Материалы с элементами автодидактики в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Филатова Анна Сергеевна
Организация: МБДОУ №368 сп
Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск
Значение дидактического материала в детском саду
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю проходят в помощь правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:
1.принцип доступности (дидактические материалы подбираются воспитателем согласно достигнутого уровня детей);
2.принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
3.принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
4.принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
5.принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);
6.принцип познавательной мотивации;
7.принцип проблемности (в ходе работы ребенок должен решить конкретную дидактическую проблему,используя для этого свои знания, умения и навыки; в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную,волевую,эмоциональную и другие сферы).
Цели применения дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями. Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в образовательном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение детей различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
- тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики;
- формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие речевых навыков;
- обучение счёту, грамоте.
Основные виды дидактического материала в ДОУ.
Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
1.Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (гербарии, коллекции минералов, камней,насекомых).
2.Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят: модели,муляжи,макеты,лэпбуки.
Знаковые дидактические материалы
Знаковые дидактические пособия делятся на:
Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
- предметные и сюжетные картинки,
- разнообразные карточки,
- портреты,
- аппликации,
- фото,
- фильмы и др.
Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как: материал в картинках,раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника); демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).
Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в образовательном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед воспитателем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.
Список литературы и использованных источников
. 1.Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2010.
2. Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2009 .
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005, 133с.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.М.:Просвещение,2008.
5.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей / под ред. Е. И. Радиной, М. И. Поповой. - Изд. 2-е, - М.: Просвещение, 1972.
1. Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
2. Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;
3. Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;
4. Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).Автодидактические и дидактические игры.
Три класса игр:
Первый класс — игры, возникающие по инициативе самих детей как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся самодеятельные игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные).
Второй класс — игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.Автодидактические и дидактические игры.
Автодидактические и дидактические игры.
Автодидактические и дидактические игры.
Дидактические сюжетные игры
Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.Автодидактические и дидактические игры.
Дидактическая сюжетная игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Автодидактические и дидактические игры.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны:
по игровым материалам,
содержанию,
организации проведения.В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям в определённой ситуации, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.
Автодидактические и дидактические игры.
Автодидактическая предметная игра
Автодидактика (от греч. autos - сам, и didasko - учу) – самообучение.
Это методика педагогического развития личности создана украинским ученым, философом, поэтом, композитором Валерием Александровичем Куринским (к сожалению, покинувшим этот мир в 2015 году).
Его достижения являются хорошей рекламной вывеской этому методу: он свободно владел несколькими десятками языков, исполнял сложные музыкальные произведения на скрипке, фортепьяно, писал стихи, песни, обладал широкой эрудицией.
Безусловно, автодидактика, как метод саморазвития, подойдет далеко не всякому, но что-то полезное для себя может почерпнуть каждый.
Эта методика в большей степени используется для изучения иностранных языков, но может быть интересна психологам, психотерапевтам и людям, интересующимся саморазвитием:
Есть раздел психотерапии, занимающийся проблемой личностного роста. Большинство проблем духовных и физических могут рассматриваться с точки зрения блокировки личностного роста.
Как я определяю для себя, что такое личностный рост?
Если отбросить все тонкости, то определение личностного роста, можно свести к тому, что – это процесс получения новых знаний и умений.
Если человек совершенствуется, познавая новое или оттачивая свое мастерство, то это процесс идет естественным путем. Либо он каким-то образом блокируется, и человек пребывает в своих старых стереотипах, закрываясь от нового (как пример, - мыслительная жвачка у неврастеника).
Атодидактика позволяет восстановить естественный процесс обучения, основанный на интересе, улучшить здоровье.
Вот, некоторые идеи этого метода:
- Процесс обучения должен опираться на интерес.
Каким образом достигается этот интерес?
1) Необходимо переключаться между различными делами на пике интереса, а не тогда, когда он иссякнет.
Для этого предлагается заранее подготовить себе несколько занятий, и переключаться между ними на пике интереса. Таким образом сохраняется энергия для занятий. Используется феномен незавершенного гештальта – незавершенные дела обладают энергией.
2) Творческие повторы
3) Связь внимания и интереса
Из этого можно сделать два вывода: первое – не нужно долго заниматься одним делом, т.к. удерживать произвольное внимание на чем-то одном довольно сложно, а вот переключаться между занятиями можно бесконечно, второе – не нужно стараться сразу все полностью усвоить, вместо этого стоит быть максимально включенным.
2. В процессе обучения важно самонаблюдение.
1) Обучение, как способ самопознания
Познавая мир, мы каждый раз узнаем что-то о себе, в том случае, если наблюдаем за тем, как в нас эти новые знания откликаются.
2) Атомарная честность
В ходе самонаблюдения нужно быть максимально честным перед собой, замечая малейшие движения души.
3) Высокие состояния
3. Правила работы с материалом
1) Забегать вперед
2) Применять на практике
Полученные знания стараться тут же использовать. Не используемые знания и навыки быстро утрачиваются.
4. Заменять умственную работу физической
Не мучить себя недовольством, если что-то забыл, а идти к книжной полке за справочником.
Это только лишь несколько кратко изложенных принципов автодидактики.
На мой взгляд, они могут быть полезны не только в прикладных процессах самообучения, но и самопознании, личностном росте и физическом здоровье.
Первая книга похожа на поэму, написанную как свободный поток сознания. В ней хорошо передается дух метода.
Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.
Значение дидактического материала в детском саду
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения
Цели применения дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
- формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие речевых навыков;
- обучение счёту, грамоте.
Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников
Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.
Основные виды дидактического материала в ДОУ
Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.
Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
-
Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).
Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп
С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения
Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.
Знаковые дидактические материалы
Знаковые дидактические пособия делятся на:
- Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
- предметные и сюжетные картинки,
- разнообразные карточки,
- портреты,
- аппликации,
- фото,
- фильмы и др.
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:
-
материал в картинках;
Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников
Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников
Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие
Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.
Дидактический материал для детского сада своими руками
Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:
В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных
- Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
- Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
- Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
- Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
- Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными
С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.
Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.
Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики
Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией
Фотогалерея: дидактические материалы по математике
Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов
Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира
Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов
Видеоматериалы по теме
Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.
Читайте также: