Линейное функциональное руководство это заместитель директора школы

Обновлено: 05.07.2024

Управление школой осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года " Об образовании Российской Федерации".

Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия.

В основу положена пятиуровневая структура управления.

В школе созданы органы ученического самоуправления, ученические организации. Органы ученического самоуправления действуют на основании утвержденных Положений.
Органы школьного самоуправления, их функции и полномочия:
Формами самоуправления школы являются:

  • Совет школы,
  • Общее собрание трудового коллектива,
  • Педагогический совет,
  • Родительский комитет.

Общее руководство школой осуществляет выборный представительный орган – Совет школы, который состоит из представителей трудового коллектива – 2 человека, обучающихся третьей ступени –1 человека, родителей – 1 человека, общественности – 1 человек. Члены Совета школы выбираются на общих собраниях родителей, учащихся 9-11 классов, сотрудников школы.
Деятельность Совета школы регламентируется Уставом и Положением о Совете школы.

Совет школы:

  • определяет стратегию развития школы;
  • утверждает основные направления развития школы;
  • разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
  • ведает вопросами этики и гласности;
  • контролирует расходование средств, являющихся собственностью школы;
  • утверждает отдельные локальные акты, регулирующие деятельность школы;
  • заслушивает отчеты директора о работе школы;
  • создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы школы, устанавливает их полномочия;
  • участвует в разработке и согласовывает локальные акты школы, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам школы, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников школы;
  • осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Совете школы.

Заседания Совета школы созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
Решения Совета школы принимаются открытым голосованием.
Решения Совета школы являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и за них проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Решения Совета школы, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива школы.

Общее собрание трудового коллектива

Трудовой коллектив школы составляют все граждане, участвующие своим трудом в ее деятельности на основе трудового договора.
Полномочия трудового коллектива школы осуществляется общим собранием трудового коллектива.

Общее собрание трудового коллектива:

  • рассматривает и принимает Устав школы, изменения и дополнения, вносимые в него;
  • заслушивает отчет директора о работе школы;
  • утверждает план развития школы;
  • рассматривает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные акты, принимает решение о заключении коллективного договора;
  • рассматривает и утверждает кандидатуры на представление педагогических работников к государственным и отраслевым наградам.

Общее собрание трудового коллектива проводится не реже 2-х раз в год.
Решения общего собрания трудового коллектива являются правомочными, если на нем присутствовало не менее 2/3 состава и за них проголосовало не менее половины присутствующих.
Решения, принятые общим собранием трудового коллективом в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации, всех членов трудового коллектива.

Педагогический совет школы

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется Педагогическим советом, в состав которого входят все педагогические работники школы. Педагогический совет действует на основании Положения о Педагогическом совете, утвержденного Советом школы.

Педагогический совет школы:

  • рассматривает основные вопросы учебно-воспитательного процесса в школе;
  • разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
  • принимает решение о переводе и выпуске обучающихся;
  • обсуждает и утверждает планы работы школы;
  • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников школы и представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой, по вопросам образования и воспитания обучающихся; о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима школы; об охране здоровья и труда обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;
  • принимает решения об исключении обучающихся из школы в установленном законом порядке;
  • осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Педагогическом совете.

Педагогический совет созывается по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.
Для ведения протокола и организации делопроизводства из числа педагогов избирается секретарь Педагогического совета.
Председателем Педагогического совета является директор школы.
Решения Педагогического совета являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава, принимаются открытым голосованием, большинством голосов и являются обязательными для всех участников образовательного процесса.
Решения Педагогического совета оформляются приказом директора школы. Организацию выполнения решений Педагогического совета осуществляет директор школы.

Структура методической работы

В школе работают четыре методических объединения:

  • предметов естественно-математического цикла
  • предметов гуманитарного цикла
  • начальных классов
  • МО классных руководителей.

Руководители методических объединений входят в состав Методического совета школы.
Создана достаточно обширная копилка учебно-методических материалов.
Учителя школы принимают активное участие в разработке олимпиадных заданий, в работе районных МО, выступают с докладами.
Творческие группы учителей традиционно совместно готовят материалы для участия в конкурсах различного уровня.
По всем учебным предметам реализуется базовый уровень обучения учащихся. Все учителя имеют необходимую методическую литературу по своему предмету (стандарты, календарно-тематические планы, поурочные планы, разработки уроков в нетрадиционной форме, разработки внеклассных мероприятий по предмету и т.д.). Все учащиеся обеспечены учебниками и необходимыми учебными пособиями. Учащиеся из неблагополучных семей получают бесплатные учебники в школьной библиотеке. Фонд школьной библиотеки позволяет организовать учебно-воспитательный процесс на хорошем уровне.

Управления и ведомства

Согласования между образовательной моделью в школе и структурой ее управления - условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления школы положены Закон РФ "Об образовании", Устав школы, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов общественного самоуправления школы. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой - модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся.

Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:

полный охват направлений работы;

координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;

адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;

использование в управлении школой современных информационных технологий;

контроль за выполнением программы всеобуча;

контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования;

контроль за реализацией права учащихся на получение образования;

контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся;

контроль качества знаний, умений и навыков учащихся;

контроль за внеклассной работой по предметам;

контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.

Педагогические кадры:

контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;

контроль за работой методических объединений;

контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;

контроль за самообразованием учителей;

контроль за состоянием методической работы;

контроль за повышением квалификации учителей.

Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.

Школа уже несколько лет работает в режиме развития, поэтому организационная структура управления школой строится по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Наличие элементов матричной структуры отражает субъекты управления, которые создаются временно для решения той или иной инновационной задачи и распускаются после ее решения. Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней в вертикальной иерархии. Исходя из анализа схемы управления школой, можно выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.

Уровень администрации - уровень директора и его заместителей.

Здесь происходят самые существенные изменения организационной структуры в школе. Наряду с традиционными субъектами: общешкольная конференция, совет школы, педагогический совет, совет родителей, совет учеников, формируется новый общественный полюс управления в лице совета по стратегии развития школы. В структуре администрации школы появляются новые фигуры - психолог, социальный работник и др. с непривычными для прежней школы функциями (диагностика обученности, обучаемости, учебных возможностей школьников и обучающихся возможностей учителей, выбор оптимальной для конкретного ученика программы и технологии обучения, учителя, той или иной системы организации учебно-воспитательного процесса, условий обучения и многое другое).

Уровень учителей - уровень учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей и т.п. На рассматриваемом уровне предполагается создание новых организационных структур: временных творческих лабораторий и научно-исследовательских групп и коллективов, методических советов, проблемных семинаров и др.

Уровень учащихся. Здесь учащиеся создают свои структуры: органы управления, советы, комитеты, комиссии, секции, клубы и объединения.

Могут создаваться структуры, куда входят педагоги и учащиеся.

Усложнение функций современной образовательной школы, изменение содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителей, определили потребности в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности директора школы, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в системе "администрация - учитель - учащийся - родитель". Все это поднимает функционирование школы на новую, более высокую ступень и предъявляет качественно новые требования к управлению учебно-воспитательным процессом в школе, ее руководителям и их организационно-педагогической деятельности.

Теоретическое и аналитико-коррекционное обеспечение развития школы составляет функцию педагогического совета школы, методическое и информационное обеспечение осуществляет методический совет школы, методические объединения учителей-предметников. Функция организационного материального обеспечения возлагается на школьный совет, в обязанности которого входит мобилизация всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей) на реализацию образовательной программы и развитие школы.

Особое место в организационно-педагогической деятельности директора занимают так называемые совещания при директоре, которые могут иметь форму планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания с приглашением руководителей общественных организаций и отдельных членов школьного коллектива.

Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа вырабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педколлектива и управленческого аппарата.

Система управления школой отражает как вертикальные, так и горизонтальные связи, что свидетельствует о ее демократизме, сочетании централизации и децентрализации. От четко скоординированной, спланированной и организованной работы всех звеньев системы управления школы зависит результативность процесса образования, который включает в себя обучение и воспитание школьников.

Управление образовательным процессом осуществляется через систему внутришкольного контроля, систему мониторинга за качеством преподавания и уровнем обученности учащихся, состоянием их здоровья, уровнем воспитанности и развитием познавательной деятельности учащихся. Полученные результаты мониторингов и контроля позволяют принять правильное управленческое решение по регулированию и коррекции образовательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической основе с использованием технологических карт, схем анализа уроков и результатов деятельности учащихся, информационных технологий, анкетирования и обобщения полученных результатов. Функцию контроля выполняет либо учитель, либо председатель мо, либо администрация, либо сам ученик. Рефлексивный подход в управлении образовательным процессом позволяет повысить его качество и результативность.

Воспитательные задачи учителя, обеспечивающие эффективное управление образовательным процессом, является знание ученика, его способностей, интересов, психологических и физиологических особенностей.

В школе развивается ученическое самоуправление. Структура школьного управления строится на 3-х уровнях: на первом - базисном - ученическое самоуправление в классном коллективе, на втором - школьная, ученическая, на третьем - общешкольное самоуправление в коллективе школы. Содержание работы органов самоуправления определяется видами деятельности учащихся: познавательная, самообслуживание, художественно - эстетическая, спортивно-оздоровительная, шефская, информационная.

Познавательная деятельность организуется и проводится в формах:

предметные олимпиады, недели, вечера, конференции, встречи с интересными людьми.

Самообслуживание - это забота о порядке, чистоте, благоустройстве школы, территории, организация дежурства, проведение субботников и воскресников.

Художественно-эстетическая - это праздники и конкурсы, посвященные ВОВ, школе, выставки.

Спортивно-оздоровительная деятельность - это проведение "Веселых стартов" для учащихся начальной школы, первенства по футболу, волейболу, спортивные праздники.

Шефская деятельность - это оказание помощи младшим школьникам, забота о ветеранах войны и труда, организация помощи детским домам.

Непременным условием развития школы является сотрудничество пед. коллектива с родителями учащихся. В школе работает выборный родительский комитет, решающий вопросы создания благоприятных условий образования и воспитания школьников, а в каждом классе - классный родительский комитет. Т.о., организуя воспитательное взаимодействие с семьей, педагогический коллектив решает задачи:

- создание в школе комфортных условий для развития личности каждого ребенка;

В любой организации, независимо от того, чем она занимается, присутствует управляющий персонал, то есть сотрудники, которые занимаются решением производственных вопросов и определением дальнейшей судьбы хозсубъекта. Среди них можно встретить такую категорию управленцев, как линейный руководитель.

Значение термина линейный руководитель

Линейный руководитель – это человек, который занимается управлением организацией или отдельной ее частью, основываясь на своем опыте, знаниях и навыках. Это – человек, который ответственен за развитие своего отдела.

Чаще всего под линейным руководителем понимается начальник цеха или другого аналогичного подразделения, в зависимости от специфики предприятия. Однако, линейным руководителем может быть и представитель более высокопоставленного начальства.

Контролируя работу своего подразделения, этот руководитель берет на себя обязанность координировать действия всех сотрудников, находящихся в его подчинении, чтобы добиться поставленных задач.

Поэтому на данную должность отбираются только те люди, которые имеют не только лидерские качества и способность влиять на людей, но и четкие представления о том, как отдел должен работать, а также идеи его дальнейшего развития.

Линейный руководитель и функциональный руководитель — разница между ними

Руководители делятся на два типа: линейные и функциональные. Функциональные руководители, в отличие от линейных, не управляют рабочим составом какого-либо отделения. Они несут ответственность за функциональные подразделения. То есть, функциональный руководитель может управлять, например, инженерно-технической службой предприятия. А линейный руководитель управляет рабочим процессом в отдельном цехе.

Кто же главнее, функциональный руководитель или линейный? Это зависит от формы организации в компании. Всего существует четыре формы:

Функции и обязанности линейного руководителя не меняются в зависимости от типа организационной структуры.

Основные обязанности линейного руководителя

Линейный руководитель – это ответственный пост, и человек, который его занимает, должен умело справляться со своими обязанностями, в которые входит следующее:

  1. Следить за тем, чтобы на участке не возникало простоев, работа осуществлялась бесперебойно согласно намеченному плану.
  2. Справляться с заданиями, которые необходимо выполнять для повышения качества производства.
  3. Управлять рабочим составом так, чтобы добиться максимальной выработки. Здесь имеет значение множество факторов. Например, очень важно правильно распределить труд починенных. Кроме того, хороший начальник должен стимулировать работников к труду.
  4. Прилагать все усилия для того, чтобы не просто следить за нормальным ходом работы в цехе, но и улучшать его, выдвигать новые идеи, приносящие субъекту прибыль.

Именно от того, насколько линейные руководители хорошо справляются со своими обязанностями, зависит благосостояние компании.

Задачи и функции линейного руководителя

На линейного руководителя возлагается ряд задач и функций, которые он должен выполнять, чтобы производство в цеху шло бесперебойно:

  • Непрерывно контролировать происходящие в структурном подразделении процессы. Если где-то возникает неполадка, линейный руководитель сразу же должен принять меры для ее устранения;
  • Контролировать дисциплину среди работников, трудящихся на вверенном ему участке. Тут важно проследить за соблюдением сотрудниками приказов, а также за правильным выполнением работ на участке и соблюдением техники безопасности;
  • Следить за квалификацией и профессионализмом сотрудников вверенного отделения, формировать производственные ячейки для выполнения отдельных задач, координировать действия работников;
  • Организовывать специальные мероприятия для сотрудников, чтобы донести до них информацию о порядке использования рабочих инструментов и оборудования;
  • Следить за соблюдением санитарии;
  • Принимать работу после ее окончания, а также контролировать качество ее выполнения. Это — одна из фундаментальных функций линейного руководителя;
  • Ставить работникам понятные цели, грамотно доносить до них важную производственную информацию, контролировать выполнение производственных задач и составление отчетности по факту их реализации;
  • Проводить регулярный анализ работы сотрудников. На основе его выводов ему необходимо распределять поощрительные средства между особо отличившимися подчиненными, а также применять санкции в отношении недобросовестных работников;
  • Содействовать в повышении квалификации сотрудников;
  • Принимать меры для сплочения рабочего коллектива, повышения производительности и улучшения качества труда;
  • Внедрять инновации в производственный процесс.

Параметры эффективности деятельности линейного руководителя

Чтобы понять, достаточно ли эффективно линейный руководитель выполняет свои обязанности, следует обратить внимание на такие индикаторы:

  • Оценка того, какие результаты принесла его деятельности, а также какое количество ресурсов было затрачено на их достижение. Хороший руководитель, в первую очередь, заботится о прогрессе всей организации, а не о том, чтобы добиться наибольших результатов на своем посту;
  • Уровень, на котором держится организация труда в отделе, который возглавляет оцениваемый линейный руководитель, а содержание и результативность его деятельности;
  • Рациональность выстроенных ими структур, имеющийся у них потенциал в случае их дальнейшего активного использования;
  • Оценка того, насколько хорошо линейный руководитель справляется с тем, чтобы мотивировать подчиненных к работе для достижения максимально полного выполнения ими всех поставленных задач.

Руководитель участка как пример линейного руководителя

Как уже ранее упоминалось, линейный руководитель – определение, которое может быть применено как к руководителю всей компании, так и к главе начальнику участка. Руководитель участка – это линейный руководитель, который относится к среднему звену. Он контролирует вверенный ему участок.

Это должен быть дипломированный специалист, получивший, как минимум, среднее специальное образование. Кроме того, стаж у сотрудника, принимаемого на эту должность, должен быть не менее трех-пяти лет.

Должность руководителя участка предполагает следующую деятельность:

    Управление участком и сотрудниками, которые за ним закреплены;
  • Реализация производственных задач;
  • Улучшение технологий труда;
  • Составление планов работы участка, а также контроль их выполнения;
  • Контроль безопасности на участке;
  • Мониторинг состояния оборудования и своевременности его обслуживания;
  • Принятие на работу новых сотрудников; штата подчиненных к активной работе;
  • Принятие мер для сплочения рабочего коллектива.

Направления деятельности линейного руководителя

Приоритетное направление деятельности линейного руководителя — развитие персонала. Бизнес-практика показывает, что гораздо целесообразнее инвестировать не в производственные мощности, а в улучшение человеческого капитала. Для этого необходимо обучать сотрудников, увеличивая объем их навыков и знаний, повышать их квалификацию, в случае необходимости отправлять профессиональную переориентацию.

Таким образом, руководители линейного типа выполняют важные задачи по рациональному управлению компаниями в целом, либо их обособленными подразделениями. Они обязаны всеми силами повышать эффективность производства не только за счет применения инновационных технологий, но и развития персонала. Хороший руководитель умеет в оптимальные сроки добиваться поставленных целей, мотивировать сотрудников, спланировать и внести коррективы, а также грамотно оценить полученные результаты для принятия важного управленческого решения.

Миниатюра Что такое линейный руководитель в организации, его функции, чем отличается от функционального

Вне зависимости от того, на чем основана деятельность компании, ее структура всегда включает в себя руководящих работников и подчиненных.

Среди них есть линейный руководитель – чем занимается этот управленец?

Линейный руководитель и его функции

Такой человек осуществляет управление частью организации или целой фирмой, опираясь на собственные знания или навыки. Он несет максимальную ответственность за развитие бизнеса.

Часто к линейным руководителям относят начальников цеха, но эту должность может занимать любой другой человек, который находится выше по должности.

Линейный руководитель контролирует функционирование подразделения и организовывает выполнение задач коллективом. Для данной должности отбирают специалистов с задатками лидера, личным обаянием и четким пониманием того, как спланировать работу для получения наилучшего эффекта.

Функциональный и линейный руководитель – в чем разница?

Функциональный руководитель координирует функциональные секторы на производстве, а с подчиненными не связан. Например, он может заведовать инженерно-технической службой, а линейный руководитель будет контролировать деятельность в цехе.

Исходя из формы организации труда и распределения обязанностей, главнее может быть линейный или функциональный руководитель. Всего таких форм четыре:

  • Линейная – в ней максимально задействован линейный руководитель, и только он отвечает за результат работы отдела.
  • Функциональная – управленцем является линейный руководитель, а ему подчиняется функциональный начальник. Здесь линейное руководство также отвечает за принятые решения, а мера ответственности и объем работ у функционального начальника меньше.
  • Линейно-функциональная – система, предусматривающая, что оба типа руководителей работают отдельно и имеют одинаковые полномочия. Функциональный работник занимается специализированными подразделениями, а линейный руководитель координирует деятельность цехов и других отделов.
  • Матричная – глава назначается на проект, а по его завершении руководитель следующей проектной работой может другой сотрудник.

Схема: Линейно-функциональная структура организации

Фото Линейно-функциональная структура организации

Основные обязанности

В обязанности линейного руководителя входит:

  1. Контроль отсутствия простоев и обеспечение бесперебойной работы в соответствии с планом.
  2. Выполнение задач, обеспечивающих повышение качества на производстве.
  3. Управление коллективом для максимальной эффективности труда, распределение обязанностей и мотивация персонала.
  4. Улучшение работы, проектирование и разработка новых идей, способствующие получению прибыли.

Задачи линейного руководителя

Для обеспечения непрерывного производства линейный руководитель обязан:

  • Постоянно контролировать все, что происходит в его структурном подразделении и решать вопросы с ликвидацией неполадок.
  • Обеспечивать соблюдение дисциплины сотрудниками, а также выполнение ими всех распоряжений.
  • Координировать работу и распределять функции в зависимости от квалификации работников.
  • Заниматься организацией мероприятий, во время которых предоставлять сотрудникам информацию по вопросам использования методик или оборудования для решения производственных задач.
  • Поддерживать и соблюдать санитарные нормы.
  • Принимать работу и проверять результаты деятельности на производстве, контролируя качество выполнения задач.
  • Формировать цели и понятно доносить их сотрудникам, составлять отчеты по факту работ.
  • Регулярно анализировать качество работы, внедрять систему поощрений и распределять вознаграждение между самыми старательными работниками.
  • Использовать систему штрафов для работников, нарушающих трудовую дисциплину.
  • Следить за повышением квалификации.
  • Обеспечивать нормальную атмосферу в коллективе и разрабатывать мероприятия для максимального сплочения работников.
  • Внедрять инновационные решения в процесс производства.

Фото Линейная организационная структура управления

Линейный руководитель и параметры эффективности его работы

Проанализировать качество работы линейного руководителя, и насколько он справляется с задачами, помогают следующие параметры:

  • Оценка результатов его работы и количество ресурсов, потраченное на получение нужного результата. Грамотный руководитель будет думать не о своих успехах, а о хорошей работе всего предприятия.
  • Степень организации труда в сегменте, который курирует линейный руководитель.
  • Рациональность и потенциал сформированных им структур.
  • Оценка уровня мотивации сотрудника и эффективности их труда при выполнении разноплановых задач.

Линейное руководство на примере куратора участка

Также чтобы претендовать на такую должность, человек должен проработать на предприятии не менее 3-5 лет.

Руководитель участка выполняет следующие функции:

  • Курирует участок и подчиненных, которые на нем находятся.
  • Решает производственные задачи.
  • Работает над улучшением условий и технологий труда.
  • Составляет планы и контролирует их реализацию.
  • Контролирует безопасность.
  • Проверяет исправность оборудования и инструментов, следит за регулярностью их проверки и ремонта.
  • Производит отбор новых специалистов и формирует коллектив.
  • Разрабатывает и проводит мотивационные мероприятия.
  • Формирует комплекс мероприятий для обеспечения здоровой атмосферы в компании.

Основные направления работы

Главная задача такого руководителя заключается в развитии персонала. Анализ практики ведения бизнес-процессов показывает, что инвестировать средства лучше в сотрудников, а не в производственные мощности.

Важно вкладывать средства в обучение подчиненных, повышение их квалификации и уровня знаний, переориентацию.

Действительно грамотный линейный руководитель умеет мотивировать подчиненных, распределить задачи и контролировать их для получения наилучшего результата!



Каждая организация имеет свою организационную структуру, представляющую собой рамки, внутри которых решаются вопросы о распределении задач, использовании ресурсов компании и координировании работы имеющихся подразделений.

Факторы, влияющие на формирование организационной структуры

  • Размер организации. Крупные предприятия имеют более сложную структуру подчиненности, чем небольшие, в которых для управления достаточно одного руководителя.
  • Возраст организации. С каждым годом структура предприятия усложняется.
  • Стратегия и задачи. Существенное влияние оказывают цели и задачи, которые ставятся перед руководителем и подчиненными.
  • Персонал. Организационная структура зависит от лидерских качеств и деятельности каждого сотрудника.
  • Направление деятельности компании. Предприятию, которое предоставляет одну услугу (например, парикмахерская) достаточно одного руководителя для организации нормальной работы, но для крупного завода, выпускающего несколько видов продукции, нужна более сложная организационная структура.
  • Культура и среда. Национальная культура и менталитет. Бывает авторитарный или демократический.

Линейные руководители это

Краткая характеристика организационных структур

  • Линейная – наблюдается непосредственное воздействие руководителя на подчиненных. На него возложены все функции по управлению деятельностью фирмы. Руководитель в линейных структурах самостоятельно отвечает по всем вопросам касательно продуктивной работы звеньев системы.
  • Функциональная – для неё характерно подчинение функциональных руководителей линейному, на которого возложено общее управление организацией. Кроме того, он несет ответственность за все принятые решения. Наблюдается специализация функциональных руководителей в зависимости от управленческих функций, которые они выполняют. Данная структура характеризуется тем, что в организации есть линейные и функциональные руководители. Первые работают по принципу единоначалия. Вторые управляют работой отделов. Основные задачи осуществляются руководителями линейно-функциональных подразделений, которые подчиняются главному линейному начальнику.
  • Матричная – руководитель проекта может управлять подчиненными любого отдела. После того как работа над проектом завершена, исполнители возвращаются в свои подразделения.

руководитель в линейных структурах

Рассмотрим подробнее, кто такие линейные руководители, какие на них возлагаются функции и задачи. Также обсудим, каковы преимущества и недостатки работы такой организационной структуры.

Линейные руководители: сущность

Линейные руководители – это руководители организаций или подразделений, которые занимаются основной деятельностью предприятия. На них возлагается ответственность за реализацию целей, которые стоят перед фирмой.

Линейные руководители – это доминантные лица предприятий. Необходимая информация предоставляется им непосредственными подчиненными. На основании нее они принимают решения и отдают соответствующие распоряжения.

функции линейного руководителя

В линейно-функциональной организационной структуре линейный руководитель играет несколько другую роль. Его полномочия ограничены вопросами принятия решений. То есть линейные руководители – это начальники, которые работают на принципах единоначалия, но выполняют задачи руководители по отдельным функциям. В итоге качество принимаемых решений существенно улучшается, ведь главному начальнику не надо следить за руководителями отделов.

Функции линейного руководителя

  • Установка основных целей и задач организации и контроль за их исполнением.
  • Создание эффективно работающего коллектива: оценивают производительность труда персонала, участвуют в подборе кандидатур новых сотрудников, проводят собеседования, принимают решения об увольнении, составляют рабочий график.
  • Контроль дисциплины сотрудников.
  • Обеспечение развития персонала, организация обучения, поощрение и наказание.
  • Мотивация сотрудников, оценка результативности работы каждого человека.
  • Формирование и поддержание корпоративной культуры, разрешение конфликтных ситуаций.

Руководителями линейно функциональных подразделения

Задачи линейных руководителей

  • Оказание помощи фирме в достижении поставленных целей.
  • Поиск для предприятия квалифицированных работников, которые заинтересованы работать на результат.
  • Эффективное использование знаний и опыта сотрудников.
  • Совершенствование мотивационной системы.
  • Усовершенствование системы обучения сотрудников, своевременное повышение квалификации.
  • Создание благоприятного климата в организации.
  • Планирование повышений по службе и иных поощрений.
  • Активация творческой активности работников.
  • Доведение до совершенства методов оценки работы персонала.
  • Создание достойных условий труда для сотрудников.

Задачи линейных руководителей

Критерии эффективности работы линейного руководителя

Не каждый начальник может стать достойным руководителем. Эффективная работа по организации деятельности фирмы – это каждодневный труд. Линейные руководители – это лица, обладающие определенными компетенциями. Их эффективность можно оценить с помощью таких параметров:

  • Результат основной деятельности организации.
  • Наличие у начальства соответствующей мотивации. Руководитель регулярно должен поддерживать и развивать свое желание работать дальше.
  • Развитие компетенции для работы с персоналом. Руководитель должен стремиться вникнуть во все тонкости управления сотрудниками своей организации или вверенного ему подразделения.
  • Умение сформировать у подчиненных приверженность общей главной цели.

Основные компетенции руководителя, обеспечивающие эффективное функционирование организации

  • Значительный профессиональный опыт (навыки и умения в решении различных профессиональных задач).
  • Лидерство (помогает сформировать достойную команду и вдохновить ее на достижение поставленной цели).
  • Эффективное общение и взаимодействие с сотрудниками (умеет аргументировать свою точку зрения и правильно излагает свои мысли).
  • Планирование и координация работы (планирование крайне важно для достижения хорошего результата).

линейные и функциональные руководители

Преимущества, характерные для линейной организационной структуры

  • Единство подчиненности (все сотрудники подчиняются одному начальнику);.
  • Полная ответственность каждого сотрудника в соответствии со своим рабочим местом.
  • Простота системы, так как четко распределены все полномочия и обязанности.
  • Решения принимаются оперативно.
  • Создание в коллективе необходимой дисциплины.

Недостатки, характерные для линейной организационной структуры

  • Линейный руководитель не может быть компетентен во всех областях.
  • Жесткость системы и сложность в ее приспособлении к меняющимся условиям.
  • Ориентирована на незначительное количество информации, передающееся между уровнями иерархии.
  • Ограничение в инициативе сотрудников низших уровней.
  • При увеличении масштабов производства появляются сложности с разделением труда.

Итак, линейные руководители – это главное звено линейной структуры организации, на которое возложена задача по достижению организацией основной цели и которые несут ответственность за выполнение поставленных задач. С одной стороны, такая система существенно упрощает управление предприятием, с другой - тормозит его развитие и не дает ему быстро приспосабливаться к меняющимся условиям среды.

Читайте также: