Мастер класс по самомассажу в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно.

Точечный самомассаж лица для детей

Цель массажа – предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица. Выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора.

Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица и шеи при выполнении массажа перед зеркалом. Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.

1.Как у нас на грядке, сколько цветиков цветут: (энергично растирать ладони и кисти рук)

  1. розы, маки, ноготки,астры пестрые цветки, георгины и левкой. (Поочередно массажировать пальцы, начиная с большого пальца.)

3.Выбираешь ты какой?(Протянуть руки вперед).

1.Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело. ( Мягко гладить шею сверху вниз)

2.Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа)

Массируй ушки ты умело. (Раздвинуть указательный и средний пальцы.Растирать точки перед и за ушами.)

4.Знаем, знаем – да, да, да,

Нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга)

1.Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом!

2.Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)

3. Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)

4.Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!(Поглаживают ладошками)

На крылечке ножками потопали,

Ручками по щёчкам похлопали.

Присели, через пальчики в щель посмотрели.

Пальчики в кулак сжимаем,

Ладошки на грудки положили

И давай ладошками по своей грудке стучать.

Стук- стук, стук- стук-

Вот как получается.

Стук- стук, стук-стук-

1.Где ты дождик побывал? Где ты дождик поливал?

Поглаживание лица от бровей до подбородка.

2.Побывал в саду, полил ягоду!

Лёгкое поколачивание пальцами лба.

3.А какую ягоду ты полил саду?

4.-И клубнику, и малину, и смородину!

Лёгкое похлопывание щёк.

5.А крыжовник ты полил?

6.Ой, вернись назад да полей весь сад!

Поглаживание лица и шеи сверху вниз.

1.Ду- ду- ду- от медведя я уйду.

2.Да- да- да- не ходи, медведь, сюда.

Сжимать кончик большого пальца.

3.Ды- ды- ды- на тропинке чьи следы?

Разминать пальцы ног руками.

4.Оди- оди- оди- мишка в лесу бродит.

Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его.

5.Ди- ди- ди- ну, мишка, погоди!

Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу.

1.Ши- ши- ши – что-то шепчут камыши.

Ладонями накрыть уши, пальцами захватить затылок и легко постучать по нему.

2.Шах- шах- шах- это утка в камышах.

Провести пальцами по краям ушных раковин от верха до мочек.

3.Шей- шей- шей- выходи из камышей.

Потерев, зажать край ушной раковины между большим и указательным пальцами.

4.Шах- шах- шах-нет уж утки в камышах.

Потянуть ушные раковины верх, в сторону, вниз.

5.Ши- ши- ши- что же шепчут камыши.

Погладить уши ладонями.

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем няне (маме) помогать.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

1.Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

3.«Вот все пальцы на виду!

4.«Ручкой ручку поддержу,

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

На другой руке сначала.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Очень сочная трава.

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Человечки ходят браво.

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Всё быстрее: скок -поскок.

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Вдруг споткнулись и упали.

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

А теперь по кругу щёчки

Так забывчивым мишуткам

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

Мы погладим лобики

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Цель : Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.

  • раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;
  • познакомить с методикой их проведения;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
  • распространить педагогический опыт по применению игрового массажа с детьми дошкольного возраста;
  • познакомить педагогов с элементами игрового массажа с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ход мастер – класса:

Наш мастер-класс начать хочу с прекрасных слов:

Здоровые дети – в здоровой семье.

Здоровые семьи – в здоровой стране.

Здоровые страны – планета здорова.

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Нам родители доверяют самое дорогое, что есть у них – своих детей. И каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Ребенок отправляется в долгое путешествие по жизни, и мы ему в этом поможем. (Раздать листочки с нарисованным воздушным шаром). Путешествовать он (ребенок) будет на воздушном шаре.

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Еще Самуил Яковлевич Маршак говорил, обращаясь к детям:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Действительно, это условие четко прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

Обращаюсь к участнику мастер-класса:

- Светлана, дайте мне, пожалуйста, яблоко.

- Посоветуйте, пожалуйста, что мне нужно делать для того, чтобы укрепить и сохранить мое здоровье?

(ответ: делать зарядку, заниматься физкультурой и т.д.)

Приходим к выводу. Что мне не могут дать того, чего нет у человека сейчас. Но здоровье есть у каждого человека и педагоги в силу своей профессии знают, с помощью каких технологий научить ребенка заботиться о своем здоровье и бережно относиться к нему.

В настоящее время все чаще используются нетрадиционные методы оздоровления детей. Одним из таких является игровой массаж. Под действием массажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются, повышается теплоотдача, затем сосуды сужаются, что приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции). Упражнения игрового массажа в сочетании с пальчиковой гимнастикой обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное влияние на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию мышечного напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивают нервную систему. Упражнения игрового массажа можно проводить в любой удобной позе, как утром, во время утренней гимнастики, так и в любое удобное время.

Игровой массаж и самомассаж учит детей сознательно заботиться о своём здоровье, является профилактикой простудных заболеваний, прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая.

Умение общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно. Массаж снимает напряжение, дает новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение.

Массаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.

И помните, любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Если постоянно делать массаж в течение этого времени, у ребенка появится устойчивая потребность в выполнении этой оздоровительного приема.

Что можно использовать для массажа:

  • природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, камушки)
  • зубные щетки и щетки для волос
  • массажные мячики
  • прищепки
  • шестигранные карандаши
  • бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них)

2. Практическая часть.

Если говорить о массаже спинки, то он способствует нормализации деятельности нервной системы, улучшению кровообращения, а также отлично снимает напряжение в этой области. Наконец он просто помогает расслабиться и настраивает ребенка на сон (если это поглаживающие движения).

Участники стоят в кругу, выбирается песик (одеваем маску). Он встает в середину круга. Все говорят слова и показывают движения:

Песик в бане вымыл ушки ( поглаживают и растирают уши)

Шейку (поглаживают шею),

Кожицу на брюшке (поглаживают живот).

Так как наш детский сад железнодорожный, в моей копилке есть динамические паузы, пальчиковая гимнастика и массажи на железнодорожную тематику.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой в депо спешили,

( шагают пальцами рук по спине)

Посмотреть, как дружно в ряд

Тепловозы там стоят.

(ребром ладони делать поперечные движения по спине.)

Как их моют , (круговые вращения ладонями по спине)

заправляют, (постукивание кулачками)

Все детали протирают. (растирание кулачками)

Как песок в них засыпают, (постукивание кончиками пальцев)

тормоза все проверяют. (легкие пощипывания)

Чтоб могли без остановки

Свой маршрут проехать ловко.

2. Аурикуломассаж — это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.

Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных заболеваний.

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

(несильно потянуть вверх)

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать:

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.

3. Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и нормализует сон ребенка. Можно порекомендовать следующий самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.

1 . Сильным нажатием пальчиков ребенок имитирует мытье головы.

2. Затем пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

4. Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие ребенка.

Массаж бельевыми прищепками

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке)

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём

И немного отдохнём! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук,)

Массаж круглой щёткой для волос.

Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Ребенок прокатывает валик расчёски между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

Массаж грецкими орехами (можно заменить комочком плотной бумаги)

Движения соответствуют тексту

Я катаю свой орех

По ладоням снизу вверх.

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы стал круглее всех

Массажный мячик предназначен для микромассажа. Шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только ручки. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук.

Представьте, что к вам в гости пришел ёжик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

Движения соответствуют тексту

Забирался мячик в горку,

Отдохнул он на пригорке.

Покатился вниз опять.

Мячик можно заменить бигуди-липучкой.

Обращаюсь к участникам.

Участники прикрепляют цветы с надписями). Рада, что мастер-класс стал для вас. (Читаю сделанные надписи.)

4. Заключительная. Флеш-моб для педагогов (песенка Мамонтенка)

Встаньте, дружно потянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Руки, ноги разомнем

И флеш-моб скорей начнём!

И в заключение мне хочется прочитать четверостишье:

Получен от природы дар –

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз.

Здоровье! Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

Спасибо за внимание. Мне было очень приятно поработать с вами. Надеюсь, я была для вас сегодня полезна. До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ. Работа по самообразованию

В данной работе в 1 главе мы рассмотрим основные направления оздоровительной деятельности ДОУ, задачи, средства, принципы оздоровительной деятельности в условиях ДОУ, а во 2 главе будут приведен.

Музыка и гимнастика как средства оздоровления дошкольников.

Влияние художественной гимнастики на физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.


Цель, задачи, план работы на 1год.


Презентация "Игровой массаж как средство оздоровления дошкольника"

В презентации раскрывается, какие виды игрового массажа можно использовать с дошкольникаи в детском саду.



презентация логопеда здоровьесберегающих технологий в ДОУ "Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста".


Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект мастер – класса для педагогов

Цель : способствовать повышению интереса педагогов к внедрению интересных методов и технологий самомассажа в практику работы с детьми дошкольного возраста.

— обозначить педагогам положительное воздействие самомассажа на физическое развитие детей;

— показать свой практический опыт путем прямого и комментируемого показа последовательности действий при самомассаже;

— повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике работы с детьми элементов самомассажа;

— способствовать сплочению коллектива педагогов.

Оборудование: карандаши, мячи Су-Джоку , кисточки из ниток.

Участники мастер-класса:

педагоги, администрация ДОУ.

2. Практическая часть. Практическое знакомство с приемами самомассажа.

Ход мастер-класса

Информационная часть.

Надо сказать, что год от года здоровье наших детей становится хуже, причин этому достаточно много. Но в наших силах создать все необходимые условия для его укрепления. И сегодня мы с вами раскроем все секреты одного очень важного метода оздоровления организмов наших воспитанников - самомассажа.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он благотворно влияет на кровообращение, на работу организма в целом, а также на психоэмоциональное состояние человека.

Условно массаж можно разделить на виды:

— массаж лица, шеи и ушных раковин

— массаж рук и пальцев рук

— массаж тела и ног

— массаж стоп

Материалы, используемые при самомассаже:

- Сухой бассейн

Наполнение - бусины, семена различных растений, песочек, орехи, крупы, речная галька и т. д. В таком бассейне можно рисовать дорожки, находить на ощупь мелкие игрушки или рассортировать крупу по видам.

- Зубные и одежные щетки, используются для массажа разных частей тела.

- Рукавички из разных видов ткани, применяются для легкого растирания.

- Прищепки применяются для пальчикового массажа.

- Игрушечные машинки, используются для массажа разных частей тела.

- Ребристые и гладкие карандаши. Для массажа рук и частей тела.

- Пуговицы. Применяются при массаже стоп.

- Бумага разной фактуры. Сминаем в комочки и катаем их между ладонями.

- Пластилин. Для массажа рук.

- Различные виды мячей и массажных шариков.

- Клубки ниток, бусы.

Общие правила проведения самомассажа:

- перед самомассажем необходимо вымыть руки;

- руки должны быть теплые с коротко остриженными ногтями;

- самомассаж выполняем 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений;

- используем такие приёмы: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев;

- все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю, от ступней к коленкам и дальше к бедрам;

- после каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание массируемых частей тела, стряхивание рук;

- после приема пищи самомассаж проводить не рекомендуется.

Далее поподробнее разберем все виды самомассажа. Приготовьте ваши руки, повторяйте за мной.

(звучит запись любой бодрой музыки, участники делают самомассаж).

Практическая часть.

Массаж лица, шеи и ушных раковин

Самомассаж лица, шеи и ушек вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее, улучшает артикуляцию малыша.

Взяли ушки за макушки (с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами,

Вниз до мочек добежали. движемся сверху вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (мягко разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая

И к макушкам вновь придём. большим и указательным пальцами)

4. Ручки растираем Дети потирают ладони.

И разогреваем, Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим Разогретыми ладошками проводят

Нежно умываем. по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают Граблеобразными движениями проводят

Все плохие мысли, пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем Растирают пальцами ушные раковины

Сверху вниз мы быстро. по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем, Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки, Оттягивают уши вниз за мочки.

Трогаем мы щечки. Легко похлопывают щеки ладошками.

Щечки разминаем, Указательный, средний и безымянный пальцы

Чтобы надувались разминают щеки круговыми движениям.

Губки разминаем, Большой и указательный пальцы разминают

Чтобы улыбались сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.

Массаж рук и пальцев рук

На руках, кистях и пальцах расположено множество чувствительных рецепторов, нервных окончаний. Это биологически активные точки, связанные с внутренними органами. Благодаря такому массажу:

Нормализуется пищеварение и работа ЖКТ;

Снимаем стресс и эмоциональное напряжение, улучшается настроение;

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальчиков, слегка надавливая или легко поглаживая.

Массаж рук карандашом

1. Возьмите, пожалуйста, карандаш, катаем его ладошкой по столу от кончиков пальцев к запястью и обратно, поменяем руки и выполняем тоже другой рукой.

2. Прокатываем карандаш между ладошек от кончиков пальцев к запястью.

Для усложнения можно взять 2-3 карандаша.

3. Положить одну ладошку на стол, а другой рукой обрисовывать тупым концом карандаша нашу ладошку, поменять руки и выполнить тоже другой рукой.

Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.

Массаж пальчиков прищепками

(Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

Бельевой прищепкой поочерёдно прижимаем ногтевые фаланги: от указательного пальчика к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — меняем руки.

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

Массаж с массажными мячиками

1. Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью.

2. Катать мячик в ладонях по кругу.

3. Перебирать мячик пальчиками.

4. Сжимать мячик пальчиками.

5. Крутить мячик пальчиками.

6. Подбрасывать и ловить мячик.

7. Сжимать мячик в руках.

8. Перекидывать мячик из одной руки в другую.

Ежик колет нам ладошки, (катаем мяч от кончиков пальчиков к запястью)
Поиграем с ним немножко. (катать в ладонях по кругу)
Если будем с ним играть — (перебираем мяч пальчиками правой руки)
Ручки будем развивать. (перебираем мяч пальчиками левой руки)
Ловкими станут пальчики, (сжимаем пальчиками мяч)
Умными — девочки, мальчики. (подбрасываем и ловим мяч)
Ежик нам ладошки колет, (перекидываем мяч из одной руки
Руки нам готовит к школе. в другую)

Где ладошка? Тут? Тут! Показывают правую ладошку.

На ладошке пруд? Пруд! Гладят левой ладонью правую.

Палец большой - Поочередно массируют каждый палец.

Это гусь молодой,

Средний - гуся ощипал,

Безымянный - суп варил,

А мизинец - печь топил.

Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот. Прикасаются ко рту, потом к животу

Вот! Вытягивают ладошки вперед.

Массаж стоп

Ду – ду – ду - от медведя я уйду. (Согнуть пальцы правой руки в кулачок и костяшками провести 6 раз по подошве левой ноги от пальцев к пятке.)

Да – да – да - не ходи, медведь, сюда. (Сжимать кончик большого пальца.

Ды – ды – ды - на тропинке чьи следы? Разминать пальцы ног руками.)

Оди – оди – оди - мишка в лесу бродит. (Плотно захватить большим и

указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его.)

Ди- ди- ди- ну, мишка, погоди! (Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу.)

Божьи коровки, папа идет, Сидя, поглаживать ноги сверху донизу

Следом за папой мама идет, Разминать ноги

За мамой следом детишки идут, Похлопывать ладошками

Вслед за ними малышки бредут Поколачивать кулачками

Юбочки с точками черненькими. Постукивать пальцами

На солнышко они похожи, Поднять руки вверх и скрестить кисти,

Встречают дружно новый день . широко раздвинув пальцы

А если будет жарко им, Поглаживать ноги ладонями и спрятать

То спрячутся все вместе в тень. Руки за спину .

Массаж тела и ног .

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Путешествие по телу

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Детям очень нравится делать массаж друг другу. А стихи под веселую музыку легко запоминаются и доставляют массу удовольствия.

Предлагаю вашему вниманию массаж спины.

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше -

Дома, дома посидите - Постукивание пальчиками.

Никуда не выходите-

Почитайте, поиграйте - Поколачивание кулачками.

А уйду - тогда гуляйте -

Дождик бегает по крыше - Поглаживание ладошками.

По веселой звонкой крыше -

Инструментом, с помощью которого выполняются манипуляции, являются руки, однако иногда могут использоваться мешочки с крупой или песочком, кисточка, резиновый ежик, поролоновая губка, игрушечная машинка, кусочки ваты, бумажные листочки, и другие материалы, а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок, стишков или прибауток.

Детям очень понравится массаж вот такими кисточками из ниток.

Смотрите, какую кисточку я принесла.

Она по ладошке тихонько ползёт

Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке она до плеча доползает,

И шейку она очень нежно ласкает.

А дальше куда — интересный вопрос?

Кисточка села на маленький нос!

Потом наша кисточка на ушки подскочет,

Одно и другое немножко щекочет

Но кисточке надо теперь отдыхать,

Она улетает в карман полежать.

В завершение хочется отметить, что педагог должен использовать любую свободную минуту во благо ребенка. Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности. Продолжительность их невелика, а оздоровительный эффект очень большой.

На этом наша встреча подошла к концу.

Спасибо за внимание!

1. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ./Под редакцией З.И. Бересневой. Москва: Творческий центр, 2003. 31с.

2. Картушина М. Ю. Быть здровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подгот. группы детского сада – М.:Сфера, 2004. – 384 с.

3. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет - М.:Сфера, 2010. - 224 с.

4. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. СПб.: Корона принт, 2003. 336с.

Самомассаж— это технология обучения здоровому образу жизни.

Игровой самомассаж – нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
  • Обучать элементам массажа.
  • Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
  • Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
  • Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
  • Развивать интеллектуальные функции.
  • Развивать двигательную память.
  • Воспитывать бережное отношение к своему телу.
  • Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
  • Формировать сознательное стремление к здоровью
  • Развивать навыки оздоровления
  • Поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме - точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно- логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно- моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. Помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Использую его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. В этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам. Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее, способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, так же он содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок. В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений.

Условия проведения самомассажа:

Начинать воздействовать массажем на ребенка можно уже с раннего возраста, что будет препятствовать развитию в его организме нарушений, в том числе и речевых. - длительность самомассажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут. Руки и лицо должны быть чистыми (вымытыми) - руки необходимо согреть (растереть друг о друга). Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук. самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Комплекс упражнений:

Таким образом, если уделять несколько минут в день массажу рук и стимуляции биологически активных точек, можно добиться более быстрого эффекта в развитии не только речи ребенка, но и укрепить здоровье всего организма в целом. Большое значение имеет и тот факт, что детям очень нравятся такие минутки отдыха, они с удовольствием включаются в игру.

Читайте также: