Лицейская неделя в школе тубельского

Обновлено: 02.07.2024

Быть на связи

Кроме того, всегда существуют острые темы, разговаривать на которые подросткам интереснее не с родителями и педагогами, а с людьми, близкими по возрасту. Подростковая депрессия, острые социальные темы в контексте школьной и студенческой среды – все эти вопросы можно обсудить с недавними выпускниками школы.

Свои чаяния всегда есть и у педагогов.Еще в далекие 90-е Тубельский сделал практикой в своей школе образовательные путешествия, профессиональные стажировки (популярная сегодня услуга на рынке неформального образования), пространственную, а не линейную (собранную из различных, помимо учебного, творческих пространств и мастерских) организацию школьной жизни. Проектные формы работы – творческие, командные, исследовательские – на сегодняшний день одна из ключевых педагогических практик в старшей школе в Европе и Северной Америке, в России она также вошла в перечень образовательных стандартов и успешно применяется. Но организовать такую работу, которая может выйти за рамки школьных стен, без участия выпускников невозможно. И хотя выпускники всегда участвовали в школьных делах добровольно и с удовольствием, никогда еще общешкольное сообщество не имело современной, удобной для всех участников площадки, на которой контакт можно установить не через кого-то, а напрямую, в один клик.



В один клик

Создание анкеты. Пройдя несколько редакций, была разработана анкета участника сообщества, заполнить которую онлайн может любой выпускник школы.

Покупка домена и разработка механики сайта . Разработка велась волонтерской группой совместно с привлеченными специалистами, тоже выпускниками.

Подготовка видеоинтервью . Первые съемочные дни позволили отработать модель съемок и формат интервью с выпускниками, в которых они рассказывали о своем пути в профессию, открытиях, трудностях и победах.




Съемки видеоинтервью для проекта

Нескучные времена

Обновлено (23 января, 18.25): После публикации этого материала, 23 января, директор школы № 734 им. А.Н.Тубельского Сергей Москаленков в своем фейсбуке сообщил, что решил покинуть свой пост по семейным обстоятельствам.

Что это за школа

Школа самоопределения № 734 им. А.Н.Тубельского находится в спальном районе Москвы в районе Восточное Измайлово. Туда не отбирают одаренных или чем-то отличившихся детей. Но несмотря на это, многие родители хотят, чтобы их ребенок учился именно здесь, некоторые из них ради этого готовы ездить сюда каждый день с другого конца Москвы.


Что произошло 11 января

В школе был уникальный игровой, спортивно-гимнастический комплекс для занятий по методике С.В.Реутского. Это тренажер для отработки контроля над собой в пространстве, для преодоления своих страхов перед препятствиями. Он использовался на переменах, а также был включен в образовательную программу. Под присмотром педагогов дети учились владеть телом, решать физические задачи на преодоление препятствий.

9 января, когда дети были на каникулах, родители случайно узнали, что утром этот спортивно-игровой комплекс демонтировали без обсуждения этого вопроса. Именно тот факт, что все произошло без предупреждения, возмутил родителей больше всего. Как говорят родители, это стало поводом, а точнее последней каплей, для объявления бойкота. По неофициальным данным в нем участвовало около двухсот человек. На уроки в этот день почти из двухсот с лишним учеников начальной школы пришли чуть больше пятидесяти. Митинг длился около двух часов, за это время родители зачитали свои требования директору Сергею Москаленкову.

Новый директор школы

Сергей Москаленков работает учителем с 2000 года. Начинал он учителем ОБЖ, обществознания и права в школах Кемеровской области. Он прошел классическую карьерную лестницу от учителя и заместителя директора до руководителя школы. В 2007 году он стал лучшим учителем Кузбасса.

В 2014 году он переехал в Москву и немного позже попал в кадровый резерв столичного Департамента образования Москвы, где в мае 2017-го получил должность директора в школе Тубельского. Его предшественницу Юлию Владимировну Грицай сместили без объяснения причин. Она руководила школой десять лет и была ученицей А.Н.Тубельского.


Чем недовольны родители

Спортивный комплекс стал лишь последней каплей в конфликте родителей, учителей с новым директором, а также всей администрацией школы. Нового директора назначил Департамент образования Москвы, хотя в уставе школы раньше было прописано, что его выбирают демократическим путем — голосованием. Кстати, Юлию Грицай, предыдущего директора школы, выбирали именно так. В одной из старых редакций устава было разрешено выбирать директора голосованием. Сейчас новая редакция от июля 2017 года, по которой директора назначает учредитель — Департамент образования Москвы. Смена устава также относится к нововведениям директора.

Если мы хотим свободных людей растить, думающих, которые имеют свое мнение, но которые готовы услышать и другое, то над этим нужно работать, а не мешать


На данный момент в школе больше нет конституции, Суда чести. Родители утверждают, что лицейский спектакль, который относится к тридцатилетней традиции школы — лицейской неделе, был под угрозой срыва. Все потому, что новый директор запретил репетиции спектакля во внеучебное время, отведя на них всего один час в день. Москаленков это опровергает, сказав, что сам был на этих репетициях, а спектакль считает одним из самых важных событий в школе.


Что происходит сейчас

В субботу, 13 января, состоялась экспертная встреча, которую родители организовали сами. Туда пригласили и директора, и представителя производителя-фирмы БИОМ, и педагогов детского сада № 734, которые уже много лет работают с такими же комплексами в садике, для того чтобы обсудить, как дальше действовать с демонтированным комплексом. На этой встрече решили, что комплекс возможно восстановить и оснастить дополнительными элементами безопасности. На вопрос, за счет каких средств будет построен новый комплекс, директор ответил: за счет бюджета школы.

Родители также создали страницу в фейсбуке и петицию, в которой призывают обратить внимание на эту конфликтную ситуацию. На данный момент петицию подписали почти 16 тысяч человек. Также известно, что 25 января в школе пройдет открытое собрание Управляющего совета, которое смогут посетить все желающие родители. Туда также приглашены представители педагогического сообщества.

Здание школы №734 в Измайлово — типовое, но внутри этих стен многое устроено не так, как в большинстве таких же бесплатных городских школ. Это – Школа самоопределения, известная также как Школа Тубельского.

В последние дни школу и ее дальнейшую судьбу много обсуждают в СМИ и соцсетях. Мама одного из учеников рассказала, что особенного в этом учебном заведении.

Родители решаются на переезд ради того, чтобы их дети учились здесь

Через полгода нам удалось перевестись в детский сад при Школе Самоопределения, из которого детей переводят в первый класс по приоритетным спискам. Это было одним из лучших решений за все время моего родительства.

Сейчас мой старший сын учится в третьем классе, у него бесконечно мудрая учительница. Как педагог и как родитель я у нее постоянно чему-то учусь.

При этом в сад Тубельского можно попасть так же, как и в любой другой сад у вас во дворе, через электронную очередь. Я знаю многих людей, которые специально переехали ради сада и школы Тубельского в Измайлово из других районов, и поменяли жизнь ради счастливого детства своего ребенка.

Учеба без оценок и домашних заданий

Началось все в 1985 году, когда в школу пришел новый директор – Александр Наумович Тубельский. Он начал реформы в школе, смело экспериментировал, активно участвовал в жизни школы и был настоящим другом учеников.

Естественным образом притягивались такие же увлеченные и неординарные педагоги. Тубельский с огромным уважением относился к коллегам и был убежден, что если освободить педагога от тяжести спущенной сверху программы и от гнета соотношения двоек и пятерок в классе, если дать учителю свободно и творчески действовать, то такой учитель сотворит чудо.

Школа перешла на 35-минутные уроки, так как было замечено, что в среднем 10 минут от урока обычно уходит впустую. Были отменены оценки вплоть до 8 класса: учеников призывали сравнивать свои успехи только относительно самих себя, а самомотивация была важнее стремления к оценке извне.

Тубельскому в своем маленьком государстве — школе — удалось взрастить настоящую демократию. Он был убежден, что стране нужны свободные люди, и считал, что они вырастают только в атмосфере доверия: учителя – к ученику, администратора – к учителю.

Как ему удавалось много лет сохранять в школе особый уклад? Наверное, все дело в том, что Александр Тубельский был авторитетом для многих и к нему прислушивались. В 2000 году он стал президентом Ассоциации демократических школ России — он хотел, чтобы таких школ становилось больше, чтобы они делились опытом друг с другом.

В 2007 году Александр Наумович в возрасте 66 лет ушел из жизни. Но школа осталась, остались педагоги, выпускники, которые часто возвращались в школу в качестве учителей, и дети, которым повезло учиться в такой школе.

Главный принцип: уважение личности ребенка

Здесь по-прежнему дети ходят без формы, и вольны самовыражаться (синие волосы не возбраняются). Уроки снова стали по 45 минут, а оценки не ставят только до 4 класса.

Долго держалась концепция полного дня, но с 2017 года школа ввела платную продленку. Вместе с платной продленкой в 2017/18 учебном году платными стали многие мастерские, а когда-то выбор у школьников был огромный — от керамики или столярной мастерской до киноклуба.

Школа осталась открытой для родителей. Еще Тубельский говорил о том, как важно, что родитель в любой момент может зайти в школу, поговорить с учителем, узнать, чем живет его ребенок в школе. Он с грустью говорил о том, что видит в других школах, как несчастные бабушки, мамы и папы, ждут у дверей детей, потому что им не разрешено заходить в школу.

Выпускников Школы Самоопределения сложно как-то охарактеризовать, все они разные. В этом и есть глубокий смысл самоопределения. Объединяет их одно: они — личности, они провели 11 лет в стенах школы, где их уважали и где к ним прислушивались.

Отдельно хочется рассказать о детском саде при школе. Сотрудники других — обычных — детских садов, попав сюда на семинары, уезжают в большом удивлении.

Реутский говорил о недостатке двигательной активности у современного ребенка, которого не отпускают гулять во двор, которого привозят в школу на машине и, в лучшем случае, отдают в спортивную секцию. Но этого катастрофически мало для полноценного развития. Поэтому для полноценной физической нагрузки он создал искусственную среду — физкультурные комплексы, чтобы через свободную игру в этих комплексах дети добирали недостающую физическую нагрузку.

Если физкультурный комплекс достаточно сложно и интересно устроен, то его пространство заставляет ребенка постоянно возвращаться. Оно предоставляет свободу и выбор: двигайся куда хочешь и сам определяй сложность пути. Оно заставляет сосредоточиться. Здесь можно почувствовать, как работают простейшие механизмы: наклонная плоскость, блок, рычаг. Дети учатся сотрудничать друг с другом, а опыт преодоления препятствий дает им радость и уверенность в своих силах.

Осенью в саду проводят бал, и малыши в бальных платьях и фраках танцуют свой первый вальс.

Новогодняя сказка, которую воспитатели сада сами придумывают и показывают детям, — настоящий интерактивный спектакль.

Каждый год педагоги с детьми устраивают для родителей цирк. За акробатическими номерами стоит очень много труда малышей и взрослых: преодоления, познания — себя и своего тела.. Олимпиады, лыжня, праздник песни — и, наверное, я что-то еще упустила.

Родители детей, которые ходят в сад и школу имени Тубельского, проживают детство вместе со своими детьми. Не получается в этом саду и школе просто привести и отдать ребенка, а вечером забрать. Мы готовим костюмы и декорации для бала, сочиняем песни, проводим мастер-классы — например, по рисованию песком и росписи пряников, а на выпускной в саду ставим сказку. Когда выпускался наш сын, мой муж написал сценарий, родители расхватали роли и увлеченно играли для детей. Мы — полноценные участники жизни своих детей, которая затягивает и увлекает.

 Скандал вокруг московской школы №734 им. Тубельского: причины, о которых предпочитают молчать

Школа самоопределения №734 им. Тубельского, располагающаяся в доме 58А на Сиреневом бульваре в районе Восточное Измайлово, оказалась в центре внимания районной общественности сразу после новогодних каникул.

Все началось 11 января, когда вместо детей в школу пришли, по разным данным, от ста до двухсот рассерженных родителей, недовольных директором школы Сергеем Москаленковым, который якобы хотел демонтировать расположенный школьный спортивный комплекс.

Москаленков был назначен директором школы только летом 2017 года

Как же он сумел за столь короткое время настроить против себя родителей учеников школы? Судя по всему, причиной недовольства стали принимаемые новым директором решения, в том числе и увольнение, по некоторым сведениям, почти двух десятков учителей.

Но не будем углубляться в нюансы педагогической науки, и отставим это спецам из АПН, Минобраза и столичного Департамента образования, назначившего Сергея Москаленкова директором школы № 734 имени Тубельского.

Вернемся к сегодняшнему дню.

Не дослушав директора, родители-активисты зачитали резолюцию, больше напоминавшую ультиматум, согласно которому директору давалось пять дней на восстановление демонтированного спортивного комплекса.

Словом, диалога не получилось.

На первый взгляд, все ясно: в школе № 734 созрел конфликт между Старым в лице директора и Новым в лице родителей, пытавшихся вбить в тоталитарную директорскую голову демократические ценности.

Но на второй взгляд, все выглядит уже не так железобетонно-однозначно.

Для того, чтобы хотя бы приблизительно понять что привело к конфликту в школе на Сиреневом бульваре, нам придется вернуться лет на пятнадцать назад, когда родителями и бывшей администрацией школы № 734 было создано АНО Попечителей ЦО №734 (ОГРН 1027719013453 ИНН 7719259037).

Источники утверждают, что почти сразу после этого на Москаленкова вышел один из родителей, якобы это был некий Юрий Максюта, попытавшийся уговорить Москаленкова продлить договор школы с АНО.

Но и родители-активисты тоже не лаптем фуа-гра кушают, и точно знают: попытка — не пытка, под лежачий камень вода не течет, а хлеб за желудком не бегает.

Впрочем, к Москаленкову поступали и более романтические предложения. Говорят, однажды разговор даже зашел о постановке спектакля. Речь якобф шла о выплате режиссеру этого спектакля, экс-сотруднику школы Злотникову В.С., который сейчас , по некоторым сведениям, трудится в школе № 1534, 460 тысяч рублей на постановку.

Неизвестно, почему на постановку школьного спектакля понадобилось почти полмиллиона целковых. Но зато точно известно, что после того, как Москаленков отказался оплачивать реализацию театрально-постановочных идей г-на Злотникова, в Facebook развернулась настоящая война против директора, не желающего финансировать свободный полет детской, да и взрослой, творческой фантазии.

Впрочем, на этом попытки наладить контакт с новым директором не закончились.

Если бы не было точно известно, что в России взяток не бывает, можно было бы даже предположить, что директору предлагали мзду.

Что касается юридически-финансовых отношений школы с АНО, то и на этом фронте все оставалось без перемен, даже после того, как родители-активисты направили к Москаленкову еще одного переговорщика — нового генерального директора АНО.

Но и эти переговоры закончились ничем.

В новогодние каникулы комплекс был демонтирован по требованию директора школы, посчитавшего сооружение небезопасным для учеников. Можно предположить, что к такому выводу Москаленков пришел не на пустом месте, и у него были свои аргументы.

В декабре 2016 года, еще задолго до прихода Москаленкова на директорский пост, первоклассник сломал три позвонка, упав во время занятий на спортивном комплексе. По этому поводу школу проверяли представители СФК, и по результатам проверки была уволена директор школы Ю. Грицай. Тогда никто не удосужился сообщить родителям истинную причину увольнения директора: не исключено, что это был секрет, или образовательное начальство просто не хотело лишний раз возбуждать общественность.

Обычно в таких случаях родители присылают к директору школы делегацию, которая выносит ему благодарность за заботу о детишках, после чего директор, смущенно приняв выражения благодарности и пустив слезу умиления, озадачивается строительством нового, современного и безопасного для детей спортивного комплекса.

Почему многие родители так невзлюбили нового директора? Некоторые утверждают, что дело не только в том, что Москаленков хочет вернуть для учеников домашние задания, вызовы школьников к доске, дежурства детей по классу, и прочие тоталитарные правила, втаптывающие в грязь унижения свободную демократическую личность.

Говорят, дело еще и в том, что в школе № 734 якобы никогда не было внебюджетных вливаний, то есть для родителей все было бесплатно, и это было вроде как частью сделки между АНО и бывшим директором.

Правда, одна из родительниц рассказала, что бывшая школьная якобы администрация собирала наличные деньги за посещение детьми кружков, которые формально были бесплатными, и это, как полагают некоторые родители, делалось не без участия АНО.

Возможно, это и объясняет то заслуживающее лучшего применения упорство, с которым

Как будут развиваться события дальше, неизвестно никому. Возможно, ситуация вокруг школы № 734 зашла уже так далеко, что ее придется решать руководителям и чиновникам столичного Департамента образования. А если выявятся реальные нарушения финансовой дисциплины в прошлые годы, нельзя исключать, что этим заинтересуются и в других государственных органах.

Читайте также: