Лермонтов романтик краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

«Я жить хочу! хочу печали,
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело;
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без странствий ураган?

………Лети со мной, как равный,
Над бездною пространства, – я открою
Тебе живую летопись миров
Прошедших, настоящих и грядущих. (1)

Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвёздные края;
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя..
………………………………
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное –
Люби меня. (10)

О, как бы я рыдал, когда бы мог!
О, как бы к небу я хотел подняться!
Но нет, внизу я должен пресмыкаться,
Где свист и шип, где вьётся змей клубок. (7)

Вечность божественной природы и мимолетность человеческой жизни одинаково волнуют героя стихотворения Гейне и лермонтовского Мцыри:

Мне в лес бы зелёный! Как дивно там
Цветы цветут, распевают птицы!
Умру, и тьма могильной ночи
Землёй забьёт мне слух и очи, -
И не цвести для меня цветам,
И звонким щебетом мне не упиться. (7)

…И всё зачем? Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор. (10)

И я задумался. Мой дух на той вершине
Обрел крыла, каких не обретал доныне.
Ещё подобный свет не озарял мой путь.
И долго думал я, пытаясь заглянуть
В ту бездну, что внизу, под зыбью волн таилась,
И в бездну, что во тьме души моей раскрылась.
Я вопрошал себя о смысле бытия,
О цели и пути всего, что вижу я,
О будущем души, о благе жизни бренной
И я хотел постичь, зачем творец вселенной
Так нераздельно слил, отняв у нас покой,
Природы вечный гимн и вопль души людской. (8)

Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь… (10)

И в горном закатном пожаре,
В разливах синеющих крыл,
С тобою, с мечтой о Тамаре,
Я, горний, навеки без сил… (10)

То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет. (10)

Но, боже! – кто б его узнал?
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица. (10)

Теперь один старик седой
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… (10)

Скала угрюмого Казбека
Добычу жадно сторожит,
И вечный ропот человека
Их вечный мир не возмутит. (10)

Вода бушуют всё свирепей
И как безумец, рвущий цепи,
Рыдает зло.
Но глухи груды скал могучих
Они надменно прячут в тучах
Своё чело. (8)

Отвергнутый богом Демон больше не чувствует сопричастности окружающему миру, который стал для него чужим:

Лишь только божие проклятье
Исполнилось, с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня… (10)

Бог и природа противостоят мятежному человеческому духу. В то же время поэтический восторг от красоты природы и мироздания, ощущение вселенской гармонии пронизывает лирику Лермонтова на протяжении всей жизни. Особенно эта оппозиция проявляется в позднем творчестве Лермонтова, когда трагическое восприятие мира странным образом сочетается с сопричастностью этому миру, с ощущением мировой гармонии:

Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою… (10)

Для языческой традиции характерна однородность мира, единство и взаимопроникновение божественного мира и человеческого. Так Демон – существо иномирное – вступает в связь с земной женщиной, а Мцыри наслаждается той жизнью, которая далека от общественных человеческих норм, той жизнью, которую называют самой природой.

Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей. (10)

В христианской традиции, в которой мир дуалистичен, взаимодействие человеческого и божественного миров неизбежно приводит к трагическому результату. Тем не менее, стремление к воссоединению с природой, также как и к воссоединению с Богом, является для человека стремлением к мировой гармонии, к идеалу.

………О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил… (10)

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру. (10)

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог. (10)

И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал. (10)

Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы… (10)

Оставь же прежние желанья
И жалкий свет его судьбе:
Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе. (10)

Владеть безвестным благом - невозможно;
Владеть же им в неведенье - равно
Что вовсе не владеть; и, наконец,
Что запретил Он? Знанье! Запретил
Благое! Запретил нам обрести
Премудрость! (15)

…………………………Добро! –
Познать его так справедливо! Зло! –
Коль есть оно, зачем же не познать,
Дабы избегнуть легче?… (15)

……………Один лишь добрый дар
Дало вам древо знания – ваш разум:
Так пусть он не трепещет грозных слов
Тирана, принуждающего верить
Наперекор и чувству и рассудку. (1)

Дух вечно-мыслящий, будь милостив ко мне.
Прими под сень свою, прими под Древо Знанья,
В тот час, когда, как храм, пан жертвенное зданье
Лучи своих ветвей оно распространит,
И вновь твою главу сияньем осенит.
Владыка мятежа, свободы и сознанья. (4)

Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел. (18)

И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего. (10)

И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел. (10)

История Демона начинается с описания того времени, когда единение с божественным миром было естественным состоянием героя:

Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый… (10)

Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворён.
Древней меня лишь вечные созданья,
Я с вечностью пребуду наравне. (9)

……клятву молвил он,
Когда блистающий Сион
Оставил с гордым сатаною. (10)

Он искусить хотел – не мог,
Не находил в себе искусства;
Забыть – забвенья не дал бог,
Любить – недоставало чувства. (10)

В поздних редакциях – Демон губит Тамару не сознательно, а по отведённой ему в мироустройстве функции губителя, таким образом вина переадресовывается Творцу такого мироустройства – Богу. А причиной зла Демона становится роковое проклятье Бога, непреклонность небесного суда. В поэме нет окончательной авторской оценки Демона. Мятежность, отверженность Демона безусловно близка и самому Лермонтову. Стихотворение 1831 года, которое вероятно могло быть послесловием к поэме, говорит о субъективной природе образа.

Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он.

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой;

Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни. (10)

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои.
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!… (10)

У Демона нет надежды на изменение своей участи. К своему несчастью он бессмертен и даже смерть не может так или иначе примирить его с небом:

Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…
Надежда есть – ждёт правый суд:
Простить он может, хоть осудит!
Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет;
И не вздремнуть в могиле ей!
Она то ластится, как змей,
То жжёт и плещет, будто пламень,
То давит мысль мою, как камень –
Надежд погибших и страстей
Несокрушимый мавзолей. (10)

И смертный час для них недостижим,
И эта жизнь настолько нестерпима,
Что все другое было б легче им. (9)

1. Байрон Дж.Г. Стихотворения, поэмы, драматургия. М., 1997.
2. Библия
3. Блок А. Избранные произведения. Л.. 1970.
4. Бодлер Шарль. Цветы зла. СПб., 1999.
5. Вольтер. Собрание сочинений. Белый бык. М., 1998.
6. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
7. Гейне Генрих. Лорелея. СПб., 1999.
8. Гюго Виктор. Труженики моря. Роман. Стихи. М., 1977.
9. Данте. Божественная комедия. СПб., 1999.
10. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. М., 1976.
11. Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.
12. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
13. Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997.
14. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб., 2000.
15. Мильтон Джон. Потерянный Рай. СПб., 1999.
16. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1., М., 1991.
17. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т. 5. Л., 1978.
18. Я связь миров. Философская лирика русских поэтов XVIII - начала XX веков. М., 1989.

Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника (“Нет, я не Байрон, я другой / Еще неведомый избранник”). Лермонтовский поэт – “как демон, с гордою душой”; он “меж людей беспечный странник, / Для мира и небес чужой” (“Я не для ангелов и рая…”). Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны “толпе”:

Я сам собою жив доныне, Свободно мчится песнь моя… “Пускай поэта обвиняет…” (1831)

Но уже в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение

Безумец я! Вы правы, правы! Смешно бессмертье на земле. Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли? “Безумец я! Вы правы…” (1832)

Над поэмой “Демон” Лермонтов работал двенадцать лет. Первый вариант произведения создан им в 1829 году, последний (восьмая редакция) – незадолго до смерти.

Демон в христианской мифологии – злой дух, дьявол. Некогда он был ангелом (“Счастливый первенец творенья! / Не знал ни злобы, ни сомненья…”). За непокорность бог изгнал его из рая (“Давно отверженный блуждал

Образ Демона и сюжет поэмы фантастичны. И, тем не менее, произведение связано с русской жизнью с литературными традициями 20-30-х годов.

Демон несколько сродни и Алеко, этому “вольному жителю мира”, и Онегину, томимому “душевной пустотой”.

Но “Демон” – не просто повторение того, что было открыто Пушкиным. Это – новый этап в развитии русского революционного романтизма. Лермонтов по-своему показал и оценил романтического героя-индивидуалиста. Демон разочарован во всем, что окружает его.

Гордый “дух изгнанья” равнодушно созерцает прекрасную природу.

И дик, и чуден был вокругВесь божий мир; но гордый духПрезрительным окинул окомТворенье бога своего, И на челе его высокомНе отразилось ничего.

Демон осуждает жизнь людей, презирает этот мир, в котором господствует насилие над человеческой личностью,

Где нет ни истинного счастья, Не долговечной красоты, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить;Где не умеют без боязниНи ненавидеть, ни любить.

Мятежность, пафос отрицания, могучие душевные силы Демона – все это близко и дорого автору. Однако Лермонтов, поэтизируя героя, одновременно осуждает его. Он судит гордого Демона, который “все благородное и все прекрасное хулил”, – судит с передовых общественных позиций, с позиций подлинного гуманизма.

Бунт Демона лишен общественного содержания, стремления к положительному идеалу. Презрение и ненависть ко всему миру вытеснили из его души светлые чувства.

И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.

Крайний эгоизм, непомерная гордость, презренье и ненависть – все это привело его к мучительному одиночеству, и мир для него стал “глух и нем”.

Чтобы жить полнокровной жизнью, надо не только ненавидеть, но и любить, не только отрицать, но и утверждать, ценить не только свою свободу, но и свободу других. Такова идейно-нравственная позиция автора. С этой позиции Лермонтов оценивает романтический индивидуализм.

Он вводит в поэму типично романтическую ситуацию: “царь познанья и свободы” очарован прекрасной Тамарой.

Тоску любви, ее волненьеПостигнул Демон в первый раз.

Демон зовет Тамару в “надзвездные края”, чтобы оттуда “без сожаленья, без участья / Смотреть на землю” жить “равно далеко от божества и от людей”, оставив “жалкий свет его судьбе”. Но вне общества нет покоя и счастья отдельной личности. Поэтому попытки примириться “с небом”, стремление “веровать добру” кончаются трагически.

И проклял Демон побежденныйМечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселеннойБез упованья и любви.

Гост

ГОСТ

Романтизм – это литературное направление, в котором выдвигается новая система ценностей: следование природе, превосходство воображения на рассудком, культ творчества, стремление к свободе.

Романтизм в поэмах М. Ю. Лермонтова

Романтизм как направление в литературе сформировался в конце 18 – начале 19 века в Западной Европе. Романтики в своих произведениях изображают внутренний мир человека. его страстей и чувств. Герой романтических произведений – глубоко чувствующая личность, находящийся в мире, который не соответствует его представлениям о жизни, его идеалу. Основными темами романтических произведений являются:

  • Тема одиночества;
  • Тема поиска идеала;
  • Тема бегства от реальной действительности;
  • Тема внутренней и внешней свободы.

Различают два типа романтизма:

  • Английский – мятежный, активный, богоборческий;
  • Немецкий – философский, созерцательный.

В России романтизм как литературное направление сформировался к 1820-м годам. У истоков русского романтизма стояли последователи немецкой традиции романтизма – Батюшков, Жуковский. Развивалось направление романтизма в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Идеалом для них стал Байрон и его романтический герой.

В ней можно выделить все характерные для лермонтовского романтизма мотивы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Тема одиночества и изгнания;
  • Тема воли и свободы;
  • Проблема борьбы и бунта;
  • Проблема человека и природы.

У Лермонтова вольная южная природа является символом романтической свободы. Герой его поэмы превыше всего ценит свободу, а время, которое он провел в монастыре, для него лишь существование. Истинной жизнью для Мцыри стали три дня, проведенные на свободе.

Романтические черты проявляются и в композиции поэмы. Поэт не рассказывает подробно о жизни героя в монастыре. Лермонтов описывает лишь самые напряженные, самые важные моменты в судьбе Мцыри.

Эта поэма – не полностью романтическое произведение, однако в ней много романтических черт. Для творчества романтиков характерно само обращение к средневековому прошлому Родины. Калашников – мятежный герой. Но смысл произведения не исчерпывается бунтом, протестом Калашникова, ее смысл заложен в народности.

Романтические черты в стихотворениях Лермонтова

В своей лирике Лермонтов опирался на традиции русской поэзии, продолжал дело Пушкина и Байрона, чья поэзия была созвучна политическим и художественным идеалам декабристов.

Лермонтову Байрон был интересен своим творчеством, и в течение всей поэтической деятельности он сохранял для русского поэта свое значение. Байрон является и темой лирики М. Ю. Лермонтова.

Лермонтов в ранней поэзии ярко воплотил основные принципы романтизма. Главными темами ранних стихов поэта являются: дружба, природа, взаимоотношения людей, любовь, жизнь и смерть, социально-политическая борьба, человек и мироздание. Особо важное значение среди них приобретает философское осознание места, бытия, роди человека в нем.

Принципы романтизма в ранней поэзии Лермонтова прежде всего воплотились в характере лирического героя – он одинок, мятежен, не принимает реальность и ищет единения с вольной природной стихией, отдается сильным чувствам.

В 1830-1831 годы творчество Лермонтова формировалось под впечатлениями от французской революции и крестьянских восстаний, постоянно вспыхивавших в России. Поэзия Лермонтова в этот период была проникнута ожиданием народной революции.

А сознание собственной исключительности в мире, в котором царствует посредственность, вызывает у лирического героя ощущение горестного одиночества.

Этот характерный для романтической лирики Лермонтова мотив звучит и в стихотворениях, посвященных природе. В них природа совершенно особенная – все в ней подчиняется тем же законам, что и в мире людей. В ней разыгрываются те же драмы, что и в человеческом мире.

М. Ю. Лермонтов является последним представителем революционно-дворянского романтизма и создателем социально-психологического течения критического реализма.

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:

И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул… Эти, и многие другие поэмы определили М.Ю. Лермонтова на начальных этапах его творчества как поэта – романтика. r /> В творчестве Лермонтова романтическая лирика достигла своего наивысшего развития. В его ранних стихах выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего мира. Человек и мир – вот то, что прежде всего волновало молодого поэта. Его живое внимание к чувствам и переживаниям личности мы видим в его произведениях. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.

Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова

Автор: Лермонтов М.Ю.

М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.

«Где нет ни истинного счастья,

Само же отношение Демона к действительности Лермонтов высказал в двух строчках:

«И всё, что пред собой он видел,

Но Демон помимо абсолютного отрицания ещё отверг и идеалы прекрасного:

Всё это привело Демона к внутреннему опустошению, одиночеству и бесперспективности и именно таким герой предстаёт в самом начале поэмы.

Ты хочешь знать, что делал я

Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Эти, и многие другие поэмы определили М.Ю. Лермонтова на начальных этапах его творчества как поэта – романтика.

В творчестве Лермонтова романтическая лирика достигла своего наивысшего развития. В его ранних стихах выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего мира. Человек и мир – вот то, что прежде всего волновало молодого поэта. Его живое внимание к чувствам и переживаниям личности мы видим в его произведениях. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.

С обращения к лирике начался творческий путь М. Ю. Лермонтова. Он создавал лирические произ¬ведения во все периоды своей короткой жизни. Это¬го поэта всегда считали преемником Пушкина, но не¬смотря на сюжетное и жанровое сходство стихотвор¬ных сочинений величайших представителей отече¬ственной литературы, отмечается и определённое различие. В частности, тема любви, которая широко представлена в лирике обоих авторов, у Лермонто¬ва сочетается с темой одиночества.

У Лермонтова больше, чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости надежд.

Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и порывов, таких как восхищение, благодарность, нежность, поклонение и одновременно страдание, досада, ревность, ненависть. Любовь способна порождать ненависть – прежде всего через ревность. В раннем творчестве этот мотив перерастает в идею о мщении. В зрелой же лирике любовь, даже отвергнутая и безнадежная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало.

По силе, просветленности, опоэтизированности и вместе с тем гибельности чувства любви произведения М.Ю. Лермонтова принадлежат к шедеврам мировой лирики.

В отличие от Пушкина, который видел в любви движущую силу жизни, Лермонтов показал в своей поэзии совсем другое восприятие этого чувства. Его стихотворения, относящиеся к данному жанру, отли¬чаются искренностью и глубиной. Лермонтовские строки наполнены грустью и безысходностью. Я ду¬маю, что такое восприятие поэтом любви вовсе не означает, что он в неё не верил. Просто Лермонтов искал вечную любовь, идеал которой поэт и пытался отобразить в своём творчестве.

О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу. Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем).

Лирический герой

У него любовь всегда неразлучна с печалью.

Наталья Иванова

Стихи Лермонтова о любви

Пусть я кого-нибудь люблю

Пусть я кого-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою. Она как чумное пятно На сердце, жжет, хотя темно;
Враждебной силою гоним, Я тем живу, что смерть другим: Живу – как неба властелин – В прекрасном мире – но один.

К *** (Я не унижусь пред тобою…)

Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы Для зблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их?

Быть может, мыслею небесной И силой духа убежден, Я дал бы миру дар чудесный, А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала Ты заменить его венец, Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец!

Я горд!- прости! люби другого, Мечтай любовь найти в другом; Чего б то ни было земного Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга Я удалюся, может быть; Но слишком знаем мы друг друга, Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил,- Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку – Безумец!- лишний раз пожать!

Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал!

Нет, не тебя так пылко я люблю

Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором, Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых — уста давно немые, В глазах — огонь угаснувших очей.

Я не хочу, чтоб свет узнал…

Я не хочу, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть; Как я любил, за что страдал, Тому судья лишь бог да совесть.

Им сердце в чувствах даст отчет, У них попросит сожаленья; И пусть меня накажет тот, Кто изобрел мои мученья;

Укор невежд, укор людей Души высокой не печалит; Пускай шумит волна морей, Утес гранитный не повалит;

Его чело меж облаков, Он двух стихий жилец угрюмый И, кроме бури да громов, Он никому не вверит думы…

Поцелуями прежде считал…

Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою, Но теперь я от счастья устал, Но теперь никого не люблю.

И слезами когда-то считал Я мятежную жизнь мою, Но тогда я любил и желал – А теперь никого не люблю!

И я счет своих лет потерял И я крылья забвенья ловлю: Как я сердце унесть бы им дал! Как бы вечность им бросил мою!

Время сердцу быть в покое…

Время сердцу быть в покое От волненья своего С той минуты, как другое Уж не бьется для него;

Но пускай оно трепещет – То безумной страсти след: Так все бурно море плещет, Хоть над ним уж бури нет.

Неужли ты не видала В час разлуки роковой, Как слеза моя блистала, Чтоб упасть перед тобой?

Ты отвергнула с презреньем Жертву лучшую мою, Ты боялась сожаленьем Воскресить любовь свою.

Но сердечного недуга Не смогла ты утаить; Слишком знаем мы друг друга, Чтоб друг друга позабыть.

Так расселись под громами, Видел я, в единый миг Пощаженные веками Два утеса бреговых;

Но приметно сохранила Знаки каждая скала, Что природа съединила, А судьба их развела.

Она поет – и звуки тают…

Она поет – и звуки тают Как поцелуи на устах, Глядит – и небеса играют В ее божественных глазах;

Идет ли – все ее движенья, Иль молвит слово – все черты Так полны чувства, выраженья, Так полны дивной простоты.

Они любили друг друга так долго и нежно…

Они любили друг друга так долго и нежно, С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной! Но, как враги, избегали признанья и встречи, И были пусты и хладны их краткие речи.

Они расстались в безмолвном и гордом страданье И милый образ во сне лишь порой видали. И смерть пришла: наступило за гробом свиданье… Но в мире новом друг друга они не узнали.

Она была прекрасна, как мечта…

Она была прекрасна, как мечта Ребенка под светилом южных стран; Кто объяснит, что значит красота: Грудь полная иль стройный, гибкий стан, Или большие очи? — но порой Все это не зовем мы красотой: Уста без слов—любить никто не мог; Взор без огня — без запаха цветок! О небо, я клянусь, она была Прекрасна. я горел, я трепетал, Когда кудрей, сбегающих с чела, Шелк золотой рукой своей встречал, Я был готов упасть к ногам ее, Отдать ей волю, жизнь, и рай, и все, Чтоб получить один, один лишь взгляд Из тех, которых все блаженство — яд!

К Л.- (У ног других не забывал…)

У ног других не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней;

Так память, демон-властелин, Все будит старину, И я твержу один, один: Люблю, люблю одну!

Принадлежишь другому ты, Забыт певец тобой; С тех пор влекут меня мечты Прочь от земли родной;

Корабль умчит меня от ней В безвестную страну, И повторит волна морей: Люблю, люблю одну!

И не узнает шумный свет, Кто нежно так любим, Как я страдал и сколько лет Я памятью томим;

И где бы я ни стал искать Былую тишину, Все сердце будет мне шептать: Люблю, люблю одну!

Отчего

Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно… потому что весело тебе.

Ребенку

О грезах юности томим воспоминаньем, С отрадой тайною и тайным содроганьем, Прекрасное дитя, я на тебя смотрю… О, если б знало ты, как я тебя люблю! Как милы мне твои улыбки молодые, И быстрые глаза, и кудри золотые, И звонкий голосок!— Не правда ль, говорят, Ты на нее похож?— Увы! года летят; Страдания ее до срока изменили, Но верные мечты тот образ сохранили В груди моей; тот взор, исполненный огня, Всегда со мной. А ты, ты любишь ли меня? Не скучны ли тебе непрошеные ласки? Не слишком часто ль я твои целую глазки? Слеза моя ланит твоих не обожгла ль? Смотри ж, не говори ни про мою печаль, Ни вовсе обо мне… К чему? Ее, быть может, Ребяческий рассказ рассердит иль встревожит… Но мне ты всё поверь. Когда в вечерний час, Пред образом с тобой заботливо склонясь, Молитву детскую она тебе шептала, И в знаменье креста персты твои сжимала, И все знакомые родные имена Ты повторял за ней,— скажи, тебя она Ни за кого еще молиться не учила? Бледнея, может быть, она произносила Название, теперь забытое тобой… Не вспоминай его… Что имя?— звук пустой! Дай бог, чтоб для тебя оно осталось тайной. Но если как-нибудь, когда-нибудь, случайно Узнаешь ты его — ребяческие дни Ты вспомни, и его, дитя, не прокляни!

Варенька Лопухина

В студенческие годы, в 1832 году, Лермонтов был представлен русской дворянке Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди полюбили друг друга, причем Лермонтов бережно хранил в сердце образ девушки до самой смерти. Их чувства на тот момент были взаимны, но родители девицы в 1935 году решили выдать ее замуж, подыскав выгодную партию — богатого помещика Н. Ф. Бахметева, который был намного старше ее. Возможно, на брак повлияли слухи об ухаживаниях Мишеля за Екатериной Сушковой.

Может быть, и была Варенька верной и покорной женой, но счастливой ей стать не довелось — муж был ревнив и не разрешал даже вспоминать о Лермонтове. Но она так и не смогла забыть поэта.

После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов виделся с Лопухиной-Бахметевой. К тому времени она уже была больна, и вид ее немного удручал.

Екатерина Сушкова

Еще одни любовные отношения связывают Лермонтова уже со взрослой светской дамой Екатериной Александровной Сушковой. В 1830 году ей он посвящает целый цикл своих стихотворений. Любовная лирика Лермонтова оказалась в новой страдальческой фазе. Но Сушкова поначалу не воспринимала влюбленного в нее Лермонтова и, благосклонно слушая стихи-посвящения, не скрывала насмешливого отношения к их автору. А Лермонтов мог часами спорить с ней до слез, дабы доказать свою правоту.

За 27 лет жизни Лермонтов написал 28 поэм. К этому жанру он обращался чаще сего. Большая часть создана в ранний период творчества Лермонтова. Тематически юношеские поэмы тяготеют к двум направлениям — кавказскому и декабристскому. Лермонтов пока еще заимствует отдельные фразы, сюжетные коллизии, заглавия. Юношеские поэмы открывают нам творческую лабораторию поэта, постигающего законы композиции, различные стилистические фигуры, приемы создания художественного образа.

Из юношеских опытов вырастают два великих романтических образа, созданных поэтом, — это Мцыри и Демон.

В предшествующей литературе ни одну поэму мы не называли философской. Что же есть в лермонтовской поэме, что позволяет относить ее к этому жанру? Это проблема добра и зла, из которой сразу вырастает проблема смысла жизни. Решается эта проблема Лермонтовым на библейском материале, к которому до русского поэта обращались Мильтон, Томас Мур, А. де Виньи, Байрон, Гете и т. д. Каждый из предшественников акцентировал свое понимание вопроса. Лермонтов никого из них не повторяет. Его философская концепция, как и сюжет поэмы, оригинальны и связаны с его творчеством, с присущим ему духом отрицания чуждых идейно-художественных норм.

Екатерина Быховец

Быховец имела много поклонников, причем из окружения поэта. Он имела смуглый цвет лица и карие очи. Она говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень веселым. Однако с ней он был настоящим и почти всегда грустил. Скорее всего, это было предчувствием надвигающейся беды. С ним Екатерина Григорьевна была и в день дуэли, у нее на глазах прошли последние минуты великого поэта. Потом Быховец писала в своих воспоминаниях, что утром они беседовали, а потом ездили с Лермонтовым и общими друзьями на пикник.

Читайте также: