Мастер класс по медиации в школе

Обновлено: 06.07.2024


Оценить 3423 0

Сценарий мастер-класса по медиации

Ведущая: Сегодня вместе с нами будут работать наши воспитанники, которые являются членами школьной службы примирения, которая носит название

И сегодня у нас с вами пойдёт разговор о конфликтах и способах их разрешения. Внимание на экран.

Ну, а какой способ решения данной конфликтной ситуации мы применили, мы расскажем вам чуть позже.

Медиация для нас это новое направление в работе с конфликтными ситуациями, которые возникают в любом подростковом коллективе. Особенность пенитенциарного конфликта заключается в том, что он возникает в закрытом социуме, и стороны конфликта не могут разойтись, разъехаться.

И поэтому для разрешения конфликтов между воспитанниками сотрудники воспитательной колонии применяют две основные формы воздействия - профилактика (на ранней стадии развития конфликта) и пресечение (на стадии его активного развития). На наш взгляд, перспективным направлением в разрешении конфликтов в рамках профилактики является медиация. Что же такое медиация? На слайде вы видите, что медиация это способ разрешения конфликта с привлечением нейтральной стороны т.е с привлечением посредника.

В ходе таких обучающих занятий ребята выполняют различные упражнения, которые направлены на то, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации, занятия проходят в игровой форме, с использованием психотехнических игр и упражнений для практического освоения методов восстановительной медиации.

Сейчас вашему вниманию мы покажем сюжет о работе ШСП.

СЛАЙД 9 Видео сюжет тренинга с 5 канала (2.03)

На примере этого сюжета мы хотели, показать какая работа ведется с воспитанниками в рамкахподготовки ведущих службы примирения. Такие занятия проводятся 2 раза в месяц. Для вновь прибывших ребят, мы проводим вводные мероприятия, на которых рассказываем о работе службы. Нами разработана анкета для отбора потенциальных медиаторов, по результатам которой формируется состав ШСП.

Мы идем дальше и сейчас мне понадобиться два добровольца (из участников)

ИГРА ПРОВОКАЦИЯ

Участники выходят, ведущий дает им игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Участники начинают рисовать. Ведущий останавливает игру и просит начать все сначала, потому что участники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает участников и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем ведущий дает возможность участникам закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

- Вам было комфортно в этой игре? (Участники после выполнения задания расстроены)

- Почему? Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)

- Почему рисунок не получился? ( Ведущий плохо объяснил, участники не поняли и т.д)

- Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка)

- Можно было избежать конфликта? (Можно)

- Как? (ответы участников)

Ведущая: В этой ситуации мы пришли к выводу, что конфликта можно было бы избежать, если бы мы в самом начале оговорили правило выполнения задания. Но бывают ситуации, когда конфликт уже произошел и для того чтобы его разрешить мирным путем н ужно научиться слушать и слышать другого участника конфликта, а так же понимать его чувства и переживания.

1: Может быть, я сделал что-то не так?

Ответ: Неуверенность, тревожность, сомнение
2: Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал.

Ответ: Раздражение, обида, возмущение, злость

3: Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются.

Ответ: Успокоение, уверенность

1: Как он мог так поступить со мной, я же был его другом.

Ответ: Сожаление, обида, унижение, предательство

2: Он обозвал мою сестру, а я что молчать буду?

Ответ: Гнев, возмущение

3: Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть.

Ответ: Злость, гнев, раздражение

1: Не хочу я с вами разговаривать, оставьте меня в покое.

Ответ: Обида, раздражение, злость

2: А если он снова начнет обзываться.

Ответ: Тревожность, беспокойство, страх

3: Я все делаю неправильно!

Ответ: Страх, раздражение, огорчение

Спасибо ребята, присаживайтесь, все справились с этим заданием . Этим упражнением, мы хотели показать, что когда возникает какой то спор ,очень важно уметь слушать и слышать, а главное понимать чувства и переживания другого человека, тогда спор не перерастет в конфликт.

Ведущая: Сейчас я хочу провести с вами еще одно упражнение

Обращаю ваше внимание на таблицу, которая лежит у вас на столах. В психологии выделяют несколько способов выхода из конфликтной ситуации.

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Характеристики

Приспособление

Соперничество

Сотрудничество

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Стремление добиться своего за счет другого

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Характеристика

Люди, неуверенные в себе

Кроткие, слабые, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Воробей - боится потерять отношения, уступает молча

Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта

Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу

Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда

Начнем с ребят, что вы написали

Я буду записывать, а потом мы с вами подведем итоги.

Подведя итоги мы с вами пришли к выводу, что медиатор должен обладать такими качествами как: как умение слушать, умение налаживать контакт, уверенность в себе, умение оказывать помощь, умение найти факты, определить проблемы и решения этих проблем, понимание ситуации и людей, умение учиться на опыте, искренность, открытость, беспристрастность, гибкость, уравновешенность, умение быть внимательным, умение выстраивать коммуникации и задавать правильный тон, творческие способности профессионализм и конечно же НЕЙТРАЛЬНОСТЬ.

Сейчас я предлагаю вам, познакомится с раздаточным материалом.

Это программа примирения её этапы и задачи.

Исходя из этого материала мы выделяем следующие четыре этапа проведения медиации с подростками: подготовительный, предварительные встречи, примирительная встреча и выполнение договора.

Программа примирения

Получив информацию о событии, определить (конфликте подходит ли оно по критериям для работы с использованием восстановительных программ)

Представиться и установить доверительные отношения.

Выслушать личную историю человека.

Понять и принять переживания участников ситуации, снять сильные негативные эмоции и вместе с участниками сориентироваться в их проблемах и нуждах.

Выяснить и обсудить предложения человека по разрешению ситуации.

Представить программу и предложить сторонам участвовать в ней.

Учесть пожелания каждой стороны в организации программы (состав участвующих лиц, место и время проведения)

Создать условия для проведения примирительной встречи

Представить участников и обсудить правила встречи.

Помочь выразить сильные эмоции сторон

Организовать диалог сторон, направленный на восстановление картины и последствий ситуаций

Помочь сторонам в осознании несправедливости произошедшего.

Составить примирительный договор сторон, учитывающий согласованные решения сторон и механизм его выполнения.

Проверить выполнение договора.

Организовать при необходимости дополнительную встречу

Написать отчет по программе

В самом начале нашего мастер-класса вашему вниманию был показан сюжет, где между воспитанниками произошла конфликтная ситуация, а сейчас предлагаю вашему вниманию сюжет сеанса по восстановительной медиации.

Видеоролик Слайд 13

Мы с вами увидели, что с помощь технологии восстановительной медиации можно безболезненно урегулировать конфликт, который может возникнуть в любом подростковом коллективе.

Действие 1: На столе лежит апельсин, в комнату заходит два брата и направляются к апельсину.

Действие 2: Начинают выхватывать апельсин друг у друга, начинается драка

Действие 3: В комнату входит мама, останавливает драку, берет апельсин и разрезает на две половины, и отдает сыновьям. Они расходятся по разным углам недовольные.

Ведущая: И так сейчас перед вами наши ребята разыграли конфликтную ситуацию.

Скажите, пожалуйста, тот способ разрешения конфликта который выбрала мама, привел к желаемому результату? ( Происходит обсуждение)

А ведь для того чтобы эффективно разрешить этот конфликт, нужно понять, почему стороны этого конфликта ведут себя, так или иначе.

Кто из вас хотел бы сейчас попробовать провести процедуру примирения и помочь участникам решить конфликтную ситуацию.(Проведение процедуры)

Ведущий : Вспомним нашу таблицу, какой способ решения конфликта характерен для медиации? Правильно сотрудничество! Это когда решение устраивает обе стороны. (направляет участника на выбор конструктивного поиска решения конфликта- узнать кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть)

Ведущая: Благодарю наших участников!

Подводя итоги нашей встречи можно сказать, что внедрение в деятельность любого учреждения медиации, которая культивирует мирные отношения, позволит снизить конфликтность, социальную напряженность и агрессию.

Хочу отметить, что сегодня имеются ключевые предпосылки для дальнейшего развития данного направления практической медиации.

Мы вам желаем большого терпения, надежды, удачи и крепкого психологического здоровья.


С января 2017 года в каждой школе необходимо создавать Службу Школьной Медиации.Руководитель СШМ - педагог-психолог, медиатор -преподаватель Ирина Ивановна Манина.

В нашем лицее данная структура существует с сентября 2015 года.

В рамках диссеминации опыта предлагаю познакомиться с основами медиации и медиативного подхода в урегулировании школьных конфликтов.

Содержимое разработки

Что скрывается под терминами

Что скрывается

под терминами

Подготовлено Маниной И.И.,

педагогом-психологом,медиатором- преподавателем,

членом СРО "Национальная организация медиаторов".

МБОУ "Лицей № 3" , Дзержинский, МО

4-5 апреля 2017 года.

 Медиация — способ Альтернативного Разрешения Споров ( АРС) ,процедура урегулирования спора с помощью независимого посредника (медиатора), на основе добровольности и сотрудничества сторон. Медиатор не выносит решение по спору ( в медиации, основанной на понимании).

Медиация — способ Альтернативного Разрешения Споров ( АРС) ,процедура урегулирования спора с помощью независимого посредника (медиатора), на основе добровольности и сотрудничества сторон.

Медиатор не выносит решение по спору

( в медиации, основанной на понимании).

Распространение медиации в мире

медиации в мире

Сферы применения медиации Семейные споры (алименты, раздел имущества, опека над детьми и т. п.). Коммерческие споры (цена, качество, сроки выполнения работ и т.п.). Трудовые (зарплата, увольнение, конфликты с руководством/коллегами и т.п.). Межкультурная медиация. ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ. ОСНОВА ПРИМЕНЕНИЯ: ДОБРОВОЛЬНОСТЬ и готовность сторон к СОТРУДНИЧЕСТВУ

Сферы применения медиации

  • Семейные споры (алименты, раздел имущества, опека над детьми и т. п.).
  • Коммерческие споры (цена, качество, сроки выполнения работ и т.п.).
  • Трудовые (зарплата, увольнение, конфликты с руководством/коллегами и т.п.).
  • Межкультурная медиация.
  • ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ.

ОСНОВА ПРИМЕНЕНИЯ: ДОБРОВОЛЬНОСТЬ и готовность сторон к СОТРУДНИЧЕСТВУ

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ МЕДИАЦИИ ОТ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА СУД Процесс начинается вопреки воле одной из сторон МЕДИАЦИЯ Процедура медиации – по согласию обеих сторон Процесс носит публичный характер Процедура медиации конфиденциальна Судья назначается Медиатор выбирается сторонами Судья наделен властными полномочиями Медиатор не выносит решений по спору Состязательность сторон Сотрудничество сторон Длительность и формализованность процедуры Ускоренная и неформальная процедура, Принудительное исполнение согласованная сторонами Добровольное исполнение Судебные расходы несет проигравшая сторона Расходы несут стороны в равных долях Различия в традиционном и альтернативном способах разрешения споров.

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ МЕДИАЦИИ ОТ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Процесс начинается вопреки воле одной из сторон

Процедура медиации – по согласию обеих сторон

Процесс носит публичный характер

Процедура медиации конфиденциальна

Судья назначается

Медиатор выбирается сторонами

Судья наделен властными полномочиями

Медиатор не выносит решений по спору

Состязательность сторон

Сотрудничество сторон

Длительность и формализованность процедуры

Ускоренная и неформальная процедура,

Принудительное исполнение

согласованная сторонами

Добровольное исполнение

Судебные расходы несет проигравшая сторона

Расходы несут стороны в равных долях

Различия в традиционном и альтернативном способах разрешения споров.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ принципы медиации Добровольность Конфиденциальность Равноправие сторон Сотрудничество сторон Беспристрастность и независимость медиатора

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ принципы медиации

  • Добровольность
  • Конфиденциальность
  • Равноправие сторон
  • Сотрудничество сторон
  • Беспристрастность и независимость медиатора

Принцип добровольности Добровольное участие сторон Свобода выхода из процедуры Добровольное исполнение обязательств

  • Добровольное участие сторон
  • Свобода выхода из процедуры
  • Добровольное исполнение обязательств

Конфиденциальность Обеспечение конфиденциальности законом о медиации (ст.5 ФЗ-193 от 27.07.2010г.) Свидетельский иммунитет медиатора (п.1 ч.3 ст.69 ГПК РФ, ч.5.1 ст.56 АПК РФ) Кодекс поведения медиатора

  • Обеспечение конфиденциальности законом о медиации (ст.5 ФЗ-193 от 27.07.2010г.)
  • Свидетельский иммунитет медиатора (п.1 ч.3 ст.69 ГПК РФ, ч.5.1 ст.56 АПК РФ)
  • Кодекс поведения медиатора

Равноправие сторон Право каждой из сторон высказываться на равных условиях Право иметь равное пространство для реализации своих нужд(потребностей) Равное внимание медиатора к сторонам

  • Право каждой из сторон высказываться на равных условиях
  • Право иметь равное пространство для реализации своих нужд(потребностей)
  • Равное внимание медиатора к сторонам

Сотрудничество сторон Совместная работа над поиском решений. Ориентация сторон на партнерство и поиск взаимовыгодных, взаимоприемлемых решений. Взаимное уважение и принятие. Честность, открытость.

  • Совместная работа над поиском решений.
  • Ориентация сторон на партнерство

и поиск взаимовыгодных,

  • Взаимное уважение и принятие.
  • Честность, открытость.

Беспристрастность и независимость медиатора Медиатор заинтересован в разрешении спора, но своих интересов в споре не имеет. Медиатор — нейтральный посредник, не зависящий от какой-либо из сторон Медиатор не дает оценок и не определяет правоту сторон

Беспристрастность и независимость медиатора

  • Медиатор заинтересован в разрешении спора, но своих интересов в споре не имеет.
  • Медиатор — нейтральный посредник, не зависящий от какой-либо из сторон
  • Медиатор не дает оценок и не определяет правоту сторон

Схема Томаса-Килмана. Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.

Схема Томаса-Килмана. Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.

СТРУКТУРА процедуры медиации Заявление сторон Составление перечня вопросов для обсуждения. Сбор тем. Работа над конфликтом Поиск и оценка вариантов решений спора Заключение соглашения Структура процедуры медиации.5 фаз медиации, основанной на понимании.

СТРУКТУРА процедуры медиации

  • Заявление сторон
  • Составление перечня вопросов для обсуждения. Сбор тем.
  • Работа над конфликтом
  • Поиск и оценка вариантов решений спора
  • Заключение соглашения

Структура процедуры медиации.5 фаз медиации, основанной на понимании.

Заявление сторон I фаза медиации. Вступительное слово медиатора Непрерываемое время сторон Действия в 1 фазе медиации. Знакомство и представление медиатора. Обозначение причин конфликта сторонами.

  • I фаза медиации.
  • Вступительное слово медиатора
  • Непрерываемое время сторон

Действия в 1 фазе медиации. Знакомство и представление медиатора. Обозначение причин конфликта сторонами.

Составление тем для обсуждения 2 фаза медиации Сбор тем для обсуждения от каждой из сторон ( пинг-понг). Формирование общего списка тем для обсуждения. Действия медиатора во 2 фазе процедуры

Составление тем для обсуждения

  • 2 фаза медиации
  • Сбор тем для обсуждения от каждой из сторон ( пинг-понг).
  • Формирование общего списка тем для обсуждения.

Действия медиатора во 2 фазе процедуры

Работа над конфликтом

Использование инструментария медиатора в 3 фазе процедуры медиации.

Поиск и оценка вариантов решений спора 4 фаза медиации. Мозговой штурм Проверка жизнеспособности решений Использование техник и действия медиатора в 4 фазе процедуры медиации.

Поиск и оценка вариантов решений спора

  • 4 фаза медиации.
  • Мозговой штурм
  • Проверка жизнеспособности решений

Использование техник и действия медиатора в 4 фазе процедуры медиации.

Заключение соглашения 5 фаза медиации Составление и согласование текста соглашения Принятие соглашения и обсуждение вопросов по его соблюдению Проверка на реалистичность и жизнеспособность. Действия медиатора в 5 фазе процедуры.

  • 5 фаза медиации
  • Составление и согласование текста соглашения
  • Принятие соглашения и обсуждение вопросов по его соблюдению
  • Проверка на реалистичность и жизнеспособность.

Действия медиатора в 5 фазе процедуры.

Медиативный подход Медиативный подход - осознанное использование инструментов и принципов медиации в повседневной жизни

Медиативный подход - осознанное использование инструментов и принципов медиации в повседневной жизни

. Экзистенциальные вопросы сторонам. Что наиболее важно/ценно/значимо? Почему это важно? Каковы приоритеты? Для чего это Вам? Что будете с этим делать?

Экзистенциальные вопросы сторонам.

  • Что наиболее важно/ценно/значимо?
  • Почему это важно?
  • Каковы приоритеты?
  • Для чего это Вам?
  • Что будете с этим делать?

Инструменты медиации

Инструменты медиации

Инструменты медиации Уточнение. Для чего это Вам? Это так? Правильно ли я понимаю, что…? Расскажите подробнее о….

Инструменты медиации

Для чего это Вам?

Правильно ли я понимаю, что…?

Расскажите подробнее о….

Инструменты медиации Перефразирование Рефрейминг Резюмирование Обобщение Отражение чувств Вербализация чувств Активное слушание

Инструменты медиации

Способы обучения Моделирование проблемных ситуаций Ролевые игры Мозговой штурм Дискуссии Лекции Тренинги

Способы обучения

Форматы обучения

  • Работа в группах
  • Работа в парах
  • Работа индивидуальная
  • Дистанционное обучение

( теоретическая часть)

Логотип группы

Участники группы, 8 класс

Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров

СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ. КОНТАКТЫ: Руководитель: Манина Ирина Ивановна Медиатор, тренер, педагог-психолог МБОУ

СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ. КОНТАКТЫ:

Руководитель:

Ирина Ивановна

Медиатор, тренер,

педагог-психолог

МБОУ " Лицей № 3" г.Дзержинский, МО


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медиация имеет определенные условия и правила ведения, очерёдность действий, фаз, а также основывается на целом ряде психологических принципов.

Научить детей обходить конфликты и не вступать в ссоры – часть работы службы медиации.

Огромная часть споров между людьми решается с помощью переговоров, в которых спорящие обсуждают вместе их мнения относительно спора, их интерпретацию из-за чего произошел спор, и их позицию относительно будущего. Довольно эффективно споры разрешаются с помощью посредничества.

Медиация (примирение) – это и есть посредничество, одна из технологий урегулирования споров переговоры проходят с участием третьей, нейтральной стороны, беспристрастной, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Медиатор помогает сторонам выработать определенное соглашение по примирению.

Медиация имеет определенные условия и правила ведения, очерёдность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:

добровольность,

конфиденциальность,

нейтральность

Они могут быть такими:

1. Я не люблю когда ребята говорят плохие слова про своих друзей, мне не хочется это даже слушать.

2. Мне трудно отвечать на уроке, когда кто – то постоянно мне мешает, и смеется надо мной, я все время сбиваюсь.

3. Меня очень утомляет постоянное соперничество, я хочу просто качественно выполнить свое поручение. Я переживаю, мне не хочется ссориться.

Кто-нибудь из ребят мог бы сказать иначе:

Ну что у тебя за разговор?

Перестань тут умничать, ты вечно чем то недоволен.

Ты думаешь я не вижу , что это ты со мной всегда соперничаешь?

Оно позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для собеседника форме.

Когда мы открыты в выражении своих чувств, собеседник становится тоже более открыт в выражении своих. Он начинает чувствовать, что ему доверяют.

Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за собеседником возможность самому принять решение. И тогда удивительно- но собеседник начинает учитывать наши желания и переживания.

Я чувствую… Удручен

Я, мой, мое… Расстроен

3. Давайте посмотрим на разрешение конфликтных ситуаций в мультиках:

(комментирует Лев и Карина)

4. Решение конфликтных ситуаций:

Дети делятся на две команды, и каждая команда пробует разрешить ситуацию.

5. Острые конфликты и правонарушения (виды и ответственность) Социальный педагог гимназии

Игра

Игра "Мастер-класс" для руководителей и медиаторов Школьных и муниципальных служб примирения

Игра

Мастер-класс Подготовила Маренина

Мастер-класс Подготовила Маренина

Подготовила Маренина Т.А.

Задачи: - актуализировать знания о целях, функциях

Задачи: - актуализировать знания о целях, функциях

Задачи:
- актуализировать знания о целях, функциях ШСП
- показать одну из форм организации работы с медиаторами в рамках ШСП
- создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и его участников

Цель: способствовать повышению компетентности юных медиаторов ШСП

I.Теоретический блок информации

I.Теоретический блок информации

I.Теоретический блок информации

Актуализация знаний: Создание и функционирование школьных служб примирения в школах достаточно актуально и своевременно

Актуализация знаний: Создание и функционирование школьных служб примирения в школах достаточно актуально и своевременно

Создание и функционирование школьных служб примирения в школах достаточно актуально и своевременно. В этом процессе активная роль отведена самим обучающимся. Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит, не принуждает
Существенная роль в разрешении конфликтных ситуаций принадлежит юным медиаторам, которых следует обучать, наставлять, консультировать

I.Практический блок Давайте рассмотрим одну из эффективных форм работы с юными медиаторами - это

I.Практический блок Давайте рассмотрим одну из эффективных форм работы с юными медиаторами - это

умные эмоции
это мероприятие, где вы сразитесь в веселой битве друг с другом, отвечая на вопросы в процессе игры
это увлекательная игра на логику, сообразительность и кругозор с юными медиаторами

Любите интеллектуальные игры, хотите найти повод продемонстрировать свои познания в области общения по урегулированию отношений между конфликтующими сторонами

Любите интеллектуальные игры, хотите найти повод продемонстрировать свои познания в области общения по урегулированию отношений между конфликтующими сторонами

Любите интеллектуальные игры, хотите найти повод продемонстрировать свои познания в области общения по урегулированию отношений между конфликтующими сторонами

Интеллектуальная игра 2 команды 4 тура 20 вопросов 60 секунд на ответ 2 эксперта

Интеллектуальная игра 2 команды 4 тура 20 вопросов 60 секунд на ответ 2 эксперта

2 команды
4 тура
20 вопросов
60 секунд на ответ
2 эксперта

Читайте также: