Мартин эмис стрела времени краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Интересный формат повествования, задом наперёд, в буквальном смысле. Читать трудно. После каждой страницы приходится останавливаться и прокручивать события наоборот. Поначалу это забавно, но после 50 страницы становится скучно и не ясно, а зачем так сложно?
Повествование временами вызывает тошноту, читая эту книгу есть ощущение, что ты влез в чужую жизнь, подглядываешь за самыми не пристойными и мерзкими делишками, за интимными процессами, которые должны оставаться за шторкой.
На мой взгляд развязка, то есть прошлое, вполне логично вытекает из будущего. И все становится ясно. Ужасающие события молодости уничтожили даже слабую надежду на спокойную старость.
Вся книга это поиск смысла в событиях, которые для понимания адекватного человека закрыты. Единение с душой у Тода Френдли по видимому раскололось именно в это темное время его жизни. И теперь она рыщет задом наперёд , только бы докопаться до истины.
Природа преступления на мой взгляд до конца не раскрыта. Одни догадки, да и только. Болезненная фантазия, неполноценность, насилие в детском возрасте, беспредельная жестокость, жажда власти, прикрытая ширмой идеологии. Добавьте ко всему этому не много возможности, каплю власти и потеря человеческого облика обеспечена.

Не читайте спойлерные отзывы и аннотации, ну а если так сложилось, что вся интрига уже в теме вашего существования, то попросите знакомых Людей в черном стереть этот участок вашей памяти. Мне каким-то чудодейственным образом удалось уцелеть в потоках информации, к чтению я приступала, не имя ни малейшего понятия, о чем книга, разве что действие идет задом наперед, окей.

Дальше - чтобы ни случилось - не бросайте чтение на первых главах, доберитесь подальше в этом темном лесу эксперимента, потому что там, в самой его чаще, вас подстерегает то самое темное дерево, в котором и спрятана вся соль.

Потому что в тот момент, когда я осознала, что на самом деле представляет из себя главный герой и куда всё это идет (а вы помните, мы движемся в обратном порядке по словам-действию-времени), я просто заорала. Я не преувеличиваю, это тот самый случай, когда жалеешь, что не умеешь материться. Я нарезала с круглыми глазами круги по комнате и бормотала, что Мартин Эмис чертов гений и смельчак в одном флаконе. И самое торт в том, что эффектом шока и осознания дело не ограничивается - сама концепция на каждой странице вообще подкидывает 100500 идей для размышления о бытии, процессах, обществе вокруг нас, морали и далее по бесконечному традиционному списку. Больше не скажу ни слова, просто попробуйте почитать, "Стрела времени" точно уже не зайдет всем на свете, но если вы не боитесь открывать для себя новое в литературе, а так же любите получать половником внезапности по голове от поворота сюжета, то эта песочница, наполненная акулами, для вас самое то.

Итого: одно из открытий 2016 года для меня и наконец-то прочитанный долгострой, до которого все не доходили руки, а тут было утро свободное, самое то почитать про лалалэнд, посмотреть, что и как там автор напридумы.
Выдохнуть и вдохнуть.

Издательство "Corpus" никогда не скупится на качество выпускаемой литературы как в прямом, так и в переносном значении. Плотная белая бумага, хороший шрифт, и всё это в твёрдой обложке с заманчивым сюжетом!

Прилагаю фото для ознакомления.

Фото пары страниц

Для чтения книга очень удобная: страницы не тонкие, шрифт крупный, четкий, междустрочный интервал увеличен.
Отправляю фото страниц

Стрела времени, или Природа преступления, Мартин Эмис - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

О книге

  • Times Arrow or The Nature of the Offence Название в оригинале
  • 2011 Год первого издания книги

Краткое содержание

В своем самом дерзком и претенциозном романе "Стрела времени, или Природа преступления" Мартин Эмис представляет историю главного героя, доктора Тода Френдли, в обратной перспективе. События его жизни, словно в запущенной в противоположную сторону киноленте рассказаны, начиная с автомобильной катастрофы, в которой он погибает, до момента рождения. Рассказчик - невинная душа, отлетевшая от тела своего "хозяина" в момент смерти, повествует о его злодеяниях, как о чудесах доброты. А ведь доктор Френдли совершил когда-то нечто страшное и непоправимое! Какая же тайна может мучить этого человека всю жизнь? Почему он видит во сне мужскую фигуру в белом халате и черных ботинках? И почему в ужасе просыпается? Почему каждый год получает странное письмо? Но лишь тот, кто был неразделим с Тодом Френдли, откроет читателю ужасную правду. Он уверен: "Я все-таки узнаю; я узнаю, насколько страшна эта тайна. Я узнаю природу преступления".

В снах Тод Френдли видит смерть, опасных младенцев и чувствуют вину. Вину за то, что он ещё не совершал. Потому что Тод ходит задом наперёд, муниципальные службы рассыпают мусор для жителей, которые сдают продукты в магазины за деньги; в мире, где автомобили доставляются на завод, чтобы их разобрали и переработали в уголь и железную руду. В этом мире врачи калечат людей, которые приходят к ним успокоенными, которым доктора вбивают в голову штыри, аккуратно распарывают швы.

А всё потому, что время в романе развернуто вспять, а в голове Тода живёт нечто, что и расскажет нам историю жизни своего хозяина, которая начинается со смерти в больнице после аварии.

Номинации на премии:

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

redmarie, 18 июля 2014 г.

Роман вызвал во мне просто эмоциональный шквал. Поэтому и отзыв получился не спокойный текст, а сплошные эмоции, не знаю уж как насчет раскрытия сюжета, старалась избежать как могла.

Дальше. А дальше война (которую ждали и о которой знали все в том мире), и выяснилось, что главный герой — немец по происхождению, прожил времена Холокоста врачом в таких местах как Аушвиц, Бухенвальд. И призрачной сущности рассказчика привиделось, что пытки — это некий способ оживления людей, акт созидания, практически Божественного творения! Благодетели. Такого эмоционального подрыва я не ожидала. Меня трясло, дрожали руки, плакали глаза, щемило сердце. Со слов писателя в Послесловии к роману предположу, что заставляя читателя пережить ошеломляющий удар по чувствам, Эмис стремился отдать дань Памяти всем жертвам тех катастрофических событий.

Rheo-TU, 16 декабря 2015 г.

Извечные вопросы: что ожидает нас в конце жизни? и куда мы уйдем? Вряд ли душе Тода Френдли известны ответы на них. Очнувшись (от чего? от векового забытья?), она внезапно понимает, что тело ей не принадлежит. Вокруг него суетятся, реанимируют врачи. Потом краткий миг темноты, но жизнь. не оборвется, а начнется сначала.

Второй важный аспект романа логически вытекает из первого. Сменив не один псевдоним (интересно, что это третий прочитанный мною роман Эмиса, но только на нем я, наконец, осознал тягу автора к говорящим именам), главный герой берет себе последнее имя, немецкое, и оказывается в качестве ассистента у стола врача, в личности которого отчетливо проступает доктор Менгеле. И здесь система, наконец, обретает завершенность, а перевернутый мир — причинно-следственные связи.

После этого все как-то сразу становится до очевидного ясным. И отчего душа Френдли, бежавшего своего настоящего имени, воспринимает мир наизнанку. И отчего она стремится по линии времени не вперед, а назад — расследование, поиск природы преступления, в конечном итоге лишь предлог для оправдания бездействия. Слишком много хороших людей погубило себя тем, что, идя по жизни, оглядывалось чаще назад, чем вперед.

А ведь если присмотреться — многие и сейчас так идут.

йокумон, 1 июня 2012 г.

Тод Френдли ходит задом наперед и по сходной цене сдает продукты в универсам. Его романтические связи каждый раз начинаются с ожесточенной ссоры, а то и с рукоприкладства. Раз в месяц из пепла в камине рождается открытка от преподобного Николаса Кредитора; если верить преподобному, погода в Нью-Йорке остается устойчивой. В ночных кошмарах Тода Френдли бушует вьюга человеческих душ, тикают младенцы-бомбы и возвышается всемогущий исполин в черных сапогах и белом халате. В голове у него.

Все рецензии спойлерны.

Говорят, перед смертью ты видишь перед глазами всю свою жизнь. Мартин Эмис из этого и исходит при написании романа, только жизнь эта разворачивается не в качестве воспоминания. Душа главного героя утрачивает воспоминания о его личности и перед тем, как кануть в небытие, просматривает все события жизни главного героя отстранённо, без момента узнавания. Эмоции и чувства может на себя примерять, а мысли — нет. Вот только смотрится это кино длиной в жизнь задом наперёд. Да, да, именно так. Главный герой закладывает в себя отходы жизнедеятельности, делает из них организмом продукты, относит их в супермаркет, сдаёт и получает деньги, которые в начале месяца приносит в пенсионный фонд. В общем, логику вы поняли.

Читать текст не так-то просто, во-первых, из-за постоянного напряжения. Из описываемых шиворот-навыворот действий нужно воссоздать их нормальный порядок, и это, в общем-то, интересно, пока дело не доходит до диалогов. Их автор даёт также в обратном порядке, от последней реплике к первой, хорошо хоть не поворачивает слова дёрепан модаз. Хотя, если бы повернул, то стилизация была бы полной, а так неудобная для чтения полумера, наверное, на ридере вообще мотать не в кайф. Во-вторых, нарочитая небрежность и наивность души главного героя, конечно, поддерживает всё произведение на уровне, но прописана не совсем полно. Если душа догадывается, что действия задом-наперёд, то почему она спокойно рассказывает вещи вроде: "Ну какой я молодец, то золото, что я так долго с собой возил, наконец-то пойдёт в дело! В печи я сделаю из него золотые зубы, вставлю евреям, и когда они оживут, им будет, чем жевать!" Впрочем, может это тонкий момент самообмана, но это трудно определить, потому что душа-рассказчик предельно неэмоциональна и в рассказе суха.

Хорошо бы эту книгу читать вообще без спойлеров, с чистого листа, но в каждой рецензии волей-неволей приходится говорить. Незнакомый эффект был бы таков: вы следите за жизнью дружелюбного старикашечки, который даёт детям конфетки и отваливает церкви щедрые пожертвования, а потом время катится, катится. И вот он уже делает аборты, простите: вживляет женщинам зародыши, а вот он вообще возвращается во времена Второй мировой и оказывается, что он был тем славным парнишей, который "раскапывал могилы евреев, оживлял их, вытягивая ружьями пули из тел, одевал их в привезённые другими нацистами одежды, развозил их по деревням, раздавал драгоценности и оставлял обязательно немножко покушать". И всё это так невинно и мило, душа вроде как преисполняется любви к евреям. Вот тут, конечно, фальшь, но умышленная.

Для чего же автор перед нами прогоняет такую историю? Чисто для развлечения, показать, что Френдли вовсе не Френдли, а Янг, а Янг вовсе не Янг, а немец с труднопроизносимой фамилией? Чисто поразвлекаться оборотом времени вспять? Нет, в названии уже заложен поиск автора. Он пытается понять природу преступления, найти тот перевалочный пункт в жизни персонажа, который сделал его, мягко говоря, не самым приятным человеком. Поэтому душа ничего не помнит и смотрит отстранённо, поэтому душа сама по себе любит всех людей и благожелательна. Но вот что интересное: Мартин Эмис такой точки не находит. Нет Рубикона, после которого вдруг человек становится злодеем, хотя ещё в детстве главного героя проскальзывают мысли, что цыпляток есть нельзя, они славняши, а утки толстые и тупые, поэтому их можно кушать с огромным удовольствием. Человек становится преступником постепенно, незаметно для себя, и если он смотрит на это в обратном порядке, то только диву даётся, что же такое происходит.

Книга хорошая, читается быстро, хотя и приходится постоянно внимательно работать с текстом, реконструировать события, листать странички. Природу преступления она не раскроет, но подсказки и пищу для размышлений определённо даст.

Читайте также: