Летний вечер тютчев краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

История создания

Первый сборник произведений поэта вышел в свет, когда автор находился уже в зрелом возрасте. Вместе с этим, поэт знакомится и со славой, которая обрушилась на него. Он был признан народом, но сам себя до конца он признать не мог, как поэта, который состоялся.

В жизни поэта неоднократно происходили ситуации, когда он старался обратиться к природе. Он пытался полностью окунуться в неё, заглянуть во все живое. Он восхищался её утонченностью, совершенством и свободой.

Мир природы хоть и находится постоянно рядом с человеком, но продолжает жить своей прекрасной и независимой жизнью. Это и пытается показать Федор Иванович в своем творчестве. Он настолько красиво воспевал природу, что сумел расположить к себе огромное количество читателей, которые считали его певцом природы.

Данное стихотворение было написано в 1866 году. Автор написал его через два года, после того, как не стало его молодой возлюбленной. Молодая девушка, которую звали Елена Денисьева, умерла на руках поэта. Ее жизнь оборвало такое заболевание, как чахотка. Спустя некоторое время, умирают так же от этого же заболевания, двое из троих совместных детей. Поэт все это время был женат на Эрнестине фон Пфеффель. Поэт очень страдал от того, что юная девушка любит его всем сердцем. Она пожертвовала своим местом в обществе, и обрекла свою жизнь на страдания.

Когда его возлюбленная умерла, поэт не находил себе места и очень страдал. Он больше не был счастлив. Успокоение он находил лишь в общении с природой, поэтому в анализируемом стихотворении мы не видим ни тоски, ни переживаний.

Жанр, размер

Стихотворение состоит из четырех строф. Размер написания – четырехстопный ямб. Это произведение получилось очень легким и воздушным. Это одно из поздних стихотворений автора, поэтому в нем преобладают философские мысли. Здесь хорошо видно, что поэт осмысленно и смиренно относится к тем моментам жизни, над которыми не имеет власти.

Во всех своих произведениях поэт воспевает красоту. Ведь он ценит её больше всего в жизни. Свои чувства и эмоции автор передает при помощи описания природы.

Композиция

Как говорилось ранее, данное стихотворение состоит из четырех строф. В первой строфе поэт описывает летний закат.

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Во второй строфе речь идет об уставшем небе, которому помогают отдохнуть звезды.

Третья строфа рассказывает читателю о воздухе. Данная строфа проводит аналогию с человеческими ощущениями. Ведь все мы знаем, что с приходом вечера, а затем и ночи, дышать становится намного легче.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

Последняя строфа показывает природу в образе прекрасной девы.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Образы и символы

В данном стихотворении нет лирического героя. Но при этом в данном стихотворении встречается большое количество образов. Используя большое количество метафор при описании неба, автору удается показать целое представление. Здесь разворачивается целая череда событий. Мы видим и писание ярких красок заката, и то, как наступает темнота, постепенно переходя в ночь.

Все описываемые события представляют отдельные образы, тем самым иллюстрируя произведение.

Ассоциация ночи показана влажной росой, которая в дальнейшем превращается в волну. Именно она помогает земле остыть от дневной жары. Пожар ассоциируется с закатом, который, как и пожар, постепенно затухает.

Природу поэт показывает в образе некой девы, которая находит прохладу, искупавшись ночью. В данных образах очень хорошо проглядывается символизм.

Рассказывая о вечере, поэт показывает символ того самого облегчения, которое рано или поздно приходит к человеку, тем самым притупляя раны и боль в его душе.

Описанием природы поэт показывает символ жизни. В ней все правильно, все идет своим чередом. Одно время суток сменяет другое, а за зимой всегда приходит весна. Природа намного умнее человека. Именно благодаря своей мудрости, она радуется каждому времени года. Ведь в каждом из них таится что-то бесценное и прекрасное.

Темы, проблемы

Основной темой произведения выступает природа. Описывая пейзажи, автор оживляет его, наделяя человеческими качествами. Он показывает, что у него есть своя жизнь, которая намного правильнее и разумнее человеческой жизни. Автор показывает то, что природа может успокаивать и ласкать.

Второй темой произведения можно выделить цикличность жизни. Здесь все происходит так, как нужно. Здесь существуют свои законы. Ночь сменяет день, радость – грусть, а после любой потери, что-то появляется. Все течет своим чередом, который ничто не в силах нарушить.

Все стихотворение написано спокойно и ровно. Настроение плавное, без резких восклицаний и вопросов.

Средства художественной выразительности

В данном стихотворении автор использует огромное количество троп, с помощью которых придает стихотворению эмоциональные краски и чувства.

Здесь мы можем наблюдать большое количество эпитетов, благодаря которым автор придает яркости элементам природы, стараясь передать читателю их истинную красоту и очарование.

Основная мысль

Рассветы сменяют закаты, в то время как в человеческой жизни после горького разочарования приходит неожиданная радость. По сути, они очень похожи. Их объединяет общая черта – цикличность. Федор Иванович пытается донести до читателя то, что чувства всегда будут оставаться прежними, как бы их не называли и характеризовали. Это и является основной мыслью стихотворения. Стихотворение получилось очень чувственным и проникновенным еще и по той причине, что не так давно автор сам перенес огромную потерю, первое время с которой он все никак не хотел смириться. Но время не стоит на месте, поэтому и боль потери постепенно отпустила автора.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Многие свои стихотворения Тютчев посвящал природе, разным временам года. Одно из таких – “Летний вечер”. Краткий анализ “Летний вечер” по плану, предназначенный для учеников 5 класса, поможет им понять особенности этого произведения. На уроках литературы он может использоваться и как основной, и как дополнительный материал.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.

История создания – оно написано в 1866 году, уже после того, как Тютчев пережил большую личную трагедию.

Тема – ценность жизни, которая настолько непредсказуема, что ценить нужно каждое мгновение.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из четырёх строф.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты – “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “сладкий трепет”.

Олицетворения – “земля скатила”, “звёзды взошли, “звёзды приподняли”, “жилы природы”.

Метафоры – “раскаленный шар”, “волна поглотила пожар вечера”, “воздушная река”, “звёзды приподняли небесный свод”.

Сравнение – “трепет, как струя”.

История создания

Это произведение Тютчев написал в сложный для себя жизненный период, когда он переживал потерю возлюбленной и двух дочерей. И всё же, как истинный творец, поэт сумел отрешиться от личной трагедии и написать прекрасное, наполненное радостью и светлыми чувствами стихотворение. Оно появилось в 1866 году, а история создания поэтических строк тесно связана с тем, что автор видел вокруг себя.

Основная тема стихотворения – это необходимость наслаждаться жизнью, радоваться прекрасным мгновениям, ведь человеческое существование непредсказуемо. Именно эту идею он выражает посредством художественных образов, символически показывая красоту окружающего мира.

Как тонкий пейзажный лирик, он полностью отрешается от собственных переживаний, стараясь сосредоточиться на том, чтобы передать читателю увиденную им картину. Она, действительно, будто нарисована кистью умелого художника, который вдобавок смог передать и ощущения, и запахи.

Композиция

С точки зрения композиции это достаточно простое произведение: оно состоит из четырёх строф, каждая из которых описывает свою часть природного явления. Так, первая строфа описывает картину заката, из которой мы может понять, что очарование летнего вечера усиливается тем, что лирический герой созерцает его где-то у моря.

Вторая строфа – это описание неба, на котором уже появились первые звёзды, от чего небесный свод кажется выше. В третьей строфе Тютчев описывает не только окружающий лирического героя мир, когда воздух течёт свободнее, не сдерживаемый жарой, но и состояние человека: после знойного дня наконец-то ощущается долгожданная прохлада, благодаря которой дышать становится легче. И это само по себе подарок.

Наконец, четвёртая строфа – это неуловимый момент оживления природы, которая весь день изнемогала от жары. И здесь автор усиливает олицетворение: природа в его трактовке чувствует себя как человек, который погрузил горячие ноги в ключевую воду. Именно такое ощущение освященности приносит с собой вечер.

Это лирическое стихотворение. Тютчев создал очень чувственное стихотворение, построенное на ощущениях лирического героя, наблюдающего картину летнего вечера, пришедшего на смену знойному дню. И в то же время подтекст произведения очевиден: поэт говорит о жизни человека, которой нужно наслаждаться. Ведь никто не знает, какой момент станет для него последним.

Тютчев старался передать те эмоции лирического героя, которые он испытывает, созерцая красоту окружающего мира.

Для передачи настроения и усиления поэтического эффекта автор использует четырёхстопный ямб и перекрестную рифмовку. Простота стихотворного размера позволяет легко воспринимать стихотворение, в то же время углубляя его и делая разноплановым.

Средства выразительности

Достаточно небольшое по объему произведение “Летний вечер” Тютчев насытил разнообразными тропами. Для создания художественного эффекта он использовал разные тропы (слова в переносном значении).

  • Эпитеты – “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “сладкий трепет” .
  • Олицетворения – “земля скатила”, “звёзды взошли, “звёзды приподняли”, “жилы природы” .
  • Метафоры – “раскаленный шар”,”воздушная река”, “волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод” .
  • Сравнение – “трепет, как струя” .

Создавая торжественный гимн природе, поэт также не забывал об инверсиях и устаревших словах, которые делали его более торжественным и убедительным.

Многие свои стихотворения Тютчев посвящал природе, разным временам года. Одно из таких – “Летний вечер”. Краткий анализ “Летний вечер” по плану, предназначенный для учеников 5 класса, поможет им понять особенности этого произведения. На уроках литературы он может использоваться и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

История создания

– оно написано в 1866 году, уже после того, как Тютчев пережил большую личную трагедию.

– ценность жизни, которая настолько непредсказуема, что ценить нужно каждое мгновение.

– это одночастное произведение, состоящее из четырех строф.

– пейзажная лирика с философскими элементами.

Стихотворный размер

– четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.


“раскаленный шар”, “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “воздушная река”, “сладкий трепет”
.

Олицетворения


“земля скатила”, “звезды взошли, “звезды приподняли”, “жилы природы”
.


“волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод”
.



История создания

Уже когда Федор Иванович Тютчев был в почтенном возрасте, к нему пришла слава. В 1854 г. вышел первый сборник его стихов и широкая публика узнала о таланте поэта. Однако сам он не хотел признавать свою внезапную славу. Автор хотел абстрагироваться от суеты известности и в такие моменты часто искал утешение в природе. В отличие от А. А. Фета, Тютчев лишь наблюдает за природой, он не пропускает ее через себя. И в этом уникальность пейзажной лирики этого поэта.

Стихотворение написано в 1866 спустя два года после смерти его любимой жены Елены Денисьевой. Она умерла прямо на его руках, а через некоторое время ушли из жизни двое их общих детей.

Основная тема стихотворения – это необходимость наслаждаться жизнью, радоваться прекрасным мгновениям, ведь человеческое существование непредсказуемо. Именно эту идею он выражает посредством художественных образов, символически показывая красоту окружающего мира.

Как тонкий пейзажный лирик, он полностью отрешается от собственных переживаний, стараясь сосредоточиться на том, чтобы передать читателю увиденную им картину. Она, действительно, будто нарисована кистью умелого художника, который вдобавок смог передать и ощущения, и запахи.

Композиция

С точки зрения композиции это достаточно простое произведение: оно состоит из четырех строф, каждая из которых описывает свою часть природного явления. Так, первая строфа описывает картину заката, из которой мы может понять, что очарование летнего вечера усиливается тем, что лирический герой созерцает его где-то у моря.

Вторая строфа – это описание неба, на котором уже появились первые звезды, от чего небесный свод кажется выше. В третьей строфе Тютчев описывает не только окружающий лирического героя мир – когда воздух течет свободнее, не сдерживаемый жарой, но и состояние человека: после знойного дня наконец-то ощущается долгожданная прохлада, благодаря которой дышать становится легче. И это – само по себе подарок.

Наконец, четвертая строфа – это неуловимый момент оживления природы, которая весь день изнемогала от жары. И здесь автор усиливает олицетворение: природа в его трактовке чувствует себя как человек, который погрузил горячие ноги в ключевую воду. Именно такое ощущение освещенности приносит с собой вечер.

Это пейзажная лирика, в которой, однако, прослеживаются и философские мотивы. Тютчев создал очень чувственный стих, построенный на ощущениях человека, наблюдающего картину летнего вечера, пришедшего на смену очевидно знойному дню. И в то же время подтекст произведения очевиден: поэт говорит о жизни человека, которой нужно наслаждаться. Ведь никто не знает, какой момент станет для него последним.

Стиль изложения достаточно необычен для Федора Ивановича, которые нечасто прибегал к романтическим приемам. Однако именно они помогли ему не только создать незабываемое зрелище, но и передать те эмоции лирического героя, которые он испытывает, созерцая красоту окружающего мира.

Для передачи настроения и усиления поэтического эффекта автор использует четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Простота стихотворного размера позволяет легко воспринимать стихотворение, в то же время углубляя его и делая разноплановым.

Жанр, направление, размер

Средства выразительности

Достаточно небольшое по объему произведение “Летний вечер” Тютчев насытил разнообразными тропами. Для создания художественного эффекта он использовал:

  • Эпитеты
    – “раскаленный шар”, “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “воздушная река”, “сладкий трепет” .
  • Олицетворения
    – “земля скатила”, “звезды взошли, “звезды приподняли”, “жилы природы” .
  • Метафоры
    – “волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод” .
  • Сравнение
    – “трепет, как струя” .

Создавая торжественный гимн природе, поэт также не забывал об инверсиях и устаревших словах, которые делали его более торжественным и убедительным.

Темы и настроение

Другая тема – цикличность бытия, которое живет по строгому закону смены дня и ночи, тоски и радости, обретения и потери. Такова закономерность всякой жизни на Земле, и стоит жить в такт с нею, чтобы обрести гармонию с природой, космосом и своим сознанием.

Настроение стихотворения умиротворяющее и спокойное, чему способствуют и стихотворный размер произведения, и тропы, и образы, наделенные плавными и легкими чертами.

Пейзажную лирику Федора Тютчева нередко сравнивают с произведениями не менее тонкого и вдумчивого поэта Афанасия Фета. Однако в стихах этих авторов, посвященных описанию природы и возведению ее красоты в абсолют, есть одно существенное различие. Афанасий Фет словно бы пропускает увиденное через себя, ища в так милых его сердцу пейзажах созвучье собственным ощущением и душевным переживаниям. В то же время Федор Тютчев, восхищаясь сменой времен года или же пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природы, полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

— …Хороши ваши стихи, скажите сами? – Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще. – Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают! — Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи — это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему — гоните критиков. Они — лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас — это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Стихи — это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Особенностью пейзажной лирики Ф.И. Тютчева является отсутствие связи между описанием природы и душевным состоянием.

Поэт концентрируется на описании зрительных образов, передавая читателю тонкие детали пейзажа. Таким образом автор показывает необходимость ценить каждое ускользающее мгновение жизни и видеть красоту в обыденных вещах. Произведение наполнено символизмом, лирикой и образностью.

Стихотворение, включающее в себя четыре четырехстрочных строфы, написано четырехстопным ямбом, строки рифмуются перекрестно. При этом в первой и третьей строках рифма мужская, во второй и четвертой – женская.

В основе произведения лежит описание летнего заката. При этом солнце представлено раскаленным шаром, который с наступлением сумерек земля скатывает за горизонт, словно головной убор, накрывавший ее.

Земля лишь упоминается в стихотворении. Акцент делается на небосводе, и таким образом автор демонстрирует стремление оторваться от земли, ринуться ввысь.

В тексте выстраивается своеобразная цепочка из природных явлений, поочередно сменяющих друг друга. Солнце сменяется светлыми звездами на темном небосводе, а дневной зной уступает место освежающей ночной прохладе. Хотя солнце, небо, звезды являются частью природы, в стихотворении они представлены как самостоятельные герои произведения.

В последних строках внимание уделяется самой природе, осуществляющей описанные выше перемены. Она сравнивается с прекрасной девой, черпающей жизненные силы из вечерней прохлады.

Близкие по звучанию

Анализ стихотворения Летний вечер Тютчева

Определенный подчерк и рифмовка позволяет не только наслаждаться данным стихотворением, но и побыть героем данного стиха. Солнце заходит и читателю выпадает возможность почувствовать всю красоту замечательного вечера. Автор уникально и неповторимо предает природе жизнь, заставляя её ожить.

Разнообразные метафоры и прекраснейшие эпитеты придают величие и мощь Природе. Также стоит обратить внимание на талант автора использовать сравнения. В стихотворении герой дышит воздухом, который благодаря речевым оборотам превращается в речку. Рассматривая данный момент в стихотворении можно понять то, что именно под водой свободно дышится герою произведения. Очень своеобразная и уникальная антитеза.

Читая стихотворение совершенно не видно, что автор недавно перенес самый трагический момент в своей жизни. Потеря детей и жены является очень большим горем, но на произведении это никак не отражается. Связано это с тем, что люди по сравнению с великой природой лишь маленькая её частичка. Унывать не нужно, а стоит лишь в данную минуту восхищаться чудесным вечером, красоту которого передает автор.

В завершении стихотворения Тютчев акцентирует внимание на том, что вся красота, которую видят люди, заслуга только природы и именно она есть создателем всего прекрасного на планете.

Стоит отметить, что Тютчев является одним из величайших поэтов, его произведения растопят даже самые каменные сердца. Автором восхищаются даже самые профессиональные поэты и писатели. Когда знакомишься с таким великим стихотворением, то есть желание забыть все проблемы и наслаждаться красотой природы.

Вариант №3

Другое действующее лицо — незримый воздух, который можно только ощутить, как он наполняется свежестью после знойного дня. Его поэт сравнивает с рекой, протекающей между небом и землей. Сам же летний вечер предстает перед нами как небольшой временной промежуток между дневным зноем и ночной прохладой. Но за столь короткое время на небосклоне происходит множество событий. С помощью образов обычный закат превращается в неповторимое и красочное зрелище.

Образы и символы

Стихотворение наполнено образами и полностью лишено присутствия лирического героя. Перед нами метафоричные описания вечернего неба, где разворачивается целый спектакль, ведь автор описывает каждое действие: яркий закат, наступление темноты, ночь. Каждое событие – отдельный образ, создающий в воображении читателя иллюстрацию. Так, ночь ассоциируется с влажностью росы и становится волной, которая смывает жар дня и остужает землю. Закат ассоциируется с последним пожаром, который тихо затухает под спасительными струями ночи. Природа же становится девой, нашедшей прохладу в этом ночном купании. Символизм можно увидеть в следующих образах:

  1. Вечер становится символом освобождения и облегчения, который приходит к человеку и тушит пожар в его душе.
  2. Природа выступает воплощением всего живого, она гармонично сменяет времена дня, месяца и года, и каждую перемену встречает радостно. Она наделена мудростью, которой порой не достает человеку. Она все принимает как данность и в каждом новом повороте находит свой путь, не останавливаясь и не печалясь.

Анализ №4

Нередко произведения Федора Тютчева сравнивают с поэзией не менее замечательного художника слова Афанасия Фета. Оба они великолепно владеют красотой русского языка, умеют тонко и вдумчиво выражать свои мысли, облекая их в прекрасную поэтическую форму пейзажной зарисовки.

И все-таки отличие есть, и весьма существенное. Фет, описывая в своих стихах красоту природы, выражает собственное отношение к увиденному. Тютчев также восхищается великолепными пейзажами и прекрасными видами, но при этом не смешивает их с собственными ощущениями и переживаниями.

Анализ стиха Летний вечер Тютчева

Благодаря этому произведению, Тютчев открывается как очень тонкая личность, прибегая к чувственности, а также к романтизму и насыщенностью образами.

Федор Иванович использует в данном стихотворении прием олицетворения. Как, например природу он приравнивает и описывает как живое существо, которое способно дышать, умеет перевоплощаться, имеет свои мысли и разум. Тютчев сравнивает солнце с неким кругом или чем-то вроде головного убора покрывающим и окутывающим землю. Также звезды на вечернем небе становятся живыми, будто приподнимая небеса, а все воздушное пространство составляет небесную реку, в то время как вечерняя прохлада утолит жажду следующих, знойных, жарких деньков.

В поэзии летний вечер основная мысль заключается в том, что после знойного, летнего, жаркого дня, так необходим прохладный вечер наполненный свежестью и это и есть настоящий источник жизненных сил. Стихотворение включает в себя четырехстопный ямб и состоит из четыре строчных хорошо рифмованных строф.

Произведение летний вечер это пример того, как тщательно продуманные метафоры и последовательные образы могут сделать свое дело. Небо, воздух, земля, солнце и звезды, будто уже становятся не частью природы, а самыми настоящими главными героями сюжета. Автор сравнивает матушку природу с девушкой, которая молода и хороша собой, но устав от дневной суеты, находит спасение в вечерней прохладе, а также природа здесь, словно труженица, благодаря которой она творит и создает все прекрасное.

Главная тема произведения заключается в том, что происходит сравнение всего живого с человеком. Это четко проявляется в создании таких последовательных образах как свежий воздух, вечерняя прохлада, солнышко, звёздные небеса и прочие составляющие природы.

5 класс по литературе кратко по плану

Основная идея

Поэт потерял одну из своих любимых женщин, в которой видел живое воплощение своих несбывшихся юношеских мечтаний, к которой был привязан наиболее страстно. Все четырнадцать лет их романтических взаимоотношений он видел, какую цену платит Елена Денисьева за возможность любить и временами находиться рядом с ним, и ненавидел себя за то, на какие страдания несправедливо обрекает преданную Лёлю. Несколько лет после её смерти он искренне тосковал и скорбел по ней, продолжая при этом любить находящуюся рядом жену Эрнестину, но позже, окончательно поняв, что всё приходящее, вновь стал испытывать жажду новой привязанности и возобновил отношения с давно знакомой Амалией фон Крюденер, по-прежнему не расставаясь с женой. К слову, у Тютчева до Эрнестины была ещё одна жена – Элеонора Петерсон. Он по-настоящему любил каждую из своих возлюбленных и испытывал жуткие угрызения совести за то, что не мог оставаться верным одной единственной женщине. Человек вообще редко понимает ценность происходящего с ним, ещё реже – извлекает какие-либо весомые уроки. Как контрастен и совершенен на его фоне одухотворённый образ природы. Она принимает всё как данность, остаётся верной этой данности и умеет быть счастливой как жарким днём, так и холодной ночью, не так важно, что с ней и что вокруг неё, дева-природа ценит и дорожит каждым моментом.

Семьдесят лет творец Тютчев излагал на бумаге то, что видел вокруг и переживал внутри. Фёдор Иванович всю жизнь неутолимо стремился лишь к одному – приблизиться к идеалу женской красоты и познать рядом с ним истинную разделённую любовь. В его лирике читатель видит тому подтверждение, а Многомудрый Литрекон видит в ней объект для разбора.

История создания

На склоне лет вместе с выходом в свет первого сборника стихотворений к поэту пришла писательская слава, а за ней и людское признание, но осознавать самого себя как состоявшегося поэта он не хотел. Подобные волнения были ему чужды, и вплоть до своих последних дней Фёдор Тютчев предпочитал всецело отдаваться страстной чувственности. В его судьбе были переломные моменты, в периоды которых он часто обращал свой творческий взор к природе. Проникновенно заглядывая в её живое естество, поэт отстаивал утончённое совершенство и одушевлённую свободу окружающего мира. Этот обособленный мир, хоть временами и вторит человеческим душам, остаётся полностью независимым, – таков главный посыл Фёдора Тютчева, которого современники прозвали певцом природы.

Жанр, направление, размер

Композиция

Разбор стихотворения немыслим без характеристики композиции.

  1. Первая строфа – это описание летнего заката, постепенно затухающий пламенный жар которого смывается прохладной морской водой с утомлённой за ещё не до конца прошедший знойный день земли.
  2. Вторая строфа – рассказ об отягощённом и не знающем покоя небе, накопившуюся усталость которого хотя бы в ночное время стараются снять влажные звёзды.
  3. В третьей строфе говорится о воздухе, находящемся и текущем подобно реке между разгорячённой землёй и остывающим небом, дарящим желанную свежесть всему вокруг. Именно в третьей строфе можно найти открытую отсылку к человеческим ощущениям – нам тоже начинает дышаться вольнее с наступлением вечера, а затем и ночи, когда застоявшийся воздух наконец-то приходит в движение.
  4. В заключительной четвёртой строфе перед читателем предстаёт в образе девы сама природа, умиротворённо спустившая обнажённые ноги в воду перед подступающим ночным покоем.

Образы и символы

Стихотворение наполнено образами и полностью лишено присутствия лирического героя. Перед нами метафоричные описания вечернего неба, где разворачивается целый спектакль, ведь автор описывает каждое действие: яркий закат, наступление темноты, ночь. Каждое событие – отдельный образ, создающий в воображении читателя иллюстрацию. Так, ночь ассоциируется с влажностью росы и становится волной, которая смывает жар дня и остужает землю. Закат ассоциируется с последним пожаром, который тихо затухает под спасительными струями ночи. Природа же становится девой, нашедшей прохладу в этом ночном купании. Символизм можно увидеть в следующих образах:

  1. Вечер становится символом освобождения и облегчения, который приходит к человеку и тушит пожар в его душе.
  2. Природа выступает воплощением всего живого, она гармонично сменяет времена дня, месяца и года, и каждую перемену встречает радостно. Она наделена мудростью, которой порой не достает человеку. Она все принимает как данность и в каждом новом повороте находит свой путь, не останавливаясь и не печалясь.

Темы и настроение

Другая тема – цикличность бытия, которое живет по строгому закону смены дня и ночи, тоски и радости, обретения и потери. Такова закономерность всякой жизни на Земле, и стоит жить в такт с нею, чтобы обрести гармонию с природой, космосом и своим сознанием.

Настроение стихотворения умиротворяющее и спокойное, чему способствуют и стихотворный размер произведения, и тропы, и образы, наделенные плавными и легкими чертами.

Основная идея

Поэт потерял одну из своих любимых женщин, в которой видел живое воплощение своих несбывшихся юношеских мечтаний, к которой был привязан наиболее страстно. Все четырнадцать лет их романтических взаимоотношений он видел, какую цену платит Елена Денисьева за возможность любить и временами находиться рядом с ним, и ненавидел себя за то, на какие страдания несправедливо обрекает преданную Лёлю. Несколько лет после её смерти он искренне тосковал и скорбел по ней, продолжая при этом любить находящуюся рядом жену Эрнестину, но позже, окончательно поняв, что всё приходящее, вновь стал испытывать жажду новой привязанности и возобновил отношения с давно знакомой Амалией фон Крюденер, по-прежнему не расставаясь с женой. К слову, у Тютчева до Эрнестины была ещё одна жена – Элеонора Петерсон. Он по-настоящему любил каждую из своих возлюбленных и испытывал жуткие угрызения совести за то, что не мог оставаться верным одной единственной женщине. Человек вообще редко понимает ценность происходящего с ним, ещё реже – извлекает какие-либо весомые уроки. Как контрастен и совершенен на его фоне одухотворённый образ природы. Она принимает всё как данность, остаётся верной этой данности и умеет быть счастливой как жарким днём, так и холодной ночью, не так важно, что с ней и что вокруг неё, дева-природа ценит и дорожит каждым моментом.

Средства художественной выразительности

Вся система образов выстроена с помощью эмоционально окрашенной поэтической лексики:

Автор: Мария Гуцало

Автор: Самый Зелёный · Published 31.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 02.01.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 20.05.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: