Мастер класс по фгос в начальной школе рефлексия

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мастер-класс по теме

Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде всего он должен познать, что он такое и на что способен
Мишель Монтень

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.

Дать представление о классификации рефлексии.

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Подготовка к мастер-классу:

1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка (смайлики).

2. Раздать шкалу достижений в виде таблиц.

3. Раздать участникам бумажные мобильные телефоны.

4. Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.

Ход мероприятия

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Марина, мое качество миловидная, мечтательная, миролюбивая, мудрая.

- Познакомились. Давайте оценим, насколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то - вниз.

- А теперь выйдите, пожалуйста, к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия).

– А теперь покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

Таблица для слушателей.

Моя цель: повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

- А ваша цель? (ответы)

Успех, как известно, порождает успех. В классе не должно быть неудачников. Главная наша задача – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным.

АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА

hello_html_m236c8deb.jpg

На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).

Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным.

Ребенок, который усваивает определенную тему, сможет оценить важность полученных знаний для будущей жизни. Кроме того, школьник должен понять, какие именно цели им были достигнуты в ходе занятия.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной.

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии . Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою уникальность и индивидуальность, потому что каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств : самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков , а также достижению метапредметных результатов обучения.

Цель: познакомить коллег с различными приемами рефлексии, повысить их мотивацию к овладению приемами развития рефлексивной деятельности учащихся.

познакомить коллег с понятием рефлексия

дать представление о классификации рефлексии

показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

Ход мастер - класса:

- А сейчас послушайте притчу

Случилось это в Средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.
Он подошел к первому и попросил его рассказать
о своей работе.
- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
- Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
- Со стороны, кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил третий каменщик.

- Как вы считаете, почему на один и тот же вопрос, люди, занимающиеся одной и той же работой, отвечали по-разному? Почему так вышло? (Высказывание участников)

Каждый из нас – индивидуален ( по щелчку)

Разная фиксация воспринимаемого, своё видение..

- Перед вами лишь некоторые особенности каждого из нас, которые влияют на восприятие и понимание многих фактов, факторов.

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям .

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

И по мнению педагогов:

Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

А теперь оцените своё эмоциональное состояние ( щелчок ).

Раскрытие темы мастер-класса.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад . щелчок

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание .

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ . щелчок

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, обдуманного, понятого каждым. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Зачем необходима рефлексия на уроке?

Для учителя

Оценка собственной работы

Выводы о необходимости корректировки программы, методов, приёмов.

3) Каковы результаты моей деятельности?

4)Как я этого достиг?

5)А можно ли сделать лучше?

Для ученика-

Подведение итогов ( Что узнали? Как работали?)

Обобщение результатов

Выяснение впечатлений

Отметить успехи, достижения

Обрисовать перспективы движения.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии.

Личностная(самостоятельность). Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Регулятивная(интеллектуальная предприимчивость) . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Коммуникативная(конкурентоспособность). Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

1) По содержанию может быть: устная и письменная.

2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4)По функциям: физическая (успел - не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

Учебной рефлексии может подвергаться:

Настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

Содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

1.Приёмы рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Отражает внутреннее состояние ученика.

Самочувствие ( комфортно – дискомфортно).

Является средством самопознания .

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом или в конце деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

(слайд 16-17) по щелчку

4. Игра — приветствие:

Желаю (прикасаются

большими пальчиками)

успеха (указательными)

большого ( средними)

во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами).

Здравствуй ( всей ладонью ),

удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук)

2. Рефлексия деятельности.

Выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности;

что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом. То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.

Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

(слайд 21) (3 щелчка)

Часто мы проводим уроки в форме заочного, виртуального путешествия. И для такого урока можно использовать такой вид рефлексии:

ракета, самолёт и машина. (3 щелчка)

Картинки я использую в течении всего урока: ракета – я уверен в себе и готов к путешествию.

машина – мне тревожно, я не хочу.

(слайд 24) (по щелчку )

3.Рефлексия содержания учебного материала.

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

В письменных работах я использую и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок или

щелчок рисует солнышко – солнышко и тучку – тучку.

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

1 часть работы – буква, слоги – самоконтроль, закрасил кружок выбранным цветом,

следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок,

следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия,

следующий шаг-предложение-самоконтроль, рефлексия - закрасил кружок.

В конце урока смотрим, какой цвет преобладает . Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети вполне объективно оценивают свою деятельность.

Вот такие цветограммы у нас применяют на уроках в 4 классе: дети получают рабочий лист: виды деятельности и фигура для раскрашивания. Шаг – рефлексия, следующий шаг – рефлексия. В конце – какой цвет преобладает, словесная оценка.

Приём незаконченного предложения:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…


Прежде чем познакомить вас с еще одним приемом рефлексии послушайте притчу.

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Братья в белой шляпе будет искать только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

Братья в красной шляпе – проанализируют семинар с позиции чувств, расскажут нам, какие испытали чувства.

Братья в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

Братья в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание семинара с позиции оптимиста.

Братья в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

Ну а братья в синей шляпе попытаются представить нам всю картину нашего семинара в целом, объяснят смысл происходящего и подскажут, куда двигаться дальше.

На выполнение работы даётся 3-5 минут.

- А теперь послушайте окончание притчи.

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

- Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

- Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги!


Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Учитель должен находиться в постоянном поиске, находить, изобретать новые формы, приёмы рефлексивной деятельности, способствовать постоянному развитию доверенных ему учеников. Пока учитель в поиске, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, сегодня выглядит устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Учить, как требует душа: доступно, просто, без нотаций!

Чтить каждого ребенка, как творца – творца чудес, открытий, инноваций!

Идти навстречу нового всегда, не забывая время, новшества, новинки,

Творить проекты, новшества внедрять, и знать предмет свой без запинки.

Наш мастер-класс мы хотим закончить словами немецкого философа Г.Лессинга:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повышение мотивации учителей в овладении рефлексивной деятельности учащихся. Задачи: - познакомить коллег с различными приемами рефлексии; - раскрыть содержание некоторых приемов рефлексии; - систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения саморефлексии.

Бондаренко Светлана Алексеевна,

учитель первой категории

МКОУ Новопостояловская ООШ

Цель: повышение мотивации учителей в овладении рефлексивной деятельности учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с различными приемами рефлексии;
- раскрыть содержание некоторых приемов рефлексии;
- систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения саморефлексии.

(Слайд 2) Успех, как известно, порождает успех. В классе не должно быть неудачни-ков. Главная наша задача – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным.

(Слайд 3) Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его

необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап реф-лексии. Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осозна-вать свою уникальность и индивидуальность, потому что каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности.

Что же такое рефлексия? (Слайд 4) Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопреде-лить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем. (Слайд 5)

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Основные функции рефлексии. (Слайд 6)

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного и обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: (Слайд 7)

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2. рефлексия деятельности;

3. рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

В своей деятельности я использую различные приёмы рефлексии.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния провожу в начале урока, чтобы установить эмоциональный контакт с классом, и в конце деятельности. Для этого применяю смайлики, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). (Слайд 8)

Эмоционально-художественное оформление. - Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, прият-ное, зелёный – спокойное, голубой – неудовлетворённое, синий - грустное, фиолето-вый – тревожное, напряжённое.

На этом этапе можно применить множество разных аналогичных приёмов. Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

Во ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Рефлексия содержания учебного материала (Слайд 18) используется для выявле-ния уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.

В своей работе использую прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Синквейн – приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Он обогащает словарный запас, готовит детей к краткому пересказу, учит формулиро-вать идею, основную мысль произведения, развивает творчество.

1 строка – тема или предмет (одно существительное):

2 строка – описание предмета (два прилагательных):

3 строка – описание действия (три глагола):

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету:

Просит, жалеет, спасает

Благодаря ей петушок остается жив

Чемодан – информация, которая пригодится в дальнейшем, то, что возьму с собой.

Мясорубка – всё обдумаю, переработаю информацию.

Корзина – выброшу, это мне не нужно.

(Слайд 23) Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.


Презентация по рефлексии по ФГОС. Данная презентация может быть использована на все предметы.

Содержимое разработки

Копилка примеров рефлексии на уроках по ФГОС НОО

Копилка примеров рефлексии на уроках по ФГОС НОО

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.

Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.

О-в Грусти Бермудский треугольник О-в Воодушевления О-в Просветления О-в.Удовольствия О-в Радости О-в Тревоги О-в Ожидания О-в Недоумения О-в Неопределенности О-в Наслаждения

Бермудский треугольник

О-в Воодушевления

О-в Просветления

О-в.Удовольствия

О-в Ожидания

О-в Недоумения

О-в Неопределенности

О-в Наслаждения

Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

Минус

Интересно

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

активно / пассивно

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

4. За урок я

коротким / длинным

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

7. Домашнее задание мне кажется

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

7. Вопросы, требующие многовариантные ответы: Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?

7. Вопросы, требующие многовариантные ответы:

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Получил удовольствие

Узнал что-то новое

Научился

Ничего не понял

Удивился

Расстроился

Лист ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика _____________________

Вид задания

Отметка

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть а активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным .Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Р Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. рефлексия деятельности

3. рефлексия содержания учебного материал

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).


Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

доволен / не доволен

не устал / устал

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

7. Домашнее задание мне кажется

В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

-Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем уроке.

Зачем искали закономерность?

Предложить учащимся расставить цветы в вазу

красный – есть проблема, нужна помощь;

желтый – не все понятно;

зеленый – все хорошо.

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

3.3. Классификация рефлексии: 1) По содержанию: устная и письменная. 2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная. 3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д. 4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).

3.3. Классификация рефлексии:

1) По содержанию: устная и письменная.

2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка) Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов) В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь

Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.


"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Сегодня мне удалось…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Меня удивило…" и т.п.

Рефлексия

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы: 1 этап – анализ своего настроения - анализ своих успехов 2 этап – анализ работы одноклассников 3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения

- анализ своих успехов

2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

4.3. Рефлексия содержания учебного предмета

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

Различные виды дневников:

-дневник - художественный альбом,

-двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии)

В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени.


-75%

Читайте также: