Лотман комментарии к евгению онегину краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Книга, написанная видным советским ученым, содержит пояснения к тексту романа А. С. Пушкина, которые помогут глубже понять произведение, познакомят читателя с эпохой, изображенной в романе, деталями ее быта, историческими лицами, событиями, литературными произведениями и т. д.

Комментарий поможет учителю при изучении пушкинского романа, даст ему возможность исторически конкретно и широко истолковать произведение.

Хронология работы Пушкина над "Евгением Онегиным". "Внутренняя хронология "Евгения Онегина". Проблема прототипов. Основная литература по "Евгению Онегину".

Очерк дворянского быта онегинской поры

Хозяйство и имущественное положение. Образование и служба дворян. Интересы и занятия дворянской женщины. Дворянское жилище и его окружение в городе и поместье. День светского человека. Развлечения. Бал. Дуэль. Средства передвижения. Дорога.

Главный герой – Евгений Онегин – молодой дворянин. Он пользуется большим успехом в свете, особенно у женщин. Жизнь его весела и беспечна, состоит из одних развлечений и балов. Но вскоре умирает дядюшка Евгения, оставляя племяннику владения в наследство. Онегин отправляется в имение.

Там он знакомится с юным поэтом Владимиром Ленским, с которым постепенно у главного героя завязывается дружба. Ленский влюблен в легкомысленную красавицу Ольгу Ларину, и Евгений решает познакомиться с ней. В доме Лариных он встречает не только Ольгу, но и её старшую сестру Татьяну – серьезную девушку, увлекающуюся романами, непохожую ни на кого из родственников, мечтающую о настоящей любви.

Татьяна влюбляется в Евгения и в пылу страсти пишет письмо с признанием, которое её возлюбленный отвергает. На её именинах раздосадованный на пригласившего его Ленского Онегин любезничает с Ольгой, из-за чего потом Владимир назначает дуэль, ставшей для него смертельной.

На примере Евгения Онегина показывается, что главными ценностями в этой жизни является не богатство и слава, а простые чувства – любовь, дружба. Из-за своего цинизма главный герой теряет и хорошего друга, и сам же отталкивает девушку, которая любит его всей своей чистой, многогранной, истинно русской душой. Онегин в погоне за эфемерным счастьем не способен был разглядеть настоящего богатства, которое находилось рядом с ним всё время.

Пушкину удалось описать не только героев, но и их жизнь. Благодаря поэме современный читатель может узнать, какие уклады и традиции существовали в то время, представить и пышный Петербург девятнадцатого века, и обычную русскую глубинку, где проживало семейство Лариных.

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Евгений Онегин

Жанр: Роман в стихах

Год написания: 1823-1830 гг

Пушкин – гений, это в вас проблема


Главные герои

Евгений Онегин – молодой богатый дворянин, прекрасно образованный, красноречивый, светский человек.

Татьяна Ларина – красивая, умная, начитанная, серьезная девушка.

Владимир Ленский – юный мечтатель, поэт, друг Онегина.

Ольга Ларина – младшая сестра Татьяны, полная ее противоположность, веселая, ветреная кокетка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

К двадцати четырем годам знатный дворянин Евгений Онегин, холодный и циничный прожигатель жизни, успел порядком устать от светского общества. Ему представилась возможность развеять скуку в деревне, куда его пригласил тяжело больной дядя. По приезду в глубинку Евгений застал родственника уже мертвым, и все наследство старика досталось единственному племяннику. Онегин принялся разбираться с делами.

В деревне Онегин вел достаточно уединенный образ жизни. Он свел знакомство с юным поэтом Ленским, который стал для него прекрасным собеседником. Однажды Ленский пригласил друга в дом Лариных, чтобы познакомить со своей невестой Ольгой. От скуки Евгений согласился на эту поездку. У Лариных он познакомился со старшей сестрой Ольги, умницей и красавицей Татьяной, которая сразу же влюбилась в столичного повесу.

Будучи тонкой натурой, чье представление о любви было почерпнуто из французских романов, Татьяна написала Онегину трогательное признание в своих чувствах. На следующий день молодые люди встретились, и Евгений холодно ответил, что не готов к отношениям, и посоветовал девушке впредь не быть такой откровенной с незнакомыми людьми.

Вскоре из-за глупой выходки Онегин и Ленский крупно поссорились. В сердцах Владимир вызвал своего вчерашнего приятеля на дуэль, и тот убил его. После этого события Онегин покинул деревню. Ветреная Ольга недолго горевала после смерти жениха, и вскоре вышла замуж. Татьяна часто бывала в опустевшем доме Евгения, читала его книги, и спустя некоторое время начала понимать его истинный характер.

Вместе с матерью Татьяна переехала в Москву, где вышла замуж за генерала. Спустя время на одном из приемов Онегин увидел Татьяну – это была все еще прекрасная, уверенная в себе женщина. Неожиданно для себя он понял, что горячо любит ее. Евгений признался ей в своих чувствах, но Татьяна, которая все эти годы продолжала любить его, отказала – она уважала мужа и не собиралась предавать его.

отзыв о романе DOC / 31 Кб

Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…

/гл. I, строфа LVI/

Знакомство с главным героем происходит в Петербурге. Утомленный суетой города, вызывающего у него скуку и хандру, Онегин едет из Петербурга в деревню. Там он знакомится с Владимиром Ленским. Юный поэт знакомит его со своей возлюбленной и ее сестрой. Татьяна Ларина влюбляется в Онегина и пишет ему письмо с признанием в любви. Он не отвечает ей взаимностью, чем ранит сердце влюбленной девушки. Её поведение отличается от поведения петербургских красавиц. Татьяна первая признается в любви, а это было не принято в то время. Ее честность и доверчивость подкупили Онегина. При встрече Евгений говорит, что его мертвая душа уже не способна полюбить такую девушку, как Татьяна. Через несколько лет, когда пути их снова пересекутся, он поймет, что совершил ошибку. Но будет поздно, ничего уже не исправишь. Татьяна вышла замуж и ни за что не предаст своего мужа. Она ставит точку в их несостоявшейся любви.

А счастье было так возможно, Так близко. Но судьба моя Уж решена. Неосторожно, Быть может, поступила я: Меня с слезами заклинаний Молила мать; для бедной Тани Все были жребии равны… Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

/гл.VIII, строфа XLVII/

Несмотря на трагические моменты, в романе все же есть и светлые моменты: настоящие чувства, искренняя любовь, дружба. Мне понравилось, что действие в романе перетекает плавно, начальные и конечные события совпадают. Интересно было наблюдать, сравнивать, как Татьяна и Евгений воспринимают сложные ситуации, как справляются с ними. Жаль, что ни одна любовная история в романе не имеет счастливого завершения.

Вывод и свое мнение

В своем произведении А. С. Пушкин честно, без прикрас описал нравственные проблемы своего времени, главной из которой стал выбор между долгом и личным счастьем. После долгих размышлений и поисков самого себя, Онегин пришел к выводу, что истинное счастье – найти родственную душу. Он понял, что единственным таким человеком в его жизни была Татьяна, однако к этому моменту молодая женщина была уже замужем. Будучи честной, цельной натурой, она добровольно отказалась от личного счастья с Евгением, чтобы не запятнать честь мужа, которого глубоко уважала.

Но вскоре Оленькин отъезд оборачивается для Тани маленьким торжеством — у нее резко появляются женихи (думаете, совпадение? куда там!). Тут тебе и Пыхтин — явно заезжий вояка, которые у Пушкина в основном смешны, и Буянов, у которого не сложилось с Пустяковой, да Петушков, танцевавший на именинах угадайте с кем…Душа Татьяны ждала кого-нибудь

, да видимо кого-нибудь покруче…И вот наша возвышенная героиня, ободренная внезапным успехом — катит на ярмарку невест (название-то каково, и ведь продалась же!), оставив в деревне простушку, с распущенными власами роняющую слезы при луне — и впервые примерив маску невозмутимой гордыни (а-ля промолчишь — за умного сойдешь).

Но даже маска не скроет, что наша героиня, обыкшая к злобе «не замечаема никем — волненье света ненавидит

Новые слова

Наследник – лицо, вступающее в имущественные или другие права по смерти другого лица.

Педант – человек, отличающийся чрезмерной аккуратностью, точностью, формализмом.

Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпиграф – цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.

Кокетка – женщина, стремящаяся нравиться и привлекать внимание мужчин своей внешностью и манерами.

Не мысля гордый свет забавить. — Посвящение обращено к Петру Александровичу Плетневу (1792—1865) — литератору, педагогу, позднее профессору, академику, ректору Петербургского университета. Плетнев происходил из духовной среды. Познакомился с П в 1817 г. и до последних дней принадлежал к ближайшим приятелям поэта. При незначительном литературном даровании обладал мягким, отзывчивым характером и был искренне предан П . С 1825 г. основной издатель П .

Пересмотрел все это строго;

Противоречий очень много. ( 1, LX, 5—6 )

libking

Юрий Лотман - Комментарий к роману А С Пушкина Евгений Онегин краткое содержание

Книга, написанная видным советским ученым, содержит пояснения к тексту романа А. С. Пушкина, которые помогут глубже понять произведение, познакомят читателя с эпохой, изображенной в романе, деталями ее быта, историческими лицами, событиями, литературными произведениями и т. д.

Комментарий поможет учителю при изучении пушкинского романа, даст ему возможность исторически конкретно и широко истолковать произведение.

Комментарий к роману А С Пушкина Евгений Онегин - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Комментарий к роману А. С. Пушкина 'Евгений Онегин"

Книга, написанная видным советским ученым, содержит пояснения к тексту романа А. С. Пушкина, которые помогут глубже понять произведение, познакомят читателя с эпохой, изображенной в романе, деталями ее быта, историческими лицами, событиями, литературными произведениями и т. д.

Комментарий поможет учителю при изучении пушкинского романа, даст ему возможность исторически конкретно и широко истолковать произведение.

Хронология работы Пушкина над "Евгением Онегиным". "Внутренняя хронология "Евгения Онегина". Проблема прототипов. Основная литература по "Евгению Онегину".

Очерк дворянского быта онегинской поры

Хозяйство и имущественное положение. Образование и служба дворян. Интересы и занятия дворянской женщины. Дворянское жилище и его окружение в городе и поместье. День светского человека. Развлечения. Бал. Дуэль. Средства передвижения. Дорога.

Отрывки из путешествия Онегина

Предлагаемое вниманию читателей издание является комментарием к роману в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Для того чтобы между читателем и автором комментария возникло должное взаимопонимание, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Основные особенности научного жанра комментария сформулированы в книге С. А. Рейсера "Палеография и текстология нового времени" (М., 1970): "Независимо от того, для какой читательской категории комментарий предназначен, он не представляет собой чего-то автономного от текста, а подчинен ему — он должен помочь читателю понять текст. Комментарий — сателлит текста" (с.293). Тезис этот следует понимать в двух планах. Первый — практический: чтение предлагаемой книги не может являться самостоятельным — и построение, и аппарат ее рассчитаны на параллельное чтение с пушкинским текстом. Второй имеет более общий смысл: работа над комментарием неотделима от одновременной работы над пушкинским романом. Комментарий, как и всякий научный текст, помогает размышлениям читателя, но не может заменить их. Без читательского интереса к произведению, любви к поэзии и культуры восприятия поэтического текста, без определенного уровня знаний и эстетической интуиции, без культуры мысли и эмоций читателя комментарий мертв.

Другая особенность комментария, также подчеркнутая С. А. Рейсером, обязательная направленность комментария: "Тип комментария определяется прежде всего читательским назначением издания" (с. 292). Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста. Никакой комментарий не может, да и не должен, объяснять все. Объяснять то, что читателю и так понятно, означает, во-первых, бесполезно увеличивать объем книги, а во-вторых, оскорблять читателя уничижительным представлением о его литературном кругозоре. Взрослому человеку и специалисту читать объяснения, рассчитанные на школьника 5-го класса, бесполезно и обидно.

Настоящее издание является пособием для учителя-словесника. Это означает, что оно рассчитано на читателя, который, с одной стороны, не является специалистом-пушкиноведом, а с другой — имеет профессиональное филологическое образование. Соответственно предполагается, что специальной пушкиноведческой литературы в доступных читателю библиотеках может не оказаться, но такие широко распространенные справочники, как "Большая советская энциклопедия", "Краткая литературная энциклопедия" или "Толковый словарь русского языка" под ред. Д. Н. Ушакова, находятся в пределах его досягаемости. Дублировать издания такого типа было бы бессмысленно. Однако неправильно было бы и жестко исключить все упоминающееся в этих справочниках, во-первых, поскольку читателю удобнее иметь дело с одной книгой, а не с десятками томов, а во-вторых потому, что цель настоящего справочника не совпадает с названными выше и он не просто дает сведения о том или ином имени, но и связывает их с текстом романа.

Цель всех пояснений, которые может сделать по поводу художественного произведения любой специалист, — объяснить читателю его смысл и значение, сделать понятным. Пояснения эти могут иметь двоякий характер. Они могут быть текстуальными, то есть объяснять текст как таковой. Такое объяснение является необходимым условием любого читательского понимания произведения. Никто — не только исследователь или преподаватель, но и простой читатель не имеет права претендовать на сколь-либо полное понимание произведения, если ограничился той степенью проникновения в текст, которая обеспечивается знанием русского языка и здравым смыслом, и пренебрег расшифровкой намеков, обнаружением скрытых цитат и реминисценций, если не знает реалий быта, не чувствует стилистической игры автора.

Другой вид пояснения — концепционный. Здесь, опираясь на понимание текста, исследователь дает разного рода интерпретации: историко-литературные, стилистические, философские и др.

Первый вид пояснений дается в комментарии, второй — в теоретических исследованиях: статьях и монографиях.

Для того чтобы дать пушкинскому роману в стихах любую достаточно содержательную интерпретацию, прочтения комментария (повторяем, параллельно с текстом) недостаточно — необходимо знакомство с исследовательской литературой. Предъявлять к комментарию требование решать специфические задачи историко-литературной и теоретической интерпретации текста неправомерно. Не следует ожидать, что человек, который возьмет на себя труд ознакомиться с предлагаемым комментарием, окончательно и бесповоротно поймет роман Пушкина. Понимание такого произведения, как "Евгений Онегин", — задача, требующая труда, любви и культуры. С целью облегчения читателю этой задачи даем краткий перечень основных работ о романе (см. с. 31–33).

Тип комментария зависит от типа комментируемого текста, а пушкинский роман отличается исключительной сложностью структурной организации. Это закономерно приводит к необходимости совмещения нескольких видов комментария и к неизбежной неполноте каждого из них в отдельности.

Большая группа лексически непонятных современному читателю слов в "Евгении Онегине" относится к предметам и явлениям быта как вещественного (бытовые предметы, одежда, еда, вино и пр.), так и нравственного (понятия чести, специфика этикета, правила и нормы поведения) и социального (служебная иерархия, структура общественных отношений и пр.). При этом недостаточно объяснить, что означает то или иное название, существенно указать, являлась ли та или иная вещь модной новинкой или обломком старины, какую художественную цель преследовал Пушкин, вводя ее в свой роман, и т. д.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Комментарий к роману А С Пушкина 'Евгений Онегин': краткое содержание, описание и аннотация

Книга, написанная видным советским ученым, содержит пояснения к тексту романа А. С. Пушкина, которые помогут глубже понять произведение, познакомят читателя с эпохой, изображенной в романе, деталями ее быта, историческими лицами, событиями, литературными произведениями и т. д. Комментарий поможет учителю при изучении пушкинского романа, даст ему возможность исторически конкретно и широко истолковать произведение.

Юрий Лотман: другие книги автора

Кто написал Комментарий к роману А С Пушкина 'Евгений Онегин'? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Александр Пушкин: Евгений Онегин (илл. Тимошенко)

Евгений Онегин (илл. Тимошенко)

Владимир Набоков: Комментарий к роману

Комментарий к роману

Юрий Лотман: Пушкин

Пушкин

Виссарион Белинский: Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая

Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая

Комментарий к роману А С Пушкина 'Евгений Онегин' — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Комментарий к роману А. С. Пушкина 'Евгений Онегин"

Книга, написанная видным советским ученым, содержит пояснения к тексту романа А. С. Пушкина, которые помогут глубже понять произведение, познакомят читателя с эпохой, изображенной в романе, деталями ее быта, историческими лицами, событиями, литературными произведениями и т. д.

Комментарий поможет учителю при изучении пушкинского романа, даст ему возможность исторически конкретно и широко истолковать произведение.

Хронология работы Пушкина над "Евгением Онегиным". "Внутренняя хронология "Евгения Онегина". Проблема прототипов. Основная литература по "Евгению Онегину".

Очерк дворянского быта онегинской поры

Хозяйство и имущественное положение. Образование и служба дворян. Интересы и занятия дворянской женщины. Дворянское жилище и его окружение в городе и поместье. День светского человека. Развлечения. Бал. Дуэль. Средства передвижения. Дорога.

Отрывки из путешествия Онегина

Предлагаемое вниманию читателей издание является комментарием к роману в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Для того чтобы между читателем и автором комментария возникло должное взаимопонимание, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Основные особенности научного жанра комментария сформулированы в книге С. А. Рейсера "Палеография и текстология нового времени" (М., 1970): "Независимо от того, для какой читательской категории комментарий предназначен, он не представляет собой чего-то автономного от текста, а подчинен ему — он должен помочь читателю понять текст. Комментарий — сателлит текста" (с.293). Тезис этот следует понимать в двух планах. Первый — практический: чтение предлагаемой книги не может являться самостоятельным — и построение, и аппарат ее рассчитаны на параллельное чтение с пушкинским текстом. Второй имеет более общий смысл: работа над комментарием неотделима от одновременной работы над пушкинским романом. Комментарий, как и всякий научный текст, помогает размышлениям читателя, но не может заменить их. Без читательского интереса к произведению, любви к поэзии и культуры восприятия поэтического текста, без определенного уровня знаний и эстетической интуиции, без культуры мысли и эмоций читателя комментарий мертв.

Другая особенность комментария, также подчеркнутая С. А. Рейсером, обязательная направленность комментария: "Тип комментария определяется прежде всего читательским назначением издания" (с. 292). Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста. Никакой комментарий не может, да и не должен, объяснять все. Объяснять то, что читателю и так понятно, означает, во-первых, бесполезно увеличивать объем книги, а во-вторых, оскорблять читателя уничижительным представлением о его литературном кругозоре. Взрослому человеку и специалисту читать объяснения, рассчитанные на школьника 5-го класса, бесполезно и обидно.

Настоящее издание является пособием для учителя-словесника. Это означает, что оно рассчитано на читателя, который, с одной стороны, не является специалистом-пушкиноведом, а с другой — имеет профессиональное филологическое образование. Соответственно предполагается, что специальной пушкиноведческой литературы в доступных читателю библиотеках может не оказаться, но такие широко распространенные справочники, как "Большая советская энциклопедия", "Краткая литературная энциклопедия" или "Толковый словарь русского языка" под ред. Д. Н. Ушакова, находятся в пределах его досягаемости. Дублировать издания такого типа было бы бессмысленно. Однако неправильно было бы и жестко исключить все упоминающееся в этих справочниках, во-первых, поскольку читателю удобнее иметь дело с одной книгой, а не с десятками томов, а во-вторых потому, что цель настоящего справочника не совпадает с названными выше и он не просто дает сведения о том или ином имени, но и связывает их с текстом романа.

Читайте также: