Логопедические семинары в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

Логопедическая работа в

специальной (коррекционной) школе-интернате

В концепции модернизации российского образования основной целью модернизации является повышение доступности, эффективности и качества. В результате модернизации российская система образования должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиций. Главным условием инвестирования общества в образование должно стать повышение его кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования и внедрение инновационных образовательных технологий.

Наиболее важным документом, сопровождающим модернизацию системы специального (коррекционного) обучения является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный 19 декабря 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации и вступающим в силу с 1 сентября 2016 года.

Обязательным элементом структуры Учебного плана адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов, в которые входит логопедия. На логопедические занятия обучающиеся зачисляются на основании логопедического обследования и рекомендаций ПМПк.


Целью логопедической работы является формирование речевой (вербальной) коммуникации по законам родного языка.

Вся логопедическая коррекция строится в соответствии с работой над четырьмя языковыми кодами, которые не имеют определенной локализации в коре головного мозга и связаны с мышлением: фонематическим, лексическим, грамматическим (морфологическим), семантическим (синтаксическим). Все разделы (коды) связаны. Каждый раздел базируется на предыдущем. На протяжении всех разделов идет работа над звукопроизношением.

Современное логопедическое занятие в специальной (коррекционной) школе,

как правило, включает в себя:

-формирование целенаправленной предметной деятельности на основе формирования психической деятельности;

-формирование ритмико-мелодико-интонационной основы языка;

-формирование и развитие фонематического слуха и восприятия;

-формирование и пополнение лексики;

-структурирование фразы (отработка категории числа, падежа, рода, отработка словосочетаний и включение их в структуру предложения, отработка интонационной оформленности);

-формирование связной речи (диалог, монолог);

-коррекция и предупреждение нарушений чтения и письма.


Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ

1. Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки по сравнению со здоровыми сверстниками.

3. Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций, развитие познавательной деятельности.

4. Коррекционная работа осуществляется над речевой системой в целом.

5. Необходимо максимальное включение анализаторов, использование разнообразной красочной наглядности, применение преимущественно индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера имеющегося основного дефекта и нарушения речи.

6. Обязательное включение в занятия упражнений на развитие тонких движений рук.

7. Планирование логопедической работы осуществляется в соответствии с

программой обучения грамоте, изучения родного языка, а также включает

индивидуальное планирование для каждого ребенка с учетом уровня его

речевого и психофизического развития.

8. Необходима частая смена видов деятельности в целях предотвращения

Формами работы являются фронтальная, групповая и индивидуальная форма логопедических занятий.

К общим приемам педагогической коррекции, используемым на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ можно отнести следующие:

• индивидуальный подход к каждому ребенку;

  • постоянные поощрения за малейшие успехи, развитие у обучающегося веры в себя, в свои силы и возможности;

• материал преподносится небольшими порциями;

• используются игровые ситуаций, психогимнастика;

• на занятиях активно используются памятки, алгоритмы, опорные таблицы, схемы, мнемотехника.

  1. Проведение логопедической диагностики, представление детей на консультацию ПМПк, ведение необходимой документации.
  2. Подбор и разработка коррекционных программ на основе дифференцированного подхода с учетом структуры речевого дефекта; разработка и подбор программно-методического обеспечения
  3. Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с учетом перехода на новый образовательный стандарт.
  4. Умение анализировать проведенное занятие в соответствии с современными требованиями.
  5. Мониторинг результативности коррекционной работы (динамика речевого развития детей-логопатов).
  6. Консультирование педагогов по интересующих их вопросам речевого развития детей.
  7. Использование на занятиях наряду с традиционными логопедическими технологиями современных образовательных технологий, нейропсихологических методов коррекции.
  8. Использование электронных образовательных ресурсов: лицензионных,

авторских мультимедийных презентаций по темам занятий; наличие у логопеда собственного профессионального сайта с целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, педагогов.

  1. Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов; выступление на педагогических советах, методических объединениях.
  2. Участие в научно-методических конференциях; профессиональных конкурсах.
  3. Своевременное повышение педагогической квалификации.
  4. Реализация своей педагогической деятельности, основываясь на личностно-ориентированном подходе.

По результатам 2014/15 учебного года положительная динамика речевого развития наблюдалась у 37% детей-логопатов, незначительная динамика речевого развития у 53%, без динамики речевого развития 10%, что объясняется тяжестью основного дефекта.

Положительная динамика речевого развития детей-логопатов в специальной (коррекционной) школе-интернате - это результат работы, естественно, не только одного логопеда, один специалист мало чем может помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Это результат работы всего педагогического коллектива: учителей начальных классов, учителей-предметников, учителя ритмики, воспитателей, педагога-психолога.

Таким образом, для проведения логопедических занятий сегодня предлагается множество самых разных технологий и подходов, которые позволяют ребенку с ОВЗ осваивать общешкольные предметы, социально адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенным среди сверстников.

Логопедические занятия в 3 классе, внеклассная логопедическая работа


Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи

обучающихся 1 класса

4 часа в неделю по базисному учебному плану, из них:

1 занятие- обучение грамоте, предупреждение нарушений письменной речи (фронтальное);

1 занятие- развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи (групповое);

2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).

Последовательность изучения звуков и букв составлена с учетом программы обучения грамоте в 1 классе С (К) школы VIII вида.

Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 1 классе являются:

1. Постановка и первоначальная автоматизация и дифференциация звуков.

2. Формирование навыков простых форм звукового анализа и синтеза (на материале изучаемых звуков).

3. Формирование слоговой структуры слов.

4. Формирование лексико-грамматических представлений (обогащение словаря, уточнение семантики слов, формирование умения согласовывать слова в предложении, освоение элементарных умений диалогической речи, основ повествования, отработка простейших лексических моделей).

5. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

6. Развитие психологической базы речи, высших психических функций.

7. Воспитание мотивации в общении, учении.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Должны уметь:

различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Должны знать наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса логопеда.

I четверть

Кол-во часов

Сроки

Тема

Развитие навыков языкового анализа

Развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи

Развитие психологической базы речи

Развитие слухового восприятия неречевых звуков. Игры со звучащими и музыкальными игрушками.

Пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря: имена существительные.

Практическое различение и употребление существительных мужского, женского, среднего рода в ед. ч. (язык, нёбо, губа)

Коррекция зрительной и слуховой памяти на основе упражнений в запоминании.

Знакомство с графическим изображением артикуляционного аппарата- профилем артикуляции.

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков.

Расширение, уточнение и активизация предметного словаря.

Формирование умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией.

Материал к семинару логопедов "Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида" в г. Краснодаре 30.01.14 г.

ВложениеРазмер
logopedicheskaya_rabota.docx 29.07 КБ

Предварительный просмотр:

« Единственная настоящая роскошь —

Антуан де Сент — Экзюпери.

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ. Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Они оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников школы VIII вида. Задача логопеда: научить ребенка слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие. Важно взаимодействие специалистов школы (логопеда, дефектолога, психолога, учителя — предметника, воспитателя), обеспечивающих сопровождение детей с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями.

Работа по развитию речи детей с нарушением интеллекта тесным образом связана с их эмоциональным и социально — личностным развитием, формированием представлений о себе, об окружающей социальной и предметной действительности.

учетом динамики продвижения ребенка.

Коррекционная работа по развитию речи и коммуникативного поведения включает в себя следующие направления:

- в повседневной жизни, в процессе общения с ребенком по поводу его бытовых, игровых и познавательных элементов (развитие социальной направленности речи, коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);

- в процессе сюжетно — ролевых и театрализованных игр;

- на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом (регулирующая функция речи, связь воспринятого слова с целью формирования пригодных для изображения представлений);

- на занятиях по развитию речи, построенных по типу моделирования коммуникативных ситуаций;

- в ходе формирования элементарных математических представлений, физического и музыкального воспитания;

- в процессе индивидуальной коррекционной работы (развитие звукопроизношения, фонематического слуха, лексико — грамматического строя речи).

На развитие ребенка с нарушением интеллекта большое внимание оказывает окружающая среда, которая стимулирует развитие личности. В условиях коррекционной школы такой средой является и логопедический кабинет. Площадь моего кабинета невелика, приходится прикладывать максимум творчества для эффективного использования данного пространства. Мой кабинет — специально оборудованное помещение для групповых и индивидуальных занятий с детьми. Он оснащен наглядно — дидактическим материалом, компьютером, мебелью, кушеткой, магнитной доской. Имеется дополнительное освещение над зеркалом, пожарная сигнализация.

По оснащению и применению кабинет разделен на центры: индивидуальной работы, учебный, сенсомоторный, хранения наглядно — дидактических пособий и документации; рабочее место логопеда.

Центр индивидуальной работы: находится в наиболее освещенном месте, около окна. На стене зеркало 55×75 см, перед ним — стол для индивидуальной работы. В закрытом контейнере хранятся инструменты для постановки звуков, для массажа языка. На полке — материалы для обработки — вата, спирт, салфетки. Здесь же имеются фотографии с фрагментами артикуляционных упражнений. Для массажа имеется кушетка.

Учебный центр: магнитная доска; ученические одноместные столы и стулья; магнитная настенная азбука.

Сенсомоторный центр: находится на нижних полках шкафа. Содержит материал для самостоятельных игр на развитие мелкой моторики, дыхания, различения неречевых звуков, лексико-грамматического строя речи (мозаики, шнуровки, звучащие игрушки, пазлы, кубики, пирамидки, настольные игры и т.д.).

Рабочее место учителя: стол, стул, ноутбук. Компьютер с обучающими программами, фонотекой звуков окружающего мира, детскими песнями расположен в отдельной зоне.

В своей коррекционной работе мы, специалисты школы, применяем разнообразные инновационные здоровьесберегающие технологии. Это помогает сделать занятия интересными и необычными. В коррекционно - логопедической работе в нашей школе используются разнообразные технологии: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, элементы психогимнастики, мимические упражнения, массаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук. Внедряются здоровьесберегающие технологии — игро-, музыко -, фито- и аромотерапия (только с разрешения родителей и под контролем медсестры).

Эффективно использование фитотерапии, аромотерапии в артикуляционной гимнастике. Для коррекции обоняния использую оригинальную находку, подсмотренную в игре моей дочери: различение предметов с закрытыми глазам, ориентируясь на тактильные и обонятельные ощущения. Задание заключалось в следующем: различить кофейное зерно и боб фасоли (одинаковые размер, вес, форма, но разный запах).

Для формирования ощущения кончика, спинки, корня и боковых краев языка использую тактильную стимуляцию (стерильными разовыми шпателями), опираюсь на вкусовые ощущения, капаю на кончик языка варенье, сок, мед. Для укрепления слабого кончика языка перекатываем языком у альвеол круглую конфету. В качестве средства в борьбе со слюнотечением рекомендую капнуть из пипетки на высунутый язык ребенка каплю фиточая, а затем предложить проглотить отвар.

Массаж мышц артикуляционного аппарата провожу с помощью специальных логопедических зондов Е. В. Новиковой. Постоянно использую постановочные зонды (традиционный набор) на индивидуальных занятиях. Не секрет, что это проблема в практике логопедов коррекционных школ. Дети ассоциируют нас с врачами, боятся. Растет чувство тревожности, которое усугубляет общее эмоционально-психологическое состояние школьника. Здесь приходит на помощь педагог-психолог. Его занятия предшествуют логопедическим. На логопедических занятиях дети выполняют изотонические упражнения (упражнения с сопротивлением, с противодействием. Они активизируют тонус мышц, если мышцы гипотоничны, то укрепляют их. Эти упражнения выполняются только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний!). Оборудование: шпатель с надетой на него соской и чистая марлевая салфетка. Комплекс включает упражнения для губ, языка, нижней челюсти и мышц шеи. Используются в работе различные методы и способы снятия эмоционального напряжения и тревожности. Хорошо себя зарекомендовали пузырьковая колонна, кресло для релаксации, Систематически провожу с детьми в игровой форме самомассаж лица, что позволяет в определенной степени преодолевать амимию у детей с нарушением интеллекта, корригировать эмоции и их проявления.

В своей работе мы, дефектологи, как никто другой, должны учитывать здоровьесбережение учащихся. В нашей школе поставлена задача логопедизации всех режимных моментов, так в последнее время увеличилось количество детей с тяжелыми речевыми дефектами. Мною разработаны рекомендации для учителей начальных классов, учителей старших классов, воспитателей.

Основные здоровьесберегающие технологии, которые применяю в работе с детьми:

На каждом логопедическом занятии ставлю перед собой задачу коррекции мелкой моторики пальцев рук. Это необходимо для подготовки руки к письму. Перед началом занятия практикую расслабляющий массаж. Работу по развитию мелкой моторики провожу в виде игр и упражнений:

Использование полифункционального оборудования позволяет подбирать специальные упражнения с учетом индивидуальных особенностей детей. Является дополнительным инструментом, значительно повышающим эффективность мероприятий коррекционной деятельности логопеда.

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие.

Структура проведения семинара-практикума

1. Организационный момент

2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления

3. Заключительная часть. Итог

Организационная часть

Учитель - логопед встречает педагогов в зале.

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Основная часть

Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры - активизируем речь и мышление.

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! .

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

Задание № 5. Физкультурная минутка

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

Строчки из стихотворений:

Названия сказок и книг:

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

3. Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

Итог семинара-практикума

- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Спасибоза внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!

Приложение

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка

На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка - забияка,
Снова в реку бросил рака.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Семинар – практикум для педагогов

Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает мой практический опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были недоступны. Так проявляется динамика в звукопроизношении.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений.

Сказка – это п овествовательное произведение устного народного творчества

о вымышленных событиях . ( Толковый словарь Ушакова ) Лого - это (в переводе с греческого logos означает слово) в более широком смысле: речь и даже, иногда, мысль. (Оксфордский толковый словарь по психологии. Под ред. А. Ребера). Логосказка - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи).
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки - спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Детям дошкольного возраста с нарушениями речи и другими особенностями предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.

2. Побудить педагогов к использованию логосказок в совместной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Оборудование:

-Памятки для педагогов (стихотворения для артикуляционных и дыхательных упражнений)

-Настольные зеркала, коробочка с ватой, мяч.

- проектор и экран

Логосказка способствует развитию всех сторон речи (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков и т.д.), воспитанию нравственных качеств, а также психических процессов. (внимания, памяти, мышления, воображения).

Виды логосказок:

В зависимости от вида в занятие с использованием сказки, обязательно включаются артикуляционные, дыхательные, и голосовые упражнения на совершенствование графомоторных навыков, пространственной ориентировки; неизменно присутствуют задания для развития звукового анализа слов и фонематического слуха, игры для развития памяти, внимания, логического мышления.

Произношение звуков взаимосвязано с дыханием. Поэтому формированию правильного дыхания у детей уделяется особое внимание, ведь это основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

Игры для формирования воздушной струи.

Дуть через соломинку на горошину и на ватный шарик, стараясь попасть в ворота.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Взрослый из кирпичиков делает извилистую дорожку. Ребёнку предлагается дуть через трубочку так, чтобы закатить колобка по дорожке в домик к дедушке и к бабушке. Ребёнок точно должен закатить шарик в нужном направлении.

Выполнять упр. каждый день по 3-6 мин. в зависимости от возраста детей.

Использование логосказок позволит вызвать интерес ребёнка к упражнениям, а занятия сделать интересными и запоминающимися. Рассмотрим как вариант логосказки сказку о весёлом язычке. Возможны различные её вариации. И главный помощник здесь - ваше воображение. В качестве подсказки вам будут служить слайды с изображениями артикуляционных упражнений.

Сказка о Веселом Язычке

В одном домике, дружок, живет Веселый Язычок, ох, и шустрый он мальчишка и немного шалунишка. Приоткрыл Язык окно , а на улице тепло. Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся . Распластался, как лопатка, полежал на губе и опять ушел к себе.

Подражаю я слону — губы хоботком тяну.

Потянули, перестали, потянули, перестали и нисколько не устали!

Скрылось солнце за горой, язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк.

А теперь пора нам в путь,

Что бы дома отдохнуть.

Тут и сказочки конец,

А кто слушал, молодец!

А сейчас предлагаю вашему вниманию артикуляционную гимнастику в стихотворной форме. Они помогают сделать скучные занятия интересными и весёлыми.

Язык наш нужно показать,

Сначала зубкам волю дать.

(покусать кончить языка)

Заморились уже зубы,

Пусть язык покажут губы.

(пошлепать кончик языка).

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

(счет до 10, язык расслаблен)

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.

На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.

То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)

Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)

Итог семинара – практикума. Часто дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них отгораживаются от сверстников. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы, чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, рекомендуется начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Использование логосказок позволит вызвать интерес ребёнка к упражнениям, а занятия сделать интересными и запоминающимися.

В конце мероприятия учитель – логопед знакомит участников семинара- практикума с рекомендуемой по данной теме литературой , наглядными пособиями, а так же раздаёт логопедические памятки со стихотворениями для артикуляционных и дыхательных упражнений .

Список использованной литературы:

2 .Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

3. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике– Ростов н /Д : Феникс 2006.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

8. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.

9. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

10. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

11. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

12. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.

13. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.

14. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки – СПб.: КАРО,2001. – 128 с.

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

Основные признаки речевого нарушения:

- несоответствие речи возрастным нормам;

-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.

Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.

Обусловлено комплексом причин:

*Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)

*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)

*Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)

*Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).

От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Как учитель-логопед могу сказать, за последние пять лет в подготовительный и первый классы коррекционных школ VIII вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.

Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);

Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).

Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.

Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.

Логопедические занятия посещают учащиеся с подготовительного по 7 классы.

По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.

С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Базисный учебный план для коррекционных школ VIII вида предусматривает проведение коррекционных логопедических занятий:

ü подготовительный, 1,2,3 классы – 4 раза в неделю

ü 4,5 классы -3 раза в неделю

ü 6,7 классы -2 раза в неделю

Длительность индивидуального занятия 20 минут, подгруппового занятия 30-40 минут.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов. )

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи

11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Рекомендуется в одно занятие включать не более пяти видов работы в начальных классах, 6-7 видов работы для учащихся старших классов.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.

Читайте также: