Максим калинин сирийские мистики лекции с кратким содержанием

Обновлено: 05.07.2024

Реплики-вопросы ведущего Леонида Платонова заостряли внимание на трудных терминах рассказа молодого ученого Максима Калинина – филолога, специалиста по древнеарамейскому языку. Источники, которые он цитировал, написаны на классическом сирийском языке – разновидности арамейского.

Мистика в христианском понимании

«Магия имеет дело с закономерностями, она пытается оказать влияние на действительность, используя те или иные законы.

Мистик открывается действительности Божественной, он не пытается перегнуть ее своей волей, он открыт тому опыту, который ему дается Богом. Его цель – подготовить себя для встречи с Всевышним.

  • В чем предмет любви? Как ты можешь любить человечество, если ты от людей удалился?

Цитаты:

Филолог, специалист по сирийской мистической традиции Максим Калинин — о жизни и текстах самых интересных представителей христианского течения, которое было распространено на Ближнем Востоке более тысячи лет назад

Прежде чем купить подписку, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь: так мы узнаем вас в следующий раз, когда вы зайдете на сайт или в мобильное приложение. А если вы уже покупали подписку раньше, то она заработает автоматически, когда вы войдете

Где жили, что ели, как спали, с кем общались сирийские мистики — и какую опасность они могли представлять

9 причин, по которым плакал Лев Толстой

*
*
*
*
*
*


У нас в студии был филолог, переводчик, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры, преподаватель Института классического Востока и античности Высшей Школы Экономики Максим Калинин.

Мы говорили о духовном наследии сирийских монахов-аскетов. Темами беседы были: преодоление состояния богооставленности, важность постоянства в духовных упражнениях, а также свобода и воля человека.

М. Борисова

М. Калинин

М. Борисова

М. Калинин

М. Борисова

М. Калинин

М. Борисова

— Вот это самое опытное богословие, если вспомнить некоторые формулировки того же Исаака Сирина. начнём с того, что достаточно редко в святоотеческой литературе встречаются такие понятия, как изумление, понятие восторга. Мы привыкли к тому, что святые отцы достаточно сдержанны в описаниях своих состояний. А здесь нас буквально призывают пройти три этапа: покаяние, очищение и совершенство в любви и восторге. Вот это слишком поэтическое для традиционного нашего представления о святоотеческой литературе восприятие того, что должно происходить в нашей душе, немножко настораживает. Кажется, что это всё-таки больше литература.

М. Калинин

М. Борисова

М. Борисова

М. Калинин

М. Борисова

— Но там есть ещё такой совет, который мне очень нравится, потому что порой именно такого совета не хватает нам в нашей сегодняшней жизни, попытках выстроить её в соответствии с евангельскими представлениями. У Исаака Сирина есть такой совет, который, правда, адресован монахам, но мне кажется, очень подходит нам: в периоды такой богооставленности он советует молиться и читать Священное Писание, а если на это не хватает сил, то укрыться мантией с головой и спать до тех пор, пока не пройдёт час омрачения.

М. Калинин

М. Борисова

М. Калинин

И наконец гефсиманское моление и богооставленность, как говорит нам об этом Евангелие, применительно даже к Самому Христу. То есть, глядя на эти примеры, мы понимаем, что даже на своё состояние опустошённости и боли мы можем тоже смотреть, думая о Боге, тем самым посвящая свою жизнь Богу и сообщая ей глубину. Вот это то, о чём восточно-сирийская традиция духовного делания постоянно нам говорит.

М. Борисова

— И есть ещё одна тема, мне хотелось бы хотя бы вкратце напомнить о ней нашим радиослушателям или рассказать тем кто не знает, что у преподобного Исаака Сирина есть много размышлений о свободе. Он говорит о том, что свобода это и источник и некоторое распутье между добром и злом. У нас свобода — это такая сквозная тема во многих размышлениях, рассуждениях и дискуссиях. Вообще, такая, не хочется не православное слово, но прям просится сказать, что это мантра такая современного человека. Свобода — это как некое заклинание. А сирийские мистики видят в свободе распутье, то есть она может быть и источником зла, и без неё не может прийти человеку добро, но не иначе чем через подвиг. Вот, мне кажется, хотя бы в двух словах надо об этой теме бы упомянуть.

М. Калинин

М. Борисова

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.


научно-популярный обзор Людмилы Жуковой — краткое введение в истории дохалкидонских церквей Востока. Текст.

о российской арамеистике, специфике работы с манускриптами и той красоте и радости, которые открываются в работе с древними текстами сирийских мистиков. Видео.

Автор возрождает здесь библейское представление о святости. В нашем восприятии святость — это результат большого проделанного пути. А для еврейских и раннехристианских общин святость — это изначально данный статус, который обязывает к определенному образу жизни. Святость для них — результат того, что человек отделил себя для Бога, причем речь идет не об отказе от мирской жизни, а о переосмыслении ее задач. Человек может быть совсем не идеальным, но новый статус возлагает на него ответственность. Мысля в этих категориях, Исаак Сирин говорит об ʿuhdānā — постоянной памяти о Боге, которая делает человека Его храмом. Исаак Сирин говорит о том, как на этот храм нисходит шхина (шхиной раввины называли божественную явленность) — тут сирийские мистики обнаруживают свою более тесную, чем в греческом и римском христианстве, связь с еврейской традицией.

Друг мистика, не известный нам по имени, описал Иосифу свои видения и состояния, прося прокомментировать их и указать, нет ли среди них фантазий и галлюцинаций. Ответ Иосифа Хаззайи — интересное свидетельство визуального опыта мистиков и того, как они учились ориентироваться на разных ступенях созерцания.

Where to listen

Currently playing episode








































— Совершенство ума и совершенство характера. — Теория середины, μεσότης. — Отношение Аристотеля к платоновской философии. — Источники философии Платона. — История философии у Платона и у Аристотеля.














Читайте также: