Мастер класс по толерантности в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.

У вас на столах лежат салфетки, я попрошу вас слушать меня внимательно и делать то, о чем я буду Вас просить.

Первоначально у всех салфетки были совершенно одинаковые, и каждый выполнял одни и те же действия, но, тем не менее, узор у всех получился разный. Почему так получилось? (После обсуждения.) Потому что вы все разные, не похожи друг на друга, каждый из вас уникален.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Как порой нам не хватает таких простых понятий ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ, ПРОЩЕНИЯ.

Асейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете,улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относится окружающим, принимать других такими, какие они есть.

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Ключевая роль в воспитании детей принадлежит семье, детскому саду, школе. Детский сад - это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям. Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, детским садом ставятся определенные цели воспитания в духе толерантности. Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.

Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.

Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

Быть толерантным – значит уметь правильно себя вести, где бы он ни был. Толерантный человек вежлив и внимателен к людям.

Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.

Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.

Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

- Я рада видеть вас! Сегодня я хотела бы поговорить о толерантности. Не секрет, что в нашей стране обострилась проблема жестокости и агрессии в межличностных отношениях, которые носят разрушающий характер. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и понимания.

Чтобы наше общение удалось – вам необходимо хорошее настроение, позитивный настрой друг к другу.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. (Звучит музыка, рассказывается сказка).

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки).

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Песчинки мы на этом Свете

У каждого своя Судьба

Творить добро в огромном Мире

За этим посланы сюда…

Твори добро на этом Свете

Твори и знай, что для тебя

без доброго деянья

Потерян будет в жизни навсегда

С улыбкою по жизни

нужно всем идти.

А человек с улыбкой доброй

Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. ("Король"). Не на - всегда, конечно, а всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы ему все подавали и т. д. Кто кочет стать первым королем? Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли короля могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.

-Как ты чувствовал себя, когда был королем?

-Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

-Легко ли было отдавать приказы?

-Что ты чувствовал, когда был слугой?

-Когда королем был (имя, он был для тебя добрым или злым королем?

Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для агрессивных и стеснительных детей. Они получают право высказать все свои желания. В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Игры на разрешение проблем и конфликтов помогут детям в спокойной обстановке сконцентрироваться на принятии решений и научить отказываться от быстрого принятия решения проблемы в свою пользу.

Я принесла для вас небольшой коврик, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом гак, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится (Положите коврик в центр круга, а на него - красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что (имя… и (имя… хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира". Никто из них не имеет права просто взять игрушку. У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему? После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира" : "Сейчас мы можем превратить этот коврик в "ковер мира "нашей группы. Вы должны мне помочь украсить его". Эта процедура имеет большое значение, гак как дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира "исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без помощи взрослого.

И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа о вербальной или физической агрессии.

-Почему так важен для нас "ковер мира"?

-Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

-Почему недопустимо применение в споре насилия?

-Что ты понимаешь под справедливостью?

Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные. ” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может, вы заметите то, чего раньше не замечали” Это упражнение помогает преодолеть отчуждённость в отношениях со сверстниками.

В каждом человеке есть много хороших, положительных качеств и очень хорошо, что вы их заметили в каждом из вас.

Материал: Клубок ниток.

С помощью этого клубочка мы будем ткать паутинку (объяснение хода игры).

- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что мастер класс, помог нам всем понять, что мы не можем изменить мир, но можем изменить себя, своё отношение к тому, что происходит вокруг нас. В наших силах сделать жизнь добрее. Будьте сами добры и постарайтесь научить детей быть добрыми.

Давайте. Жить, любить и удивляться,

Давайте верить, помнить и жалеть,

От Счастья плакать, от Души смеяться

Давайте жить, чтоб Сердцем не стареть.

Давайте будем просто восхищаться

Полями, небом, серебром росы,

И если трудно, все же не сдаваться –

Идти вперед, не опуская головы.

Давайте будем искренни в общенье,

Честны в словах, поступках и делах,

Давайте верить, свято, без сомнений

Жить на яву, открыто, а не во снах!

Давайте будем честно признаваться

В своих ошибках, зависти и лжи,

Давайте. Жить, любить и восхищаться -

Расправьте крылья у своей Души!

Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений

Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений Образовательная среда в ясельной группе "Зайчата" Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений.

Мастер-класс будет интересен воспитателям подготовительной группы детского сада и учителям начальных классов.
Цель проведения:
Воспитывать чувство уважения друг к другу
Продолжить формирование толерантного отношения между ребятами.

Толерантность – значит это,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Школа, быт наш и уют.

Дорогие друзья! В детских коллективах в ноябре пройдут мероприятия по толерантности. В ходе бесед, занятий можно провести мастер-класс "Дружба крепкая"

Для проведения мастер-класса необходимо приготовить: альбомный лист,простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши или цветные мелки, ножницы, клей






4.Включаем фантазию, творчество!Проведите вертикальную линию, разделив рисунок на две одинаковые части. Рисуем овал головы себе и своему другу. Дорисовываем детали лица, ладони, элементы одежды,обувь




6. Для коллективной работы можно вырезать фигурки по контуру и оформить класс, или наклеить на ватман.



Мастер-класс "Дружба крепкая" был так же проведен в начальной школе Финляндии в рамках международного проекта "Общение без границ"


Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Мила, замечательный проект. Очень интересный творческий подход. Я обязательно, с Вашего разрешения, возьму себе в закладки для предложения своим коллегам в школе. Классные получились работы! И тема очень актуальна сегодня! Не хватает доброты и отзывчивости.
Идея международного проекта "Общение без границ" просто правильная и нужная.
И еще мне понравились Ваши слова:
"Я уверенна, если каждый будет друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!".
Спасибо большое за прекрасный материал.

Спасибо,Мила,за нужный и интересный МК!Обязательно попробую со своим дошколятами провести его!
Воспитание толерантности последнее время стало актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей.
Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Мила!Спасибо за интересный материал!Обязательно воспользуюсь им в работе с детьми. Я думаю, что им это будет интересно.Замечательные работы получились у Ваших ребят!Еще раз благодарю Вас за МК!

Мила! Очень интересная идея. Все просто, но в тоже время огромная работа с детьми. Толерантность , прекрасное качество, но увы не всем присущее. Наша задача раскрыть детям смысл толерантности, помочь находить решения проблем. Дружба и доброта всегда ценились, а в наше время тем более. Участвуя в таких проектах мы становимся светлее и добрее. Спасибо за материал.

Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Спасибо за идею!

Мила, впервые вижу мастер-класс по толерантности. Необычное, светлое чувство возникает при его просмотре. Во-первых, меня поразила техника выполнения рисунка, до конца было интересно наблюдать процесс появления обнимающейся пары друзей. Видно, что и детишки с удовольствием выполняют свои работы. Во-вторых, мастер-класс получился добрый, да и у детишек умиротворённые лица.

Мила, очень позитивный МК! Теплый такой!
Я люблю работы с ладошками:))) Завтра с детками пробуем рисовать ладошками птиц:)))Нам до Вашего МК надо еще 2 года, пока моим малышам не под силу такое нарисовать! С удовольствием использую его при нашем взрослении.

Замечательная идея! Мы с детьми часто говорим о толерантности, но куда нагляднее и интереснее вот так создавать пары друзей! Такое превращение обычной ладошки вижу впервые. Легко, быстро и, главное, запомнится детям на всю жизнь. Большое спасибо!

Очень интересный мастер-класс! Спасибо! Воспитание толерантности начинается уже в детском саду. Очень актуальная тема. Наши дети в детском саду очень любят рисовать ладошками, попробуем использовать ваш мастер-класс в своей работе.

Мила,спасибо за интересную идею.Отличная тема.Чувство радости возникает ,смотря на работу и работы детей.Очень добрый позитивный МК!

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.Очень важная тема.

Какая интересная идея! Действительно,очень нужная в наше время тема.С удовольствием использую ваш МК в своей работе!Спасибо!Творческих вам успехов!

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.
Мне МК безумно понравился, а идея с ладошками натолкнула меня на новые свершения. Обязательно расскажу своим коллегам о них!
Спасибо!

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Мила, спасибо за нужный в нашей работе МК! Обязательно использую в своей работе!

Мила, очень интересный МК. Я работаю педагогом дополнительного образования с детками 6-10 лет и с Вашего разрешения Ваш МК я применю на своих занятиях. Уверена, что такие забавные человечки понравятся всем ребятам. Очень интересная идея с ладошами. В наше современное время надо приучать деток к терпимости. Вы затронули очень интересную тему. Спасибо Вам и творческих Вам успехов.

Дорогие друзья! Хочу выразить слова благодарности всем, кто заглянул ко мне на "огонек" и посмотрел мастер-класс "Дружба крепкая". Мне очень приятно, что вы отметили в работе простоту изготовления дружных ребят и актуальность темы. Радостно от того, что мой мастер-класс вам поможет в работе. Всем желаю счастья, удачи и безграничного творчества. Пусть вас окружает только ДОБРОТА!
ДОБРОТА НУЖНА ВСЕМ ЛЮДЯМ.
ПУСТЬ ПОБОЛЬШЕ ДОБРЫХ БУДЕТ!
ГОВОРЯТ НЕ ЗРЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ:
"ДОБРЫЙ ДЕНЬ!" И "ДОБРЫЙ ВЕЧЕР!"
И НЕ ЗРЯ ВЕДЬ ЕСТЬ У НАС
ПОЖЕЛАНЬЕ "В ДОБРЫЙ ЧАС!"!
ДОБРОТА ОНА ОТ ВЕКА -
УКРАШЕНЬЕ ЧЕЛОВЕКА.


Быть толерантным, значит:
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать.

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для педагогов и родителей по теме толерантности.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Понятие толерантности tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; позволять существование различных мнений без их дискриминации; tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; tolerance (франц.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим.

Понятие толерантности

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; позволять существование различных мнений без их дискриминации;

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

tolerance (франц.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим.


Виды толерантности Межнациональная Религиозная Гендерная Географическая Расовая Толерантность Образовательная Физиологическая Политическая Возрастная

Межнациональная

Религиозная

Географическая

Образовательная

Физиологическая

Политическая

Международные соглашения, в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакет о гражданских и политических правах. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Конвенция о правах ребёнка. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

Международные соглашения,

в которых раскрываются

основные понятия и принципы толерантности

  • Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.
  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Международный пакет о гражданских и политических правах.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой

дискриминации.

  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и

наказании за него.

  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и

дискриминации на основе религиозных убеждений.

  • Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным

или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

Формирование основ толерантности у детей в образовательном учреждении

основ толерантности у детей в образовательном учреждении

Игры и упражнения по формированию толерантного отношения детей

Игры и упражнения по формированию толерантного отношения детей

Использование наглядных пособий : сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков.

Цикл занятий по формированию межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста Разноцветная планета

Цикл занятий по формированию межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:




Направление работы

Направление работы

Формы работы с родителями (законными представителями ) выступления на родительском собрании; оформление информационных листов (памяток); стендов, тематических уголков

Формы работы с родителями (законными представителями )

выступления на родительском собрании;

оформление информационных листов (памяток); стендов, тематических уголков

Оформление памяток

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Читайте также: