Либретто фея кукол краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Куклы – благодатная тема для волшебного предрождественского балета.

В 1892 году Петр Ильич Чайковский написал своего "Щелкунчика". Но он был не первым, кто решил вывести на балетную сцену фарфоровых пастушков, паяцев и человечков из марципана.

Точнее сказать, идея создания детского спектакля, где танцовщики изображали бы живых кукол, пришла в голову балетмейстеру Йозефу Хасрайтеру, а в написании либретто ему помог художник Франц Гауль. Оба не были профессиональными либреттистами, поэтому сюжет балета не отличался затейливостью. Он стал просто обрамлением для большого количества танцевальных номеров.

Наконец появляется самая прекрасная кукла – Фея Кукол. Плумпетермир заказывает её доставку на завтра, расплачивается и уходит.

После закрытия лавки в ней начинает происходить волшебство. Игрушки оживают и решают устроить пышное прощание с Феей Кукол. Большая часть балета и представляет собой проводы Феи.

Наступает утро, и куклы занимают свои места. Вот, собственно, и всё.

Балет поставили талантливые танцовщики и хореографы братья Легат. Брат Матильды Кшесинской Иосиф писал, что они

. Один ставит номер, а второй смотрит. Вдруг неожиданно отталкивает того и продолжает ставить танец или сцену дальше, причем никогда между ними не было пререкания и недоразумения или поправки одним другого.

Оформление балета было предложено мирискуснику Леону Баксту. Тот загорелся идеей перенести действие в середину XIX века и из Вены – в Петербург. Сквозь окна игрушечной лавки виден был знакомый каждому центр столицы. Куклы и посетители лавки были наряжены в изысканные ретро-костюмы (впоследствии эскизы Бакста к балету легли в основу серии рождественских открыток).

Куклу-испанку танцевала великая Анна Павлова.

А впоследствии эта партия отошла Тамаре Карсавиной.

Той самой Карсавиной, о которой Ахматова сказала:

Как песню, слагаешь ты легкий танец —
О славе он нам сказал, —
На бледных щеках розовеет румянец,
Темней и темней глаза.

И с каждой минутой все больше пленных,
Забывших свое бытие,
И клонится снова в звуках блаженных
Гибкое тело твое.

Братья Легат, надо сказать, основательно перешерстили простенький балет Байера. Они добавили в него номера на музыку П.И. Чайковского (марш кукол) и Р.Дриго (танец куклы-француженки).

А ещё в балет Байера внесли трогательное па-де-труа Феи и двух влюбленных в нее Пьеро. Его и теперь часто танцуют выпускники хореографических училищ. Это единственный доживший до наших дней номер в оригинальной хореографии братьев Легат, которые и исполняли партии двух Пьеро. Впрочем, из-за травмы Николай не выступил на премьере. Одного из Пьеро танцевал его блестящий ученик – Михаил Фокин.

Атмосфера влюбленности, видимо, реяла над этим спектаклем – и не только из-за участия Матильды Феликсовны Кшесинской и появления в балете романтической линии. Леон Бакст, создавая декорации к балету, решился на скандальный по тем временам поступок.

Узнаваемое лицо под полями широкополой шляпы появилось в росписи падуги среди кукол, лошадок и мячей, к изумлению высокопоставленной петербургской публики.

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут ))

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.



Закрыть



Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)

Одноактный балет в 2 картинах.

Композитор Й. Байер, сценарист И. Хасрайтер, Ф. Гауль, балетмейстер И. Хасрайтер, художник А. Бриоши.

Премьера состоялась 4 октября 1888 года в Придворном театре в Вене.

Тем временем купец внимательно осматривает куклу, изображающую воина в полном вооружении. К кукле подходит жена купца и нечаянно задевает скрытый механизм. Воин приходит в движение. Жена купца падает в обморок, а затем, придя в себя, вместе с девочкой бежит прочь и наталкивается на большую коробку, из которой выскакивает черт. Это еще больше пугает их, и они в ужасе перебегают в другой конец лавки.

В лавку входят сэр Джемс Плумпетермир, леди Плумпетермир, Боб, Дженни, Бетси и маленький Томми. Хозяин встречает их с поклоном. Посетители важно усаживаются в кресла.

Наступает время запирать лавку. Главный приказчик тушит огни. На ближней башне часы бьют полночь. С последним ударом колокола из-за полога выходит Фея кукол и волшебной палочкой оживляет все механические фигуры.

По знаку Феи группы кукол освещаются волшебным светом. Начинаются танцы и торжественное шествие кукол. Почти в ту же минуту входит хозяин и главный приказчик, обеспокоенные необычным шумом в лавке. Тревожным взглядом они окидывают все помещения и, не найдя ничего подозрительного, направляются к выходу. Едва они покинули лавку, как куклы вновь начинают танцевать, прощаясь с Феей.

Кончается ночь, а с нею и волшебные превращения. Наступает утро. Куклы снова занимают свои места на полках.


Работая над оформлением балета, Бакст стремился выдержать все в едином стиле 1840-50-х годов, изображенные здания Невского проспекта были точной копией домов того времени. Эскизы костюмов персонажей, и особенно кукол, отличались великолепием. Позже по этим рисункам был выпущен специальный комплект из 12 цветных открыток, и любители могли наслаждаться тонким мастерством художника. В балете существовало два мира — настоящий (первая картина) и вымышленный (вторая картина). В последней картине Бакст изобразил предметы, окружавшие оживших кукол, больше их натуральной величины. Это придало действию сказочный характер, где живые артисты походили на подлинных кукол.

Днем 16 февраля 1903 года состоялась премьера этой постановки балета в Мариинском театре. Главные партии исполнили настоящие и будущие звезды русского балета — Матильда Кшесинская (Фея кукол), Ольга Преображенская (Кукла Бебе), Анна Павлова (Испанская кукла), Агриппина Ваганова (Китайская кукла), Вера Трефилова (Японская кукла), Павел Гердт (Главный приказчик), Сергей Легат и Михаил Фокин (два Пьеро). Фокин заменил Николая Легата, танцевавшего эрмитажную премьеру, но заболевшего через несколько дней. Впоследствии в партии Феи кукол выступали Вера Трефилова, Ольга Преображенская, Тамара Карсавина, Эльза Вилль, Елена Смирнова.


Этот спектакль стал не только балетмейстерским дебютом для братьев Легат, им началась карьера замечательного театрального художника Льва Бакста. Благодаря его сценографии спектакль вошел в историю русского балетного театра. Балетмейстерское творчество братьев Легат не получило продолжения из-за трагической смерти Сергея Легата в 1905 году.

Балет имел большой успех и сохранялся в репертуаре театра до 1925 года. Кульминацией спектакля было па-де-труа на музыку Дриго, которое исполняли Фея кукол и два Пьеро. Это единственный номер в оригинальной постановке братьев Легат, сохранившийся до наших дней. Он изредка исполняется в концертных программах артистами Мариинского театра и учениками Академии русского балета имени А. Вагановой.

Балет состоял из двух картин. В первой происходит бойкая распродажа кукол. Их демонстрируют перед высокомерной и чопорной семьей англичан, самодуром-купцом, чванливой купчихой и их капризной дочкой. Приказчикам трудно угодить привередливым покупателям. И лишь прелестная Фея кукол вызывает всеобщий восторг. Вторая картина — фантастический сон, приснившийся мальчику на посылках, случайно закрытого на ночь в магазине. Перед ним оживает игрушечное царство. Куклы вовлекают его в свой удивительный праздник. Утром появляется хозяин лавки и застает мальчика среди кукол, не успевших занять свои места. Он обрушивает на ребенка свой гнев, но куклы защищают мальчика. Сама Фея кукол останавливает разбушевавшегося хозяина, приводя в изумление приказчиков.

Спектакль пользовался неизменным успехом у зрителей, а обилие действующих лиц и их разнохарактерность давали возможность занять на сцене учеников самого разного возраста.

Автор балета - Йозеф Байер

Либретто И. Хасрейтера и Ф. Гауля.Балетмейстер И. Хасрейтер.

Первое представление: Вена, Придворный театр, 4 октября 1888 г.

Хозяин лавки. Почтальон. Рассыльный. Приказчики. Служанка. Купец. Жена купца. Их дочь. Комиссионер. Сэр Джемс Плумпетермир. Леди Плумпетермир. Их дети: Боб, Дженни, Бетси, Томми. Куклы: воин, черт, китаец и другие; Фея кукол.

Тем временем купец внимательно осматривает куклу, изображающую воина в полном вооружении. К кукле подходит жена купца и нечаянно задевает скрытый механизм. Воин приходит в движение. Жена купца падает в обморок, а затем, придя в себя, вместе с девочкой бежит прочь и наталкивается на большую коробку, из которой выскакивает черт. Это еще больше пугает их, и они вместe перебегают в другой конец лавки.

В лавку входят сэр Джемс Плумпетермир, леди Плум-петермир, Боб, Дженни, Бетси и маленький Томми. Хозяин с поклоном встречает прибывших. Посетители важно усаживаются в кресла.

Англичанин объявляет, что покупает ее. Он платит деньги и, приказав принести Фею в гостиницу, уходит.

Наступает время запирать лавку. Главный приказчик тушит огни. На ближней башне часы бьют полночь. С последним ударом колокола из-за полога выходит Фея кукол и волшебной палочкой оживляет все механические фигуры.

По знаку Феи группы кукол освещаются волшебным светом. Начинаются танцы и торжественное шествие кукол. Почти в ту же минуту входят хозяин и главный приказчик, обеспокоенные необычным шумом в лавке. Тревожным взглядом окидывают они все помещение и, не найдя ничего подозрительного, направляются к выходу. Едва они покинули лавку, как куклы вновь начали танцевать, прощаясь с Феей.

Кончается ночь, а с нею и волшебные превращения. Наступает утро. Куклы снова занимают свои места на полках.


Музыкальный руководитель – заслуженный артист России Борис Бенкогенов.
Балетмейстер-постановщик – Георгий Касаткин.
Художник-сценограф – Елена Соловьева.
Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова (Ростов-на-Дону).

Краткое содержание:

Площадь перед магазином механических игрушек.

Прохожие с нетерпением ждут открытия магазина. Наконец, дверь открывается, и продавец приглашает всех за покупками.

Дочка богатого покупателя никак не может выбрать себе куклу, хотя продавец магазина предлагает ей различные варианты: гусариков, тирольскую и даже говорящую куклу. Наконец, хозяин предлагает разборчивым богатым покупателям нечто необыкновенное – самую красивую и дорогую куклу, истинную Фею всех кукол в мире! Она танцует, и её сразу обступают посетители магазина – все хотят полюбоваться на это чудо! Богатый покупатель решительно вкладывает денежные купюры в руки продавца – он приобретает эту дорогую игрушку для своей дочери! Наконец все покупатели расходятся, и в магазине игрушек остаётся лишь продавец, который грустит о том, что завтра придётся расстаться с самой красивой и необыкновенной Феей кукол…

Расстроенный, он засыпает, и ему снится волшебный сон, в котором все куклы оживают, и он танцует с самой Феей кукол…

Фея кукол
Говорящая кукла
Восточная кукла
Французская кукла
Тирольская кукла
Русская кукла
Испанская кукла
Пьеро
Арлекин
Чертик
Хозяин магазина
Богатый англичанин
Дочь англичанина
Гувернантка
Лицеистки
Учитель лицея
Солдатики
Кукла Коломбина
Три заводные куклы.

Читайте также: