Лем станислав дознание краткое содержание

Обновлено: 25.06.2024


В ненастные, клокочущие туманом и снежной мглой мартовские ночи, в моргах маленьких английских деревень и городков начали передвигаться трупы.Сперва по чуть-чуть, затем все дальше и наконец, стали пропадать совсем. Они исчезали вместе с одеждой и обувью, даже если изначально лежали обнаженными.Скотланд-ярд берется за расследование этого дела.
Этот роман схож с "Насморком", хотя их и разделяет пара десятилетий. И там и здесь происходят странные события, не укладывающиеся в заведенный порядок вещей, есть происшествия, но нет виновников. В отличие от "Насморка", эта книга не предлагает решения, здесь кадаврическая головоломка так и остается неразгаданной.
В принципе, ответ возможен, но он лежит вне области рационального. Инспектор отрабатываает одну гипотезу за другой, не брезгуя самым нелепым объяснением, лишь бы не скатиться в пропасть мистического решения. Он не поверит в чудо, даже если подержит его в руках. Сама мысль, что кто-то может управлять человеческими судьбами вызывает в нем ледяной ужас, проникая в самые потаенные мысли и сны. Недаром, даже во сне его преследует образ кукловода, манипулирующего парой марионеток. В образе испектора Грегори автор показал кризис рационального сознания. Яростно отрицая какую-либо мистическую подоплеку событий, он тем не менее, страшно боится, что ответ придет именно из этой сферы. Что и отличает его от математика доктора Сисса, для которого данный случай лишь очередная возможность испытать силу статистического анализа. Он вычислит последовательность событий, их протяженность во времени и корреляцию с другими внешне не связанными факторами. Сама же движущая сила оживления мертвяков находится совершенно вне сферы его интересов, поэтому он и не тратит время на рефлексию по их поводу. Что еще раз подтверждает, что в каждом атеисте глубоко внутри находится страх оказаться неправым. Равнодушный к подобным проблемам человек просто проходит мимо.
Отличный роман, в котором Лем создает леденящую атмосферу подлинного ужаса, не педалируя эмоции и не использовав ни одной страшной сцены.

libking

Станислав Лем - Дознание краткое содержание

Командору Пирксу предложили испытать. команду - смешанный экипаж с участием новых человекоподобных роботов. Насколько они хороши в использовании и могут ли применяться в дальнейшем? От его решения зависит, пойдут ли эти роботы, неотличимые внешне от человека, в серийное производство или нет.

Командор соглашается, и ему представляют пятерых членов экипажа. Но кто из них робот, и как определить это.

Дознание - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

— Вас зовут Шеннэн Куин?

— Да, председатель; это было одним из условий договора, который заключали со мной арматоры.

— Вы знали причины, по которым вам дали псевдоним?

— Я знал эти причины, председатель.

— Какие функции выполняли вы на борту?

— Я был вторым пилотом.

— В восемь тридцать по бортовому времени мы пересекли внешний периметр спутников Сатурна на гиперболической скорости и начали торможение, которое продолжалось до одиннадцати. За это время мы сбросили гиперболическую и на удвоенной орбитальной нулевой начали маневр перехода на круговую орбиту, чтобы, находясь на ней, вывести искусственные спутники в плоскость кольца.

— Говоря об удвоенной нулевой, вы имеете в виду скорость пятьдесят два километра в секунду?

— Да, председатель. В одиннадцать кончилась моя вахта, но, поскольку при маневрировании приходилось непрерывно корректировать курс, я только поменялся местами с первым пилотом, который с этого момента вел корабль, тогда как я исполнял обязанности штурмана.

— Кто приказал вам так поступить?

— Командир, судья. Вообще-то это обычный порядок в таких условиях. Нашей целью было подойти как можно ближе на безопасное расстояние к границе Роша в плоскости кольца и оттуда, с почти круговой орбиты, поочередно запустить три зонда-автомата, которые потом надлежало дистанционным способом, управляя по радио, ввести в пределы сферы Роша. Один из зондов следовало вывести на орбиту внутри щели Кассини, то есть в пространство, отделяющее внутреннее кольцо Сатурна от внешнего, а остальные два предназначались для контроля за его движением. Может быть, нужно объяснить подробней?

— С какой целью предполагалось вывести на орбиту два контролирующих спутника? Не считаете ли вы, что хватило бы одного?

— Считали ли вы это задание трудным или опасным?

— Оно не было ни слишком трудным, ни особенно опасным при условии, что все маневры будут проделаны четко и без помех. У нас считается, что окрестности Сатурна — это мусорная свалка, похуже чем возле Юпитера, но зато ускорения, которые требуются для маневра, там куда меньше, чем на юпитерской орбите, а это дает значительное преимущество.

— Пилотов. ну, и навигаторов.

— Одним словом, космонавтов?

— Да. Примерно в двадцать часов по бортовому времени мы подошли практически к внешней границе кольца.

— В его плоскости?

— Да. На расстояние около тысячи километров. Датчики уже там констатировали значительное запыление пространства. Корабль получал около четырехсот пылевых микроударов в секунду. В соответствии с программой мы вошли в сферу Роша над кольцом и с круговой орбиты, практически параллельной щели Кассини, начали выбрасывать зонды. Первый зонд мы выбросили в пятнадцать часов по бортовому времени и с помощью радарного пульсатора ввели его в щель. Это было как раз моей обязанностью. Первый пилот помогал мне, поддерживая минимальную тягу. Благодаря этому мы обращались практически с той же скоростью, что и кольца. Кальдер маневрировал очень умело. Он держал тягу именно на таком уровне, который позволял правильно ориентировать корабль — носом вперед. Без тяги сразу же начинается кувыркание.

— Кто, кроме вас и первого пилота, находился в рулевой рубке?

— Все. Вся команда. Командир сидел между мной и Кальдером, ближе к нему, потому что он так расположил свое кресло. За мной находились инженер и электронщик. Доктор Барнс сидел, кажется, за командиром.

Все мы знаем, что происходит с фантастическими фильмами прошлых лет, в которых весь упор был сделан на спецэффекты. Они безнадежно устаревают через 2-3 десятилетия. К счастью, с советско-польской лентой "Дознание пилота Пиркса" это не произошло. Дело в том, что в данном случае фантастика была просто яркой оберткой для истории, рассказанной в фильме. Она потускнела, но содержимое не испортилось: остался крепкий детективный сюжет и философско-этическая составляющая. Так что фильм относительно неплохо смотрится и сейчас.

Более того, возможно, у людей 50+ он вызывает легкое чувство ностальгии по их детству. Дело в том, что кинематографисты на съемках фильма использовали реально существующие вещи, а не создавали макеты тех предметов, которыми будут пользоваться люди недалекого будущего, то есть, почти что мы с вами. Так что в "Дознании" можно увидеть и машины конца 1970-х, и аэропорты, играющие роль космодромов ("Шереметево" и "Шарль де Голль"), и даже МакДоналдс, который для советских киношников был четкой приметой западного образа жизни.

Содержание

Сюжет

В ходе полёта некоторые члены экипажа по собственной инициативе делятся с Пирксом информацией о своём происхождении, а также наблюдениями за другими членами экипажа. Сначала второй пилот Браун заявляет, что он — человек, а также делится своими наблюдениями о неестественном поведении электронщика Отиса. Затем корабельный врач Новак сообщает, что он — робот, мотивируя своё признание тем, что отказ от массового выпуска роботов его модели поможет ему сохранить индивидуальность. Новак рассказывает Пирксу, как однажды медсестра во время операции нечаянно разрезает скальпелем его руку и, видя там вместо плоти переплетение проводов, впадает в истерику. Ядерщик Курт Вебер говорит, что не может выдать тайну, но сам считает, что Браун — не человек. Первый пилот Калдер вообще уходит от разговора. Некто подбрасывает Пирксу видеокассету, на которой член экипажа-робот признаётся, что планирует захватить власть на Земле. Пиркс решает, что только человеческая слабость сможет победить робота.

По возвращении на Землю Пиркс предстаёт перед космическим трибуналом. Обвинение настаивает на том, что Пиркс проявил преступную пассивность, не отдав приказаний первому пилоту, что погубило робота Калдера и поставило корабль на грань катастрофы. По требованию защиты демонстрируют кассету с записью мыслей Калдера, становится ясным, что первый пилот намеренно вывел из строя второй зонд и хотел поймать Пиркса в ловушку: любой его приказ привёл бы к гибели экипажа. Однако молчание и растерянность Пиркса вынудило Калдера пойти ва-банк — человеческая слабость победила робота. Пиркс благодарит Новака, нашедшего кассету в останках Калдера, полагая, что Новак — человек, и вдруг замечает на его ладони шрам от скальпеля.

После бурных акций протеста серийное производство роботов сворачивается. Пиркс подозревает, что уцелевшие роботы затерялись среди людей.

Особенности фильма

Несмотря на то что события, показанные в фильме, происходят в достаточно далёком будущем (примерно 30-е — 40-е годы XXI века), многие вещи уже сейчас выглядят анахронизмом. В фильме полностью отсутствуют устройства мобильной связи. Пиркс звонит в офис из телефона-автомата; члена экипажа Брауна бармен подзывает к стационарному телефону. В системах видеонаблюдения используются чёрно-белые кинескопные мониторы, несмотря на то, что в 1978 году, когда снимали фильм, уже существовали ЖК-матрицы. Явным анахронизмом также выглядят грузовой фургон Ford Transit Mark 1, который выпускался в 1965—1978 годах, и вертолёт Ми-2.

Места съёмки

Оценка

Другие факты

— Ваш мир для меня бесконечно пуст, ваши идеалы смешны, а ваша демократия — это только власть интриганов. И тогда я понял, что роль слуги человека не удовлетворяет меня, поэтому я решил взять власть в свои руки, чтобы человечество осознало, как оно просчиталось, создав покорную себе куклу.

Дознание пилота Пиркса кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Владимир Валуцкий , Марек Пестрак

Арво Пярт

Виктор Жилко , Ежи Снежавский

Сергей Десницкий , Александр Кайдановский , Владимир Ивашов , Тыну Саар , Зыгмунт Белявский , Файме Юрно , Болеслав Абарт , Януш Быльчиньский , Ежи Калишевский , Эугениуш Куявский , Эва Лейчак , Збигнев Лесень , Фердинанд Матысик , Эрвин Новяшек , Игор Пшегродский , Мечислав Яновский , Марек Идзиньский

Фантастическая драма. По рассказу Станислава Лема "Дознание".

К творчеству великого польского фантаста Станислава Лема мировой кинематограф обращался неоправданно редко - пожалуй только роман "Солярис" привлек внимание режиссеров и сценаристов, он был экранизирован дважды (А. Тарковским и С. Содербергом). А между тем цикл рассказов о пилоте Пирксе занимает особое (если не любимое) место в творчестве писателя. Он самый динамичный и протяженный по времени. Начинаясь в спокойных, даже слегка юмористичных тонах ("Полет к Луне"), по мере возмужания главного героя цикл приобретает все более драматичный оттенок (рассказы "Патруль", "Охота на Сэтавра", "Альбатрос") и, наконец, возвышается почти до трагедии ("Ананке ", "Терминус"). Рассказ "Дознание" принадлежит к серединной части цикла - Пиркс уже давно не желторотый курсант, но еще не достиг высот астрогатора - высшей должности в космофлоте по иерархии автора. В чем фабула рассказа "Дознание"?
Одна известная интэлектронная корпорация приглашает Пиркса совершить полет к Сатурну и выступить в роли эксперта в оценке своего экипажа, необычного экипажа, состоящего из людей и человекоподобных роботов, различить невозможно без использования спецсредств (рентрен и т.п.). На прямой вопрос о происхождении робот не ответит, так его запрограммировали, а применять технические средства Пирксу запретили. Цель полета - дать оценку экипажу, не зная, кто робот, а кто - человек. Пиркс сознает, что при положительной оценке начнется массовое производство роботов - космонавтов и многим людям путь в космос будет закрыт. Так почему же именно Пиркс ? Он абсолютно неподкупный, у него нет семьи (во всем цикле рассказов вы не найдете упоминания о таковой), космос для него это ВСЕ. Решающим доводом для согласия Пиркса на этот полет было неудавшееся покушение на него со стороны людей, чьи интересы были не на стороне истины, а на стороне бизнеса - любого другого можно было бы запугать, подкупить, но не Пиркса. Полетное задание предусматривало рискованный элемент - пролет через щель Кассини (кольцо у Сатурна неоднородное, есть щель между поясами льда и камней шириной от 20 до 200 км, названная в честь разглядевшего ее астронома) и сбросить там 2 спутника. Именно пролет через щель и был кульминацией полета, моментом истины для экипажа, там и обнаружилось "кто есть кто", а до этого весь экипаж дружно пудрил мозги своему командиру, пытаясь помочь ему вычислить роботов. Приятного просмотра!
М. Забабурин

последнее обновление информации: 24.09.18

критика

Фильм "Дознание пилота Пиркса", поставленный по роману Станислава Лема, переносит нас в эпоху освоения космического пространства. человекообразными роботами. Командиру корабля Пирксу поручено нелегкое задание: разгадать, кто из членов экипажа "нечеловек".
Характеры астронавтов намечены в картине лишь эскизно, поэтому основное внимание переключается на технический антураж. Броско снята и сцена гибели одного из роботов: разрывается эластичная ткань, имитирующая кожу, обнажая артерии и вены цветных проводов. Зрелищность выходит на первый план, футурологические размышления - на второй. Зрелищем в чистом виде фильм не стал из-за предпринятой попытки рассмотреть нравственную проблему сотрудничества людей с их электронными подобиями, из-за утомительно длинных бесед и монологов. Фильм-исследование, философское размышление, по-моему, тоже не получился.

Читайте также: