Логопедические игры своими руками для дошкольников из бросового материала в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Работа учителя-логопеда в коррекционной школе сопровождена многими трудностями. Одна из них – отсутствие заинтересованности учебным процессом обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Для решения этой проблемы можно применять различные методы и приемы. Один из них – это проектно-социальная деятельность. Пособия и игры, сделанные своими руками и используемые на занятиях наравне с другими играми, карточками, пособиями, вызывает гордость за проделанную работу, интерес к занятиям, на которых они находят свое применение.

ВложениеРазмер
uchimsya_igraya.docx 171.03 КБ

Предварительный просмотр:

Игры из бросовых и подручных материалов, применяемые на логопедических занятиях.

Работа учителя-логопеда в коррекционной школе сопровождена многими трудностями. Одна из них – отсутствие заинтересованности учебным процессом обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Для решения этой проблемы можно применять различные методы и приемы. Один из них – это проектно-социальная деятельность. Пособия и игры, сделанные своими руками и используемые на занятиях наравне с другими играми, карточками, пособиями, вызывает гордость за проделанную работу, интерес к занятиям, на которых они находят свое применение.

Работая над изготовлением игр, ребята повторяли изученные темы по логопедии, узнавали что-то новое, обогащали свой словарный запас, учились строить диалоги. Они ссорились, мирились, находили компромиссные решения, тем самым обогащали опыт общения друг с другом. И, в тоже время, делали полезное, нужное дело.

Использование игр на логопедических занятиях и во время внеурочной деятельности преследует не только развитие мотивации детей с интеллектуальной недостаточностью, но также учебные и коррекционные цели и задачи.

Играя, дети развивают мелкую моторику, фонематический слух, обогащают словарный запас, развивают связную речь.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN0382.jpg

Игра направлена на развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, дифференциацию звуков гласных и согласных (мягких, твердых), автоматизацию звуков, работу над высотой и силой голоса. Игру можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Для изготовления игры понадобились: скоросшиватель, бархатная бумага, пластмассовые счетные палочки, листы белой бумаги формата А4, распечатанная на принтере клавиатура фортепиано, клей.

На коррекционных занятиях учителя-логопеды нередко применяют элементы массажа. Использование бархатной бумаги и счетных палочек, имеющих ребристую поверхность, помогает во время упражнений провести небольшой массаж кончиков пальцев.

Работа над высотой и силой голоса развивает эмоциональность речи.

Работа над дифференциацией звуков – это развитие фонематического слуха, и, как следствие, профилактика дисграфии.

Варианты использования игры.

- работа над автоматизацией звуков;

-работа над высотой и силой голоса;

- развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.

Распевая слоги и слова можно предложить уменьшить или увеличить силу голоса, повысить или понизить высоту голоса.

- работа над автоматизацией звуков на уровне предложения;

- тренировка речевого аппарата, развитие дикции и правильной, внятной,

выразительной речи, расширение и обогащение словаря.

-развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.

- работа над дифференциацией звуков(гласных, согласных мягких и твердых);

-работа над высотой и силой голоса;

- развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.

Поочередно всеми пальцами , начиная с большого пальца сначала пальцами правой руки (если ребенок левша – левой), затем левой(далее синхронно пальцами двух рук)

- работа над дифференциацией звуков(гласных, согласных мягких и твердых);

- развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.

Поочередно, начиная с большого пальца, нажимаем кнопочки, сначала пальцами правой руки (если ребенок левша – левой), затем левой(далее синхронно пальцами двух рук). Большой палец нажал кнопочку – ребенок произносит твердый согласный. Далее указательный палец нажимает кнопочку – ребенок называет мягкий согласный, большой палец при этом остается в прежней позиции и т.д.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN0385.jpg

Игра направлена на развитие связной речи, дифференциацию одушевленных и неодушевленных имен существительных, расширение и обогащение словаря.

Для изготовления игры понадобились листы белой плотной бумаги, клей, пустая коробка из-под конфет, картинки из старых журналов.

-дифференциация одушевленных и неодушевленных имен существительных;

- закрепление обобщающих понятий;

- развитие связной речи;

- профилактика лексико-грамматической дислексии.

-дифференциация одушевленных и неодушевленных имен существительных;

-дифференциация имен существительных, прилагательных, глаголов;

- закрепление обобщающих понятий;

- развитие связной речи;

- профилактика лексико-грамматической дислексии.

C:\Users\Пользователь\Desktop\аттттттестт\фото пособий\DSCN0379.JPG

Игра направлена на развитие связной речи, дифференциацию существительных, прилагательных, глаголов, обогащение словаря.

Для изготовления игры понадобились пустая коробка из-под конфет, цветной картон, сюжетные картинки из старых журналов, канцелярская кнопка, игральный кубик (готовый от старой настольной игры).

Варианты использования игры.

-дифференциация имен существительных, прилагательных, глаголов;

- развитие связной речи;

- профилактика лексико-грамматической дислексии.

Ребенок бросает игральный кубик и поворачивает стрелку на нужное количество шагов (по часовой стрелке). Называется предмет, изображенный на картинке, действия, совершаемые предметом, признаки предмета. Например: Мальчик, ребенок. Кормит, сыпет. Маленький, светловолосый, добрый, отзывчивый.

-дифференциация имен существительных, прилагательных, глаголов;

- развитие умение составлять простые предложения;

- развитие связной речи;

- профилактика лексико-грамматической дислексии.

Ребенок бросает игральный кубик и поворачивает стрелку на нужное количество шагов (по часовой стрелке). Называется предмет, изображенный на картинке, действия, совершаемые предметом, признаки предмета. Например: Мальчик, ребенок. Кормит, сыпет. Маленький, светловолосый, добрый, отзывчивый.

-дифференциация имен существительных, прилагательных, глаголов;

- развитие умение составлять простые предложения и объединять их в текст;

- развитие связной речи;

- профилактика лексико-грамматической дислексии.

Ребенок бросает игральный кубик и поворачивает стрелку на нужное количество шагов (по часовой стрелке). Называется предмет, изображенный на картинке, действия, совершаемые предметом, признаки предмета. Например: Мальчик, ребенок. Кормит, сыпет. Маленький, светловолосый, добрый, отзывчивый.

Далее составляется короткий рассказ по картинке и плану:

2. Основная часть.

«Зимой птицам трудно найти корм.

Ребята смастерили кормушку и повесили ее в саду. Витя каждый день насыпает в нее зерна и хлебные крошки.

Использование игр, сделанных обучающимися своими руками во время внеурочной деятельности, позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий, создать условия для развития положительной мотивации ребенка к логопедическим занятиям.

Людмила Румянцева
Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет.

Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха.

Занимаясь проблемой развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи посредством игровых технологий, я изготавливаю игры, используя бросовый материал. Увидев игру Галины Шкреба "Чудо коробки", решила пофантазировать и вот что получилось.

1. Игры из спичечных коробков.

Цель: развитие и дифференциация фонем, формирование фонематического восприятия, обучение чтению обратных и прямых слогов.

Материал: спичечные коробки, картинки, вкладыши.

Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет.

Варианты игр:

-Подбор к гласным и согласным буквам картинки (определение первого звука и соотнесение его с буквой);



-Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков;


-Дифференциация звонких и глухих звуков;


-Чтение обратных и прямых слогов;


2. Игры из бочонков. "Прожорливая гусеница".

Цель: формирование звуко-слогового анализа.

Материал: бочонки желтых, красных, синих, зеленых цветов.

Ход игры: Увидев грушу,гусеница решила пообедать. Раздели слово груша на слоги и вдень столько желтых бочонков, сколько слогов в слове. А теперь сделай звуковой анализ слова "груша", подобрав бочонки нужного цвета.



Музыкальная предметно-развивающая среда в логопедической группе Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Развивающая среда каждой возрастной.


Рассматривая авторские логопедические пособия, понимаешь, что многие игры для своих детей можно сделать самостоятельно. Для этого не нужно обладать какими-то особыми талантами или умениями художника. Главное - знать принцип работы с данным материалом. Картинки для него можно вырезать из старых детских книг или журналов, использовать подручный и бросовый материал.

В статье рассмотрим примеры изготовления логопедического пособия своими руками, расскажем, как работать с таким материалом, какие упражнения помогут детям произносить правильно звуки и научиться определять их место в слове.

Воспитателям детского сада также помогут логопедические игры. Их можно использовать на разных занятиях, например, по развитию речи, при ознакомлении с окружающим миром. Поиграть с детьми в словесную игру можно на прогулке или после дневного сна. Они способствуют развитию правильной артикуляции, выработке четкого произношения звуков в словах, фонематическому восприятию, умению определить место звука в слове и т. д.

Дыхательная гимнастика

Для коррекции произношения звуков логопеды практикуют дыхательную гимнастику. Упражнения позволяют усилить воздушную струю, направлять силу воздуха в нужное место, увеличить длительность выдувания. Сначала упражнения выполняют просто губами, не надувая щек. Нужно стараться, чтобы струя воздуха попала на язычок. Это необходимо при работе над шипящими и свистящими звуками - ш, ж, щ, ч, с, з.

Такие упражнения призваны увеличить вентиляцию воздуха в легких, поэтому перед началом занятий обязательно проветрите помещение или выполняйте их на свежем воздухе. При повторах от глубокого дыхания у ребенка может закружиться голова, поэтому делайте перерывы между упражнениями для отдыха. Длительность занятий дыхательной гимнастикой нужно увеличивать постепенно, начиная с коротких упражнений.

Пособие для дыхательной гимнастики

Для таких занятий логопедические пособия своими руками сделать несложно. Помимо выдувания воздуха через трубочку или надувания воздушного шарика, можно сделать ребенку яркую игрушку, используя картонную втулку от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги или атласные ленты. Из таких материалов можно с легкостью сделать осьминога с глазами-помпонами. Для красоты оклейте трубочку цветной бумагой. При выдувании воздуха полоски бумаги или ленты будут развиваться в воздухе, что очень понравится ребенку. Прикрепить их можно обычным канцелярским степлером.

"Звуковые цепочки"

Детям очень сложно различать парные звуки (глухие и звонкие), например, с - з или ш - ж. Чтобы облегчить этот процесс, можно сделать логопедическое пособие своими руками, как на фотографии ниже. На большом листе картона изображены два зайчика разного размера. Один собирает слова, начинающиеся на звонкие звуки, другой - на глухие. Можно прикрепить необходимые пары букв кнопками или сделать прозрачный кармашек, чтобы их туда вставлять.

Логопедическое пособие своими руками

Детям дают набор карточек с картинками. Все предметы начинаются на данные звуки. Ребенок по очереди берет карточку и произносит вслух название изображенного предмета. Определив правильно первый звук, он ищет соответствующую букву и нанизывает картинку на шнурок, который тянется от нее. Так нужно распределить все картинки по цепочкам, выкладывая их рядом друг с другом.

Выработка артикуляции

Детям дошкольного возраста тяжело правильно произносить звуки из-за недоразвития речевого аппарата. Мышцы еще слабые, язык плохо слушается и не обладает необходимой гибкостью. Если с малышом не заниматься, закончится все плачевно. Ребенок долго не сможет правильно говорить, что в старшем дошкольном возрасте будет вызывать насмешки одноклассников. Артикуляционный аппарат можно тренировать уже с 2 или 3-летнего возраста. Сюда входит гортань, челюсть, губы и язык.

Артикуляционная гимнастика

Есть масса упражнений для развития мышц данной системы. Мама или педагог показывает их ребенку, а малыш повторяет. Желательно делать их перед зеркалом, чтобы было видно расположение губ и постановка языка. При работе над определенными звуками можно сделать логопедические пособия для артикуляционной гимнастики.

Это изображение целого лица или только рта, где губы нарисованы в правильном положении при произнесении звука. Наглядность поможет ребенку повторить движение самостоятельно. Рисовать такое пособие несложно, можно использовать любимые детворой смайлики.

"Веселая азбука"

Такое пособие пригодится и для логопедической работы, и для изучения букв. На листе картона сверху напишите крупным шрифтом большую и маленькую буквы. В нашем образце это "Д". Затем подберите картинки с изображением предметов на заданный звук и наклейте их на поверхности карточки.

Логопедические игры своими руками

Можно делать пособие вместе с детьми, чтобы ребенок придумал сам слова, начинающиеся на эту букву. Если необходимую картинку не найдете, можно всегда воспользоваться интернетом и отпечатать ее контуры на принтере. Малыш поможет ее раскрасить цветными карандашами. Таким образом оформляют все буквы алфавита. Можно своими руками логопедическую игру делать не всю сразу, а по мере изучения данной буквы. Ребенку легче будет запомнить ее. На следующем занятии можно повторить предыдущую букву и проработать следующую.

Оформление чистоговорок

Эти пособия часто используются логопедами и воспитателями детского сада для тренировки правильности произношения определенного звука. Это специальное упражнение состоит из двух частей и представляет собой короткий стишок. Первая строка состоит из трехкратного повторения слога или двух букв - первая гласная, а вторая - согласная. Это логопедическое упражнение на выработку артикуляции, автоматизации произношения звуков. Вторая часть представлена рифмованной фразой, которая содержит данный слог или сочетание букв.

Чистоговорки в картинках

Чтобы ребенку легче было запомнить чистоговорки и быстрее их произносить, можно сделать своими руками логопедическую игру в форме карточек. Они могут быть маленькими в форме таблицы, как на образце в статье, а можно разместить каждую чистоговорку отдельно на большом листе картона. Это будет демонстрационный материал для работы в группе. Снизу напишите печатными буквами ее текст, чтобы подсказать детям содержание, если кто-нибудь его забудет.

Скороговорки в картинках

Это отличные упражнения для выработки звуков речи. Они представляют собой небольшой ритмический текст, как правило, смешного содержания. С древности их использовали для забавы, а также для улучшения подвижности органов артикуляции. Помимо речи, скороговорки улучшают внимание, развивают память.

Представленный ниже образец логопедического пособия для детей позволяет не только проговаривать скороговорку, но и развивает мышление и зрительное восприятие. Такие таблицы можно нарисовать для каждой фразы. Они подойдут для детей старшего дошкольного возраста.

Скороговорки в картинках

Каждая картинка соответствует одному слову скороговорки. Первым шагом при изучении фразы станет ее четкое проговаривание в медленном темпе. По мере запоминания фраза произносится все быстрее. Главное - следить за четкостью и внятность произношения звуков в словах. Веселые картинки помогут ребятам скорее запомнить текст, так как в этом им помогает зрительная память. Рисуют таблицы схематически. Нужно обладать талантом художника, чтобы сделать такое логопедическое пособие своими руками.

"Угадай звук в слове"

Следующий учебный материал предназначен для детей старшей группы детского сада. Ребенок, глядя на первую картинку, должен назвать букву, на которую начинается слово. Дальше следует ряд из трех изображений предметов. Проговорив их названия вслух, ребенок должен определить наличие данного звука в этих словах.

Логопедические игры и пособия

На пособии под каждым рисунком есть пустой кружок, где ставится галочка, если заданный звук присутствует в слове. Это упражнение очень полезно не только для выработки произношения, но и для развития фонематического слуха, внимания. Картинки можно нарисовать самостоятельно или вырезать из старых книжек.

"Послушай и выбери правильно"

В данной логопедической игре дети учатся четко различать на слух звуки в названиях предметов, изображенных в пособии. Есть ряд слов, которые отличаются только одной буквой. Дети часто не могут на звук их различить.

Авторские логопедические пособия

Данные таблицы, которые с легкостью можно сделать самостоятельно, помогут малышу разобраться в правильности выбора, более внимательно прислушаться к произносимому слову, узнать его на рисунках.

"Звуковые часы"

Следующая игра очень напоминает предыдущий вариант. Задача ставится та же. Дети должны найти парные слова, которые отличаются только одним звуком. Пособие внешне напоминает часы со стрелками, укрепленными на картонном кругу большого размера. Можно игру сделать из фанеры, оклеив потом листом цветной бумаги. Подбираются картинки пар слов, например, рак - мак, луг - лук, майка - гайка, чайка - майка, роза - коза, соль - моль и т. д.

Ребенок должен выставить стрелки таким образом, чтобы они указывали на пару похожих слов. Можно сделать пособие двусторонним, добавив картинки и стрелки еще и на тыльной стороне круга.

"Прочитай задуманное слово"

Задача ребенка в данной игре, называя первые буквы картинок в ряду, составить задуманное слово. Это интересная игра, которую легко сделать самостоятельно.

Логопедическая игра

Во время подготовки к изготовлению данного пособия действовать нужно в обратном направлении, то есть сначала задумать короткое слово, а затем подобрать картинки, которые начинаются на первые его буквы. Останется только расположить их на одной линии в ряд. На фото, представленном выше, приведены слова, состоящие из пяти букв. Если ребенку трудно освоить эту игру с первого раза, можно для начала придумать более короткие слова, например, "оса", "рак", "нос".

В статье даны образцы логопедических игр и пособий, которые вполне можно сделать в домашних условиях. Работать с ними интересно, а делать быстро и просто.

Описание: Дидактические игры будет полезны для логопедов и воспитателей логопедических групп. Материал предназначен для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, что позволяет сделать данный процесс более интересным для детей.

Цель: Дифференциация звуков С-Ш.

Описание игры:

1 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в слогах.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей со слогами.

Ход игры:

Логопед: Познакомься это веселые малыши Соня и Миша. Они очень любят играть с мыльными пузырями, но малыши только учатся и пузырики получаются маленькие. Хочешь поиграть вместе с ними? Тогда бери пузырик и повторяй за мной (если ребенок умеет читать, то произносит сам).

Образец: Са - ша, со – шо, су – шу, сы – ши.


2 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки парных цветных мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед выкладывает два мыльных пузыря одного цвета, просит ребенка их перевернуть и назвать, что на них изображено.

Образец: Мишка – миска, пушок – носок.

Попросить ребенка назвать у кого, что получилось.

Образец: У Сони мишка – у Миши миска

Материалы для игры

3 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.

Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…

Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши.

Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.

У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.

Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.

Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.

Логопед: Чем поменялись малыши?

Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.


4 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах.

Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.

Ход игры:

Логопед: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.

Образец: Пишу – несу, ваш – вас, шило – сила…


Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч изолированно.


2 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч в слогах.

Ход игры: У паровозика много друзей, хочешь с ними познакомиться? Тогда в путь, но на каждой станции нужно останавливаться и петь ее песенку: ча – ча – ча, чу – чу – чу и так далее. Пришло время возвращаться обратно и теперь мы с паровозиком будет петь другие песенки: ач – ач – ач, уч – уч – уч и так далее.

Материалы для игры

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ изолированно.


Посмотри сколько тропинок в лесу и все они в листьях. Подмети тропинку с желтыми листьями, теперь с коричневыми и так далее.

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ в слогах.

Ход игры: Все листики собраны в кучку, но на нашей волшебной полянке можно раскидать их. Веди щеткой по тропинкам и пой песенки щетки: ща, щу, ще, щи. А теперь нужно навести порядок. Давай соберем листики: ащ, ощ, ущ, ещ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Игры-самоделки, развивающие речь детей.

Одно из профессиональных умений педагога состоит в том, что он с легкостью может преобразовать обыденные вещи,окружающие нас,в дидактическое пособие.

Возрастная категория : дети раннего возраста.

Цель : создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность,

развитие речи детей раннего возраста;

обучение правильному называнию предметов: зайчик, морковка, капуста;

развитие мелкой моторики.

hello_html_777a0142.jpg

Ребенок открывает окошечко, называет спрятанный под крышкой предмет.

Воспитатель: Что любит кушать зайчик? Покорми зайчика морковкой. Ребенок выполняет действие.

hello_html_m2f4642ed.jpg

Возрастная категория : дети раннего возраста.

Цель : создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность,

развитие речи детей раннего возраста;

обучение правильному называнию предметов: лес, лиса, волк, медведь;

развитие умение передавать основные движения, характерные этим животным.

развитие мелкой моторики.

Ребенок открывает окошечко, называет, что изображено на картинках.

Воспитатель проводит беседу:

1вариант игры . Далее проводится игра-подражание повадкам животных. Движения выполняет ребенок по показу взрослого.

2вариант игры . Составление простых предложений.

Воспитатель: Кто живет в лесу?

Ребенок: В лесу живет лиса.

Воспитатель: Какая шубка у лисы?

Ребенок: У лисы рыжая шубка.

Воспитатель: Какой хвост у лисы?

Ребенок: У лисы длинный рыжий хвост.

hello_html_m443b5936.jpg

.

Эти пособия можно использовать в индивидуальной работе,и при организации работы в подгруппах.

Читайте также: