопреки Проксагору, который дрожание объяснял поражение сосудов, Герофил связывал его с изменениями в нервах и мозге. Герофил описал и назвал двенадцатиперстную кишку, установил различие между артериями и венами. В своих физиологических воззрениях он допускал наличие четырех сил (питающей, согревающей, мыслящей, и чувствующей), соответственно локализованных, по его мнению, в печени и кишечнике, в сердце, в мозге и в нервах. Интересы Герофила были весьма широки.

Он описал разветвления нервов: различал нервы двигательные и чувствительные. Эразистрат первым высказал мысль, что душа (пневма) располагается в желудочках мозга, самым главным из которых является четвертый. Кровь, проходящая через хориоидальные сплетения, приходит в соприкосновение с душой и перерабатывается в сознание. Это была первая в истории человечества психофизиологическая концепция объяснения механизма сознания, которая получила широкое распространение и существовала на протяжении Средних веков.

В теоретических взглядах Эразистрат отходил от господствовавшего в его время гуморализма — учения преобладающей роли соков — и отстаивал роль твердых частиц в организме (солидаризм). В лечении болезни главное место отводил диете, полагая, что всякая болезнь является следствием застоя, переполнения того или иного органа непереваренной пищей. В хирургии ему приписывают изобретение катетера. Изучая сосудистую и нервную систему, Эразистрат описал сердечные и венозные клапаны, сокращения сердечной мышцы; перистальтику кишок и др. Успехи врачей-александрийцев были обусловлены сопоставлением анатомических данных о строении нервной системы с экспериментальным изучением зависимости функций от раздражений и разрезов различных частей мозга. Филопон (VI в. н.э.) сообщает об опытах, в которых путем раздражения оболочек мозга вызывались двигательные параличи и потеря чувствительности.

Заключение

Античная медицина была тем фундаментом, на котором европейская медицина базировалась и развивалась во все последующие века. Именно поэтому проблема медицинских знаний Древней Эллады всегда волновала историков медицины и ученых-медиков.

В первую очередь вавилоно-ассирийской и египетской культуре многим обязана древнегреческая медицина, достигшая в древности наиболее высокой степени самостоятельности как область профессионального знания, обладающая известной естественно-научной глубиной. В сочинениях древнегреческих врачей содержится свод знаний, накопленных древней медициной.

Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и все свое немалое состояние, исчисляемое в 50 тысяч лир. То же самое, хотя и в меньшем размере, сделал историк медицины земский врач Ковнер, оставивший три тома истории медицины, в которой более 400 страниц посвящено Гиппократу.

Учение Гиппократа объединяет медицинские представления, которые сложились в Греции к IV в. до н.э. Вот основные положения основанной им на острове Кос медицинской школы:

В статье проведён анализ историко-философских подходов наиболее известных медицинских школ Древней Греции: Киренской, Родосской, Сицилийской, Кротонской, Косской, Книдской, Александрийской. Описаны основные медицинские и общенаучные достижения, а также упоминается вклад наиболее ярких представителей и основателей школ. Выбор данной темы обусловлен тем, что цивилизация Древней Греции представляет значимый феномен для исторической и философской науки, а также медицинского и смежного знания. Именно философская традиция древних греков впервые предложила миру явление теоретического мышления, основным подходом которого считается выведение частного знания из неких общих принципов при помощи доказательств. Именно этот подход способствовал развитию других фундаментальных наук, таких как медицина, педагогика, метафилософия, космология, физика, математика, зоология и др. Благодаря достижениям древнегреческих врачей-философов, медицинская наука получила знания и подходы, используемые по настоящее время. Основные античные медицинские школы развивались в рамках представлений натурфилософии, что объясняется необходимостью объяснения мира с позиции первоначала. Данный процесс явился позитивным импульсом для развития не только медицины, но и других базовых фундаментальных наук, основой которых является философия.


2. Сергеев B.C. История Древней Греции / Под ред. В.В. Струве, Д.П. Каллистова. 3-е изд. М., 1963. 524 с.

4. Фоминова Л.А. Античные ученые Греции и Рима, внесшие наибольший вклад в создание медицинской и фармацевтической терминологии // Студенческая наука: взгляд молодых. 2019. С. 296.

5. Пучкова В.А., Королева Е.А. Развитие медицины в античной Греции // Неделя науки СПбГПУ. 2014. С. 63.

7. Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. проф. Д.А. Балалыкина. М.: Литтерра, 2012. С. 624

9. Тюряхин И. Н. Врачевание в Древней Греции в архаический и классический периоды // Здоровье населения – основа процветания России. 2016. С. 352.

10. Склярова Е.К., Камалова О.Н., Жаров Л.В. История медицины: краткий курс // Scientific magazine Kontsep. 2015. С. 304.

11. Ашурбаева Г.А., Шапошников Г.Н. Врачевание в Древней Греции // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. 2019. С. 45.

12. Карпеев А.А. Очерки истории фитотерапии: Древняя Греция (продолжение) // Традиционная медицина. 2018. № 1 (52) 2018. С. 261.

13. Георгий Сфрандзи. Хроника / Пред., перев. и примеч. Е.А. Джагацпанян // Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Вып. 5. С. 297.

14. Ковньер С.Г. История медицины: Медицина Востока. Медицина в древней Греции до Гиппократа. Ч. I, выпуск первый. – V universitetskoj tipografii (I. Zavadzkago), 1878. С. 239.

15. Поляковская М.А. Политические идеалы византийской интеллигенции середины XIV в. (Николай Кавасила) // Античная древность и средние века. Свердловск, 1975. Вып. 12. С. 116.

16. Приходкин А.С., Шапошников Г.Н. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции // Current issues of modern medicine and healthcare. 2017. С. 665.

17. Старченкова О.С. и др. Роль философии в медицине и формировании врачебного мышления // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты. 2018. С. 65.

18. Зарубинская Л.Г., Худоногов И.Ю. Переход Древней Греции от семейных к частным медицинским школам как индикатор повышения ресурсного обеспечения (основные причины и следствия) // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2018. № 5.

19. Кущ Т.В. Наставничество как форма интеллектуального общения // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2011. Вып. 40. С. 362.

21. Золотарёва К.С. Мифология и медицина в Древней Греции // Молодой исследователь: от идеи к проекту. 2019. С. 369.

22. Акбиева А.С. Философско-религиозные аспекты в древнегреческой медицине: ритуал энкомисис и культ Асклепия // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. 2018. С. 597.

23. Ручинская О.А., Семененко Е.В. К вопросу о храмовой медицине в античных городах Западного Причерноморья в I–III вв. н. э. 2012.

24. Кущ Т.В. Византийская интеллектуальная среда (конец XIV–XV в.): Опыт характеристики // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 1998. Вып. 29. С. 362.

25. Тулупова О.Н. Трансфессиональный резонанс древнегреческих практик врачевания в современной медицинской культуре // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 3–2.

Древнегреческая цивилизация представляет значимый феномен для исторической и философской науки, а также медицинского и смежного знания. Древние греки представили человечеству термин теоретического мышления, главенствующим положением которого считается выведение частного из неких общих принципов посредством доказывающих фактов.

В устройстве древнегреческого общества появились врачи и философы, как элитарные представители античного социума, которые пользовались большим уважением и авторитетом в обществе. Достижения и взгляды медицинской науки Древней Греции стали базой для развития европейской медицины.

Цель работы – показать основные фундаментальные историко-философские воззрения, стоящие в основе наиболее заметных медицинских школ Древней Греции, чьи достижения явились базой для более поздних медицинских учений.

Древняя греческая медицина носила характер династийности, на основе которой в дальнейшем появились полноценные врачебные сообщества. Школы развивались в крупных городах и на островах, из них наиболее известны: Кротонская, Сицилийская, Косская и Александрийская школы. Все они из-за разности подходов к лечению пациентов и территориальной разобщённости имели отличный друг от друга философский фундамент.

Среди старейших медицинских династий были особенно знамениты Родосская (остров Родос в восточной части Эгейского моря) и Киренская (город Кирена в Северной Африке). Территориально они были расположены далеко за пределами Балканского полуострова, и поэтому сведения об их философии минимальны и разноречивы [1].

Наиболее доподлинно, как об одной из наиболее древних, известно о Кротонской медицинской школе. Она, появившаяся на юге современной Италии в городе Кротоне, достигла своего расцвета в VI в. до н.э., её основателем является известный античный философ и учёный Пифагор.

Наряду с ним история сохранила имя его последователя, врача и философа Алкмеона, который вошел в историю как первооткрыватель слухового канала и перекреста зрительных нервов. В его трудах есть упоминания о головном мозге как об органе познания и этиологии некоторых психических и соматических болезней.

Медицинская школа славится среди историков медицины не только практико-медицинскими наработками, но и постижением натуры человека. В этом отношении медицина античной Греции развивалась тем же путем, что медицина Китая и Индии. Таким образом, она продолжала их вектор развития [2, 3].

Врачи Кротонской школы выделяли как базовое учение Анаксимена о воздухе как о первоначале всего сущего. В своём понимании медицины последователи школы следовали законам диалектики.

Не менее известным представителем этой школы является Диоген из Аполлонии, который предложил представить работу сердца как органа, отвечающего в равной сфере за крово- и газообмен, что позднее было опровергнуто Гарвеем [5].

Эволюционным вкладом кротонских исследователей в медицинскую науку явилось усовершенствование понятий, предложенных в традиционной медицине Древнего Китая и Индии. Однако в последующем критике был подвергнут подход, основанный не на анатомии и физиологии, а лишь на натурфилософии.

Далее в хронологическом порядке стоит Сицилийская медицинская школа. Известно, что она была основана в V в. до н. э. на острове Сицилия философом Эмпедоклом.

Эмпедоклу приписывают ликвидацию болота близ Сицилийского города Селинунта, как фактора, способствующего развитию вспышек малярии у жителей полиса. Кроме этого, он путём создания вентиляции в горном массиве ликвидировал вспышки малярии среди населения своего родного города.

Благодаря его работам представления анатомов, его современников, пополнились данными о строении лабиринта внутреннего уха. Представления о физиологии пополнились рядом исследований функционирования дыхательной системы, деятельности сердца, кровообращения, зрения, обоняния. Эмпедокл в рамках своей школы применил метод музыкотерапии в лечении пациентов с душевными расстройствами. Учёные, окружающие его, в частности Аэций, отмечали, что он имел интерес к вопросам генетики. По его мнению, основой появления мальчиков является южная или восточная земля. В свою очередь, в основе рождения девочек лежит земля с севера. Он был уверен, что дальнейшее образование полов в результате деторождения детерминировано свойствами семени обоих родителей. Эмпедоклом была выдвинута гипотеза, объясняющая происхождение уродств у плода. Он связывал их с недостатком или избытком семени, выделенного родителями. Рождение близнецов связывал с внутриутробным дроблением семени [6].

Несмотря на несовершенство представлений Эмпедокла в вопросах познания мира, его теория оказала значимое воздействие на крупнейших античных философов, представителей теории атомизма, таких как Эпикур, Платон, Аристотель.

Аналогичные воззрения были присущи и его последователям, что обеспечило весомый вклад в медицину и философию античного мира [8].

В соответствии с логикой повествования, рассмотрим далее Книдскую медицинскую школу. Она была основана в г. Книдосе, в Ионии. Её рассвет пришёлся на первую половину V в. до н. э. Во главе династии стоял Эврифон, о котором в медицинской историографии на сегодняшний день не сохранилось достоверной информации. Её целью было стремление к созданию систематизирующей теории в медицине. Критики были недовольны излишней теоретизированностью в убыток эмпирическому знанию.

Общепринятым в истории медицины является противопоставление Книдосской и Косской школ именно в отношении к практическим подходам к лечению внутренних болезней. Из истории развития Книдосской медицинской школы в VI–V в. до н. э. можно проследить эволюцию принципов и методов ионийской философии в медицине Древней Греции.

Далее в хронологическом порядке следует упомянуть о Косской медицинской школе, которую многие историографы медицины считают главной античной медицинской школой.

Династия была основана на острове Кос, в V в. до н. э. Первые упоминания о ней появились в 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула обратились к врачам Небросу и Хрисосу за помощью в борьбе с эпидемическим процессом в войске города Кирроса. Оба врача, согласно преданию, выполнили просьбу, эпидемия была прекращена.

Немалую роль в развитии школы сыграл Гиппократ II Великий. Подход врачей Косской школы заключался в том, что организм находится в тесной связи с окружающей средой. Благодаря этому активно использовался принцип наблюдения и лечения у постели больного.

Учение о травматологии, которое разработал Гиппократ, было основано на его работе в качестве военврача в греческих армиях, так как в годы его жизни наблюдалось возвышение Афин по отношению к другим полисам, нередко с использованием вооружённых сил.

Ему было свойственно считать болезнь проявлением жизни организма, представляющей собой результат изменения материального субстрата, под действием патологического фактора. Таким образом, болезнь понималась как процесс, в который вовлекается весь организм.

Учение Гиппократа эволюционно выше, за счёт материалистического подхода, по сравнению с более древними идеалистическими медицинскими учениями.

По его мнению, общими патологическими факторами для развития большинства заболеваний являются: сезон, климатические условия региона проживания, санитарно-гигиенические свойства почвы и воды в данной местности, прочие эпидемические факторы. К частным он относил: образ жизни, возраст, пищевые предпочтения и наследственность конкретного пациента.

Для представлений Косской школы характерно выделение нескольких типов характера человека, что связывалось с местами проживания и что, согласно учению школы, воздействовало на течение патологического процесса [13].

Для специалистов Косской школы характерно отсутствие потребности в систематизации болезней на группы и виды. После осмотра больного врач приступал к прогнозу на основе установленных признаков и к синдромальному лечению [16].

Отдельно следует упомянуть Александрийскую медицинскую школу, она является одной из самых молодых. Несомненно, на её развитие повлиял тот факт, что Александрия имела большую философскую базу, а также знаменитую библиотеку, при этом общественный порядок способствовал развитию наук и медицины в частности. Были узаконены анатомические и физиологические исследования, так при Птолемеях были разрешены анатомические исследования на живых, приговорённых к смерти людях. Преследовалась цель создания чёткой и обоснованной научной базы, в рамках этого были проведены фундаментальные исследования в неврологии и кардиологии. Большое развитие получила пульсовая диагностика [17].

Развитие школы началось в III в. до н. э., среди талантливейших врачей следует выделить Герофила и Эразистрата [18].

Согласно биографии Герофила он являлся уроженцем Халкедона на Босфоре, обосновавшись в Александрии, позиционировался как врач Косской школы, так как являлся учеником Праксагора Косского. Благодаря этому, его считали выдающимся диагностом.

Другой знаменитый врач – Эразистрат, уроженец острова Кеос. Его наставниками являлись Метродор Афинский и Хрисипп Родосский. Для него был характерен универсализм: внимание к анатомо-физиологической теории и в то же время талант врача-практика. По всей видимости, это было связано с влиянием его учителей.

Важно подчеркнуть, что Эразистрат был единомышленником философа-материалиста Демокрита, мировоззрение которого задало направление его трудам. Как и его коллега, активно занимался анатомией, являлся автором многих и ныне применяемых медицинских терминов. Важен тот факт, что Эразистрат опровергал теорию Гиппократа о четырех жидкостях человеческого организма, он считал, что в теле два разнонаправленных элемента: жизненный дух и кровь [20, 21].

Эразистрат провел связь между количественной характеристикой извилин мозговых полушарий человека с его умственными способностями, отдав превосходство человеку над животными [22].

Таким образом, Александрийская медицинская школа носила материалистический и натурфилософский характер. Однако эта школа не могла называться в полной степени династийной, так как представляла собой сплав наиболее известных и распространённых медицинских школ. Её наработки значительно повлияли на развитее врачевания и медицинской науки как в древнем Риме, так и в средневековой Европе [23–25].

Заключение

Таким образом, основные медицинские школы Древней Греции развивались в рамках представлений натурфилософии, что обосновывается потребностью объяснения сущности устройства мира с позиции первоначала. Этот процесс явился позитивным фактором для развития античной медицинской науки. Следует отметить, что при отсутствии четкого мировоззрения некоторые крупные врачи и философы становились сторонниками идеи рационального познания. Их выдвигали Сократ, Платон и Гиппократ.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выполнил студент: 31-25а гр. I курса

Проверил: Тюрина И.А

Кротонская врачебная школа.

Книдская врачебная школа.

Сицилийская врачебная школа.

Косская врачебная школа.

Очень большое влияние на развитие и становление медицины оказало такое государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и географических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.

Сейчас трудно сказать, где родилась медицина, ведь во все времена она была и будет нужна. Но как наука, развивающаяся на открытиях и доказательствах, медицина начала существовать именно в Древней Греции. Подтвердить это могут даже названия, согласитесь, все медицинские термины имеют латинское или греческое происхождение.

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады — в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.

Кротонская врачебная школа.

Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:

1. Организм есть единство противоположностей;

2. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни;

3. Противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

Книдская врачебная школа.

Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia ) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia ) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в.

Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда ( Eurifon , V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

Книдская медицинская школа:

1. Заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней.

2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений

Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.

Сицилийская врачебная школа.

Сицилийская врачебная школа, как сообщает Гален, была основана Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles , ок. 495—435 гг. до н.э.) в V в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.

Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом.

Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отлита монета.

Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

Косская врачебная школа.

Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с. о. Кос ( Nevroe . VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса ( Cnrieos , VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачеватсля без промедления откликнулись на эту просьбуи, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю как Гиппократ (греч. Hippokrates , лат. Hippocrates ). Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности острова, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.

Видным врачевателем косской школы был также Праксагор ( Praxagoras , IV в. до н.э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма).

Наши знания о врачевателях Древней Греции классического периода достаточно ограничены. Тем не менее, анализ дошедших до нас сведений показывает, что достижения этого периода не сводятся только к имени Гиппократа (как это чаще всего делается), — формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного, — все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей различных полисов Древней Греции.

Косская медицинская школа:

1. Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой;

2. Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного;

3. Развивала основы врачебной этики.

В истории медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние знания жрецов или учения великих философов, сохраняли свои традиции в течение столетии. Разумеется, со временем искусство врачевания претерпевало изменения и вбирало в себя новые сведения и навыки, однако традиции древних общин сохранялись на прежних территориях. Примером такого рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего Кротона в XV веке, спустя 2000 лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30-ти семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили своё учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно приданию, ученики Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.

На территории России до XIX -го столетия существовал центр древнего врачевания на Урале в Верхотурье, в районе языческого капища. Жрецы-хранители эзотерических знаний жили уединенно, о них до сих пор ничего не известно… Эта область истории российской медицины еще ждет своих исследователей.

1) Сорокина Т. С. "Атлас истории медицины:
Первобытное общество. Древний мир". - 2-е издание., перераб и допол. - М.: Изд-во УДН, 187. - 1168 с., ил.


В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.

Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:
1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.
2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений.


Кротонская медицинская школа
достигла своего расцвета в VI веке до н.э. Её основные достижения формулируются в следующих тезисах:
1. организм есть единство противоположностей,
2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,
3. противоположное излечивается противоположным.


Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции, на острове Косс. Первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, вскоре, эпидемия в городе была прекращена.

Косская медицинская школа:
1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,
2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,
3. развивала основы врачебной этики.


Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие учёные полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.


Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос


Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека.



Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.
Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.
САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают веселиться. В их смеси больше крови.
ФЛЕГМАТИКИ — люди с большой концентрацией лимфы, это спокойные медлительные натуры.
В наше время теорию Гиппократа подтвердил на экспериментах академик Павлов.

Философские основы Древнегреческой медицины (натурфилософия)
Древнегреческая философия зародилась в городе Милет в Ионии в Малой Азии, где жил купец Фалес (624-546 г.г до н.э.), который искал из состоит весь мир. Он решил, что из воды, ведь , только влага может быть в трех состояниях- в твёрдом, жидком и в газообразном.
Анаксимандр из Милета (ок.611 -546 г.г. до н.э.)- считал, что всё состоит из мельчайших частиц материи — апейронов.
Анаксимен из Милета (ок. 585 -525 гг. до н.э.) считал, что всё состоит из воздуха.
Гераклит из Эфеса (ок. 554 -483гг. до н.э.) всё состоит из огня
Левкипп из Милета или Абдер (ок. 500-440 гг до н.э.) считал, что всё в мире состоит из atomos — атомов — неделимых частиц
Демокрит (460-371 гг. до н.э.) из города Абдер создал систему античной атомистики, которая была положена в основу врачевания древней Греции.


Платон (427 -347 гг. до н.э.) из Афин продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Философское учение Платона как философская система охватывает вопросы бытия, мира и его происхождения, души, познании, математике, общества, воспитания, искусства, медицины.

Аполлон и ворон — 480 г. до н.э. Дельфы. Храм Аполлона.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зарождение рациональной медицины в античности.План: 1. Общая характеристика.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Зарождение рациональной медицины в античности.План: 1. Общая характеристика.

Зарождение рациональной медицины в античности.
План:
1. Общая характеристика медицины Древней Греции.
2. Медицинские школы Древней Греции. Гиппократ.
3.Общая характеристика медицины Древнего Рима.
5.Первая комплексная теоретико-практическая система Галена.
6.Санитарно-технические сооружения Рима

Афины



 Эфес

Библиотека в г. Эфес.

Библиотека в г. Эфес.

одежда

Олимпийские игры

Баня

символика

ПРЕДПОЛИСНЫЙ период(11-9 в. до н.э.) Этот период называется гомеровским, т.

ПРЕДПОЛИСНЫЙ период(11-9 в. до н.э.)
Этот период называется гомеровским, т.к. основные сведения о нем давали поэмы Гомера “Иллиада” и “Одиссея”.
В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей

 Ахиллес извлекает копье из тела Одиссея. Барельеф из Геркуланума

Ахиллес извлекает копье
из тела Одиссея.
Барельеф из Геркуланума

Ахиллес оказывает хирургическую Помощь раненому Телефусу. Фреска из Помпеи.

Ахиллес оказывает хирургическую
Помощь раненому Телефусу.
Фреска из Помпеи.

Ахиллес перевязывает рану Патроклу.

Ахиллес перевязывает рану Патроклу.

Ахиллово сухожилие или пяточное сухожилие — самое мощное и крепкое сухожилие.

Ахиллово сухожилие или пяточное сухожилие — самое мощное и крепкое сухожилие человеческого тела, может выдержать тягу на разрыв до 400 килограммов. Несмотря на это оно относится к наиболее часто травмируемым сухожилиям

В предполисный период формируется греческая мифология. Апполон, Асклепий.

В предполисный период формируется греческая мифология.
Апполон, Асклепий, Гигиея, Панакея - боги олимпийской религии. Все они были медицинскими божествами и принадлежат к одному роду.

Асклепий и ГигиеяДочери Асклепия : Гигиея и Панакея Сыновья: Подалирий и М.

Асклепий и Гигиея
Дочери Асклепия : Гигиея и Панакея

Сыновья:
Подалирий и Махаон

Распространение храмового врачевания в святилищах бога Асклепия - асклепейонах. Античные авторы сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории древней Греции.
Самое знаменитое из них было в Эпидавре.

святилища Асклепия в Греции носили лечебно-санаторный характер.

святилища Асклепия в Греции носили лечебно-санаторный характер.

МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИВ древней Греции врачевание долгое время раз.

МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле философии. Все великие врачеватели были философами и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине.
Стремление врачей к теоретическому обобщению своего практического опыта. Построение общих теорий патологии.

Алкмеон Кротонский — древнегреческий философ, живший в V в. до н. э. Был уче.

Алкмеон Кротонский — древнегреческий философ, живший в V в. до н. э.
Был учеником Пифагора.

Кротонская медицинская школа

Пифагорейская школа: истина – в гармоническом сочетании противоположных начал.

Пифагорейская школа: истина – в гармоническом сочетании противоположных начал.
Философия чисел как символа единообразия и закономерности Вселенной.
В этом познавательном пространстве возникает Кротонская школа в медицине.

Кротонская врачебная школа Основные тезисы: 1.Организм есть единство противо.

Кротонская врачебная школа
Основные тезисы:
1.Организм есть единство противоположностей
2.Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, господство же одной из них есть причина болезни
3.Противоположное излечивается противоположным

Эмпедо́кл (490 - 430 до н. э.) — древнегреческий врач. Его взгляды формируют.

Эмпедо́кл (490 - 430 до н. э.) — древнегреческий врач. Его взгляды формируются под влиянием Алкмеона.
Сицилийская врачебная школа

Эмпедокл был первым, кто объяснил - за 19 сотен лет до Дарвина - эволюцию вы.

Эмпедокл был первым, кто объяснил - за 19 сотен лет до Дарвина - эволюцию выживания за счет приспособления.
Заложил основы классического учения об элементах.

Книдская медицинская школа (V в. до н.э.) Глава – Э.

Книдская медицинская школа (V в. до н.э.)
Глава – Эврифон.
Характеризуется блестящими достижениями в практической медицине.
Триада рубор, тумор и калор.

Косская медицинская школаКосская медицинская школа занималась развитием основ.

Косская медицинская школа
Косская медицинская школа занималась развитием основ врачебной этики, а также разработкой принципа лечения у постели больного.

Гиппократ (460 - 377 до н. э.) — знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в.

Гиппократ (460 - 377 до н. э.) — знаменитый древнегреческий врач.

Вклад Гиппократа в медицину 1.Метод тонкого наблюдения у постели больного. М.

Вклад Гиппократа в медицину
1.Метод тонкого наблюдения у постели больного.
Маска Гиппократа (описание лица умирающего больного): “Нос острый, глаза впалые, кожа на лбу … сухая…”.

На основании своего метода Гиппократ составил 42 миниатюрные истории болезни.

2. Положил начало учению об основных типах телосложения и темперамента у людей

2. Положил начало учению об основных типах телосложения и темперамента у людей

3. Большой вклад внес Гиппократ в развитие хирургии. Разрабатывал общую хирур.

Скамья Гиппократа

4. Основные принципы лечения : А) приносить пользу или во всяком случае не в.

4. Основные принципы лечения :
А) приносить пользу или во всяком случае не вредить;
Б) помочь природе человека в преодолении болезни. Отсюда вытекает диететика – режим дня, питания, движения;
В) соблюдать мудрую умеренность, избегать крайностей и резких переходов.
Г) лечить противоположное противоположным;
Д) применять более сильное лекарство только в тяжелых случаях.

Всего у Гиппократа упоминается 250 средств растительного и 50 средств животно.

Всего у Гиппократа упоминается 250 средств растительного и 50 средств животного происхождения. Его любимые средства – ячменный отвар, чемерица, мед с уксусом.
Широко использовал в лечебной практике массаж, ванны, банки, кровопускания.

5.Врачебная этика. Клятва Гиппократа

5.Врачебная этика. Клятва Гиппократа

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками.

2. Принцип непричинения вреда пациенту.

3. Отрицание эвтаназии и абортов.

4. Отказ от интимных связей с больными.

5.Сохраение врачебной тайны.

6. Педиатрические идеи Гиппократа. Работы Гиппократа «О семени и природе ребе.

Некоторые высказывания Гиппократа о детских болезнях: Новорожденные и гр.

Некоторые высказывания Гиппократа о детских болезнях:

Новорожденные и грудные младенцы подвержены следующим болезням: рвота, кашель, бессонница, ночные страхи, воспаление пупка, гнойные истечения из ушей.
В периоде прорезывания зубов наблюдаются: зуд в обласьти десен, лихорадка, судороги, понос; особенно это бывает при прорезании клыков и у детей полных, со склонностью к запорам
Немного позднее наблюдаются болезни миндалин, астма, камни в мочевом пузыре, круглые глисты, бородавки, золотуха, свинка.
В период приближающейся половой зрелости отмечаются, кроме перечисленных болезней, также более продолжительные лихорадки и кровотечения из носа.
У кого эпилепсия проявляется до совершеннолетия, у тех она может пройти. У кого она продолжается дальше, те, большей частью умирают.
Болезни детского возраста, не проходящие в периоде созревания, приобретают хроническое течение.
Дети бывают наиболее здоровыми и чувствуют себя всего лучше весной и ранним летом.

Платан на острове Кос, под которым, по преданию, работал Гиппократ

Платан на острове Кос, под которым, по преданию, работал Гиппократ

Памятник Гиппократу на его родном острове Кос “Гиппократу, нашему целителю и.

Памятник Гиппократу на его родном острове Кос
“Гиппократу, нашему целителю и благодетелю”.

Эпоха эллинизма IV – I вв. до н.э.)В 3 в. до н.э. в правление Александра Маке.

Эпоха эллинизма IV – I вв. до н.э.)
В 3 в. до н.э. в правление Александра Македонского была создана гигантская империя со столицей в г.Александрия (Египет). Это был самый большой город греческого мира.


Основателями описательной анатомии и хирургии в александрийской школе считают.

Основателями описательной анатомии и хирургии в александрийской школе считаются Герофил и Эразистрат (3-2 в до н.э.).

Медаль Новой медицинской школы (Париж) с изображением Герофила Герофил

Медаль Новой медицинской школы (Париж)
с изображением Герофила
Герофил

Герофил – основатель описательной анатомии. Тру.

Многие анатомические структуры носят данные Герофилом названия.

Эрасистрат. В хирургии Эразистрат: изобрел катетер. Использовал корень ман.

В хирургии Эразистрат: изобрел катетер.

Использовал корень мандрагоры в качестве обезболивающего средства.

Его достижение – перевязка сосудов.

Значение александрийской медицины:

Медицина Древнего Рима.

Медицина Древнего Рима.

Древний Рим Основные датыОснование Рима – 753 г. до н.э. Царский период – 8 –.

Древний Рим
Основные даты
Основание Рима – 753 г. до н.э.
Царский период – 8 – 6 в. до н.э.
Республика - 6 – 1 в. до н.э.
Империя - 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.
Разделение на Западную и Восточную империи – 395 г.
Крушение западной Рим. империи – 476 г.

Читайте также: