Логические исследования гуссерль краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Немецкий философ Э. Гуссерль – выдающийся деятель, который стал основателем одного из направлений современной философии – феноменологии.

Феноменология Э. Гуссерля

Феноменология – это наука о феноменах, которая понимает их как появляющиеся в сознании смыслы предметов и событий.

Э. Гуссерль предложил собственное определение.

Феноменология, по мнению Э. Гуссерля – это строго научная философия о феноменах человеческого сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, которые предоставляют возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике посредством многоступенчатого метода феноменологической редукции.

В итоге из исследования вычёркивается весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и в принципе сам вопрос о существовании того, что представляет собой предмет исследования. Этот путь создан для того, чтобы вернуться к "самим вещам" под видом сферы сознания, свободной от отношения к действительности, но при этом сохраняет собственное содержание. Данная редукция представляет собой приём интерпретации, идеализации. Из всего этого следует, что феноменология представляет собой науку факта, иными словами максимально обобщённого и приближенного к идеалу.

Э. Гуссерль называет феноменологию дескриптивной или описательной наукой.

"Логические исследования" Э. Гуссерля

Одним из ключевых произведений Э. Гуссерля являются "Логические исследования". В его текстах мыслитель определяет объект, цели и метод философии, где объектом является научное знание и познание, целью – построение науки о науке, иначе говоря, наукоучение. Главная проблема теории познания заключается в проблеме объективности познания.

Э. Гуссерль видел своей целью найти последние самоочевидные, собственно логические принципы. Суть этого он видел в очищении сознания от эмпирического содержания, которое возможно только посредством редукции или сведения высшего к низшему, простейшему. В контексте этого философия освобождается от всех догматических принципов, которые появляются на почве обычной "естественной установки" сознания в собственном отношении к миру. С данной стороны философия получает шанс стать борцом за необходимо человеческое самосознание. Это в результате становится основанием всего логического здания его системы.

Э. Гуссерль призывает к свершению эпохи, иными словами выступал за воздержание от какого-либо утверждения. Как исход редукция оставляет последнее неразложимое единство сознания – интенциональность, что означает фокус сознания на предмете.

Важно отметить, что, начиная с эпохи античных философов, именно таким образом понимали отношение сознания к объекту.

Интенциональность, по мнению Э. Гуссерля – это направленность сознания на предмет как обобщённо-чистую структуру сознания, которая полностью свободна от индивидуально-психологических, общественный и других факторов.

Таким специфическим способом он пытался решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология в этом отношении должна служить связующим элементом между ними. Но при этом одновременно представлять и духовный мир, и трансцендентный мир сущего. Философ считал, что именно в этом заключается метод постижения сущности событий. Однако собственно сущность по Э. Гуссерлю представлена ка значения. При этом они не могут обладать каким-либо самодостаточным статусом существования.

В достаточно зрелом возрасте мыслитель стал много внимания уделять идеям жизненного мира. Это стало основой для его философии жизни и познанию в этой области. Он активно выступал против полного повиновения сциентизму и натуралистически-позитивистского мировоззрения в целом. Стоит отметить, что именно идеи Э. Гуссерля стали основой для формирования экзистенциализма и герменевтики.

Математические проблемы, обернувшись логическими, вызвали потребность в философском осмыслении. Через три года после Первого математического конгресса в Париже состоялся Первый международный конгресс, посвященный вопросам философии математики, на котором продолжились острые споры об основаниях математического мышления.

Поиск таких оснований Гуссерль ведет согласно рецептуре, предложенной Декартом, выдвинувшим методологическую программу обоснования знания посредством погружения его в испепеляющий огонь универсального сомнения. Декарт надеялся получить прочную и незыблемую опору знания в том, что выдерживает любое сомнение. Действительное основание всякого подлинного знания, по Декарту, должно быть самоочевидным.

Логические исследования, Эдмунд Гуссерль - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Наука и общество

О книге

  • Logische Untersuchungen: Zweiter band: Erster teil: Untersuchungen zur phaenomenologie und theorie der erkenntnis Название в оригинале
  • 2011 Год первого издания книги

Краткое содержание

"Логические исследования" Эдмунда Гуссерля являются отправной точкой феноменологического движения. Первый том этого труда "Пролегомены к чистой логике" посвящен критике господствовавших на рубеже XIX-XX вв. направлений в теории познания. Главной болезнью философии своего времени Гуссерль называет психологизм - современные ему проекты психологического обоснования логико-математического и философского знания. На примере ведущих логических учений второй половины XIX в. он доказывает, что психологическое и в целом эмпирическое обоснование науки упускает качественное различие между эмпирическим и идеальным познанием, игнорирует особый статус логико-математических законов, ведет к релятивизму в теории познания. В конце первого тома Гуссерль формулирует программу собственного "Наукоучения" - новой науки о науке, нацеленной на исследование априорных условий возможности научного познания. Критика психологизма Гуссерля инициировала широкую дискуссию, в которую было вовлечено большинство ведущих.

Кант считал, что существует две логики: формальная — наука о формах и законах правильного мышления, которые получают реальное значение лишь в соединении с предметами мышления, и трансцендентальная — наука о всеобщих и необходимых формах мышления вообще, т. e. o категориях, имеющих вневременное значение. Трансцендентальная логика, по Канту, независима от всякого ее применения и потому не может быть проверена или опровергнута опытом.


Их рассуждения были на вид безупречны: психические явления — предмет психологии; мышление — разновидность психических явлений; следовательно, мышление — предмет психологии. Поскольку же задача науки — изучение законов явлений, входящих в их предмет, то задачей психологии должно быть
изучение законов мышления. Соответственно, законы логики по природе являются психологическими законами, а сама логика должна стать разделом психологии.

Главные аргументы противников психологизма основывались на двух ключевых понятиях:

Его аргументы, вкратце, следующие:

Читайте также: