Лирические стихотворения тютчева и бальмонта 2 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Обожала анализ стихотворения. На уроках литературы в старших классах этот вид работы поглощал меня полностью. На выпускном школьном экзамене написала прекрасное сочинение по стихотворению Сергея Есенина. Не помню, что это было за стихотворение, но очень хвалили.

НО… мой небольшой педагогический опыт показал, что анализ стихотворения во втором классе дается нелегко. Редкий ученик с увлечением ищет художественные средства, которые использовал поэт, или с энтузиазмом обсуждает созданный образ. Причём, чем сложнее этот образ, тем тяжелее обсуждать его с детьми.

Работа со словами в этом возрасте не должна носить только устный характер. Поэтому пробую использовать работу с карточками для привлечения внимания учащихся к анализу стихотворения. Такие упражнения, на мой взгляд, помогут сделать анализ менее скучным для детей.

Карточка содержит задания для объяснения метафор (бодрый серп, праздная борозда), поиск олицетворений (серп гулял, поле отдыхает) и эпитетов (чистая и теплая лазурь, первоначальная осень, хрустальный день, отдыхающее поле).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь - И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле.

Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт 3 июня 1867— 23 декабря 1942

Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт

3 июня 1867— 23 декабря 1942



ОСЕНЬ Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснется И заплачет спросонья.

ОСЕНЬ Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснется И заплачет спросонья.

УМК Л. Ф. Климановой

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

— Прочитаем с интонацией удивления.

— Прочитаем с утвердительной интонацией.

— Прочитаем с интонацией раздражения.

— С интонацией восхищения.

— С веселой интонацией.

— А сейчас прочитаем выразительно.

III. Введение в тему урока

— Какое время года описано в стихотворении?

— Найдите в этом стихотворении приметы осени.

— Какие еще признаки осени вам известны?

Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем выразительно читать, разгадывать загадки.

IV. Работа по теме урока

1. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты об осени. (Выступления детей.)

2. Осенние загадки

(Загадки даются на карточках).

— Прочитайте самостоятельно загадки, приготовьтесь читать их вслух. (Дети читают загадки, отгадывают их.)

1. Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)

2. Тучи нагоняет,

Поет да свищет. (Ветер.)

3. Листья желтые летят,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся.

Что за желтый снегопад?

Это просто. (листопад).

4. Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь.)

5. Все мрачней лицо природы:

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)

V. Физкультминутка

Вороны

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, и произнося стихотворение вместе с учителем. Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Первичное чтение стихотворения

(Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Да, оно очень красивое. Какие картины осени вы представили?

— О какой поре осени рассказывает поэт?

2. Словарная работа

Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня.

Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).

3. Работа со средствами выразительности

— Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

— Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. (День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Полякова О.В.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Формирование умения выразительно читать посредством использования игровых приёмов.

Планируемые результаты:

Научится выразительному чтению стихотворения.

Анализу лирического стихотворения

Узнает лексическое значение слов

метапредметные:

Формулирует цель – научиться выразительно читать (ОВЗ – с помощью учителя и одноклассников)

Планирует свою деятельность на уроке

Наличие мотивации к творческому труд у ( ОВЗ - Принимает мотивацию, предложенную учителем и одноклассниками)

Оценивает работу сверстников по критериям (ОВЗ оценивает своё чтение по образцу)

Универсальные учебные действия:

познавательные (П )

регулятивные (Р)

коммуникативные(К)

личностные (Л )

Оборудование урока : - Бумага, карандаши, фломастеры

- Рабочая тетрадь по чтению

- Давайте поздороваемся, улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке.

(Открываю запись на доске) Наступилазолотаяосень.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Дети читают запись на доске)

- Легко ли было прочитать? Всё понятно? Что надо сделать, что бы было удобно читать? (определить границы слов)

Прочитайте с разной интонацией.

В чём разница чтения?

- Где мы читаем выразительно? (На праздниках)

2. Образ желаемого результата

3. Мотивация к учебной деятельности

Какое время года сейчас?

Какая бывает осень?

Осень красивая, скоро в честь осени устроим бал. Что будем делать на этом балу? С помощью чего выразить настроение на празднике? (музыка, картины, стихи )

Сегодня на уроке подготовимся к выразительному чтению стихов для осеннего бала.

Что значит, прочитать стихотворение выразительно? (соблюдать паузы, интонации, логические ударения, темп, громкость)

Кто хочет выступать на осеннем балу? Как будем готовиться к выступлению? (будем учиться выразительно читать стихи)

Подготовка к празднику осени

- Давайте составим план наших действий! ( учитель выставляет на доске)

Познакомимся с новым стихотворением

Узнаем значение новых слов

Почувствуем настроение автора

Представим картину (раскрасим осенний пейзаж)

Расставим паузы и логические ударения

Выразительно прочитаем стихотворение

Читаем вслух по частям

Лексическая работа идёт параллельно чтению

- Какие слова непонятны?

Благовонья – приятный, ароматный запах (работа со словарём)

– Чем пахнет осень ( нюхают осенние ягоды, листья, цветы )

Спросонья – после сна

Какую картину представили? (словесное рисование, показать настроение)

Попробуем изобразить такую осень (раскрашиваем листочки для осеннего дерева)

Выразим это настроение с помощью интонации при чтении

- Как будем читать? Расставляем паузы и логические ударения в каждой фразе.

Выразительное чтение (каждый ребёнок оценивает себя по критериям.)

Критерии: соблюдение пауз, интонация, логические ударения, темп, громкость (памятка для детей с ОВЗ)

Творческая работа в парах (дифференцированные пары)

-Когда ветер дует на листья, что с ними происходит? (шуршат, танцуют, летят, кружатся)

Попробуем с этими словами составить стихотворение по опорным словам

Задание выполняют вместе.

Проверка: выходят и читают сочинённое стихотворение дети с ОВЗ

– Какой результат мы хотели получить? (научиться выразительно читать лирические стихи об осени)

- Получили ли мы желаемый результат?

- Что, на ваш взгляд, получилось удачно? (прочитали выразительно, сочинили стихи, нарисовали осенний пейзаж)

- Почувствовали ли вы настроение, которое хотел передать автор?

Я предлагаю послушать музыку, которую слушали в начале урока и услышать звуки осени: шум дождя, шелест листьев и т.д.

Перед вами лежат разноцветные листки, с помощью их цвета вы оцените свою работу на уроке.

Красный – всё получилось

Жёлтый – многое не получилось

Белый – не могу оценить себя

Выучить стихи об осени:

3. Найти других поэтов об осени и выучить их (по желанию)

Аудиозапись музыки П.И. Чайковского

Листья деревьев и кустарников, ягоды брусники и рябины, цветы

Бумажные листья дерева для раскрашивания

Разноцветные листья деревьев для рефлексии

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 774 материала в базе

Материал подходит для УМК

Люблю природу русскую. Осень.

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.08.2020 265
  • DOCX 60.5 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Полякова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: