Материальное оснащение курса окружающий мир в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

ВложениеРазмер
materialno_-_tehn_obespechenie.doc 305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Объекты и средства материально-технического обеспечения образовательного процесса

по учебным предметам начальной школы

Бурова Любовь Петровна,

учитель начальных классов

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Объекты и средства материально – технического обеспечения

курса литературного чтения…………………………………………4 – 5

  1. Объекты и средства материально – технического обеспечения

курса русского языка………………………………………………. 6 – 7

  1. Объекты и средства материально – технического обеспечения
  1. Объекты и средства материально – технического обеспечения

курса окружающего мира…………………………………………11 – 13

  1. Объекты и средства материально – технического обеспечения

курса изобразительного искусства……………………………….14 – 15

  1. Объекты и средства материально – технического обеспечения

курса технологии (труды)…………………………………………16 – 17

Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Представленные в перечне виды средств обучения дают возможность школе (учителю) составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития детей и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя.

Для облегчения пользования документом он составлен по предметам, которым изучаются в соответствии с базисным учебным планом в современной начальной школе. Некоторое дублирование отдельных печатных материалов, технических средств обучения, которое наблюдается при анализе предметных требований, подтверждает наличие преемственных связей в обучении разным учебным предметам: одно и то же средство может быть использовано с разной целью и на разных уроках.

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Материальная база (обеспечение) – это система материальных факторов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. Материальную базу обучения естествознанию составляют:

· кабинет естествознания с учебным оборудованием;

· уголок живой природы;

· пришкольный участок с экологической тропой;

В современной школе обозначились новые подходы к организации материального обеспечения процесса обучения естествознанию.

1.Средовый подход стал одним из ведущих в образовании. Развитие личности ребенка определяется не только биологическим механизмом наследственности и психогенными факторами, но также средой, в которой происходит развитие. Материальная база создает развивающую предметную среду, с которой взаимодействует ребенок. В связи с приемом в школу шестилетних детей усилия педагогов должны быть направлены на организацию такой среды, которая обеспечит сохранение здоровья детей и постепенный переход от дошкольных к школьным формам организации деятельности. Классное пространство структурируется таким образом, чтобы выделить места для отдыха и игры, и превращается в особый мир, в котором ребенок не просто усваивает знания и умения, а полноценно проживает свое детство.

2. На развитие ребенка решающим образом влияют два фактора: взаимодействие с природой на основе познания ее сущности и контакт с культурой, присвоение которой направляется педагогом в процессе обучения. Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка должна функционально моделировать содержание его развития. В связи с этим перед начальной школой стоит задача экологизации среды, то есть насыщения природными элементами традиционных предметно-пространственных условий обучения детей (В.Н. Максимова). Создаются новые элементы среды: экологические тропы, зимние сады, экологические комнаты, лаборатории для экспериментирования с природным материалом. Живой уголок в классе, мини-сад на окне, классный музей природы и т.п. создают контрастность условий, привлекают внимание ребенка к окружающей природе, способствуют воспитанию заботливого отношения к ней. Дети получают возможность воспринимать разнообразие элементов природы, самостоятельно исследовать окружающий мир.

В психолого-педагогических исследованиях рассматривается значение природной среды в различных сферах развития и воспитания младших школьников: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. “Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой”, – писал В.А Сухомлинский [7, с. 46].

Природная среда по своему существу реальна, информативна и конкретна. По структурным характеристикам она отличается сложностью, сочетанием консервативных и проблемных элементов, эстетичностью. Ее функциональный потенциал проявляется благодаря активному общению ребенка с природой. Восприятие природной красоты и гармонии возбуждает у детей потребность в гармоничной деятельности, в творческом самовыражении, самореализации. Наблюдения за живыми объектами помогают детям увидеть красоту природы, дают радость открытий, развивают познавательный интерес. Выращивая комнатное растение, ухаживая за аквариумом, ребенок выступает в роли творца, чувствует свою значимость для других.

Познавая и преобразовывая природную среду, младший школьник осваивает ее. Под освоением понимается такое взаимодействие ребенка и окружающей природы, которое активизирует процесс развития эмоционально-перцептивной сферы, способствует формированию разных видов деятельности, обогащает опыт пространственного поведения. В процессе перцептивного освоения природы с помощью органов чувств расширяются фактические знания детей. Движущей силой познания является потребность в новых впечатлениях, побуждающая младших школьников исследовать окружающие предметы и явления. Открытие “новизны” в природе рождает у детей глубокий познавательный интерес. Ребенок выступает как исследователь и активный деятель, самостоятельно выбирающий различные способы воздействия на окружающий мир, при этом у него ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.




В теории и практике педагогики накоплен значительный потенциал знаний об использовании возможностей среды как средства воспитания и развития ребенка. При этом особое внимание уделяется характеру структурирования среды. Выявлены определенные требования к организации среды в школе (гетерогенность, связность, гибкость).

Таким образом, природная среда является мощным фактором, влияющим на развитие ребенка, и в то же время условием, в котором осуществляется саморазвитие личности. В связи с этим возникает необходимость в специально организованной педагогической среде. Гибкость и управляемость средой позволит ребенку максимально широко проявлять свою активность в освоении природного мира, а педагогу – видоизменять структуру и функции различных природных объектов в соответствии с педагогическими задачами. Управление средой может происходить как бы от лица самих природных объектов, явлений, выступающих в роли своеобразных партнеров деятельности детей.

Активное освоение природной среды происходит в практической деятельности. Ребенок учится видеть экологические особенности растений, животных, ухаживать за ними, оберегать, выращивать, трудиться в природе. В результате у детей возрастает самостоятельность, ответственность, развиваются навыки планирования. Ребенок учится не только определять потребности природных объектов, но и удовлетворять их в процессе труда.

3. Существующая в школе кабинетная система требует большей гибкости в соответствии с новой парадигмой образования. Для групповой работы и индивидуальных занятий, организации проектной и игровой деятельности детей необходимы легко трансформируемые помещения разной конфигурации и функционального назначения, нужны мебель и оборудование. В соответствии с требованиями нового времени в начальной школе создаются мини-лаборатории для учебного исследования, телекоммуникационные центры, игротеки и т.д.

Таким образом, важнейшей задачей в обучении естествознанию является создание экологизированной предметно-развивающей среды – комплекса природных, производственных и информационно-культурных условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.

Уголок живой природы

Уголок живой природы – это место для хранения живых растений и животных, подготовки опытов с ними, проведения внеурочных и внеклассных занятий.

Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Лучше если школа располагает отдельной комнатой для его размещения. Это может быть общешкольный уголок для детей младших и старших классов.

Требования к уголку живой природы.Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условиям для роста растений и содержания животных.

Растения уголка живой природыподбираются в соответствии с учебной программой по природоведению.

Комнатные растенияследует выбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с разными экологическими группами растений, внешним строением органов, способами размножения и проводить практические работы по выращиванию.

Животные уголка живой природы.В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски (катушки, прудовики, беззубки), дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды (тутовый и дубовый), бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие. Младшие школьники осваивают приемы ухода за животными, учатся создавать для них экологически целесообразные условия.

Значение уголка живой природы.Уголок живой природы для начальной школы имеет исключительное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В процессе длительных наблюдений у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависят рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в организмах.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий.

Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического воспитания, формированию научного мировоззрения, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование работы в уголке живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках природоведения.

Учебно-опытный участок

На школьном учебно-опытном участке для начальных классов должны быть следующие отделы: овощной, ягодный, цветочно-декоративный, коллекционный, а также плодовый сад. Если для начальных классов нет возможности организовать какой-либо отдел, то учащиеся 1-4 классов могут вести работу на соответствующем участке для старших классов.

Учебно-опытный участок следует спланировать в соответствии с требованиями программы. Площадь дорожек составляет 10% площади под все культуры, т. е. 43,7 кв. м. Общая площадь всего участка 480,7 кв. м.

Для работы учащихся на пришкольном участке необходимо иметь инвентарь, обеспечивающий выполнение всех работ от подготовки почвы до уборки урожая. Орудия должны быть облегченного типа.

Инвентарь надо размещать на подставках и вешалках, систематически чистить. После окончания сезона работ инвентарь необходимо почистить и смазать. От качества хранения инвентаря зависит продолжительность его службы и производительность труда.

Географическая площадка

Географическая площадка располагается вблизи от школы в освещенном месте на учебно-опытном участке. Она необходима для проведения наблюдений за погодой, для осуществления комплексных наблюдений за неживой и живой природой, для организации и проведения фенологических наблюдений.

Географическая площадка имеет квадратную форму, размером 10´10 м. Обязательный объект географической площадки – гномон. Это прочный шест в 1,5 м длины. Гномон ставят в центре, и по нему школьники наблюдают за движением солнца, длиной тени в зависимости от времени суток и года. С помощью гномона определяют направления сторон горизонта.

На географической площадке необходим флюгер. Его укрепляют на металлическом столбе, высота которого не менее 10 м. По флюгеру ведут наблюдения за направлением ветра. Для проведения наблюдений за погодой необходима метеорологическая будка. Это небольшое деревянное сооружение, которое устанавливается на опорах высотой 1,5-2 м. В ней находится термометр. К метеобудке ставят лестницу, чтобы дети могли свободно подняться при регистрации показаний термометра.

Стороны географической площадки должны быть равны. Все приборы устанавливается так, чтобы не затенять друг друга. Географическую площадку огораживают штакетником. Его окрашивают (через метр) в разные цвета. Штакетник используют как забор-измеритель. Учащиеся делают записи, на какой участок забора падает тень в различное время суток.

Дорожки на географической площадке необходимо разместить так, чтобы по ним можно было определить основные и промежуточные стороны горизонта. Это способствует наилучшей ориентации учащихся на местности.

На географической площадке выполняются различные практические работы учащихся: определение движения солнца, ориентирование на местности при помощи компаса, измерение толщины снежного покрова, определение направления ветра и др.

Учащиеся разбиваются в звенья по пять-семь человек. Если на географической площадке один гномон, то задание выполняется поочередно, а записи ведут все учащиеся. Перед выполнением задания гномоны проверяют отвесом на вертикальность.

Задания учащимся для практической работы необходимо подготовить заранее.

1. Внимательно проверьте вертикальность гномона по отвесу. Подумайте, почему для наблюдений гномон необходимо установить строго вертикально.

2. Измерьте длину тени и на конце ее вбейте колышек. Запишите в тетрадь время первого измерения.

3. Проведите второе измерение через 10 минут и сделайте отметку колышком. Объясните, в каком направлении передвигается тень.

4. Проделайте еще через каждые 10 минут два измерения.

Последующие измерения учащиеся записывают в тетради по результатам наблюдений дежурных.

На уроке обобщаются и анализируются результаты наблюдений. Перед учащимися ставятся следующие вопросы:

1. В каком направлении передвигалась тень от гномона?

2. В какое время тень была самая короткая?

3. Почему тень сначала становится короче, а потом длиннее?

4. Чем объясняется движение тени в определенном направлении?

На географической площадке можно проводить практические работы по моделированию холма, горы, склона, вершины и т. д.

Разнообразные практические работы и наблюдения, проведенные на географической площадке, позволяют осуществлять межпредметные связи, например, с математикой, чтением, сельскохозяйственным трудом и вместе с тем решать одну из важнейших задач школы по связи обучения с практикой.

Учебная экологическая тропа

Учебная экологическая тропа – это педагогически организованный маршрут на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы. Назначение такой тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры детей.

Учащиеся изучают на тропе объекты и явления природы, познают виды природопользования, приобретают опыт оценок результатов взаимодействия человека и природы, овладевают навыками экологически грамотного поведения в природном окружении, развивают умение пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников.

Предметная область: Обществознание

Описание: Материальную базу обучения естествознанию составляют: кабинет естествознания с учебным оборудованием; уголок живой природы; пришкольный участок с экологической тропой; географическая площадка. Уголок живой природы это место для хранения живых растений и животных подготовки опытов с ними проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Требования к уголку живой природы.

Размер файла: 38 KB

Работу скачали: 92 чел.

Материальная база – система материальных средств, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.

Материальную базу обучения естествознанию составляют:

  • кабинет естествознания с учебным оборудованием;
  • уголок живой природы;
  • пришкольный участок с экологической тропой;
  • географическая площадка.

Школьный кабинет естествознания – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.

Кабинет обычно включает три отдела: методический отдел, отдел учебного оборудования, отдел экспозиции.

В методическом отделе хранятся тематические папки с дидактическими материалами, методические разработки, детская литература природоведческого содержания, краеведческая литература, атласы и др.

В отдельных шкафах хранится учебное оборудование: коллекции, муляжи, таблицы, карты, лабораторное оборудование, ТСО и др.

Все оборудование кабинета систематизируется в специальной картотеке, которая хранится вместе с паспортом кабинета.

Уголок живой природы – это место для хранения живых растений и животных, подготовки опытов с ними, проведения внеурочных и внеклассных занятий.

Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью.

Требования к уголку живой природы. Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условиям для роста растений и содержания животных.

Растения уголка живой природы подбираются в соответствии с учебной программой по природоведению.

Комнатные растения следует выбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с разными экологическими группами растений, внешним строением органов, способами размножения и проводить практические работы по выращиванию. Животные уголка живой природы.

Учебно-опытный участок. На школьном учебно-опытном участке для начальных классов должны быть следующие отделы: овощной, ягодный, цветочно-декоративный, коллекционный, а также плодовый сад. Если для начальных классов нет возможности организовать какой-либо отдел, то учащиеся 1-4 классов могут вести работу на соответствующем участке для старших классов. Учебно-опытный участок следует спланировать в соответствии с требованиями программы.

Географическая площадка располагается вблизи от школы в освещенном месте на учебно-опытном участке. Она необходима для проведения наблюдений за погодой, для осуществления комплексных наблюдений за неживой и живой природой, для организации и проведения фенологических наблюдений.

Географическая площадка имеет квадратную форму, размером 10  10 м. Обязательный объект географической площадки – гномон. Это прочный шест в 1,5 м длины. Гномон ставят в центре, и по нему школьники наблюдают за движением солнца, длиной тени в зависимости от времени суток и года. С помощью гномона определяют направления сторон горизонта.

Учебная экологическая тропа – это педагогически организованный маршрут на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы. Назначение такой тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры детей.

окружающему миру; 2) учебные объекты и оборудование; 3) уголок живой природы; 4) пришкольный учебно-опытный участок; 5) географическую площадку; 6) экологическую тропу.

Учебно-методический комплект включает учебник, рабочие тетради, дневники наблюдений, различную дополнительную литературу (словари, справочники, энциклопедии, определители, книги для чтения и т. д.). В настоящее время существует несколько учебно-методических комплектов по окружающему миру (см. параграф 2.3).

Остальные элементы материальной базы образовательного процесса по окружающему миру рассмотрим подробнее.

Учебные объекты и оборудование

К этой части материальной базы относят: 1) натуральные объекты;

иллюстративные, или искусственные объекты (модели, муляжи, картины, таблицы и т. д.); 3) вспомогательные предметы (лабораторное оборудование, приборы).

Натуральные объекты можно разделить на следующие типы:1) объекты неживой природы; 2) живые растения и животные; 3) гербарии; 4) коллекции животных и их отдельных частей; 5) консервированные и фиксированные объекты; 6) чучела животных.

Объекты неживой природы- это горные породы и минералы, полезные ископаемые, виды почв. Они используются на занятиях как демонстрационный и раздаточный материал, например, при проведении практических работ. На уроках окружающего мира упоминаются и используются следующие объекты неживой природы: гранит и его составные части (кварц, полевой шпат и слюда), базальт, песок, глина, известняк (мел, мрамор), поваренная соль, торф, каменный уголь, нефть, руды металлов. Для

изучения всех этих объектов необходимо, чтобы дети не только их увидели, но и познакомились с ними через осязание. При этом учащиеся определяют твёрдость, цвет, блеск, относительный вес и другие характеристики объектов. Объекты неживой природы могут быть смонтированы в коробках в виде коллекций. Их удобно и просто хранить, гак как особого ухода за ними не требуется.

Живые растения и животные. В обучении окружающему миру используют комнатные, дикорастущие и сельскохозяйственные растения. Используются и животные, которых можно содержать в уголке живой природы или можно увидеть в природе.

Из живых растений на уроках для демонстрации часто используют такие комнатные растения, как фиалки, традесканцию, бегонию, пеларгонию, бальзамин, гортензию, кактусы и др. Из культурных растений используют, например, растения, выращенные на учебно-опытном участке (овощные, зерновые культуры). Можно использовать растения из аквариума (элодею канадскую, ряску).

Кроме живых растений на уроках можно использовать гербарии, которые представляют собой засушенные на листах бумаги растения со всеми частями с указанием времени и места сбора. К гербарному материалу можно отнести также ветки, листья и плоды деревьев, кустарников и трав. Следует учитывать, что гербарии не дают полного представления об объекте, так как окраска и общий вид гербарного растения изменены. Поэтому гербарии необходимо сочетать с другими наглядными пособиями.

К коллекциям животных и их частей относят сухие коллекции насекомых, перья птиц, кости животных. В коллекции объединяют некрупные объекты, на которых можно рассматривать общие и отличительные признаки, проводить сравнения и сопоставления.

При изучении животных на уроках можно использовать и влажные препараты. Это объекты, зафиксированные в спирте, формалине или других растворах. Они дают представления о внешнем виде животных, их размерах. Это могут быть зафиксированные лягушки, рыбы, ящерицы; могут быть вскрытые животные для рассмотрения внутренних органов. Однако вопрос о целесообразности использования таких пособий в начальной школе является спорным. Некоторые методисты считают, что влажные препараты использовать не следует, учитывая психологические особенности детей этого возраста.

Используют при обучении окружающему миру и чучела животных. Чучело - это натуральный объект, который полностью передаёт все внешние

признаки животного - размер, форму, окраску. Используют чучела рыб, земноводных, рептилий, птиц, зверей.

Часть натуральных наглядных пособий может быть собрана самими учащимися: листья, плоды и семена растений (культурных и дикорастущих) - гороха, фасоли, мака, дуба, клёна и др.; колосья ржи, пшеницы, ячменя и других культур; ветки хвойных и лиственных деревьев и т. д. Собранные растения можно самостоятельно оформить в виде гербария.

Иллюстративные (или искусственные) наглядные пособия. Пособия этого типа можно разделить на две группы: объёмные и плоскостные. Кобъёмным- относят модели и муляжи, кплоскостным- настенные картины и таблицы, схемы, диаграммы, карты, аудиовизуальные пособия. Эти пособия используют в тех случаях, когда изучаемые предметы и явления недоступны для непосредственного наблюдения в классе. Но можно их использовать и при наличии натуральных объектов, например, когда нужно отметить детали, плохо видимые на живых или фиксированных растениях и животных.

Объёмные наглядные пособия.

Модель - это трёхмерное наглядное пособие, дающее изображение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде. Модель может имитировать действие изучаемого объекта.

На уроках окружающего мира используют модели различных типов: макеты, диорамы, рельефные карты, модели-разрезы, динамические модели.

Макетыимитируют внешний вид отдельных форм рельефа или ландшафта - оврага, холма, вулкана, речной долины, горной системы с прилегающей равниной и т. п. Макеты отличаются от муляжей тем, что они воспроизводят предметы в уменьшенном или увеличенном виде, причём довольно условно (например, в них могут допускаться искажения пропорций).

Диорама- это объёмная картина, на которой виден только ближний план. Это может быть компактное изображение какого-либо природного комплекса (например часть леса с соответствующими растениями, животными, участком реки и т. д.).

Рельефные картывоспроизводят рельеф земной поверхности, соответствующий рельефу в определённой местности. При этом формы поверхности даны выпукло, осязаемо. Рельефные карты наглядно передают характерные черты строения поверхности, но относительно масштаба этой карты рельеф преувеличен в сотни раз. Если учитель использует такие карты, то обязательно должен объяснить, что высота гор здесь увеличена для наглядности во много раз.

Модели-разрезыпоказывают, например, внутреннее строение вулкана, строение почвенного разреза и др.

Динамические (действующие) моделивоспроизводят процессы, явления природы. Например, теллурий - модель, с помощью которой можно показать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. К динамическим моделям относится глобус - модель земного шара. С помощью динамической модели можно показать принцип работы ветряной мельницы, гидроэлектростанции, нефтяной вышки и т. д.

Муляж - это слепок предмета, в точности передающий его размеры, форму, цвет. Муляжи могут быть сделаны из воска, гипса, пластилина, пластмассы. На уроках окружающего мира используются, например, муляжи плодов, овощей, органов животных и человека, муляжи целых животных (лягушки, ящерицы) и др.

Плоскостные наглядные пособия. Их делят на статические и динамические.

Статические плоскостные наглядные пособия.

Фотографии также относятся к плоскостным наглядным пособиям. Преимущество фотографии перед картиной в том, что на фотографии представлен реальный объект или явление со всеми деталями, которые часто опускаются художниками на картинах.

Схема - это плоскостное изображение общих признаков предмета или явления в виде рисунка (наброска). Например, в учебном процессе используются схемы холма, круговорота воды в природе, движения Земли вокруг Солнца. Наиболее эффективны схемы, схематические рисунки, которые учитель делает на доске по ходу объяснения материала. Одновременное восприятие слова учителя и графического изображения повышает глубину восприятия.

Диаграмма - наглядное пособие, в котором даётся графическое изображение, показывающее линейными отрезками или геометрическими фигурами соотношение между разными величинами. Например, в виде диаграммы можно представить изменение среднемесячной температуры в течение года, урожайности культуры в течение ряда лет и т. д.

Географические карты также относятся к плоскостным наглядным пособиям. В начальной школе используют физические карты России, полушарий, своего региона (краеведческая карта), карту природных зон, исторические карты (подробнее о географических картах см. параграф 6.4).

Динамические (или аудиовизуальные) плоскостные учебные пособия. Их делят на экранные, экранно-звуковые и звуковые пособия.

К экранным пособиям относят: 1)диафильмы - фотографические изображения на плёнке (киноплёнке), которые объединены общей темой. 1 Кадры сопровождаются субтитрами. Для показа диафильмов нужен

диапроектор; 2) слайды (или диапозитивы) - также фотографические \ изображения объектов на плёнке (стекле) цли цифровом носителе;

предназначены для показа на экране с помощью проектора.

К экранно-звуковым пособиям относятфильмы и телепередачи. С их помощью дети воспринимают информацию и с помощью зрения и с помощью слуха. Фильмы позволяют увидеть динамику природных процессов, социальных явлений.

К звуковым пособиям относятсяаудиозаписи на различных носителях. Аудиозаписи через орган слуха передают информацию: записи каких-либо природных звуков (шум прибоя, водопада, голоса птиц, других животных), отрывки рассказов о природе и обществе и т. д.

Все перечисленные аудиовизуальные пособия, если они оцифрованы, могут быть воспроизведены с помощью компьютера и проектора. Киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, аудиосистемы, проекционное оборудование, компьютеры - всё это технические средства обучения.

Учебное оборудование включает в себя различные вспомогательные предметы. К ним относятсялабораторное оборудование для занятий, различныеприборы и инструменты. Это — химические стаканы, мензурки, колбы, пробирки, штативы, спиртовка, электроплитка; различные измерительные приборы - линейки, термометры, весы и разновесы, компас, гномон; оптические приборы - микроскопы, лупы, бинокли. Для определения твёрдости минералов нужны гвозди. Для проведения экскурсий необходимо иметь совки для выкапывания растений (копалки), папки с листами газетной бумаги, сачки, морилки, энтомологические булавки.

Уголок живой природы

Уголок живой природы - это специальные участки классной комнаты или отдельный кабинет с находящимися там живыми растениями и животными, где с ними проводятся различные опыты и наблюдения за ними. Уголок живой х природы должен соответствовать определённым требованиям: он должен быть

I хорошо освещён, в нём должна поддерживаться определённая температура,

i Так как в живом уголке обычно бывает много теплолюбивых растений и

I животных, то температура должна быть не ниже 20° С. Желательно подобрать

сравнительно неприхотливые растения и животных, чтобы за ними было не очень сложно ухаживать и которые не требовали бы каких-то специфических условий жизни.

Растения живого уголка.Растения подбирают в соответствии с учебной программой по окружающему миру. На различных комнатных растениях учащиеся знакомятся с их разнообразием, с внешним строением органов, с размножением, с условиями жизни растений, проводятся опыты по их выращиванию.

Чаще всего в живом уголке выращивают такие растения, как традесканция, аспидистра, бегония, алоэ, кактусы, фиалки, фикусы, пеларгония и др. Каждое растение должно иметь этикетку с названием, информацией о родине растения, времени посадки. Некоторые растения можно держать в аквариуме - элодею, ряску, риччию.

Животные живого уголка.В уголке живой природы можно содержать животных различных систематических групп.

В аквариуме могут жить гидры (из кишечнополостных), моллюски (катушки, прудовики, беззубки), дафнии и циклопы (из ракообразных), плавунцы, личинки стрекоз и подёнок (из насекомых). Из рыб в аквариуме можно держать карася, вьюна, гамбузию и др. За аквариумом нужен регулярный уход, который заключается прежде всего в постоянном контроле за уровнем воды - доливать её нужно не реже одного раза в неделю. Перед этим водопроводную воду отстаивают 2-3 дня. От водорослей и слизи стёкла очищают щёткой. Удаляют почерневшие растения, разросшиеся кустики водных растений. Плёнку пыли и грязи можно снять с поверхности листом бумаги. Рыб кормят дафниями, циклопами, личинками комаров, можно использовать сухой корм. Кормят рыб 1-2 раза в сутки, в определённое время, лучше утром и вечером.

Аквариум даёт большие возможности для организации наблюдений за жизнью рыб: за развитием мальков, влиянием температуры и питания на рост и развитие рыб, за выработкой условного рефлекса, связанного с питанием (на стук палочки об аквариум).

Из земноводных хорошо приживаются в неволе лягушки, жабы, тритоны. Содержат их в специальных акватеррариумах, где есть вода и островок суши, куда животные могут выйти.

Из рептилий можно держать ящериц, ужа, черепаху. На дно террариума насыпают промытый и просушенный речной песок, в углу делают укрытие, ставят поилку с водой. Черепах кормят через день овощами и фруктами, белым хлебом, смоченным в молоке, добавляют в корм варёные мелко нарубленные яйца, мясо. Добавляют и минеральную подкормку - мел, соль, яичную скорлупу.

Птиц содержать сложнее, чем земноводных и рептилий, так как они более требовательны к условиям жизни. Их нужно часто кормить, так как они подвижны и у них выше обмен веществ. В живом уголке обычно держат попугаев и канареек. Кормят птиц просом, различными крупами, семенами подсолнечника, варёными измельчёнными яйцами, мучными червями, творогом, овощами и фруктами (тёртой морковью, рубленой капустой, яблоками), минеральной подкормкой (мелом, скорлупой яиц), зеленью (травой). Школьники должны научиться кормить птиц, чистить клетки, вести наблюдения за поведением птиц.

Из млекопитающих в живом уголке содержат в основном грызунов - белок, мышей, морских свинок, бурундуков, хомяков. Содержат млекопитающих в железных клетках. Более крупная клетка должна быть у подвижной белки. Кормят грызунов побегами древесных растений (например, липы), овощами (морковью, капустой, свёклой), клевером и травой (зимой - сеном). Грызуны хорошо едят хлеб, яйца, овсяные хлопья, молоко. Белкам дают орехи, сухофрукты, варёное мясо. В корм добавляют минеральные подкормки, а зимой - витамины.

Содержание животных в живом уголке достаточно сложное дело и требует выполнения санитарно-гигиенических правил. Все животные должны быть из зоомагазина и после проверки ветеринарным врачом. В помещении регулярно должна проводиться уборка. Животных, их клетки и инвентарь периодически дезинфицируют. Птиц и млекопитающих можно содержать в живом уголке, только если он находится в отдельном помещении (не в классе). В противном случае животные своей активностью могут мешать, отвлекать учащихся во время урока.

Пришкольный учебно-опытный участок

Учебно-опытный участок должен находиться на территории школы или поблизости от неё. Размеры его зависят от ряда факторов, в частности от количества учащихся в школе, от специализации школы и др. Площадь участка разбивается на делянки. Ширина грядки должна быть примерно 0,7 м, чтобы ученики, стоя сбоку, могли достать до её середины. На одном и том же участке каждый год рекомендуется выращивать новый вид растения, причём он должен относиться к другому семейству (т. е. необходим севооборот, который ограничит распространение специфических для какого-либо семейства растений болезней, защитит от размножения вредителей и обеспечит более равномерный вынос питательных веществ из почвы). На участке должны быть территории для выращивания декоративных растений (для этого может понадобиться теплица), овощных и плодово-ягодных культур. На участке должно быть место для хранения минеральных и органических удобрений, а также инвентаря - лопат, грабель, леек, вёдер и т. д. Инвентарь должен соответствовать возрасту младших школьников (не должен быть тяжёлым и большим по размеру). Например, лопата должна иметь короткую рукоятку и небольшое по площади копательное полотно, вёдра не должны быть объёмом более 5 л для учащихся IV класса, а учащиеся I—III классов не должны наливать эти вёдра полностью. Для содержания участка в порядке следует закрепить отдельные его части за разными классами. Нужно поручить дежурным каждый день убирать свой участок и сдавать его ответственному по школе.

На учебно-опытном участке дети учатся распознавать различные виды растений, ухаживать за ними, проводят опыты с растениями, наблюдают за сезонными изменениями в их жизни.

Труд детей на участке должен быть посильным - окапывание деревьев, уборка мусора, посадка растений и их полив. Там же могут быть установлены кормушки для птиц, скворечники.

Слайд 2

Слайд 3: Кабинет начальных классов

Кабинет начальных классов

Слайд 4: Функции кабинета начальных классов и их сущность

Функция Сущность Учебно-воспитательная В кабинете осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учащихся. Научно-методическая Место работы учителя биологии. Размещение учебного оборудования Система хранения наглядных пособий Справочная Справочная картотека Учета и планирования кабинета Книга учета, паспорт, перспективный и годовой планы

Функции кабинета начальных классов и их сущность

Слайд 5: Учебное оборудование

Цифровые образовательные ресурсы Демонстрационно-наглядные пособия Наборы муляжей Учебные карты Слайд-комплекты Модели Пособия для отработки практических навыков и умений Лабораторное оборудовани е

Читайте также: