Масгут поэма краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Сюжет: молодая цыганка, влюбившись в русского юношу Алеко, приводит его в табор, а потом охладевает к нему. Ее новым избранником становится молодой цыган. Узнав об измене Алеко убивает неверную возлюбленную вместе с ее любовником. Отец девушки и все цыганское племя изгоняют его из табора.

Рассказчик описывает беспечную жизнь цыганского племени, кочующего по Бессарабии. Среди цыган – старый отец с дочерью Земфирой. Однажды Земфира влюбляется в Алеко, человека из другого мира, жителя большого города, приводит его в свой табор и знакомит с отцом.

Алеко просит разрешения у старика остаться с цыганами. Молодая пара живет счастливо, кочует вместе с цыганским племенем. У Алеко и Земфиры рождается ребенок.

Но Алеко неспокоен. Все ему кажется, что вот-вот грядет какая-то беда. Однажды предчувствие его сбывается: Земфира охладела к нему и отдала свое сердце другому. Алеко ревнует. Его душа полна жаждой мщения. Он выслеживает возлюбленную и ее кавалера и убивает обоих.

Цыгане хоронит юную пару. Старик отец просит Алеко покинуть табор. Он говорит, что цыгане – народ вольный и добрый, не знает законов и живет мирно. Никто никому не мстит. Алеко – из чуждого мира, ему нужно вернуться к своим.

Главные герои и их характеристика:

  • Старик – пожилой цыган, отец Земфиры, мудрый человек. исполненный внутреннего достоинства, понимания, доброты. Он уважает чувства других, не желает мстить, считает, что человек – вольное создание и никто не имеет право стеснять его свободу.
  • Земфира – молодая красивая цыганка, обладающая пылким нравом и горячим сердцем. Гордая девушка, смелая, живет своими чувствами, а не расчетом. Вольнолюбивая и влюбчивая, отдается своей любви целиком.
  • Алеко – молодой человек выросший в городе, но посчитавший себя не принимающим его оковы. Влюбившись в цыганку, Алеко кажется, что он больше всего ценит волю, и он приходит в цыганское племя, чтобы жить свободно. Однако Алеко хочет воли лишь для себя: позволяет себе думать, будто остальные люди обязаны действовать в соответствии с его представлениями о жизни. Этот юноша способен даже на убийство, если задета его болезненная гордость. В конце поэмы остается в одиночестве.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Молодой цыган – красивый, несколько робкий юноша, влюбленный в Земфиру. Живет чувством к ней. Встречается с ней тайком и молит её о свиданиях.

Пушкин

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Рассказчик описывает племя цыган, которые шумною толпой по Бессарабии кочуют. Однажды поздним вечером табор готовится ко сну. Слышны смех и песни, отдыхает, от дневных трудов, медведь. Мирно пасутся кони.

У одного из шатров сидит старик, ожидая молодую дочь Земфиру, которая привыкла к резвой воле и где-то гуляет. Ужин его остыл. Вот она является и ведет за собой юношу. Это Алеко. Молодой человек тоже хочет быть цыганом, просит старика принять его в племя.

Старик отец разрешает гостю остаться до утра или навсегда, как он пожелает. Предлагает выбрать себе род деятельности: ковать железо или обходить села с медведем, чтобы заработать на хлеб. Алеко остается.

____________

Утром старик будит молодую пару. Земфира и Алеко выходят из шатра. Табор уже готов сняться с места: жилища разобраны, повсюду шум, крики, ведут медведя, громкий рев которого далеко слышен.

Солнце взошло, собаки лают – и табор двигается в путь, в поход. И стар и млад собраны, племя отправляется встречать новый день в новом месте.

____________

Кочевая жизнь цыганского табора продолжалась, и Алеко стал ее равноправным участником. Однако он начал грустить: проливал слезы и уныло глядел порой вдаль, хотя и был теперь вольным жителем мира. С Алеко была Земфира, она его любила, Алеко не знал забот и проводил свои дни на воле. Но душа его была томима безотчетной тоской, в причинах которой он сам не смел себе сознаться. Молодой человек боялся, что счастье скоро кончится, что впереди какая-то беда.

За красным летом приходила теплая осень, цыгане, а с ними Алеко, подобно птичкам божиим, скитались по свету, искали и находили себе пристанище и пропитание, не зная иных забот.

____________

____________

Старик однажды грелся на солнце, а Земфира укачивала родившегося от Алеко ребенка. Алеко услышал странную песню, которую напевала супруга, и побледнел.

Молодая женщина возвращается к супругу, который просыпается и рассказывает, что ему снились страшные сны, что он не верит никому и ничему, в том числе и ей, Земфире. Своей песней Земфира разбудила в его душе страшные подозрения.

Алеко же готов мстить.

Свидание назначено на сегодняшнюю ночь. Алеко спит беспокойным сном, наконец просыпается и, не обнаружив рядом супругу, выходит из шатра. Бродит вокруг телег и примечает след, идет по следу. Вдруг видит две тени. На кладбище возле могилы увиделись влюбленные: они целуются, собираются прощаться.

____________

Цыгане робкой толпой окружили Алеко. Чуть в стороне копали могилу для усопших. Неподвижно наблюдал за всем происходящим старик отец. Когда погибших опустили в могилу и засыпали яму, Алеко издали смотрел, затем он медленно склонился и свалился с камня на траву.

Шумный табор уходит. Лишь одна повозка, покрытая убогим ковром, остается в степи. Никто не разожжет возле нее огнь, не теплится здесь больше жизнь.

Эпилог

Кратко об истории создания произведения

Еще в январе 1824 г. поэт сделал первые наброски, затем, уже летом, находясь в ссылке в Михайловском, он продолжил работу над произведением. И только к октябрю появилась та окончательная версия, которую мы знаем сегодня.

У Пушкина была задумана еще дополнительная часть поэмы: монолог Алеко, обращенный к маленькому сыну. Но впоследствии поэт отказался от этого замысла.

Среди первых исследователей биографии Пушкина ходила история о том, что Александр Сергеевич и сам провел некоторое время в цыганском таборе, будучи в южной ссылке, и был горячо влюблен в цыганку Земфиру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по литературе

1.познакомить учащихся с поэмой Абая;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся интерес к творчеству Абая

Тип урока: изучение нового материала

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая

Межпредметные связи: казахская литература

Оборудование урока : портрет Абая, Тургенева

Организационный момент. 2. Опрос домашнего задания

Мозговой штурм

-Как вы думаете, почему на доске висят два портрета А. Кунанбаева и И. Тургенева?

-Чтение текста, обсуждение в паре,составление кластера,защита кластера

Мухаммед - друг Аллаха - мне открой,
Как описать, что давнею порой
В Багдаде в дни Гаруна аль-Рашида
Жил-был Масгут — разумник и герой.

Вот как-то раз собрался он пройти
Через окраину и видит по пути,
Что старика разбойник нагло грабит,
А бедолага - при смерти почти.

-Как поступит Масгут?

Кричит бедняга: "Беден я и стар.
Хожу с сумой с базара на базар".
Прохожие безмолвны, а разбойник
Наносит все безжалостней удар.

Злодей моложе и к тому же лют:
Мольбы-увещеванья не спасут.
На страшного разбойника без страха
Набросился разгневанный Масгут.

- Как вы думаете кто победит в схватке?

К стене злодея наш Масгут прижал,
Но у того сверкнул в руке кинжал.
Отвага оказалась крепче стали:
И вырвавшись, грабитель убежал.

-Как вы думаете, как наградит его старик?

Воистину, отважный ты джигит.
Знай - подвиг твой не будет позабыт.
Случилось так: ты спас меня от смерти…
Аллах тебя за это наградит!

Я не визирь, не хан и не сардар,
К тому же я и немощен и стар.
Но за поступок сей тебе воздастся:
Получишь свыше несравненный дар.

- Что ответит о своем поступке ему Масгут?

“ Я заступился — сделал все, что мог.
И вовсе то не подвиг — просто долг.
Но я приду туда, куда хотите
(Раз вы решили, что так хочет Бог!)".

И за город явился наш Масгут
В урочный час. Старик уже был тут -
Под яблоней ветвистой поджидает.
На яблоне три яблока растут.

И говорит Масгуту: "Видишь, вот
Плоды растут. Сорви же смело плод
На выбор: белый, желтый или красный
(Тот, что милее, тот - что смотрит в рот. ).

Съешь белый плод — и станешь всех умней;
У желтого - богатства всех людей;
А красный съешь — все женщины на свете
Тебя возлюбят до скончанья дней”.

Стал думать над словами старика
Масгут (была задача нелегка!).
“Ни белый и ни желтый мне не нужен"-
И потянулась к красному рука.

- Как вы думаете , кем был старик?

Старик тот был известен на весь мир:
То был святой, то был мудрец Кыдыр.
Обняв, святой благословил Масгута.
Молчал пред ним склонившийся батыр.

- Кем стал Масгут?

А как Масгут? Известно стало мне,
Визирем был назначен он в стране.
1887
Перевод Е. Винокурова

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




От зависти люди стареют, от обиды болеют, от злости тупеют, а от любви - молодеют! Любите. И БУДЬТЕ ЛЮБИМЫ. © Автор неизвестен ==> читать все изречения.


Будьте настороже с друзьями — они скорее предадут, так как легко поддаются зависти. К тому же они быстро становятся баловнями и тиранами. Но призовите на службу бывшего врага, и он будет лояльнее друга, потому что ему есть что доказывать. В самом деле, вам следует больше опасаться друзей, нежели врагов. Если у вас нет врагов, найдите способ ими обзавестись.

КЛЮЧИ К ВЛАСТИ

Это естественно — пытаться воспользоваться помощью друзей, когда это необходимо. Мир — суровое место, и ваши друзья часто смягчают суровость. Кроме того, вы их знаете. Зачем полагаться на чужака, если рядом друг?

Беда, однако, в том, что зачастую вы не так уж хорошо знаете своих друзей, как вам кажется. Друзья часто соглашаются с вами, просто чтобы не ссориться. Они тщательно маскируют свои непривлекательные черты, они громко смеются над шутками друг друга. Поскольку честность редко способствует укреплению дружбы, вы можете так и не узнать истинных чувств вашего друга. Друзья скажут, что им нравятся ваши стихи, они будут восторгаться вашей музыкой, они будут по-хорошему завидовать вашему вкусу в одежде — возможно, их восхищение искреннее, но часто это не совсем так.


Если вы решаете нанять друга на работу, постепенно вам предстоит открыть для себя качества, которые он или она до сих пор скрывали. Как ни странно, ваш добрый поступок совершенно нарушает равновесие. Людям нравится думать, что они заслужили свою удачу. Действительность может принести разочарование и горечь: оказывается, выбор на вас пал по дружбе, то есть не по заслугам. Трещина постепенно становится заметнее: чуть больше откровенности в высказываниях, порой вспышки обиды и зависти — и не успеете вы оглянуться, как дружбе конец. Чем больше вы употребите даров и благодеяний, пытаясь оживить дружбу, тем меньше будет благодарность.

Сложность с использованием или приглашением на работу друзей заключается в том, что это неизбежно ограничивает вашу власть. Друг — редко тот, кто лучше всего может вам помочь; в конце концов, знания и компетентность значительно важнее, чем дружеские чувства.


Ваши неприятели, с другой стороны,— это неразработанная золотая жила, которую вам следует научиться использовать. Когда Шарль Морис Талейран, министр иностранных дел Наполеона, решил в 1807 году, что его государь ведет Францию к краху, а время работало против него, он понимал и всю опасность заговора против императора; ему нужен был партнер, единомышленник — кому из друзей он мог бы довериться в таком деле? Его выбор пал на Жозефа Фуше, главу тайной полиции, наиболее ненавидимого им врага, человека, который даже пытался организовать его убийство. Талейран понял, что их былая ненависть может создать предпосылку для эмоционального примирения. Он предвидел, что Фуше ничего не ожидая от него, будет работать, чтобы доказать Талейрану, что тот не ошибся, выбрав его; человек, который хочет что-то доказать, свернет для вас горы. Наконец, он знал, что его отношения с Фуше будут основываться на взаимной заинтересованности и не будут замутняться личными чувствами. Хотя заговорщикам не удалось сбросить с трона Наполеона, союз таких могущественных и неожиданных партнеров привел к наиболее важному в данном случае следствию: оппозиция императору начала медленно расширяться. Талейран и Фуше образовали плодотворный рабочий союз.

При любой возможности постарайтесь заключить мир с врагом и найдите способ привлечь его себе на службу. Ни в коем случае не допускайте, чтобы наличие неприятеля выбило вас из колеи — гораздо лучше иметь одного - двух явных оппонентов, чем теряться в догадках, есть ли у вас враги и кто они. Человек власти приветствует конфликт, используя врагов для укрепления своей репутации крепкого бойца, на которого молено положиться в сложное время.

Образ: Челюсти неблагодарности. Зная, что случится, если сунуть палец в пасть льва, вы постараетесь этого не делать. От друга не ждешь подвоха, но если вы возьмете его на службу, неблагодарный друг проглотит вас с потрохами.

Бальтазар Грациан (1601—1658)

Тацит, ок. 58 — ок. 117

О ПОЛЬЗЕ ОТ НАШИХ ВРАГОВ

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА – ZERO!

Таким образом, самоОрганизация – АСАР (традиция моего народа)!

«5. Сын своего отца для других – враг. Сын ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ – твой БРАТ.

10. Будь в моих руках власть, я бы отрезал язык тому, КТО ТВЕРДИТ, будто ЧЕЛОВЕК неисправим.

Духовное переживание –

это видение механизмов Вселенной.

В нашем теле (в человеческом организме),

этому соответствуют органы воспроизводства.

Магнетизм Алматы - Сила. ТолерантностьЕдиномышленников - Радость!

… Любой опытный тренер рассказывает команде, что она должна делать, а не то, чего не должна, а тело более склонно делать то, на чем сосредоточен ум.

LEGAL OASIS MASTERgrad – правовой оазис МАСТЕРград (от сердца к сердцу): “Сердце - это град, расположенный между владениями Единства (дух, рух) и землей множественности (нафс)”…


В состоянии гносиса-вилая суфий обладает эзотерическим, тайным знанием, тождественным божественному. Вали-гностик, как и архангел, получает откровение от бога, тогда как пророки способны к пророчеству, обретая свое знание опосредованно, через архангела. Эти идеи об органах, ступенях и способах познания не устают разъяснять многие современные суфии.Неоднократно излагает их смысл Джавад Нурбахш. “Цель суфизма - постижение Абсолютной Реальности; но не так, как нам ее разъясняют люди ученые - при помощи логических доказательств и наглядных примеров, а какова она есть в себе самой. Такое знание может быть обретено только “оком сердца” - посредством озарения и духовного созерцания” (10, с.59). Не разум, а сердце - основной орган подлинного, высшего познания. “Сердце - это град, расположенный между владениями Единства (дух, рух) и землей множественности (нафс)” (8, с.90). Нафс - самость, Эго, источник зла (в отличие от духа - источника добра), сердце, будучи нематериальной светоносной субстанцией, занимает срединное положение между нафсом и духом, только успокоенный, рациональный нафс и есть само сердце; сердце - это область всех постижений и совершенств духа. Познание сердцем обычно связывают с мистическими, пророческими практическими или телепатическими силами. Но сами суфии ставят целью освоение человеком эзотерического и трансцендентального. Мистицизм, по их мнению, божественный импульс, хотя его параметры вполне естественны и реалистичны. Мистик умеет смотреть на вещи с точки зрения других (обеспечивать, как сегодня сказали бы, интерсубъективность знания), видеть скрытые причины вещей (познать сущность), за единичным усматривать общее (формировать универсальное и всеобщее знание) и т.п. Источник мистической силы - постоянный поток любви и преданности суфия к Богу. При этом предполагается определенный уровень сознания и нестандартные методы достижения истины, не связанные с интеллектуальным переживанием. Скажем, интуитивное понимание суфиями характеризуется как начальная стадия озарения. Активизацию сознания, перевод его из привычной и грубой системы мышления на необычный уровень суфии называют “страхом” (12, с.93). Конечной целью является трансмутация сознания, отталкиваясь от стабильного сознания или обладая единством сознания, постоянной сущностью, которая соединена с человеком, с его личностью (там же, с.96). Джавад Нурбахш говорит об уровне глубинного сознания духа, являющегося местонахождением созерцательного видения, “глубинное сознание утонченней духа, который в свою очередь благороднее сердца” (8, с.153). Освобождаясь от нафса сердце суфия очищается любовью и продвигается на уровень духа, глубинного сознания и, наконец, сокровенного сознания, являющегося исключительным достоянием Бога. Глубинному сознанию, сфокусированному на сокровенном сознании, дается откровение, ведущее к непосредственному наблюдению целокупных реальностей, сходящихся в единственности (там же, с.160). Как известно, суфизм исходит из принципиальной ограниченности познавательных способностей разума. Но это вовсе не означает, что он находится в оппозиции рационалистической линии в исламе (мутазилиты - ашариты - перипатетики). Более того, суфизм против иррационалистических подходов традиционалистов, абсолютизирующих догматы Корана.

ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА ДВАВАД НУРбаШ

Абай Кунанбаев. МАСГУТ (поэма)

…Под яблоней ветвистой поджидает.
На яблоне три яблока растут.

И говорит Масгуту: "Видишь, вот
Плоды растут. Сорви же смело плод
На выбор: белый, желтый или красный
(Тот, что милее, тот - что смотрит в рот. ).

Съешь белый плод — и станешь всех умней;
У желтого - богатства всех людей;
А красный съешь — все женщины на свете
Тебя возлюбят до скончанья дней”.

Стал думать над словами старика
Масгут (была задача нелегка!).
“Ни белый и ни желтый мне не нужен"-
И потянулась к красному рука.

“Масгут, ты выбрал плод, который ал.
Потом не кайся - сам его сорвал!

Но объясни мне: почему, однако,
На этот алый плод твой выбор пал?”.

“Взаправду: мудрость — свет, а глупость — тьма.
И умным быть хотел бы я весьма!
И все ж не быть мне властелином мысли -
Боюсь, хлебну я горя от ума!

Ведь не имея вровень мудрецов,
Я должен буду жить среди глупцов.
А не найдя ни честных и ни умных,
Я потеряю ум в конце концов.

Себя я на терзанья обреку,
Спать перестану и впаду в тоску.
Закончу дело сумасшедшим домом,
Вдолбить пытаясь мудрость дураку.

Зачем мне быть богаче всех людей.
Ведь для людей любой богач - злодей.
Обокрадут - и снова станешь нищим,
Каким богатством в мире ни владей.

Богатство б мне лишь горечь принесло.
От зависти и злобы не спасло:
Меня б всю жизнь терзали клеветою.
Давно известно: деньги - это зло!

Когда же люди наконец поймут:
Спешит к богатству не мудрец, а плут.
Пока даешь - жмут руку улыбаясь,
Но раз не дашь - собакой назовут!

А красный плод вкушу — и я любим!
И половиной человечества храним:
Полмира женщин - столько миллионов!
Я к ним пойду, пойду к друзьям своим.

Такое войско за себя собрать!
(У каждого ведь есть жена и мать).
И если царь какой меня обидит -
Есть у кого защиту отыскать!

Вражда на свете: род идет на род!
Кто с кем воюет - черт не разберет!
Но если на меня вдруг замахнутся -
То женщина оружье отберет.

Мне нужен этот плод, который ал.
Я сам его рукой своей сорвал.
Его я выбрал, все как надо взвесив
И на него мой выбор сразу пал”.

"За выбор твой я несказанно рад.
Прими благословленье милый брат.
Отведав алый плод - ты будешь почитаем,
То - поважней богатства в тыщу крат!".

Старик тот был известен на весь мир:
То был святой, то был мудрец Кыдыр.
Обняв, святой благословил Масгута.
Молчал пред ним склонившийся батыр.

И тот, кого благословил старик,
Стал, по преданью, славен и велик,
Прозванье получил Шамси-Жихана:
"Подобный солнцу лучезарный лик".

И малый лучик побеждает тьму.
И словно в подтверждение тому
Всяк обращался к женщинам нередко
За помощью — к их сердцу и уму.

Да, это было в старые года.
Стремнина времени струится как вода.
Когда бы не могилы дорогие,
Ушел бы я отсюда навсегда.

А как Масгут? Известно стало мне,
Визирем был назначен он в стране.
И как-то ночью тот спасенный старец
Является к Масгуту в вещем сне:

“Предупреждаю, скоро будет тьма.
И будет дождь. Зловредный дождь весьма!
Он будет лишь неделю. Кто напьется
Водицы дождевой - тот вмиг сойдет с ума.

Неделю будет черным небосклон.
Дождь все зальет. Все опоганит он.
Кто запасется чистою водою -
В том здравый смысл будет сохранен".

И вот Масгут с утра, нетерпелив,
Идет к халифу. И велит халиф
Запас необходимый обеспечить,
Водою бочки до краев налив.

И вот беда явилась на порог -
Настал тот день, что наш мудрец предрек:
Все плакали, стонали и галдели,
Сливая гнев в безумствия поток.

Свирепая в безумии своем
К дворцу толпа несется напролом:
"Халиф с визирем потеряли разум!
Давайте-ка скорее их убьем!”

Халиф уже разумию не рад:
"Похоже с ними нам придется в лад
Кричать. Другого я пути не вижу!
Иначе нас задушат, как котят”.

И выпив той воды по три глотка
Перед толпою оба старика
Предстали вдруг, кривляясь и беснуясь…
Толпа же вмиг - покорна и кротка:

"Да здравствует великий наш халиф!
Он честен, благороден, справедлив!"
. Толпа халифа до небес возносит
(Час до того чуть было не убив).

Мораль: когда всем правят дураки
Давать совет разумный не с руки:
Лоб разобьешь пытаясь образумить -
У глупости большие кулаки!

С собой унести сможем ЛИШЬ расширенное СОЗНАНИЕ!

РЕМАРКА:Сегодня до меня дошло скрытое (воскресенье, в 20:16 часов, 09.08.2015 года) ранее, но не мешавшее идти дальше: КТО есть КТО? Да, учителя древности правы, что озарение не ЕСТЬ новое ЗНАНИЕ! Оно было в тебе всегда!

Сказку сказывать пора:

Козочка была пестра,

А фазаны красными,

Ну а перья на хвосте

Длинными да разными…

Человеческое сердце – это музыкальный инструмент, оно содержит великую музыку. Она спит, но она здесь, ждёт подходящего момента, чтобы воспламениться, быть выраженной, быть спетой, быть станцованной. И это мгновение возникает через любовь. Без любви человек никогда не узнает, какую музыку он носил в своём сердце.

Читайте также: