Маруся федоровна краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Чему учит рассказ "Маруся"
Рассказ учит уважать чужое горе, проявлять сострадание и сочувствие. Учит тому, что границы нашей Родины на надежном замке. Учит патриотизму и любви к Родине. Учит тому, что свою Родину нужно защищать.

Отзыв на рассказ "Маруся"
Мне понравился этот трогательный рассказ о девочке, которая потеряла отца. Она смогла разоблачить шпиона потому что тот имел неправильные представление о России, и вел себя странно, как глупый человек. Возможно, обезвредить шпиона помогал случайность, но на самом деле это закономерность.

Пословицы к рассказу "Маруся"
Береги Родину, как зеницу ока.
Враг хитер, да у нас глаз остер.
Близка врагу наша граница, да перейти боится.
Горя много, а смерть одна.
Дурака лекарством не вылечишь.



Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Маруся"
Иностранный шпион прошел через болото, переоделся красноармейцем и направился прочь от границы.
В поле Маруся собирала васильки. Увидев красноармейца, она попросила ножик, чтобы подравнять стебли.
Шпион спросил как зовут девочку, а потом стал петь и смеяться, ведь он думал, что у нас все так себя и ведут.
Маруся удивилась и спросила, почему шпион поет, разве он не понял, что она дочь лейтенанта Егорова, а цветы собрала папе. В ее глазах внезапно блеснули слезы.
Шпион замолчал, забрал нож и пошел прочь.
А Маруся пришла на заставу и рассказала о странном красноармейце. который пел и смеялся, хотя не мог не слышать о ней.
Командир нахмурился и послал бойцов вслед шпиону. А Маруся отнесла собранные васильки на могилу своего отца, только вчера погибшего в перестрелке на границе.


Другая барышня оставила о себе более приятную память. Это была такая же хрупкая барышня, такое же ходячее растение, готовое улететь при первом порыве ветра, но почему-то с первого взгляда она полюбилась нам, и ее появление не вызвало смеха в классе.

— Как вас зовут? — спросили мы.

— Маруся, — ответила барышня, а потом, спохватившись, добавила: — Федоровна.

Она читала ботанику. Скучнейшую, ненавистную, презренную ботанику по учебнику Кайгородова. Черт ее знает чем и как околдовала нас Маруся Федоровна. Буйные, непоседливые на других уроках, на уроках ботаники мы сидели смирнехонько, и, что еще удивительнее, мы с интересом слушали всякие сказки про мотыльковые и губоцветные растения, вызубривали наизусть длиннейшие латинские названия и рисовали у себя в тетрадках лютики, пестики и усики.

И вдруг она заболела.

Пришел Викниксор и сказал:

— Ребята, Мария Федоровна тяжело больна. У нее — рак желудка.

Она не приходила больше на урок с раскрашенными своими таблицами и с синим шарфом на плечах девочки. В наших тетрадках лютики и пестики остались недорисованными…

Японец и Янкель разузнали адрес и сходили проведать больную.

Она их с трудом узнала.

У нее исчезала память. Она забывала названия самых обыкновенных вещей.

— Мамочка, — обращалась она к старушке матери. — Дай мне, пожалуйста… ну, как это называется… такой кругленький… кружочек…

Мать не понимала. Суетилась. Шкидцы тоже не понимали и помогали суетиться. Маруся Федоровна плакала. Оказывалось потом, что ей понадобилось блюдечко.

Или она начинала говорить:

— Вот у нас в техникуме был сторож. Такой смешной-смешной. Его звали… не помню как. Он все рассказывал нам… все рассказывал…

Маруся Федоровна закрывала глаза.

— Не помню, — говорила она и опять плакала.

Маруся Федоровна очень страдала. Время от времени страшная боль начинала резать ее внутренности. Лицо ее искажалось, она закусывала губы, и, когда она разжимала их, на губах показывались капельки крови.

В минуты затишья она говорила:

— Мальчики… что вы так тихо сидите? Вам скучно сидеть? Скажите, сегодня тепло на улице?

— Тепло, — хрипели в один голос шкидцы.

Мать ходила по комнате в войлочных туфлях и все что-то передвигала: на столе, на комоде, на подоконниках.

— Мамочка, — говорила Маруся Федоровна, — ты бы угостила мальчиков… чем-нибудь.

Шкидцы упорно отказывались, когда старуха предлагала им чай или кофе с бутербродами, хотя при других обстоятельствах каждый из нас набросился бы на такую прекрасную жратву в любое время дня и ночи.

Мы мрачно переживали болезнь Маруси Федоровны. По-своему, грубо, но самым настоящим образом мы страдали эти долгие две недели.

Мы не стали тише. Наоборот, мы бузили ожесточеннее, чаще дрались и попадали в изолятор. На уроках мы яростнее преследовали нелюбимых педагогов. Мы выгнали из класса нового ботаника, несчастного старика в темных очках, как только он появился на пороге нашего класса.

Наконец пришел Викниксор и сообщил:

— Маруся Федоровна умерла.

Мы быстро, без всякого приказания встали, как будто в класс вошел самый строгий воспитатель или инспектор губоно.

Кобчик заплакал. Остальные стали сопеть и кусать губы.

Викниксор отпустил нас на похороны. Мы отправились всем классом.

Это было осенью в дождливый день.

Марусю Федоровну хоронили по-старому, по-церковному. Перед гробом шел маленький мальчик с серебряной иконкой в руках. Мать и другие родственники шли за колесами катафалка, плакали и стучали каблуками, а мы — босоногие шкеты — шли позади всех и несли огромный металлический венок, украденный нами ночью на Волковом кладбище с могилы генерал-лейтенанта Круглова.

Эта хрупкая барышня даже не умела сердиться, но на её уроках ботаники все сидели смирно и слушали про мотыльковые и губоцветные растения. Знакомство с ней, увы, было недолгим.

Mishel78, 25 апреля 2021 г.

Помимо яркого образа героини, в произведении есть ещё и общий образ всех воспитанников — детей послереволюционной поры. Сам дух детского коллектива, который являлся очень сплочëнным из-за тяжёлых условий в стране, охваченной пожаром октябрьской революции, незримо витает в каждом предложении рассказа. И по ходу повествования становится понятным, что взрослым доступ к внутреннему миру детей запрещён. И общая беда — тяжёлая болезнь Маруси, сплотила детей ещё больше и обнажила самые лучшие их качества.

Рассказ достаточно короткий, но дающий, тем не менее, достаточное представление о цикле в целом. В нём нет сентиментальностей, а финал очень грустный, однако, всё же полезно его прочитать и детям и взрослым. Детям рассказ поможет пробудить эмпатию, а взрослые вспомнят, каково это — искренняя поддержка всего коллектива в трудной ситуации. А самое главное, что как бы не тяжела была наша жизнь, необходимо иногда вспоминать, что кому-то может быть ещё тяжелее, а значит не нужно уставать проявлять лучшие человеческие качества.

3. Где и когда происходят события, изображенные в произведении?

4. Какие места в книге произвели на вас наибольшее впечатление?

5. Кто из героев особенно понравился и почему?

6. Язык произведения (что запомнилось, показалось необыкновенным, оригинальным, интересным).

7. Чем обогатила вас книга, какие раздумья вызвала?

8. Какую роль сыграли иллюстрации, предисловие, послесловие для лучшего понимания произведения?

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Читайте также: